Рабочая программа по географии в 5 классе (34 часа, УМК «Полярная звезда» А. И. Алексеева)

2
0
Материал опубликован 23 October 2019

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «География» составлена для обучающихся 5 класса, которые обучаются по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для обучающихся с ОВЗ (НОДА)

Для обучения географии в 5 «А» классе в ГКОУ РО Волгодонской специальной школе-интернате «Восхождение» выбрана содержательная линия УМК Полярная звезда - авторы А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина - издательства «Просвещение».

Состав УМК:


Учебник «География» 5 - 6 классы: для общеобразовательных организаций / А.И.Алексеев и др. - 8-е изд. – М.: Просвещение, 2019. – 191 с.: ил., кат. – (Полярная звезда).

Электронное приложение к учебнику. География 5-6 классы. (1 DVD)

Мой тренажёр (рабочая тетрадь). География 5-6 классы. Николина В.В.

Поурочные разработки. География. 5-6 классы. Николина В.В.

Проекты и творческие работы. География. 5-9 классы. Николина В.В., Липкина Е.К.

Сборник примерных рабочих программ. География. Предметные линии «Полярная звезда». 5-11 классы. Алексеев А.И., Бахир М.А., Ильинский С.В., Вавилова К.Н., Николина В.В. – М.: Просвещение, 2019. – 204 с.

Атлас по географии 5 класс.

Контурные карты по географии 5 класс.


В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.


Общая характеристика учебного предмета


География в основной школе — учебный предмет, формирующий у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, о проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и межпредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих.

Поэтому содержание программы структурировано в виде двух основных блоков: «География Земли» и «География России», в каждом из которых выделяются тематические разделы.

В блоке «География Земли» 5-7 классы у обучающихся формируются знания о географической целостности и неоднородности и целостности Земли как планеты людей, о составе, строении и свойствах оболочек Земли, о влиянии природы на жизнь и хозяйство людей; топографо-картографические знания и умения, позволяющих осознать, что план и карта – выдающиеся произведения человеческой мысли, обеспечивающие ориентацию в географическом пространстве; знания о Земле как о планете Солнечной системы и о следствиях вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца; о расселении людей по планете, о государствах и их столицах.


Место учебного предмета в учебном плане


География в основной школе изучается с 5 класса. Общее число учебных часов в 5 классе 35 часов (1 час в неделю).

В соответствии с базисным учебным планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенное географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.

В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе.

Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциацией.

В соответствии с годовым календарным учебным графиком и расписанием учебных занятий ГКОУ РО Волгодонской специальной школы-интерната «Восхождение» на 2019-2020 учебный год на изучение курса «География» в 5 классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год. Программа реализуется в полном объёме за счёт уплотнения учебного материала и резервных часов.

Цели и задачи курса

Цель курса - развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, необходимых для усвоения географии в средней школе и понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки.


Задачи курса:

- формирование у обучающихся комплексного представления о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;

- формирование у обучающихся целостного восприятия мира в виде взаимосвязанной иерархии природно – общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам;

- формирование у обучающихся умений ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;

- формирование у обучающихся умений организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими и другими принципами как основными ценностями географии;

- формирование у обучающихся предпрофильной ориентации.


Результаты освоения предмета географии


Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;

осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

гармонично развитые социальные чувства и качества:

умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность; готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Средством развития личностных результатов служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:

умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;

умение толерантно определять своё отношение к разным народам;

умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.


Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

5 класс

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:

5 класс

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД:

5 класс

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).


Предметными результатами изучения «Географии» в 5 классе являются следующие умения:



осознание роли географии в познании окружающего мира:

объяснять роль различных источников географической информации.

освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

объяснять воздействие Солнца и Луны на мир живой и неживой природы;

различать типы земной коры;

выявлять зависимость рельефа от воздействия внутренних и внешних сил;

объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;

формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;

выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.


использование географических умений:

находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;

составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;

применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.

использование карт как моделей:

определять на карте местоположение географических объектов.

понимание смысла собственной действительности:

определять роль результатов выдающихся географических открытий;

использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.


Выпускник научится:

использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;

составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

проводить с помощью приборов измерения абсолютной и относительной высоты;

оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.



Выпускник получит возможность научиться:

ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

строить простые планы местности;

создавать простейшие географические карты различного содержания;

моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ ЗЕМЛИ». 5 класс

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Тематический блок

Планируемые результаты

Предметные


Метапредметные


Личностные

Ученик научится:

Ученик получит возможность научиться:

Введение

(1 час)













Тема 1.

На какой Земле мы живем

(4 часа)








Тема 2.

Планета Земля

(6 часов)

















Тема 3.

План и карта

(12 часов)














Тема 4.

Литосфера – твердая оболочка земли

(10 часов)










Использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;

определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;

составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.

Ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

строить простые планы местности;

создавать простейшие географические карты различного содержания;

моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

приводить примеры, иллюстрирующие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;

создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.


Самостоятельно приобретать новые знания, организации учебной деятельности и поиска средств ее осуществления;

планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе и проектные;

формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументировано обосновывать правильность и ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности;

организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;

развивать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования технических средств ИКТ как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных УУД;

рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий;

извлекать информацию из различных источников; умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной изобретательности, этики;

на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования;

работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработки общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свое мнение и координировать ее с позиции партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешен

организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о ЗОЖ, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия

Регулятивные УУД:

- ставить учебную задачу под руководством учителя;

- планировать свою деятельность под руководством учителя;

- выявлять причинно-следственные связи;

- определять критерии для сравнения фактов, явлений;

- выслушивать и объективно оценивать другого;

- уметь вести диалог, вырабатывая общее решение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять причины и следствия простых явлений;

- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

- строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания); строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);

- вычитывать все уровни текстовой информации;

- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).








Содержание

Тематическое планирование

Основные виды учебной деятельности обучающихся

5 класс

(34 часа, 1 час в неделю)

Введение

(1 час)

1.Зачем нам география и как мы её будем изучать (1ч)

Определять значение географических знаний в современной жизни, главные задачи современной географии. Выявлять методы географической науки. Оценивать ее роль в жизни общества. Устанавливать основные приёмы работы с учебником

На какой Земле мы живем

(4 часа)


1,2. Как люди открывали Землю (2ч)

3. Российские путешественники (1ч)

4. География сегодня (1ч)

Выявлять изменение географических представлений у людей в древности, в эпоху географических открытий. Определять вклад учёных и путешественников в развитие географической науки. Систематизировать информацию о путешествиях и открытиях

Планета Земля

(6 часов)


1. Мы во Вселенной (1ч)

2. Движения Земли (1ч)

3. Солнечный свет на Земле (1ч)

4. Обобщающее повторение по темам: «На какой земле мы живем» и «Планета Земля» (1ч)

5. Контрольная работа № 1 по темам: «На какой земле мы живем» и «Планета Земля» (1ч)

6. Коррекция знаний по темам: «На какой земле мы живем» и «Планета Земля» (1ч)

Приводить доказательства тому, что Земля – одна из планет Солнечной системы. Выявлять зависимость продолжительности суток от вращения Земли вокруг своей оси. Составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси». Объяснять смену времен года

Наблюдать действующие модели движения Земли вокруг солнца и фиксировать особенности положения планеты в дни солнцестояния и равноденствия. Определять высоту Солнца и продолжительность дня и ночи

План и карта

(12 часов)

1.Ориентирование на местности (1ч)

2,3. Земная поверхность на плане и карте (2ч)

4. Практическая работа №1 «Построение плана местности» (1ч)

5. Географическая карта (1ч)

6. Градусная сетка (1ч)

7,8. Географические координаты (2ч)

9. Практическая работа №2 «Определение географических координат, расстояний и направлений, высот и глубин» (1ч)

10. Обобщение знаний по теме: «План и карта» (1ч)

11. Контрольная работа №2 по теме: «План и карта» (1ч).

12. Коррекция знаний по теме: «План и карта» (1ч)

Определять направление с помощью компаса, Солнца, Полярной звезды, «живым ориентирам». Определять азимут. Выявлять особенности плана местности

Определять с помощью условных знаков изображённые объекты. Измерять расстояние и определять направления на местности и плане. Составлять и читать простейшие планы местности.

Сравнивать планы местности и географические карты. Определять направления по глобусу. Систематизировать карты атласа по охвату территории, масштабу, содержанию.

Выявлять на глобусе и карте элементы градусной сетки.

Определять географические координаты точки на карте. Находить точку на карте по её географическим координатам.

Определять расстояния на плане и карте с помощью масштаба.

Определять абсолютные высоты и глубины на плане и карте.


Литосфера – твердая оболочка земли

(10 часов)

1.Земная кора – верхняя часть литосферы (1ч)

2. Горные породы, минералы и полезные ископаемые (1ч)

3,4. Движение Земной коры (2ч)

5. Рельеф Земли. Равнины (1ч)

6. Рельеф Земли. Горы (1ч)

7. Практическая работа №4 «Скульптурный портрет Земли». Решение практических задач по карте. (1ч).

8. Литосфера и человек (1ч)

9. Контрольная работа №3. «Литосфера – твердая оболочка Земли» (1ч)

10. Коррекция знаний по теме: «Литосфера- твёрдая оболочка Земли» (1ч).


Выявлять особенности внутренних оболочек Земли. Устанавливать по карте границы столкновения и расхождения литосферных плит.

Классифицировать горные породы. Описывать по плану минералы и горные породы. Сравнивать свойства горных пород.

Выявлять закономерности распределения землетрясений и вулканизма. Устанавливать по карте сейсмические районы и пояса. Наносить на карту районы землетрясений и вулканизма.

Определять по картам количественные и качественные характеристики равнин мира и России. Наносить на контурную карту равнины. Описывать равнины по плану.

Определять по картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор мира и России. Наносить на контурную карту горы. Описывать их по плану.

Находить природные объекты на контурной карте, определять их координаты. Выполнять проектное задание в сотрудничестве.

Выявлять значение литосферы для человека. выявлять характер изменения в результате его деятельности.

Повторение

(1 час)

1. Итоговое тестирование (1ч)

Обобщать изученный за год материал.

34 часа











Календарно-тематическое планирование

География Земли. 5 класс

n\n

Дата

Тема урока


Продукт

деятельности


Характеристика видов деятельности обучающихся

Мониторинг

Практические

работы

Понятия, термины, номенклатура, персоналии

Домашнее

задание

Введение (1 час)

1.1

03.09

Зачем нам география и как мы её будем изучать


Запись в тетради


Определяют значение географических знаний в современной жизни, главные задачи современной географии. Выявляют методы географической науки. Оценивают ее роль в жизни общества. Устанавливают основные приёмы работы с учебником.

Запись в тетради основных терминов и понятий по теме урока.


Фронтальный опрос

Индивидуальные ответы


География, задачи и

методы географических исследований

§1

Ответы на вопросы с.8

Это мне интересно: з.4 с.8

Создать папку-портфолио

Тема 1. На какой Земле мы живем (4 часа)

2.1

10.09

Как люди открывали Землю


Рисунок

Выявляют значение географических представлений у людей в древности, в эпоху Великих географических открытий.

Работают с текстом учебника, поиск фрагмента, иллюстрируют описания (рисунок).

Индивидуальные ответы

Работа с картой


Аристотель, Эратосфен, Птолемей, Афанасий Никитин, Васко да Гама, Христофор Колумб, Марко Поло, Фернан Магеллан,

Старый Свет

Новый Свет

§2 з.с.12

3.2

17.09

Как люди открывали Землю


Таблица

Рассказ

Определяют вклад величайших ученых и путешественников в развитие географической науки. Систематизируют информацию о путешественниках и открытиях.

Заполняют таблицу о путешественниках,

описывают картину «Географ» (составляют рассказ)

Индивидуальные ответы

Работа с картой



Френсис Дрейк, Герард Меркатор, Виллем Баренц, Абель Тасман, Джеймс Кук, Роберт Пири, Руал Амундсен, Тур Хейердал

§3 з.с. 15

4.3

24.09

Российские путешественники

Таблица

Определяют роль русских землепроходцев в освоении Сибири и Дальнего Востока. Оценивают изучение территории России и исследования россиян в Мировом океане.

Работают с картой, заполняют таблицу о путешественниках.

Работа с картой

Индивидуальные ответы


Ермак Тимофеевич, Иван Москвитин, Семён Дежнёв. Витус Беринг, Василий Поярков, Ерофей Хабаров, Харитон и Дмитрий Лаптевы, Семён Челюскин, Михаил Ломоносов, Григорий Шелехов, Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский, Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев, Отто Юльевич Шмидт

§4 з.с.19

5.4

01.10

География сегодня

Конспект параграфа (подсказка с.8 учебника)


Запись в тетради




Сообщение


Определяют значение современных географических исследований для жизни общества. Выделяют и анализируют источники географической информации. Оценивают роль космических исследований и геоинформационных систем для развития географии.

Работают с текстом параграфа, составляют конспект. Выписывают географические термины.

Находят в Интернете информацию по городу.

Запись в тетради основных терминов и понятий по теме урока

Индивидуальные ответы

Групповая работа

Работа в тетради

Юрий Гагарин

Навигационные системы, ГИС, источники географической информации

§5 з.с.21-22

Тема 2. Планета Земля (6 часов)

6.1

08.10

Мы во Вселенной

Запись в тетради:

термины, объекты;

з.4 с.25



Определяют, как устроена Солнечная система и наша планета. Приводят доказательства тому, что Земля - одна из планет Солнечной системы. Характеризуют форму и размеры Земли.

Выписывают географические термины и объекты.

Находят географические объекты на карте.


Работа с физической картой мира

Работа в тетради



Вселенная, Галактика Млечный Путь, планета Земля, геоид, Солнечная система, Николай Коперник, материки и части света, земные оболочки: атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера

§6 з.с.25

7.2

15.10

Движения Земли

Схема земного шара

Запись в тетради:

термины

Выявляют последствия вращения Земли вокруг оси и Солнца. Выявляют зависимость продолжительности суток от вращения Земли вокруг своей оси. Составляют и анализируют схему «Географические следствия вращения Земли». Объясняют смену времён года на основе анализа схемы орбитального движения Земли.

Работают с рис.14 с.27 и рис.15 с.28

Работают с картой полушарий

Выписывают географические термины.

Работа с физической картой полушарий

Работа в тетради


Осевое и орбитальное движения Земли, северный и Южный полюса, экватор, високосный год

§7 з.с.28

8.3

22.10

Солнечный свет на Земле

Запись в тетради:

термины

Выявляют, как распределяются свет и тепло по поверхности Земли и что происходит в дни солнцестояния и равноденствия.

Определяют высоту Солнца и продолжительность дня и ночи на разных широтах в разное время года.

Выписывают географические термины.

Фронтальный опрос

Индивидуальные ответы

Работа в тетради


Смена дня и ночи, смена сезонов года, тропики, полярные круги, зенит, полярная ночь и полярный день, дни зимнего и летнего солнцестояния, дни весеннего и осеннего равноденствия, пояса освещённости

§8 з.с.32

9.4

05.11

Обобщающее повторение по темам: «На какой земле мы живем» и «Планета Земля»

Реферат или презентация о путешественнике

Рассказ с иллюстрациями


Обобщают и систематизируют знания по изученной теме.

Защищают реферат или презентацию о путешественнике.

Рассказ о влиянии смены времён года на жизнь человека.

Подбор стихов, статей о Солнце и Земле с Интернета, художественной и научной литературы.


Индивидуальные ответы

Защита реферата или презентации

Рассказ


з.1-2 с.22

з.1-2 с.32

Повторить

§2-§8

подготовиться к контрольной работе

10.5

12.11

Контрольная работа № 1 по темам: «На какой земле мы живем» и «Планета Земля» тест

Повторить

§2-§8

11.6

19.11

Коррекция знаний по темам: «На какой земле мы живем» и «Планета Земля»

Тема 3. План и карта (12 часов)

12.1

26.11

Ориентирование на местности

Решённые задачи с.36 учебника,

з.7 с.32- план фрагмента текста параграфа

Определяют направление по компасу, Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам». Определяют азимут. Выявляют особенности плана местности. Находят информацию (в Интернете и др. источниках) о значении ориентирования в пространстве для человека.

Решают задачи на определение направлений и азимута.

Выписывают географические термины.

Задачи

План фрагмента

Ориентирование, азимут, топографические карты, аэрофотоснимки, космические снимки, план местности, компас

§9 з.с.36

13.2

03.12

Земная поверхность на плане и карте

Решённые задачи на измерение расстояния с помощью масштаба и определение направления

с.39

План местности з.5 с.39

Чертёж условных знаков


Определяют, для чего необходимы условные знаки и масштаб.

Определяют с помощью условных знаков изображенные на плане объекты. Измеряют расстояния и определять направления на местности и плане.

Составляют и читают простейший план местности. Вычерчивают условные знаки.

Выписывают географические термины.

Задачи


Оценивание плана з.5 с.39


Оценивание вычерчивания условных знаков


Условные знаки, масштаб плана и карты: численный, именованный и линейный

§10 з.с.39

14.3

10.12

Земная поверхность на плане и карте

Решённые задачи на определение абсолютной и относительной высот точек земной поверхности


Запись в тетради

Определяют, как изображают неровности земной поверхности на плане местности и карте.

Определяют абсолютные и относительные высоты точек земной поверхности по топографической карте и карте атласа и на рис.24

Выписывают географические термины.

Задачи

Работа с топографической картой атласа

Относительная и абсолютная высота горизонтали

§11 з.с.41

15.4

17.12

Учимся с Полярной звездой.

Практическая работа №1 «Построение плана местности»

План школьного двора

Определяют стороны горизонта по Солнцу и звёздам.

Составляют и читают план местности школьного двора с.42-43

Знакомятся с профессиями топографа и геодезиста.

Оценивание плана территории школы.

Съёмка местности: полярная и маршрутная

з. с.42-43

Оформить план цветными карандашами.

16.5

24.12

Географическая карта

Таблица «Виды географических карт» з.1 с.47

Сравнивают планы местности и географические карты. Определяют направления на глобусе. Выделяют основные свойства карты. Систематизируют карты атласа по охвату территории, масштабу, содержанию.

Оценка таблицы

Глобус, географическая карта, свойства карты, атлас

§13 з.с.47

з.11 с.47

(подготовить сообщение)

17.6

14.01

Градусная сетка

Решённые задачи

з.1-11 с.51

Выявляют на глобусе и карте полушарий элементы градусной сетки. Определяют направления и измеряют расстояния по карте.

Работают с картами Приложения учебника.

Задачи

Градусная сетка, параллели, меридианы,

нулевой (Гринвичский) меридиан

§14 з.с.51


18.7

21.01

Географические координаты

Таблица з.6 с.54

Определяют географическую широту объектов (алгоритм действий - с.54)

Таблица

Индивидуальные ответы Письменная работа по определению координат

Географические координаты, географическая широта: северная и южная

§15 з.с.54

19.8

28.01

Географические координаты

Таблица з.10 с.57

Определяют географическую долготу объектов (алгоритм действий - с.56-57)

На карте находят объекты по заданным координатам.

Таблица

Индивидуальные ответы Письменная работа по определению координат

Географические координаты, географическая долгота: западная и восточная, часовые пояса

§16 з.с.57

20.9

04.02

Учимся с Полярной звездой.

Практическая работа №2 «Определение географических координат, расстояний и направлений, высот и глубин на карте и плане местности»

Практическая работа

с.58-59

Проектное задание IV с.59

План выступления


Определяют направления на плане и карте.

Определяют расстояние на плане и карте с помощью масштаба.

Определяют взаиморасположение объектов на карте и плане.

Определяют географические координаты на карте.

Находят точку на карте по её географическим координатам.

Определяют абсолютные высоты и глубины на плане и карте.

Составляют описание местности по топографическим картам.

Оценивание П.р., проектного задания

Проект

§17

з.I II III IV с.58-60

21.10

11.02

Обобщение знаний по теме: «План и карта»

Маршрут


«Семейный географический портфель»


Характеристика карты по плану (на выбор)

Обобщают и систематизируют знания по теме.

Разрабатывают маршрут летнего отдыха или воскресной прогулки.

Составляют «Семейный географический портфель».

Дают краткую характеристику карты по плану (з.3 с.60 - план).

Оценка описания маршрута,

«Семейный географический портфель»



Повторить §9- §17

з.1-3 с.60

22.11

18.02

Контрольная работа №2 по теме: «План и карта» тест

Повторить

§9-§17

23.12

25.02

Коррекция знаний по теме: «План и карта»

Тема 4. Литосфера – твердая оболочка земли (10 часов)

24.1

03.03

Земная кора – верхняя часть литосферы

Схема внутреннего строения земного шара

Выявляют особенности внутренних оболочек Земли.

Устанавливают по карте границы столкновений и расхождения литосферных плит.

Зарисовывают схему внутреннего строения земного шара (з.9 с.64).

Работают с картой атласа.

Индивидуальные ответы

Оценивание рисунка-схемы

Литосфера, ядро, мантия, земная кора, внутренние и внешние силы Земли, литосферные плиты, магма, М.В. Ломоносов

§18 з.с.64

(написать письмо другу-путешествие в глубь Земли)

з.10 с.64

25.2

10.03

Горные породы, минералы и полезные ископаемые

Таблица «Как человек использует минералы и горные породы»

Различают горные породы и минералы по внешним признакам. Классифицируют горные породы. Описывают по плану минералы и горные породы. Сравнивают свойства горных пород различного происхождения.

Заполняют таблицу (з.8 с.67).

Индивидуальные ответы

Оценивание таблицы

Фронтальный опрос

Работа в группах

Минерал, горная порода: магматическая, осадочная, метаморфическая, полезные ископаемые: топливные, рудные, нерудные

§19 з.с.67

Сообщение о горных породах своей местности и как люди их используют (з.10 с.67)


26.3

17.03

Движение Земной коры

Работа на контурной карте

Выявляют закономерности географического распространения землетрясений. Устанавливают с помощью географических карт сейсмические районы и пояса Земли.

Работают с картами Приложения учебника (находят землетрясения – з.2 с.70).

На контурную карту наносят штриховкой районы землетрясений на Земле (з.8 с.70).

Оценивание работы на к/карте

Вертикальные, горизонтальные движения, землетрясения

§20 з.с.70


27.4

31.03

Движение Земной коры

Таблица «Описание вулканов»

Работа на контурной карте


Рассказ

Выявляют закономерности географического распространения вулканизма.

Описывают вулканы по плану (з.6 с.73).

Работают с картой атласа- поиск вулканов (з.1 с.73).

На к/карте отмечают вулканы, указанные в тексте параграфа (з.5 с.73).


Оценивание работы на к/карте

Оценивание рассказа

Вулкан: действующий и потухший, лава, магма, жерло, кратер, очаг, Тихоокеанское огненное (вулканическое) кольцо, гейзеры

§21 з.с.73

Опишите извержение вулкана (используя Интернет)

з.8 с.73


28.5

07.04

Рельеф Земли. Равнины

План-конспект

Описание равнины по плану

Определяют по географическим картам количественные характеристики крупнейших равнин мира и России, особенности их географического положения. Выявляют черты сходства и различия крупных равнин мира. Описывают равнину по карте. Представляют информацию в письменной форме в виде плана-конспекта.

Описывают равнину по плану (с.77).

Составляют план-конспект параграфа (з.6 с.77)

Оценивание письменной работы

Рельеф, выветривание, равнины: низменности, возвышенности и плоскогорья,

§22 з.с.77


Подберите описание равнин из Интернета (з.8 с.77)


29.6

14.04

Рельеф Земли. Горы

Описание гор по плану

Определяют по картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор Земли, особенности их географического положения. Сравнивают по плану горные системы (з.9 с.81).

Описывают рельеф своей местности.

Описывают горы по плану (с.81)

Оценивание письменной работы

Горы, горные хребты, межгорные долины, горная страна, коралловые рифы,

стихийные явления в горах: сели, снежные лавины, овраги, дюны, барханы

§23 з.с.81

Дайте описание рельефа своей местности по плану (з.10 с.81)

30.7

21.04

Учимся с Полярной звездой.

Практическая работа №4 «Скульптурный портрет Земли». Решение практических задач по карте.

Разработка туристического маршрута на конкурс

Выполняют проектное задание в сотрудничестве. Представляют разработку туристического маршрута на конкурс «Скульптурный портрет планеты»

(с.82-83):

- Устное сообщение(презентация);

- пакет документов (контурная карта и письменное обоснование).

Оценивание презентации работы на конкурс

Скульптурный портрет

§24

з.с.82-83


31.8

28.04

Литосфера и человек

Правила поведения во время: землетрясения и извержения вулкана.


Определяют значение литосферы для человека. Выявляют способы воздействия человека на литосферу и характер изменения литосферы в результате его хозяйственной деятельности.

Формулируют правила поведения во время: землетрясения и извержения вулкана (з.6 с.86)

Индивидуальные ответы


Охрана литосферы

§25 з.с.86

Подготовьте сообщение о бережном использовании нефти

(з.7 с.86)


32.9

12.05

Контрольная работа №3. «Литосфера – твердая оболочка Земли» тест

Повторить

§18-§25

33.10

19.05

Коррекция знаний по теме: «Литосфера - твёрдая оболочка Земли»

Повторение

34.1

26.05

Итоговое тестирование. Коррекция знаний.








Географическая номенклатура


Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.

Части света: Европа, Азия, Америка, Африка, Австралия, Антарктида.

Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.

Моря: Баренцево, Северное.

Озёра: Байкал.

Острова: Новая Зеландия.

Полуострова: Скандинавский.

Проливы: Дрейка.

Равнины: Восточно-Европейская (Русская),

Низменности: Западно - Сибирская, Амазонская, Индо-Гангская, Прикаспийская

Возвышенность: Среднерусская

Плоскогорья: Среднесибирское, Декан, Бразильское.

Горы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Альпы, Саяны, Алтай, Кавказ, Уральские, Скандинавские, Аппалачи.

Вершины: Джомолунгма (Эверест), Эльбрус

Вулканы: Орисаба, Килиманджаро, Ключевская Сопка, Этна, Фудзияма, Везувий, Гекла, Кракатау, Котопахи.

Страны: Япония, Китай, Филиппины, Индонезия, Иран, Турция, Афганистан, Чили, Перу, Мексика, США, Россия.


ПЕРЕЧЕНЬ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ И ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ,

ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Печатные пособия:

План и карта

Карты мира

Физическая полушарий

Физическая мира

Карты России

Физическая

Цифровые образовательные ресурсы

Библиотека электронных наглядных пособий

Школьная геоинформационная система

Цифровые карты и космические снимки

Экранно-звуковые пособия

Видеофильмы и видеофрагменты

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Приборы, инструменты для проведения демонстраций и практических занятий (в т.ч. на местности)

Коллекции

Коллекция горных пород и минералов

Коллекция полезных ископаемых различных типов

Шкала твердости Мооса

Набор раздаточных образцов к коллекции горных пород и минералов


ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

http: //www.fmm.ru Минералогический музей им. А. Е. Ферсмана

http: //www.mchs.gov.ru МЧС России.

http: //www.ocean.ru Институт Океанологии РАН им. П.П.Ширшова.

http: //www.pogoda.ru Прогноз погоды.

http://www.sgm.ru/rus/science/index.html Музей истории Земли им. В.И. Вернадского, Москва.

http://www.1000mest.ru Все достопримечательности мира - туристический портал.

http://www.rubricon.com/nir_1.asp Энциклопедия «Народы и религии мира»

http://nationalgeographic.ru Журнал National Geographic Россия.

http://vokrugsveta.ru/ encyclopedia/ Географическая энциклопедия.

http://geo-sfera.com/ Электронный журнал ГеоСфера

http://www.rgo.ru - Географический портал «Планета Земля»

http://mega.km.ru/bes_98/content.asp?rubr=68 - География в Большом энциклопедическом словаре на сервере «Кирилл и Мефодий»

http://space.jpl.nasa.gov - сайт Национального управления США по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) (космические снимки)

www.geoeye.com. — сайт «Земной глаз». Снимки Земли, сделанные с космического спутника.

http://fourmilab.ch/cgi-bin/uncgi/Earth - Земля – взгляд из космоса

http://maps.google.com - масштабируемый космический снимок Земли с портала «Гугл».


Система оценки планируемых результатов


Оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур:

с помощью специально сконструированных диагностических задач, нацеленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий

при анализе выполнения проверочных заданий по предмету, когда на основе характера ошибок, допущенных ребёнком, можно сделать вывод о сформированности метапредметных умений

сформированность коммуникативных учебных действий может быть выявлена на основе наблюдений за деятельностью обучающихся, а также на основе результатов выполнения заданий в совместной (парной или командной) работе

достижение метапредметных результатов может проявляться и в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе.

Оценка предметных результатов

В системе предметных знаний можно выделить опорные знания (знания, усвоение которых принципиально необходимо для текущего и последующего обучения) и знания дополняющие, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний

В 6 классе по географии к опорной системе знаний отнесен, прежде всего, понятийный аппарат (или «язык») учебного предмета, освоение которого позволяет учителю и обучающимся эффективно продвигаться в изучении предмета.

Особенности оценки предметных результатов

Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий.

Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися.

Базовый уровень достижений. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3»).

Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями.

Повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»);

Высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»).

Для описания подготовки обучающихся, уровень достижений которых ниже базового, целесообразно выделить пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);

При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Иными словами, объектом оценки являются действия, выполняемые обучающимися с предметным содержанием.


Система оценки планируемых результатов, выраженная в формах и видах контроля


Для оценки достижения планируемых результатов используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга:

Тематические проверочные работы (проводятся по ранее изученной теме, в ходе изучения следующей темы).

Проекты (разрабатываются и защищаются обучающимися).

Практические работы (выполняются в соответствии с учебно-тематическим планом).

Творческие работы (выполняются в период обобщения знаний по теме раздела).

Собеседование (используется на всех этапах обучения, помогает выяснить понимание основных принципов, законов, теорий).

Опросы, экспресс-опросы (используются для оперативной проверки уровня готовности к восприятию нового материала).

Самостоятельная работа (является типичной формой контроля, подразумевает выполнение самостоятельных заданий без вмешательства учителя).

Наблюдение (применяется на уроке-практике и подразумевает отслеживание формирования умений, навыков и приемов применения практических знаний).


Особенности оценки индивидуального проекта и индивидуальных достижений обучающихся


Критерии оценки проектной работы разрабатываются с учётом целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования. Индивидуальный проект целесообразно оценивать по следующим критериям:

1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов.

2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой использовать имеющиеся знания и способы действий.

3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.

4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 10 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

2. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

Время выполнения работы: 20 мин.

Оценка «5» - 20 правильных ответов, «4» - 15-19, «3» - 10-14, «2» - менее 10 правильных ответов.


ответы на вопросы


0-49% - «2»

50-69% - «3»

70-89% - «4»

90-100% - «5»

Требования к устным ответам обучающихся:

«3» - воспроизведение и запоминание материла различной степени сложности, ответы по вопросам к изученному без воспроизведения текста.

«4» - применение знаний в знакомой ситуации по образцу, связанной выполнением действий с чётко обозначенными правилами; измерять, объяснять; составлять что-либо по готовой схеме, соотносить, характеризовать, сравнивать.

«5» - применение знаний в незнакомой ситуации, творческое применение в качестве какой-либо обобщённой идеи; устно или письменно дать ответ на проблемный вопрос или выявить существенные признаки; высказывать суждения по проблемному вопросу, анализировать получаемую информацию, давать отзыв или рецензию, обосновывая, приводить свои примеры; искать необходимую информацию и проводить исследовательскую работу.

Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии

Отметка "5" Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Обучающиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими обучающимися.

Отметка "4" Практическая или самостоятельная работа выполнена обучающимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.). Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы, допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3" Практическая работа выполнена и оформлена обучающимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Обучающиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материала ми, географическими инструментами.

Отметка "2" Выставляется в том случае, когда обучающиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных обучающихся неэффективны из-за плохой подготовки обучающегося.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.

Реферат

Отметка «5» ставится, если обучающийся:

выполнил требования к оформлению реферата;

использовал достаточный объем теоретического материала и примеров для раскрытия выбранной темы;

использовал литературный язык изложения материала;

продемонстрировал умение отвечать на поставленные вопросы при защите реферата.

Примечание: требования к реферативной работе по ее тематическому содержанию соответствуют требованиям к устному, письменному ответам и практической работе одновременно.

Требования к реферативной работе на отметки «1, 2, 3, 4» соответствуют требованиям к устному, письменному ответам и практической работе одновременно.





Критерии оценки презентации


Критерии


Баллы

Оценка класса


Самооценка


Оценка учителя

Структура презентации





Титульный слайд с заголовком

3




Минимальное количество – 10 слайдов

3




Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики)

3




Библиография

3




Содержание





Сформулированы цель, гипотеза

3




Понятны задачи и ход исследования

3




Использование эффектов анимации

3




Вставка графиков и таблиц

3




Правильность изложения текста

3




Результаты и выводы соответствуют цели

3




Оформление





Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно изложены и структурированы

3




Слайды представлены в логической последовательности

3




Красивое оформление презентации

3




Единый стиль

3




Организация





Чёткое планирование работы группы и каждого обучающегося

3




Оправданные способы общения и толерантность в ходе работы над презентацией

3




Соблюдение авторских прав

3




Общее количество баллов

51




Принципы подведения итогов:

Результаты, полученные по всем критериям, складываются и делятся на 3 (среднее арифметическое).

Итоговый балл классифицируется следующим образом:

менее 15 баллов - оценка "1"

15-24 баллов - оценка "2"

25 – 34 баллов – оценка "3"

35 - 44 баллов – оценка "4"

45 – 51 баллов – оценка "5"


Требования к выполнению практических работ на контурной карте


Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств (это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).


Правила работы с контурной картой

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.

3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.

5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы.

Не забудьте подписать работу внизу карты!

Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации