12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Семенова Ефросинья Николаевна5


Управление образования МО «Эхирит-Булагатский район»

МОУ «Бозойская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»


«Рассмотрено»

Руководитель МО

____________/Александрова С.И../

Протокол № _____

от «__» ____________2022 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР _____________/В.Г. Малаханова/

«___»____________2022 г.

«Утверждаю»

Директор

_____________/С.Г.Синдыхеев/

Приказ № _____

от «___»____________2022 г.






Рабочая программа

по биологии 11 класса

Семенова Жанна Борисовна, учитель географии и биологии














п. Бозой, 2022 г.


Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 11 класса разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования МОУ Бозойской ВСОШ



Планируемые результаты освоения учебного предмета

Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий;

2) реализация установок здорового образа жизни;

3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами освоения выпускниками школы программы по биологии являются:

1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные результаты

В результате изучения учебного предмета «Биология» на уровне среднего общего образования:

Выпускник на базовом уровне научится:

– раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;

– понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;

– понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;

– использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;

– формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;

– сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

– обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;

– приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);

– распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;

– распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;

– описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию;

– объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;

– классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития);

– объяснять причины наследственных заболеваний;

– выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость;

– выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов;

– составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);

– приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды;

– оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач;

– представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;

– оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни;

– объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека;

– объяснять последствия влияния мутагенов;


Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

– давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;

– характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности;

– сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);

– решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;

– решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);

– решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику;

– устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности;

– оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ.


Содержание учебного предмета


Биология 11класс

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с особенностями развития обучающихся. Для приобретения практических навыков в рабочую программу включены лабораторные и практические работы.

Основы генетики История развития генетики. Гибридологический метод. Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков.

Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие неаллельных генов. Цитоплазматическая наследственность. Генетическое определение пола.

Изменчивость. Виды мутаций. Причины мутаций. Соматические и генеративные мутации.

Зачет №2 «Закономерности наследственности и изменчивости»

Генетика человека Методы исследования генетики человека.

Генетика и здоровье человека. Проблемы генетической безопасности. Заключительный урок «Общебиологические закономерности, проявляющиеся на клеточном и организменном уровнях».

Основы учения об эволюции История взглядов на эволюцию живой природы. Эволюционная теория Ч. Дарвина.

Типы эволюционных изменений. Главные линии эволюции и их значение и роль в эволюции.

Зачет №3 «Основы учения об эволюции».

Основы селекции биотехнологии Основные методы и достижения. Биотехнология достижения и перспективы развития.

Лабораторная работа:

Изучение изменчивости.

Анализы и оценки этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.

Описание особей вида по морфологическому критерию.

Выявление изменчивости у особей одного вида.

Выявление приспособлений организма к среде обитания.

Практическая работа:

1. Составление простейших схем скрещивания.

2,3. Решение генетических задач.

Контроль

Зачет «Основы генетики».

Зачет «Основы учения об эволюции».




























Тематическое планирование по биологии 11 класс


п/п

Тема учебного занятия

Кол-во часов

Дата



Организменный уровень (9 ч.)

1


Организменный уровень: общая характеристика. Размножение организмов.

1



2

Развитие половых клеток. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон.

1



3

Входная контрольная работа.

1



4

Анализ контрольной работы. Закономерности наследования признаков. Моногибридное скрещивание.

1



5

Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание. Практическая работа «Составление схем скрещивания».

1



6

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. Практическая работа «Решение генетических задач».

1



7

Хромосомная теория наследственности. Закон Моргана. Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом.

1



8

Закономерности изменчивости.

1



9

Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. Биотехнология.

1



Популяционно-видовой уровень (8 ч.)

10

Популяционно-видовой уровень: общая характеристика. Виды и популяции. Лабораторная работа № 1 «Выявление приспособлений организмов к влиянию различных экологических факторов».

1



11


Развитие эволюционных идей.


1



12

Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции

1



13

Естественный отбор как фактор эволюции

1



14

Микроэволюция и макроэволюция

1



15

Направление эволюции

1



16

Принципы классификации. Систематика.




17

Контрольная работа.




Экосистемный уровень (8 ч.)

18

Анализ контрольной работы. Экосистемный уровень: общая характеристика. Среда обитания организмов. Экологические факторы.

1



19

Экологические сообщества. Лабораторная работа № 2 «Описание экосистем своей местности».

1



20

Виды взаимоотношений организмов в экосистеме. Экологическая ниша.

1



21

Видовая и пространственная структуры экосистемы.

1



22

Пищевые связи в экосистеме.

1



23

Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме.

1



24

Экологическая сукцессия. Последствия влияния деятельности человека на экосистемы.

1



25

Обобщающий урок.

1



Биосферный уровень (9 ч.)

26

Биосферный уровень: общая характеристика. Учение В.И. Вернадского о биосфере..


1



27


Круговорот веществ в биосфере.

1



28

Эволюция биосферы

1



29

Происхождение жизни на Земле.

1



30

Годовая контрольная работа

1



31

Анализ контрольной работы. Основные этапы эволюции органического мира на Земле.

1



32

Эволюция человека. Роль человека в биосфере.

1



33

Итоговый урок

1






















8


Опубликовано


Комментарии (1)

Калягина Ирина Владимировна, 13.03.23 в 12:39 1Ответить Пожаловаться
Большая странность: зарегистрированный участник сообщества - Семёнова Ефросинья Николаевна. Автор рабочей программы - Семенова Жанна Борисовна. Кто есть кто? В публикации - рабочая программа, в каталоге - урок.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.