/data/files/s1573411667.docx (география)
Рабочая программа по географии 5 класс ФГОС
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии составлена на основе:
- Закона РФ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании»;
- Федерального государственного стандарта основного общего образования (2010г.);
- Учебного плана МКОУ Середняковская СОШ на 2019-2020 учебный год;
- Авторская программа. Николина В. В. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5—9 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В. В. Николина, А. И. Алексеев, Е. К. Липкина. — 2-е изд., дополн. — М. : Просвещение, 2013.
- Федерального перечня учебников.
Рабочая программа соответствует учебнику: География. 5-6 классы: учеб. для общеобразоват. организаций / [ А.И. Алексеев и др.]. – 8-е изд. – М. : Просвещение, 2019. – 191 с.: ил., карт. – (Полярная звезда).
Структура и содержание рабочей программы соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся. География — предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественно - и гуманитарно-общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у обучающихся:
- комплексного представления о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
- целостного восприятия мира в виде взаимосвязанной иерархии природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определённым законам;
- умений ориентироваться в Пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;
- умений организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими и другими принципами как основными ценностями географии;
- предпрофильной ориентации.
ЦЕЛЯМИ изучения географии в основной школе являются:
- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира
- формирование целостного географического образа планеты Земля на разных уровнях
понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов
- формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных, учебных,
оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде
- формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости
географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле.
- формирования опыта жизнедеятельности через усвоенные человеческие научные
общекультурные достижения ( карта, космические снимки, наблюдения путешествия , традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению освоению и сохранению географического пространства
- формирования опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью
различных приборов ( план. карта. приборы. объекты природы), обеспечивающих реализацию собственных потребностей ,интересов, проектов
- формирование опыта творческой деятельности, социально- коммуникативных
потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, карты, компьютерные программы, презентации)
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учетом реализации внутрипредметных и метапредметных связей.
В основу положено взаимодействия научного, гуманитарного, аксиологического, культурологического, личностно – деятельностного, историко – проблемного, компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такте учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определение понятиям, структурировать материал и др.
Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д.
Содержание курса географии 5 класса нацелено на формирование у обучающихся знаний о неоднородностей и целостности Земли как планеты людей, о составе, строении и свойствах оболочек Земли, о влиянии природы на жизнь и хозяйство людей; топографо – картографических знаний и умений, позволяющих осознавать, что план и карта – выдающихся произведения человеческой мысли, обеспечивающие ориентацию в географическом пространстве; знаний о Земле как о планете Солнечной системы и о следствиях вращения Земли вокруг своей оси и вкруг Солнца; о расселении людей по планете, о государствах и их столицах.
Результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и этических принципов и норм поведения.
Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:
- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;
- формирование ответственного отношения к учению
- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
- формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;
- освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
- формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
- формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать её, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
- формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности;
- умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
- формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств информационно-коммуникационных технологий (компьютеров и программного обеспечения) как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательны*
- умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
- умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;
- умение работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
- умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социальноговзаимодействия.
Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:
1) формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2) формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
3) формирование представлений о целостности и неоднородности планеты Земля, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карта как одного из «языков» международного общения;
6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания;
8) создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ
Выпускник научится |
Выпускник получит возможность научиться: |
Источники географической информации: |
|
использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видеои фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач; анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию; пo результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания; в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию; составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников; представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач |
ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов; читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты; строить простые планы местности; создавать простейшие географические карты; моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ. |
Природа Земли и человек |
|
различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию; использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий; проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков; оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития. |
использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде; приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности; воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации; создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией. |
Формы обучения и контроля: традиционный урок, тестовый контроль, проверочные работы, географические диктанты, работа с контурными картами, практические работы, творческая работа, самостоятельное добывание информации, работа в парах, малыми учебными группами, проектная деятельность, нестандартные уроки.
Виды и формы контроля:
Виды: текущий, тематический, итоговый, самоконтроль.
Формы контроля: устный и письменный, фронтальный и индивидуальный.
Место предмета в учебном плане
Согласно учебному плану МКОУ Середняковская СОШ на 2019-2020 уч. г., программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю)
Учебно - тематический план
|
Тема |
Количество часов |
||
всего |
практические работы |
контрольные работы |
||
|
Введение |
1 |
- |
- |
|
На какой Земле мы живём |
5 |
2 |
1 |
|
Планета Земля |
5 |
2 |
|
|
План и карта |
11 |
3 |
1 |
|
Литосфера – твёрдая оболочка Земли |
10 |
3 |
1 |
|
Обобщение по курсу |
2 |
|
1 |
|
Всего: |
34 |
10 |
4 |
Содержание учебной программы
5 класс
ВВЕДЕНИЕ – 1 час
География как наука. Практическое значение географии на разных этапах развития человечества. Задачи и методы географической науки.
РАЗДЕЛ 1. На какой Земле мы живем – 5 часов
География в древности: Древняя Индия, Древний Египет, Древний Восток, Древняя Греция. Учёные античного мира – Аристотель, Эратосфен, Птолимей. Экспедиции Т. Хейердала как модель путешествий в древности. География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия португальцев, русских землепроходцев. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина. Эпоха Великих географических открытий. Открытие Нового света – экспедиция Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание Фернана Магеллана. Значение Великих географических открытий. Географические открытия 17-19 века. Поиски Южной Земли – открытие Австралии. Первая русская кругосветная экспедиция И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф.Лисянского. Русская экспедиция Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П.Лазарева – открытие Антарктиды.
Современные географические исследования. Исследования полярных областей Земли. Изучение Мирового океана. Космические исследования. Географические исследования Новейшего времени. Актуальные проблемы развития человечества и России, решение которых невозможно без участия географов.
Практические работы:
- «Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, географических объектов, открытых в разные периоды».
- «Составление списка источников информации по теме «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».
РАЗДЕЛ 2. Планета Земля – 5 часов
Земля в Солнечной системе и во Вселенной. Земля и Луна. Форма, размеры Земли, их географические следствия. Движение Земли вокруг своей оси. Земная ось и географические полюсы. Следствия осевого движения Земли. Географические следствия движения Земли вокруг Солнца. Смена времён года на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещенности, тропики и полярные круги. Влияние Космоса на Землю и жизнь людей. Текущий контроль.
Практические работы:
- «Характеристика событий, происходящих на экваторе, в тропиках, на полярных кругах и полюсах Земли в дни равноденствий и солнцестояний».
- «Выявление закономерностей изменения продолжительности дня и высоты Солнца над горизонтом в зависимости от времени года на территории своей местности».
РАЗДЕЛ 3. План и карта – 11 часов
Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут.
Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности. План местности. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности. Географическая карта — особый источник информации. Отличия карты от плана. Легенда карты, градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов абсолютных высот. Разнообразие географических карт и их классификация. Виды географических карт. Способы изображения на мелкомасштабных географических картах. Искажения на географических картах. Градусная сетка: параллели и меридианы на глобусе и картах. Экватор и нулевой (начальный, Гринвичевский) меридиан. Географические координаты. Географическая щирота и географическая долгота. Измерение расстояний по карте. Использование карт в жизни людей.
Практические работы:
- «Проведение полярной съёмки и составление плана местности» (итоговая)
- «Определение направлений и расстояний на карте».
«Определение географических координат точек на глобусе и картах»
7. «Определение географических координат точек на глобусе и картах» (итоговая)
РАЗДЕЛ 4. Литосфера – твердая оболочка земли – 10 часов
Земная кора и литосфера. Рельеф Земли. Внутреннее строение Земли, методы его изучения. Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, её строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность. Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте. Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа.
Практические работы:
8. «Сравнение свойств горных пород».
9. «Описываем горы по карте».
10. «Описываем горы по карте».
ОБОБЩЕНИЕ ПО КУРСУ – 2 часа
Обобщение знаний учащихся за курс 5 класса. Перечень обязательных практических работ
Календарно - тематическое планирование по географии. 5 класс
Количество часов: всего 34 часа в год; 1 час в неделю.
№ |
Тема |
Практические работы |
Основное содержание урока |
Универсальные учебные действия |
Домашнее задание |
Дата проведения |
||||
личностные |
предметные |
метапредметные |
План |
Факт |
||||||
Введение. География – наука о планете Земля. (1 час) |
||||||||||
|
Зачем нам география и как мы будем её изучать |
|
знакомство обучающихся с новым предметом - географией. Раскрытие особенностей содержания курса. Практическое значение географии на разных этапах развития человечества. Знакомство с задачами и методами географической науки. Знакомство с УМК. |
вести диалог на основе взаимного уважения; корректно отстаивать свою позицию; понимать существование различных мнений и подходов к решению проблемы; |
определять понятие « география» Выявлять особенности изучения Земли географией по сравнению с другими науками. Устанавливать этапы развития географии от отдельных описаний земель и народов к становлению науки на основе анализа текста учебника и иллюстраций. Различать природные и антропогенные географические объекты |
Выявлять объекты изучения естественных наук, в том числе географии Создание историкогеографического образа объектов Земли Регулятивные Умение работать с текстом, выделять в нем главное Устанавливать основные приемы работы с учебником |
П 1, вопросы.
|
|
|
|
РАЗДЕЛ 1. На какой Земле мы живем – 5 часов |
||||||||||
|
Как люди открывали Землю. |
|
выяснить, как изменились представления людей об облики Земли Показать значимость открытий великих мореплавателей и путешественников. |
проявлять устойчивый познавательный интерес и готовность к самообразованию; вести диалог на основе взаимного уважения; осваивать общемировое культурное наследие |
знать из истории географии факты развития знаний о форме Земли, о материках и океанах, об отражении их на картах; уметь показывать на карте пути экспедиций, уметь наносить на к/к пути экспедиций |
систематизировать информацию о путешественниках и открытиях, уметь работать в группе, планировать пути достижения целей |
П.2, заполнение таблицы. Работа с картой. |
|
|
|
|
Как люди открывали Землю. |
Практическая работа №1. «Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, географических объектов, открытых в разные периоды». |
выяснение как люди открывали материки Австралию и Антарктиду. |
проявлять устойчивый познавательный интерес и готовность к самообразованию; вести диалог на основе взаимного уважения; осваивать общемировое культурное наследие; осваивать общекультурное наследие России и общемировое культурное наследие |
знать из истории географии факты о развитии знаний о материках и океанах, об отражении их на карте; уметь показывать на карте путь путешественников и исследователей, уметь наносить на к/к; |
планировать учебную деятельность при изучении темы, устанавливать и сравнивать разные точки зрения; |
П.3, заполнение таблицы. Работа с картой. |
|
|
|
|
Российские путешественники. Географические открытия 17-19 века.
|
Практическая работа №2. «Составление списка источников информации по теме «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира». |
Раскрыть значение открытий русских путешественников и землепроходцев, подвига первооткрывателей Северного полюса |
знать из истории географии факты о том, как шло географическое изучение территории России, об отражении их на карте; уметь показывать на карте путь путешественников и исследователей России, уметь наносить маршруты на к/к; |
планировать учебную деятельность при изучении темы, устанавливать и сравнивать разные точки зрения; |
П.4. Работа с картой. |
|
|
||
|
Современные географические исследования. |
|
выяснить, как и какими способами изучают Землю. Выяснить значение географии для практической деятельности человека Выяснить, где можно получить информацию о любой точке Земли |
использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей |
выявлять особенности изучения географии на современном этапе. |
поиск информации о путешественниках Определение значения географических исследований для жизни общества Регулятивные Поиск в Интернете космических снимков, электронных карт Работа с учебником, с атласом Коммуникативные Обсуждение значения географической науки в парах, группах |
П 5, читать, вопросы. |
|
|
|
|
Урок – обобщение по теме: «Развитие географических знаний о Земле». |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
РАЗДЕЛ 2. Планета Земля – 5 часов |
||||||||||
|
Мы во Вселенной. |
|
Земля – планета Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и условия жизни на ней. Форма и размеры Земли. |
вести диалог на основе взаимного уважения; корректно отстаивать свою позицию; |
знать порядок расположения планет Солнечной системы по отношению к Солнцу; знать форму и размеры Земли; устанавливать географические следствия формы, размеров Земли. |
планировать свою деятельность при изучении темы; Анализ иллюстративносправочных материалов и сравнение планет Солнечной системы Описание уникальных особенностей Земли как планеты Оценить действие партнеров |
П 6, работа с атласом, анализ схем. Вопросы. |
|
|
|
|
Движение Земли. |
|
движения Земли. Виды движений Земли. Продолжительность года. Экватор, тропики, полярные круги. |
вести диалог на основе взаимного уважения; корректно отстаивать свою позицию; понимать существование разных мнений и подходов к решению проблемы |
объяснить движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца Составить и проанализировать схемы «Следствия вращения земли вокруг своей оси», « Следствия вращения Земли вокруг Солнца» |
преобразовывать и создавать схемы (модели) для решения задачи; планировать пути достижения цели; строить логическое рассуждение |
П 7, вопросы, работа с картой, анализ схем. |
|
|
|
|
Солнечный свет на Земле. |
Практическая работа №3 «Характеристика событий, происходящих на экваторе, в тропиках, на полярных кругах и полюсах Земли в дни равноденствий и солнцестояний». |
неравномерное распределение тепла и света на Земле, высота Солнца над горизонтом; географические следствия движения земли; причины смены дня и ночи, времен года, дни летнего и зимнего солнцестояния, дни весеннего и осеннего равноденствия |
вести диалог на основе взаимного уважения; корректно отстаивать свою позицию; понимать существование разных мнений и подходов к решению проблемы |
уметь описывать географические следствия вращения земли вокруг своей оси, движения вокруг Солнца; объяснять что происходит на планете в дни солнцестояний и равноденствий; называть пояса освещенности |
преобразовывать и создавать схемы для решения задач, уметь планировать пути достижения цели |
П.8, вопросы, анализ схем учебника. |
|
|
|
|
Солнечный свет на Земле.
|
Практическая работа №4 «Выявление закономерностей изменения продолжительности дня и высоты Солнца над горизонтом в зависимости от времени года на территории своей местности». |
П.8, вопросы, анализ схем учебника. |
|
|
|||||
|
Урок – обобщение по теме: «Земля - планета Солнечной системы». Текущий контроль. |
|
обобщение и систематизация знаний учащихся по темам «На какой земле мы живем. Планета Земля». |
уметь оценивать свои возможности для самостоятельного достижения цели определенной сложности; |
знать содержание темы |
осуществлять расширенный поиск информации; формировать готовность к самообразованию |
индивидуальные задания |
|
|
|
РАЗДЕЛ 3. План и карта – 11 часов |
||||||||||
|
Ориентирование на местности. |
|
ориентирован на местности, стороны горизонта, компас, азимут, ориентирование по Солнцу, Полярной звезде; план местности, аэрофотоснимки |
использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей, мотивов и потребностей |
знать определения понятий «ориентирование», «азимут», называть и объяснять способы ориентирования, называть алгоритмы работы с компасом, знать ориентирование по сторонам горизонта, раскрывать роль аэрофотоснимков в создании планов |
планировать учебную деятельность при изучении темы, давать определения понятиям, уметь объяснять содержание совершаемых действий |
П 9, работа с картой, решение задач. Вопросы. |
|
|
|
|
Земная поверхность на плане и карте. |
|
условные знаки, масштаб и его виды, измерение расстояний с помощью масштаба |
использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей, мотивов и потребностей |
приводить примеры географических объектов, легко распознаваемых на планах, знать определение понятия «масштаб», называть виды масштаба, уметь пользоваться масштабом |
владеть устной речью, строить монологическое высказывание, уметь аргументировать свою точку зрения, формировать действия целеполагания |
П 10 стр 39 №5 (писм) |
|
|
|
|
Земная поверхность на плане и карте.
|
|
способы изображения неровностей земной поверхности на плоскости, относительная высота, абсолютная высота, горизонтали |
использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей, мотивов и потребностей |
знать как на плане и карте изображают неровности земной поверхности , знать понятия «абсолютная высота», «относительная высота», уметь определять относительную и абсолютную высоту, устанавливать взаимосвязи между густотой горизонталей и крутизной склонов |
владеть устной речью, строить монологическое высказывание, уметь аргументировать свою точку зрения, строить логическое рассуждение |
П 11, вопросы стр 41 |
|
|
|
|
Учимся с «Полярной звездой» |
Практическая работа №5 (итоговая) «Проведение полярной съёмки и составление плана местности». |
топографическая карта, способы глазомерной съемки местности |
использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей, мотивов и потребностей, уметь оценивать свои возможности для самостоятельного достижения цели определенной сложности |
ориентироваться по плану местности. уметь составлять и читать план местности, знать различия между полярной и маршрутной съемками местности |
обобщать понятия, создавать схемы (модели) для решения задач, формировать действия целеполагания, оценивать трудность решения задачи |
П 12, оформление плана местности |
|
|
|
|
Географическая карта. |
Практическая работа №6. «Определение направлений и расстояний на карте». |
глобус - объемная модель Земли, географическая карта, ее отличие от плана, свойства географической карты, классификация карт, географические карты в жизни человека |
вести диалог на основе взаимного уважения; корректно отстаивать свою позицию; понимать существование разных мнений и подходов к решению проблемы |
знать понятия « географическая карта», «глобус», «атлас», определить свойства географической карты, знать различие карт по масштабам, выявить отличие географической карты от плана местности, знать значение географических карт как источников информации |
обобщать понятия, осуществлять классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанной логической операции |
П 13, работа с картой. стр 47 №1 (писм) |
|
|
|
|
Градусная сетка. |
|
градусная сетка, ее предназначение, параллели и меридианы, градусная сетка на глобусе и картах, определение направлений и расстояний на карте |
развивать навыки самостоятельной работы, использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей |
знать понятие «экватор», «параллель» «меридиан» «»градусная сетка», уметь определять направление по карте и глобусу, уметь измерять расстояние по глобусу и карте |
давать определения понятиям, планировать пути достижения цели; строить логическое рассуждение |
П 14, стр 51 № 2, 10,11 (устно) |
|
|
|
|
Географические координаты. Географическая широта. |
|
географические координаты, географическая широта, определение географической широты объектов |
использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей |
знать значение знаний о географических координатах и умение их определять. уметь определять географическую широту |
владеть устной речью, строить монологическое высказывание, преобразовывать схемы (модели) для решения задач |
П 15, работа с картой, стр 54 № 6 (писм) |
|
|
|
|
Географические координаты. Географическая долгота. |
|
географическая долгота, определение географической долготы, часовые пояса |
использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей |
уметь определять географическую долготу, уметь определять географические координаты объектов, раскрывать практическое значение выделения часовых поясов, уметь с помощью карты решать простейшие задачи на определение времени |
давать определения понятиям, преобразовывать схемы (модели) для решения задач, формировать действия целеполагания, оценивать трудность решения задачи |
П 16, работа с картой, стр 57 №10 (писм) |
|
|
|
|
План и карта. |
|
чтение карты, определение направлений, расстояний, местоположения и взаимного расположения объектов, абсолютных высот и глубин на карте, составление описания местности по планам и картам |
использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей |
уметь читать различные виды карт, планы местности, понимать значение картографических методов исследования |
преобразовывать схемы (модели) для решения задач, формировать действия целеполагания, планировать пути достижения цели |
Решение задач. Вопросы. |
|
|
|
|
Учимся с «Полярной звездой»
|
Практическая работа №7 (итоговая) «Определение географических координат точек на глобусе и картах». |
определение географических координат точек на глобусе и картах |
использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей |
уметь читать различные виды карт, планы местности, понимать значение картографических методов исследования |
преобразовывать схемы (модели) для решения задач, формировать действия целеполагания, планировать пути достижения цели |
Решение задач, вопросы. |
|
|
|
|
Урок – обобщение по теме: «Географические карты». |
|
обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «План и карта» |
уметь оценивать свои возможности для самостоятельного достижения цели определенной сложности; |
знать содержание темы |
осуществлять расширенный поиск информации; формировать готовность к самообразованию |
индивидуальные задания |
|
|
|
РАЗДЕЛ 4. Литосфера – твердая оболочка земли – 10 часов |
||||||||||
|
Земная кора – верхняя часть литосферы |
|
внешние и внутренние силы Земли, внутреннее строение Земли, типы земной коры, ее строение под материками и океанами, литосфера, литосферные плиты |
использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей и потребностей |
уметь называть внешние и внутренние силы Земли, раскрывать влияние внешних и внутренних процессов на формирование рельефа планеты, знать особенности внутреннего строения Земли и земной коры, знать определение понятий «литосфера», «литосферные плиты», понимать соотношение внутренних слоев Земли, называть и показывать современные литосферные плиты |
планировать учебную деятельность при изучении темы, давать определения понятиям, владеть устной речью, строить монологическое высказывание |
П 18, стр. 64 № 1, 2 (устно) № 10 (письменно) |
|
|
|
|
Горные породы, минералы и полезные ископаемые. |
Практическая работа №8 «Сравнение свойств горных пород». |
минералы и горные породы, магматические, осадочные, метаморфические горные породы, их происхождения и свойства, полезные ископаемые и их виды, значение полезных ископаемых для человека, охрана земных недр |
формировать убежденность в познаваемости окружающего мира и достоверности научного метода его изучения, формировать потребность в самовыражении и самореализации |
иметь представление о минералах и горных породах, знать особенности происхождения горных пород уметь различать горные породы и минералы по внешним признакам, знать понятие «полезные ископаемые», «минерал», «горная порода», |
давать определения понятиям, преобразовывать схемы (модели) для решения задач, формировать действия целеполагания |
П 19, стр. 67 № 10 (устно)
|
|
|
|
|
Движения земной коры. |
|
движения земной коры: вертикальные, горизонтальные, землетрясения и их причины, сейсмические районы и пояса Земли, условия жизни людей в сейсмических районах, обеспечение безопасности населения |
использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей и потребностей, понимать ценность жизни и здоровья |
знать определения понятий «землетрясение», «очаг землетрясения» «эпицентр землетрясения», называть существенные признаки понятий «горст», «грабен», «сброс», называть виды движения земной коры, описывать процесс возникновения землетрясений |
давать определения понятиям, преобразовывать схемы (модели) для решения задач, строить логическое рассуждение |
П 20, стр. 70 № 8, 9 (устно)
|
|
|
|
|
Движения земной коры. |
|
вулканизм, строение вулкана. Типы вулканов, гейзеры, Тихоокеанское огненное кольцо |
использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей и потребностей, понимать ценность жизни и здоровья |
знать понятие «вулкан», «очаг магмы», «жерло», «кратер», «гейзер», знать закономерности распространения вулканизма, нанести на контурную карту районы вулканизма, объяснить необходимость обеспечения безопасности населения |
давать определения понятиям, преобразовывать схемы (модели) для решения задач, строить логическое рассуждение, знать правила поведения в чрезвычайных ситуациях |
П 21, стр. 73 № 6 (письменно) |
|
|
|
|
Рельеф Земли. Равнины. |
Практическая работа №9 «Описываем горы по карте». |
рельеф Земли, выветривание, основные формы рельефа суши, горы и равнины, особенности их образования, различия равнин по размеру, характеру поверхности, абсолютной высоте, крупнейшие равнины мира и России, жизнь людей на равнинах, описание равнин по карте |
использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей, любить природу |
знать общее представление о рельефе и формах рельефа знать понятие «равнина», знать классификацию равнины по высоте, развить умение давать описание равнины по плану, создавать образ равнин с помощью различных средств наглядности |
давать определения понятиям, преобразовывать схемы (модели) для решения задач, строить логическое рассуждение |
П 22, стр. 77 № 1, 6 (письменно) |
|
|
|
|
Рельеф Земли. Горы.
|
Практическая работа №10 «Описываем горы по карте». |
различие гор по высоте, возрасту размеру, крупнейшие горные системы мира и России, жизнь человека в горах, изменение гор во времени, менее крупные формы рельефа в горах и на равнинах, описание гор по карте |
использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей, любить природу |
знать понятие «горы», знать различие гор по высоте, возрасту размеру, сформировать представления об условиях жизни человека в горах, уметь объяснить причины изменение гор во времени, а так же изменение гор под воздействием воды, ветра, живых организмов, хозяйственной деятельности людей, различать менее крупные формы рельефа в горах, познакомиться с опасными природными явлениями их предупреждение. |
давать определения понятиям преобразовывать схемы (модели) для решения задач, строить логическое рассуждение |
П 23, стр. 81 № 1, 9 (письменно) |
|
|
|
|
Учимся с «Полярной звездой» Разработка проектного задания. |
«Скульптурный портрет Земли» |
решение практических задач по карте |
вести диалог на основе взаимного уважения; корректно отстаивать свою позицию, учитывать разные мнения и стремиться к координаций действий в сотрудничестве |
определять и показывать на карте горы и равнины, определять ГП гор и равнин. Обозначать горы и равнины на контурной карте |
преобразовывать схемы (модели) для решения задач, осуществлять сравнение, самостоятельно контролировать свое время и управлять им, работать в группе |
П 24, шаг 3 |
|
|
|
|
Учимся с «Полярной звездой» Разработка проектного задания. |
«Скульптурный портрет Земли». |
П 24, шаг 6 |
|
|
|||||
|
Человек и литосфера. |
|
человек и литосфера. Значение литосферы для человека, воздействие человека на литосферу, неблагоприятные и опасные явления в литосфере, меры предупреждения и борьбы сними |
вести диалог на основе взаимного уважения; использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей |
раскрывать значение литосферы для человека, знать о влиянии хозяйственной деятельности человека на литосферу, знать правила поведения в чрезвычайных ситуациях, связанных с литосферой |
преобразовывать схемы (модели) для решения задач, строить логическое рассуждение, осуществлять сравнение |
П 25, стр 86 № 6 (писм) |
|
|
|
|
Урок – обобщение по теме: «Литосфера – каменная оболочка Земли». |
|
Тестовая контрольная работа из заданий разного вида. |
уметь оценивать свои возможности для самостоятельного достижения цели определенной сложности; |
знать содержание всей темы |
осуществлять расширенный поиск информации, формировать готовность к самообразованию |
индивидуальныезадания |
|
|
|
ОБОБЩЕНИЕ ПО КУРСУ – 2 часа |
||||||||||
|
Урок – обобщение и повторение |
|
обобщение и систематизация знаний учащихся за курс «География 5 класс» |
уметь оценивать свои возможности для самостоятельного достижения цели определенной сложности; |
знать содержание учебного материала за курс «География 5 класс» |
осуществлять расширенный поиск информации; формировать готовность к самообразованию |
индивидуальныезадания |
|
|
|
|
Урок – обобщение и повторение. Итоговый контроль. |
|
Выявить уровень усвоения программного материала. |
|
|
|
|
|
|
|