Рабочая программа по географии (5-6 классы)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Мурманский академически лицей»
Утверждено решением педагогического совета
Протокол № _____
от ______________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебный предмет «ГЕОГРАФИЯ»
5-6 классы
Программа рассмотрена на МО учителей естественнонаучного цикла МБОУ МАЛ Протокол № ____ от _____________ |
Программа согласована:
Зам. директора ____________ |
Программу составила учитель географии МБОУ МАЛ Федорова Е.В. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по географии составлена на основе:
«Примерной программы по учебным предметам. География. 5-9 классы» - Москва: «Просвещение», 2011 год;
авторской программы В.В. Николина, А.И.Алексеев, Е.К.Липкина «География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5-9 классы» - М.: «Просвещение», 2011 год;
фундаментального ядра содержания общего образования;
требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;
программы развития и формирования универсальных учебных действий;
программы духовно- нравственного развития и воспитания личности.
Роль и место дисциплины |
Географическое образование в основной школе должно обеспечить формирование картографической грамотности, навыков применения географических знаний в жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности. Это позволяет реализовать заложенную в образовательных стандартах метапредметную направленность в обучении географии. Обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить наблюдения, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Адресат |
Рабочая программа предназначена для обучающихся 5-6классов МБОУ МАЛ В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели изучения географии в 5-9 классах |
1) формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования; 2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём; 3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах; 4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров; 5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения; 6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации; 7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; 8) формирование представлений об особенностях деятельности людей ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Место географии в базисном учебном плане |
География в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за пять лет обучения — 272, из них по 34 ч (1 ч в неделю) в 5 и 6 классах и по 68 ч (2 ч в неделю) в 7, 8 и 9 классах. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Результаты освоения курса географии |
Важнейшие личностные результаты обучения географии: Ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции: — осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); — осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; — представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире; — осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб; — осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; 2. Гармонично развитые социальные чувства и качества: — эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; — патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране; — уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность; Образовательные результаты — овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях. Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания: — познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; — гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности; — способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью; — готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями. Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: • умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; • умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий; • организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия; • умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; • умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.; • умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения. Предметными результатами освоения географии являются: Формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе для задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования. Формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном, быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём. Формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры, хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах. Овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров. Овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения. Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации; Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф. Формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Специфика программы |
В соответствии с учебным планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим. В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации. Изучение предмета «География» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами: «Физика», «Химия», «Биология», «Математика», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература» и др. . |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные содержательные линии курса |
Учебное содержание курса географии в линии «Полярная звезда» сконструировано по блокам, в которых комплексно изучаются: с 5 по 7 класс – география планеты, а с 8 по 9 класс – география России. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Материально- техническое обеспечение географии |
|
.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ ПО РАЗДЕЛАМ ПРОГРАММЫ
5 класс
№ п/п |
Раздел примерной программы |
Количество часов |
Рабочая программа |
||
1 |
Развитие географических знаний о Земле |
5 |
2 |
Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия |
4 |
3 |
Изображение земной поверхности |
11 |
4 |
Человечество на Земле |
3 |
5 |
Природа Земли: литосфера |
11 |
ИТОГО |
34 |
6 класс
№ п/п |
Раздел примерной программы |
Количество часов |
Рабочая программа |
||
1 |
Природа Земли: гидросфера |
14 |
2 |
Природа Земли: атмосфера |
12 |
3 |
Природа Земли: биосфера |
3 |
4 |
Природа Земли: географическая оболочка как среда жизни |
5 |
ИТОГО |
34 |
Список практических работ:
5 класс
Пр.р. №1 Работа с картой «Имена на карте»
Пр.р. №2 Описание и нанесение на контурную карту географических объектов изученных маршрутов путешественников
Пр.р.№3 Определение зенитального положения Солнца в разные периоды года
Пр.р.№4 Определение азимута
Пр.р.№5 Определение направлений и расстояний на глобусе и плане местности
Пр.р.№6 Составление простейшего плана местности/ учебного кабинета/ комнаты
Пр.р. №7 Ориентирование на местности
П.р.№8 Определение направлений и расстояний по глобусу и карте. Определение высот и глубин географических объектов с использованием шкалы высот и глубин
Пр.р. №9 Определение координат географических объектов по карте
П.р.№10 Сравнение стран мира по политической карте
П.р.№11 Работа с коллекциями минералов, горных пород, полезных ископаемых. Изучение их свойств (состав, цвет, твердость, плотность и т.д.)
П.р.№12 Работа с коллекциями минералов, горных пород, полезных ископаемых своей местности
П.р.№13 Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа (равнин) на контурную карту. Описание по карте географического положения равнин. Определение по карте высоты равнин
П.р.№14 Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа (гор) на контурную карту. Описание гор по карте
Пр.р. №15 Экскурсия в природу по теме «Человек и литосфера». Определение и объяснение изменений элементов рельефа своей местности под воздействием хозяйственной деятельности человека
6 класс
Пр.р. №1 Работа с картографическими источниками: нанесение объектов гидрографии (частей Мирового океана)
Пр.р. №2 Описание объектов гидрографии- океана и моря по карте
Пр.р. №3 Работа с картографическими источниками: нанесение объектов гидрографии- рек
Пр.р. №4 Описание объектов гидрографии- одной из рек Мурманской области по картам
Пр.р. №5 Описание объектов гидрографии- одного из крупнейших озёр России по основным источникам географической информации
Пр.р.№6 Организация наблюдений за погодой, ведение дневника погоды
Пр.р.№7 Определение средних температур, амплитуды и построение графиков
Пр.р.№8 Решение задач на определение высоты местности по разности атмосферного давления, расчет температуры воздуха в зависимости от высоты местности
Пр.р.№9 Работа с графическими и статистическими данными, построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным, анализ полученных данных
Пр.р. №10 Работа с метеоприборами (проведение наблюдений и измерений, фиксация результатов, обработка результатов наблюдений)
Пр.р. №11 Изучение природных комплексов своей местности
КУРСИВОМ В КТП ВЫДЕЛЕНЫ ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ,
ДОБАВЛЕННЫЕ УЧИТЕЛЕМ, НЕ СОДЕРЖАЩИЕСЯ В ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЕ.
Календарно-тематическое планирование по географии.
География Земли. 5-6класс.
Дата проведения |
№ п/п |
Тема раздела программы. Тема урока |
Колич часов |
Форма и тип урока |
Элементы содержания. Элементы дополнительного содержания |
Практическая часть программы. Вид контроля |
Требования к уровню подготовки учащихся |
Характеристика деятельности учащихся. УУД |
|
5 класс. 34 часа. Раздел 1 Развитие географических знаний о Земле (5 часов) |
|||||||||
1\1
|
Введение. Что изучает география. Современные географические методы исследования Земли |
1 |
Урок открытия новых знаний |
География как наука. Значение географических знаний в современном мире. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов |
Фронтальный |
Уметь: приводить примеры географических объектов, объяснять, для чего изучают географию. Знать: основные географические методы |
Определять значение географических знаний в современной жизни, главные задачи современной географии. Устанавливать основные приёмы работы с учебником и электронным приложением. Составлять простейшие географических описания объектов и явлений живой и неживой природы |
||
2\2 |
Представление о мире в древности. География в эпоху Средневековья |
1 |
Комбиниро ванный |
Развитие географических знаний о Земле. Представление о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Появление первых географических карт. География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина |
Составление систематизирующей таблицы «Как люди открывали Землю». Фронтальный |
Знать результаты выдающихся географических открытий и путешествий. Уметь показывать по карте маршруты путешествий, приводить примеры собственных путешествий |
Работать с источниками географической информации: учебником, картой и контурной картой (обозначение маршрутов путешествий). Сравнивать современную карту с картой, составленной Эратосфеном, выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию |
||
3\3 |
Эпоха Великих географических открытий |
1 |
Комбиниро ванный |
Эпоха Великих географических открытий (открытие Нового Света, морского пути в Индию, кругосветные путешествия) Открытие Австралии. Открытие Антарктиды. Русские землепроходцы |
Пр.р. №1 Работа с картой «Имена на карте» Составление систематизирующей таблицы «Как люди открывали Землю». Фронтальный |
Знать результат выдающихся географических открытий и путешествий. Уметь показывать по карте маршруты путешествий |
Анализировать, обобщать и систематизировать информацию о путешествиях и открытиях |
||
4\4 |
Географические открытия 17-19 вв. Географические исследования в 20 веке |
1 |
Комбиниро ванный |
Исследования и открытия на территории Евразии (в том числе на территории России), Австралии и Океании, Антарктиды. Первое русское кругосветное путешествие (И.Ф.Крузенштерн и Ю.Ф.Лисянский). Открытие Южного и Северного полюсов, океанов, покорение высочайших вершин и глубочайших впадин, исследования верхних слоев атмосферы, открытия и разработки в области Российского Севера. Значение освоения космоса для географической науки. Географические знания в современном мире. География на мониторе компьютера |
Составление систематизирующей таблицы «Как люди открывали Землю». Чтение (дешифрование) космических и аэрофотоснимков, в том числе Мурманской области |
Знать и уметь показывать по карте маршруты путешествий. Знать и уметь анализировать современные источники географической информации |
Анализировать, обобщать и систематизировать информацию о путешествиях и открытиях определять значение современных географических исследований для жизни общества. Выделять и анализировать источники географической информации. Оценивать роль космических исследований и геоинформационных систем для развития географии |
||
5\5 |
Урок –обобщение по разделу «Развитие географических знаний о Земле» |
1 |
Урок систематизации и обобщения знаний |
Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Развитие географических знаний о Земле» |
Пр.р. №2 Описание и нанесение на контурную карту географических объектов изученных маршрутов путешественников |
Знать результат выдающихся географических открытий и путешествий. Уметь показывать по карте маршруты путешествий; представлять в различных формах географическую информацию |
Представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач |
||
Раздел 2. Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия (4 часа) |
|||||||||
6\1 |
Земля – часть Солнечной системы. Земля и Луна Форма и размеры Земли |
1 |
Урок открытия новых знаний |
Земля – часть Солнечной системы. Земля и Луна. Влияние космоса на нашу планету и жизнь людей. Форма и размеры Земли. Как устроена наша планета: материки и океаны, земные оболочки |
Фронтальный |
Знать строение Солнечной системы, форму и размеры Земли. Уметь описывать уникальные свойства Земли как планеты |
Приводить доказательства тому, что Земля- одна из планет Солнечной системы. Выявлять зависимость продолжительности суток от вращения Земли вокруг своей оси. Составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси». Объяснять смену времён года на основе анализа схемы орбитального движения Земли |
||
7\2 |
Виды движения Земли и их географические следствия |
1 |
Комбиниро ванный |
Наклон земной оси к плоскости орбиты. Виды движения Земли и их географические следствия. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года. Тропики и полярные круги. Календарь – как система измерения больших промежутков времени, основанная на периодичности таких явлений природы, как смена дня и ночи, смена фаз Луны, смена времен года. Осевое вращение Земли. Смена дня и ночи, сутки, календарный год. |
Пр.р.№3 Определение зенитального положения Солнца в разные периоды года |
Знать географические следствия движения Земли |
Наблюдать действующую модель (теллурий, электронная модель) движений Земли и описывать особенности вращения Земли вокруг своей оси, фиксировать особенности положения Земли в дни солнцестояний и равноденствий |
||
8\3 |
Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещенности |
1 |
Комбиниро ванный |
Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещенности |
Определение высоты солнца на разных широтах в разное время года Фронтальный |
Знать закономерности распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли, пояса освещенности. Уметь использовать приобретенные знания в практической и повседневной жизни для учета фенологических изменений в природе своей местности |
Определять высоту Солнца и продолжительность дня и ночи на разных широтах в разное время года |
||
9\4 |
Обобщение по разделу «Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия» |
1 |
Урок систематизации и обобщения знаний |
Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия» |
Тест |
Знать строение Солнечной системы, форму и размеры Земли. Уметь описывать уникальные свойства Земли как планеты. Знать географические следствия движения. Представлять в различных формах географическую информацию |
Представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач |
||
Раздел 3. Изображение земной поверхности (11 часов) |
|||||||||
10\1 |
Виды изображения земной поверхности. Стороны горизонта. Азимут. Ориентирование на местности |
1 |
Урок открытия новых знаний |
Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта, аэрофото- и аэрокосмические снимки. Стороны горизонта. Азимут. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта по компасу и местным признакам, определение азимута. Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе. План местности |
Пр.р.№4 Определение азимута |
Знать и понимать понятия горизонт, стороны горизонта, азимут, компас, ориентирование, план местности. Уметь пользоваться компасом |
Определять по компасу направлений на стороны горизонта. Определять азимуты направлений на предметы (объекты) с помощью компаса. Выявлять особенности плана местности |
||
11\2 |
Определение направлений и расстояний на глобусе и плане местности Масштаб. Условные знаки |
1 |
Комбиниро ванный |
Масштаб, его виды. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Условные знаки |
Пр.р.№5 Определение направлений и расстояний на глобусе и плане местности |
Знать понятия: масштаб, условные знаки. Уметь использовать приобретенные знание и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ориентирования на местности |
Определять по плану местности расстояния между географическими объектами с помощью разных видов масштаба. Решать практические задачи по переводу масштаба из численного в именованный и обратно |
||
12\3 |
Способы изображения рельефа земной поверхности. Чтение плана местности |
1 |
Комбиниро ванный |
Способы изображения рельефа земной поверхности. Относительная и абсолютная высота. Горизонтали |
Измерение относительной высоты точек местности, изображение рельефа местности горизонталями Фронтальный |
Знать и понимать: относительная и абсолютная высота. горизонталь. Уметь определять высоты точек, формы рельефа |
Определять с помощью условных знаков изображенные на плане объекты. Измерять расстояния и определять направления на местности и плане |
||
13\4 |
Решение практических задач по плану. Как составить план местности |
1 |
Комбиниро ванный |
Способы глазомерной съёмки местности |
Пр.р.№6 Составление простейшего плана местности/ учебного кабинета/ комнаты |
Знать способы глазомерной съемки местности. Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для проведения съемок участков местности |
Описывать маршрут по плану местности, составлять план местности/ учебного кабинета/ комнаты |
||
14\5 |
Решение практических задач по плану. Как составить план местности |
1 |
Комбиниро ванный |
Способы глазомерной съёмки местности |
Пр.р.№6 Составление простейшего плана местности/ учебного кабинета/ комнаты Пр.р. №7 Ориентирование на местности |
Знать способы глазомерной съемки местности. Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для проведения съемок участков местности |
Описывать маршрут по плану местности, составлять план местности/ учебного кабинета/ комнаты |
||
15\6 |
Географическая карта- особый источник информации |
1 |
Комбиниро ванный |
Географическая карта – особый источник информации. Содержание и значение карт. Топографические карты. Масштаб и условные знаки на карте. |
П.р.№8 Определение направлений и расстояний по глобусу и карте. Определение высот и глубин географических объектов с использованием шкалы высот и глубин |
Знать понятия: глобус, географическая карта, легенда карты. Уметь определять с помощью глобуса направления, измерять расстояния. Уметь различать карты по содержанию, масштабу, способам картографического изображения |
Сравнивать глобус, карты, выполненные в различных проекциях, и план местности. Определять по глобусу и карте стороны горизонта, направления движения, расстояний и абсолютных высот |
||
16\7 |
Градусная сеть: параллели и меридианы |
1 |
Комбиниро ванный |
Градусная сеть: параллели и меридианы |
Определение элементов градусной сети на глобусе и карте Фронтальный |
Знать понятия: градусная сетка, параллели, меридианы. Уметь определять и находить элементы градусной сети
|
Выявлять на глобусе и карте полушарий элементов градусной сети. Определять по картам и глобусу направлений и сторон горизонта. |
||
17\8 |
Географические координаты: географическая широта |
1 |
Комбиниро ванный |
Географические координаты: географическая широта |
Определение по картам географической широты объектов Фронтальный |
Знать понятие: географическая широта, географические координаты. Уметь определять географическую широту |
Определять по картам географическую широту объектов |
||
18\9 |
Географические координаты: географическая долгота |
1 |
Комбиниро ванный |
Географические координаты: географическая долгота |
Пр.р. №9 Определение координат географических объектов по карте |
Знать понятие: географическая долгота, географические координаты. Уметь определять географические координаты и местоположение географических объектов |
Определять по картам географическую широту и долготу объектов. Находить объекты на карте и глобусе по географическим координатам. Сравнивать местоположения объектов с разными географическими координатами. Определять расстояния с помощью линий градусной сети |
||
19\10 |
Решение практических задач по плану и карте |
1 |
Практикум |
Чтение карты, в том числе своей местности. Определение географических координат различных объектов направлений, расстояний, абсолютных высот по карте. Составление описания местности по планам и картам |
Работа в парах |
Уметь читать карты, определять направления, расстояния |
Определять направления и расстояния между географическими объектами по планам и картам с помощью разных видов масштаба. Определять абсолютные и относительные высоты точек земной поверхности по топографической и физической карте. Находить объект на карте по его координатам. Выполнять проектное задание в сотрудничестве |
||
20\11 |
Урок- обобщение по разделу «Изображение земной поверхности» |
1 |
Урок систематизации и обобщения знаний |
Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Изображение земной поверхности» |
тест |
Знать и понимать понятия: горизонт, стороны горизонта, азимут, компас, ориентирование, план местности, масштаб, условные знаки, относительная и абсолютная высота, горизонталь, географические координаты, географическая широта и долгота, глобус, географическая карта, градусная сетка, Уметь определять высоты точек, формы рельефа, пользоваться компасом, определять с помощью глобуса направления, измерять расстояния; различать карты по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; определять географические координаты и местоположение географических объектов |
Представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач |
||
Раздел 4. Человечество на Земле (3 часа) |
|||||||||
21\1 |
Численность населения Земли. Заселение человеком Земли |
1 |
Урок открытия новых знаний |
Основные пути расселения древнего человека. Рост населения. Адаптация человека к природным условиям: их влияние на внешний облик людей, жилища, одежду, орудия труда, пищу |
Фронтальный |
Уметь определять по карте гипотетические места происхождения человека и пути его расселения по Земле. Приводить примеры приспособления людей к природным условиям |
Определять по карте гипотетические места происхождения человека и пути его расселения по Земле. Приводить примеры приспособления людей к природным условиям из литературы и собственного опыта |
||
22\2 |
Расовый состав. Нации и народы планеты. Страны на карте мира |
1 |
Комбиниро ванный |
Расовый состав. Внешние признаки людей различных рас. Нации и народы планеты. Страны на карте мира. Показатель плотности населения. Неравномерность размещения населения мира |
Изучение карты плотности населения, политической карты мира |
Знать основные расы и крупные народы мира и их распространение по Земле, численность населения Земли. Уметь определять наиболее и наименее заселенные территории суши |
Анализировать различные источники информации с целью выявления регионов проживания представителей различных рас. Определять наиболее и наименее заселенные территории суши. Выделять самые крупные по площади государства на Земле |
||
23\3 |
Решение практических задач |
1 |
Практикум |
Сравнение стран мира по политической карте |
П.р.№10 Сравнение стран мира по политической карте |
Уметь находить и показывать на карте свою страну; сравнивать страны мира по различным параметрам по политической карте, систематизировать новую информацию |
Находить и показывать на карте свою страну. Сравнивать страны мира по различным параметрам по политической карте. Систематизировать новую информацию |
||
Раздел 5. Природа Земли Литосфера (11 часов) |
|||||||||
24\ 1 |
Литосфера – «каменная» оболочка Земли. Внутреннее строение Земли. |
1 |
Урок открытия новых знаний |
Литосфера – «каменная» оболочка Земли. Внутреннее строение Земли. Земная кора, её строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие |
Фронтальный |
Объяснять значение понятий: литосфера, литосферные плиты. Знать внутреннее строение Земли, состав и строение земной коры |
Описывать модели строения Земли. Выявлять особенности внутренних оболочек Земли на основе анализа иллюстраций учебника и атласа, сравнивать оболочки между собой. Устанавливать по карте границы столкновения и расхождения литосферных плит |
||
25\2 |
Разнообразие горных пород и минералов на Земле |
1 |
Комбиниро ванный |
Разнообразие горных пород и минералов на Земле. Полезные ископаемые и их значение в жизни современного общества. Магматические, осадочные, метаморфические горные породы, их происхождение и свойства. Виды полезных ископаемых, их значение для человека. |
П.р.№11 Работа с коллекциями минералов, горных пород, полезных ископаемых. Изучение их свойств (состав, цвет, твердость, плотность и т.д.) |
Знать и понимать: горные породы, минералы, полезные ископаемые. Уметь классифицировать и описывать горные породы |
Классифицировать горные породы. Описывать по плану минералы и горные породы школьной коллекции. Сравнивать свойства горных пород различного происхождения |
||
26\3 |
Решение практических задач |
1 |
Комбиниро ванный |
Горные породы, минералы, полезные ископаемые Мурманской области, их свойства и использование человеком |
П.р.№12 Работа с коллекциями минералов, горных пород, полезных ископаемых своей местности |
Знать основные породы своей местности, их образование и свойства |
Определять и описывать свойства минералов и горных пород своей местности. Наносить на контурную карту основные месторождения полезных ископаемых |
||
27\4 |
Движения земной коры и их проявления на земной поверхности: землетрясения
|
1 |
Комбиниро ванный |
Движения земной коры и их проявления на земной поверхности: вертикальные и горизонтальные. Землетрясения и их причины. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений, обеспечение безопасности населения |
Нанесение на контурную карту основных зон землетрясений |
Знать виды движения земной коры, меры по защите от стихийных явлений. |
Устанавливать с помощью географических карт сейсмические районы и пояса Земли. Выявлять закономерность в размещении крупных форм рельефа в зависимости от строения земной коры. Наносить на контурную карту основных зон землетрясений |
||
28\5 |
Движения земной коры и их проявления на земной поверхности: вулканы, гейзеры |
1 |
Комбиниро ванный |
Вулканы. Строение вулкана. Типы вулканов. Гейзеры. Тихоокеанское огненное кольцо |
Нанесение на контурную карту основных зон землетрясений и вулканизма |
Знать и понимать: вулканизм, гейзеры, сейсмические районы, Тихоокеанское огненное кольцо |
Выявлять с помощью карт сейсмических районов и поясов Земли. Наносить на контурную карту районы вулканизма |
||
29\6 |
Рельеф Земли. Равнины |
1 |
Комбиниро ванный |
Рельеф Земли. Способы изображение рельефа на планах и картах. Основные формы рельефа – горы и равнины. Образование и изменение равнин с течением времени. Классификация равнин по абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты равнин. Особенности жизни и деятельности человека на равнинах |
П.р.№13 Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа (равнин) на контурную карту. Описание по карте географического положения равнин. Определение по карте высоты равнин |
Знать понятия: рельеф, горы, равнины. Уметь выделять, описывать и объяснять существенные признаки равнин. Уметь показывать основные географические объекты |
Определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших равнин мира и России, особенности их географического положения. Выявлять черты сходства и различия крупных равнин мира на основе анализа карт, иллюстративного материала. Наносить на контурную карту крупнейшие равнины мира и России. Представлять информацию в письменной форме в виде плана- конспекта |
||
30\7 |
Разнообразие гор по возрасту и строению. Классификация гор абсолютной высоте
|
1 |
Комбиниро ванный |
Разнообразие гор по возрасту и строению. Классификация гор абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты гор. Крупнейшие горные системы мира и России. Особенности жизни и деятельности человека в горах. Изменение гор во времени. Опасные природные явления и их предупреждение. |
П.р.№14 Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа (гор) на контурную карту. Описание гор по карте |
Знать понятия: горы Уметь выделять, описывать и объяснять существенные признаки гор. Знать меры по защите от стихийных явлений. Уметь показывать основные географические объекты, описывать рельеф своей местности |
Определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор мира и России, особенности их географического положения. Сравнивать по плану горные системы мира. Наносить на контурную карту крупнейшие горные системы мира и России. |
||
31\8 |
Решение практических задач по карте |
1 |
Практикум |
Разработка проектного задания «Скульптурный проект планеты» |
Проект |
Уметь находить географические объекты на карте в атласе с помощью географических координат и основных ориентиров, наносить объекты на контурную карту, выполнять проектное задание в сотрудничестве |
Находить географические объекты на карте в атласе с помощью географических координат и основных ориентиров (рек, гор и др.). Наносить объекты на контурную карту. Выполнять проектное задание в сотрудничестве |
||
32\9 |
Учебная экскурсия в природу по теме «Человек и литосфера» |
1 |
Урок-экскурсия |
Определение и объяснение изменений элементов рельефа своей местности под воздействием хозяйственной деятельности человека. Меры предупреждения опасных природных явлений в литосфере |
Пр.р. №15 Экскурсия в природу по теме «Человек и литосфера». Определение и объяснение изменений элементов рельефа своей местности под воздействием хозяйственной деятельности человека |
Знать и понимать: антропогенные формы рельефа. Знать меры предупреждения опасных природных явлений в литосфере Уметь описывать воздействие хозяйственной деятельности человека на литосферу. |
Выявлять воздействие хозяйственной деятельности человека на литосферу, антропогенные формы рельефа. Создавать письменный отчет об экскурсии, сопровождать выступление презентацией |
||
33\10 |
Решение практических задач |
1 |
Практикум |
Разработка проектного задания «Туристический маршрут по природным памятникам литосферы». Геологические памятники природы Мурманской области |
Проект |
Знать и понимать: геологические памятники природы. Уметь показывать основные географические объекты |
Составлять описание рельефа территории. Выполнять проектное задание в сотрудничестве |
||
34\11 |
Обобщение по разделу «Природа Земли. Литосфера» |
1 |
Урок систематизации и обобщения знаний |
Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Природа Земли. Литосфера» |
Фронтальный |
Знать и объяснять значение понятий: литосфера, литосферные плиты, внутреннее строение Земли, горные породы, минералы, полезные ископаемые, вулканизм, гейзеры, сейсмические районы, антропогенные формы рельефа, Тихоокеанское огненное кольцо, геологические памятники природы, горы, равнины, антропогенные формы рельефа Знать основные породы своей местности, и их образование; меры по защите от стихийных явлений. Уметь показывать основные географические объекты по теме «Земная кора и литосфера. Рельеф Земли» |
Представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач |
Дата |
№ п/п |
Тема раздела программы. Тема урока |
Колич часов |
Тип урока |
Элементы содержания. Элементы дополнительного содержания |
Практическая часть программы. |
Требования к уровню подготовки учащихся |
Характеристика деятельности учащихся. УУД |
|
6 класс. 34 часа. Раздел 5. Природа Земли Гидросфера (14 часов) |
|||||||||
1\1
|
Гидросфера. Строение гидросферы. Особенности Мирового круговорота воды |
1 |
Урок открытия новых знаний |
Гидросфера. Строение гидросферы. Особенности Мирового круговорота воды. Свойства воды. Особенности Мирового круговорота воды |
Выявление взаимосвязи между составными частями гидросферы по схеме «Мировой круговорот воды» |
Уметь сравнивать соотношение отдельных частей гидросферы Знать: гидросфера, Мировой круговорот воды, основные свойства воды |
Сравнивать соотношение отдельных частей гидросферы. Устанавливать основные приёмы работы с учебником и электронным приложением. Выявлять взаимосвязи между составными частями гидросферы по схеме «Мировой круговорот воды» |
||
2\2 |
Мировой океан и его части |
1 |
Комбинированный |
Мировой океан и его части. Методы изучения морских глубин |
Пр. р. №1 Работа с картографическими источниками: нанесение объектов гидрографии (частей Мирового океана) |
Знать и понимать понятия: Мировой океан, моря, заливы, проливы, методы изучения морских глубин. Уметь показывать и обозначать на контурной карте океаны, крупнейшие моря, важнейшие заливы, проливы. Уметь использовать карты для определения географического положения морей и океанов, глубин |
Работать с источниками географической информации: учебником, картой и контурной картой (обозначение океанов, морей, заливов, проливов, островов, полуостровов). Выделять части рельефа дна Океана. Использовать карты для определения географического положения морей и океанов, глубин. |
||
3\3 |
Мировой океан и его части |
1 |
Комбинированный |
Острова и полуострова. Типы островов. Рельеф дна Мирового океана. Использование карт для определения географического положения морей и океанов, глубин. Рельеф дна океанов. Рифтовые области, срединные океанические хребты, шельф, материковый склон. Методы изучения глубин Мирового океана. Исследователи подводных глубин и их открытия.
|
Пр.р. №2 Описание объектов гидрографии- океана и моря по карте |
Знать и понимать: остров, архипелаг, полуостров, рифтовые области, срединные океанические хребты, шельф, материковый склон. Уметь показывать по карте и наносить на контурную карту крупнейшие острова, полуострова, архипелаги. Выделять части рельефа дна океана. Составлять описание океана и моря по карте |
Определять черты сходства и различия океанов Земли. Определять по карте географическое положение океанов, морей, заливов, проливов, островов, полуостровов. Определять по карте глубины океанов и морей. Наносить на контурную карту части Мирового океана. Выделять части рельефа дна океана. Составлять описание океана и моря по карте |
||
4\4 |
Решение практических задач по карте |
1 |
Практикум |
Разработка проектного задания «Круизный маршрутный лист путешественника» |
Уметь называть и показывать основные географические объекты |
Находить географические объекты на карте в атласе, наносить объекты на контурную карту. Выполнять обобщающую таблицу. Выполнять проектное задание в сотрудничестве |
|||
5\5 |
Свойства вод Мирового океана – температура и соленость |
Комбинированный |
Свойства вод Мирового океана – температура и соленость |
Изучение карт температуры и солёности воды в Океане |
Знать понятия: солёность, температура воды, айсберг Уметь выявлять с помощью карт географические закономерности изменения температуры и солёности воды в Океане |
Выявлять с помощью карт географические закономерности изменения температуры и солёности воды в Океане |
|||
6\6 |
Движение воды в океане– волны, течения |
1 |
Комбинированный |
Движение воды в океане– волны, течения Приливы, отливы. Использование карт для определения направлений морских течений |
Определение по карте направлений морских течений
|
Знать понятия: волны, цунами, океанические течения, приливы и отливы Уметь показывать по карте и наносить на контурную карту морские течения Объяснять особенности движения вод в Мировом океане |
Использовать карты для определения направлений морских течений. Выявлять зависимость направления поверхностных течений от направления господствующих ветров. Систематизировать информацию о течениях в сводной таблице |
||
7\7 |
Воды суши. Реки на географической карте и в природе |
1 |
Комбинированный |
Воды суши. Реки на географической карте и в природе: основные части речной системы, характер течения |
Использование карты для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек. |
Знать понятия: речная система, речной бассейн, водораздел, русло, исток, устье, падение реки, источник питания реки. Уметь показывать по карте и наносить на контурную карту крупнейшие реки мира и России. Уметь составлять описание реки по плану на основе анализа источников информации |
Использовать карты для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек. Составлять описание реки по плану на основе анализа источников информации |
||
8\8 |
Питание и режим рек |
1 |
Комбинированный |
Режим рек, его зависимость от климата. Изменения в жизни рек. Роль рек для человека, их рациональное использование. Каналы. |
Пр.р. №3 Работа с картографическими источниками: нанесение объектов гидрографии- рек |
Знать понятия: режим реки, половодье, межень, паводок, пороги, водопады. Уметь анализировать графики изменения уровня воды в реках, выявлять по схеме части речной долины |
Анализировать графики изменения уровня воды в реках. Выявлять по схеме части речной долины. Осуществлять смысловое чтение в соответствии с задачами ознакомления с жанром и основной идеей текста |
||
9\9 |
Урок-практикум «Описание объектов гидрографии- одной из рек Мурманской области по картам» |
Практикум |
Пр.р. №4 Описание объектов гидрографии- одной из рек Мурманской области по картам |
Уметь описывать одну из рек своей местности по картам |
Определять географическое положение, направление течения одной из рек своей местности по картам |
||||
10\10 |
Озера и их происхождение. Водохранилища |
1 |
Комбинированный |
Озера и их происхождение. Крупнейшие пресные и солёные озера мира и нашей страны. Пруды, водохранилища. Использование карт для определения географического положения озера |
Пр.р. №5 Описание объектов гидрографии- одного из крупнейших озёр России по основным источникам географической информации |
Знать и понимать: озёрная котловина, пресные, солёные, сточные, бессточные озёра, озёра-старицы, ледниковые озера, водохранилища. Уметь определять географическое положение и размеры крупнейших озер мира и России, составлять описание озёр по плану на основе источников информации. Уметь показывать и наносить на контурную карту крупнейшие реки мира и России. |
Использовать карты для определения географического положения и размеры крупнейших озер мира и России. Составлять описание озёр по плану на основе источников информации |
||
11\11 |
Болота. Подземные воды |
Комбинированный |
Болота. Подземные воды Межпластовые и грунтовые воды. Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей горных пород. Минеральные воды |
Выявление и описание по схеме видов подземных вод |
Знать понятия: болота, подземные воды, многолетняя мерзлота, водопроницаемые и водоупорные породы, межпластовые воды, артезианские источники. Уметь составлять описание водных объектов по плану на основе источников информации |
Выявлять по схеме виды подземных вод. Составлять описание водных объектов по источникам географической информации |
|||
12\12 |
Ледники. Горное и покровное оледенение, многолетняя мерзлота |
1 |
Комбинированный |
Ледники- главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: географическое распространение, воздействие на хозяйственную деятельность |
Заполнение схемы «Виды ледников», описание по карте районов распространения ледников |
Знать понятия: ледники, покровные и горные ледники. Уметь описывать по карте районы распространения ледников |
Заполнять схему «Виды ледников», описывать по карте районы распространения ледников |
||
13\13 |
Человек и гидросфера |
Комбинированный |
Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Земле. Проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле, и пути их решения. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности. Минеральные и органические ресурсы Океана, их значение и хозяйственное исполь-зование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод Океана, меры по сохранению качества вод и органического мира |
Работа с картой «Хозяйственное использование Океана» |
Знать причины загрязнения гидросферы и пути решения проблем. Знать неблагоприятные и опасные явления в гидросфере и меры их предупреждения, правила обеспечения личной безопасности. Знать и уметь показывать по карте важнейшие морские порты, каналы. Уметь выявлять значение хозяйственного использования ресурсов Океана для человека |
Выявлять особенности воздействия гидросферы на другие оболочки Земли и жизнь человека. Выявлять значение хозяйственного использования ресурсов Океана для человека |
|||
14\14 |
Урок –обобщение по разделу «Гидросфера—водная оболочка Земли» |
1 |
Урок систематизации и обобщения знаний |
Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Гидросфера—водная оболочка Земли» |
Знать основные понятия темы «Гидросфера – водная оболочка Земли». Уметь называть и показывать крупнейшие моря, заливы, проливы, острова, полуострова, архипелаги, реки, озёра, водохранилища, морские порты, районы распространения многолетней мерзлоты, ледников. Уметь представлять в различных формах географическую информацию |
Представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач |
|||
Атмосфера (12 часов) |
|||||||||
15\1 |
Атмосфера. Строение воздушной оболочки Земли. Значение атмосферы для жизни на Земле |
1 |
Урок открытия новых знаний |
Атмосфера. Строение воздушной оболочки Земли. Значение атмосферы для жизни на Земле. Пути сохранения качества воздушной среды. Состав атмосферного воздуха |
Составление и анализ схемы «Состав атмосферы». |
Знать понятия: атмосфера, тропосфера, стратосфера, озоновый слой, оптические явления. Уметь объяснять значение атмосферы для жизни на Земле |
Выявлять роль содержащихся в атмосфере газов для природных процессов. Составлять и анализировать схему «Состав атмосферы». Высказывать мнение об утверждении «Тропосфера—кухня погоды» |
||
16\2 |
Температура воздуха. Нагревание воздуха |
1 |
Комбинированный |
Температура воздуха. Нагревание воздуха. Суточный и годовой ход температур и его графическое отображение. Среднесуточная, среднемесячная, среднегодовая температура Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Изменение температуры с высотой |
Пр.р.№6 Организация наблюдений за погодой, ведение дневника погоды |
Знать понятия: температура воздуха, термометр, средняя суточная температура, амплитуда колебаний температуры. Уметь измерять (определять) температуру воздуха, амплитуду температур, среднюю суточную температуру |
Вычерчивать и анализировать графики изменения температуры в течение суток. Вычислять средние суточные температуры и суточную амплитуду температур. Решать задачи на определение средней месячной температуры, изменения температуры с высотой |
||
17\3 |
Зависимость температуры от географической широты. Тепловые пояса |
1 |
Комбинированный |
Зависимость температуры от географической широты. Тепловые пояса Зависимость суточного и годового хода температуры воздуха от высоты Солнца над горизонтом. Уменьшение количества тепла от экватора к полюсам |
Пр.р.№7 Определение средних температур, амплитуды и построение графиков |
Знать: угол падения солнечных лучей Уметь объяснять зависимость температуры воздуха от угла падения солнечных лучей |
Выявлять зависимость температуры от угла падения солнечных лучей, закономерность уменьшения средних температур от экватора к полюсам |
||
18\4 |
Атмосферное давление |
Атмосферное давление, единицы его измерения. Барометр. Изменение атмосферного давления с высотой |
Пр.р.№8 Решение задач на определение высоты местности по разности атмосферного давления, расчет температуры воздуха в зависимости от высоты местности |
Знать: атмосферное давление, барометр. Уметь измерять (определять) атмосферное давление с помощью барометра, рассчитывать атмосферное давление на разной высоте в тропосфере |
Измерять атмосферное давление с помощью барометра. Рассчитывать атмосферное давление на разной высоте в тропосфере |
||||
19\5 |
Ветер. Постоянные и переменные ветра. Роза ветров |
Комбинированный |
Ветер. Постоянные и переменные ветра. Графическое отображение направления ветра. Роза ветров. Циркуляция атмосферы |
|
Знать: ветер, роза ветров, воздушные массы. Уметь определять по карте направление ветров, вычерчивать розу ветров |
Определять по карте направление ветров. Вычерчивать розу ветров на основе данных дневников наблюдений погоды |
|||
20\6 |
Виды ветров: бриз, муссон |
Виды ветров: бриз, муссон, их влияние на климат |
Вычерчивание и анализ схемы образования бризов и муссонов |
Знать: бриз, муссон. Уметь объяснять условия и причины образования бризов и муссонов, их влияние на климат той или иной местности |
Вычерчивать и анализировать схему образования бризов и муссонов. Объяснять их влияние на климат той или иной местности |
||||
21\7 |
Влажность воздуха |
Комбинированный |
Влажность воздуха. Облака. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Гигрометр. Виды облаков |
Решение задач по расчету относительной влажности на основе имеющихся данных. Наблюдение за облаками. Определение влажности с помощью гигрометра |
Знать: абсолютная влажность, относительная влажность, облака. Уметь решать задачи по расчету относительной влажности на основе имеющихся данных, составлять описание облаков на основе наблюдения |
Решать задачи по расчету относительной влажности на основе имеющихся данных. Наблюдать за облаками, составлять их описание по облику |
|||
22\8 |
Вода в атмосфере. Облака и атмосферные осадки |
Комбинированный |
Вода в атмосфере. Облака и атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков на жизнь и деятельность человека |
Решение задач по расчету относительной влажности на основе имеющихся данных. Наблюдение за облаками |
Знать: атмосферные осадки, их виды Уметь объяснять распределение влаги на поверхности Земли |
Решать задачи по расчету относительной влажности на основе имеющихся данных. Наблюдать за облаками, составлять их описание по облику |
|||
23\9 |
Погода и климат |
Комбинированный |
Погода и климат. Понятие погоды. Понятие климата. Климатообразующие факторы. Зависимость климата от абсолютной высоты местности. Климаты Земли. |
Пр.р.№9 Работа с графическими и статистическими данными, построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным, анализ полученных данных |
Знать: погода, воздушные массы, климат, факторы климата. Уметь составлять характеристику воздушных масс, описывать погоду и климат соей местности |
Устанавливать причинно- следственные связи между свойствами воздушных масс и характером поверхности, над которой они формируются. Составлять характеристику воздушных масс |
|||
24\10 |
Наблюдения за погодой. Чтение карт погоды |
Комбинированный |
Решение практических задач с использованием информации о погоде. Метеорологические приборы и инструменты. Измерения элементов погоды с помощью приборов. Прогнозы погоды |
Пр.р. №10 Работа с метеоприборами (проведение наблюдений и измерений, фиксация результатов, обработка результатов наблюдений) |
Уметь вести наблюдение за погодой, описывать по карте погоды количественные и качественные показатели состояния атмосферы. Уметь использовать метеорологические приборы и инструменты |
Наблюдать за погодой и выявлять её особенности. Знакомиться с картами погоды, выявлять способы нанесения на них характеристик состояния атмосферы. Описывать по карте погоды количественные и качественные показатели состояния атмосферы. Сравнивать показатели, применяемые для характеристики климата и погоды |
|||
25\11 |
Человек и атмосфера |
Комбинированный |
Человек и атмосфера. Влияние климата на здоровье людей. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды |
Составление и обсуждение правил поведения во время опасных атмосферных явлений |
Знать: охрана атмосферы, стихийные явления в атмосфере, правила поведения во время опасных атмосферных явлений Уметь описывать влияние погодных и климатических условий на здоровье и быт людей |
Выявлять значение атмосферы для человека. Описывать влияние погодных и климатических условий на здоровье и быт людей. Составлять и обсуждать правила поведения во время опасных атмосферных явлений |
|||
26\12 |
Урок –обобщение по разделу «Атмосфера» |
1 |
Урок систематизации и обобщения знаний |
Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Атмосфера» |
Знать основные понятия раздела «Атмосфера- воздушная оболочка Земли». Уметь использовать метеорологические приборы и инструменты. Уметь вести наблюдение за погодой, описывать по карте погоды количественные и качественные показатели состояния атмосферы. Уметь решать задачи по расчету относительной влажности, изменению температуры воздуха и давления с высотой. Уметь представлять в различных формах географическую информацию |
Представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач |
|||
Биосфера (3 часа) |
|||||||||
27\1 |
Биосфера – живая оболочка Земли |
1 |
Урок открытия новых знаний |
Особенности жизни в океане. Жизнь на поверхности суши: особенности распространения растений и животных в лесных и безлесных пространствах. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Приспособление живых организмов к среде обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы |
Составление схемы связей биосферы с другими оболочками Земли |
Знать понятия: биосфера, живые организмы, биологический круговорот Уметь сравнивать приспособленность отдельных групп организмов к среде обитания, выявлять роль разных групп организмов в переносе веществ на основе анализа схемы биологического круговорота |
Сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек Земли. Составлять схему связей биосферы с другими оболочками Земли. Сравнивать приспособленность отдельных групп организмов к среде обитания. Выявлять роль разных групп организмов в переносе веществ на основе анализа схемы биологического круговорота |
||
28\2 |
Почва как особое природное образование |
1 |
Комбинированный |
Состав почв, взаимодействие живого и неживого в почве, образование гумуса. Основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его повышения. Роль человека и его хозяйственной деятельности в сохранении и улучшении почв |
Анализ и сравнение почвенных профилей |
Знать: почва, плодородие, перегной (гумус). Уметь анализировать и сравнивать почвенные профили |
Сравнивать профили подзолистой почвы и чернозёма. Выявлять причины разной степени плодородия используемых человеком почв |
||
29\3 |
Воздействие организмов на земные оболочки. Охрана природы |
1 |
Комбинированный |
Воздействие организмов на земные оболочки. Воздействие человека на природу. Охрана природы. Географическая зональность и высотная поясность в растительном и животном мире. Наблюдения за растительностью и животным миром как способ определения качества окружающей среды |
Организация наблюдения за растительным и животным миром своей местности с целью определения качества среды |
Знать широтная зональность, высотная поясность. Уметь выявлять зависимость разнообразия растительного и животного мира от количества света, тепла и влаги (климата). Уметь вести наблюдения за растительным и животным миром |
Выявлять зависимость разнообразия растительного и животного мира от количества света, тепла и влаги (климата). Высказывать мнение о значении биосферы и воздействии человека на биосферу своей местности. Наблюдать за растительным и животным миром своей местности с целью определения качества среды |
||
Природа Земли: географическая оболочка как среда жизни (5 часов) |
|||||||||
30\1 |
Понятие о географической оболочке
|
1 |
Комбинированный |
Понятие о географической оболочке. Взаимодействие оболочек Земли. Строение географической оболочки. Понятие о природном комплексе. Глобальные, региональные и локальные природные комплексы. Природные комплексы своей местности. Закономерности географической оболочки: географическая зональность и высотная поясность |
Работа с различными тематическими картами |
Знать: географическая оболочка, широтная зональность, высотная поясность, строение, закономерности и свойства географической оболочки. Уметь приводить примеры взаимосвязи частей географической оболочки, выявлять доказательства существования главных закономерностей географической оболочки на основе анализа тематических карт |
Приводить примеры взаимосвязи частей географической оболочки. Выявлять доказательства существования главных закономерностей географической оболочки на основе анализа тематических карт |
||
31\2 |
Природные зоны Земли |
1 |
Комбинированный |
Природные зоны Земли. Карта природных зон |
Пр.р. №11 Изучение природных комплексов своей местности |
Знать понятия: природные зоны Уметь сравнивать между собой различные природные зоны., в том числе своей местности. Приводить примеры приспособляемости животных и растений к среде обитания. Уметь составлять описание природной зоны по карте |
Сравнивать между собой различные природные зоны. Приводить примеры приспособляемости животных и растений к среде обитания |
||
32\3 |
Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные |
1 |
Комбинированный |
Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные. Понятие «культурный ландшафт» |
Выявление наиболее и наименее изменённых человеком территорий Земли на основе анализа разных источников географической информации. |
Знать понятие: географическая широта, географические координаты. Уметь определять географическую широту |
Выявлять наиболее и наименее изменённые человеком территории Земли на основе анализа разных источников географической информации. Составлять схему основных видов культурных ландшафтов |
||
33\4 |
Географическая оболочка как окружающая человека среда. |
1 |
Комбинированный |
Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка как окружающая человека среда. |
Подготовка и обсуждение сообщений (презентации) по проблемам антропогенного воздействия на природу |
Знать понятие: географическая долгота, географические координаты. Уметь определять географические координаты и местоположение географических объектов |
Приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на ландшафт. Подготавливать и обсуждать сообщения (презентации) по проблемам антропогенного воздействия на природу |
||
34\5 |
Урок –обобщение по разделу «Географическая оболочка как среда жизни» |
1 |
Урок систематизации и обобщения знаний |
Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Географическая оболочка как среда жизни» |
Знать результат выдающихся географических открытий и путешествий. Уметь показывать по карте маршруты путешествий; представлять в различных формах географическую информацию |
Представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач |