Рабочая программа по географии, 6 класс
«Рассмотрено» Руководитель МО _______/Ерыкалова Л.А/ Протокол № 1 от « 28 » августа 2017 г. |
«Согласовано» Заместитель директора по УВР _______/ Абдулова Е.С./ «28 » августа 2017 г. |
«Утверждаю» Директор школы ______/Усова О.В./ Приказ № _149-д ___ от « 29 » августа 2017г. |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Шумская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа
По географии для 6 класса (ФГОС)
Составала: учитель Никитина
Татьяна Михайловна
2017 - 2018 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы и тематического планирования курса географии 6 класса Т.П.Герасимовой, Н.П.Неклюковой.
Предлагаемая рабочая программ по курсу географии 6 класса разработана Т.П.Герасимовой. По данной программе в издательстве «Дрофа» подготовлен учебник «География. Начальный курс. 6 класс» - авторы Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова, «Дрофа» 2017 г. и рабочая тетрадь «География. Начальный курс. 6 класс» - авторы Т.А.Карташева, С.В.Курчина, «Дрофа» 2017 г., которая включает в себя тестовые задания для подготовки к ГИА и ЕГЭ. Рабочая программа для 6 класса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Общая характеристика учебного предмета.
Данная рабочая программа соответствует ФГОС основного общего образования по географии, рекомендована Министерством образования и науки РФ.
Начальный курс географии достаточно стабилен, изучение начинается с 5 класса. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.
При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.
Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Общая характеристика предмета
При изучении географии в 6 классе начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, учащиеся овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.
В соответствии с учебным планом МКОУ Шумская СОШ на изучение предмета география в 6 классе отводит 34 часова (из расчёта 1 учебный час в неделю).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Цели Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Цель курса:
заложить основы географического образования учащихся.
Задачи, решаемые в этом курсе, для достижения поставленной цели, можно сформулировать следующим образом:
-Показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;
-Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
-Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;
-Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе.
-А самое главное – показать школьникам что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.
Личностные, метапредметные и предметные результаты.
Изучение географии в основной школе даёт возможность достичь следующих личностных результатов:
-овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
-осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
-сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде — среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Метапредметных результатов:
-познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
-гуманистических и демократических ценностных ориентации, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
-способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
-готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.
Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
-умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
-умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
-умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;
-умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Предметных результатов:
-формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
-формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
-формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
-овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
-овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
-овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
-формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
-формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Учебно-тематический план
Раздел, темы |
Кол-во часов |
Практические работы |
Проверочные |
||
Всего |
Оценочные |
||||
Введение |
3 |
2 |
1 |
||
Виды изображения Земной коры. Географическая карта. |
6 |
3 |
5 |
||
Земные оболочки. |
22 |
3 |
3 |
3 |
|
Население Земли. |
2 |
||||
Итоговый урок. |
1 |
1 |
|||
Резерв |
1 |
||||
Всего |
34 |
8 |
9 |
4 |
Содержание учебного предмета
Введение (1 ч)
Открытие, изучение и преобразование Земли. Как человек открывал Землю. Изучение Земли человеком. Современная география.
Земля— планета Солнечной системы. Земля — планета Солнечной системы. Вращение Земли. Луна. Предметные результаты обучения
Виды изображений поверхности Земли (9 ч)
ПЛАН МЕСТНОСТИ (4 ч)
Понятие о плане местности. Что такое план местности? Условные знаки.
Масштаб. Зачем нужен масштаб? Численный и именованный масштабы. Линейный масштаб. Выбор масштаба.
Стороны горизонта. Ориентирование. Стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Азимут. Определение направлений по плану.
Изображение на плане неровностей земной поверхности.
Рельеф. Относительная высота. Абсолютная высота. Горизонтали (изогипсы). Профиль местности.
Составление простейших планов местности. Глазомерная съемка. Полярная съемка. Маршрутная съемка.
Практикумы. 1. Изображение здания школы в масштабе.
2. Определение направлений и азимутов по плану местности. 3. Составление плана местности методом маршрутной съемки.
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА (5 ч)
Форма и размеры Земли. Форма Земли. Размеры Земли. Глобус — модель земного шара.
Географическая карта. Географическая карта — изображение Земли на плоскости. Виды географических карт. Значение географических карт. Современные географические карты.
Градусная сеть на глобусе и картах. Меридианы и параллели. Градусная сеть на глобусе и картах.
Географическая широта. Географическая широта. Определение географической широты.
Географическая долгота. Географические координаты.
Географическая долгота. Определение географической долготы. Географические координаты.
Изображение на физических картах высот и глубин.
Изображение на физических картах высот и глубин отдельных точек. Шкала высот и глубин.
Практикумы. 4. Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам.
Строение Земли. Земные оболочки (22 ч)
ЛИТОСФЕРА (5 ч)
Земля и ее внутреннее строение. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Изучение земной коры человеком. Из чего состоит земная кора? Магматические горные порода. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы.
Движения земной коры. Вулканизм. Землетрясения. Что такое вулканы? Горячие источники и гейзеры. Медленные вертикальные движения земной коры. Виды залегания горных пород.
Рельеф суши. Горы. Рельеф гор. Различие гор по высоте.
Изменение гор во времени. Человек в горах.
Равнины суши. Рельеф равнин. Различие равнин по высоте. Изменение равнин по времени. Человек на равнинах.
Рельеф дна Мирового океана. Изменение представлений
о рельефе дна Мирового океана. Подводная окраина материков. Переходная зона. Ложе океана. Процессы, образующие рельеф дна Мирового океана.
Практикумы. 5. Составление описания форм рельефа.
ГИДРОСФЕРА (6 ч)
Вода на Земле. Что такое гидросфера? Мировой круговорот воды.
Части Мирового океана. Свойства вод океана. Что такое Мировой океан? Океаны. Моря, заливы и проливы. Свойства океанической воды. Соленость. Температура.
Движение воды в океане. Ветровые волны. Цунами. Приливы и отливы. Океанические течения.
Подземные воды. Образование подземных вод. Грунтовые и межпластовые воды. Использование и охрана подземных вод.
Реки. Что такое река? Бассейн реки и водораздел. Питание и режим реки. Реки равнинные и горные. Пороги и водопады. Каналы. Использование и охрана рек.
Озера. Что такое озеро? Озерные котловины. Вода в озере. Водохранилища.
Ледники. Как образуются ледники? Горные ледники. Покровные ледники. Многолетняя мерзлота.
Практикумы. 6. Составление описания внутренних вод.
АТМОСФЕРА (7 ч)
Атмосфера: строение, значение, изучение. Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Строение атмосферы. Значение атмосферы. Изучение атмосферы.
Температура воздуха. Как нагревается воздух? Измерение температуры воздуха. Суточный ход температуры воздуха. Средние суточные температуры воздуха. Средняя месячная температура. Средние многолетние температуры воздуха. Годовой ход температуры воздуха. Причина изменения
температуры воздуха в течение года.
Атмосферное давление. Ветер. Понятие об атмосферном давлении. Измерение атмосферного давления. Изменение атмосферного давления. Как возникает ветер? Виды ветров. Как определить направление и силу ветра? Значение ветра.
Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Водяной пар в атмосфере. Воздух, насыщенный и не насыщенный водяным паром. Относительная влажность. Туман и облака. Виды атмосферных осадков. Измерение количества атмосферных осадков. Причины, влияющие на количество осадков.
Погода и климат. Что такое погода? Причины изменения погоды. Прогноз погоды. Что такое климат? Характеристика климата. Влияние климата на природу и жизнь человека.
Причины, влияющие на климат. Изменение освещения и нагрева поверхности Земли в течение года. Зависимость климата от близости морей и океанов и направления господствующих ветров. Зависимость климата от океанических течений. Зависимость климата от высоты местности над уровнем моря и рельефа.
Практикумы. 7. Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры. 8. Построение розы ветров. 9. Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным.
БИОСФЕРА. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА (4 ч)
Разнообразие и распространение организмов на Земле. Распространение организмов на Земле. Широтная зональность. Высотная поясность. Распространение организмов в Мировом океане. Многообразие организмов в морях и океанах. Изменение состава организмов с глубиной. Влияние морских организмов на атмосферу.
Природный комплекс. Воздействие организмов на земные оболочки. Почва. Взаимосвязь организмов. Природный комплекс. Географическая оболочка и биосфера.
Практикумы. 10. Составление характеристики природного
комплекса (ПК).
НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ (3 ч)
Население Земли. Человечество — единый биологический вид. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов. Человек и природа. Влияние природы на жизнь и здоровье человека. Стихийные природные явления.
Календарно-тематическое планирование
№ урока |
Наименование разделов, тем |
Количество часов |
Дата |
Характеристика основных видов деятельности учащихся |
Планируемые результаты (УУД) |
Примечание |
|||||||||||
план |
факт |
||||||||||||||||
1. |
Введение -.Открытие, изучение и преобразование Земли. |
1 |
8.09 |
8.09 |
Приводить примеры географических объектов, делить их на группы. Описывать памятники природы своей местности Работа с диском. |
Поиск и выделение необходимой информации, умение формулировать определение. Умение работать с текстом, выделять в нем главное. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи. |
П.1 Р.т. с.5 №5 |
||||||||||
2. |
Земля – планета Солнечной системы. |
1 |
16.09 |
16.09 |
Называть планеты солнечной системы. Устанавливать общие черты и существенные различия планет солнечной системы; уникальность нашей платы. |
П.2 |
|||||||||||
3. |
Понятие о плане местности. |
1 |
23.09 |
23.09 |
Тренинг: ориентирование по плану и географической карте. |
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи. Построение логической цепи рассуждений; установление причинно-следственных связей. Осуществлять поиск нужной информации в учебнике, атласе. Ориентироваться на местности при помощи топографических карт, строить простые планы местности, читать план и географ. карту; сопоставлять и сравнивать план и карту, работать индивидуально и в группах, уметь оценивать правильность выполненной работы. |
П3 Р.т. с.12 №6, с.13 №7 |
||||||||||
4. |
Масштаб. Практическая работа: «Изображение здания школы в масштабе.» |
1 |
30.09 |
30.09 |
Практикум: изображение здания школы в масштабе и вычисление численного масштаба и именованного. |
П.4 Р.т. с.16 №6 |
|||||||||||
5. |
Практическая работа: «Определение направления и азимута по плану местности.» Стороны горизонта. Ориентирование. |
1 |
6.10 |
6.10 |
Практикум: Определение направления и азимута по плану местности с помощью транспортира. |
П.5 Р.т. с.20 №4 |
|||||||||||
6. |
Изображение на плане неровностей земной поверхности. |
1 |
13.10 |
13.10 |
Проверка основных понятий и терминов. Определение «рельеф», что включает в себя это понятие. |
П.6 Р.т. с.29 №6 |
|||||||||||
7. |
Составление простейших планов местности. Практическая работа: «Составление плана местности методом маршрутной съёмки.» |
1 |
20.10 |
20.10 |
Практикум: определение маршрута своего движения. |
П.7 |
|||||||||||
8. |
Обобщение по теме: «План местности» |
1 |
27.10 |
27,10 |
Умение работать с различными источниками информации. Структурировать учебный материал. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять в них главное. |
||||||||||||
9. |
Форма и размеры Земли. |
1 |
10.11 |
10.11 |
Отработка знаний условных знаком плана. Работа с текстом учебника и картами атласа, выполнение заданий учебника. |
П.8 Р.т. с.33 №4 |
|||||||||||
10. |
Географическая карта. |
1 |
17.11 |
17.11 |
Работа с текстом учебника и картами атласа, выполнение заданий учебника. |
П.9 Р.т. с.36 №4 |
|||||||||||
11. |
Градусная сеть на глобусе и картах. |
1 |
24.11 |
24.11 |
Работа с текстом учебника и картами атласа, выполнение заданий учебника. |
П.10 Р. т. с.37 №1 |
|||||||||||
12. |
Географическая широта. |
1 |
1.12 |
1.12 |
Работа с текстом учебника и картами атласа, выполнение заданий учебника. |
П.11 Р.т. с.41 №3 |
|||||||||||
13. |
Географическая долгота. Географические координаты. |
1 |
8.12 |
8.12 |
Практикум: установление географических координат по алгоритму определения широты и долготы. |
П.12 Р.т. с.47 №6 |
|||||||||||
14. |
Изображение на физических картах высот и глубин. |
1 |
15.12 |
15.12 |
Работа с текстом учебника и картами атласа, выполнение заданий учебника. |
П.13 |
|||||||||||
15. |
Обобщение по разделу: «Географическая карта». Земля и её внутреннее строение. |
1 |
22.12 |
22.12 |
Выполнение тестовых заданий. Называть и показывать элементы внутреннего строения Земли; методы изучения внутреннего строения Земли. Описывать внутреннее строение Земли. |
Развитие мотивации к получению новых знаний, формирование ответственного отношения к выполнению работы, аккуратности выполнения. Выбор оснований и критериев с целью выделения признаков, умение с точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Выдвижение гипотез и их обоснование; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями. Объяснять значение понятий: литосфера, горные породы, полезные ископаемые, рельеф, гидросфера, океан, море, атмосфера, погода, биосфера. Показывать по карте основные геогр. объекты, наносить на к/к; объяснять особенности строения рельефа суши, составлять описание геогр. объектов. |
П.14 Р.т. с.57 №6,7 |
||||||||||
16. |
Движения земной коры. Вулканизм. |
1 |
12.01 |
12.01 |
Приводить примеры, находить и показывать на карте вулканы, определять их положение и высоту. |
П.15 Р.т. с.43 №2, с.44 №4 |
|||||||||||
17. |
Рельеф суши. Горы. |
1 |
19.01 |
19.01 |
Называть и показывать: формы рельефа. Приводить примеры. Определять относительную высоту местности. |
П.16 Р.т. с.63 №7 |
|||||||||||
18. |
Равнины суши. Практическая работа: «Описание форм рельефа.» |
1 |
26.01 |
26.01 |
Практикум: описание формы рельефа. |
П.17 |
|||||||||||
19. |
Рельеф дна Мирового океана. |
1 |
2.02 |
2.02 |
Называть и показывать: формы рельефа дна Мирового океана. Приводить примеры. |
П.18 |
|||||||||||
20. |
Тест «литосфера». Вода на Земле. |
1 |
9.02 |
9.02 |
Анализ рисунков учебника, самостоятельное выполнение заданий диска. Описывать свойства воды, объяснять значение воды, приводить доводы. Называть части гидросферы. Описывать процесс круговорота воды. Называть и показывать Мировой океан и его части; географическую номенклатуру по теме. |
Развитие мотивации к получению новых знаний. Поиск и выделение необходимой информации. Синтезировать имеющиеся знания. Выбор оснований и критериев для построения логической цепи рассуждений, умение полно выражать свои мысли. Классификации объектов; подведение под понятия; установление причинно-следственных связей; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
П.19 |
||||||||||
21. |
Части Мирового океана. Свойства вод океана. |
1 |
16.02 |
16.02 |
П.20 Р.т. с.71 №4, с.72 №9 |
||||||||||||
22. |
Движение воды в океане. |
1 |
22.02 |
22.02 |
Называть и показывать: географическую номенклатуру по теме. Называть и показывать океанические течения. |
П.21 Р.т. с.74 №4 |
|||||||||||
23. |
Подземные воды. |
1 |
2.03 |
2.03 |
Описывать образование подземных вод. Приводить примеры использования и охраны подземных вод. |
П.22 Р.т. с.75 №4 |
|||||||||||
24. |
Реки. |
1 |
9.03 |
9.03 |
Называть и показывать: географическую номенклатуру по теме; части реки. Приводить примеры использования рек человеком. Определять: различия рек, типы рек. Описывать характеристику реки. Объяснять влияние рельефа и климата на реку. |
П.23 Р.т. с.77 № 6 |
|||||||||||
25. |
Озёра. Практическая работа: «Описание внутренних вод.» |
1 |
16.03 |
16.03 |
Практикум: описание озера по плану. Объяснять понятие «озеро». Приводить примеры использования озёр в жизни человека. Устанавливать причинно-следственные связи между соленостью и сточностью озёр. |
П.24 Р.т. с.80 №4, с.81 №5 Проект «Озёра Карелии». |
|||||||||||
26. |
Защита проектов «Озёра Карелии». Ледники. |
1 |
6.04 |
6.04 |
Объяснять понятие «ледники». Приводить примеры использования ледников в жизни человека. |
П.25 |
|||||||||||
27. |
Тест «Гидросфера». Атмосфера: строение, значение, изучение. |
1 |
13.04 |
13.04 |
Описывать влияние атмосферы на человека и человека на атмосферу. Называть и объяснять опасные и редкие явления в атмосфере. Уметь обобщать материал по теме. Использовать картографический материал. |
Описывать погоду своей местности, проводить метеорологические измерения, различать, сравнивать и проводить простейшую классификацию изученным геогр. объектам. Оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы. Использовать знания о геогр. явлениях в повседневной жизни, моделировать геогр. объекты при помощи компьютерных программ, приводить примеры, выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию, самостоятельно ставить учебные цели и задачи. |
П.26 Р.т. с.87 №6,7 |
||||||||||
28. |
Температура воздуха. Практическая работа: «Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры.» |
1 |
20.04 |
20.04 |
П.27 |
||||||||||||
29. |
Атмосферное давление. Ветер. Практическая работа: «Построение розы ветров.» |
1 |
27.04 |
27.04 |
П.28 Р.т. с.92 №9 |
||||||||||||
30. |
Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Практическая работа: «Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным.» |
1 |
4.05 |
4.05 |
П.29 Р.т. с.94 №5 |
||||||||||||
31.- 32. |
Погода и климат. Причины, влияющие на климат. |
1 |
11.05 . |
11.05 |
П.30 Р.т. с.95 №2 |
||||||||||||
П.31 Р.т. с.97 №5 |
|||||||||||||||||
33. |
Тест «Атмосфера». Разнообразие и распространение организмов на Земле. |
1 |
18.05 |
18.05 |
Выполнение тестовых заданий. Объяснять понятия: биосфера. Называть и показывать границы биосферы. Описывать процесс развития жизни на Земле |
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; выведение следствий; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений. |
П.32 Р.т. с.100 №3 |
||||||||||
34. |
Природный комплекс. Практическая работа: «Характеристика природного комплекса» |
1 |
25.05 |
25.05 |
Практикум: научиться давать характеристику природному комплексу. Выделять структурные части географической оболочки, объяснять закономерности |
П.33 с.103 №7 |
Описание материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Атлас с комплектом контурных карт. Физическая география, начальный курс. 6 класс.
Баранчиков Е.В.- География Земли, задания и упражнения М. Просвещение 2014
Интернет- ресурсы, методические журналы.
Интернет-сайты: Википедия, мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия.
Программа основного общего образования по географии. 5—9 классы; автор И. И. Баринова
Стандарты второго поколения «Примерные программы по географии 5-9кл.»
Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс – М.: Дрофа, 2017
Критерии оценки учебной деятельности по географии
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
Ответ самостоятельный;
Наличие неточностей в изложении географического материала;
Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
Понимание основных географических взаимосвязей;
Знание карты и умение ей пользоваться;
При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик:
Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
Не делает выводов и обобщений.
Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Оценка "1" ставится, если ученик:
Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
Полностью не усвоил материал.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
выполнил работу без ошибок и недочетов;
допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
не более двух грубых ошибок;
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух-трех негрубых ошибок;
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
Не приступал к выполнению работы;
Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 10-15 мин.
Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
Время выполнения работы: 30-40 мин.
Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: 10 класс / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.