Рабочая программа по географии (5-9 классы, УМК «Классическая линия»)

0
1
Материал опубликован 29 January 2020

Автономная некоммерческая организация общеобразовательная

«Международная школа Герценовского университета»

 

Рассмотрено

 

Утверждаю

на заседании методического

объединения учителей

__________________________

Протокол № 1

от « 29 » 08 2019 года

Руководитель методического объединения:

_____________/ Пученкова Л.Ю.

 

 

 

 

Директор АНО общеобразовательная «Международная школа Герценовского университета»

Центрального района СПб:

______________ Лаптева Л.Б.

Приказ № 10

от « 30 » 08 2019 года

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по __географии______

для _5-9___ класса(-ов)

Автор-составитель _________Уманец В.А.__________________

Срок реализации программы 2019-2020 учебный год

Количество часов по учебному плану ___(5-6 кл)__35_ часа (в год)

___(7-9 кл)__70_ часа (в год)

____280__ часа (на уровне обучения)

Планирование составлено на основе:

Предметной линии УМК

«Классическая география» для 5—9 классов_____________________________________________

Программы ____ основного общего образования по биологии как инвариантной (обязательной) части учебного курса,

авторы:_______ Н. Г. Герасимова _______________________________________________________

(Структура и содержание рабочей программы соответствуют требованиям

Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования)

Учебник: ________________________

География. 5 класс (авторы Баринова И.И., Плешаков А.А., Сонин Н.И);

География. 6 класс (авторы Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова);

География. 7 класс (авторы В. А. Коринская, И. В. Душина, В. А. Щенев);

География. 8 класс (авторы А. И. Алексеев, В. П. Сухов, В. А. Низовцев,

В. В. Николина);

География. 9 класс (авторы А. И. Алексеев, В. А. Низовцев, В. В. Николина).

(код учебного пособия по ФПУ: _____ 1.2.3.4.1.3 , 1.2.3.4.1.4 __________).

(Рекомендовано Министерством просвещения Российской Федерации)

 

Подпись Уманец В.А.

 

Санкт-Петербург

2019 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по географии отражает основные идеи и требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее — ФГОС), обязательные при реализации основной образовательной программы образовательными организациями, и включает обязательную часть содержания учебного предмета (с раскрытием содержания разделов и тем), рекомендуемый перечень практикумов и практических работ (практико-ориентированная деятельность представлена в конце каждого курса). Программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного предмета. Данная программа определяет обязательное предметное содержание, даёт примерное распределение учебных часов по тематическим разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей обучающихся. Основные функции программы Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «География». Организационно-планирующая функция предусматривает структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик по темам содержательного наполнения. В программе закреплены содержание, объём и порядок изучения предмета «География», в соответствии с которыми осуществляется учебная деятельность в конкретном классе, что призвано содействовать сохранению единого образовательного пространства страны. Учебники географии классической линии в соответствии с требованиями ФГОС ориентированы на достижение не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов образования и позволяют начать обучение географии с 5 класса.

Состав линии «Классическая география»:

География. 5 класс (авторы Баринова И.И., Плешаков А.А., Сонин Н.И);

География. 6  класс (авторы Т.  П.  Герасимова, Н.  П.  Неклюкова);

География. 7 класс (авторы В. А. Коринская, И. В. Душина, В. А. Щенев);

География. 8 класс (авторы А. И. Алексеев, В. П. Сухов, В. А. Низовцев,

В. В. Николина);); География. 9 класс (авторы А. И. Алексеев, В. А. Низовцев, В. В. Николина).


 

Общая характеристика учебного предмета

Настоящая программа реализует требования ФГОС

к личностным, метапредметным и предметным результатам

освоения содержания учебного предмета «География».

При сохранении нацеленности программы на формирование базовых теоретических знаний усилен акцент на формирование умений самостоятельно находить, анализировать

и использовать географическую информацию из различных

источников для решения учебно-познавательных и практико-ориентированных задач, тем самым обеспечивая реализацию системно-деятельностного подхода в образовании (в соответствии с требованиями ФГОС).

Содержание предмета «География» отражает комплексный подход к изучению отдельных территорий и географической среды в целом. Такой подход позволяет рассматривать во взаимодействии природные, экономические и соци­

6

альные факторы, которые формируют окружающую среду.

Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений обучающихся как на эмоциональном, так и на рациональном уровне.

В основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды как среды жизни и деятельности

человека и общества.

В программе реализуется интеграционная функция географии, которая позволяет акцентировать внимание на современных геополитических, геоэкологических, социальных и экономических явлениях и процессах; способствует

повышению предметной учебной мотивации обучающихся.

Усиленное внимание уделено географии хозяйственной деятельности людей.

При сохранении общей традиционной структуры курсов

географии основной школы настоящая программа имеет ряд

особенностей:

1) в перечень предметных результатов освоения программ

каждого класса включены постепенно усложняющиеся требования к усвоению базовых теоретических знаний; требования, отражающие умения использовать различные источники географической информации (включая текстовые

и интернет-ресурсы) для решения учебно-познавательных

и практических задач; требования к освоению перечней географической номенклатуры;

2) разработаны системы практикумов и практических работ, нацеленные на освоение школьниками специальных

предметных и универсальных видов деятельности, предусмотренных планируемыми результатами освоения программы (при разработке тематики использованы задания,

максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям);

3) в содержание программы включены понятия, отражающие реалии современности: индекс человеческого развития, человеческий капитал, природно-ресурсный капитал,

производственный капитал;

4) произведена разгрузка программы от избыточного фактологического материала справочного характера.

Подходы к отбору содержания учебного предмета «География».

В основу построения программы по географии заложены

следующие подходы: интегративный, компетентностный

и деятельностный.

7

Основные принципы отбора содержания в программе:

ориентация содержания на воспитывающий, ценностно-смысловой и социально-личностный аспекты как системообразующие элементы, когда содержание географического

образования становится необходимым источником для действия в разнообразных жизненных ситуациях, в том числе

для будущей профессиональной деятельности;

соответствие содержания современному уровню развития научных и технологических знаний, учёт новых тенденций развития отечественной и мировой географической науки и современной социоприродной, социокультурной и социально-экономической ситуации в целом;

реализация единства содержания и деятельностной основы обучения;

реализация всех видов учебной деятельности с опорой

на географическое содержание;

соответствие структурных содержательных блоков этапам возрастного и социального становления обучающегося,

что предполагает исключение сложных, узкоспециализированных, второстепенных вопросов и наполнение материалом, позволяющим сформировать интерес к предмету;

инструментальная оснащённость содержания, позволяющая формировать планируемые результаты обучения

в категориях выполняемых действий, когда изучаемые объекты и предметы географии дают основу для анализа, творчества, решения проблемных ситуаций;

сочетание социально-значимых и личностно-значимых

акцентов в содержании с целью предоставления возможности комбинирования и варьирования его элементами в зависимости от индивидуальных запросов обучающегося, с тем

чтобы придать географии живой характер, поставив интересы обучающегося в центр образовательных событий;

актуализация экологической составляющей содержания географического образования, позволяющей сформировать системный взгляд на проблему устойчивого развития,

обеспечения сохранения природы на локальном, региональном и глобальном уровнях;

интегративность в содержании географической, экологической, экономической, правовой культуры и пр., позволяющей достичь идеала выпускника как гармонично развитой личности, высокообразованного, духовно и физически

здорового, социально и материально благополучного гражданина страны

Цели изучения учебного предмета «География» Изучение географии в рамках основного общего образования направлено на достижение следующих целей: 1) воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, родине, взаимопонимания с другими народами на основе формирования целостного географического образа России, ценностных ориентиров личности; 2) развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдения за состоянием окружающей среды, решения географических задач, «живых» проблем практики, самостоятельного приобретения новых знаний; 3) воспитание экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, на основе знаний об основных географических особенностях природы, населения и хозяйства России и мира, способах сохранения окружающей среды и рационального использования природы; 5 4) формирование готовности к поиску, отбору и применению различных источников географической информации, в том числе ресурсов сети Интернет, для описания, характеристики, объяснения и оценки разнообразных географических объектов, явлений и процессов, жизненных ситуаций; 5) формирование комплекса географических знаний и умений, необходимых для решения проблем повседневной жизни различной сложности, на основе осмысления сущности процессов и явлений, происходящих в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном мире; 6) формирование базы географических знаний и умений, необходимых для продолжения образования по соответствующему направлению подготовки (специальностям).

Место учебного предмета «География» в учебном плане

Данная программа рассчитана на 280 часов в год, в том числе:

в 5 классе — 35 часов (1 учебный час в неделю);

в 6 классе — 35 часов (1 учебный час в неделю);

в 7 классе — 70 часов (2 учебных часа в неделю);

в 8 классе — 70 часов (2 учебных часа в неделю);

в 9 классе — 70 часов (2 учебных часа в неделю).


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Содержание учебного курса

5 КЛАСС (35 часов)

Раздел 1. Географическое изучение Земли (7 часов)

ВВЕДЕНИЕ. ГЕОГРАФИЯ — НАУКА О ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ (1 час) Что изучает география? Физическая и общественная география. Географические объекты, процессы и явления. Как география изучает Землю. Географические науки  — «древо» географических наук.

ТЕМА  1. РАЗВИТИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О ЗЕМЛЕ (6 часов) География в древности (Древний Египет, Древний Восток, Древняя Греция, Древний Рим). Гомер «Одиссея», древнегреческий мореплаватель и астроном Пифей, Эратосфен. Труды Страбона, Клавдия Птолемея. Экспедиции Т. Хейердала как модель путешествий в древности. География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, арабов (Ибн Баттута), русских землепроходцев. Путешествия М. Поло и А. Никитина. XV в. — путешествия китайского дипломата и флотоводца Чжэн Хэ в страны Индокитая, Индостана, Аравийского полуострова и Восточной Африки. Эпоха Великих географических открытий. Открытия португальских и испанских мореплавателей. Открытие Нового Света — экспедиция Х. Колумба. Первое кругосветное плавание Ф. Магеллана. Значение Великих географических открытий. Географические открытия XVII—XIX вв. Поиски Южной Земли — открытие Австралии. Экспедиция Семёна Дежнёва. Первая русская кругосветная экспедиция И. Ф. Крузенштерна и Ю.  Ф.  Лисянского. Русская экспедиция Ф.  Ф.  Беллинсгаузена, М. П. Лазарева — открытие Антарктиды. Современные географические исследования. Исследование полярных областей Земли. Изучение Мирового океана. Космические исследования. Географические исследования Новейшего времени. Актуальные проблемы развития человечества и России, решение которых невозможно без участия географов.

Раздел 2. Изображения земной поверхности (11 часов)

ТЕМА 1. ПЛАН И ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА (5 часов) План, аэрофотоснимки и космические снимки. План местности. Разнообразие планов и области их применения. Аэрофотосъёмка. Топографы. Условные знаки плана и их виды. Масштаб топографического плана и его виды. Численный, именованный, линейный масштабы. Стороны горизонта. Ориентирование по плану местности. Азимут. Определение направлений по плану. Ориентирование на местности. Составление простейших планов местности. Глазомерная съёмка. Полярная и маршрутная съёмка. Способы изображения на плане неровностей земной поверхности. Относительная высота. Абсолютная высота. Горизонтали (изогипсы). Профиль местности.

ТЕМА  2. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ (6 часов) Глобус. Географическая карта. Масштаб географических карт. Крупномасштабные, среднемасштабные, мелкомасштабные карты. Условные знаки карт. Способы изображения на мелкомасштабных географических картах. Разнообразие географических карт и их классификация. Виды географических карт (физические, политические, экономические, контурные). Географический атлас. Картографы. Искажения на географических картах. Генерализация. Использование карт в жизни и хозяйственной деятельности людей. Геоинформационные системы и их применение. Градусная сеть: параллели и меридианы на глобусе и картах. Экватор и нулевой (начальный, Гринвичский) меридиан. Географическая широта и географическая долгота. Географические координаты. Измерение направлений и расстояний по глобусу и карте. Изображение на физических картах высот и глубин. Изобаты.

Раздел 3. Земля — планета Солнечной системы (5 часов) Земля в Солнечной системе и во Вселенной. Земля и Луна. Млечный Путь. Форма, размеры Земли, их географические следствия. Движение Земли вокруг оси. Земная ось и географические полюсы. Следствия осевого вращения Земли. Географические следствия движения Земли вокруг Солнца. Орбита Земли. Светораздельная линия. Смена времён года на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Тропики и полярные круги. Северный и Южный тропик. Северный и Южный полярный круг. Полярная ночь. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.

Раздел 4. Оболочки Земли (8 часов)

ТЕМА  1. ЛИТОСФЕРА — КАМЕННАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ Литосфера  — твёрдая оболочка Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия (магма), земная кора. Материковая и океаническая кора. Строение земной коры: материковая (континентальная) и океаническая кора. Геологи. Вещества земной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород. Магматические, осадочные и метаморфические горные породы. Полезные ископаемые. Круговорот горных пород. Рельеф земной поверхности. Планетарные формы рельефа  — материки и впадины океанов. Формы рельефа суши: горы и равнины. Горы (горный хребет, горная долина, нагорье, горная система, горный пояс). Различие гор по высоте. Равнины. Разнообразие равнин по высоте. Низменность, возвышенность, плоскогорье. Виды равнин по внешнему облику. Суша в океане. Острова. Материковые, вулканические, коралловые острова (Большой Барьерный риф). Внешние и внутренние процессы образования рельефа. Выветривание  — разрушение и изменение горных пород и  минералов под действием внешних процессов. Виды выветривания (физическое, химическое, биологическое). Деятельность текучих вод, ветра, ледников. Деятельность человека, преобразующая земную поверхность, и связанные с ней экологические проблемы. Литосферные плиты. Движение литосферных плит. Образование гор. Землетрясения и вулканические извержения. Вулканы и их строение. Формирование рельефа земной поверхности как результат действия внутренних и внешних сил. Рельеф дна Мирового океана. Части подводных окраин материков. Материковая отмель, или шельф. Ложе океана, его рельеф. Котловины. Срединно-океанические хребты. Глубоководные океанические желоба. Резерв времени — 4 часа.

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ В 5  КЛАССЕ

1. Организация фенологических наблюдений в природе.

2. Организация наблюдений за погодой.

3. Составление списка источников информации по теме «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира» (по выбору учителя).

4. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, географических объектов, открытых в разные периоды.

5. Проведение маршрутной съёмки и составления плана местности.

6. Определение направлений и расстояний на карте.

7. Определение географических координат точек на глобусе и карте.

8. Характеристика событий, происходящих на экваторе, в тропиках, на полярных кругах и полюсах Земли в дни равноденствий и солнцестояний.

9. Выявление закономерностей изменения продолжительности дня и высоты солнца над горизонтом в зависимости от времени года на территории своей местности.

10. Сравнение свойств горных пород.

11. Нанесение на контурную карту географического положения высочайших гор и обширных равнин.

12. Описание местоположения горной системы или равнины по физической карте.

13. Нанесение на контурную карту географического положения островов, полуостровов и морей.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

6 КЛАСС (35 часов)

Раздел 1. Оболочки Земли (24 часа)

ВВЕДЕНИЕ (1 час) Географическая оболочка Земли и её составные части: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера.

ТЕМА  1. ГИДРОСФЕРА — ВОДНАЯ ОБОЛОЧКА (8 часов)

Водная оболочка Земли  — гидросфера и её состав. Мировой круговорот воды. Конденсация. Испарение. Человек и гидросфера. Вода — основа жизни на Земле. Значение гидросферы. Части Мирового океана. Материки, острова, архипелаги, полуострова. Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый океаны. Моря (внутренние, окраинные), заливы, проливы. Свойства вод океана. Солёность (промилле) и температура морской воды. Движение воды в Мировом океане: волны (ветровые и цунами), зыбь, прибой, приливы и отливы, течения. Тёплые и холодные океанические течения. Воды суши. Подземные воды: грунтовые, межпластовые, артезианские (водоносный слой, водопроницаемые и водоупорные горизонты), их происхождение, условия залегания и использования. Источники (родники). Минеральные воды. Гейзеры. Реки. Части реки. Речная система (долина, исток, устье, речная терраса), бассейн, водораздел. Питание и режим рек. Половодье. Реки: горные и равнинные. Пороги и водопады. Каналы. Озёра. Происхождение озёрных котловин. Озёра сточные и бессточные. Болота, их образование. Водохранилища. Природные ледники: горные и покровные. Снеговая граница. Айсберги. Многолетняя мерзлота.

ТЕМА  2. АТМОСФЕРА — ВОЗДУШНАЯ ОБОЛОЧКА (10 часов)

Атмосфера  — воздушная оболочка Земли. Газовый состав, строение (тропосфера, стратосфера, мезосфера, термосфера, экзосфера), значение. Изучение атмосферы. Температура воздуха. Измерение температуры воздуха. Суточный ход температуры. Суточная амплитуда температуры воздуха. Среднесуточная температура воздуха. Средние многолетние температуры воздуха. Зависимость нагревания 13 поверхности от угла падения солнечных лучей. Нагревание воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха. Годовой ход температуры воздуха. Амплитуда температур. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Роза ветров. Бризы. Муссоны. Пассаты. Значение ветра. Водяной пар в атмосфере. Воздух, насыщенный и не насыщенный водяным паром. Образование облаков. Облака и их виды (кучевые, слоистые, перистые). Туман. Образование атмосферных осадков. Виды атмосферных осадков. Причины образования атмосферных осадков. Измерение количества атмосферных осадков. Распределение осадков на Земле. Распределение солнечного тепла и света на Земле. Полярный день и полярная ночь. Пояса освещённости. Погода, причины её изменения. Типы погоды. Прогноз погоды. Климат и климатообразующие факторы. Климаты Земли. Человек и атмосфера. Взаимовлияние человека и атмосферы.

ТЕМА 3. БИОСФЕРА — ОБОЛОЧКА ЖИЗНИ (5 часов)

Биосфера — оболочка жизни. Состав и границы биосферы. Растительный и животный мир Земли. Разнообразие животного и растительного мира. Широтная зональность. Высотная поясность. Влажные экваториальные леса. Саванны. Пустыни тропического и умеренного поясов. Лесные зоны умеренных поясов. Степи. Природные зоны полярного пояса. Ледяные пустыни. Приспособление живых организмов к среде обитания. Жизнь в океане. Распределение живых организмов в океане. Живые организмы на суше. Воздействие организмов на земные оболочки. Человек  — часть биосферы. Распространение людей на Земле. Расы человека. Природа и человек. Стихийные природные явления. Проблемы биосферы. Охрана биосферы.

Раздел 2. Географическая оболочка (6 часов) Понятие «географическая оболочка». Свойства географической оболочки. Природно-территориальный комплекс. Почва: понятие, состав, строение. Типы почв. Охрана почв. Всемирное природное и культурное наследие ЮНЕСКО. Резерв времени — 5 часов.

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ В 6  КЛАССЕ

1. Сравнение двух рек (России и мира) по заданным признакам.

2. Характеристика одного из крупнейших озёр России по плану.

3. Определение по статистическим данным тенденций изменения температуры воздуха.

4. Построение розы ветров.

5. Определение по статистическим данным тенденций изменения количества атмосферных осадков в зависимости от географического положения объекта.

6. Построение диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным календаря погоды. 7. Составление списка интернет-ресурсов, содержащих информацию о состоянии окружающей среды своей местности.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

7 КЛАСС (70 часов)

Введение (1 час)

Что изучают в курсе географии 7 класса. Источники географической информации. Методы географических исследований.

Раздел 1. Главные закономерности природы Земли (12 часов)

Материки, океаны и части света. Литосфера и рельеф Земли. Происхождение Земли. История формирования рельефа Земли. Литосферные плиты и образование континентальной и океанической земной коры. Альфред Вегенер. Платформы древние и молодые. Области складчатости. Сейсмические пояса. Формирование современных материков и океанов. Формирование современного рельефа. Атмосфера и климаты Земли. Климатообразующие факторы. Географическая широта как основной климатообразующий фактор. Распределение температуры воздуха и осадков на Земле. Подстилающая поверхность. Воздушные массы: понятие, типы. Циркуляция атмосферы как важный климатообразующий фактор. Преобладающие ветры — пас­саты тропических широт, тропические (экваториальные) муссоны, западные ветры, северо-восточные ветры. Влияние на климат земной поверхности, океанических течений, абсолютной высоты местности и её рельефа. Разнообразие климата на Земле. Характеристика основных и переходных климатических поясов Земли. Климатические карты. Климатограмма как графическая форма отражения климатических особенностей. Гидросфера. Мировой океан и его части. Этапы изучения океана. Океан и атмосфера: поверхностные водные массы, их типы; поверхностные течения. Морские воздушные массы. Океанический (морской) климат. Солёность поверхностных вод Мирового океана, её измерение. Карта солёности поверхностных вод Мирового океана. Жизнь в океане, закономерности её пространственного распространения. Экологические проблемы Мирового океана. Тихий, Индийский, Атлантический, Северный Ледовитый, Южный океаны: история исследований, особенности природы, ресурсы, освоение человеком. Географическая оболочка. Природные зоны Земли. Высотная поясность.

Раздел 2. Человек на Земле (3 часа) Население Земли. Заселение Земли человеком. Современная численность населения мира. Изменение численности населения во времени. Методы определения численности населения, переписи населения. Факторы, влияющие на рост численности населения. Рождаемость, смертность, естественный прирост населения и их географические особенности. Размещение населения. Понятие «плотность населения». Народы и религии мира. Языковая классификация народов мира. Мировые и национальные религии. Хозяйственная деятельность людей: хозяйство, сельское хозяйство, промышленность, сфера услуг. География видов хозяйственной деятельности. Города и сельские поселения. Культурно-исторические регионы мира. Многообразие стран, их основные типы.

Раздел 3. Материки и страны (44 часа)

ТЕМА 1. ЮЖНЫЕ МАТЕРИКИ (24 часа)

Общие особенности природы южных материков. Африка. Австралия и Океания. Южная Америка: географическое положение и береговая линия, открытия, освоение 16 и исследования материков, основные черты рельефа, климата, внутренних вод и определяющие их факторы. Зональные природные комплексы. Население и его хозяйственная деятельность. Природные районы. Страны. Антарктида: географическое положение и береговая линия, рельеф поверхности ледника и подлёдный рельеф, особенности климата и внутренних вод, органический мир. Открытие и исследования Антарктиды.

ТЕМА  2. СЕВЕРНЫЕ МАТЕРИКИ (20 часов)

Общие особенности природы северных материков. Северная Америка и Евразия: географическое положение и береговая линия, основные черты рельефа, климата, внутренних вод и определяющие их факторы. Зональные природные комплексы. Население и его хозяйственная деятельность. Природные районы. Страны.

Раздел 4. Взаимодействие природы и общества (3 часа) Закономерности географической оболочки (целостность, ритмические явления, географическая зональность). Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и её охране. Глобальные проблемы человечества: продовольственная, сырьевая, энергетическая, преодоления отсталости стран, экологическая. Проблема глобальных климатических изменений. Роль географического прогноза в современном мире. Резерв времени — 7 часов.

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ В 7  КЛАССЕ

1. Анализ физической карты и карты строения земной коры с целью выявления закономерностей размещения крупных форм рельефа.

2. Анализ разных источников географической информации с целью объяснения географического распространения землетрясений и современного вулканизма.

3. Описание климата территории по климатограмме.

4. Сравнение годового хода температуры воздуха по сезонам года в Северном и Южном полушариях.

5. Составление графика годового хода температуры воздуха по статистическим данным.

6. Сравнение солёности поверхностных вод Мирового океана на разной широте по карте солёности поверхностных вод, выявление закономерности её изменения в широтном направлении.

7. Выявление закономерности распространения тёплых и холодных течений у западных и восточных побережий материков. 8. Выявление проявления широтной зональности по картам природных зон.

9. Сравнение структуры высотных поясов горных систем с целью выявления зависимости от их географического положения и абсолютной высоты.

10. Сравнительное описание численности, плотности населения стран по разным источникам информации.

11. Определение и сравнение естественного прироста населения стран по источникам географической информации.

12. Классификация стран по разным количественным показателям особенностей населения (естественному приросту, доле городского населения, религиозному и этническому составу).

13. Определение по комплексным картам различий по типам хозяйственной деятельности населения разных стран мира.

14. Выявление влияния географического положения на климат материка.

15. Выявление влияния океанических течений у западных и восточных берегов материков на климат и природные комплексы.

16. Выявление природных, исторических и экономических причин, повлиявших на плотность населения.

17. Описание одной из стран по географическим картам.

18. Сравнение высотной поясности горных систем. Выявление причин различий.

19. Объяснения особенностей климата экваториального климатического пояса.

20. Сравнение населения южных материков по разным источникам географической информации.

21. Определение средней плотности населения страны по статистическим данным.

22. Сравнение расположения природных зон Северной Америки и Евразии. Выявление причин подобного расположения.

23. Объяснение распространения зон современного вулканизма и землетрясений на территории Северной Америки и Евразии.

24. Комплексное географическое описание одной из природных зон материков.

25. Объяснение климатических различий территорий, находящихся на одной географической широте (на примере умеренного пояса).

26. Сравнение расположения южной границы распространения многолетней мерзлоты в Северной Америке и Евразии.

27. Анализ разных источников информации для составления характеристики населения страны.

28. Определение и сравнение естественного прироста страны Азиатского и Европейского регионов по статистическим данным.

29. Сравнение двух стран по заданным показателям


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

8 КЛАСС (70 часов)

Введение (1 час)

Как изучать физическую географию. Методы познания (принцип историзма, принцип единства исторического и логического, принцип детерминизма, принцип противоречия, моделирование, действия самоконтроля).

Раздел 1. Географическое пространство России (9 часов)

ТЕМА  1. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ГРАНИЦЫ РОССИИ (2 часа) Географическое положение (физико-географическое положение, экономико-географическое положение). Государственная территория России. Территориальные воды. Исключительная экономическая зона России. Государственная граница России. Морские и сухопутные границы. Континентальный шельф. Страны-соседи России. Географическое положение России. Виды географического положения. Географическое положение России как фактор развития её хозяйства. Россия в мире.

ТЕМА  2. ВРЕМЯ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ (2 часа) Россия на карте часовых поясов. Карта часовых зон России. Местное, поясное и зональное время.

ТЕМА  3. ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ, ОСВОЕНИЯ И ИЗУЧЕНИЯ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ (3 часа) Начало формирования Русского государства. Московская Русь. Становление Российского государства. Освоение Сибири. Рост территории России в XVIII в. Географическое изучение территории России. Первый атлас России. Освоение и изучение территории России в XVI—XXI  вв.: землепроходцы, научные географические экспедиции XVIII в., изучение Арктики, Сибири и Северо-Востока страны. Воссоединение Крыма. Республика Крым. Современная география. Мониторинг.

ТЕМА  4. АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ (2 часа)

Административно-территориальное устройство России. Районирование территории. Современное федеративное устройство России. Федеральные округа РФ. Субъекты Российской Федерации, их равноправие и разнообразие. Изменение границ отдельных субъектов РФ. Федеральные округа. Районирование. Район. Виды районирования (выборочное, комплексное, природное, физико-географическое, экономическое). Районирование как метод географических исследований. Крупные районы России.

Раздел 2. Природа России (42 часа)

ТЕМА  1. ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ И РЕСУРСЫ РОССИИ (2 часа) Природные условия, природная, или географическая, среда и природные ресурсы. Классификация природных ресурсов по разным признакам (природные ресурсы, природно-ресурсный потенциал). Природа и хозяйственная деятельность.

ТЕМА  2. ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ, РЕЛЬЕФ И ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ РОССИИ (8 часов)

Возраст Земли. Радиометрическая датировка. Радиоактивный распад. Геологическое время. Абсолютный и относительный возраст горных пород. Этапы формирования земной коры на территории России. Эпохи моря и суши. Эпохи горообразования. Основные тектонические структуры: платформы и пояса горообразования. 20 Внутренние и внешние процессы образования рельефа. Неотектонические движения. Древние оледенения. Основные формы рельефа и особенности их распространения на территории России. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Современные процессы, формирующие рельеф. Внутренние процессы: области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Внешние процессы: древнее и современное оледенения, работа текучих вод, ветра, моря. Минеральные ресурсы (полезные ископаемые и их виды) страны: виды и проблемы рационального использования. Влияние рельефа на хозяйственную деятельность людей. Изменение рельефа под влиянием деятельности человека. Антропогенные формы рельефа. Рельеф своей местности.

ТЕМА  3. КЛИМАТ РОССИИ (8 часов)

Климатообразующие факторы. Факторы, определяющие климат России. Географическая широта как главный фактор формирования климата. Солнечная радиация: понятие, виды. Солнечная радиация, солнечная постоянная, прямая солнечная радиация, рассеянная радиация, альбедо, эффективное излучение. Радиационный баланс. Влияние подстилающей поверхности и рельефа на климат. Формирование воздушных масс. Конвекция. Атмосферная циркуляция. Типы воздушных масс на территории России и их циркуляция. Атмосферные фронты (тёплый, холодный), циклоны и антициклоны, их изображение на картах погоды. Область низкого давления — Исландский минимум. Область повышенного давления — Азиатский максимум. Распределение температуры воздуха, увлажнения и атмосферных осадков по территории России. Испарение. Испаряемость. Коэффициент увлажнения. Климатические пояса и типы климатов России. Изменение климата во времени. Солнечная активность. Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Агроклиматические ресурсы. Опасные и неблагоприятные метеорологические явления. Влияние на климат хозяйственной деятельности населения. Климатические ресурсы. Климатические изменения на территории России. Прогноз изменения климата. Климат своей местности.

ТЕМА  4. ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ И МОРЯ РОССИИ (6 часов)

Моря, омывающие Россию: особенности природы и хозяйственного использования (транспортные пути, естественные ресурсы морей, охрана вод). Внутренние воды России. Речные системы и бассейны рек. Реки: распределение по бассейнам океанов. Главные речные системы России: питание (дождевое, снеговое, ледниковое, грунтовое и смешанное), режим (зарегулированный, естественный, ледовый, паводочный). Падение реки, уклон реки, расход реки, годовой сток. Твёрдый сток, речная эрозия, речная аккумуляция. Юные, зрелые, древние каньоны, теснины, ущелья. Надпойменная речная терраса. Озёра и типы озёрных котловин. Крупнейшие озёра России, их происхождение. Болота (низинные и верховые). Подземные воды. Ледники (снеговая линия, фирн, глетчерный лёд). Многолетняя мерзлота. Неравномерность распределения водных ресурсов. Мелиорация. Оборотное водоснабжение. Рост их потребления и загрязнения. Опасные гидрологические природные явления (обвалы, лавины, паводки, наводнения) и их распространение по территории России. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.

ТЕМА  5. РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР, ПОЧВЫ РОССИИ (6 часов) Происхождение жизни. Основные типы растительности России. Зональные природные сообщества на территории России. Особенности животного мира России: видовое разнообразие, факторы, его определяющие. Человек и живая природа. Лесные ресурсы России. Промыслово-охотничьи ресурсы России. Почва  — особый компонент природы. Почвообразующие факторы. Тепловой режим, водно-воздушный режим. Роль живых организмов. Перегной, гумус. Почвенный профиль и  почвенные горизонты. Основные зональные типы почв, их  свойства, различия в плодородии. Типы почв России. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв — мелиорация земель: борьба с эрозией (оврагообразованием), осушение, орошение, внесение удобрений. Охрана почв (земельная мелиорация, террасирование склонов, рекультивация).

ТЕМА  6. ПРИРОДНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ЗОНЫ (12 часов)

Природно-территориальные комплексы и их иерархичность. Факторы образования ПТК (зональные и азональные). Географическая зональность. Современные природные зоны России. Природно-хозяйственные зоны России: разнообразие зон, взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Зона арктических пустынь, тундры, лесотундры, лесные зоны, лесостепи, степи, субтропики, полупустыни и пустыни: географическое положение, климат, почвенный покров, растительный и животный мир, население и его хозяйственная деятельность, экологические проблемы. Прогнозируемые последствия изменений климата для разных природно-хозяйственных зон на территории России. Высотная поясность. Население и хозяйственная деятельность в горах. Освоение территорий с экстремальными условиями. Рациональное и нерациональное природопользование. Экология. Экология человека. Особо охраняемые природные территории России: заповедники, заказники, национальные парки. История охраны природы в России. Объекты всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Красная книга России. Всемирный фонд дикой природы.

Раздел 3. Население России (12 часов)

ТЕМА  1. ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ (3 часа) Динамика численности населения России и факторы, её определяющие. Переписи населения России. Естественное движение населения. Показатели рождаемости, смертности и естественного прироста населения России и её географических районов. Миграции (механическое движение) населения. Эквидемические карты. Прогнозы изменения численности населения России.

ТЕМА 2. ПОЛОВОЙ И ВОЗРАСТНОЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ СТРАНЫ (2 часа) Демография. Воспроизводство населения. Рождаемость. Смертность. Демографический переход. Типы воспроизводства. «Демографический взрыв». Демографическая ситуация. Половой и возрастной состав населения России. Половозрастная структура населения России в географических районах и субъектах РФ и факторы, её определяющие. Возрастно-половые пирамиды. Средняя продолжительность 23 жизни мужского и женского населения России. Трудовые ресурсы. Нетрудоспособный возраст.

ТЕМА  3. НАРОДЫ И РЕЛИГИИ РОССИИ (2 часа)

Этнографическое положение страны. Россия  — многонациональное государство. Языковая классификация народов России. Этническая ассимиляция. Русский язык — язык межнационального общения. Многонациональность и  мультиконфессиональность как специфический фактор формирования и развития России. Крупнейшие народы России и их расселение. География религий. Религиозный состав населения (конфессиональный состав населения).

ТЕМА  4. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ (3 часа)

Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Зоны расселения, или размещения. Дисперсное расселение. Зона очагового заселения. Зона сплошного заселения. Основная полоса (зона) расселения. Городское и сельское население. Типы городских и сельских населённых пунктов. Урбанизация в России. Крупнейшие города и городские агломерации. Классификация городов по численности населения. Роль городов в жизни страны. Функции городов России. Монофункциональные города. Транспортные центры. Современные тенденции сельского расселения.

ТЕМА  5. МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ (2 часа)

Виды миграций. Внешние и внутренние миграции. Эмиграция и иммиграция. Миграционный прирост. Причины миграций и основные направления миграционных потоков. Причины миграций и основные направления миграционных потоков России в разные исторические периоды. Резерв времени — 6 часов.


 


 

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ В 8 КЛАССЕ

1. Определение разницы во времени для разных городов России по карте часовых зон. 24 2. Систематизация сведений об изменении границ России на разных исторических этапах на основе анализа географических карт.

3. Сравнение по картам географического положения России с географическим положением других государств.

4. Объяснение ситуаций в контексте реальных событий.

5. Сравнение природных ресурсов двух морей, омывающих Россию, по нескольким источникам информации.

6. Оценка природно-ресурсного потенциала одного из районов России по картам и статистическим материалам.

7. Объяснение распространения по территории России опасных геологических явлений.

8. Объяснение особенностей рельефа одного из крупных географических районов страны.

9. Сравнительное описание двух горных систем России по нескольким источникам информации.

10. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков, испаряемости по территории страны.

11. Характеристика погоды территории по картам погоды или по данным ГИС-метео.

12. Оценка основных климатических показателей своего региона для жизни и хозяйственной деятельности населения.

13. Выявление зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом.

14. Объяснение закономерностей распространения гидрологически опасных природных явлений на территории страны.

15. Сравнение климата двух природно-хозяйственных зон России.

16. Объяснение различий почв, растительного и животного мира двух территорий России, расположенных в разных природно-хозяйственных зонах.

17. Сравнение различных точек зрения о влиянии глобальных климатических изменений на природу, жизнь и хозяйственную деятельность населения на основе анализа нескольких источников информации.

18. Определение по статистическим материалам показателей общего, естественного или миграционного прироста населения своего региона.

19. Объяснение динамики возрастно-полового состава населения России на основе анализа возрастно-половых пирамид.

20. Анализ статистических материалов с целью построения картограммы «Доля титульных этносов в населении республик и автономных округов РФ».


 


 


 


 

9 КЛАСС (70 часов)

Введение (1 час).

Основные вопросы курса

Раздел 1. Хозяйство России (28 часов)

ТЕМА  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХОЗЯЙСТВА РОССИИ (6 часов)

Россия на карте мира. Геополитическое влияние России. Экономическое влияние России. Географическое положение России: политическая и экономическая оценка. Природные условия и человек. Влияние хозяйственной деятельности человека на природу. Природные ресурсы России, их хозяйственная оценка. Природно-ресурсный потенциал. Подходы к районированию территории России. Административно-территориальное устройство и районирование России. Общая характеристика хозяйства России. Что такое хозяйство, или экономика, страны. Состав хозяйства: секторы, важнейшие межотраслевые комплексы и отрасли. Отраслевая структура, функциональная и территориальная структуры хозяйства страны, факторы их формирования и развития. Цикличность развития экономики. Общие особенности географии хозяйства России: основная зона хозяйственного освоения ВВП, ВРП и ИЧР как показатели уровня развития страны и факторы развития хозяйства. Особенности развития хозяйства России. Структура хозяйства России. Человеческий капитал России. Природно-ресурсный капитал России. Производственный капитал России. Распределение производственного капитала по территории страны.

ТЕМА  2. ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (ТЭК) (5 часов)

Состав ТЭК и его значение в хозяйстве. Нефтяная, газовая и угольная промышленность: география основных современных и перспективных районов добычи топливных ресурсов, систем трубопроводов. Место России в мировой добыче основных видов топливных ресурсов. Особенности современного этапа освоения шельфовых месторождений нефти и газа. Электроэнергетика: основные типы электростанций (включая станции, использующие возобновляемые источники энергии (ВИЭ)), их особенности и доля в производстве электроэнергии. Место России в мировом производстве электроэнергии. Атомные, тепловые и гидроэлектростанции. Солнечные, ветровые, геотермальные, приливные электростанции. Каскады ГЭС. Энергосистемы. Влияние ТЭК на окружающую среду. Направления развития ТЭК России.

ТЕМА 3. МАШИНОСТРОЕНИЕ (1 час)

Состав, значение в хозяйстве. Структура машиностроительной отрасли. Центры машиностроения. Место России в мировом производстве машиностроительной продукции. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География важнейших отраслей. Машиностроение и охрана окружающей среды. Направления развития машиностроения России.

ТЕМА  4. МЕТАЛЛУРГИЯ (2 часа)

Состав, значение в хозяйстве. Структура отрасли. Место России в мировом производстве металлов. Особенности технологии производства чёрных и цветных металлов. Факторы размещения предприятий металлургического комплекса. География металлургии чёрных и цветных металлов: основные районы и центры. Металлургические районы России. Влияние металлургии на окружающую среду. Направления развития металлургического комплекса России.

ТЕМА  5. ХИМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ (1 час)

Состав, значение в хозяйстве. Структура отрасли. Факторы размещения предприятий. Место России в мировом производстве химической продукции. География важнейших отраслей. Химическая промышленность и охрана окружающей среды. Направления развития химической промышленности России.

ТЕМА  6. ЛЕСНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ (1 час)

Лесные ресурсы России. Состав, значение в хозяйстве. Структура отрасли. Место России в мировом производстве некоторых продуктов лесного комплекса. Факторы раз­мещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и лесопромышленные комплексы. Лесное хозяйство и окружающая среда. Направления развития лесной промышленности России.

ТЕМА  7. АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС (4 часа)

Состав, значение в экономике страны. Сельское хозяйство. Состав, значение в хозяйстве, отличия от других отраслей хозяйства. Структура агропромышленного комплекса. Растениеводство и животноводство: главные отрасли и их география, направления развития. Сельскохозяйственные угодья, их площадь и структура. Сельское хозяйство и окружающая среда. Пищевая промышленность. Структура отрасли. Состав, значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей. Пищевая промышленность и окружающая среда. Направления развития пищевой промышленности России. Лёгкая промышленность. Структура отрасли. Состав, значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей. Лёгкая промышленность и  окружающая среда. Направления развития лёгкой промышленности России.

ТЕМА  8. СФЕРА УСЛУГ (ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ КОМПЛЕКС) (8 часов)

Состав, значение в хозяйстве. Структура отрасли. Транспорт (сухопутный, воздушный и водный). Значение транспорта в хозяйстве. Работа, проделанная транспортом: грузооборот и пассажирооборот. Транспортные узлы, транспортная система. Морской, внутренний водный, железнодорожный, автомобильный, воздушный и трубопроводный транспорт: особенности, география транспорта, влияние на окружающую среду, направления развития. Связь. Состав, значение в хозяйстве. География связи. Направления развития связи в России. География туризма и рекреации. Наука и образование. Значение в хозяйстве, география. Наукограды. Направления развития науки и образования.

Раздел 2. Регионы России (38 часов)

ТЕМА  1. ЕВРОПЕЙСКАЯ ЧАСТЬ РОССИИ

Территория, географическое положение, природа, влияние природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей.

ТЕМА  2. ЦЕНТРАЛЬНАЯ РОССИЯ

Центральная Россия: состав и географическое положение района. Особенности природы и природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Экологические проблемы и перспективы развития.

ТЕМА 3. ЕВРОПЕЙСКИЙ СЕВЕРО-ЗАПАД

Европейский Северо-Запад: состав и географическое положение района. Особенности природы и природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Экологические проблемы и перспективы развития.

ТЕМА 4. ЕВРОПЕЙСКИЙ СЕВЕР

Европейский Север: состав и географическое положение района. Особенности природы и природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Экологические проблемы и перспективы развития.

ТЕМА  5. ПОВОЛЖЬЕ Поволжье: состав и географическое положение района. Особенности природы и природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Экологические проблемы и перспективы развития.

ТЕМА 6. ЕВРОПЕЙСКИЙ ЮГ

Европейский Юг: состав и географическое положение района. Особенности природы и природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Экологические проблемы и перспективы развития.

ТЕМА  7. УРАЛ

Урал: состав и географическое положение района. Особенности природы и природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Экологические проблемы и перспективы развития.

ТЕМА  8. АЗИАТСКАЯ ЧАСТЬ РОССИИ

Территория, географическое положение, природа, заселение и хозяйственное освоение.

ТЕМА 9. ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ

Западная Сибирь: состав и географическое положение района. Особенности природы и природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Экологические проблемы и перспективы развития.

ТЕМА  10. ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ

Восточная Сибирь: состав и географическое положение района. Особенности природы и природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Экологические проблемы и перспективы развития.

ТЕМА  11. ДАЛЬНИЙ ВОСТОК

Дальний Восток: состав и географическое положение района. Особенности природы и природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Экологические проблемы и перспективы развития.

Раздел 3. Россия в мире (1 час) Россия в системе международного географического разделения труда. Россия в мировой торговле. Экспорт и импорт России. Россия в системе мировых транспортных коридоров. Россия в системе международных отношений. Резерв времени — 2 часа.

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ В 9  КЛАССЕ

1. Используя дополнительную информацию, составьте схемы экспорта и импорта для ключевых исторических этапов России. Сделайте выводы, объяснив структуру экспорта и импорта.

2. Подберите информацию, свидетельствующую о нахождении в России районов с острой экологической ситуацией. Разработайте и обоснуйте меры по снижению её напряжённости.

3. Используя дополнительные источники информации: 1) дайте хозяйственную оценку природных ресурсов вашего региона; 2) найдите информацию о том, как изменяются значения индекса человеческого развития на территории России. Результаты исследований оформите в виде таблиц. Проанализируйте собранную информацию и сделайте выводы.

4. Используя дополнительные источники информации, выделите циклы в развитии экономики вашего региона. Дайте прогноз по пятому циклу развития экономики для вашего региона.

5. Нанесите на контурную карту регионы России, промышленность которых специализируется либо на производстве средств производства, либо на производстве предметов потребления. Выделите по пять регионов в том и другом типе, для которых характерны наибольшие значения этих показателей. Объясните полученные результаты.

6. Подготовьте презентацию «Развитие хозяйства моего района (региона)».

7. Составьте бизнес-план  — обоснование создания предприятия. Условия: вы в крупном городе решили организовать кондитерское производство по изготовлению тортов и пирожных. Обоснуйте, какие факторы и почему вы будете учитывать при проектировании и организации производства.

8. Используя различные источники информации, подготовьте прогноз освоения месторождений нефти и газа. Обсудите полученные результаты исследования.

9. Сопоставьте «плюсы» и «минусы» угольной промышленности. Исходя из этого, дайте прогноз её развития на следующее столетие. Обсудите полученные результаты.

10. Используя дополнительные источники информации, выделите на территории России регионы с наибольшей долей топливной промышленности. Объясните полученные результаты и обсудите с одноклассниками.

11. Какую продукцию машиностроительного комплекса поставляет ваш регион в другие районы России, за рубеж? Выясните, как отрасли машиностроительного комплекса будут развиваться в будущем. Результаты работы оформите в виде схемы, а на карте покажите стрелками (знаками движения) направление, объём (толщина стрелки) и тип (цвет стрелки) перевозимой продукции.

12. Дайте характеристику одного из предприятий машиностроительного комплекса по плану: 1) название; 2) время возникновения; 3)  количество работающих; 4)  экологические условия работающих; 5) форма хозяйствования; 6) специализация производства; 7) связи с другими предприятиями; 8) влияние деятельности предприятия на окружающую среду; 9) меры по охране окружающей среды; 10) проблемы развития предприятия. Объясните на основе анализа различных источников информации, включая ресурсы Интернета, как влияет географическое положение машиностроительного предприятия на конкурентоспособность его продукции.

13. Используя дополнительные источники информации, определите, какие экологические проблемы характерны для металлургического комплекса. Назовите пути их решения. Результаты исследования оформите в виде схемы.

14. На основе анализа различных источников информации объясните факторы размещения производства синтетического каучука. Сформулируйте, какие из них являются определяющими. 15. На основе анализа «Прогноза развития лесного фактора Российской Федерации до 2030 года» и «Стратегии развития лесопромышленного комплекса» определите: а) проблемы развития комплекса; б) перспективы его развития.

16. К началу 1998  г. в России было зарегистрировано 274 тыс. фермерских хозяйств (в среднем размер одного хозяйства 48 га). Используя дополнительные источники информации, оцените уровень развития фермерского хозяйства в настоящее время. Дайте прогноз развития фермерства в стране. Каковы территориальные различия условий его становления в России?

17. Дайте оценку природных условий своей местности для развития растениеводства. Подготовьте проект на тему «Перспективы развития растениеводства своего района».

18. Представьте себя будущим фермером, который приобрёл землю для сельскохозяйственного использования вблизи города (город по выбору) и решил заняться выращиванием свиней. Что при этом вы будете учитывать? Как будете перерабатывать продукцию? Что вы предпримете, чтобы продукция вашего производства стала конкурентной по отношению к импортным продуктам? Составьте бизнес-план.

19. Составьте схему влияния природных и социальных факторов на размещение отраслей АПК. Определите степень влияния каждого фактора и сделайте выводы.

20. Подберите статистические материалы по объёму промышленного производства пищевой промышленности для ведущих регионов России. Обоснуйте первенство выбранных регионов.

21. Проведите микроисследование «Откуда продукция продуктовой корзины». Проанализируйте продукцию пищевой промышленности в одном из магазинов вашего населённого пункта. Выясните, откуда поступают в магазин молочная продукция, конфеты, крупы, сахар, колбасные изделия и т.  д. (на ваш выбор). Сделайте вывод, продукция каких районов преобладает. Проведите опрос своих близких, знакомых, покупателей магазина. Товары каких предприятий они предпочитают, устраивает ли их ассортимент продовольственных товаров. Оформите микроисследование в виде презентации.

22. Определите, какими видами транспорта осуществляется связь вашего района с другими районами города, с его центром, вашего населённого пункта с районным, областным центром. С этой целью установите: а) какие виды общественного транспорта связывают ваш район с другими районами; б) каковы интервалы движения различных видов транспорта; в) какое время затрачивается на одну поездку; г) можно ли сократить время поездки и за счёт чего. Составьте рекомендации для работников транспортной службы.

23. Вы возглавляете сферу услуг в вашем регионе. Наметьте первоочередные задачи, которые необходимо решить. Определите реальные сроки их выполнения. Оформите результаты решения задачи в виде плана.

24. Вы ведущий специалист по организации рекреационного обслуживания. Составьте по карте маршруты и рекомендации для туристических поездок (по выбору): а) любителям комфортабельного отдыха; б)  любителям многодневных пеших прогулок по пересечённой местности; в)  любителям подводной охоты; г)  любителям экзотики; д) футбольным фанатам.

25. В сфере услуг быстро растёт международный туризм. По доходам индустрия туризма уступает только добыче нефти. Предложите свой проект организации в одном из регионов России центра международного туризма. В проекте обоснуйте: а) выбор региона; б) маршрут для туристов; в) какие услуги вы предложите туристам; г) эколого-экономическую эффективность маршрута. Составьте рекламный проспект для туристов.

26. Разработайте туристический маршрут по Волге и нанесите его на карту. Разработайте условные обозначения для 33 памятников истории, культуры и уникальных природных объектов.

27. Предложите туристические маршруты по акваториям морей. Какие объекты и природные явления, на ваш взгляд, могут привлечь туристов?

28. Используя дополнительные источники информации, составьте хронологию возникновения городов Сибири. Какую роль играли эти города в разные периоды освоения и экономического развития территории?

29. Опишите один из центров народных художественных промыслов, используя план: а) история возникновения промысла; б)  виды изделий, их художественная и культурная значимость; в) влияние природных условий на развитие промысла; г)  влияние промысла на социально-экономический уровень региона.

30. Используя дополнительные источники информации, найдите сведения об интересных и уникальных природных и  культурных объектах района. Нанесите их на карту района и составьте туристический маршрут с краткими комментариями.

31. Составьте карту и проложите географический маршрут, включающий историко-культурные памятники Северо-Запада. Объясните ваш выбор исторических объектов.

32. Составьте туристический маршрут по Карелии, Мурманской, Архангельской или Вологодской области. Какой вид туризма здесь предпочтительнее?

33. Используя дополнительные источники информации, найдите сведения о современных тенденциях в изменении уровня Каспийского моря. Сделайте прогноз.

34. Составьте карту туристических маршрутов по Северному, Среднему и Южному Уралу (на выбор). Опишите исторические памятники выбранного вами маршрута.

35. Составьте карту географических и историко-культурных объектов Западной Сибири. Дайте характеристику наиболее интересных объектов, на ваш взгляд. Подготовьте текст буклета для туристов.

36. Выделите рекреационные области на Дальнем Востоке. Обоснуйте свой выбор и составьте план развития рекреационной области.

37. Разработайте план ближайшего развития Дальнего Востока. Обоснуйте последовательность этапов развития и их особенности. При выполнении работы учитывайте специфику развития других регионов России.


 


 


 


 


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Учителям географии

29 January 2020

Похожие публикации