12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Екатерина76
Россия

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа» пгт. Троицко-Печорск


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

География

5 – 7 классы

Уровень общего образования: основное общее образование

составитель: Квасова Екатерина Сергеевна,

учитель географии первой квалификационной категории

Программа составлена на основе Программы География. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5—9 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В. В. Николина, А. И. Алексеев, Е. К. Липкина. М. : Просвещение, 2013.

(стандарт второго поколения)

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по географии для основной школы составлена на основе: Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном Государственном Стандарте Общего Образования второго поколения (Приказ Минобрнауки от 17.12.2010г. №1897); авторской учебной программы по географии для 5—9 классов линии «Полярная звезда» под редакцией профессора А. И. Алексеева; (ФГОС); основной образовательной программы основного общего образования МБОУ ООШ пгт. Троицко-Печорска.

Данная рабочая программа ориентирована на использование учебников по географии и учебно-методических пособий УМК, созданных коллективом авторов под руководством А.И. Алексеева.

Главная цель изучения географии – создать у учащихся представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, познакомить их со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых географических знаний и понятий о планете Земля, ее оболочках, природе, географических объектах и явлениях, их взаимосвязи, природе материков, стран, в том числе России, необходимы каждому современному человеку.

Задачи изучения географии в основной школе являются:

формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

формирование целостного географического образа планеты Земля на разных его уровнях (планета в целом, территории материков, России, своего региона и т. д.);

понимание особенностей взаимодействия человека и при- роды на современном этапе его развития с учётом исторических факторов, значения окружающей среды и рационально- го природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;

познание основных природных, социально-экономических, экологических, геополитических процессов и закономерностей, характерных для географического пространства России и мира;

формирование системы интеллектуальных, практических, учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде;

формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для жизни на Земле;

формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;

формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально-коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, проекты, карты, компьютерные программы, презентации);

формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных универсальных действий, обеспечивающих возможность самостоятельного усвоения знаний по географии обучающимися;

всестороннее изучение географии России, включая раз- личные виды её географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;

выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;

формирование навыков и умений безопасного и эко- логически целесообразного поведения в окружающей среде.



Рабочая программа по географии соответствует требованиям по реализации этнокультурного компонента образования (не менее 10% учебного времени, отведѐнного на реализуемую программу).

Класс

Тема, в которой реализуется этнокультурный компонент

5

"Составление плана местности"

"Географические координаты" (определение координат по физической карте республики Коми)

"Разнообразие форм рельефа" (описание рельефа Республики Коми)

6

Ведение дневника наблюдений за погодой

Использование статистических данных по количеству осадков и направлению ветра на территории Троицко-Печорского района

"Изучение природных комплексов своей местности"

7

"История исследования территорий материка Евразия " (история исследования Коми края)

"Рельеф" (рельеф Республики Коми)

"Хозяйственная деятельность населения" (Население Республики Коми)

Полезные ископаемые на территории республики.

Описание рек республики.

Природные зоны республики.

Экологические проблемы республики.

Заповедники и заказники республики Коми.


Учебные технологии, методы, формы работы.

Основная форма обучения – урок. Рабочая программа составлена с учётом того, что классы состоят из обучающихся с разным уровнем учебных возможностей, поэтому содержит задания не только базового, но повышенного и творческого уровня. Для этого используются разные формы работы: групповые, индивидуальные, работа в парах.

Технологии, используемые в работе:

ИКТ

исследовательские методы обучения

метод проектов

здоровье сберегающие технологии

проблемное обучение

Виды учебной деятельности: опрос, чтение, рассказ, работа с атласом и контурной картой, ответы на вопросы, составление схем, таблиц, работа с дополнительными источниками географической информации.

Формы контроля: текущий, тематический и итоговый.



2. Общая характеристика учебного предмета география

Учебное содержание курса географии в линии «Полярная звезда» сконструировано по блокам, в которых комплексно изучаются: с 5 по 7 класс — география планеты, с 8 по 9 класс — география России.

Содержание учебника для 5—6 классов нацелено на формирование у обучающихся знаний о неоднородности и целостности Земли как планеты людей, о составе, строении и свойствах оболочек Земли, о влиянии природы на жизнь и хозяйство людей; топографо-картографических знаний и умений, позволяющих осознать, что план и карта — выдающиеся про- изведения человеческой мысли, обеспечивающие ориентацию в географическом пространстве; знаний о Земле как о планете Солнечной системы и о следствиях вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца; о расселении людей по планете, о государствах и их столицах.

Содержание учебника для 7 класса способствует углублению знаний обучающихся о природных закономерностях на Земле и о населении планеты; развитию базовых знаний страноведческого характера: о природе материков и океанов, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, о куль- туре, традициях, особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.

Учебники для 8 и 9 классов посвящены изучению России, поэтому их содержание — центральное в системе географического образования, выполняющее, наряду с обучающей и воспитывающей, и идеологическую роль. Главная цель — формирование географического образа своей Родины во всём его многообразии и целостности и показ взаимосвязи трёх основных компонентов — природы, населения, хозяйства. В 8 классе даётся общий обзор, а в 9 классе изучаются географические районы.

Место учебного предмета в учебном плане

География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Для реализации рабочей программы в учебном плане МБОУ ООШ пгт. Троицко-Печорск отводится в 5 и 6 классах по 35 ч (1 ч в неделю), в 7, 8 и 9 классах по 70 ч (2 ч в неделю). В соответствии с планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.

В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.


3. Предметные результаты освоения программы по географии

Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;

осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

гармонично развитые социальные чувства и качества:

умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:

умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;

умение толерантно определять своё отношение к разным народам;

умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.


Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

5–6 классы

самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

7–9 классы

самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;

выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;

работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);

планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;

работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);

свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

в ходе представления проекта давать оценку его результатам;

самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;.

уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;

организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:

5–6- классы

анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений;

осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);

вычитывать все уровни текстовой информации;

уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

7–9 классы

анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия;

давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;

осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;

обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;

преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата;

понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания;

самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;

уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей.уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.


Важнейшие предметные результаты:

1) формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах

ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;

5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;

6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

8) формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ

5-6 класс

Источники географической информации

Выпускник научится:

t1605713767aa.pngиспользовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

t1605713767aa.pngанализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

t1605713767aa.pngпo результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

t1605713767aa.pngв процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;

t1605713767aa.pngсоставлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников;

t1605713767aa.pngпредставлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

t1605713767aa.pngориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

t1605713767aa.pngчитать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

t1605713767aa.pngстроить простые планы местности;

t1605713767aa.pngсоздавать простейшие географические карты; моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.


Природа Земли и человек

Выпускник научится:

t1605713767aa.pngразличать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

t1605713767ab.pngиспользовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий; проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

t1605713767ac.pngоценивать характер взаимодействия деятельности чело- века и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.

Выпускник получит возможность научиться:

t1605713767ad.pngиспользовать знания о географических явлениях в по- вседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде; приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности; воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

t1605713767ad.pngсоздавать письменные тексты и устные сообщения о гео- графических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

7 класс Население Земли

Выпускник научится:

t1605713767ad.pngразличать изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;

t1605713767ad.pngсравнивать особенности населения регионов и стран; использовать знания о взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для объяснения их географических различий;

t1605713767ad.pngпроводить расчёты демографических показателей; объяснять особенности адаптации человека к разным природным условиям.

Выпускник получит возможность научиться:

t1605713767ae.pngприводить примеры, показывающие роль практического использования знаний о населении в решении социально- экономических и геоэкологических проблем человечества, стран и регионов;

t1605713767af.pngсамостоятельно проводить по разным источникам информации исследование, связанное с изучением населения.

Материки, океаны и страны

Выпускник научится:

t1605713767ae.pngразличать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;

t1605713767ag.pngсравнивать особенности природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран;

t1605713767ae.pngоценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

t1605713767ag.pngописывать на карте положение и взаиморасположение географических объектов;

t1605713767ag.pngобъяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

t1605713767ah.pngсоздавать письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства изученных стран на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

Выпускник получит возможность научиться:

t1605713767ah.pngвыдвигать гипотезы о связях и закономерностях объектов, событий, процессов в географической оболочке;

t1605713767ag.pngсопоставлять существующие в науке точки зрения о при- чинах происходящих глобальных изменений климата;

t1605713767ag.pngоценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран; объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами.

8 класс Особенности географического положения России

Выпускник научится:

t1605713767ai.pngразличать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;

t1605713767ab.pngоценивать воздействие географического положения Рос- сии и её отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

t1605713767ac.pngиспользовать знания о мировом, поясном, декретном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий с контекстом из реальной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

t1605713767ad.pngоценивать возможные изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, развитием глобальной коммуникационной системы.

Природа России

Выпускник научится:

t1605713767ab.pngразличать географические процессы и явления, определяющие особенности природы страны и отдельных регионов;

t1605713767aj.pngсравнивать особенности природы регионов страны; оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

t1605713767aj.pngописывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;

t1605713767ab.pngобъяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;

t1605713767ab.pngоценивать природные условия и обеспеченность при- родными ресурсами отдельных территорий России;

t1605713767ak.pngсоздавать собственные тексты и устные сообщения т. ч. в форме презентаций) об особенностях компонентов природы России на основе нескольких источников информации.

Выпускник получит возможность научиться:

t1605713767ab.pngоценивать возможные последствия изменений климата отдельных территорий России, связанные с глобальными изменениями климата;

t1605713767ab.pngделать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов.

Население России

Выпускник научится:

t1605713767ad.pngразличать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов и стран;

t1605713767aa.pngанализировать факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории России, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;

t1605713767ag.pngсравнивать особенности населения отдельных регионов страны по этническому, языковому и религиозному составу;

t1605713767ag.pngобъяснять особенности динамики численности, поло- возрастной структуры и размещения населения России и её отдельных регионов;

t1605713767ae.pngнаходить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;

t1605713767ag.pngиспользовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

t1605713767ae.pngвыдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;

t1605713767ah.pngоценивать ситуацию на рынке труда и её динамику.

9 класс Хозяйство России

Выпускник научится:

t1605713767ah.pngразличать показатели, характеризующие отраслевую и территориальную структуру хозяйства;

t1605713767aa.pngанализировать факторы, влияющие на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;

t1605713767aa.pngобъяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России;

t1605713767ai.pngиспользовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для решения практико-ориентированных задач в реальной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

t1605713767ah.pngвыдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;

t1605713767ae.pngобосновывать возможные пути решения проблем раз- вития хозяйства России.

Районы России

Выпускник научится:

t1605713767ac.pngобъяснять особенности природы, населения и хозяйства географических районов страны;

t1605713767ak.pngсравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов страны;

t1605713767ad.pngоценивать районы России с точки зрения особенностей природных, социально-экономических, техногенных и экологических факторов и процессов.

Выпускник получит возможность научиться:

t1605713767ak.pngсоставлять комплексные географические характеристики районов разного ранга;

t1605713767ad.pngсамостоятельно проводить по разным источникам ин- формации исследования, связанные с изучением природы, населения и хозяйства географических районов и их частей; создавать собственные тексты и устные сообщения о географических особенностях отдельных районов России и их частей на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;

t1605713767ad.pngоценивать социально-экономическое положение и перспективы развития регионов;

t1605713767ad.pngвыбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации природных, социально-экономических, геоэкологических явлений и процессов на территории России.

Россия в современном мире

Выпускник научится:

t1605713767ab.pngсравнивать показатели воспроизводства населения, сред- ней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;

t1605713767ak.pngоценивать место и роль России в мировом хозяйстве.

Выпускник получит возможность научиться:

t1605713767ab.pngвыбирать критерии для определения места страны в мировой экономике;

t1605713767ak.pngобъяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;

t1605713767ab.pngоценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.



4. Содержание учебного предмета География

ГЕОГРАФИЯ ЗЕМЛИ

Раздел 1. Источники географической информации

Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.

Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы.

Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности.

План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Спо- собы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.

Географическая карта особый источник информации. Отличия карты от плана. Легенда карты, градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт. Географические методы изучения окружающей среды.

Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов.


Раздел 2. Природа Земли и человек

Земля планета Солнечной системы. Земля планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Часовые пояса. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.

Земная кора и литосфера. Рельеф Земли. Внутреннее строение Земли, методы его изучения.

Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, её строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность. Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.

Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа.

Атмосфера — воздушная оболочка Земли.

Атмосфера. Состав атмосферы, её структура. Значение атмосферы для жизни на Земле. Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние темпера- туры. Изменение температуры с высотой.

Влага в атмосфере. Облачность, её влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков на жизнь и деятельность человека.

Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой. Направление и сила ветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства.

Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и инструменты. Наблюдения за погодой. Измерения элементов погоды с помощью приборов. Построение графиков изменения температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности воздуха. Чтение карт погоды. Прогнозы погоды. Климат и климатические пояса.

Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды. Адаптация человека к климатическим условиям местности. Особенности жизни в экстремальных климатических условиях.


Гидросфера — водная оболочка Земли.

Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды.

Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод Мирового океана. Движение воды в океане. Использование карт для определения географического положения морей и океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды. Роль Мирового океана в формировании климатов Земли. Минеральные и органические ресурсы океана, их значение и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод Мирового океана, меры по сохранению качества вод и органического мира.

Воды суши. Реки Земли их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Озёра, водохранилища, болота. Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек. Значение поверхностных вод для человека, их рациональное использование.

Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей горных пород. Минеральные воды.

Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: географическое распространение, воздействие на хозяйственную деятельность.

Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Земле. Проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле и пути их решения. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности.

Биосфера Земли. Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Приспособление живых организмов к среде обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы. Широтная зональность и высотная поясность в растительном и животном мире. Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и животного мира Земли. Наблюдения за растительностью и животным миром как способ определения качества окружающей среды.

Почва как особое природное образование. Состав почв, взаимодействие живого и неживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные факторы (условия) почвообразования, основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его повышения. Роль человека и его хозяйственной деятельности в сохранении и улучшении почв.

Географическая оболочка Земли. Строение, свойства

и закономерности географической оболочки, взаимосвязи между её составными частями. Территориальные комплексы: при- родные, природно-антропогенные. Географическая оболочка крупнейший природный комплекс Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка как окружающая человека среда.


Раздел 3. Население Земли

Заселение человеком Земли. Расы. Основные пути рас- селения древнего человека. Расы. Внешние признаки людей различных рас. Анализ различных источников информации с целью выявления регионов проживания представителей раз- личных рас.

Численность населения Земли, её изменение во времени. Современная численность населения мира. Изменение численности населения во времени. Методы определения численности населения, переписи населения. Различные прогнозы изменения численности населения Земли.

Факторы, влияющие на рост численности населения. Рождаемость, смертность, естественный прирост населения, их количественные различия и географические особенности. Влияние величины естественного прироста на средний возраст населения стран и продолжительность жизни. Миграции.

Размещение людей на Земле. Показатель плотности населения. Среднемировая плотность населения и её изменение со временем. Карта плотности населения. Неравномерность размещения населения мира.

Факторы, влияющие на размещение населения. Хозяйственная деятельность людей в разных природных условиях. Адаптация человека к природным условиям: их влияние на внешний облик людей, жилища, одежду, орудия труда, пищу.

Народы и религии мира. Народ. Языковые семьи. География народов и языков. Карта народов мира. Мировые и национальные религии, их география.

Хозяйственная деятельность людей. Понятие о современном хозяйстве, его составе. Основные виды хозяйствен- ной деятельности людей, их география.

Городское и сельское население. Города и сельские поселения. Соотношение городского и сельского населения мира. Многообразие сельских поселений. Ведущая роль городов в хозяйственной, культурной и политической жизни людей. Функции городов. Крупные города. Городские агломерации.


Раздел 4. Материки, океаны и страны

Современный облик Земли: планетарные географические закономерности. Материки и океаны на поверхности Земли. Происхождение материков и впадин океанов. Современное географическое положение материков и океанов. Главные черты рельефа Земли. Климатообразующие факторы и климаты. Внутренние воды суши. Зональные природные комплексы Земли. Мировой океан, его роль в жизни людей. Катастрофические явления природного характера.

Материки, океаны и страны. Основные черты рельефа, климата и внутренних вод Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии и определяющие их факторы. Зональные природные комплексы материков. Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека.

Океаны Земли. Особенности природы, природные богатства, хозяйственное освоение Северного Ледовитого, Атлантического, Индийского и Тихого океанов. Охрана природы.

Историко-культурные районы мира. Памятники природного и культурного наследия человечества.

Многообразие стран, их основные типы. Столицы и крупные города. Комплексная географическая характеристика стран (по выбору): географическое положение, население, особенности природы и хозяйства, памятники культуры.


ГЕОГРАФИЯ РОССИИ

Раздел 5. Особенности географического положения России

Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России. Географическое положение страны, его виды. Особенности географического положения России, его сравнение с географическим положением других государств. Географическое положение России как фактор развития её хозяйства.

Границы России. Государственные границы России, их виды, значение. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации.

Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время: роль в хозяйстве и жизни людей. Определение поясного времени для разных городов России.

История освоения и изучения территории России.

Формирование и освоение государственной территории России. Выявление изменений границ страны на разных исторических этапах.

Современное административно-территориальное устройство страны. Федеративное устройство страны. Субъекты Федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа.


Раздел 6. Природа России

Природные условия и ресурсы России. Природные условия и природные ресурсы. Природно-ресурсный капитал и экологический потенциал России. Оценка и проблемы рационального использования природных ресурсов. Основные ресурсные базы. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Сравнение природно-ресурсного потенциала раз- личных районов России.

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Основные этапы формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения России: основные тектонические структуры. Основные формы рельефа и особенности их распространения на территории России. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.

Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Современные процессы, формирующие рельеф. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа под влиянием деятельности человека. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на при- мере своего региона и своей местности.

Климат и климатические ресурсы. Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Оре- деление по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков, испаряемости по территории страны. Климатические пояса и типы климатов России. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.

Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Определение особенностей климата своего региона.

Внутренние воды и водные ресурсы. Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы России. Выявление зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей её хозяйственного использования.

Крупнейшие озёра, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны.

Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.

Почва и почвенные ресурсы. Почва особый компонент природы. Факторы образования почв. Основные типы почв, их свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв на территории России.

Почва национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением. Знакомство с образцами почв своей местности, выявление их свойств и особенностей хозяйственного использования.

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, его определяющие. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.

Природно-хозяйственные зоны. Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах.

Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории России. Памятники Всемирного природного наследия.


Раздел 7. Население России

Численность населения России. Численность населения России в сравнении с другими государствами. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI вв. Основные показатели, характеризующие население страны и её отдельных территорий. Прогнозирование изменения чис- ленности населения России и её отдельных территорий.

Половой и возрастной состав населения страны. Своеобразие полового и возрастного состава населения России и определяющие его факторы. Средняя прогнозируемая продолжительность жизни мужского и женского населения России.

Народы и религии России. Россия многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Определение по статистическим материалам крупнейших по численности народов России. Определение по карте особенностей размещения народов России, сопоставление с политико-административным делением РФ. Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений. Языковой состав населения. География религий.

Особенности размещения населения России. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Основная полоса расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сель- ские поселения. Определение и сравнение показателей соотношения городского и сельского населения в разных частях страны по статистическим данным. Выявление закономерностей в размещении населения России.

Миграции населения России. Направления и типы миграции на территории страны. Причины миграций и основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Определение по статистическим материалам показателей миграционного прироста для отдельных территорий России.

Человеческий капитал страны. Понятие человеческого капитала. Трудовые ресурсы и экономически активное население России. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в уровне занятости и уровне жизни населения России, факторы, их определяющие. Качество населения.


Раздел 8. Хозяйство России

Особенности хозяйства России. Отраслевая структура, функциональная и территориальная структуры хозяйства страны, факторы их формирования и развития. Экономико-географическое положение России как фактор развития её хозяйства. Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства.

Производственный капитал. Понятие производственного капитала. Распределение производственного капитала по территории страны. Общие особенности географии хозяйства России: основная зона хозяйственного освоения и зона Севера, их особенности и проблемы. Условия и факторы размещения пред- приятий. Важнейшие межотраслевые комплексы и отрасли.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Состав, место и значение в хозяйстве. Нефтяная, газовая, угольная промышленность: география основных современных и перспективных районов добычи, систем трубопроводов. Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. ТЭК и охрана окружающей среды. Составление характеристики одного из нефтяных и угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.

Машиностроение. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Машиностроение и охрана окружающей среды. Определение главных районов размещения отраслей трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения по картам.

Металлургия. Состав, место и значение в хозяйстве. Чёрная и цветная металлургия: факторы размещения пред- приятий. География металлургии чёрных, лёгких и тяжёлых цветных металлов: основные районы и центры. Металлургия и охрана окружающей среды.

Химическая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и химические комплексы. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.

Лесная промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды.

Агропромышленный комплекс. Состав, место и значение в хозяйстве. Сельское хозяйство. Состав, место и значение в хозяйстве, отличия от других отраслей хозяйства. Земельные ресурсы и сельскохозяйственные угодья, их структура. Земледелие и животноводство: география основных отраслей. Определение по картам и эколого-климатическим показателям основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

Сельское хозяйство и охрана окружающей среды. Пищевая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Пищевая промышленность и охрана окружающей среды. Лёгкая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Лёгкая промышленность и охрана окружающей среды.

Сфера услуг (инфраструктурный комплекс). Состав, место и значение в хозяйстве. Транспорт и связь. Состав, место и значение в хозяйстве. География отдельных видов транспорта и связи: основные транспортные пути и линии связи, крупнейшие транспортные узлы. Транспорт и охрана окружающей среды. География науки. Состав, место и значение в хозяйстве, основные районы, центры, города науки. Социальная сфера: географические различия в уровне развития и качестве жизни населения.


Раздел 9. Районы России

Природно-хозяйственное районирование России. Принципы и виды природно-хозяйственного районирования страны. Анализ разных видов районирования России.

Крупные регионы и районы России.

Регионы России: Западный и Восточный.

Районы России: Европейский Север, Центральная Россия, Европейский Юг, Поволжье, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток.

Характеристика регионов и районов. Состав, особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.

Место и роль района, региона в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района, региона. Внутренние природно-хозяйственные различия. Сравнение географического положения регионов и районов, его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство. Выявление и анализ условий для развития хозяйства регионов, районов. Анализ взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий региона.

Раздел 10. Россия в современном мире

Россия в системе международного географического разделения труда. Взаимосвязи России с другими странами мира. Объекты Всемирного природного и культурного наследия России.


Тематическое планирование (5 класс)

уроков

Название раздела, глав

Количество часов

Всего

Из них (формы контроля)

контрольных работ

практических работ

1

Тема 1. Развитие географических знаний о Земле

7

1

1

2

Тема 2. Земля – планета Солнечной системы

3

-

-

3

Тема 3 План и карта

11

1

3

4

Тема 4 Литосфера – твердая оболочка Земли

10

1


5

Повторение

3

1

2

6

Резерв

1




итого

35

4

6


Примерные темы практических работ 5 класс

Практическая работа Путешествия и открытия

Практическая работа Измерение расстояния с помощью масштаба

Практическая работа Составление плана местности

Практическая работа. Определение направлений и географических координат накарте

Практическая работа «Определение горных пород и их свойств»

Практическая работа» Решение практических задач по карте».



Контрольные работы 5 класс

Контрольная работа по теме «Развитие географических знаний о Земле»

Контрольная работа по теме «План и карта»

Контрольная работа по теме «Литосфера – твердая оболочка Земли»

Годовая промежуточная аттестация


Перечень обязательной географической номенклатуры

5 класс

Тема ‖План и карта‖

Материки: Австралия, Антарктида, Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка.

Континенты: Австралия, Азия, Америка, Антарктида, Африка, Европа.

Океаны: Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Тихий.

Тема «Литосфера»

Равнины: Амазонская низменность, Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Великая Китайская, Великие равнины (Северная Америка).

Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Декан, Бразильское.

Горы: Гималаи, гора Эверест (Джомолунгма), гора Эльбрус, Анды, Кордильеры, Альпы, Кавказ, Уральские, Скандинавские, Аппалачи, Атлас.

Вулканы: Везувий, Гекла, Кракатау, Ключевская сопка, Орисаба, Килиманджаро, Котопахи, Этна.

Места распространения гейзеров: острова Исландия, Новая Зеландия, полуостров Камчатка, горы Кордильеры.


Примерные темы проектов

В чем заслуга Эратосфена?

Древнейшие картографические изображения.

О Магеллане, страницы истории географии.
О чём говорят камни.
Овраги – враги Земли.

Полезные ископаемые нашего края.

Рельеф нашего края

Землетрясение и сейсмоустойчивость зданий

Соседи Солнца (планеты Солнечной системы).
Способы современных географических исследований.



Тематическое планирование(6 класс)

уроков

Название раздела, глав

Количество часов

Всего

Из них (формы контроля)

контрольных работ

практических работ

1

Гидросфера


12

1

5

2

Атмосфера – воздушная оболочка Земли

11

1

4

3

Биосфера – живая оболочка Земли

4

-

-

4

Географическая оболочка


4

-

-

5

Повторение

2

1

-

6

Резерв

2




итого

35

4

9


Примерные темы практических работ 6 класс

Практическая работа «Нанесение на контурную карту частей Мирового океана»

Практическая работа «Описание океана и моря по плану»

Практическая работа «Прокладывание маршрута по карте»

Практическая работа «Описание реки по плану».

Практическая работа «Описание озера по плану».

Практическая работа «Обобщение данных температуры воздуха в дневниках наблюдений погоды».

Практическая работа «Построение розы ветров».

Практическая работа «Расчёт относительной влажности воздуха».

Практическая работа «Изучение информации о погоде».


Контрольные работы 6 класс

Контрольная работа по теме «Гидросфера»

Контрольная работа по теме «Атмосфера – воздушная оболочка Земли»

Промежуточная аттестация


Перечень географических объектов (номенклатура)

6 класс

Тема «Гидросфера»

Моря: Чѐрное, Балтийское, Баренцево, Средиземное, Красное, Охотское, Японское, Карибское.

Заливы: Бенгальский, Мексиканский, Персидский, Гвинейский.

Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский.

Острова: Гренландия, Мадагаскар, Гавайские, Большой Барьерный риф, Новая Гвинея.

Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали, Камчатка.

Течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское, Лабрадорское, Перуанское, Западных ветров, Бразильское.

Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи с Миссури, Конго, Енисей, Волга, Лена, Амур, Обь, Терек, Хуанхэ.

Озера: Каспийское море-озеро, Байкал, Ладожское, Аральское, Виктория, Танганьика, Верхнее, Онежское.

Области оледенения: Антарктида, Гренландия, ледники Гималаев и Кордильер, Аляски.


Примерные темы проектов

Беспокойная атмосфера.

Великие озера России.

Долгосрочный прогноз погоды по народным приметам Парилова
Если мы пьём ту же воду, в которой плескались динозавры, то зачем её беречь?
Живые барометры.
Жилища народов мира
Жители пустыни
Загадки жизни и личности Христофора.
Загадки минералов
Загадочные явления в океане.
Заповедные земли
Значение подземных вод и минеральных источников для человека.


Тематическое планирование(7 класс)

уроков

Название раздела, глав

Количество часов

Всего

Из них (формы контроля)

контрольных работ

практических работ

1

Источники географической информации

3

-

-

2

Население Земли

6

-

1

3


Природа Земли

13

1

4

4

Природные комплексы и регионы

6

1

3

5

Материки и страны

36

1

11

6

Заключение

1

-

-

7

Повторение

3

1

-


Резерв

2




итого

70

4

19


Примерные темы практических работ 7 класс

Практическая работа «Сравниваем страны мира»

Практическая работа «Обозначение на контурной карте крупных платформ и горных систем»

Практическая работа «Характеристика течения по плану»

Практическая работа «Нанесение на контурную карту крупнейших рек и озер мира»

Практическая работа «Составление описания рек и озер на основе информации, полученной в интернете»

Практическая работа «Описание природных зон по карте»

Практическая работа «Описание океана по плану»

Практическая работа «Сравнение географического положения материков»

Практическая работа «Нанесение на контурную карту географических объектов Африки»

Практическая работа.Описание климатических условий материка по климатограммам

Практическая работа «Нанесение на контурную карту географических объектов Австралии»

Практическая работа.Разработка туристического маршрута поАвстралии

Практическая работа «Нанесение на контурную карту географических объектов Южной Америки»

Практическая работа «Нанесение на контурную карту полезных ископаемых Латинской Америки»

Практическая работа. Выявление влияния природных условий и ресурсов на развитие хозяйственной деятельности в различных природных районах Южной Америки

Практическая работа. Характеристика США по плану.

Практическая работа Нанесение на контурную карту географических объектов Евразии

Практическая работа.Характеристика природных зон на маршруте путешествия на основе различных источников информации

Практическая работа.Составление комплексного описания страны материка Евразия (по выбору)


Контрольные работы 7 класс

Контрольная работа по теме «Природа Земли»

Контрольная работа по теме «Природные комплексы и регионы»

Контрольная работа по теме «Материки и страны»

Промежуточная аттестация


Перечень географических объектов (номенклатура)

7 класс

Африка:

Атласские горы, Эфиопское нагорье, Восточно-Африканское плоскогорье; вулкан Килиманджаро;

Нил, Конго, Нигер, Замбези;

Виктория, Танганьика, Чад;

Египет (Каир), Алжир (Алжир), Нигерия (Лагос), Заир (Киншаса), Эфиопия (Аддис-Абеба), Кения (Найроби), ЮАР (Претория).

Австралия:

Новая Зеландия, Новая Гвинея, Гавайские острова, Новая Каледония, Меланезия, Микронезия; Большой Барьерный риф;

Большой Водораздельный хребет; гора Косцюшко; Центральная низменность;

Муррей, Эйр;

Сидней, Мельбурн, Канберра.

Южная Америка:

Панамский перешеек; Карибское море; остров Огненная Земля;

горы Анды, Аконкагуа; Бразильское и Гвианское плоскогорья; Оринокская и Ла-Платская низменности;

Панама, Ориноко; Титикака, Маракайбо;

Бразилия (Рио-де-Жанейро, Бразилиа), Венесуэла (Каракас), Аргентина (Буэнос-Айрес), Перу (Лима).

Тема «Северная Америка – знакомый незнакомец»:

полуострова Флорида, Калифорния, Аляска;

Мексиканский, Гудзонов, Калифорнийский заливы;

Канадский Арктический архипелаг, Большие Антильские острова, остров Ньюфаундленд, Бермудские, Багамские, Алеутские острова;

горные системы Кордильер и Аппалачей; Великие и Центральные равнины; Миссисипская низменность; гора Мак-Кинли; вулкан Орисаба;

Макензи, Миссисипи с Миссури, Колорадо, Колумбия;

Великие Американские озера, Виннипег, Большое Соленое; Канада (Оттава, Монреаль), США (Вашингтон, Нью--Анджелес), Мексика (Мехико), Куба (Гавана).

Евразия:

полуострова Таймыр, Кольский, Скандинавский, Чукотский, Индостан, Индокитай, Корейский;

моря Баренцево, Балтийское, Северное, Аравийское, Японское;

заливы Финский, Ботнический, Персидский;

проливы Карские Ворота, Босфор, Малаккский;

острова Новая Земля, Новосибирские, Шри-Ланка, Филиппинские, Большие Зондские;

равнины Западно-Сибирская, Великая Китайская; плоскогорья Восточно-Сибирское, Декан;

горы Альпы, Пиренеи, Карпаты, Алтай, Тянь-Шань; нагорья Тибет, Гоби; вулкан Кракатау; Ганг;

озера Каспийское, Байкал, Онежское, Ладожское, Женевское, Иссык-Куль, Балхаш, Лобнор.


Рекомендуемые темы проектов 7 класс

Создание макета "Глобус через 200 млн лет"

Составление карты "Влияние климата на жилища людей"

Грозит ли Земле перенаселение?

Памятники Всемирного природного и культурного наследия Африки (Северной Америки и др. материков)

Составление памятки туристу, отправляющемуся в кругосветное путешествие.


5. Календарно – тематическое планирование

Календарно – тематическое планирование 5 класс (1 ч нед/35 ч)

урока

урока

(теме)


Тема урока


Примечание

Тема 1. Развитие географических знаний о Земле (7ч)

1

1

Зачем нам география и как мы будем ее изучать


2

2

Развитие представления человека о мире от древности до наших дней.


3

3

Дальнейшие открытия и исследования материков.


4

4

Российские путешественники


5

5

Современный этап научных географическихисследований


6

6

Практическая работа Путешествия и открытия


7

7

Контрольная работа по теме «Развитие географических знаний о Земле»


Тема 2. Земля – планета Солнечной системы (3 ч)

8

1

Земля — одна из планет Солнечной системы.


9

2

Движения Земли


10

3

Солнечный свет на Земле


Тема 3 План и карта (11 ч)

11

1

Ориентирование на местности.


12

2

Земная поверхность на плане и карте.Практическая работа Измерение расстояния с помощью масштаба


13

3

Способы изображения неровностей земной поверхности на плоскости.


14

4

Практическая работа Составление плана местности

Этнокульт. компонент "Составление плана местности на территории пгт.Троицко-Печорск"

15

5

Географическая карта


16

6

Градусная сетка


17

7

Географические координаты. Географическая широта.


18

8

Географическая долгота.

Этнокульт.компонент - определение координат по карте Республики Коми

19

9

Практическая работа.Определение направлений и географических координат накарте


20

10

Обобщение по теме «План и карта»


21

11

Контрольная работа по теме «План и карта»


Тема 4 Литосфера – твердая оболочка Земли (10 ч)

22

1

Земная кора и литосфера


23

2

Горные породы, минералы, полезные ископаемые


24

3

Практическая работа «Определение горных пород и их свойств»


25

4

Движения земной коры. Землетрясения.


26

5

Движения земной коры. Вулканизм.


27

6

Рельеф Земли. Равнины.

Этнокульт. комп. - описание рельефа респ.Коми

28

7

Рельеф Земли. Горы.

Этнокульт. компонент – описание Уральских гор

29

8

Практическая работа» Решение практических задач по карте».


30

9

Литосфера и человек.


31

10

Контрольная работа по теме «Литосфера – твердая оболочка Земли»


Повторение (3 ч)

32

1

Обобщение по темам «Развитие географических знаний», «Земля – планета Солнечной системы»


33

2

Обобщение знаний по темам «План и карта», «Литосфера – твердая оболочка»


34

3

Годовая промежуточная аттестация


35


Резерв




Календарно – тематическое планирование 6 класс (1 ч нед/35 ч)

урока

урока

(теме)


Тема урока


Примечание

Гидросфера(12 ч)

1

1

Состав и строение гидросферы


2

2

Мировой океан, его части


3

3

Практическая работа «Нанесение на контурную карту частей Мирового океана»


4

4

Практическая работа «Описание океана и моря по плану»


5

5

Учимся с «Полярной звездой»Практическая работа «Прокладывание маршрута по карте»


6

6

Воды океана


7

7

Реки– артерии Земли.


8

8

Реки - артерии Земли.Практическая работа «Описание реки по плану».

Этнокульт. Компонент – описание рек Республики Коми

9

9

Озёра и болота. Практическая работа № 4 «Описание озера по плану».


10

10

Подземные воды и ледники


11

11

Гидросфера и человек


12

12

Контрольная работа по теме «Гидросфера»


«Атмосфера – воздушная оболочка Земли» (11ч)

13

1

Состав и строение атмосферы.


14

2

Тепло в атмосфере. Практическая работа«Обобщение данных температуры воздуха в дневниках наблюдений погоды».


15

3

Тепло в атмосфере


16

4

Атмосферное давление


17

5

Ветер. Практическая работа «Построение розы ветров».

Этнокульт. Компонент

18

6

Влага в атмосфере. Практическая работа «Расчёт относительной влажности воздуха».


19

7

Облака. Атмосферные осадки.


20

8

Погода и климат

Этнокульт. Компонент

21

9

Учимся с «Полярной звездой». Практическая работа «Изучение информации о погоде».

Этнокульт. Компонент

22

10

Атмосфера и человек


23

11

Контрольная работа по теме «Атмосфера – воздушная оболочка Земли»


Биосфера – живая оболочка Земли (4 ч)

24

1

Биосфера – земная оболочка.


25

2

Биосфера – сфера жизни


26

3

Почвы


27

4

Биосфера и человек


Географическая оболочка (4ч)

28

1

Географическая оболочка Земли


29

2

Природные зоны Земли

Этнокульт. Компонент

30

3

Культурные ландшафты


31

4

Природное и культурное наследие

ОДНРК

Этнокульт. Компонент

Повторение (2 ч.)

32

1

Итоговое повторение


33

2

Промежуточная аттестация


34, 35


Резерв



Календарно – тематическое планирование 7 класс (2 ч нед/70 ч)

урока

урока

(теме)


Тема урока


Примечание

Источники географической информации(3 ч)

1

1

Как вы будите изучать географию в 7 классе


2

2

Методы изучения окружающей среды


3

3

Географические карты



Население Земли (6 ч.)

4

1

Как люди заселяли Землю


5

2

Население современного мира

ОДНРК

6

3

Народы, языки , религии

ОДНРК

7

4

Города и сельские поселения


8

5

Страны мира

ОДНРК

9

6

Практическая работа «Сравниваем страны мира»


Природа Земли (13 ч)

10

1

Развитие земной коры.


11

2

Земная кора на карте. Практическая работа«Обозначение на контурной карте крупных платформ и горных систем»


12

3

Природные ресурсы земной коры.


13

4

Температура воздуха на разных широтах


14

5

Давление воздуха и осадки на разных широтах

Этнокульт. население

15

6

Общая циркуляция атмосферы


16

7

Климатические пояса и области Земли.


17

8

Океанические течения.Практическая работа «Характеристика течения по плану»


18

9

Реки и озёра Земли. Практическая работа «Нанесение на контурную карту крупнейших рек и озер мира»


19

10

Учимся с «Полярной звездой». Практическая работа «Составление описания рек и озер на основе информации, полученной в интернете»


20

11

Растительный и животный мир Земли


21

12

Почвы


22

13

Контрольная работа по теме «Природа Земли»


Природные комплексы и регионы (6 ч)

23

1

Природные зоны.Практическая работа «Описание природных зон по карте»


24

2

Тихий океан. Северный Ледовитый океан.


25

3

Атлантический океан. Индийский океан. Практическая работа «Описание океана по плану»


26

4

Материки как крупные природные комплексы.Практическая работа «Сравнение географического положения материков»


27

5

Деление Земли и мира на части.


28

6

Контрольная работа по теме «Природные комплексы и регионы»


Материки и страны (36 ч)

29

1

Африка – образ материка.Практическая работа «Нанесение на контурную карту географических объектов Африки»


30

2

Население Африки и его хозяйственная деятельность

ОДНРК

31

3

Путешествие по Африки.Маршрут Касабланка — Триполи.


32

4

Путешествие по Африке. Маршрут Томбукту — Лагос.


33

5

Путешествие по Африке. Маршрут Лагос — озеро Виктория.Практическая работа.Описание климатических условий материка по климатограммам


34

6

Многообразие стран. Египет.

ОДНРК

35

7

Разработка проекта «Создание национального парка в Танзании»


36

8

Австралия: образ материка. Практическая работа «Нанесение на контурную карту географических объектов Австралии»


37

9

Путешествие по Австралии. Маршрут Перт — озеро Эйр-Норт — Сидней. Практическая работа.Разработка туристического маршрута поАвстралии


38

10

Антарктида: образ материка.


39

11

Южная Америка: образ материка.Практическая работа «Нанесение на контурную карту географических объектов Южной Америки»


40

12

Климат и внутренние воды Южной Америки.


41

13

Латинская Америка в мире.Практическая работа «Нанесение на контурную карту полезных ископаемых Латинской Америки»


42

14

Многообразие стран.

ОДНРК

43

15

Многообразие стран.Практическая работа. Выявление влияния природных условий и ресурсов на развитие хозяйственной деятельности в различных природных районах Южной Америки

ОДНРК

44

16

Бразилия.

ОДНРК

45

17

Северная Америка: образ материка.Практическая работа «Нанесение на контурную карту географических объектов Северной Америки»


46

18

Англо-Саксонская Америка.


47

19

Путешествие по Северной Америке. Вест-Индия.


48

20

Путешествие по Северной Америке. Марш- рут Лос-Анджелес — Сан-Франциско- Чикаго – Нью-Йорк


49

21

США.Практическая работа. Характеристика США по плану.

ОДНРК

50

22

Евразия: образ материка.Практическая работа Нанесение на контурную карту географических объектов Евразии

Этнокульт. комп. - полезные ископаемые на территории Республики Коми

51

23

Климат и внутренние воды Евразии

Этнокульт. комп. – реки и озера Республики Коми

52

24

Европа в мире.


53

25

Путешествие по Европе.


54

26

Путешествие по Европе. Практическая работа. Характеристика природных зон на маршруте путешествия на основе различных источников информации


55

27

Германия.


56

28

Франция.


57

29

Великобритания.


58

30

Азия в мире.


59

31

Путешествие по Азии.


60

32

Путешествие по Азии.


61

33

Китай.


62

34

Индия.Практическая работа.Составление комплексного описания страны материка Евразия (по выбору)


63

35

Традиции и обычаи народов мира.

ОДНРК

64

36

Контрольная работа по теме «Материки и страны»


Заключение (1 ч.)

65

1

Глобальные проблемы человечества.

Этнокульт.комп. -экологические проблемы республики

Повторение (3 ч.)

66

1

Итоговое повторение по разделу


67

2

Итоговое повторение по разделу


68

3

Промежуточная аттестация


Резерв (2ч)

69

1



70

2








Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.