12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сухова Елена Владимировна929
Россия, Костромская обл., деревня Середняя
Материал размещён в группе «Уроки географии»

/data/files/s1573411667.docx (география)

Рабочая программа по географии 5 класс ФГОС

Пояснительная записка

Рабочая программа по географии составлена на основе:

  • Закона РФ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании»;
  • Федерального государственного стандарта основного общего образования (2010г.);
  • Учебного плана МКОУ Середняковская СОШ на 2019-2020 учебный год;
  • Авторская программа. Николина В. В. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5—9 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В. В. Николина, А. И. Алексеев, Е. К. Липкина. — 2-е изд., дополн. — М. : Просвещение, 2013.
  • Федерального перечня учебников.

Рабочая программа соответствует учебнику: География. 5-6 классы: учеб. для общеобразоват. организаций / [ А.И. Алексеев и др.]. – 8-е изд. – М. : Просвещение, 2019. – 191 с.: ил., карт. – (Полярная звезда).

Структура и содержание рабочей программы соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся. География — предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественно - и гуманитарно-общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у обучающихся:

  • комплексного представления о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
  • целостного восприятия мира в виде взаимосвязанной иерархии природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определённым законам;
  • умений ориентироваться в Пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;
  • умений организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими и другими принципами как основными ценностями географии;
  • предпрофильной ориентации.

ЦЕЛЯМИ изучения географии в основной школе являются:

  • формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира
  • формирование целостного географического образа планеты Земля на разных уровнях

понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов

  • формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных, учебных,

оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде

  • формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости

географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле.

  • формирования опыта жизнедеятельности через усвоенные человеческие научные

общекультурные достижения ( карта, космические снимки, наблюдения путешествия , традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению освоению и сохранению географического пространства

  • формирования опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью

различных приборов ( план. карта. приборы. объекты природы), обеспечивающих реализацию собственных потребностей ,интересов, проектов

  • формирование опыта творческой деятельности, социально- коммуникативных

потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, карты, компьютерные программы, презентации)

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учетом реализации внутрипредметных и метапредметных связей.

В основу положено взаимодействия научного, гуманитарного, аксиологического, культурологического, личностно – деятельностного, историко – проблемного, компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такте учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определение понятиям, структурировать материал и др.

Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д.

Содержание курса географии 5 класса нацелено на формирование у обучающихся знаний о неоднородностей и целостности Земли как планеты людей, о составе, строении и свойствах оболочек Земли, о влиянии природы на жизнь и хозяйство людей; топографо –  картографических знаний и умений, позволяющих осознавать, что план и карта – выдающихся произведения человеческой мысли, обеспечивающие ориентацию в географическом пространстве; знаний о Земле как о планете Солнечной системы и о следствиях вращения Земли вокруг своей оси и вкруг Солнца; о расселении людей по планете, о государствах и их столицах.

 

Результаты освоения учебного предмета

 

Личностными результатами обучения географии являет­ся формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идей­но-нравственных, культурных, гуманистических и этических принципов и норм поведения.

Изучение географии в основной школе обусловливает до­стижение следующих результатов личностного развития:

  1. воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордос­ти за свою Родину, прошлое и настоящее многонационально­го народа России; осознание своей этнической принадлеж­ности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; вос­питание чувства долга перед Родиной;
  2. формирование целостного мировоззрения, соответству­ющего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;
  3. формирование ответственного отношения к учению
  4.  формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инстру­ментами и техническими средствами информационных техно­логий;
  5. формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мне­нию, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;
  6. освоение социальных норм и правил поведения в груп­пах и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-кри­тического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и эконо­мических особенностей;
  7.  развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведе­ния, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  8. учебно-исследова­тельской, творческой и других видах деятельности;
  9. формирование ценности здорового и безопасного обра­за жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожаю­щих жизни и здоровью людей;
  10.  формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде.

 

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

  1. овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  2. умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выби­рать наиболее эффективный способ, осуществлять познава­тельную рефлексию в отношении действий по решению учеб­ных и познавательных задач;
  3. формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать её, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логи­ческое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулиро­вать выводы, делать умозаключения, выполнять познаватель­ные и практические задания, в том числе проектные;
  4. формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оце­нивать свои действия и действия одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность резуль­тата и способа действия, реально оценивать свои возможнос­ти достижения цели определённой сложности;
  5. умение организовывать и планировать учебное сотруд­ничество и совместную деятельность с учителем и со свер­стниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
  6. формирование и развитие учебной и общепользова­тельской компетентности в области использования техничес­ких средств информационно-коммуникационных технологий (компьютеров и программного обеспечения) как инструмен­тальной основы развития коммуникативных и познавательны*
  7. умение извлекать информацию из различных источни­ков (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
  8. умение на практике пользоваться основными логичес­кими приёмами, методами наблюдения, моделирования, объ­яснения, решения проблем, прогнозирования и др.;
  9. умение работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных пози­ций при выработке общего решения в совместной деятель­ности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и коорди­нировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конф­ликтов;
  10.  умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социальноговзаимодействия.

 

Предметными результатами освоения основной образо­вательной программы по географии являются:

1) формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необхо­димости для решения современных практических задач чело­вечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружа­ющей среды и рационального природопользования;

2) формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

3) формирование представлений о целостности и неоднородности планеты Земля, особенностях природы,  жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических пара­метров;

5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карта как одного из «языков» международного общения;

6) овладение основными навыками нахождения, использо­вания и презентации географической информации;

7) формирование умений и навыков использования раз­нообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружаю­щей среды, адаптации к условиям территории проживания;

8) создание основы для формирования интереса к даль­нейшему расширению и углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться:

Источники географической информации:

использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видеои фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач; анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию; пo результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания; в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию; составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников; представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач

ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов; читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты; строить простые планы местности; создавать простейшие географические карты; моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

Природа Земли и человек

различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию; использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий; проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков; оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.

использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде; приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности; воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации; создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

 

Формы обучения и контроля: традиционный урок, тестовый контроль, проверочные работы, географические диктанты, работа с контурными картами, практические работы, творческая работа, самостоятельное добывание информации, работа в парах, малыми учебными группами, проектная деятельность, нестандартные уроки. 

Виды и формы контроля:

Виды: текущий, тематический, итоговый, самоконтроль.

Формы контроля: устный и письменный, фронтальный и индивидуальный.

Место предмета в учебном плане

Согласно учебному плану МКОУ Середняковская СОШ на 2019-2020 уч. г., программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю)

Учебно - тематический план

 

Тема

Количество часов

всего

практические работы

контрольные работы

  1.  

Введение

1

-

-

  1.  

На какой Земле мы живём

5

2

1

  1.  

Планета Земля

5

2

 

  1.  

План и карта

11

3

1

  1.  

Литосфера – твёрдая оболочка Земли

10

3

1

  1.  

Обобщение по курсу

2

 

1

 

Всего:

34

10

4

Содержание учебной программы

5 класс

 ВВЕДЕНИЕ – 1 час

География как наука. Практическое значение географии на разных этапах развития человечества. Задачи и методы географической науки. 

РАЗДЕЛ 1. На какой Земле мы живем – 5 часов

География в древности: Древняя Индия, Древний Египет, Древний Восток, Древняя Греция. Учёные античного мира – Аристотель, Эратосфен, Птолимей. Экспедиции Т. Хейердала как модель путешествий в древности. География в эпоху Средневековья:  путешествия и открытия португальцев, русских землепроходцев. Путешествия Марко Поло и Афанасия  Никитина. Эпоха Великих географических открытий. Открытие Нового света – экспедиция Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание Фернана Магеллана. Значение Великих географических открытий. Географические открытия 17-19 века. Поиски Южной Земли – открытие Австралии. Первая русская кругосветная экспедиция И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф.Лисянского. Русская экспедиция  Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П.Лазарева – открытие Антарктиды.

Современные географические исследования. Исследования полярных областей Земли. Изучение Мирового океана. Космические исследования. Географические исследования Новейшего времени. Актуальные проблемы развития человечества и России, решение которых невозможно без участия географов.

Практические работы:

  1. «Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, географических объектов, открытых в разные периоды».
  2. «Составление списка источников информации по теме «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».

 

РАЗДЕЛ 2. Планета Земля – 5 часов

Земля в Солнечной системе и во Вселенной. Земля и Луна. Форма, размеры Земли, их географические следствия. Движение Земли вокруг своей оси. Земная ось и географические полюсы. Следствия осевого движения Земли. Географические следствия движения Земли вокруг Солнца. Смена времён года на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещенности, тропики и полярные круги. Влияние Космоса на Землю и жизнь людей. Текущий контроль.

Практические работы:

  1. «Характеристика событий, происходящих на экваторе, в тропиках, на полярных кругах и полюсах Земли в дни равноденствий и солнцестояний».
  2. «Выявление закономерностей изменения продолжительности дня и высоты Солнца над горизонтом в зависимости от времени года на территории своей местности».

 

РАЗДЕЛ 3. План и карта – 11  часов

Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут.

Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности. План местности. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности. Географическая карта — особый источник информации. Отличия карты от плана. Легенда карты, градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов абсолютных высот. Разнообразие географических карт и их классификация. Виды географических карт. Способы изображения на мелкомасштабных географических картах. Искажения на географических картах. Градусная сетка: параллели и меридианы на глобусе и картах. Экватор и нулевой (начальный, Гринвичевский) меридиан. Географические координаты. Географическая щирота и географическая долгота. Измерение расстояний по карте. Использование карт в жизни людей.

Практические работы:

  1. «Проведение полярной съёмки и составление плана местности» (итоговая)
  2. «Определение направлений и расстояний на карте».

«Определение географических координат точек на глобусе и картах»

      7. «Определение географических координат точек на глобусе и картах» (итоговая)

 

РАЗДЕЛ 4. Литосфера – твердая оболочка земли – 10  часов

 Земная кора и литосфера. Рельеф Земли. Внутреннее строение Земли, методы его изучения. Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, её строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность. Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте. Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа. 

Практические работы:

8. «Сравнение свойств горных пород».

       9. «Описываем горы по карте».

      10.  «Описываем горы по карте».

 

ОБОБЩЕНИЕ ПО КУРСУ  – 2 часа

 Обобщение знаний учащихся за курс 5 класса. Перечень обязательных практических работ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно - тематическое планирование по географии. 5 класс

Количество часов: всего 34 часа в год; 1 час в неделю.

Тема

Практические работы

Основное содержание урока

Универсальные учебные действия

Домашнее задание

Дата проведения

личностные

предметные

метапредметные

План

Факт

Введение. География – наука о планете Земля. (1 час)

  1.  

Зачем нам география и как мы будем её изучать

 

знакомство обучающихся с новым предметом - географией. Раскрытие особенностей содержания курса. Практическое значение географии на разных этапах развития человечества. Знакомство с задачами и методами географической науки. Знакомство с УМК.

вести диалог на основе взаимного уважения; корректно отстаивать свою позицию; понимать существование различных мнений и подходов к решению проблемы;

определять понятие « география» Выявлять особенности изучения Земли географией по сравнению с другими науками. Устанавливать этапы развития географии от отдельных описаний земель и народов к становлению науки на основе анализа текста учебника и иллюстраций. Различать природные и антропогенные географические объекты

Выявлять объекты изучения естественных наук, в том числе географии Создание историкогеографического образа объектов Земли Регулятивные Умение работать с текстом, выделять в нем главное Устанавливать основные приемы работы с учебником

П 1, вопросы.

 

 

 

РАЗДЕЛ 1. На какой Земле мы живем – 5 часов

  1.  

Как люди открывали Землю.

 

выяснить, как изменились представления людей об облики Земли Показать значимость открытий великих мореплавателей и путешественников.

проявлять устойчивый познавательный интерес и готовность к самообразованию; вести диалог на основе взаимного уважения; осваивать общемировое культурное наследие

знать из истории географии факты развития знаний о форме Земли, о материках и океанах, об отражении их на картах; уметь показывать на карте пути экспедиций, уметь наносить на к/к пути экспедиций

систематизировать информацию о путешественниках и открытиях, уметь работать в группе, планировать пути достижения целей

П.2, заполнение таблицы. Работа с картой.

 

 

  1.  

Как люди открывали Землю.

Практическая работа №1. «Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, географических объектов, открытых в разные периоды».

выяснение как люди открывали материки Австралию и Антарктиду.

проявлять устойчивый познавательный интерес и готовность к самообразованию; вести диалог на основе взаимного уважения; осваивать общемировое культурное наследие; осваивать общекультурное наследие России и общемировое культурное наследие

знать из истории географии факты о развитии знаний о материках и океанах, об отражении их на карте; уметь показывать на карте путь путешественников и исследователей, уметь наносить на к/к;

планировать учебную деятельность при изучении темы, устанавливать и сравнивать разные точки зрения;

П.3, заполнение таблицы. Работа с картой.

 

 

  1.  

Российские путешественники. Географические открытия 17-19 века.

 

Практическая работа №2. «Составление списка источников информации по теме «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».

Раскрыть значение открытий русских путешественников и землепроходцев, подвига первооткрывателей Северного полюса

знать из истории географии факты о том, как шло географическое изучение территории России, об отражении их на карте; уметь показывать на карте путь путешественников и исследователей России, уметь наносить маршруты на к/к;

планировать учебную деятельность при изучении темы, устанавливать и сравнивать разные точки зрения;

П.4.

Работа с картой.

 

 

  1.  

Современные географические исследования.

 

выяснить, как и какими способами изучают Землю. Выяснить значение географии для практической деятельности человека Выяснить, где можно получить информацию о любой точке Земли

использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей

выявлять особенности изучения географии на современном этапе.

поиск информации о путешественниках Определение значения географических исследований для жизни общества Регулятивные Поиск в Интернете космических снимков, электронных карт Работа с учебником, с атласом Коммуникативные Обсуждение значения географической науки в парах, группах

П 5, читать, вопросы.

 

 

  1.  

Урок – обобщение по теме: «Развитие географических знаний о Земле».

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 2. Планета Земля – 5 часов

  1.  

Мы во Вселенной.

 

Земля – планета Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и условия жизни на ней. Форма и размеры Земли.

вести диалог на основе взаимного уважения; корректно отстаивать свою позицию;

знать порядок расположения планет Солнечной системы по отношению к Солнцу; знать форму и размеры Земли; устанавливать географические следствия формы, размеров Земли.

планировать свою деятельность при изучении темы; Анализ иллюстративносправочных материалов и сравнение планет Солнечной системы Описание уникальных особенностей Земли как планеты Оценить действие партнеров

П 6, работа с атласом, анализ схем. Вопросы.

 

 

  1.  

Движение Земли.

 

движения Земли. Виды движений Земли. Продолжительность года. Экватор, тропики, полярные круги.

вести диалог на основе взаимного уважения; корректно отстаивать свою позицию; понимать существование разных мнений и подходов к решению проблемы

объяснить движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца Составить и проанализировать схемы «Следствия вращения земли вокруг своей оси», « Следствия вращения Земли вокруг Солнца»

преобразовывать и создавать схемы (модели) для решения задачи; планировать пути достижения цели; строить логическое рассуждение

П 7, вопросы, работа с картой, анализ схем.

 

 

  1.  

Солнечный свет на Земле.

Практическая работа №3 «Характеристика событий, происходящих на экваторе, в тропиках, на полярных кругах и полюсах Земли в дни равноденствий и солнцестояний».

неравномерное распределение тепла и света на Земле, высота Солнца над горизонтом; географические следствия движения земли; причины смены дня и ночи, времен года, дни летнего и зимнего солнцестояния, дни весеннего и осеннего равноденствия

вести диалог на основе взаимного уважения; корректно отстаивать свою позицию; понимать существование разных мнений и подходов к решению проблемы

уметь описывать географические следствия вращения земли вокруг своей оси, движения вокруг Солнца; объяснять что происходит на планете в дни солнцестояний и равноденствий; называть пояса освещенности

преобразовывать и создавать схемы для решения задач, уметь планировать пути достижения цели

П.8, вопросы, анализ схем учебника.

 

 

  1.  

Солнечный свет на Земле.

 

Практическая работа №4

«Выявление закономерностей изменения продолжительности дня и высоты Солнца над горизонтом в зависимости от времени года на территории своей местности».

П.8, вопросы, анализ схем учебника.

 

 

  1.  

Урок – обобщение по теме: «Земля - планета Солнечной системы».

Текущий контроль.

 

обобщение и систематизация знаний учащихся по темам «На какой земле мы живем. Планета Земля».

уметь оценивать свои возможности для самостоятельного достижения цели определенной сложности;

знать содержание темы

осуществлять расширенный поиск информации; формировать готовность к самообразованию

индивидуальные задания

 

 

РАЗДЕЛ 3. План и карта – 11  часов

  1.  

Ориентирование на местности.

 

ориентирован на местности, стороны горизонта, компас, азимут, ориентирование по Солнцу, Полярной звезде; план местности, аэрофотоснимки

использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей, мотивов и потребностей

знать определения понятий «ориентирование», «азимут», называть и объяснять способы ориентирования, называть алгоритмы работы с компасом, знать ориентирование по сторонам горизонта, раскрывать роль аэрофотоснимков в создании планов

планировать учебную деятельность при изучении темы, давать определения понятиям, уметь объяснять содержание совершаемых действий

П 9, работа с картой, решение задач. Вопросы.

 

 

  1.  

Земная поверхность на плане и карте.

 

условные знаки, масштаб и его виды, измерение расстояний с помощью масштаба

использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей, мотивов и потребностей

приводить примеры географических объектов, легко распознаваемых на планах, знать определение понятия «масштаб», называть виды масштаба, уметь пользоваться масштабом

владеть устной речью, строить монологическое высказывание, уметь аргументировать свою точку зрения, формировать действия целеполагания

П 10 стр 39  №5 (писм)

 

 

  1.  

Земная поверхность на плане и карте.

 

 

способы изображения неровностей земной поверхности на плоскости, относительная высота, абсолютная высота, горизонтали

использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей, мотивов и потребностей

знать как на плане и карте изображают неровности земной поверхности , знать понятия «абсолютная высота», «относительная высота», уметь определять относительную и абсолютную высоту, устанавливать взаимосвязи между густотой горизонталей и крутизной склонов

владеть устной речью, строить монологическое высказывание, уметь аргументировать свою точку зрения, строить логическое рассуждение

П 11, вопросы стр 41

 

 

  1.  

Учимся с «Полярной звездой»

Практическая работа №5 (итоговая)

«Проведение полярной съёмки и составление плана местности».

топографическая карта, способы глазомерной съемки местности

использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей, мотивов и потребностей, уметь оценивать свои возможности для самостоятельного достижения цели определенной сложности

ориентироваться по плану местности. уметь составлять и читать план местности, знать различия между полярной и маршрутной съемками местности

обобщать понятия, создавать схемы (модели) для решения задач, формировать действия целеполагания, оценивать трудность решения задачи

П 12, оформление плана местности

 

 

  1.  

Географическая карта.

Практическая  работа №6.  «Определение направлений и расстояний на карте».

глобус - объемная модель Земли, географическая карта, ее отличие от плана, свойства географической карты, классификация карт, географические карты в жизни человека

вести диалог на основе взаимного уважения; корректно отстаивать свою позицию; понимать существование разных мнений и подходов к решению проблемы

знать понятия « географическая карта», «глобус», «атлас», определить свойства географической карты, знать различие карт по масштабам, выявить отличие географической карты от плана местности, знать значение географических карт как источников информации

обобщать понятия, осуществлять классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанной логической операции

П 13, работа с картой. стр 47 №1 (писм)

 

 

  1.  

Градусная сетка.

 

градусная сетка, ее предназначение, параллели и меридианы, градусная сетка на глобусе и картах, определение направлений и расстояний на карте

развивать навыки самостоятельной работы, использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей

знать понятие «экватор», «параллель» «меридиан» «»градусная сетка», уметь определять направление по карте и глобусу, уметь измерять расстояние по глобусу и карте

давать определения понятиям, планировать пути достижения цели; строить логическое рассуждение

П 14, стр 51 № 2, 10,11 (устно)

 

 

  1.  

Географические координаты. Географическая широта.

 

географические координаты, географическая широта, определение географической широты объектов

использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей

знать значение знаний о географических координатах и умение их определять. уметь определять географическую широту

владеть устной речью, строить монологическое высказывание, преобразовывать схемы (модели) для решения задач

П 15, работа с картой, стр 54 № 6 (писм)

 

 

  1.  

Географические координаты. Географическая долгота.

 

географическая долгота, определение географической долготы, часовые пояса

использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей

уметь определять географическую долготу, уметь определять географические координаты объектов, раскрывать практическое значение выделения часовых поясов, уметь с помощью карты решать простейшие задачи на определение времени

давать определения понятиям, преобразовывать схемы (модели) для решения задач, формировать действия целеполагания, оценивать трудность решения задачи

П 16, работа с картой,  стр 57 №10 (писм)

 

 

  1.  

План и карта.

 

чтение карты, определение направлений, расстояний, местоположения и взаимного расположения объектов, абсолютных высот и глубин на карте, составление описания местности по планам и картам

использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей

уметь читать различные виды карт, планы местности, понимать значение картографических методов исследования

преобразовывать схемы (модели) для решения задач, формировать действия целеполагания, планировать пути достижения цели

Решение задач. Вопросы.

 

 

  1.  

Учимся с «Полярной звездой»

 

Практическая работа №7 (итоговая)

«Определение географических координат точек на глобусе и картах».

определение географических координат точек на глобусе и картах

использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей

уметь читать различные виды карт, планы местности, понимать значение картографических методов исследования

преобразовывать схемы (модели) для решения задач, формировать действия целеполагания, планировать пути достижения цели

Решение задач, вопросы.

 

 

  1.  

Урок – обобщение по теме: «Географические карты».

 

обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «План и карта»

уметь оценивать свои возможности для самостоятельного достижения цели определенной сложности;

знать содержание темы

осуществлять расширенный поиск информации; формировать готовность к самообразованию

индивидуальные задания

 

 

РАЗДЕЛ 4. Литосфера – твердая оболочка земли – 10  часов

  1.  

Земная кора – верхняя часть литосферы

 

внешние и внутренние силы Земли, внутреннее строение Земли, типы земной коры, ее строение под материками и океанами, литосфера, литосферные плиты

использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей и потребностей

уметь называть внешние и внутренние силы Земли, раскрывать влияние внешних и внутренних процессов на формирование рельефа планеты, знать особенности внутреннего строения Земли и земной коры, знать определение понятий «литосфера», «литосферные плиты», понимать соотношение внутренних слоев Земли, называть и показывать современные литосферные плиты

планировать учебную деятельность при изучении темы, давать определения понятиям, владеть устной речью, строить монологическое высказывание

П 18,

стр. 64 №  1, 2 (устно)

№  10 (письменно)

 

 

  1.  

Горные породы, минералы и полезные ископаемые.

Практическая работа №8 «Сравнение свойств горных пород».

минералы и горные породы, магматические, осадочные, метаморфические горные породы, их происхождения и свойства, полезные ископаемые и их виды, значение полезных ископаемых для человека, охрана земных недр

формировать убежденность в познаваемости окружающего мира и достоверности научного метода его изучения, формировать потребность в самовыражении и самореализации

иметь представление о минералах и горных породах, знать особенности происхождения горных пород уметь различать горные породы и минералы по внешним признакам, знать понятие «полезные ископаемые», «минерал», «горная порода»,

давать определения понятиям, преобразовывать схемы (модели) для решения задач, формировать действия целеполагания

П 19,

стр. 67 №  10 (устно)

 

 

 

  1.  

Движения земной коры.

 

движения земной коры: вертикальные, горизонтальные, землетрясения и их причины, сейсмические районы и пояса Земли, условия жизни людей в сейсмических районах, обеспечение безопасности населения

использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей и потребностей, понимать ценность жизни и здоровья

знать определения понятий «землетрясение», «очаг землетрясения» «эпицентр землетрясения», называть существенные признаки понятий «горст», «грабен», «сброс», называть виды движения земной коры, описывать процесс возникновения землетрясений

давать определения понятиям, преобразовывать схемы (модели) для решения задач, строить логическое рассуждение

П 20,

стр. 70 №  8, 9 (устно)

 

 

 

  1.  

Движения земной коры.

 

вулканизм, строение вулкана. Типы вулканов, гейзеры, Тихоокеанское огненное кольцо

использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей и потребностей, понимать ценность жизни и здоровья

знать понятие «вулкан», «очаг магмы», «жерло», «кратер», «гейзер», знать закономерности распространения вулканизма, нанести на контурную карту районы вулканизма, объяснить необходимость обеспечения безопасности населения

давать определения понятиям, преобразовывать схемы (модели) для решения задач, строить логическое рассуждение, знать правила поведения в чрезвычайных ситуациях

П 21,

стр. 73

№  6 (письменно)

 

 

  1.  

Рельеф Земли. Равнины.

Практическая работа №9

«Описываем горы по карте».

рельеф Земли, выветривание, основные формы рельефа суши, горы и равнины, особенности их образования, различия равнин по размеру, характеру поверхности, абсолютной высоте, крупнейшие равнины мира и России, жизнь людей на равнинах, описание равнин по карте

использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей, любить природу

знать общее представление о рельефе и формах рельефа знать понятие «равнина», знать классификацию равнины по высоте, развить умение давать описание равнины по плану, создавать образ равнин с помощью различных средств наглядности

давать определения понятиям, преобразовывать схемы (модели) для решения задач, строить логическое рассуждение

П 22,

стр. 77

№  1, 6 (письменно)

 

 

  1.  

Рельеф Земли. Горы.

 

Практическая работа №10

«Описываем горы по карте».

различие гор по высоте, возрасту размеру, крупнейшие горные системы мира и России, жизнь человека в горах, изменение гор во времени, менее крупные формы рельефа в горах и на равнинах, описание гор по карте

использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей, любить природу

знать понятие «горы», знать различие гор по высоте, возрасту размеру, сформировать представления об условиях жизни человека в горах, уметь объяснить причины изменение гор во времени, а так же изменение гор под воздействием воды, ветра, живых организмов, хозяйственной деятельности людей, различать менее крупные формы рельефа в горах, познакомиться с опасными природными явлениями их предупреждение.

давать определения понятиям преобразовывать схемы (модели) для решения задач, строить логическое рассуждение

П 23,

стр. 81

№  1, 9 (письменно)

 

 

  1.  

Учимся с «Полярной звездой»

Разработка проектного задания.

«Скульптурный портрет Земли»

решение практических задач по карте

вести диалог на основе взаимного уважения; корректно отстаивать свою позицию, учитывать разные мнения и стремиться к координаций действий в сотрудничестве

определять и показывать на карте горы и равнины, определять ГП гор и равнин. Обозначать горы и равнины на контурной карте

преобразовывать схемы (модели) для решения задач, осуществлять сравнение, самостоятельно контролировать свое время и управлять им, работать в группе

П 24,

шаг 3

 

 

  1.  

Учимся с «Полярной звездой»

Разработка проектного задания.

«Скульптурный портрет Земли».

П 24,

шаг 6

 

 

  1.  

Человек и литосфера.

 

человек и литосфера. Значение литосферы для человека, воздействие человека на литосферу, неблагоприятные и опасные явления в литосфере, меры предупреждения и борьбы сними

вести диалог на основе взаимного уважения; использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей

раскрывать значение литосферы для человека, знать о влиянии хозяйственной деятельности человека на литосферу, знать правила поведения в чрезвычайных ситуациях, связанных с литосферой

преобразовывать схемы (модели) для решения задач, строить логическое рассуждение, осуществлять сравнение

П 25,

стр 86 № 6 (писм)

 

 

  1.  

Урок – обобщение по теме: «Литосфера – каменная оболочка Земли».

 

Тестовая контрольная работа из заданий разного вида.

уметь оценивать свои возможности для самостоятельного достижения цели определенной сложности;

знать содержание всей темы

осуществлять расширенный поиск информации, формировать готовность к самообразованию

индивидуальныезадания

 

 

ОБОБЩЕНИЕ ПО КУРСУ  – 2 часа

  1.  

Урок – обобщение и повторение

 

обобщение и систематизация знаний учащихся за курс «География 5 класс»

уметь оценивать свои возможности для самостоятельного достижения цели определенной сложности;

знать содержание учебного материала за курс «География 5 класс»

осуществлять расширенный поиск информации; формировать готовность к самообразованию

индивидуальныезадания

 

 

  1.  

Урок – обобщение и повторение. Итоговый контроль.

 

Выявить уровень усвоения программного материала.

 

 

 

 

 

 

                     

 

Опубликовано в группе «Уроки географии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.