12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Хлытина Татьяна Юрьевна286
Куратор печатного сборника «Сборник методических разработок и педагогических идей»

Предмет:

Класс:

УМК:

Количество часов:

География

9

Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И., Клюев Н.Н.

68

Пояснительная записка

Рабочая программа по географии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и примерной программой основного общего образования. (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263), за основу рабочей программы взята авторская программа Е. М. Домогацких для 9 класса: «Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений». – М.: Русское слово, 2008.

Курс «География России» занимает центральное место в географическом образовании в школе. Содержание предлагаемого курса полностью соответствует образовательному стандарту в области географии и концепции географического образования в основной школе. Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе.

Все это определяет особую роль данного курса: помимо раскрытия основных знаний, формирования географических умений и навыков, он влияет на мировоззрение учащихся, имеет огромное воспитательное значение.

Основные цели и задачи курса:

– сформировать целостный географический образ своей Родины;

– дать представление об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины;

– сформировать образ нашего государства как объекта мирового сообщества, дать представление о роли России в мире;

– сформировать необходимые географические умения и навыки;

– воспитывать патриотическое отношение на основе познания своего родного края, его истории, культуры; понимания его роли и места в жизни страны и всего мира в целом;

– воспитывать грамотное экологическое поведение и отношение к окружающему миру.

В авторскую программу Домогацких Е.М. были внесены следующие изменения:

В соответствии со стандартом основного общего образования по географии в 9 классе рекомендовано включить в программу курса изучение краеведческого материала, который разработали Петин А.Н. и Сластина Т.В.

Петин А.Н. География Белгородской области: Метод. Пособие для учителей. (Примерное поурочное планирование) . 8-9 классы/А.Н. Петин, Т.В. Сластина.- Белгород: Изд-во БелГУ , 2006.-96с.

Краеведческий материал изучается целым блоком, состоящим из 16 уроков после урока №37 «Центрально-Черноземный экономический район» , так как Белгородская область входит в состав этого экономического района.

Из резерва добавлен 1 час для проведения урока обобщения и контроля знаний по теме «Население России».

Из резерва добавлено 2 часа для изучения темы «Экономические районы России»: урок №59 и №61.

Все практические работы имеют непродолжительный характер (20-25 мин), за исключением итоговой практической работы №16«Сравнение хозяйственной специализации Западно -Сибирского и Восточно -Сибирского экономических районов», которая проводится на уроке №59 и является итоговой. Содержание данной работы позволяет выявить степень изученности материала и пробелы в знаниях сразу по двум темам: «Западно- Сибирский экономический район » и « Восточно –Сибирский экономический район».

Урок №61 Обобщение и контроля знаний по теме «Экономические районы России»

Из резерва добавлены 2 часа для проведения уроков обобщения и коррекции знаний по темам: итоговое тестирование за курс 9 класса и урок коррекции знаний по курсу «География : население и хозяйство России».

Рабочая программа ориентирована на использование УМК:

Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. , Клюев Н.Н. «География: население и хозяйство России: учебник для 9 класса.-2 –е изд. - М. : ООО «ТИД «Русское слово -РС» , 2010.-280с.:ил.

Алексеев А.И., О.В. Гаврилов «Атлас экономическая и социальная география 9 класс»

Мишняева Е.Ю. Конртурные карты с заданиями Экономическая и социальнвая география 9 класс , 2005 г. Обновлен по современным научным материалам и спр-стат данным в 2008 г.ООО «АСТ –ПРЕССС Школа» 2008г. География Белгородской области: Учеб. Пособие Часть 1: Население и хозяйство /3-е изд., испр. И доп. –М .: Изд-во МГУ, 2008. -136с.

 

Согласно Федеральному базисному и региональному учебному плану на изучение курса «География: население и хозяйство России » отводится по 68 часов (2 учебных часа в неделю).

 Информационный объем курса довольно велик, особое место в нем занимают практические работы.

По уровню усвоения учащимися географических умений спланированы 17 (12) практических работ - обучающие, тренировочные и итоговые. Обучающие работы (8) выполняются под руководством учителя, который показывает образец выполнения и формулирует задания для первичного закрепления действий учащимися. Тренировочные работы (3) нацелены на отработку и совершенствование умений. Эти работы выполняются на уроке под контролем учителя или в форме домашнего задания, результаты которого отслеживает учитель. Итоговые работы (7) одна практическая из раздела «География Белгородской области» выполняют контролирующую функцию, они выполняются учениками самостоятельно.

Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения.

Контроль должен выявить :

- знают ли учащиеся фактический материал,

-умеют ли применять свои знания в различных ситуациях,

-могут ли осуществлять мыслительные операции, т. е. сравнивать и обобщать конкретные факты, делать общие заключения.

Такая организация контроля дает возможность получать сведения, необходимые для успешного управления обучением, воспитанием и развитием учащихся.

Текущий контроль осуществляется в форме тестирования по темам: «Население России», «Административное деление России», «Хозяйство России», «ТЭК», «Транспортный комплекс России», «География Белгородской области», «Политико-географическое положение России», итоговый тест за курс 9 класса.

При изучении географии 9 класса использую следующие формы организации учебного процесса: индивидуальный, групповой, парный, фронтальный.

Количество часов и практических работ по разделам курса географии за 9 класс.

Название темы

Кол-во часов по программе Домогацких Е.М.

Кол-во часов

Практические работы по программе Домогацких Е. М.

Практические работы

Экономическая и социальная география

1

1

Россия на карте мира. Природные условия и ресурсы России

7

7

2

2

Население России

6

7

3

3

Хозяйство России

16

16

6

6

Экономические районы России

12

14

5

5

Страны Ближнего Зарубежья

4

4

1

1

Место России в хозяйственной системе современного мира

1

1

География Белгородской области

16

12

Резерв

21

5

Всего

47

68

17

17/12

Календарно-тематическое планирование по географии 9 класс

Наименование раздела и тем

Практические работы

Часы уч. врем.

Плановые сроки

Фактические сроки

Форма контроля

ЕГЭ

ГИА

Дом. Зад

Введение. Экономическая и социальная географии 1 час

1

Предмет экономическая и социальная география

§1

Раздел 1 Общий обзор России

Тема 1. Россия на карте мира. Природные ресурсы и условия России 7часов

2

1.1

Формирование территории России

§2 к/к

номенкулатура

3

1.2

Экономико-географическое положение России

Практическая работа №1

Нанесение на контурную карту соседних с Россией стран.

Итоговая1

Тест «Политико-географическое положение России»

§3с.в. 3

4

1.3

Административно-территориальное устройство

§4 номенкулатура

5

1.4

Экономическое районирование территории России

Практическая работа №2

Определение мест пересечения государственной границы крупными автомобильными и железными дорогами, трубопроводами и водными путями

Тренировочная 1

§5номенкулатура на к\к нанести экономические районы

6

1.5

Природные условия России.

§6сообщения о природных условиях с.в. 3

7

1.6

Природные ресурсы России

5.4.2

§7сообщение Объекты Всемироного наследия

8

1.7

Хозяйственная деятельность и влияние промышленности, транспорта на природные комплексы

Тест « Административно территориальное деление России »

§8тест стр. 47-48

Тема 2. Население России 7 часов

9

2.1

Численность населения России и ее динамика

Практическая работа №3

Нанесение на контурную карту национально-территориальных образований и краев Итоговая2

5.3.1

§9с.в 1,4

10

2.2

Размещение населения. Две зоны расселения.

Практическая работа№4 Определение по статистическим данным плотности населения отдельных субъектов Федерации.

Обучающая1

5.3.3

§10-задание блока работаем с картой

11

2.3

Миграции

Населения и их причины.

§11с.в. 4

12

2.4

Городское и сельское население. Урбанизация.

§12с.в. 3,4

13

2.5

Этнический и религиозный состав населения России

Практическая работа №5 Составление таблицы «Народы России, не имеющие национально- территориальных образований»

Обучающая 2

5.3.5

§13 сообщения о рел. и нац. Сост. России

14

2.6

Трудовые ресурсы и рынок труда.

§14 с.в. 2, 3

15

2.7

Урок обобщения и контроля знаний по теме «Население России»

Тест по теме «Население России»

Повторение

Пар 11,12

Тема 3 Хозяйство России 16 часов

16

3.1

Национальная экономика

5.4.1

§ 15 с.в.1

17

3.2

Факторы размещения производства

Практическая работа №6

Выбор места для строительства предприятия на основе знания факторов размещения производства

Тренировочная2

§16 с.в.2

18

3.3

Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная и газовая промышленность

5.4.3

§17на к/к нанести газо и нефте проводы

19

3.4

ТЭК: угольная промышленность ,

Практическая работа №7

Сравнительная характеристика двух или нескольких угольных бассейнов страны.

Итоговая 3

§18 с.в.2

20

3.5

ТЭК: электроэнергетика

Тест «ТЭК России»

§19с.в.3нанести на к/к АЭС, ТЭС, ГЭС

21

3.6

Металлургический комплекс черная металлургия

Практическая работа №8

Составление характеристики одной из металлургических баз на основе карт и статистических данных

Обучающая 3

5.4.3

§20 с.в.3

22

3.7

Металлургический комплекс :цветная металлургия

Практическая работа №9

Определение по картам главных факторов и районов размещения алюминиевой промышленности.

Обучающая 4

§21сообщение о цветных металлах

23

3.8

Машиностроение

Практическая работа №10

Определение по картам основных центров размещения металлоемкого и трудоемкого машиностроения.

Обучающая 5

5.4.3

§22

С.в.1 письменно

24

3.9

Машиностроение

§23с.в.2

25

3.10

Химическая промышленность

§24 с.в.1,2

26

3.11

Лесная промышленность

§25сообщ. целлюлозно-бум. комбинат на берегах о. Байкал

27

3.12

Сельское хозяйство: растениеводство и животноводство

5.4.4

§26,27 с.в. 3,4

28

3.13

Зональная специализация сельского хозяйства

Практическая работа №11

Определение по картам особенностей зональной специализации сельского хозяйства

Тренировочная 3

§28 в.2, с.в. 3 письменно

29

3.14

Пищевая и легкая промышленность

§29с.в.2

30

3.15

Транспорт России

Нематериальная сфера хозяйства

Тест «Транспортный комплекс»

5.4.5

§30,31 к\к нанести города через которые проходит Транссибирская магистраль

31

3.16

Обобщение и контроль знаний по теме «Хозяйство России»

Контрольная работа или тест разноуровневые задания

§26,27,23повт записи в тетради

Раздел 2 Экономические районы России 14 часов

32

2.1

Северный экономический район

§32 к/к нанести автономии ,вход. В состав Северного района

33

2.2

Северо-Западный экономический район

Практическая работа №12

Экономико-географическая характеристика территории (области, края, республики) по типовому плану Итоговая4

5.5

§33с.в. 2,3

34

2.3

Калининградская область

Практическая работа №13

Составление схемы внешних производственно-территориальных связей экономического района

Обучающая 6

§34сообщ. Калининград -янтарный край

35

2.4

Центральный экономический район

Практическая работа №14

Сравнение экономико-географического положения и ресурсов Северо-Западного и Центрального районов

Обучающая 7

§35 на к\к нанести районы вход. В центр. район

36

2.5

Центрально-Черноземный экономический район.(ЦЧР)

5.5

§36 на к\к нанести районы вход. В центр. Черн. район

Региональная часть курса. География Белгородской области 16 часов

37

Территория, границы, экономико-географическое положение, административно-территориальное деление Белгородской области

Практическая работа I

Экономико-географическое положение Белгородской области. Административно-территориальное деление

Итоговая 5

1

§1 заполнить таблицу «Основные сведения о Белг. Об-ти»

Нанести крайниеточки района, области гранич.и свой нас. Пункт.

38

Природные ресурсы как фактор формирования хозяйства

2

§ 1 ответить на вопросы стр.9сообщения

39

История освоения Белгородской области

3

§2

40

Изменение численности, естественное и механическое движение населения.

Практическая работаII

Изменение численности населения Белгородской области за 1926-2002 гг.

4

§3 проанализировать табл. Изменю числ. Населения , сделать письменно вывод.

41

Размещение населения

Практическая работа III

Размещение населения Белгородской области. Миграции

5

§ 4используя интернет ресурс заполнить таблицу типы нас. пунктов и численность насел в них.

42

География отраслей хозяйственного комплекса

Практическая работа IV

Отраслевой структура экономики Белгородской области

6

§5-6 выписать предприятия местной промышленности и продукцию , производимую ими.

43

География отраслей хозяйственного комплекса

Практическая работаV

Отрасли специализации области

7

§7 используя материал стр. 25-26 составить таблицу

44

География отраслей хозяйственного комплекса

Практическая работаVI

Описание одного из промышленных предприятий своего города (района)

8

§8. 26-27 определить какие отрасли МК развиты в области на к нанести отрасли МК

45

Сельское хозяйство: растениеводство и

Практическая работа VII

Основные районы растениеводства

9

§ 9 стр. 34 1-3стр

46

Сельское хозяйство: животноводство

Практическая работаVIII

Основные районы животноводства

10

§9,10 до конца

47

Инфраструктурный комплекс

Практическая работаIX

Транспорт Белгородской области

11

§11,12

48

Историко-культурный потенциал

Практическая работа X

Достопримечательности Белгородской области

12

§13 сообщения

49

Выдающиеся люди Белгородской области

13

Мини-проекты

§13 сообщения

50

Территориальная организация хозяйства

Практическая работаXI

Внутриобластные социально-экономические районы

14

§14

51

Внешние экономические связи

Практическая работаXII

Внешнеэкономические связи

15

§15

52

Урок обобщения и контроля знаний.

16

Итоговый тест

§ повтор. Подготовка к итог. Тесту по записям в тетради

53

2.6

Волго-Вятский экономический район

§37 с.в. 2,3

54

2.7

Северо-Кавказский экономический район

Практическая работа №15

Анализ перспектив развития рекреационного хозяйства Северного Кавказа.

Тренировочная 4

§38 номенк. Нанести на к/к республики, края

55

2.8

Поволжский экономический район

5.5

§39 номенк. Нанести на к/к республики, края

56

2.9

Уральский экономический район

§40 номенк. Нанести на к/к республики, края

Выписать в тетрадь отрасли специализации района

57

2.10

Западно-Сибирский экономический район

5.5

§41 номенк. Нанести на к/к республики, края и природ ресурсы региона

58

2.11

Восточно-Сибирский экономический район

§42 номенк. Нанести на к/к республики, края

59

2.12

Практическая работа №16

Сравнение хозяйственной специализации Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского экономических районов.

Итоговая 6

§42 С.в. 3 письменно

60

2.13

Дальневосточный экономический район

§ 43 номенк. Нанести на к/к республики, края с.в.2

61

2.14

Урок обобщения по теме:«Экономические районы»

§32,36, 38пов. Записи в тетради

Раздел 3. Страны ближнего зарубежья 4часа

62

3.1

Страны Балтии и Белоруссии

§44

63

3.2

Украина и Молдавия

§45

64

3.3

Страны Закавказья

Практическая работа №17

Составление схемы внешних производственно-территориальных связей между странами ближнего зарубежья и Россией

Итоговая 7

§46

65

3.4

Страны Центрально-Азиатского региона

§47

Место России в хозяйственной системе современного мира 1 час

66

Развитие хозяйственного комплекса России ее экономического значения на международном уровне

5.6

§48

67

Урок обобщения и контроля знаний за курс 9 класса

Итоговый тест за курс 9 класса

§ 3, 8, 10, повтор по аписям в тетради

68

Коррекция знаний . Защита проектов. Итоговый урок

ЧАСТЬ II. НАСЕЛЕНИЕ И ХОЗЯЙСТВО РОССИИ

 

9 КЛАСС (68 часов)

 

Введение. Экономическая и социальная география (1 час)

Предмет экономической и социальной географии. Хозяйственный комплекс – главный объект исследования экономической географии. Различия между природным и хозяйственным комплексом.

Основные понятия: экономическая и социальная география, хозяйственный комплекс.

 

Раздел 1. ОБЩИЙ ОБЗОР РОССИИ (7 часов)

 

Тема 1. Россия на карте мира.

Природные условия и ресурсы России

 

Формирование территории России. Исторические города России. Время образования городов как отражение территориальных изменений. Направления роста территории России в XIV—XIX вв. Изменения территории России в ХХ в. СССР и его распад. Содружество Независимых Государств.

Экономико-географическое положение. Факторы ЭГП России: огромная территория, ограниченность выхода к морям Мирового океана, большое число стран-соседей. Плюсы и минусы географического положения страны. Политико-географическое положение России. Распад СССР как фактор изменения экономико- и политико-географического положения страны.

Административно-территориальное деление России и его эволюция. Россия – федеративное государство. Субъекты РФ. Территориальные и национальные образования в составе РФ. Федеральные округа.

Экономико-географическое районирование. Принципы районирования: однородность и многоуровневость. Специализация хозяйства – основа экономического районирования. Отрасли специализации. Вспомогательные и обслуживающие отрасли. Экономические районы, регионы и зоны. Сетка экономических районов России.

Природные условия. Их прямое и косвенное влияние. Адаптация человека к природным условиям – биологическая и небиологическая. Связь небиологической адаптации с уровнем развития цивилизации. Хозяйственный потенциал природных условий России. Комфортность природных условий России. Зона Крайнего Севера.

Природные ресурсы. Влияние природных ресурсов на хозяйственную специализацию территорий. Минеральные ресурсы России и основные черты их размещения. Водные ресурсы и их значение в хозяйственной жизни. Почва и почвенные ресурсы. Агроклиматические условия. Нечерноземье. Лесные ресурсы. Лесоизбыточные и лесодефицитные районы. Рекреационные ресурсы и перспективы их освоения. Объекты Всемирного наследия на территории России.

Взаимодействие природы и населения. Влияние промышленности, сельского хозяйства и транспорта на природные комплексы. «Чистые» и «грязные» отрасли. Экологические проблемы. Зоны экологического бедствия. Экологические катастрофы.

Основные понятия: социально-экономическая география, хозяйственный комплекс, экономико-географическое положение, политико-географическое положение, геополитика, административно-территориальное деление, субъекты Федерации, экономический район, районирование, специализация, природные условия, адаптация, природные ресурсы.

Практические работы. 1. Нанесение на контурную карту соседних с Россией стран. 2. Определение мест пересечения государственной границы крупными автомобильными и железными дорогами, трубопроводами и водными путями.

 

Тема 2. Население России (7 часов)

 

Демография. Переписи населения. Численность населения России и ее динамика. Естественный прирост населения. Воспроизводство населения. Традиционный и современный тип воспроизводства. Демографические кризисы. Демографическая ситуация в современной России. Половозрастная структура населения. Трудовые ресурсы России. Рынок труда. Безработица в России.

Плотность населения. Две зоны расселения и их характеристики. Миграции населения и их причины. Внутренние и внешние миграции в России. Вынужденные переселенцы, беженцы. Миграционные волны.

Расселение и его формы. Города России. Урбанизация. Уровень урбанизации субъектов Федерации. Функции городских поселений и виды городов. Городские агломерации.

Народы России. Языковая классификация народов. Языковые семьи и группы. Религиозный состав населения России. Распространение основных религий на территории России. Этнорелигиозные конфликты и возможные пути их решения.

Обобщение и контроль знаний по теме «Население России»

Основные понятия: естественный прирост, воспроизводство населения, трудовые ресурсы, плотность населения, миграции, расселение, урбанизация.

Практические работы. 1. Нанесение на контурную карту национально-территориальных образований и краев. 2. Определение по статистическим данным плотности населения отдельных субъектов Федерации. 3. Составление таблицы «Народы России, не имеющие национально-территориальных образований в составе страны».

 

Тема 3. Хозяйство России (16 часов)

 

Национальная экономика. Понятие о предприятиях материальной и нематериальной сферы. Отрасли хозяйства. Три сектора национальной экономики. Отраслевая структура экономики. Межотраслевые комплексы. Факторы размещения производства. Сырьевой, топливный, водный, трудовой, потребительский, транспортный и экологический факторы.

Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Нефтегазовые базы и угольные бассейны России. Их хозяйственная оценка. Электроэнергетика. Гидравлические, тепловые и атомные электростанции и их виды. Крупнейшие каскады ГЭС. Альтернативная энергетика. Единая энергосистема России.

Металлургический комплекс. Черная металлургия. Особенности организации производства: концентрация и комбинирование. Комбинат полного цикла. Факторы размещения отрасли. Металлургические базы России. Цветная металлургия. Размещение основных отраслей цветной металлургии.

Машиностроение. Отрасли машиностроения и факторы их размещения. Тяжелое, транспортное, сельскохозяйственное, энергетическое машиностроение, тракторостроение и станкостроение. Военно-промышленный комплекс.

Химическая промышленность. Сырьевая база и отрасли химической промышленности. Горная химия, основная химия, химия органического синтеза и факторы их размещения.

Лесная промышленность. Отрасли лесной промышленности: лесозаготовка, деревообработка, целлюлозно-бумажная промышленность и лесная химия. Лесопромышленные комплексы.

Агропромышленный комплекс и его звенья. Сельское хозяйство. Отрасли растениеводства и животноводства и их размещение по территории России. Зональная организация сельского хозяйства. Пригородный тип сельского хозяйства. Отрасли легкой и пищевой промышленности и факторы их размещения.

Транспорт и его роль в национальной экономике. Виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, водный и воздушный. Достоинства и недостатки различных видов транспорта. Транспортная сеть и ее элементы.

Отрасли нематериальной сферы. Сфера услуг и ее география.

Основные понятия: национальная экономика (народное хозяйство), отрасль, предприятие, межотраслевой комплекс, факторы размещения производства, комбинирование производства, материальная и нематериальная сфера хозяйства, сфера услуг.

Практические работы. 1. Выбор места для строительства предприятия на основе знания факторов размещения производства. 2. Сравнительная характеристика двух или нескольких угольных бассейнов страны. 3. Составление характеристики одной из металлургических баз на основе карт и статистических данных. 4. Определение по картам главных факторов и районов размещения алюминиевой промышленности. 5. Определение по картам основных центров размещения металлоемкого и трудоемкого машиностроения. 6. Определение по картам особенностей зональной специализации сельского хозяйства.

 

Раздел 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ РОССИИ (14 часов)

 

Северный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Единственный сырьевой район Западной зоны. Русский Север – самый большой по площади район ЕТР. Топливные и энергетические ресурсы – основа хозяйства района. Мурманск – морские ворота страны.

Северо-Западный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Северо-Запад – транзитный район между Россией и Европой. Бедность природными ресурсами. Выгодное географическое положение – главный фактор развития промышленности района. Опора на привозное сырье. Машиностроение – ведущая отрасль промышленности района. Санкт-Петербург – многофункциональный центр района.

Калининградская область – самая западная территория России.

Центральный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Исторический, экономический, культурный и административный центр страны. Ограниченные природные ресурсы. Ключевая роль машиностроения. Старейший центр текстильной промышленности.

Центрально-Черноземный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Ведущая роль природных ресурсов в развитии хозяйства района. ЦЧР – один из крупнейших сельскохозяйственных районов России.

Волго-Вятский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Выгодность экономико-географического положения. Высококвалифицированные трудовые ресурсы района. Крупнейший центр автомобилестроения страны. Нижегородская агломерация – экономическое ядро района.

Северо-Кавказский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Один из крупнейших по числу жителей и в то же время наименее урбанизированный район страны. Агроклиматические и рекреационные ресурсы. Выдающаяся роль сельского хозяйства и рекреационного хозяйства.

Поволжский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Крупный нефтегазоносный район. Благоприятные условия для развития сельского хозяйства. Высокая обеспеченность трудовыми ресурсами. «Автомобильный цех» страны. Нефтяная, газовая и химическая промышленность. Волго-Камский каскад ГЭС. Энергоемкие отрасли.

Уральский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Выгодное транзитное положение и богатые минеральные ресурсы. Старый промышленный район. Уральская металлургическая база; центр тяжелого машиностроения.

Западно-Сибирский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Главное богатство – огромные запасы нефти, газа и каменного угля. Ведущая роль топливно-энергетической промышленности. Черная металлургия Кузбасса.

Восточно-Сибирский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Суровые природные условия и богатые природные ресурсы района. Огромные водные ресурсы Байкала и крупных рек. Ангаро-Енисейский каскад ГЭС — крупнейший производитель электроэнергии в стране. Перспективы развития энергоемких отраслей.

Дальневосточный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Самый большой по площади экономический район страны. Благоприятное приморское положение, крайне слабая освоенность, удаленность от развитой части страны. Специализация – вывоз леса, рыбы, руд цветных металлов, золота, алмазов.

Обобщение и контроль знаний по теме : «Экономические районы России»

Основные понятия: транзитное положение, добывающие отрасли, энергоемкие производства, Нечерноземье.

Практические работы. 1. Экономико-географическая характеристика территории (области, края, республики) по типовому плану. 2. Составление схемы внешних производственно-территориальных связей экономического района. 3. Сравнение экономико-географического положения и ресурсов Северо-Западного и Центрального районов. 4. Анализ перспектив развития рекреационного хозяйства Северного Кавказа. 5. Сравнение хозяйственной специализации Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского экономических районов.

 

 

Раздел 3. СТРАНЫ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ (4 часа)

 

Страны Европейского Запада. Страны Балтии – Эстония, Латвия и Литва – небольшие государства с ограниченными природными ресурсами. Ключевая роль отраслей неметаллоемкого машиностроения. Белоруссия. Ее транзитное положение между Россией и зарубежной Европой. Специализации на транспортном машиностроении и химической промышленности. Общие для стран Европейского Запада черты экономики: легкая и пищевая промышленность, животноводческая специализация сельского хозяйства.

Страны Европейского Юга. Богатые природные ресурсы и благоприятные условия – основа экономики Украины. Многоотраслевая промышленность Украины. Ведущая роль металлургии, машиностроения и химической промышленности. Украина – крупнейший производитель зерна в ближнем зарубежье. Агроклиматические ресурсы – основа сельскохозяйственной специализации Молдовы.

Страны Закавказья. Южное положение и преобладание горного рельефа. Ограниченный набор минеральных ресурсов. Сельское хозяйство – основа экономики Грузии. Точное машиностроение и цветная металлургия – хозяйственная специализация Армении. Нефтегазовый комплекс Азербайджана.

Страны Азиатского Юга. Казахстан – страна-гигант. Рудные и топливные ресурсы – база для металлургии и нефтегазовой промышленности. Доминирующая роль черной и цветной металлургии. Природные условия, определяющие сельскохозяйственную специфику разных частей страны. Четыре среднеазиатские республики: черты сходства и различия. Преобладание сельского хозяйства: хлопководства, шелководства, садоводства и виноградарства.

Основные понятия: прибалтийский тип сельского хозяйства, завалуненность, теплолюбивые культуры, каракульские овцы, пустыни, ковроткачество, длинноволокнистый хлопок.

Практическая работа: составление схемы внешних производственно-территориальных связей между странами ближнего зарубежья и Россией.

 

 

Заключение. Место России

в хозяйственной системе современного мира (1 час)

 

Развитие хозяйственного комплекса России и изменение ее экономического значения на международном уровне.

 

 

Требования к уровню подготовки учащихся

 

Учащиеся должны:

1. Знать (понимать):

– географические особенности природных регионов России; основные географические объекты;

– причины, обуславливающие разнообразие природы нашей Родины;

– связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными особенностями отдельных регионов страны;

– факторы размещения основных отраслей хозяйства России;

– основные отрасли хозяйства России, географию их размещения;

– крупнейшие городские агломерации нашей страны;

– причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их предотвращению;

–географию народов, населяющих нашу страну.

 

2. Уметь:

– давать характеристики крупных регионов нашей страны, в том числе с использованием карт атласа;

– приводить примеры рационального природопользования; прогнозировать изменения природных объектов в результате хозяйственной деятельности человека;

– объяснять особенности хозяйства регионов России и их экономические связи.

 

 

Примерное тематическое планирование

по курсу «География Белгородской области»

9 класс(16 час.)

№ п/п

Тема урока

Практическая работа

Введение (1 час)

1

Территория, границы, экономико-географическое положение, административно-территориальное деление Белгородской области

№ 1. Экономико-географическое положение Белгородской области

№ 2. Административно-территориальное деление

Тема 1.Природные ресурсы, история освоения Белгородской области (2 часа.)

2-3

Природные ресурсы как фактор формирования хозяйства

История освоения территории Белгородской области

Тема 2. Население (2 час.)

4

Изменение численности, естественное и механическое движение населения

№ 3. Изменение численности населения Белгородской области за 1926-2002 гг.

5

Половозрастная структура населения и трудовые ресурсы

Размещение населения

№ 4. Размещение населения Белгородской области .Миграции

Тема 3. География отраслей хозяйственного комплекса (3 часа.)

6

Общая характеристика промышленности

№ 5. Отраслевая структура экономики Белгородской области

7-8

Ведущие отрасли промышленности

Другие отрасли промышленности

№ 6. Отрасли специализации области

№ 7. Описание одного из промышленных предприятий своего города (района)

Тема 4. Сельское хозяйство (2 часа.)

9-10

Растениеводство

Животноводство

№8. Основные районы растениеводства

Основные районы животноводства

Тема 5. Инфраструктурный комплекс (1час.)

11

Транспорт

№ 9 Транспорт

12-13

Историко-культурный потенциал

№10. Достопримечательности Белгородской области

Выдающиеся люди Белгородской области

14

Территориальная организация хозяйства

Тема 6. Внешние экономические связи Белгородской области (1 час.)

15

Внешние экономические связи

№11 Внешнеэкономические связи

16

Обобщающее занятие

Составитель: Сластина Т.В., зав.кабинетом естественно-математических дисциплин БелРИПКППС

Географическая номенклатура

 

Крайние точки: мыс Флигели, мыс Челюскин, гора Базардюзю, Куршская коса.

Моря: Баренцево, Белое, Лаптевых, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское море-озеро.

Заливы: Гданьский, Финский, Кандалакшский, Онежская губа, Байдарацкая губа, Обская губа, Енисейский, Пенжинская губа, Петра Великого.

Проливы: Лаперуза, Кунаширский, Керченский, Берингов, Татарский.

Острова: Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Новосибирские, Северная Земля, Врангеля, Сахалин, Курильские, Соловецкие, Колгуев, Вайгач, Кижи, Валаам, Командорские.

Полуострова: Камчатка, Ямал, Таймыр, Кольский, Канин, Рыбачий, Таманский, Гыданский, Чукотский.

Реки: Волга, Дон, Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Ангара, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур, Зея, Бурея, Шилка, Аргунь, Северная Двина, Печора, Онега, Мезень, Ока, Вятка, Кама, Нева, Кубань, Кума, Терек, Урал, Белая, Чусовая, Исеть, Бия, Катунь, Тобол, Ишим, Пур, Таз, Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Вилюй, Алдан, Хатанга, Селенга, Оленек, Уссури, Камчатка.

Озера: Чудское, Онежское, Ладожское, Байкал, Таймыр, Телецкое, Селигер, Имандра, Псковское, Ильмень, Плещеево, Эльтон, Баскунчак, Кулундинское, Чаны, Ханка.

Водохранилища: Куйбышевское, Рыбинское, Братское, Волгоградское, Цимлянское, Вилюйское, Зейское, Горьковское.

Каналы: Беломорско-Балтийский, Мариинская система, Волго-Балтийский, им. Москвы, Волго-Донской.

Горы: Хибины, Большой Кавказ, Казбек, Эльбрус, Урал, Народная, Ямантау, Магнитная, Качканар, Алтай, Белуха, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Западный и Восточный Саян, Бырранга, Енисейский кряж, Становое нагорье, Алданское нагорье, Витимское плоскогорье, Становой хребет, Верхоянский хребет, хребет Черского, Чукотское нагорье, Джугджур, Сихотэ-Алинь, Ключевская Сопка, Авачинская Сопка, Шивелуч.

Возвышенности: Среднерусская, Приволжская, Среднесибирское плоскогорье, плато Путорана, Тиманский кряж, Северные Увалы, Валдайская, Ставропольская, Сибирские Увалы.

Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Окско-Донская, Ишимская, Барабинская, Зейско-Буреинская, Центрально-Якутская.

Низменности: Яно-Индигирская, Колымская, Средне-Амурская, Кумо-Манычская впадина, Прикаспийская, Печорская, Мещерская, Окско-Донская, Прикубанская, Кузнецкая котловина, Северо-Сибирская, Минусинская, Тувинская котловины.

Заповедники и другие охраняемые территории: Астраханский, Баргузинский, Кандалакшский, Галичья Гора, Кедровая Падь, Приокско-Террасный, Лапландский, Дарвинский, Самарская Лука, Тебердинский, Печоро-Илычский, Башкирский, Ильменский, Алтайский, Таймырский, Долина гейзеров, Ленские Столбы, Усть-Ленский, Кроноцкий, Остров Врангеля, Дальневосточный морской.

Месторождения: Печорский угольный бассейн, Курская магнитная аномалия, Подмосковный буроугольный бассейн, Баскунчак (соли), Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн, Кузбасс, Горная Шория (железные руды), Донбасс, Хибины (апатиты), Канско-Ачинский, Ленский, Тунгусский, Южно-Якутский угольные бассейны, Удоканское (медь), Алдан и Бодайбо (золото), Мирный (алмазы).

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.