12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Заятдинова Айгуль Нагашбаевна346
Россия, Оренбургская обл., Оренбург

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.

Обучающий научится:

выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;

ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;

представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;

использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;

проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;

оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;

использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;

описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;

различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;

устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека к разным природным условиям;

объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

объяснять расовые отличия разных народов мира;

уметь выделять в записках путешественников географические особенности территории

приводить примеры современных видов связи, применять современные виды связи для решения учебных и практических задач по географии;

Обучающийся получит возможность научиться:

работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;

подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;

использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

составлять описание природного комплекса;выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;

сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;

оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;

объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами;

давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать границы с точки зрения их доступности;

делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;

наносить на контурные карты основные формы рельефа;

показывать на карте артезианские бассейны и области распространения многолетней мерзлоты;

выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;

Оценивать и прогнозировать:

- по тектонической карте изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем;

- изменение климатов Земли;

- оценивать природные условия и природные богатства как условия для жизни и деятельности человека;

- основные взаимосвязи природы и человека;

Объяснять:

- особенности строения и развития основных геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах;

- особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов;

- особенности расового и этнического состава населения;

- особенности экологических ситуаций на материках и в акваториях океанов;

- основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке;

- применять в процессе учебного познания основные географические понятия

Описывать:

- основные источники географической информации;

- географическое положение объектов (по карте);

- по схемам круговороты вещества и энергий;

- компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов материков и стран мира;

- объекты и территории по картам, картинам и др. источникам информации, создавая их географический образ;

- особенности материальной и духовной культуры крупных народов.

Определять (измерять):

- географическую информацию по картам различного содержания;

- вид и тип карт и др. источников знаний для получения необходимой информации.

Называть и показывать:

- важнейшие природные объекты материков и океанов, регионов и стран;

- основные тектонические структуры, мировые центры месторождений п\и, сейсмически опасные территории;

- факторы формирования климата;

- крупнейшие народы мира, наиболее распространенные языки, мировые религии, крупнейшие по площади и населению страны мира;

- страны мира, их столицы, крупные города;

- природные ресурсы суши и океана, меры по охране географической оболочки. Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

гармонично развитые социальные чувства и качества:

умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:

умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;

умение толерантно определять своё отношение к разным народам;

умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.

Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;

выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;

работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);

планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;

работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);

свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

в ходе представления проекта давать оценку его результатам;

самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;.

уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;

организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:

анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия;

давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;

осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;

обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;

преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата;

понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания;

самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;

уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:

осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;

освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;

использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения;

использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.

Коммуникативные УУД:

отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметными результатами изучения курса «География» 7 класса являются следующие умения:

1. Осознание роли географии в познании окружающего мира:

- объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий.

освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

- составлять характеристику процессов и явлений, характерных для каждой геосферы и географической оболочки;

- выявлять взаимосвязь компонентов геосферы и их изменения;

- объяснять проявление в природе Земли географической зональности и высотной поясности;

- определять географические особенности природы материков, океанов и отдельных стран;

- устанавливать связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

- выделять природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на глобальном, региональном и локальном уровнях.

использование географических умений:

- анализировать и оценивать информацию географии народов Земли;

- находить и анализировать в различных источниках информацию, необходимую для объяснения географических явлений, хозяйственный потенциал и экологические проблемы на разных материках и в океанах.

2. Использование карт как моделей:

- различать карты по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;

- выделять, описывать и объяснять по картам признаки географических объектов и явлений на материках, в океанах и различных странах.

понимание смысла собственной действительности:

- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, её влияния на особенности культуры народов; районов разной специализации хозяйственной деятельности крупнейших регионов и отдельных стран мира.

Содержание учебного предмета, курса.

Раздел 1. Планета, на которой мы живем (21 час)

Тема 1. Литосфера – подвижная твердь (6 часов)

Содержание темы

Материки и океаны. и части света. Части света. Острова: материковые, вулканические, коралловые. Геологическое время. Эры и периоды в истории Земли. Ледниковый период. Строение земной коры. Материковая и океаническая земная кора. Дрейф материков и теория литосферных плит. Процессы, происходящие в зоне контактов между литосферными плитами, и связанные с ними формы рельефа. Платформы и равнины. Складчатые пояса и горы. Эпохи горообразования. Сейсмические и вулканические пояса планеты.

Учебные понятия:

Материк, океан, часть света, остров, атолл, геологическое время, геологические эры и периоды, океаническая и материковая земная кора, тектоника, литосферные плиты, дрейф материков, срединно-океанические хребты, рифты, глубоководный желоб, платформы, равнины, складчатые пояса, горы.

Персоналии Альфред Вегенер.

Основные образовательные идеи:

Мировую сушу можно делить по географическому признаку на материк или по историческому — на части света.

Рельеф Земли (характеристика, история развития, отображение на карте) и человек.

Связь рельефа поверхности и стихийных бедствий геологического характера с процессами, происходящими в литосфере Земли.

Метапредметные умения:

углубление учебно-информационных умений: работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; организовывать информацию;

углубление учебно-логических умений: сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию.

Предметные умения

Умение объяснять:

географические явления и процессы

причины изменений рельефа, распространение крупных форм рельефа, зон землетрясений и вулканизма, осадочных, магматических и метаморфических полезных ископаемых.

Умение определять:

географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений: литосфера, литосферная плита, земная кора, рельеф, сейсмический пояс;

местоположение географических объектов и явлений на карте: крупнейшие древние платформы, Тихоокеанский и Средиземноморско-Гималайский сейсмические пояса.

Практическая работа:

1. Составление картосхемы «Литосферные плиты», прогноз размещения материков и океанов в будущем.

Тема 2. Атмосфера – мастерская климата (4 часа)

Содержание темы:

Пояса Земли: тепловые, пояса увлажнения, пояса атмосферного давления. Воздушные массы и климатические пояса. Особенности климата основных и переходных климатических поясов. Карта климатических поясов. Климатограммы. Климатообразующие факторы: широтное положение, рельеф, влияние океана, система господствующих ветров, размеры материков. Понятие о континентальности климата. Разнообразие климатов Земли.

Учебные понятия:

Климатический пояс, субпояса, климатообразующий фактор, постоянный ветер, пассаты, муссоны, западный перенос, континентальность климата, тип климата, климатограмма, воздушная масса.

Основные образовательные идеи: Разнообразие климатов Земли - результат действия климатообразующих факторов.

Метапредметные умения:

углубление учебно-информационных умений: работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; организовывать информацию;

углубление учебно-логических умений: сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию.

Предметные умения:

Умение объяснять:

географические явления и процессы в атмосфере: распределение поясов атмосферного давления и образование постоянных ветров;

формирование климатических поясов;

действие климатообразующих факторов.

Умение определять:

географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений: атмосфера, воздушная масса, климат, пассат, западный ветер, гидросфера;

местоположение климатических поясов.

Практические работы:

1. Определение главных показателей климата различных регионов планеты по климатической карте мира.

2. Определение типов климата по предложенным климатограммам.

Тема 3. Мировой океан – синяя бездна (4 часа)

Содержание темы:

Понятие о Мировом океане. Части Мирового океана. Глубинные зоны Мирового океана. Виды движений вод Мирового океана. Волны и их виды. Классификации морских течений. Циркуляция вод Мирового океана. Органический мир морей и океанов. Океан — колыбель жизни. Виды морских организмов. Влияние Мирового океана на природу планеты. Особенности природы отдельных океанов Земли.

Учебные понятия:

Море, волны, континентальный шельф, материковый склон, ложе океана, цунами, ветровые и стоковые течения, планктон, нектон, бентос.

Основные образовательные идеи:

Мировой океана — один из важнейших факторов, определяющих природу Земли.

Мировой океан — колыбель жизни.

Метапредметные умения:

углубление учебно-информационных умений: работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; организовывать информацию;

углубление учебно-логических умений: сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию.

Предметные умения:

Умение объяснять:

географические явления и процессы в гидросфере;

формирование системы поверхностных океанических течений.

Умение определять:

географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений: Мировой океан, морское течение;

местоположение крупнейших морских течений.

Практические работы:

Построение профиля дна океана по одной из параллелей, обозначение основных форм рельефа дна океана.

Тема 4. Географическая оболочка – живой механизм (2 часа)

Содержание темы

Понятие о географической оболочке. Природный комплекс (ландшафт). Природные и антропогенные ландшафты. Свойства географической оболочки: целостность, римичность и зональность. Закон географической зональности. Природные комплексы разных порядков. Природные зоны. Экваториальный лес, арктическая пустыня, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степь, саванна, тропическая пустыня. Понятие о высотной поясности.

Учебные понятия

Природный комплекс, географическая оболочка, целостность, ритмичность, закон географической зональности, природная зона.

Персоналии Василий Васильевич Докучаев.

Основные образовательные идеи:

Географическая оболочка: понятие, строение, свойства, закономерности

Природные зоны и человек.

Метапредметные умения:

углубление учебно-информационных умений: работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; организовывать информацию;

углубление учебно-логических умений: сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию.

Предметные умения: Умение объяснять: явления и процессы в географической оболочке: целостность, ритмичность, географическую зональность, азональность и поясность.

Умение определять:

географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений: зональность, природная зона, географическая оболочка, высотный пояс, природный комплекс;

местоположение природных зон.

Практическая работа:

1. Выявление и объяснение географической зональности природы Земли.

2. Описание природных зон Земли по географическим картам.

3. Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах.

Тема 5. Человек – хозяин планеты (6 часов)

Содержание темы

Возникновение человека и предполагаемые пути его расселения по материкам. Хозяйственная деятельность человека и ее изменение на разных этапах развития человеческого общества. Присваивающее и производящее хозяйство. Охрана природы. Международная «Красная книга». Особо охраняемые территории. Всемирное природное и культурное наследие. Численность населения Земли и его размещение. Человеческие расы. Народы. География религий. Политическая карта мира. Этапы ее формирования. Страны современного мира.

Учебные понятия:

Миграция, хозяйственная деятельность, цивилизация, особо охраняемые природные территории, Всемирное наследие, раса, религия, мировые религии, страна, монархия, республика.

Основные образовательные идеи:

С хозяйственной деятельностью человека связана необходимость охраны природы.

Особенности расовой, национальной религиозной картины мира.

Разнообразие стран — результат длительного исторического процесса.

Метапредметные умения:

углубление учебно-информационных умений: работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; организовывать информацию;

углубление учебно-логических умений: сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию.

Предметные умения: Умение объяснять: географические особенности населения: размещения, расового состава, национального состава, хозяйственной деятельности.

Умение определять:

географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений: человеческая раса;

местоположение территорий с самой большой плотностью населения, областей распространения основных человеческих рас и религий.

Практическая работа:

1. Определение и сравнение различий в численности, плотности и динамике населения

разных регионов и стран мира.

Раздел 2. Материки планеты Земля (43 часа)

Тема 1. Африка — материк коротких теней (9 часов)

Содержание темы

История открытия, изучения и освоения. Особенности географического положения и его влияние на природу материка. Африка — древний материк. Главные черты рельефа и геологического строения: преобладание плоскогорий и Великий Африканский разлом. Полезные ископаемые: золото, алмазы, руды. Африка — самый жаркий материк. Величайшая пустыня мира – Сахара. Оазисы. Озера тектонического происхождения: Виктория, Танганьика. Двойной набор природных зон. Саванны. Национальные парки Африки.

Неравномерность размещения население, его быстрый рост. Регионы Африки: Арабский север, Африка к югу от Сахары. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Африки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.

Учебные понятия: Саванна, национальный парк, Восточно-Африканский разлом, сахель, экваториальная раса.

Персоналии: Генрих Мореплаватель, Васко да Гама, Давид Ливингстон, Генри Стэнли, Джон Спик, Джеймс Грант, Василий Васильевич Юнкер, Николай Степанович Гумилев.

Основные образовательные идеи

Выявление влияния географического положения на природное своеобразие Африки: север – зеркальное отражение юга.

Африка – материк равнин.

Африка – материк, на котором ярко проявляется закон широтной зональности.

Своеобразие регионов Африки:

Северная Африка — пустыни, древнейшие цивилизации, арабский мир.

Западная и Центральная Африка - разнообразие народов и культур.

Восточная Африка – разломы и вулканы, саванны и национальные парки;

Южная Африка – саванны и пустыни, богатейшие полезные ископаемые.

Метапредметные умения:

выявлять причинно-следственные связи,

определять критерии для сравнения фактов, явлений,

работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,

Предметные умения:

Умение объяснять:

географические особенности природы материков и океанов.

географическая специфика отдельных стран.

результаты выдающихся географических открытий и путешествий.

Умение определять:

географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений;

местоположение отдельных территорий по их существенным признакам.

Практические работы:

1. Определение координат крайних точек материка, его протяженности с севера на юг в градусной мере и километрах.

2. Обозначение на контурной карте главных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

Тема 2. Австралия — маленький великан (6 часов)

Содержание темы

История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Самый маленький материк, самый засушливый материк, целиком расположенный в тропиках. Изолированность и уникальность природного мира материка. Население Австралии. Европейские мигранты. Неравномерность расселения. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Австралии под ее влиянием. Австралийский Союз – страна-материк. Главные объекты природного и культурного наследия. Океания – островной регион. Влажный тропический климат и небогатый природный мир островов.

Учебные понятия: Лакколит, эндемик, аборигены.

Персоналии: Вилем Янсзон, Абель Тасман, Джеймс Кук, Эдуард Эйр, Николай Николаевич Миклухо-Маклай, Юрий Федорович Лисянский, Тур Хейердал.

Основные образовательные идеи

Самый маленький и самый засушливый материк.

Самый низкий материк, лежащий вне сейсмической зоны.

Открытие и освоение позже, чем других обитаемых материков из-за своей удаленности от Европы

Изменение человеком природы: завезенные растения и животные.

Население: австралийские аборигены и англоавстралийцы.

Океания — особый островной мир.

Метапредметные умения:

ставить учебную задачу под руководством  учителя,

планировать свою деятельность под руководством учителя,

оценивать работу одноклассников,

выявлять причинно-следственные связи,

определять критерии для сравнения фактов, явлений,

анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,

Предметные умения:

Умение объяснять:

географические особенности природы материка в целом и отдельных его регионов;

географические особенности отдельных стран.

следствия выдающихся географических открытий и путешествий.

Умение определять:

географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений;

местоположение отдельных территорий по их существенным признакам.

Практическая работа:

1. Сравнение географического положения Африки и Австралии, определение черт сходства и различия основных компонентов природы материков.

Тема 3. Антарктида — холодное сердце (2 часа)

Содержание темы:

Особенности географического положения. Самый изолированный и холодный материк планеты. История открытия, изучения и освоения. Покорение Южного полюса. Основные черты природы материка: рельеф, скрытый подо льдом, отсутствие рек, «кухня погоды». Антарктические научные станции.

Учебные понятия:

Стоковые ветры, магнитный полюс, полюс относительной недоступности, шельфовый ледник.

Персоналии: Джеймс Кук, Фаллей Фаддеевич Беллинсгаузен, Михаил Петрович Лазарев, Дюмон Дюрвиль, Джеймс Росс, Руал Амундсен, Роберт Скотт.

Основные образовательные идеи

Географическое положение Антарктиды и его влияние на природу материкаэ

Антарктида — материк без постоянного населения.

Метапредметные умения:

планировать свою деятельность под руководством учителя,

оценивать работу одноклассников,

выявлять причинно-следственные связи,

Предметные умения:Умение объяснять:

географические особенности природы материков и океанов.

результаты выдающихся географических открытий и путешествий.

Умение определять:

географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений;

местоположение отдельных территорий по их существенным признакам.

Тема 4. Южная Америка — материк чудес (8 часов)

Содержание темы:

Географическое положение — основа разнообразия природы Южной Америки. История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Горы и равнины Южной Америки. Богатство рудными полезными ископаемыми. Разнообразие климатов. Самый влажный материк. Амазонка – самая полноводная река планеты. Реки – основные транспортные пути. Богатый и своеобразный растительный и животный мир материка.

Население и регионы Южной Америки. Смешение трех рас. Равнинный Восток и Горный Запад. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Южной Америки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.

Учебные понятия: Сельва, пампа, метис, мулат, самбо, Вест-Индия, Латинская и Цент-ральная Америка.

Персоналии: Христофор Колумб, Америго Веспуччи. Нуньес де Бальбоа, Франциско Орельяно, Александр Гумбольдт, Григорий Иванович Лансдорф, Артур Конан Дойль, Франциско Писарро.

Основные образовательные идеи

Южная Америка — материк с наиболее разнообразными среди южных материков природными условиями.

Рекорды Южной Америки: самый увлажненный материк, самый большой речной бассейн, самая длинная и полноводная река, самый высокий водопад, самая обширная низменность и самые длинные горы суши.

Особенности регионов Южной Америки: равнинный Восток и Андийские страны.

Метапредметные умения:

ставить учебную задачу под руководством  учителя,

планировать свою деятельность под руководством учителя,

оценивать работу одноклассников,

выявлять причинно-следственные связи,

работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,

создавать объяснительные тексты

выслушивать и объективно оценивать другого,

уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:Умение объяснять:

географические особенности природы материка в целом и отдельных его регионов;

географические особенности отдельных стран.

следствия выдающихся географических открытий и путешествий.

Умение определять:

географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений;

местоположение отдельных территорий по их существенным признакам.

Практические работы:

1. Выявление взаимосвязей между компонентами природы в одном из природных комплексов материка с использованием карт атласа.

Тема 5. Северная Америка — знакомый незнакомец (8 часов)

Содержание темы

Географическое положение. История открытия, изучения и освоения. Геологическое строение и рельеф. Великие горы и равнины. Стихийные бедствия. Великий ледник. Полезные ископаемые. Разнообразие типов климата. Реки Северной Америки. Великие Американские озера. Широтное и меридиональное простирание природных зон. Богатство растительного и животного мира. Формирование населения материка. Современное население. Регионы Северной Америки. Англо-Америка, Центральная Америка и Латинская Америка. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.

Учебные понятия: Великое оледенение, прерии, каньон, торнадо, Берингия, Англо-Америка, Латинская Америка.

Основные образовательные идеи Северная Америка — северный материк, в природе которого есть черты сходства с Евразией и Южной Америкой.

Равнины на востоке и горы на западе. Кордильеры – главный горный хребет.

Огромное разнообразие природы: от Арктики до субэкваториального пояса.

Особенности регионов Северной Америки: Англо-Америки и Центральной Америки.

Персоналии: Лейв Эриксон, Джон Кабот, Витус Беринг, Михаил Гвоздев, Иван Федоров, Александр Макензи, Марк Твен, Фенимор Купер.

Метапредметные умения:

ставить учебную задачу под руководством  учителя,

планировать свою деятельность под руководством учителя,

оценивать работу одноклассников,

выявлять причинно-следственные связи,

работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,

создавать объяснительные тексты

выслушивать и объективно оценивать другого,

уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:Умение объяснять:

географические особенности природы материка в целом и отдельных его регионов;

географические особенности отдельных стран.

следствия выдающихся географических открытий и путешествий.

Умение определять:

географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений;

местоположение отдельных территорий по их существенным признакам.

Практические работы: 1. Оценка влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения.

Тема 6. Евразия – музей природы (10 часов)

Содержание темы:

Самый большой материк. История изучения и освоения. Основные черты природы. Сложное геологическое строение. Самые высокие горы планеты и самая глубокая впадина суши. Богатство полезными ископаемыми. Все типы климатов Северного полушария. Разнообразие рек, крупнейшие реки Земли. Самые большие озера: Каспийское, Байкал. Население и регионы Евразии. Наиболее населенный материк. Сложный национальный состав, неравномерность размещения населения. Европа и Азия. Роль Европы в развитии человеческой цивилизации. Юго-Западная Азия – древнейший центр человеческой цивилизации. Южная Азия – самый населенный регион планеты. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.

Основные образовательные идеи:

Евразия — самый большой материк, единственный, омываемый всеми океанами Земли.

Евразия — материк, включающий две части света: Европу и Азию.

Наличие нескольких литосферных плит, «спаянных» складчатыми поясами, – причина сложности рельефа.

Разнообразие природы — есть все природные зоны Северного полушария.

Евразия — самый заселенный материк Земли.

Особенности регионов Европы (Северная, Средняя, Южная и Восточная) и Азии (Юго-Западная, Восточная, Южная и Юго-Восточная).

Персоналии: Марко Поло, Афнасий Никитин, Петр Петрович Семенов-Тянь-Шанский, Николай Михайлович Пржевальский, Петр Кузьмич Козлов, Всеволод Иванович Роборовский.

Метапредметные умения:

ставить учебную задачу под руководством  учителя,

планировать свою деятельность под руководством учителя,

оценивать работу одноклассников,

выявлять причинно-следственные связи,

определять критерии для сравнения фактов, явлений,

анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,

работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,

создавать объяснительные тексты

выслушивать и объективно оценивать другого,

уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:Умение объяснять:

географические особенности природы материка в целом и отдельных его регионов;

географические особенности отдельных стран.

следствия выдающихся географических открытий и путешествий.

Умение определять:

географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений;

местоположение отдельных территорий по их существенным признакам.

Практические работы:

1. Составление географической характеристики стран Европы и Азии по картам атласа и другим источникам географической информации.

Раздел 3. Взаимоотношения природы и человека (5 часа)

Содержание темы:

Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. Центры происхождения культурных растений.

Учебные понятия: Природные условия, стихийные природные явления, экологическая проблема.

Персоналии: Николай Иванович Вавилов, Владимир Иванович Вернадский.

Основные образовательные идеи: Природа, вовлечённая в хозяйственную деятельность человека, называется географической средой.

Изменение природной среды в результате хозяйственной деятельности человека стало причиной появления экологических проблем.

Метапредметные умения:

ставить учебную задачу под руководством  учителя,

планировать свою деятельность под руководством учителя,

оценивать работу одноклассников,

выявлять причинно-следственные связи,

определять критерии для сравнения фактов, явлений,

анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,

выслушивать и объективно оценивать другого,

уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения: Умение объяснять:

особенности взаимодействия природы и человека;

особенности влияния хозяйственной деятельности человека на оболочки Земли;

следствия влияния хозяйственной деятельности человека на оболочки Земли.

Умение определять:

центры происхождения культурных растений;

местоположение территорий с наибольшей степенью концентрации хозяйственной деятельности человека.

Практическая работа:

1. Изучение правил поведения человека в окружающей среде, мер защиты от катастрофических явлений природного характера.

3.Тематическое планирование учебного предмета, курса.

Тема

Количество часов

Характеристика основных видов деятельности ученика

 

Планета, на которой мы живём

21

объяснять: географические явления и процессы .причины изменений рельефа, распространение крупных форм рельефа, зон землетрясений и вулканизма, осадочных, магматических и метаморфических полезных ископаемых.

географические явления и процессы в атмосфере: распределение поясов атмосферного давления и образование постоянных ветров;

формирование климатических поясов;

действие климатообразующих факторов.

определять: географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений: литосфера, литосферная плита, земная кора, рельеф, сейсмический пояс;

местоположение географических объектов и явлений на карте: крупнейшие древние платформы, Тихоокеанский и Средиземноморско-Гималайский сейсмические пояса.

географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений: атмосфера, воздушная масса, климат, пассат, западный ветер, гидросфера; местоположение климатических поясов.

2

Литосфера – подвижная твердь

6

3.

Атмосфера – мастерская климата

4

4.

Мировой океан – синя бездна

4

5.

Географическая оболочка – живой механизм

2

6.

Человек- хозяин планеты.

6

 

Материки планета Земля

43

объяснять: географические особенности природы материка в целом и отдельных его регионов;

географические особенности отдельных стран.

следствия выдающихся географических открытий и путешествий.

определять: географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений;

местоположение отдельных территорий по их существенным признакам.

1.

Африка – материк коротких теней

9

2.

Австралия – маленький материк

6

3.

Антарктида – холодное сердце

2

4.

Южная Америка – материк чудес

8

5.

Северная Америка – знакомый незнакомец

8

6.

Евразия – музей природы

10

 

Взаимоотношения человека и природы

5

объяснять: особенности взаимодействия природы и человека; особенности влияния хозяйственной деятельности человека на оболочки Земли;

следствия влияния хозяйственной деятельности человека на оболочки Земли.

определять: центры происхождения культурных растений; местоположение территорий с наибольшей степенью концентрации хозяйственной деятельности человека.

 

Итого:

70

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.