Рабочая программа по географии в 6 классе «География. Землеведение»
Учитель географии и биологии
Куклева Ольга Александровна МБОУ «Нововязниковская оош»
Рабочая программа по географии 6 класс «География. Землеведение»
Данная рабочая программа составлена на основе:
1. Требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).
2. Требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования МБОУ «Нововязниковская оош»
3. Авторской программы А. И. Алексеева, О. А. Климановой, В. В. Климанова, В. А. Низовцева. (Ким, Э. В. География. 5—9 классы: рабочая программа к линии УМК под ред. О. А. Климановой, А. И. Алексеева /Э. В. Ким. — М.: Дрофа, 2017. — 90, [2] с.)
В процессе изучения курса формируются представления о Земле как о природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении курса географии в 6 классе продолжается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают представлениями и понятиями, а также совершенствуют умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсов географии России.
Основная цель - систематизация знаний о природе и человеке, приобретение знаний с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. На изучение географии отводится в 6 классе 34 ч (1 ч в неделю).
Срок реализации программы: 1 год
Планируемые результаты освоения
курса «География. Землеведение»
6 класс:
Предметные:
Выпускник научится:
Использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
Анализировать, систематизировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
Находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;
Определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
Выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
Составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
Представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
Проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
Оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
Выпускник получит возможность научиться:
Работать с различными источниками географической информации и приборами;
Ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
Читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
Строить простые планы местности;
Создавать простейшие географические карты различного содержания;
Моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
Использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде
Воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;
Создавать письменные тексты, схемы, таблицы и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление с презентацией;
Личностные:
овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:
сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Метапредметные:
Метапредметные результаты курса «География. Землеведение» основаны на формировании универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные УУД:
способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
умения управлять своей познавательной деятельностью;
умение организовывать свою деятельность;
определять её цели и задачи;
выбирать средства и применять их на практике;
оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
Предметные УУД
формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
овладение основными навыками нахождения, использования географической информации;
формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Содержание курса «География. Землеведение»
Раздел IV. Земля во Вселенной (3 ч.).
Вращение Земли и его следствия. Когда начинается лето? Что такое тропики и полярные круги?
Географические координаты. Для чего нужны географические координаты? Что такое географическая широта и географическая долгота?
Урок-практикум. Определение географических координат точки по глобусу. Как определить географические координаты объекта, лежащего на пересечении линий градусной сети? Как определить географические координаты объекта, лежащего между линиями градусной сети? Как, зная географические координаты, найти объект на глобусе?
Раздел V. Путешествия и их географическое отражение (5 ч).
План местности. Умеете ли вы путешествовать? Как сделать ваши путевые впечатления интересными и полезными для всех остальных? Как можно изобразить земную поверхность? По каким правилам строится план местности? Как на планах может обозначаться масштаб? Как на планах обозначаются окружающие нас объекты?
Ориентирование по плану и на местности. Как пользоваться компасом? Как определить по плану своё местонахождение? Как читать план местности?
Урок – практикум. Составление плана местности. Полярная съемка местности. Маршрутная съемка местности.
Многообразие карт. Какими бывают карты? Какие части земного шара могут быть показаны на карте? Как различаются карты по масштабу?
Урок – практикум. Работа с картой. Как, зная географические координаты, найти точку на карте? Как описать местоположение объекта на карте?
Раздел VI. Природа Земли (17 ч).
ТЕМА 10. ПЛАНЕТА ВОДЫ (2 ч.).
Свойства вод Мирового океана. Почему вода в Мировом океане соленая? Какова температура океанской воды?
Движение вод в Мировом океане. Как в Мировом океане образуются волны? Чем отличаются течения от окружающих вод? Как узнали о существовании океанических течений? Как океанические течения влияют на природу приморских районов материков?
ТЕМА 11. ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ (3 ч.)
Движение литосферных плит. Какие силы управляют перемещением материков?
Землетрясения: причины и последствия. Что происходит во время землетрясения? Какой силы может быть землетрясение? Можно ли предсказать землетрясение?
Вулканы. Что такое вулкан? Что происходит в результате извержения вулкана? Может ли человек использовать вулканы? Что такое гейзеры?
ТЕМА 12. РЕЛЬЕФ СУШИ (3 ч.)
Изображение рельефа на планах местности и географических картах. Что такое относительная и абсолютная высота? Как изображают рельеф на плане местности? Как пользоваться шкалой высот и глубин? Что такое профиль местности?
Горы. Как устроены горные области? Какие бывают горы? Как горы рождаются и развиваются? Как возникают пещеры? Какие стихийные процессы происходят в горах?
Равнины. Как различаются равнины по высоте? Как рождаются равнины? Как текущая вода изменяет облик равнин? Какие формы рельефа создает на равнинах ветер?
ТЕМА 13. АТМОСФЕРА И КЛИМАТЫ ЗЕМЛИ (6 ч.)
Температура воздуха. Почему температура воздуха с высотой понижается? Как температура воздуха меняется в течение суток? Как в России температура воздуха меняется в течение года? Везде ли на земном шаре бывают зима и лето?
Атмосферное давление. Ветер. Какое бывает атмосферное давление? Что такое ветер?
Облака и атмосферные осадки. Откуда берется дождь? Какие бывают атмосферные осадки?
Погода и климат. Чем погода отличается от климата? Как распределены по земному шару пояса атмосферного давления? Как перемещаются воздушные массы в атмосфере Земли? Сколько на Земле климатических поясов? Какие еще причины влияют на климат?
Как на климат влияет распределение суши и моря?
Урок-практикум. Работа с климатическими картами. Работа с картами температуры воздуха. Работа с картой «Среднегодовое количество осадков». Определение направления господствующих ветров.
Урок-практикум. Наблюдение за погодой. Как определить направление ветра? Как правильно измерить температуру воздуха? Как определить среднюю температуру воздуха за сутки? Как определить облачность? Как определить атмосферное давление?
ТЕМА 14. ГИДРОСФЕРА – КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА ЗЕМЛИ (3 ч.)
Реки в природе и на географических картах. Откуда в реку поступает вода? Когда воды в реке больше всего? Как меняется река от истока к устью? Как влияют на характер течения реки горные породы, слагающие ее русло? Что происходит, когда река встречается с морем?
Озера. Какие бывают озера? Что такое сточное озеро?
Подземные воды. Болота. Ледники. Как добыть воду из-под земли? Как связаны подземные воды и болота? Чем различаются горные и покровные ледники? Как на ледники влияют изменения климата?
Раздел VII. Географическая оболочка – среда жизни (6 ч.)
ТЕМА 15. ЖИВАЯ ПЛАНЕТА (2 ч.)
Закономерности распространения живых организмов на Земле. От чего зависит растительность? Какие типы растительного покрова есть на земном шаре? От каких условий зависит распространение животных?
Почва как особое природное тело. Чем отличается почва от горной породы? Какие бывают почвы? Почему человек должен охранять почву?
ТЕМА 16. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА И ЕЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ (3 ч.)
Понятие о географической оболочке. Как связаны между собой оболочки Земли? Что такое географическая оболочка? Какие свойства имеет географическая оболочка?
Природные комплексы как части географической оболочки. Из чего состоит географическая оболочка? Какие природные комплексы размещены на равнинах Земли? Что влияет на размещение природных комплексов в горах?
Природные зоны Земли. Чем различаются природные зоны? Какие природные зоны существуют в жарких и влажных районах Земли? Какие природные зоны есть в жарких и сухих районах Земли? Где растет самый лучший виноград? Какие природные зоны есть в
умеренных широтах? Какие природные зоны есть в полярных районах нашей планеты?
ТЕМА 17. ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК (1 ч.)
Стихийные бедствия и человек. Какие бывают стихийные бедствия? Когда стихийные бедствия особенно опасны? Как человек защищается от стихийных бедствий?
Учебно-тематический план.
Разделы | Кол-во часов | Из них кол-во практикумов |
Раздел IV. Земля во Вселенной | 5 | 3 |
Раздел V . Путешествия и их географическое отражение | 5 | 2 |
Раздел VI .Природа Земли. | 17 | |
Тема 10. Планета воды | 2 | |
Тема 11. Внутреннее строение Земли | 3 | |
Тема 13. Атмосфера и климаты Земли | 6 | 2 |
Тема 14. Гидросфера - кровеносная система Земли. | 3 | |
Раздел VII. Географическая оболочка-среда жизни | 6+1 | |
Тема 15. Живая планета.. | 2 | |
Тема 16. Географическая оболочка и ее закономерности | 3 | |
Тема 17. Природа и человек | 1+1 | |
Итого: | 34 | 7 |
Календарно-тематическое планирование
По географии
Класс: 6
Учитель: Куклева Ольга Александровна
Количество часов: Всего _34__ час; в неделю __1___ час.
Плановых контрольных уроков, работ______, зачетов _____, тестов ______ ч.;
Планирование составлено на основе : авторской программы А. И. Алексеева, О. А. Климановой, В. В. Климанова, В. А. Низовцева. (Ким, Э. В. География. 5—9 классы: рабочая программа к линии УМК под ред. О. А. Климановой, А. И. Алексеева /Э. В. Ким. — М.: Дрофа, 2017. — 90, [2] с.)
Тематическое планирование составлено в соответствии со структурой учебника.
Календарно – тематическое и поурочное планирование
учебного предмета География по курсу «География. Землеведение»
6 класс
дата | № урок | ИЗ/ДЗ § | Темы уроков и практических работ |
Раздел IV. Земля во Вселенной. | |||
| 1 | 32 | Вращение Земли и его следствие. |
| 2 | 33 | Географические координаты. |
| 3 | 34 | Урок практикум. Определение координат |
| 4 | 34 | Урок практикум. Определение координат |
| 5 | 34 | Урок практикум. Определение координат |
Раздел V. Путешествия и их географическое отражение | |||
| 6 | 35 | План местности |
| 7 | 36 | Ориентирование по плану на местности |
| 8 | 37 | Урок практикум. Составление плана местности |
| 9 | 38 | Многообразие карт. |
| 10 | 39 | Урок практикум. Работа с картой. |
Раздел VI. Природа Земли. | |||
Тема 10. Планета воды. | |||
| 11 | 40 | Свойства вод Мирового океана |
| 12 | 41 | Движение вод в Мировом океане |
Тема 11. Внутреннее строение Земли | |||
| 13 | 42 | Движение литосферных плит |
| 14 | 43 | Землетрясения: причины, последствия. |
| 15 | 44 | Вулканы |
Тема 12. Рельеф суши | |||
| 16 | 45 | Изображение рельефа на планах местности и на географических картах. |
| 17 | 46 | Горы. |
| 18 | 47 | Равнины |
Тема 13. Атмосфера и климаты Земли. | |||
| 19 | 48 | Температура воздуха |
| 20 | 49 | Атмосферное давление, Ветер. |
| 21 | 50 | Облака и атмосферные осадки |
| 22 | 51 | Погода и климат. |
| 23 | 52 | Урок практикум. Работа с климатическими картами |
| 24 | 53 | Урок практикум. Наблюдения за погодой. |
Тема 14. Гидросфера - кровеносная система Земли. | |||
| 25 | 54 | Реки в природе и на карте. |
| 26 | 55 | Озера. |
| 27 | 56 | Подземные воды. Болота. Ледники. |
Раздел VII. Географическая оболочка-среда жизни. | |||
Тема 15. Живая планета. | |||
| 28 | 57 | Закономерности распространения живых организмов. |
| 29 | 58 | Почва как особое природное тело. |
Тема 16. Географическая оболочка и ее закономерности. | |||
| 30 | 59 | Понятие о географической оболочке. |
| 31 | 60 | Природные комплексы, как части географической оболочки. |
| 32 | 61 | Природные зоны Земли. |
Тема 17. Природа и человек | |||
| 33 | 62 | Стихийные бедствия и человек |
| 34 | | Итоговое повторение и обобщение по курсу «География. Землеведение» 6 класс |