Рабочая программа по географии (6 класс, УМК В.В.Дронова)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КУЛЕШОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 17 АЗОВСКОГО РАЙОНА
«Утверждаю» Директор МБОУ Кулешовской СОШ №17 Азовского района Приказ от 29 августа 2017г. № 131 ___________________ /Малиночка И.Н./ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии
Уровень общего образования (класс): Основное общее, 6 класс. Количество часов: 6 а, б, г- 69 ч. 6в-70 ч. Учитель: Головань Наталья Викторовна Программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по географии для 6-х классов образовательных учреждений и авторской программы В.В.Дронова Л.Е.Савельевой |
Пояснительная записка.
Рабочая программа по географии для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, авторской программы Дронов В.П. М. : Дрофа, 2014 г. и на основании следующих нормативных документов:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по географии (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897)
-Федерального Закона « Об образовании в РФ» (от 29.12.2012г. №27З-ФЗ)
-Авторская программа для общеобразовательных школ: Методическое пособие к учебнику В.П. Дронова, Л.Е. Савельевой – М., Дрофа, 2014г.
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Кулешовской СОШ №17 Азовского района
- Учебного плана МБОУ Кулешовской СОШ №17 Азовского района на 2016-2017 учебный год
- Годового календарного графика МБОУ Кулешовской СОШ №17 Азовского района на 2016-2017 учебный год
Для реализации рабочей программы используется УМК учителя:
1.Учебник: В. П. Дронов. География. Землеведение. – М.: Дрофа, 2014.
2. Географический атлас. 6 класс. – М.: Дрофа, 2012.
3. Контурные карты
4.Рабочая тетрадь География. Землеведение. 6 класс.
5.В.П.Дронов, Л.Е. Савельева « Методическое пособие 5-6 класс» - М. : Дрофа 2014 г.
Изучение географии в 6 классе позволяет сформировать комплексное, системное представление о Земле как планете людей, являющейся одной из основ практической повседневностью жизни. География – единственная наука, изучающая природные явления, структуру, функционирование и эволюцию географической оболочки в целом, отдельных её частей, природных геосистем и их компонентов. Кроме того, география – единственная наука, которая знакомит учащихся с территориальным (региональным) подходом как особым методом научного познания.
Изучение курса географии в 6 классе обеспечивает удовлетворение интеллектуальных потребностей индивида в знании природы Земли (повышение уровня культуры в обществе), ознакомление с сущностью природных процессов в целях личной безопасности.
В системе основного общего образования курс географии 6 класса — школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся:
целостное восприятие мира как иерархии формирующихся и развивающихся по определенным законам взаимосвязанных природно-территориальных систем;
комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями природы, жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
социально значимые качества личности: гражданственность, патриотизм; гражданскую и социальную солидарность и партнерство; гражданскую, социальную и моральную ответственность.
География в 6 классе — учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных знаний о Земле, закономерностях развития природы, размещении населения, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания.
Целями изучения географии в 6 классе являются:
формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;
познание характера, сущности и динамики главных природных процессов, происходящих в географическом пространстве;
понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования;
понимание зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;
формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Задачи:
формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, её частей;
формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях;
развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов;
развитие представлений о размещении природных и антропогенных объектов;
развитие специфических географических и общеучебных умений;
развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека.
Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному.
Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования — формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии 6 класса, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии у выпускников основной школы должны быть сформированы:
ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
осознание себя как члена общества на глобальном уровне (житель планеты Земля);
осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли;
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;
гармонично развитые социальные чувства и качества:
патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;
любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.
Общая характеристика курса географии 6 класса.
В курсе географии 6 класса у учащихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития климатических процессов, гидрографии, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей.
Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.
Изучение курса географии 6 класса осуществляется по учебнику «География. Землеведение. 5-6 классы» под редакцией члена-корреспондента РАО, доктора географических наук В.П. Дронова, М.: Дрофа, 2014г.. Данный учебник разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и включён в федеральный перечень.
Рабочая программа разработана с использованием «Методическое пособие. География. Землеведение. 5-6 классы» под редакцией В.П. Дронова с Л.Е. Савельевой, М.: Дрофа, 2013г.
Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.
Современные требования к учебному процессу ориентируют учителя на проверку знаний, умений и навыков через деятельность учащихся. Практические работы в курсе географии – это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания. Практические работы направлены на приобретение обучающимися практических навыков ориентирования на местности, грамотного географического наблюдения, на формирование у них первоначальных навыков работы с картой как основным источником географической информации, а также рисунками, схемами и таблицами, с приборами и инструментами, приемов проведения съемки участка местности, обработки материалов наблюдений за погодой и местными природными объектами, оформления отчетов и графических материалов.
При работе с картами основное внимание уделяется знакомству с ее содержанием, выявлению основных картографируемых явлений и объектов, а также использованию карты для решения географических задач - определению местоположения объектов, их координат, расстояний и направлений и составлению несложных географических описаний и характеристик.
Для формирования умений работать с географической картой используется Атлас. География. 5 класс – М.: «Издательство ДИК» Дрофа, 2014г. и Контурная карта. География. 5 класс – М.: «ДИК» Дрофа, 2013г.
Ведущей методической идеей программы является реализация деятельностного подхода в условиях личностно ориентированного обучения, формирования ключевых компетенций учащихся.
Формы контроля.
Оценка динамики формирования и уровня сформированности метапредметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта в системе внутришкольного мониторинга образовательных достижений фиксируется и анализируется на основе результатов:
стартовой диагностики;
промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе, направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом;
текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий на оценку способности и готовности обучающихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;
защиты итоговых индивидуальных проектов.
Оценка динамики формирования предметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта в системе внутришкольного мониторинга образовательных достижений осуществляется через фиксирование и анализ данных о сформированности умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний, по материалам:
стартовой диагностики;
тематических и итоговых проверочных работ;
творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.
Педагогические технологии, средства обучения, используемые учителем для достижения требуемых результатов обучения.
На современном этапе развития образования к нему предъявляется основное требование, учащиеся должны не только осваивать основные образовательные программы, но и уметь применять их в практической деятельности. В процессе познания окружающего мира им необходимо подготовиться к жизни, уметь находить полезную информацию и применять её в реальной жизни.
Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения, осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, направленный на всестороннее развитие личности (интеллектуальное и нравственное), способной адаптироваться в быстро изменяющемся мире. Интеграция, как процесс объединения частей в целое, позволяет реализовать поставленные законом «Об образовании в Российской Федерации» цели и задачи наиболее полно, так как все части образовательного процесса взаимозависимы и взаимодополняют другу друга, являясь элементами единой системы. Принцип интеграции является ведущим при разработке целеполагания, определения содержания обучения, его форм и методов. Интеграционный подход обеспечивает целостность и системность педагогического процесса.
Процесс интеграции (от лат. integratio – соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости. Интеграция является сложным междисциплинарным научным понятием.
Под интеграцией в педагогическом процессе исследователи понимают одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целое ранее разрозненных частей. Принцип интеграции предполагает взаимосвязь всех компонентов процесса обучения, всех элементов системы, связь между системами, он является ведущим при разработке целеполагания, определения содержания обучения, его форм и методов.
Потенциал интеграционного изучения в географии очень велик. При любом изучении, исследовании происходит комплексный анализ природного объекта, ландшафта, территории. Где необходимо производить расчеты, сопоставления, вычисления, сравнения, выявление причин и объяснение следствий, которые наблюдаются.
Интеграция предметов способствует формированию целостных естественнонаучных знаний у обучающихся.
Интеграционный подход в преподавании географии, как средство активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, позволяет:
не тратить дополнительные учебные часы при изучении материала;
повышает мотивацию и уверенность учащихся в интегрируемых учебных предметах;
учебным дисциплинам дополнять друг друга, а не конкурировать между собой.
В современной психологии обучения и образования активность обучающегося признаётся основой достижения развивающих целей обучения — знания не передаются в готовом виде, а строятся самим учащимся в процессе познавательной, исследовательской деятельности. Обучение выступает как сотрудничество — совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем. Групповые технологии, как педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса, позволяют лучше всего достигнуть цели современного образования.
Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию.
Выделяют следующие разновидности групповых технологий: групповой опрос, общественный смотр знаний, учебная встреча, дискуссия, диспут, нетрадиционные занятия (конференция, путешествие, интегрированные занятия и др.).
Групповые формы работы позволяют реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.
Особенности групповой технологии заключаются в том, что учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач, задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого ученика. Состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности.
Во время групповой работы педагог выполняет различные функции: контролирует, отвечает на вопросы, регулирует споры, оказывает помощь.
Обучение осуществляется путем общения в динамических группах, когда каждый учит каждого. Работа в парах сменного состава позволяет развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативность.
Групповая технология складывается из следующих элементов:
постановка учебной задачи и инструктаж о ходе работы;
планирование работы в группах;
индивидуальное выполнение задания;
обсуждение результатов;
сообщение о результатах;
подведение итогов, общий вывод о достижениях.
Кабинет географии является неотъемлемой частью информационно-образовательной среды по предмету. В нем также могут проводиться внеклассные и внеурочные занятия, воспитательная работа с учащимися. Основа кабинета – рабочие места для учащихся и учителя.
Оборудование кабинета должны включать следующие типы средств обучения:
учебно-практическая и учебно-лабораторное оборудование, в том числе комплект натуральных объектов, модели, приборы и инструменты для проведения демонстраций и практических занятий;
стенды для постоянных и временных экспозиций;
комплект технических и информационно-коммуникативных средство обучения:
- компьютер;
- мультимедиа-проектор;
- коллекция медиаресурсов, электронные приложения к учебникам, обучающие программы;
- выход в Интернет;
комплекты географических карт и печатных демонстрационных пособий (таблицы, портреты выдающихся географов и путешественников);
библиотека учебной, программно-методической, учебно-методической, справочно-информационной и научно-популярной литературы;
картотека с заданиями для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ обучающихся, проведение контрольных работ.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу географии 6 класса на ступни основного общего образования предшествует курс географии 5 класса, включающий освоение методов научного географического познания, знаний о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа. Курс географии 6 класса является логическим продолжением формирования системы географических знаний.
В свою очередь, содержание географии 6 класса в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание изучения географии в 6 классе в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Учебным планом МБОУ Кулешовской СОШ №17 Азовского района на изучение курса географии в 6 классе предусмотрено 70 часов из расчёта 2 часа в неделю (1 час из вариативной части учебного плана на расширение отдельных тем)
Фактически в соответствии с годовым календарным учебным графиком МБОУ Кулешовской СОШ №17Азовского района на 2016-2017 г. учебный год будет проведено: 6 а. б, г - 69 часов, 6в -70 часов, в связи с государственными праздниками
( 9 мая – вторник)
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса географии 6 класса.
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования. Обучение географии в 6 классе направлено на достижение следующих личностных результатов:
овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
осознание ценности географических знаний как важнейшего компонента научной картины мира;
сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии 6 класса заключаются в формировании и развитии посредством географических знаний:
- познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- гуманистических и демократических ценностей ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни;
- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью.
Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
умение организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию;
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими на-
родами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основ здорового образа жизни и основных правил поведения в природе и обществе;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете географии;
• соблюдение правил работы с географическими приборами и инструментами.
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при чрезвычайных ситуациях.
5. В эстетической сфере:
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения географические объекты и явления. Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс обще-
учебных умений, необходимых для:
• познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
• сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
• ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах Интернета, статистических материалах;
• соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения
нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Требования к результатам изучения курса направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Содержание курса географии 6 класс.
Введение -1ч
Знакомство с инструментами для измерения состояния атмосферы и заполнения полученными данными дневника наблюдения за погодой
Основные виды деятельности учащихся :
- Знакомство с устройством барометра, гигрометра, флюгера, осадкомера.
- Измерять количественные характеристики состояния атмосферы с помощью приборов и инструментов.
- Заполнение дневника наблюдений за погодой
Проверочная работа № 1. «Стартовый контроль» (за курс 5 класса) -1ч.
Основные виды деятельности учащихся :
- Выполнение тестовых заданий и работа с вопросами и заданиями по разделам: развитие географических знаний о Земле, глобус, план местности, географическая карта, географические методы изучения окружающей среды, Земля – планета Солнечной системы, земная кора и литосфера.
- Рельеф Земли.
Атмосфера — воздушная оболочка Земли-23ч
Атмосфера. Состав атмосферы, ее структура. Значение атмосферы для жизни на Земле. Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры с высотой.
Основные виды деятельности учащихся:
-Составлять и анализировать схему «Значение атмосферы для Земли».
-Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) о роли содержащихся в атмосфере газов для природных процессов.
- Высказывать мнение об утверждении: «Тропосфера – «кухня погоды»»
- На основе анализа иллюстраций выявлять зависимость температуры от угла падения солнечных лучей.
- Вычерчивать и анализировать графики изменения температуры в течение суток на основе данных дневника наблюдений погоды.
- Вычислять средние суточные температуры и суточную амплитуду температур. Решать задачи на определение средней месячной температуры, изменения температуры с высотой
- На основе анализа иллюстраций и наблюдений действующих моделей выявлять зависимость температуры от угла падения солнечных лучей, закономерность уменьшения средних температур от экватора к полюсам.
Влага в атмосфере. Облачность, ее влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков на жизнь и деятельность человека.
Основные виды деятельности учащихся
- Измерять относительную влажность воздуха с помощью гигрометра.
- Решать задачи по расчету абсолютной и относительной влажности на основе имеющихся данных.
- Наблюдать за облаками, составлять их описание по облику.
-Решение задач по расчету годового количества осадков на основе имеющихся данных. Определение способов отображения видов осадков и их количества на картах погоды и климатических картах. Объяснение причин различий в разных широтных поясах Земли.
- Анализировать диаграммы распределения осадков по месяцам.
Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой. Направление и сила ветра. Роза ветров.
Основные виды деятельности учащихся:
- Измерять атмосферное давление с помощью барометра.
- Рассчитывать атмосферное давление на разной высоте в тропосфере.
- Определять направление и скорость ветра с помощью флюгера (анемометра)
- Определение направления ветра по картам.
- Объяснение различий в скорости и силе ветра, причин изменения направления ветра.
- Определять по картам направление ветров и причины их образования
- Вычерчивать розу ветров на основе данных дневника наблюдений погоды.
Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и инструменты. Наблюдения за погодой. Измерения элементов погоды с помощью приборов. Построение графиков изменения температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности воздуха. Чтение карт погоды. Прогнозы погоды.
Основные виды деятельности учащихся:
- Характеристика погоды.
- Описание погоды совей местности за день, неделю, месяц и в разные сезоны года.
- Установление взаимосвязи между элементами погоды.
- Чтение карты погоды, описание по карте погоды количественных и качественных показателей состояния атмосферы (метеоэлементов).
- Обобщение итогов наблюдения за погодой и виде графиков, диаграмм, схем.
- Чтение климатических карт, характеристика климатических показателей по климатической карте
- Сопоставление карты поясов освещенности и климатических поясов, формулирование выводов.
Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды.
Основные виды деятельности учащихся:
- Поиск дополнительной информации (в Интернете, других источниках) о неблагоприятных атмосферных явлениях, правилах поведения, обеспечивающих личную безопасность человека.
- Составление таблицы «Положительные и отрицательные примеры воздействия человека на атмосферу»
Практическая работа № 1 «Пояса освещенности Земли и преобладающие в них температуры».
Основные виды деятельности учащихся:
- Сопоставление карты поясов освещенности и климатических поясов, формулирование выводов.
Практическая работа № 2 «Анализ диаграмм количества осадков».
Основные виды деятельности учащихся:
- Анализировать диаграммы распределения осадков по месяцам.
Практическая работа № 3 «Построение розы ветров».
Основные виды деятельности учащихся:
- Вычерчивать розу ветров на основе данных дневника наблюдений погоды.
Проверочная работа № 2 «Атмосфера».
Основные виды деятельности учащихся:
- Работа с итоговыми вопросами и заданиями по разделу «Атмосфера»
Гидросфера — водная оболочка Земли-27ч.
Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды.
Основные виды деятельности учащихся:
- Сравнение и соотношение гидросферы по диаграмме.
- Выявление взаимосвязи между составными частями гидросферы по схеме «Круговорот воды в природе».
- Объяснение значения круговорота воды для природы Земли, доказательство единства гидросферы.
- Описание значения воды для жизни на планете.
Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод Мирового океана. Движение воды в океане. Использование карт для определения географического положения морей и океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды. Роль Мирового океана в формировании климатов Земли. Источники загрязнения вод Океана, меры по сохранению качества вод и органического мира.
Основные виды деятельности учащихся:
- Определение и описание по карте географического положения, глубины, размера океанов, морей, заливов, проливов, островов. - Определение черт сходства и различия океанов Земли.
- Обозначение на контурной карте границы океанов и их названий, заливов, проливов, окраинных и внутренних морей.
- Определение методов и способов изучения Мирового океана.
- Выявлять с помощью карт географических закономерностей в изменении температуры и солености поверхностных вод Мирового океана.
- Построение графика изменения температуры и солености поверхностных вод в зависимости от географической широты
- Определение по картам высоты приливов на побережьях морей и океанов; географического положения районов, подвергающихся цунами.
- Определять причины возникновения и характеризовать различные виды поверхностных волн в океане
- Определять по картам крупнейшие теплые и холодные течения Мирового океана.
- Выполнять практические задания по картам на определение крупнейших теплых и холодных течений Мирового океана.
- Подписывать на контурной карте холодные и теплые течения.
Воды суши. Реки Земли — их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Озера, водохранилища, болота. Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек. Значение поверхностных вод для человека, их рациональное использование.
Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей горных пород. Минеральные воды.
Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: географическое распространение.
Основные виды деятельности учащихся:
- Определение по карте истока и устья, притоков реки, её водосборного бассейна, водораздела. Обозначение на контурной карте крупнейших рек мира, их водосборных бассейнов и водоразделов.
- Составление характеристики равнинной (горной) реки по плану на основе
- Сравнение горных и равнинных рек по разным признакам.
- Определение по карте географического положения и размеров крупнейших озер, заболоченных территорий мира.
- Обозначение на контурной карте крупнейших озер мира.
- Составление и анализ схемы различия озер по происхождению котловин.
- Определение по карте географического положения и размеров заболоченных территорий мира.
- Анализ модели (иллюстрации) «Подземные воды», «Артезианские воды».
- Выявление причин образования и закономерностей распространения ленников и многолетней мерзлоты.
- Определение по карте географического положения и размеров крупнейших водохранилищ мира, обозначение их на контурной карте.
- Поиск информации и подготовка сообщения (презентации): о редких и исчезающих обитателях Мирового океана;
Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Земле. Проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле и пути их решения. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности.
Основные виды деятельности учащихся:
- Поиск дополнительной информации (в Интернете, др. источниках) о значении разных видов подземных вод и минеральных источников для человека
- Поиск информации и подготовка сообщения (презентации) об особенностях хозяйственной деятельности в условиях многолетней мерзлоты.
Практическая работа № 4 «Виды поверхностных волн в Мировом океане».
Основные виды деятельности учащихся:
- Построение графика изменения температуры и солености поверхностных вод в зависимости от географической широты
Практическая работа № 5 «Крупнейшие теплые и холодные течения Мирового океана».
Основные виды деятельности учащихся:
- Определять по картам крупнейшие теплые и холодные течения Мирового океана.
- Выполнять практические задания по картам на определение крупнейших теплых и холодных течений Мирового океана.
- Подписывать на контурной карте холодные и теплые течения.
Практическая работа № 6 «Сравнение горных и равнинных рек».
Основные виды деятельности учащихся:
- Составление характеристики равнинной (горной) реки по плану на основе
- Сравнение горных и равнинных рек по разным признакам.
Проверочная работа № 3 «Гидросфера».
Основные виды деятельности учащихся:
- Работа с итоговыми вопросами и заданиями по разделу «Гидросфера»
Биосфера Земли-12ч.
Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Приспособление живых организмов к среде обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы. Широтная зональность в растительном и животном мире. Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и животного мира Земли. Наблюдения за растительностью и животными миром как способ определения качества окружающей среды.
Основные виды деятельности учащихся:
- Сопоставление границ биосферы с границами других оболочек Земли.
- Обоснование проведения границ биосферы.
- Анализ схемы биологического круговорота и выявление роли разных групп организмов в переносе веществ.
- Составление (дополнение) схемы биологического круговорота веществ.
- Обоснование с помощью конкретных примеров участия живых организмов в преобразовании земных оболочек.
- Сравнение приспособительных особенностей отдельных групп морских организмов к среде обитания.
- Определение отдельных представителей органического мира океанов.
- Анализ тематических карт и поиск доказательств изменения органического мира Мирового океана в зависимости от широты.
- Объяснение причин неравномерного распространения живых организмов в океане
-Поиск информации (в Интернете, др. источниках) о значении органического мира Мирового океана для человека.
Почва как особое природное образование. Состав почв, взаимодействие живого и неживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные факторы (условия) почвообразования, основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его повышения. Роль человека и его хозяйственной деятельности в сохранении и улучшении почв.
Основные виды деятельности учащихся:
- Выявление причин разной степени плодородия используемых человеком почв.
- Сравнение по иллюстрациям (моделям) строения профиля подзолистой почвы и чернозема.
- Определение по почвенной карте областей распространения основных типов почв.
- Изучение образцов почв своей местности,
Практическая работа № 7 «Сравнительная характеристика экваториальных лесов и лесов умеренного пояса».
Основные виды деятельности учащихся:
- Определение по картам географического положения лесных зон на разных материках. Установление соответствия между типами лесов и основными представителями их растительного и животного мира.
Практическая работа № 8 «Характеристика саванн, степей, пустынь, тундр и арктических пустынь».
Основные виды деятельности учащихся:
- Определение по картам географического положения безлесных равнин на разных материках.
-Установление соответствия между типами безлесных пространств и основными представителями их растительного и животного мира.
-Поиск информации (в Интернете, др. источниках), подготовка и обсуждение сообщений о хозяйственной деятельности людей в саваннах, степях, пустынях, тундрах, об экологических проблемах, обусловленных этой деятельностью.
Проверочная работа № 4 «Биосфера».
Основные виды деятельности учащихся:
- Работа с вопросами и заданиями по разделу «Биосфера».
- Подготовка на основе дополнительных источников информации (в том числе сайтов Интернета) обсуждения проблем антропогенного изменения биосферы и её охраны (в том числе на территории своего края)
Географическая оболочка Земли-3ч.
Строение, свойства и закономерности географической оболочки, взаимосвязи между ее составными частями. Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные. Географическая оболочка — крупнейший природный комплекс Земли. Широтная зональность.
Основные виды деятельности учащихся:
- Объяснение взаимодействия внешних оболочек Земли в пределах географической оболочки.
-Выявление на конкретных примерах причинно-следственных связей процессов, протекающих в географической оболочке.
-Анализ тематических карт.
-Анализ схем для выявления причинно-следственных взаимосвязей между компонентами в природном комплексе.
-Анализ тематических крат для выявления причинно-следственных взаимосвязей между компонентами в природной зоне.
-Обозначение на контурной карте границ природных зон и их качественных характеристик.
-Поиск информации (в Интернете, др. ичточниках), подготовка и обсуждение презентации по проблемам
Проверочная работа № 5 «Географическая оболочка».
Основные виды деятельности учащихся:
- Работа с итоговыми вопросами и заданиями по разделу «Географическая оболочка».
Повторение курса за 6 класс 6а,б,г,-2ч. 6в-1ч.
Учебно-тематический план:
№ раздела |
Наименование разделов |
Всего часов 6а,б.г |
Всего часов 6в |
1. |
Введение. |
2 |
2 |
2. |
Атмосфера — воздушная оболочка Земли. |
23 |
23 |
3. |
Гидросфера — водная оболочка Земли. |
27 |
27 |
4. |
Биосфера Земли. |
12 |
12 |
5. |
Географическая оболочка Земли. |
3 |
3 |
6. |
Повторение курса |
2 |
3 |
Итого: |
69 |
70 |
Календарно-тематическое планирование
уроков по курсу географии в 6 классе
2 ч. в неделю,
(учебник: В.П. Дронов, Л.Е. Савельева География. Землеведение. 5-6 класс. – М.: Дрофа, 2014г)
Сроки проведения По плану |
Сроки проведения По факту |
Тема урока |
Кол-во часов 6а,б,г |
Кол-во часов 6в |
Виды и методы контроля |
Используемые средства обучения, ПК И ПО |
||||||
6а-6.09 6бг-2.09 6в-2.09 |
1. Введение |
1 |
Фронтальный опрос |
Учебник; Атлас; Презентация |
||||||||
6а-10.09 6бг-6.09 6в-3.09 |
2. Стартовый контроль |
1 |
Проверочная работа № 1. «Стартовый контроль» (за курс 5 класса) |
Атлас |
||||||||
6а-12.09 6бг-9.09 6в-9.09 |
3. Состав атмосферы. Значение атмосферы для жизни на Земле |
1 |
Фронтальный опрос. |
Учебник; Атлас; Презентация |
||||||||
6а-17.09 6бг-13.09 6в-10.09 |
4. Строение атмосферы. |
1 |
Индивидуальный и фронтальный опрос. |
Учебник; Атлас; Презентация |
||||||||
6а-19.09 6бг-16.09 6в-16.09 |
5. Нагревание атмосферы. |
1 |
Индивидуальный и фронтальный опрос. |
Учебник; Атлас; Презентация |
||||||||
6а-24.09 6бг-20.09 6в-17.09 |
6. Температура воздуха. |
1 |
Индивидуальный и фронтальный опрос. |
Учебник; Атлас; Календарь погоды |
||||||||
6а-26.09 6бг-23.09 6в-24.09 |
7. Распределение тепла на Земле. |
1 |
Фронтальный опрос. |
Учебник; Атлас; Презентация |
||||||||
6а-1.10 6бг-27.09 6в-30.09 |
8. Пояса освещенности Земли и преобладающие в них температуры. |
1 |
Практическая работа № 1 «Пояса освещенности Земли и преобладающие в них температуры» |
Учебник; Атлас. |
||||||||
6а-4.10 6бг-30.09 6в-1.10 |
9. Влага в атмосфере. |
1 |
Индивидуальный и фронтальный опрос. |
Учебник; Атлас; Презентация. |
||||||||
6а-8.10 6бг-4.10 6в-7.10 |
10. Туман и облака. |
1 |
Учебник; Атлас; Презентация. |
|||||||||
6а-11.10 6бг-7.10 6в-8.10 |
11. Атмосферные осадки. |
1 |
Фронтальный опрос. |
Учебник; Атлас; Презентация. |
||||||||
6а-15.10 6бг-11.10 6в-14.10 15.10 |
12-13. Анализ диаграмм количества осадков |
2 |
Практическая работа № 2 «Анализ диаграмм количества осадков» |
Учебник; Атлас; Календарь погоды. |
||||||||
6а-17.10 6бг-14.10 6в-21.10 |
14. Атмосферное давление. |
1 |
Индивидуальный и фронтальный опрос. |
Учебник; Атлас; Презентация. |
||||||||
6а-22.10 6бг-18.10 6в-22.10 |
15. Распределение давления на поверхности Земли. |
1 |
Индивидуальный и фронтальный опрос. |
Учебник; Атлас; Презентация. |
||||||||
6а-24.09 6бг-21.10 6в-28.10 |
16. Ветер. |
1 |
Учебник; Атлас; Презентация. |
|||||||||
6а-29.10 6бг-25.10 6в-29.10 |
17. Виды ветров. |
Индивидуальный и фронтальный опрос. |
Учебник; Атлас; Презентация. |
|||||||||
6а-1.11 6бг-28.10 6в-11.11 |
18. Построение розы ветров |
Практическая работа № 3 «Построение розы ветров». |
Учебник; Атлас; Календарь погоды. |
|||||||||
6а-12.11 6бг-1.11 6в-12.11 |
19. Погода. |
1 |
Индивидуальный и фронтальный опрос. |
Учебник; Атлас; Презентация. |
||||||||
6а-15.11 6бг-11.11 6в-18.11 |
20. Изучение и предсказание погоды. |
1 |
Индивидуальный и фронтальный опрос. |
Учебник; Атлас; Презентация. |
||||||||
6а-19.11 6бг-15.11 6в-19.09 |
21. Климат. |
1 |
Индивидуальный и фронтальный опрос. |
Учебник; Атлас; Презентация. |
||||||||
6а-22.11 6бг-18.11 6в-.25.11 |
22. Климатические пояса Земли. |
1 |
Индивидуальный и фронтальный опрос. |
Учебник; Атлас; Презентация. |
||||||||
6а-26.11 6бг-22.11 6в-26.11 |
23. Человек и атмосфера. |
1 |
Индивидуальный и фронтальный опрос. |
Учебник; Атлас; Презентация. |
||||||||
6а-3.12 6бг-26.11 6в-2.12 |
24. Воздействие человека на атмосферу. |
1 |
Индивидуальный и фронтальный опрос. |
Учебник; Атлас; Презентация. |
||||||||
6а-6.12 6бг-29.11 6в-3.12 |
25. Итоговый урок по разделу «Атмосфера» |
1 |
Проверочная работа № 2 «Атмосфера». |
Атлас. |
||||||||
6а-10.12 6бг-2.12 6в-9.12 |
26. Вода на Земле. Круговорот воды в природе. |
1 |
Фронтальный опрос. |
Учебник; Атлас; Презентация. |
||||||||
6а-13.12 6бг-6.12 6в-10.12 |
27. Значение гидросферы в жизни Земли. |
1 |
Индивидуальный и фронтальный опрос. |
Учебник; Атлас; Презентация. |
||||||||
6а-17.12 6бг-9.12 6в-16.12 |
28. Мировой океан – основная часть гидросферы. |
1 |
Индивидуальный и фронтальный опрос. |
Учебник; Атлас; Презентация. |
||||||||
6а-20.12 6бг-13.12 6в-17.12 |
29. Части Мирового океана. |
1 |
Учебник; Атлас; Контурные карты |
|||||||||
6а-24.12 6бг-16.12 6в-23.12 |
30. Изучение Мирового океана. |
1 |
Фронтальный опрос. |
Учебник; Атлас; Презентация. |
||||||||
6а-26.12 14.01 6бг-20.12 23.12 6в-24.12 13.01 |
31-32. Свойства океанических вод. |
2 |
Индивидуальный и фронтальный опрос. |
Учебник; Атлас; Презентация. |
||||||||
6а-17.01 21.01 6бг-13.01 17.01 6в-14.01 20.01 |
33-34. Движение воды в океане. Волны. |
2 |
Индивидуальный и фронтальный опрос. |
Учебник; Атлас; Презентация. |
||||||||
6а-24.01 6бг-20.01 6в-27.01 |
35. Виды поверхностных волн в Мировом океане. |
1 |
Практическая работа № 4 «Виды поверхностных волн в Мировом океане» |
Учебник; Атлас. |
||||||||
6а-28.01 31.01 6бг-24.01 27.01 6в-28.01 3.02 |
36-37. Течения. |
2 |
Индивидуальный и фронтальный опрос. |
Учебник; Атлас; Презентация; Контурная карта. |
||||||||
6а-4.02 6бг-31.01 6в-4.02 |
38. Крупнейшие теплые и холодные течения Мирового океана. |
1 |
Практическая работа № 5 «Крупнейшие теплые и холодные течения Мирового океана» |
Учебник; Атлас; Контурная карта. |
||||||||
6а-7.02 11.02 6бг-3.02 7.02 6в-10.02 11.02 |
39-40. Реки. |
2 |
Индивидуальный и фронтальный опрос. |
Учебник; Атлас; Презентация; Контурная карта. |
||||||||
6а-14.02 6бг-10.02 6в-17.02 |
41. Жизнь рек. |
1 |
Индивидуальный и фронтальный опрос. |
Учебник; Атлас; Презентация; Контурная карта. |
||||||||
6а-18.02 6бг-14.02 6в-18.02 |
42. Роль климата в жизни рек. |
1 |
Индивидуальный и фронтальный опрос. |
Учебник; Атлас; Презентация. |
||||||||
6а-21.02 6бг-17.02 6в-24.02 |
43. Сравнение горных и равнинных рек. |
1 |
Практическая работа № 6 «Сравнение горных и равнинных рек» |
Учебник; Атлас. |
||||||||
6а-25.02 6бг-21.02 6в-25.02 |
44. Озера. |
1 |
Индивидуальный и фронтальный опрос. |
Учебник; Атлас; Презентация; Контурная карта. |
||||||||
6а-28.02 6бг-24.02 6в- |
45. Болота. |
1 |
Индивидуальный и фронтальный опрос. |
Учебник; Атлас; Презентация; Контурная карта. |
||||||||
6а-3.03 6.03 6бг-28.02 3.03 6в-3.03 |
46-47. Подземные воды. |
2 |
Индивидуальный и фронтальный опрос. |
Учебник; Атлас; Презентация. |
||||||||
6а-11.03 6бг-7.03 6в-4.03 |
48. Ледники. |
1 |
Индивидуальный и фронтальный опрос. |
Учебник; Атлас; Презентация; Контурная карта. |
||||||||
6а-14.03 6бг-10.03 6в-10.03 |
49. Многолетняя мерзлота. |
1 |
Индивидуальный и фронтальный опрос. |
Учебник; Атлас; Презентация. |
||||||||
6а-18.03 21.03 6бг-14.03 17.03 6в-11.03 17.03 |
50-51. Человек и гидросфера. |
2 |
Индивидуальный и фронтальный опрос. |
Учебник; Атлас; Презентация. |
||||||||
6а-4.04 6бг-21.03 6в-18.03 |
52. Итоговый урок по разделу «Гидросфера». |
1 |
Проверочная работа № 3 «Гидросфера». |
Атлас. |
||||||||
6а-8.04 6бг-4.04 6в-7.04 |
53. Биосфера. |
1 |
Фронтальный опрос. |
Учебник; Атлас; Презентация. |
||||||||
6а-11.04 15.05 6бг-7.04 11.04 6в-8.04 14.04 |
54-55. Роль биосферы в природе. |
2 |
Индивидуальный и фронтальный опрос. |
Учебник; Атлас; Презентация. |
||||||||
6а-18.04 6бг-14.04 6в-21.04 |
56. Особенности жизни в океане. |
1 |
Индивидуальный и фронтальный опрос. |
Учебник; Атлас; Презентация. |
||||||||
6а-22.04 6бг-18.04 6в-22.04 |
57. Распространение жизни в океане. |
1 |
Индивидуальный и фронтальный опрос. |
Учебник; Атлас; Презентация. |
||||||||
6а-24.04 6бг-21.04 6в-28.04 |
58. Жизнь на поверхности суши. Леса. |
1 |
Индивидуальный и фронтальный опрос. |
Учебник; Атлас; Презентация. |
||||||||
6а-29.04 6бг-25.04 6в-29.04 |
59. Сравнительная характеристика экваториальных лесов и лесов умеренного пояса. |
1 |
Практическая работа № 7 «Сравнительная характеристика экваториальных лесов и лесов умеренного пояса» |
Учебник; Атлас. |
||||||||
6а-6.05 6бг-28.04 6в-5.05 |
60. Жизнь в безлесных пространствах. |
1 |
Индивидуальный и фронтальный опрос. |
Учебник; Атлас; Презентация. |
||||||||
6а-8.05 6бг-2.05 6в-6.05 |
61. Характеристика саванн, степей, пустынь, тундр и арктических пустынь. |
1 |
Практическая работа № 8 «Характеристика саванн, степей, пустынь, тундр и арктических пустынь» |
Учебник; Атлас. |
||||||||
6а-13.05 6бг-5.05 6в-12.05 |
62. Почва |
1 |
Индивидуальный и фронтальный опрос. |
Учебник; Атлас; Презентация. |
||||||||
6а-15.05 6бг-12.05 6в-13.05 |
63. Человек и биосфера. |
1 |
Индивидуальный и фронтальный опрос. |
Учебник; Атлас; Презентация. |
||||||||
6а-20.05 6бг-16.05 6в-17.05 |
64. Итоговый урок по разделу «Биосфера». |
1 |
Проверочная работа № 4 «Биосфера». |
Атлас. |
||||||||
6а-22.05 6бг-19.05 6в-19.05 |
65. Состав географической оболочки. Особенности географической оболочки. |
1 |
Фронтальный опрос. |
Учебник; Атлас; Презентация. |
||||||||
6а-22.05 6бг-23.05 6в-20.05 |
66. Территориальные комплексы. |
1 |
Индивидуальный и фронтальный опрос. |
Учебник; Атлас; Презентация. |
||||||||
6а-23.05 6бг-26.05 6в-22.05 |
67. Итоговый урок по разделу «Географическая оболочка». |
1 |
Проверочная работа № 5 «Географическая оболочка». |
Атлас. |
||||||||
6а-25.05 6бг-29.05 6в-26.05 |
68. Урок обобщения знаний изучения курса географии 5-6 класс. |
1 |
Фронтальный опрос. |
Учебник; Атлас; Презентация. |
||||||||
6а-30.05 6бг-31.05 6в-27.05 |
Итоговый урок по теме «География 6 класс» |
1 |
1 |
Итоговый тест |
||||||||
6а- 6бг- 6в-31.05 |
Повторение курса география 6 класс |
1 |
||||||||||
итого |
69 |
70 |
планируемые результаты
1. ЧТО ОЦЕНИВАЕМ? Оцениваем результаты предметные, метапредметные и личностные.
Результаты ученика это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака фиксации в определённой системе). Результаты учителя (образовательного учреждения) – это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (выходная диагностика). Прирост результатов означает, что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников. Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей учеников.
2. КТО ОЦЕНИВАЕТ? Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.
На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их. |
После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена. |
Алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения задания)
1. Какова была цель задания (задачи)?
2. Удалось получить результат (решение, ответ)?
3. Правильно или с ошибкой?
4. Самостоятельно или с чьей-то помощью?
3. СКОЛЬКО СТАВИТЬ ОТМЕТОК? По числу решённых задач.
За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и по возможности ставится отдельная отметка.
4. КОГДА СТАВИТЬ ОТМЕТКИ? Текущие – по желанию, за тематические проверочные работы – обязательно. За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он ещё овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку.
За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать хотя бы один раз.
5. ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАТЬ? По признакам трёх уровней успешности.
Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия (раздел «Ученик научится» примерной программы) и усвоенные знания, (входящие в опорную систему знаний предмета в примерной программе). Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки «хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с недочётами).
Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось:
либо действие в новой, непривычной ситуации (в том числе действия из раздела «Ученик может научиться» примерной программы);
либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету).
Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня. Качественные оценки: «отлично» или «почти отлично» (решение задачи с недочётами).
Максимальный уровень (НЕобязательный) решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка «превосходно».
Качественные оценки по уровням успешности могут быть переведены в отметки по любой балльной шкале: традиционной 5-балльной (переосмысленной и желательно доработанной с помощью плюсов), в 10-балльную, 100-балльную, 6-балльную и т.д.
6. КАК ОПРЕДЕЛЯТЬ ИТОГОВЫЕ ОЦЕНКИ?
Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов).
Итоговая оценка за год– на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своем портфеле достижений, и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов.
Описание материально-технического обеспечения
№ |
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
количество |
1 |
Библиотечный фонд(книгопечатная продукция) |
|
География. Землеведение.5—6 классы. :учеб. для общеобразоват. учреждений / В. П. Дронов, Л. Е. Савельева. – М.: Дрофа, 2012.-283с. |
36 |
|
2 |
Печатные пособия |
|
География. Землеведение. 5—6 классы. методическое пособие / Л. Е. Савельева, В. П. Дронов.-М.: Дрофа, 2012.-127с |
1 |
|
Комплект учебных карт по географии |
20 |
|
Рабочая тетрадь География. Землеведение. 5 класс |
20 |
|
География. Итоговая аттестация. Типовые тестовые задания. 5 класс/И.И.Баринова, Т.А.Карташова. – М.: Издательство «Экзамен», 2013. -46 |
1 |
|
3 |
Технические средства обучения |
|
Персональный компьютер |
1 |
|
4 |
Экранно-звуковые пособия |
|
Видеокассеты |
||
5 |
Цифровые образовательные ресурсы |
|
География. Землеведение. 5—6 классы. Электронное приложение. |
1 |
|
6 |
Учебно-практическое оборудование |
|
Глобус Земли (физический) |
1 |
|
7 |
Демонстрационные пособия |
|
Коллекция полезных ископаемых |
2 |
|
Коллекция минеральных пород |
1 |
Требования к работе в контурных картах:
1.Каждую контурную карту подписывают. В правом верхнем углу ученик ставит свою фамилию и класс.
2.При выполнении практической работы в контурных картах, в левом верхнем углу карты подписывают номер и название практической работы.
3.Все надписи на контурной карте делают мелко, четко, красиво, желательно печатными буквами. Название рек и гор располагают соответственно вдоль хребтов и рек, названия равнин - по параллелям. Объекты гидросферы желательно подписывать синей пастой.
4.Если название объекта не помещается на карте, то около него ставят цифру, а внизу карты пишут, что означает данная цифра.
5.Если того требует задание, карту раскрашивают цветными карандашами, а затем уже подписывают географические названия.
6.В начале учебного года все работы в контурных картах выполняются простыми карандашами, потому что навыки работы с контурными картами слабы, и ученики делают ошибки.
НОРМЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Оценивание устного ответа учащихся
Оценку «5» заслуживает ответ, в котором отмечается знание фактического материала, и ученик может им оперировать.
«4» - есть небольшие недочеты по содержанию ответа.
«3» - есть неточности по сути раскрываемых вопросов.
«2» - есть серьезные ошибки по содержанию или полное отсутствие знаний и умений.
Критерии оценки качества выполнения практических и самостоятельных работ:
Отметка «5». Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показывают необходимые для проведения практической работы теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фиксации результатов форме.
Отметка «4». Практическая или самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т. д.). Учащиеся используют указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показывает знание учащихся основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка «3». Практическая работа выполняется и оформляется учащимися при помощи учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачивается много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими приборами.
Отметка «2» выставляется в том случае, когда учащиеся не подготовлены к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны по причине плохой подготовки учащегося
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей Обществоведческого цикла МБОУ Кулешовской СОШ №17 Азовского района от ________________2017г. №______ ____________________ /Н.В.Головань / |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________ /Л.В.Зёмина/ __________________________2017г. |