12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Маслова Наталья Николаевна20

Государственное общеобразовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«Краснодонская средняя школа №1

имени А.М. Горького»

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы _________Н.В. Егоренко

31.08.2020 год


УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы _________Н.В. Егоренко

____________


УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы _________Н.В. Егоренко

____________

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы _________Н.В. Егоренко

____________

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы _________Н.В. Егоренко





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по географии

(базовый уровень)

5-9 классы

(срок реализации: 5 лет)



Составители рабочей программы:

Маслова Наталья Николаевна

Егоренко Наталья Владимировна

2020




Содержание

1.

Пояснительная записка

3

2.

Содержание учебного предмета

15

3.

Календарно-тематическое планирование

16

4.

Учебно-методическое обеспечение

38






























Пояснительная записка


Настоящая рабочая программа написана на основании следующих нормативных документов:

1. Конституции Луганской Народной Республики

2. Закона Луганской Народной Республики от 30.09.2016 № 128-II «Об образовании» (с изменениями).

3. Государственного образовательного стандарта основного общего образования Луганской Народной Республики, утвержденный приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 21 мая 2018 года № 495-ОД, зарегистрированный в Министерстве юстиции Луганской Народной Республики 13.06.2018 за № 202/1846.

4. Примерной программы для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по географии для V- IХ классов (базовый уровень)

5. Приказа № 600-од от 10.06.2020 «Об утверждении примерных программ для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по общеобразовательным предметам базового, углубленного и профильного уровней преподавания

6. Приказа МОН ЛНР от 28.07.2017 года № 505 (приложение «Методические рекомендации по составлению рабочих программ в общеобразовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики)

7. Приказа Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 10.10.2016 № 375 «Об использовании учебников в образовательных учреждениях Луганской Народной Республики».

8. Приказа Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 06.03.2017 № 86 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в общеобразовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики».

9. Приказа Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 14.02.2018 № 139-од «Об утверждении Методических рекомендаций по оцениванию учащихся образовательных организациях (учреждениях) в системе общего образования Луганской Народной Республики».

10. Приказа Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 16.07.2018 № 692-од «Об использовании в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики учебной литературы».

11. Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 20.07.2018 № 701-од «Об утверждении программ для образовательных организаций (учреждений) общего, среднего и дополнительного образования Луганской Народной Республики».

12. Приказа Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 17.08.2018 № 774-од «Единые рекомендации по выполнению единых требований к устной и письменной речи учащихся и педагогического коллектива» (приложение № 5).

13. Приказа Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 20.11.2018 № 1059-од «Об использовании в образовательных организациях (учреждениях) учебной литературы».

14. Приказа Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 04.08.2020 № 715-од «Об утверждении Методических рекомендаций по организации образовательного процесса в 2020-2021 учебном году в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики».15. Приказа Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 04.08.2020 № 713-од «Об утверждении Методических рекомендаций по преподаванию учебных предметов в 2020-2021 учебном году в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики».

16. Приказа Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 04.08.2020 № 713-од «Об утверждении Методических рекомендаций по преподаванию учебных предметов в 2020-2021 учебном году в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики»

17. Приказа Управления образования Администрации города Краснодона и Краснодонского района от 01.07.2020 г. № 216-ОД «Об организованном начале 2020-2021 учебного года в общеобразовательных учреждениях города Краснодона и Краснодонского района».

18.Приказа Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 26.06.2020 № 626-од «Об организованном начале 2020-2021 учебного года в общеобразовательных организациях Луганской Народной Республики».

19. ГСанПиН 5.5.2.008-01 «Государственные санитарные правила и нормы устройства, содержания учебных заведений и организации учебно-образовательного процесса».

20. Устава ГОУ ЛНР «Краснодонская средняя школа №1 имени А.М. Горького».

21. Учебного плана ГОУ ЛНР «Краснодонская средняя школа № 1 имени А.М.Горького» на 2020-2021 учебный год.

Настоящая программа разработана на основе Примерной программы для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по географии для V-IХ классов (базовый уровень).

Рабочая программа ориентирована на учебник по географии предметной линии «Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеева.

Согласно учебному плану на изучение курса географии в 5-6 классе - 34 часа, то есть один час в неделю. В 7-9 классах, предусматривается в соответствии с учебным планом средней школы: 68 часов по 2 часа в неделю.

Программа отвечает современным новым требованиям, предъявляемым к географическому образованию, ориентированных на обеспечение его каче- ства, повышение личностных, предметных и метапредметных результатов обучения обучающихся основной школы.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»

География в основной школе – предмет, формирующий у обучающихся систему комплексных социально-ориентированных знаний о Земле как о планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения, об особенностях и динамике главных природных, экологических процессов, протекающих в географическом пространстве, о проблемах взаи- модействия природы и общества, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

География – это учебный предмет, способный успешно выполнить задачу интеграции содержания образования в области естественных и общественных наук, обеспечивая значительный вклад в повышение общекультурного уровня обучающихся.

Построение содержания учебного предмета «География» осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведче- ской составляющих.

Содержание предмета направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных компетенций. Основу познавательных учебных действий составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, воспроизводить по памяти информацию, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Основу коммуникативных учебных действий составляют такие действия, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

Содержание материала курса «Общая география» в V-VI классах нацелено на формирование у обучающихся знаний о географических путешествиях и исследовании Земли, о неоднородности и целостности Земли как планеты людей, о составе, строении и свойствах оболочек Земли, о влиянии природы на жизнь и хозяйство людей; топографо-картографических знаний и умений, позволяющих осознать, что план и карта – выдающиеся произведения человеческой мысли, обеспечивающие ориентацию в географическом пространстве; знаний о Земле как о планете Солнечной системы и о следствиях вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца; о расселении людей по планете, о государствах и их столицах.

Таким образом, в V-VI классах начинается формирование общей географической культуры обучающихся и постепенное обучение картографическому языку. Обучающиеся овладевают основными географическими представлениями и понятиями, приобретают определенные умения и навыки в работе с различными источниками географической информации.

Содержание материала курса «География материков и океанов» в VII классе способствует углублению знаний обучающихся о природных закономерностях на Земле и о населении планеты; развитию базовых знаний страноведческого характера: о природе материков и океанов, их крупных регионов и стран, о населении, особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях, о культуре, традициях. Содержание курса создает необходимую основу для понимания обучающимися роли географической оболочки в жизни людей и воздействия общества на природные условия.

В VIII классе – «Физическая география», в IX классе – «Социальная и экономическая география». Данные курсы являются составной частью региональной географии и обеспечивают необходимую связь глобальных и региональных аспектов в изучении природы и экономики Луганской Народной Республики и России. В таком подходе прослеживается интеграция физико- географического и социально-экономического содержания, с целью формирования у обучающихся целостного представления об особенностях природы, населения и хозяйства на земле.

Курс «Физическая география» в VIII классе даст возможность понять особенности природных условий и природных ресурсов, общие географические закономерности Луганщины и России, а также важность и необходимость их изучения и учета в деятельности человека, формировать основу для дальнейшего географического образования. Курс «Социальная и экономическая география» в IX классе завершает базовое географическое образование, является основой понимания многих социально-экономических понятий. Его содержание связано с ключевыми экономическими, экологическими, социальными вопросами.

Программа учитывает возможность получения знаний, в том числе через практическую деятельность. В программе содержится примерный перечень практических работ. При составлении рабочей программы учитель вправе выбрать из перечня те работы, которые считает наиболее целесообразными с учетом необходимости достижения предметных результатов.


ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ


Целями изучения географии в основной школе являются:

формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

формирование целостного географического образа планеты Земля на разных его уровнях (планета в целом, территории материков, своего региона и т.д.);

понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учётом исторических факторов, значения окружающей среды и рационального природопользования;

формирование знаний о компонентах природы и природных комплексах своей местности, обеспечение научного понимания целостности природной среды;

формирование знаний о населении, развитии и размещении хозяйства, внешнеэкономических связях региона;

развитие картографической грамотности и культуры;

формирование у обучающихся национального самосознания, чувства любви к родной земле, уважительного отношения к национальным традициям и обычаям своего народа, ответственного отношения к родной природе, готовности к активным действиям по ее охране;

формирование системы интеллектуальных, практических, учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде;

формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально-коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, проекты, карты, компьютерные программы, презентации);

формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных универсальных действий, обеспечивающих возможность самостоятельного усвоения обучающимися знаний по географии;

понимание закономерностей размещения населения в связи с природными и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;

формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.


ЗАДАЧИ КУРСА

расширить и конкретизировать представления о пространственной неоднородности поверхности Земли на разных уровнях ее дифференциации;

создать образные представления о крупных регионах материков, использовании природных богатств в хозяйственной деятельности;

усилить гуманистическую и культурологическую направленность содержания курса посредством комплексных страноведческих характеристик регионов и стран, в центре которых – человек, люди, народы, их образ жизни, материальная и духовная культура, хозяйственная деятельность;

способствовать воспитанию у учащихся в духе уважения к другим народам посредством развития знаний об истории, традициях и образе мышления людей другой культуры;

продолжить развитие картографической грамотности школьников посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба;

учить извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории.


ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Личностным результатом обучения географии в основной школе явля ется формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, цен- ностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и этических принципов и норм поведения.

Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:

воспитание гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;

формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям своего народа и мира;

освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской творческой и других видах деятельности;

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.


Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать её, давать определения понятиям, классифицировать, строить логическое рассуждение, структурировать материал, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические зада- ния, в том числе проектные;

формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности;

умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;

формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств информационных технологий (компьютеров, программного обеспечения) как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий;

формирование умений рационально использовать широко распротранённые инструменты и технические средства информационных технологий;

умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета);

умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;

умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;

умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего реше- ния в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов;

продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения кофликтов;

умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия.

Предметные результаты освоения основной образовательной програм- мы по географии.

В V классе обучающийся научится:

характеризовать основные этапы географического изучения Земли (в древности, в эпоху Средневековья, в эпоху Великих географических открытий, в XVII-XIX вв., современные географические исследования и открытия);

описывать вклад великих путешественников в географическом изучении Земли, маршруты их путешествий по физической карте; способы получения географической информации на разных этапах географического изучения Земли;

выбирать источники географической информации (текстовые, картографические, видео- и фотоизображения, интернет-ресурсы), необходимые для изучения истории географических открытий и важнейших географических исследований современности;

находить в различных источниках информации (включая интернет-ресурсы) факты, позволяющие определять вклад российских ученых и путешественников в развитие знаний о Земле;

представлять информацию о путешествиях и географических исследованиях Земли, представленную в одном или нескольких источниках информации;

приводить примеры географических объектов, процессов и явлений, изучаемых различными ветвями географической науки;

различать изученные географические объекты, процессы и явления: план и географическая карта; орбита и ось Земли, полярный день и полярная ночь; полюса, экватор, тропики и полярные круги; жаркий, умеренный и полярный географические пояса; литосфера: состав и строение, свойства, минералы и горные породы, ядро, мантия, материковая и океаническая земная кора, землетрясение, эпицентр и очаг землетрясения, конус и жерло вулкана, острова (материковые, вулканические и коралловые), планетарные формы рельефа материки, впадины океанов, формы рельефа суши (горы и равнины); формы рельефа дна Мирового океана (шельф, срединно-океанические хребты, ложе океана), полезные ископаемые;

распознавать проявление изученных географических явлений в окружающем мире, выделяя их существенные свойства/признаки, в том числе: землетрясение, медленное колебание земной коры, движение литосферных плит, вулканизм, внешние и внутренние процессы рельефообразования, физическое, химическое и биологическое выветривание; приводить примеры изменений в литосфере в результате деятельности человека на примере своей местности и мира; опасных природных явлений в литосфере;

использовать планы, топографические и географические карты, глобус для получения информации, необходимой для решения учебных и (или практико-ориентированных задач: определения направлений, азимута, определения расстояний при помощи масштаба, определения географических координат, описания местоположение крупнейших форм рельефа на территории материков и стран;

характеризовать форму и размеры Земли, географические следствия ее движения, влияние Солнца и Луны на мир живой и неживой природы;

объяснять причины смены дня и ночи и времен года;

устанавливать эмпирические зависимости между продолжительностью дня и географической широтой местности, между высотой солнца над горизонтом и географической широтой местности на основе анализа данных наблюдений;

классифицировать горные породы по происхождению, формы рельефа суши по высоте и по внешнему облику;

называть причины землетрясений и вулканических извержений;

показывать на карте и обозначать на контурной карте материки и океаны, крупные формы рельефа Земли.

В VI классе обучающийся научится:

находить, извлекать и использовать информацию из различных источников (картографические, текстовые, видео- и фотоизображения, интернет-ресурсы), необходимую для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач: описывать по физической карте полушарий, физической карте России, карте океанов, глобусу местоположение изученных географических объектов; определять тенденции изменений температуры воздуха, количества атмосферных осадков в зависимости от географического положения объектов;

определять соленость вод морей/озер, сравнивать реки по заданным показателям, годовое количество осадков, выпадающих на разных широтах, особенности растительного и животного мира в природных зонах мира;

получать информацию об отдельных компонентах природы Земли с использованием карт различного содержания;

различать изученные географические объекты, процессы и явления в геосферах: гидросфера: состав, строение и свойства, части Мирового океана (моря, заливы, проливы, каналы), движение вод в океане (волны, приливы и отливы, океанические течения); реки (равнинные и горные), части реки (исток, устье, притоки), речная система, речной бассейн, пороги и водопады, питание и режим рек, озера (типы озёр по происхождению котловин, озера сточные и бессточные); болота, подземные воды их виды; гейзеры, горные и покровные ледники, многолетняя мерзлота; атмосфера: состав и строение, свойства; температура воздуха, ее зависимость от нагревания поверхности от угла падения солнечных лучей, суточный и годовой ход температуры воздуха, амплитуда температур; образование облаков и их виды, туман; образование атмосферных осадков, их виды и распределение; атмосферное давление и ветры (бризы, муссоны, пассаты); погода и климат, климатообразующие факторы, климаты Земли; глобальные климатические изменения; биосфера: состав и границы, разнообразие животного и растительного мира, жизнь на суше и в океане, человек как часть биосферы; распространение людей на Земле, расы человека; географическая оболочка: состав, строение и свойства (целостность, зональность, ритмичность); природно-территориальный комплекс, природная зональность и высотная поясность, почвы;

распознавать проявление изученных географических явлений в окружающем мире, выделяя их существенные свойства, являющиеся отражением таких свойств географической оболочки как зональность и азональность, ритмичность и целостность;

характеризовать значение географических сфер в жизни Земли, а также круговоротов воды, газов и биологических веществ в природе;

приводить примеры изменений в геосферах в результате деятельности человека на примере своей местности, и мира; путей решения существующих экологических проблем в различных сферах географической оболочки; опасных природных явлений в географических сферах и средств их предупреждения; актуальных исследований в геосферах;

проводить измерения основных элементов погоды с использованием аналоговых и (или) цифровых приборов (термометр, барометр, анемометр, флюгер) и представлять результаты наблюдений в табличной и (или) графической форме;

устанавливать зависимость между температурой воздуха и его относительной влажностью на основе анализа графиков суточного хода температуры воздуха и относительной влажности;

объяснять значение круговорота газов, воды и биологических веществ в геосферах, причины образования ветра, приливов и отливов, зависимость нагревания земной поверхности от угла падения солнечных лучей;

использовать знания об особенностях отдельных компонентов природы Земли и взаимосвязях между ними для решения учебных и практических задач: сравнения свойств атмосферы в пунктах, расположенных на разных высотах над уровнем моря; сравнения количества солнечного тепла получаемого земной поверхностью при различных углах падения солнечных лучей, определения суточных и годовых амплитуд температуры воздуха;

классифицировать моря по местоположению (внутренние, окраинные, межостровные);

показывать на карте и обозначать на контурной карте крупнейшие моря, заливы, проливы и каналы, реки и озера Земли;

описывать положение на карте главных течений, глубоководных желобов и впадин Мирового океана, крупных островов и полуостровов, природных зон.

В VII классе обучающийся научится:

находить, извлекать и использовать информацию из различных источников (картографические, текстовые, видео- и фотоизображения, интернет-ресурсы) необходимую для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач: описывать и сравнивать географическое положение географических объектов на карте; выявлять взаимосвязи между компонентами природы в пределах отдельных территорий, оценивать последствия изменений компонентов природы в результате деятельности человека, выявлять и сравниватьособенности природы, населения и хозяйства отдельных территорий и акваторий, сравнивать соленость поверхностных вод Мирового океана на разных широтах и выявлять закономерности ее изменения, составлять комплексные характеристики природы и (или) населения и его хозяйственной деятельности, определять географические объекты (страны, природные комплексы) на основе интеграции и интерпретации информации об особенностях их природы и населения, представленную в одном или нескольких источниках информации;

различать изученные географические объекты, процессы и явления: история формирования рельефа Земли (древние платформы и молодые плиты, области складчатости); климатообразующие факторы; циркуляция атмосферы: типы воздушных масс и преобладающие ветры (пассаты, тропические (экваториальные) муссоны, западные ветры, северо-восточные ветры); типы климатов; этапы заселения и освоения Земли человеком, численность населения мира; размещение и плотность населения; языковая классификация народов мира, мировые и национальные религии; география видов хозяйственной деятельности, города и сельские поселения; многообразие стран мира, их основные типы, культурно-исторические регионы мира;

характеризовать закономерности изменения в пространстве рельефа, климата, внутренних вод и органического мира; особенности природы и ресурсов материков и океанов Земли, особенности хозяйственной деятельности человека;

приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий и давать им объективную оценку;

приводить примеры объектов природного и культурного наследия ЮНЕСКО на различных материках;

использовать знания о населении материков, стран и взаимосвязях между компонентами природы, между природой и обществом для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: объяснять особенности компонентов природных комплексов, населения и хозяйства отдельных территорий; сравнивать особенности природных комплексов и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран, объяснять различия годового хода температуры воздуха по сезонам года в северном и южном полушариях; объяснять различия структуры высотных поясов горных систем на разных материках;

объяснять различия рельефа и внутренних вод материков Северного и Южного полушария;

сравнивать особенности климата и зональных природных комплексов материков Северного и Южного полушария;

представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;

показывать на карте и обозначать на контурной карте крупные формы рельефа, крайние точки и элементы береговой линии материков; крупные реки и озера, границы климатических поясов и природных зон материков;

описывать положение на карте крупных стран и природных районов на отдельных материках

В VIII классе обучающийся научится:

находить, извлекать и использовать информацию из различных источников географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: оценивать влияние географического положения на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения страны и её отдельных регионов; определять возраст пород, слагающих территорию, выявлять взаимосвязи между тектоническим строением и размещением крупных форм рельефа, зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом, объяснять закономерности распространения гидрологических опасных природных явлений на территории страны, описывать погоду территории по карте погоды; на основе имеющихся знаний и сравнения дополнительных источников выделять информацию, которая является противоречивой или может быть недостоверной;

выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), необходимые для изучения особенностей природы России и Луганской Народной Республики;

представлять в различных формах (таблицы, графики, географическое описание) географическую информацию, необходимую для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

различать изученные географические объекты, процессы и явления: страны-соседи, географическое положение, местное, поясное и зональное время; природные условия и природные ресурсы; основные тектонические структуры на территории России и Луганщины, области современного горообразования, землетрясений и вулканизма, основные формы рельефа; древнее и современное оледенение, работа текучих вод, ветра, моря и их влияние на формирование рельефа, антропогенные формы рельефа, минеральные ресурсы; солнечная радиация и её виды, радиационный баланс, влияние подстилающей поверхности и рельефа на климат, циркуляция воздушных масс на территории России и Луганщины, атмосферные фронты, циклоны и антициклоны, испаряемость, коэффициент увлажнения, агроклиматические ресурсы, опасные и неблагоприятные гидрометеорологические явления, карты погоды; водные ресурсы, факторы почвообразования, основные зональные типы почв, почвенные ресурсы, изменение почв в ходе их хозяйственного использования, меры по сохранению плодородия почв – мелиорация земель (борьба с эрозией, осушение, орошение, внесение удобрений), рекультивация земель; рациональное природопользование и устойчивое развитие, особо охраняемые природные территории России и Луганщины (заповедники, заказники, национальные природные парки, памятники природы);

классифицировать природные ресурсы, типы почв и типы климатов;

показывать на карте и обозначать на контурной карте крупные формы рельефа, крайние точки и элементы береговой линии; крупные реки и озера, границы климатических поясов и природных зон в пределах страны; описывать положение на карте: стран-соседей России, Луганской Народной Республики, крупных форм рельефа и элементов гидрографической сети, границы природных районов, крупнейших заповедников и национальных парков.

В IX классе обучающийся научится:

выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), необходимые для изучения особенностей населения и (или) хозяйства России и Луганской Народной Республики;

представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

находить, извлекать и использовать информацию из различных источников географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: сравнивать показатели воспроизводства и качества населения с мировыми показателями и показателями других стран; сравнивать и оценивать влияние отдельных отраслей хозяйства на окружающую среду; выделять информацию, которая является противоречивой или может быть недостоверной; определять информацию, недостающую для решения той или иной задачи;

различать изученные географические объекты, процессы и явления: государственная граница и территория, территориальные воды; экономическая зона, континентальный шельф; федеративное устройство, районирование, макрорегионы России; рождаемость, смертность и естественный прирост, половой и возрастной состав и структура населения, половозрастные пирамиды, Россия – многонациональное и поликонфессиональное государство, размещение населения, основная полоса (зона) расселения, городское и сельское население, виды городских и сельских населенных пунктов, урбанизация, крупнейшие города и городские агломерации, функции городов, монофункциональные города; виды миграций (внешние и внутренние, эмиграция и иммиграция), миграционный прирост, причины миграций и основные направления миграционных потоков в России и Луганской Народной Республики; хозяйство Луганской Народной Республики, России (состав, отраслевая, функциональная и территориальная структура, факторы и условия размещения производства, современные формы размещения производства), валовой внутренний продукт (ВВП), валовой региональный продукт (ВРП) и индекс человеческого развития (ИЧР) как показатели уровня развития страны и её регионов, человеческий и производственный капитал, топливно-энергетический комплекс (ТЭК), факторы размещения предприятий ТЭК, машиностроительный комплекс, факторы размещения машиностроительных предприятий, чёрная и цветная металлургия, факторы размещения предприятий металлургического комплекса, химическая промышленность, факторы размещения отдельных отраслей химической промышленности, лесопромышленный комплекс, факторы размещения предприятий лесопромышленного комплекса, агропромышленный комплекс, факторы размещения предприятий агропромышленного комплекса (АПК), сфера услуг, факторы размещения предприятий и организаций сферы услуг, виды транспорта, грузооборот, пассажирооборот; находить, извлекать и использовать показатели, характеризующие отраслевую, функциональную и территориальную структуру хозяйства Луганской Народной Республики, России для решения практико-ориентированных задач;

использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре и размещении населения, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе населения, о факторах и условиях размещения хозяйства для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства, размещения отдельных предприятий; оценивать условия производства отдельных территорий для размещения предприятий различных производств;

характеризовать основные особенности хозяйства; влияние географического положения на особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства;

объяснять географические различия населения и хозяйства отдельных территорий;

сравнивать географическое положение, географические особенности природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства Луганской Народной Республики и отдельных регионов России;

проводить классификацию населенных пунктов по заданным основаниям; распознавать показатели, характеризующие демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Луганской Народной Республики, отдельных регионов России (естественное движение населения, рождаемость, смертность, внутренние и внешние миграции, миграционный прирост).

Обучающийся получит возможность научиться:

ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

строить простые планы местности;

создавать простейшие географические карты;

моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ;

использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества;

примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;

приводить примеры, показывающие роль практического использования знаний о населении в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества, стран и регионов;

самостоятельно проводить по разным источникам информации исследование, связанное с изучением населения;

классифицировать климаты территорий на основе анализа климатических диаграмм (климатограмм); страны по разным количественным показателям особенностей населения (численности, плотности, расовому, этническому и религиозному составу, доли городского населения) на основе анализа различных источников информации;

объяснять особенности адаптации человека к разным природным условиям;

сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;

оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;

объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами;

оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, Луганской Народной Республики, обусловленные мировыми геодемо-графическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы;

составлять описание природного комплекса; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;

делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;

выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения, половозрастной структуры, развитии человеческого капитала в России, Луганской Народной Республики;

оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику;

выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации, гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства России, Луганской Народной Республики;

обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства; оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России, Луганской Народной Республи


Содержание учебного предмета

Рабочая программа составлена на основе примерной программы для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по географии 5-9 классы (базовый уровень) и ориентирована на учебник по географии предметной линии «Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеева. Количество часов, отводимых на изучение курса географии в 5-6 классе - 34 часа, то есть один час в неделю. В 7-9 классе - 68 часов,то есть 2 часа в неделю.

Курс предусматривает последовательное изучение разделов со следующим распределением часов:

Содержание программного материала (разделы, темы программы)

Количество часов

5 класс

6 класс

7

класс

8 класс

9 класс

1

Развитие географических знаний о Земле

4





2

Планета Земля

4





3

План и карт

10





4

Человек на Земле

4





5

Литосфера-верхняя оболочка Земли

10





6

Гидросфера – водная оболочка Земли


11




7

Атмосфера – воздушная оболочка Земли


10




8

Биосфера – живая оболочка Земли


3




9

Географическая оболочка


9




10

Введение



3



11

Население Земли



6



12

Природа Земли



14



13

Природные комплексы и регионы



5



14

Материки и страны



35



15

Введение




1

1

16

Государства на карте мира. Географические исследования




18



17

Общая характеристика природных условий и природных ресурсов края





33


18

Природные комплексы




7


19

Взаимодействие человека и природы




5


20

Экономико-географическое положение страны на карте мира





6

21

Население





12

22

Хозяйство





34

23

Районирование





11

24

Повторение (резерв)

2

1

5

4

4


Всего

34

34

68

68

68

Примечание. Из темы «Повторение» взяты часы на диагностические контрольные работы, а также на итоговое повторение и практические работы.


Календарно-тематическое планирование

по географии в 5- х классах


Общее количество часов по данному курсу в учебном плане составляет 34 часа (1 час в неделю).

п/п

урока

в теме

Тема урока

Дата проведения

Примечания

по плану

фактич.

5

5

Развитие географических знаний о Земле(4ч)

1

1

Географические методы изучения окружающей среды.

Инструктаж по ТБ.




2

2

Как люди открывали Землю (1)




3

3

Как люди открывали Землю(2)

Практическая работа: Составление таблицы «Этапы географического познания Земли».




4

4

География сегодня




Планета Земля (4ч)

5

1

Мы во Вселенной




6

2

Движение Земли




7

3

Солнечный свет на Земле




8

4

Обобщение по теме «Земля – планета Солнечной системы»



тема

План и карта (10ч)

9

1

Ориентирование на местности




10

2

Земная поверхность на плане и карте (1)




11

3

Земная поверхность на плане и карте (2)




12

4

Определение различных способов ориентирования на местности. Практическая работа



оценивается

13

5

Географическая карта

Практическая работа: Определение азимута.




14

6

Градусная сетка





15

7

План и карта. Контрольная работа



тема

16

8

Географические координаты(1)




17

9

Географические координаты(2). Инструктаж по ТБ.

Практическая работа: Определение географических координат по географической карте.




18

10

Решение задач с использованием различных видов масштаба. Определение направлений и расстояний между географическими объектами с помощью масштаба Практическая работа.



оценивается

Человек на Земле (4ч)

19

1

Как люди заселяли Землю




20

2

Расы и народы.




21

3

«Сравнение стран мира по политической карте» Практическая работа



оценивается

22

4

Обобщение по теме «Человек на Земле»



тема

Литосфера - твердая оболочка Земли(10ч)

23

1

Земная кора- верхняя часть литосферы.




24

2

Горные породы, минералы и полезные ископаемые.

Практическая работа: Определение горных пород и их свойств.




25

3

Движения Земной коры(1)




26

4

Движения земной коры. Вулканизм.(2)




27

5

Рельеф Земли. Равнины




28

6

Рельеф Земли. Горы




29

7

Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа. Практическая работа



оценивается

30

8

Человек и литосфера




31

9

Охрана земных недр




32

10

Обобщение по теме «Литосфера- твердая оболочка Земли»


33

11

Итоговая контрольная работа




34

12

Повторение. Анализ физических карт.



тема





Календарно-тематическое планирование

по географии в 6-х классах

Общее количество часов по данному курсу в учебном плане составляет 34 часа (1 час в неделю)

п/п

урока

в теме

Тема урока

Дата проведения

Примечания

по плану

по факту

6-А

6-Б

6-А

6-Б

Литосфера – твердая оболочка Земли (4 часа)

1

1

Рельеф Земли. Инструктаж по ТБ.






2

2

Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа. Практическая работа






3

3

Человек и литосфера






4

4

Охрана земных недр






тема

Гидросфера - водная оболочка Земли (10 часов)

5

1

Состав и строение гидросферы.






6

2

Мировой океан. Части мирового океана

Практическая работа «Обозначение на контурной карте объектов гидросферы»






7

3

Воды океана.






8

4

Практическая работа «Составление сравнительной характеристики географического положения двух океанов»






9

5

Реки-артерии Земли.






10

6

Режим и работа рек. Практическая работа «Описание реки по плану»






11

7

Озера и болота






12

8

Подземные воды и ледники






13

9

Гидросфера и человек. Проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле и пути их решения. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере.






14

10

Контрольная работа №1






тема

Атмосфера — воздушная оболочка Земли (10 часов)

15

1

Состав и строение атмосферы






16

2

Тепло в атмосфере. Температура воздуха






17

3

Атмосферное давление. Инструктаж по ТБ.






18

4

Ветер. Практическая работа «Построение розы ветров по данным календаря погоды»






19

5

Влага в атмосфере.






20

6

Влага в атмосфере. Атмосферные осадки.






тема

21

7

Погода и климат






22

8

Практическая работа «Определение средних температур, амплитуды и построение графиков»






23

9

Решение задач на определение высоты местности по разности

атмосферного давления, расчет температуры воздуха в зависимости от

высоты местности.






24

10

Атмосфера и человек






тема

Биосфера – живая оболочка Земли (3 часа)

25

1

Биосфера – земная оболочка. Практическая работа «Составление схемы взаимодействия оболочек Земли»






26

2

Почвы






27

3

Биосфера – сфера жизни. Практическая работа «Описание одного растения или животного своей местности»






Географическая оболочка (5 часов)

28

1

Географическая оболочка Земли






29

2

Природные комплексы. Практическая работа «Составление характеристики природного комплекса»






30

3

Природные зоны земли






31

4

Ландшафт – природный, промышленный, сельскохозяйственный. 






32

5

Понятие «культурный ландшафт» Практическая работа «Моделирование возможных преобразований на участке культурного ландшафта своей местности с целью повышения качества жизни населения»






33


Контрольная работа №2






34


Повторение по теме «Оболочки Земли»






тема


























Календарно-тематическое планирование

по географии в 7-х классах

Общее количество часов по данному курсу в учебном плане составляет 68 часов (2 часа в неделю)

п/п

урока

в теме

Тема урока

Дата проведения

Примечания

по плану

по факту

7-А

7-Б

7-А

7-Б

Введение (3 часа)

1

1

Как вы будете изучать географию в 7 классе. Инструктаж по ТБ.






2

2

Источники географических знаний.






3

3

Географическая карта






Население Земли (6 часов)

4

1

Народы, языки и религии мира






5

2

Городские и сельские поселения.






6

3

Размещение людей на Земле.






7

4

Численность населения Земли, её изменения во времени. Практическая работа «Составление характеристики населения мира».






8

5

Страны мира






9

6

Хозяйственная деятельность людей.






тема

Природа Земли (14 часов)

10

1

Земная кора и литосфера. Рельеф земли. Развитие земной коры






11

2

Земная кора на карте






12

3

Природные ресурсы земной коры






13

4

Тепло на земле. Температура воздуха на разных широтах






14

5

Атмосферное давление.






15

6

Распределение влаги на поверхности Земли






16

7

Климатические пояса и области Земли






17

8

Практическая работа «Определение типа климата по климатической диаграмме»






18

9

Роль Мирового океана в формировании климатов Земли, причины образования океанических течений






19

10

Реки и озёра Земли.






20

11

Практическая работа «Составление на основе информации Интернета описание реки или озера».






21

12

Разнообразие растительного и животного мира Земли






22

13

Почва как особое природное образование






23

14

Охрана и использование почв.






тема

Природные комплексы и регионы (5 часов)

24

1

Природные зоны Земли. Практическая работа «Описание природных зон по карте»






25

2

Океаны Земли: Тихий и Северный Ледовитый






26

3

Океаны Земли: Атлантический и Индийский.






27

4

Материки как крупные природные комплексы Земли






28

5

Контрольная работа №1






тема

Материки и страны (35 часов)

29

1

Африка: образ материка. Географическое положение. История исследования.






30

2

Основные черты рельефа Африки






31

3

Климат и внутренние воды Африки






32

4

Растительный и животный мир.






33

5

Зональные природные комплексы. Инструктаж по ТБ.






34

6

Природные ресурсы Африки и их использование. Население и его хозяйственная деятельность






35

7

Многообразие стран. Столицы и крупные города. Памятники природного и культурного наследия.






36

8

Зональные природные комплексы. Хозяйственная деятельность людей. Путешествие по Африке






37

9

Практическая работа «Описание климатических условий материка по климатограммам».






38

10

Многообразие стран






тема

39

11

Австралия: образ материка. Основные черты рельефа, климата и внутренних вод Австралии.






40

12

Путешествие по Австралии.






41

13

Антарктида: образ материка. Основные черты рельефа и климата Антарктиды.






42

14

Южная Америка: Основные черты рельефа, климата и внутренних вод Южной Америки.






43

15

Южная Америка: образ материка. Особенности климата и внутренних вод.






44

16

Латинская Америка в мире. Многообразие стран.






45

17

Путешествие по Южной Америке. Амазония. Амазонская сельва






46

18

Многообразие стран. Столицы и крупные города. Хозяйственная деятельность людей.






47

19

Бразилия






48

20

Основные черты рельефа, климата и внутренних вод Северной Америки. Растительный и животный мир. Зональные природные комплексы.






49

21

Основные черты рельефа, климата и внутренних вод.






50

22

Растительный и животный мир. Зональные природные комплексы.






51

23

Путешествие по Северной Америке.






52

24

Многообразие стран. США.






53

25

Многообразие стран. Население и его хозяйственная деятельность.






54

26

Многообразие стран. Столицы и крупные города памятники природного и культурного наследия.






тема

55

27

Евразия: образ материка






56

28

Особенности климата. Влияние рельефа на климат материка.






57

29

Европа в мире. Население и его хозяйственная деятельность. Природные ресурсы и их использования.






58

30

Многообразие стран. Германия. Место на карте. Место в мире.






59

31

Франция. Великобритания. Место на карте. Место в мире.






60

32

Составление комплексного описания страны материка Евразия (по выбору). Практическая работа






61

33

Азия в мире.






62

34

Китай и Индия






63

35

Контрольная работа №2






Повторение (5 часов)

64

1

Повторение. Азия






65

2

Повторение. Евразия






66

3

Повторение. Африка






67

4

Повторение. Австралия






68

5

Повторение. Антарктида






тема

























Календарно-тематическое планирование

по географии в 8- х классах

Общее количество часов по данному курсу в учебном плане составляет 68 часов (2 часа в неделю).

урока

урока в теме

Тема урока

Практические работы

Дата проведения

Прим.

по плану

по факту

8А,Б

8А,Б

1

1

Введение

Физическая география, предмет и методы исследования. Инструкция по ТБ.





2

1

Раздел 1. Государство на карте мира. Географические исследования (18 ч).

Тема 1.Физико - географическое положение региона(4 ч)

Донбасс как исторический регион.





3

2

Большой и малый Донбасс.





4

3

Крайние точки, размеры территории и особенности ФГП России и ЛНР.





5

4

Крайние точки, размеры территории и особенности ФГП России и ЛНР.

1:Обозначение на контурной карте границ региона, крайних точек.




6

1

Тема 2: Положение страны в пределах часовых поясов(3 ч)

Часовые пояса. Местное и поясное время. Декретное время. Линия перемены дат.





7

2

Россия на карте часовых поясов.





8

3

Размещение Луганщины относительно часовых поясов

2:Решение задач на определение местного и поясного времени.



Оценив

9

1

Тема 3:Источники географической информации о родном крае (9ч).

Картыважный источник знаний о природе. Виды географических карт.





10

2

Масштаб, его виды

3:Решение задач на переведение числового масштаба в именованный и наоборот.




11

3

Картографические проекции. Виды картографических проекций.

4:Анализ карт, построенных в разных картографических проекциях.




12

4

Топонимика. Географические атласы. Электронные карты и атласы. Топографические карты и приемы работы с ними.


5:Описание местности по топографической карте.





13

5

Градусная и прямоугольная сетки на топографических картах. Условные знаки топографических карт и планов. Направления на топографических картах. Понятие о азимуте истинном и магнитном.

6:Определение по топографической карте азимута, направлений и расстояний между географическими объектами.




14

6

Географические энциклопедии, словари. Географические периодические издания.





15

7

Экспедиционные и стационарные исследования природных условий и ресурсов региона.





16

8

Практическая работа

7:Определение географических и прямоугольных координат.



Оценив.

17

9

Самостоятельная работа по топографической карте




тема

18

1

Тема3. Формирование и исследование территории (2 ч)

Географические сведения о территории нашего края в трудах древнегреческих историков и географов. Исследования компонентов природы нашего края в ХVIII – ХХ веке.





19

2

Современные географические исследования. История своего населенного пункта.





20

1

Раздел 2. Общая характеристика природных условий и природных ресурсов края (33ч)

Тема 1. Тектонические структуры, геологическое строение, рельеф, минерально-сырьевые ресурсы (9 ч)

Характеристика основных тектонических структур.

8:Обозначение на контурной карте




21

2

История геологического развития и особенности геологического строения территории.





22

3

Формирование рельефа под воздействием внутренних и внешних сил.





23

4

Основные формы рельефа Луганщины и России, особенности их размещения

8:Обозначение на контурной карте




24

5

Своеобразие геоморфологического строения Луганщины.





25

6

Уникальные формы рельефа.Влияние хозяйственной деятельности человека на рельеф.





26

7

Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых Донбасса,России.

8:Обозначение на контурной карте




27

8

Рудные и нерудные полезные ископаемые.


9:Установление взаимосвязей между тектоническим строением, рельефом и месторождениями полезных ископаемых Донбасса




28

9

Контрольная работа№ 1




тема

29

1

Тема 2. Климат и климатические ресурсы (8 ч)

Общая характеристика климата региона





30

2

Основные климатообразующие факторы Луганщины и России.





31

3

Основные климатические показатели. Закономерности распределения тепла и влаги на территориях.

11:Построение и анализ графиков




32

4

Климатическая характеристика сезонов года.


12:Составление характеристики климата своего населенного пункта




33

5

Климатические ресурсы Луганщины и России. Влияние погоды и климата на хозяйственную деятельность человека





34

6

Неблагоприятные метеорологические явления Инструкция по ТБ.





35

7

Прогноз погоды. Синоптические карты. Метеорологические станции.





36

8

Творческие работы

Подготовка информационного буклета «Научное обоснование народных примет предсказания погоды».





37

1

Тема 3. Внутренние воды. Водные ресурсы(8 ч)

Поверхностные воды. Основные речные системы Луганщины и России их характеристика.





38

2

Морфометрические и гидрографические характеристики реки. Способы их определения.





39

3

Строение речной долины. Источники питания и режим рек. Речной сток.


13:Выполнение заданий на определение уклона, падения, поперечного сечения реки.



Оценив.

40

4

Озера. Особенности гидрологического режима озер региона.





41

5

Подземные воды. Классификация подземных вод. Минеральные воды.





42

6

Болота, их типы, распространение. Причины заболоченности.

Искусственные водоемы: каналы, водохранилища, пруды





43

7

Водный баланс и водные ресурсы Луганщины и России, пути их рационального использования и охраны.


14:Описание реки (озера, водохранилища) своей местности по плану.




44

8

Тестирование по теме




тема

45

1

Тема 4. Почвы. Почвенные ресурсы(4 ч)

Почва, ее состав и свойства. Факторы почвообразования

15:Построение и анализ схемы «Факторы почвообразования»




46

2

Основные типы почв России их характеристика. Закономерности распространения почв в регионе.





47

3

Основные типы почв Луганщины их характеристика. Закономерности распространения почв в регионе





48

4

Мелиорация земель, ее основные виды. Проблемы рационального использования, охраны и восстановления почвенных ресурсов края.





49

1

Тема 5. Растительный и животный мир (4 ч)

Разнообразие видового состава, закономерности распространения растительности в регионе.





50

2

Влияние антропогенной деятельности на растительность региона. Красная книга. Зелёная книга.


Творческие работы

Подготовка презентаций (сообщений) на темы: «Растения родного края в народном творчестве» (по выбору).




51

3

Разнообразие видового состава животных региона.





52

4

Реликтовые виды животных края. Влияние человека на животный мир.




тема

53

1

Раздел 3:Природные комплексы Тема 1.Природные комплексы (2ч) Природно-территориальные комплексы (ПТК), взаимодействие и взаимозависимость их компонентов. Понятие физико-географического районирования. Основные единицы, их характеристика





54

2

Ландшафты и их классификация. Характеристика основных видов ландшафтов региона. Влияние хозяйственной деятельности человека на ландшафты.


17:Обозначение на контурной карте границ распространения основных видов ландшафтов региона.




55

3

Тема 2: Природные комплексы России (3 ч)

Крупные природные комплексы России.





56

4

Крупные природные комплексы России.





57

5

Крупные природные комплексы России.





58

6

Тема 3:Степная природная зона(2 ч)

Положение Луганщины в степной зоне.





59

7

Положение Луганщины в степной зоне.

17:Выявление взаимозависимости между природными компонентами на примере конкретного ПТК (степи).



Оценив.

60

1

Раздел 4. Взаимодействие человека и природы (5 ч)

Тема 1. Геоэкологическая ситуация в регионе(2ч)

Антропогенная деятельность.





61

2

Пути решения проблемы истощения природных ресурсов в регионе.

18:Анализ геоэкологической ситуации в регионе




62

3

Тема 2. Охрана природы в регионе(3 ч)

Рациональное природопользование – основа сбалансированного развития региона.





63

4

Характеристика особо охраняемых природных территорий Луганщины и России.

19:Нанесение на контурную карту основных типов природоохранных территорий региона.




64

5

Формирование экологической культуры населения – залог эффективного решения проблем окружающей среды.





65

1

Контрольная работа №2





66

2

Повторение «Австралия»





67

3

Повторение «Антарктида»





68

4

Повторение «Географические исследования»




тема


Календарно-тематическое планирование

по географии родного края в 9 - х классах

Общее количество часов по данному курсу в учебном плане составляет 68 часов (2 часа в неделю).


урока

урока в теме

Тема урока

Практические работы

Дата проведения

Прим.

по плану

по факту

9А, Б

9А, Б

1

1

Введение

Экономическая и социальная география, предмет и методы исследования. Инструкция по ТБ.





2

1

Раздел 1.Экономико-географическое положение страны на карте мира(6 ч)

Тема 1: Экономико-географическое положение(4 ч)

Географическое положение и границы, их типы и виды. Признаки государственности.Непризнанные государства.





3

2

Виды географического положения.






4

3

Экономико-географические и геополитические приоритеты ЛНР и России.

.Характеристика географического положения Луганщины




5

4

Практическая работа

Сравнение ГП республик с ГП других самопровозглашенных стран(например, с Абхазией, Южной Осетией, Приднестровье)



Оценивает.

6

5

Тема 2: Административно-территориальное устройство(2 ч) Устройство государства: унитарное и федеративное. Федеративное устройство России. Субъекты РФ.





7

6

Административно-территориальное деление ЛНР.






8

1

Раздел 3: Население(12 ч)

Тема. Численность и плотность населения (2 ч)

Численность населения России и Луганщины, его динамика.

.Изучение динамики численности населения региона за последние 50 лет, составление диаграмм.




9

2

Естественные движения населения. Современная демографическая ситуация в России и ЛНР.


Решение задач на определение рождаемости,смертности,естественного прироста.




10

3

Тема: Механическое движение населения (2 ч)

Миграции, их виды и направления, причины. Сальдо миграции.

Изучение миграций населения Луганщины.





11

4

Характеристика современных миграционных процессов в России и ЛНР.





12

5

Тема: Половозрастная структура населения (2 ч)

Своеобразие полового и возрастного состава населения России и ЛНР.





13

6

Продолжительность жизни мужского и женского населения. Пирамида населения.





14

7

Тема: Народы и религии (2 ч)

Национальный состав населения. Разнообразие этнического состава населения России.

Построение секторной и столбчатой диаграммы национального состава.




15

8

Национальный состав населения. Разнообразие этнического состава населения Луганщины.





16

9

Тема:Расселение населения, его формы (2 ч)

Расселение население, его формы.

Определение различий в расселении населения по территории Донбасса.




17

10

Городские формы расселения. Городские агломерации. Функции городов. Закономерности размещения населения России и ЛНР.





18

11

Тема: Человеческий капитал (2 ч).

Понятие человеческого капитала, трудовые, ресурсы, экономически активное население.





19

12

Неравномерность распределения трудоспособного населения России и ЛНР. Известные люди Луганщины.




тема

20

1

Раздел 3. Хозяйство (34ч)

Тема1:Общая характеристика хозяйства. (4 ч).

Понятия «национальное хозяйство», «экономика». Географическое и международное разделение труда.





21

2

Международная специализация хозяйства. Этапы развития хозяйства.






22

3

Функциональная, отраслевая и территориальная структура хозяйства стран.

Анализ отраслевой структуры хозяйственного комплекса Луганщины.




23

4

Экономический потенциал территории, его составляющие. Общие особенности географии хозяйства России и ЛНР.

Характеристика территориальной структуры хозяйства Луганщины.




24

5

Тема 2: Промышленность (2 ч)

Промышленность как отрасль материального производства. Отраслевая структура промышленности.


Составление схемы отраслевой структуры промышленности Луганщины



Оценивает.

25

6

Территориальная структура промышленности. Формы территориальной организации.





26

7

Тема3:Топливно - энергетический комплекс (4 ч)

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК), его состав, место и значение. Угольная промышленность. География добычи углей в Донбассе и России.

Творческие работы

Проект «Уникальные шахты Луганщины. Перспективы развития угольной промышленности».




27

8

Нефтеперерабатывающая промышленность. Лисичанский НПЗ. Газовая промышленность. География отрасли

Характеристика Донецкого каменноугольного бассейна




28

9

Электроэнергетика. Типы электростанций, их достоинства и недостатки, факторы размещения.





29

1

Контрольная работа№1





Тема

30

11

Тема 4: Металлургическая промышленность(3 ч)

Черная металлургия России и Луганщины, ее отраслевая структура. Роль и значение отрасли.





31

12

География черной металлургии России и Луганщины. Проблемы и перспективы развития отрасли.





32

13

Цветная металлургия России и Луганщины ее отраслевая структура.

Обозначение на контурной карте основных районов предприятий черной и цветной металлургии




33

14

Тема 5: Машиностроительный комплекс(3 ч)

Роль и значение машиностроительного комплекса его межотраслевые связи.





34

15

География тяжелого машиностроения Росии и Луганщина. Крупнейшие центры и узлы.

Творческие работы

Сочинение-размышление «Если бы я был директором машиностроительного предприятия»




35

16

Проблемы и перспективы развития машиностроения Росии и Луганщина.

Составление схемы межотраслевых и внутриотраслевых связей машиностроения



Оцен.

36

17

Тема 6:Химическая промышленность (2 ч)

Химическая промышленность. Состав и значение отрасли, межотраслевые связи.

Составление схемы межотраслевых связей химической промышленности




37

18

Отраслевая структура химической промышленности. Основные центры химической промышленности в России и Луганщины. Проблемы и перспективы развития отрасли.

Обозначение на контурной карте крупнейших центров химической промышленности Луганщины.




38

19

Тема 7: Строительный комплекс(1 ч)

Состав, место и значение строительного комплекса в хозяйстве, связь с другими межотраслевыми комплексами России и Луганщины.

Обозначение на контурной карте основных месторождений строительного сырья и центров по производству строительных материалов.




39

20

Тема 8: Лесная и деревообрабатывающая промышленность (1 ч)

Состав и значение отрасли в хозяйстве России и Луганщины..





40

21

Тема 9: Агропромышленный комплекс (7ч)

АПК, его роль и значение в хозяйстве, структура и особенности формирования в России и Луганщины.





41

22

Земельные ресурсы и сельскохозяйственные угодья, их структура.





42

23

Отраслевая структура сельского хозяйства России и Луганщины.





43

24

Зональная специализация сельского хозяйства России и Луганщины.

Определение по картам особенностей зональной специализации сельского хозяйства.




44

25

Отраслевая структура пищевой промышленности





45

26

Легкая промышленность.Роль и значение отрасли в хозяйстве регионе. Отраслевая структура. Сырьевая база.

Обозначение на контурной карте основных центров отраслей легкой промышленности




46

27

Художественные промыслы в регионе. Проблемы и перспективы развития отрасли.





47

28

Тема 10: Сфера услуг(5ч)

Социальный комплекс России и Луганщины , его роль и значение в хозяйстве региона, структура.

Изучение статистических показателей динамики развития отраслей социального комплекса.



Оценивает.

48

29

Транспортная система и ее элементы. Автомобильный транспорт, его недостатки и преимущества.

Нанесение на контурную карту крупнейших транспортных узлов




49

30

Воздушный,водный,железнодорожный транспорт его значение в межгосударственных перевозках.

Анализ статистических показателей развития различных видов транспорта




50

31

Научный, образовательный подкомплексы.Здравоохранение, его роль, значение в развитии хозяйства России и Луганщины .





51

32

Жилищно-коммунальное хозяйство региона. Рекреационное хозяйство России и Луганщины , его география





52

33

Тема11: Внешние экономические связи(2 ч)

Формы международного сотрудничества.





53

34

Международные экономические организации, участие в них России и Луганщины.

Составление графика «Динамика объемов внешней торговли Луганщины»



тема

54

1

Раздел 4: Районирование (11 ч).

Тема: «Понятие географический район»(1 ч)

Подходы к районированию. Значение районирования.





55

2

Тема: Крупные регионы и районы России (6 ч)

Регионы России





56

3

Регионы России:

Западный Восточный.





57

4

Районы России: Европейский Север,

Центральная Россия.





58

5

Районы России: Европейский Юг.






59

6

Поволжье, Урал, Западная Сибирь.





60

7

Восточная Сибирь, Дальний Восток.





61

8

Тема: Административные территории Луганской Народной Республики (4 ч).

Отрасли специализации административных территорий.





62

9

Административные центры.





63

10

Административные центры.





64

11

Административные центры.





65

1

Контрольная робота №2





66

2

Повторение «Топографическая карта»





67

3

Повторение« Поясное и местное время»





68

4

Повторение «Население»




тема

























УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Учебно-методическое обеспечение

Название, автор, издательство, год издания

Программы

Примерная программа для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики. География. V-IХ классы. Базовый уровень

Учебная литература

1.География. 5-6 классы: учеб.для общеобразоват. организаций / А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина и др. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2016.

2.География. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К.Липкина и др. – 3-е изд.- М.: Просвещение, 2016.

3.Луганщина: контурные карты. 8 класс/ учебное пособие для

общеобразовательных учреждений/ Сост.: Е.Н. Трегубенко, Ю.Ю. Чикина, А.С. Коджабашян; под общ. ред. Е.Н. Трегубенко. - Луганск: Книта, 2018. (ПриказМОН ЛНР от 16.07.2018 № 692-од);

4.Луганщина: контурные карты. 9 класс/ учебное пособие для

общеобразовательных учреждений/ Сост.: Е.Н. Трегубенко, А.В. Кириченко, Ю.Ю. Чикина; под общ. ред. Е.Н. Трегубенко. - Луганск: Книта, 2018. (Приказ МОН ЛНР от 20.11.2018 № 1059-од)

Дополнительная литература

1. Учебно-методическое пособие Николина В.В. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К.Липкина. – 2-е изд., дополн. – М.: Просвещение, 2013. - 112 с.

2. Ресурс ЕК (Единая коллекция ЦОР) http://school-collection.edu.ru/

3. Портал компании «Кирилл и Мефодий» http://www.km.ru

4. Образовательный портал «Учеба» http://www.uroki.ru

5. Загороднюк Н.В. Зоологический музей Луганского национального университета (Электронный ресурс). – Режим доступа:http://www.zad-


РАССМОТРЕНО

Протокол на заседания

методического объединения объединения учителей

естественно-научно-эстетического цикла

от 31.08.2020 г. №___


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

__________ Силина О.В.

31.08.2020 г.











15


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.