Рабочая программа по географии (8 класс, УМК Е. М. Домогацких)
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
Особенности географического положения России
Обучающиеся научится:
- различать принципы выделения государственной территории и исключительной экономической зоны России и устанавливать соотношения между ними;
- оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
- использовать знания о мировом, поясном, декретном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий с контекстом из реальной жизни.
Обучающиеся получит возможность научиться:
- оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими процессами, а также развитием глобальной коммуникационной системы.
Природа России
Обучающиеся научится:
- различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы страны и отдельных регионов;
- сравнивать особенности природы отдельных регионов;
- оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
- описывать положение на карте и взаиморасположение географических объектов;
- объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;
- оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;
- создавать собственные тексты и устные сообщения об особенностях компонентов природы России на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Обучающиеся получит возможность научиться:
- оценивать возможные последствия изменений климата отдельных территорий страны, связанных с глобальными изменениями климата;
- делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов.
Районы России
Обучающиеся научится:
- объяснять особенности природы, населения и хозяйства географических районов страны;
- сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельный регионов страны;
- оценивать районы России с точки зрения особенностей природных, социально-экономических, техногенных и экологических факторов и процессов.
Обучающиеся получит возможность научиться:
- составлять комплексные географические характеристики районов разного ранга;
- самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с изучением природы, населения и хозяйства географических районов и их частей;
- создавать собственные тексты и устные сообщения о географических особенностях отдельных районов России и их частей на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;
- оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития регионов;
- выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации природных, социально-экономических, геоэкологических явлений и процессов на территории России.
Содержание учебного предмета.
Тема 1. Географическая карта и источники географической информации (3 часа)
Содержание темы
Специфику математической основы карт; особенности топографических карт;
Определять вид картографической проекции; Особенности топографической карты; направления и (или) азимуты; особенности картографических изображений;
Общая физическая география России (39 часов)
Тема 2. Россия на карте мира (3 часа)
Содержание темы
Географическое положение России. Территория России. Крайние точки. Государственная граница. Страны – соседи. Географическое положение и природа России. Природные условия и ресурсы. Приспособление человека к природным условиям. Часовые пояса и зоны. Карта часовых поясов России. Декретное и летнее время.
Учебные понятия
Географическое положение, государственная граница, страны – соседи, морская граница, российский сектор Арктики, адаптация, природные условия, природные ресурсы, местное (астрономическое, солнечное) время, часовые пояса, поясное время, часовые зоны, декретное время, летнее и зимнее время, московское время.
Основные образовательные идеи
Разнообразие природных условий и богатство природными ресурсами – следствие географического положения России. Россия – страна с не только разнообразными, но и суровыми природными условиями. Россия – огромная страна, лежащая в 9 часовых зонах.
Практические работы
1. Характеристика географического положения России.
2. Определение поясного времени для разных объектов на территории России.
Тема 3. История изучения территории России (4 часа)
Содержание темы
Русские землепроходцы XI – XII вв. Открытие и освоение Европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока. Географические открытия в России XVII – XIX вв. Камчатские экспедиции. Великая Северная экспедиция. Академические экспедиции XVIII в. Географические исследования XX в. Открытие и освоение Северного морского пути. Роль географии в современном мире. Задачи современной географии. Географический прогноз.
Учебные понятия
Великая Северная экспедиция, Северный морской путь, научное прогнозирование, географический прогноз.
Персоналии
Иван Москвитин, Семен Дежнев, Ерофей Павлович Хабаров, Иван Камчатой, Владимир Васильевич Атласов, Витус Беринг, Алексей Ильич Чириков, Семен Челюскин, Дмитрий и Харитон Лаптевы, Дмитрий Леонтьевич Овцын, Василий Васильевич Прончищев, Татьяна Федоровна Прончищева, Василий Никитич Татищев, Михаил Васильевич Ломоносов, Петр Паллас, Иван Иванович Лепехин, Семен Гмелин, Николай Яковлевич Озерецковский, Василий Васильевич Докучаев, Владимир Александрович Русанов, Георгий Яковлевич Седов, Георгий Львович Брусилов, Эрик Норденшельд, Фритьон Нансен, Джорж Де-Лонг, Владимир Афанасьевич Обручев, Сегей Владимирович Обручев, Отто Юльевич Шмидт, Борис Андреевич Вилькицкий.
Основные образовательные идеи
- Изучение территории России – длительный исторический процесс, потребовавший огромных усилий многих поколений первооткрывателей.
- География – современная наука, основная задача которой прогнозирование изменений в природе, связанных с хозяйственной деятельностью.
Практические работы
1. Обозначение на к/к географических объектов, открытых русскими путешественниками. Выделение тех из них, которые названы в честь русских первопроходцев.
Тема 4. Геологическое строение и рельеф (6 часов)
Содержание темы
Геологическое летоисчисление. Шкала геологического времени. геологическая карта. Особенности геологического строения. Крупные тектонические структуры. Платформы и складчатые пояса. Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы. Районы современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Влияние внешних сил на формирование рельефа. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых России. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Опасные природные явления.
Учебные понятия
Геохронологическая таблица, геология, геологическое время, геологическая карта, тектоническая карта, тектоническая структура, платформа, складчатый пояс, фундамент (цоколь), осадочный чехол, эпоха складчатости, плита, щит, силы выветривания, моренные холмы, овражно-балочная сеть, ветер, бархан, дюна, бугры пучения, термокарстовое озеро, природный район, природные районы России, полезные ископаемые, месторождение, бассейн, минеральные ресурсы, стихийные природные явления.
Основные образовательные явления
- Разнообразие форм рельефа определяется особенностями строения земной коры.
- Разнообразие – важнейшая особенность рельефа России, создающая вариативность условий жизни и деятельности людей.
- Современный рельеф – результат деятельного действия внешних и внутренних сил.
Практические работы
1. Нанесение на к/к основных форм рельефа страны.
Тема 5. Климат России (6 часов)
Содержание темы
Факторы, определяющие климат России. Солнечная радиация. Закономерности распределения тепла и влаги. Коэффициент увлажнения. Климатические пояса и типы климатов России. Погода. Воздушные массы и атмосферные фронты. Погодные явления, сопровождающие прохождение атмосферных фронтов. Атмосферные вихри: циклоны и антициклоны. Основные принципы прогнозирования погоды. Атмосфера и человек. Влияние климата на жизнь человека. Неблагоприятные явления погоды. Хозяйственная деятельность и загрязнение атмосферы.
Учебные понятия
Климат, климатообразующий фактор, солнечная радиация, ветры западного переноса, муссон, орографические осадки, континентальность климата, годовая амплитуда температур, воздушные массы, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения, циркуляция воздушных масс, атмосферный фронт, атмосферный вихрь, антициклон, циклон, погода, прогноз погоды, неблагоприятные явления погоды.
Основные образовательные идеи
- Разнообразие и сложность климатических условий на территории России, определяющийся его северным географическим положением, большой площадью территории.
- Протяженность с севера на юг и с запада на восток территории России – причина разнообразия типов и подтипов климата и разнообразия условий жизни и деятельности людей.
Тема 6. Гидрография России (9 часов)
Содержание темы
Моря, омывающие территорию России. Хозяйственное значение морей. Реки России. Характеристики реки. Бассейн реки. Источники питания рек. Режим рек. Озера. Виды озер и их распространение по территории России. Болото. Виды болот и их хозяйственное значение. Природные льды. Сезонные и многолетние льды. Многолетняя мерзлота и ее влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Ледники горные и покровные. Великое оледенение. Ледниковые периоды. Великий ледник на территории России. Последствия ледниковых периодов. Гидросфера и человек. Водные ресурсы. Стихийные бедствия, связанные с водой.
Учебные понятия
Бассейн океана, бассейн внутреннего стока, биологические ресурсы, материковая отмель (шельф), длина реки, бассейн реки, питание реки, гидрологический режим, половодье, межень, паводок, озеро, водохранилище, болото, многолетняя мерзлота, природные льды, ледник, покровной ледник, горный ледник, ледниковый период, Великое оледенение, эпоха оледенения, эпоха межледниковья, водные ресурсы.
Основные образовательные идеи
- Россия окружена морями трех океанов, отличающихся разнообразными и богатыми природными ресурсами. Река – сложная природная система. Знание характеристик реки – важнейшее условие правильности ее использования. Озера, подземные воды, многолетняя мерзлота и высокогорные ледники – это богатство водных ресурсов и причина разнообразия ландшафтов. Вода- источник всего живого на Земле. Необходимо рационально использовать и охранять внутренние воды России.
Практические работы
1. Составление характеристики одного из морей, омывающих территорию России.
2. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт, определение возможностей их хозяйственного использования.
Тема 7 Почвы России (2 часа)
Содержание темы
Почва. Формирование почвы, ее состав, строение, свойства. Зональные типы почв, их свойства, структура, различия в плодородии. Закономерности распространения почв.
Почвенные карты. Почвенные ресурсы. Изменения почв в процессе их хозяйственного использования, борьба с эрозией и загрязнением почв. Меры по сохранению плодородия почв.
Учебные понятия
Почва, почвообразование, почвенный профиль, почвенный горизонт, гумус, плодородие, почвенные ресурсы, эрозия (разрушение), мелиорация.
Основные образовательные идеи
Почвы – особое природное тело, свойства которых зависят от факторов почвообразования различающихся от места к месту, чем и определяется их огромное разнообразие. Главное свойство почв – плодородие, которое может истощаться, вследствие чего необходимая мера – рациональное использование и охрана.
Тема 8 Растительный и животный мир (2 часа)
Содержание темы
Место и роль растений и животных в природном комплексе; специфику типов растительности;
Тема 9. Природные зоны России (7 часов)
Содержание темы
Природные комплексы России. Зональные и азональные природные комплексы. Природные зоны Арктики и Субарктики: арктическая пустыня, тундра. Леса умеренного пояса: тайга, смешанные и широколиственные леса. Безлесные зоны юга России: степь, лесостепь и полупустыня. Высотная поясность. Природно – хозяйственные зоны.
Учебные понятия
Природный комплекс, ландшафт, природный компонент, зональный комплекс, азональный комплекс, природный район, природная зона, лесные и безлесные ландшафты, высотная поясность, приспособление, хозяйственная деятельность, природно – хозяйственные зоны.
Основные образовательные идеи
- Природные компоненты как живой, так и неживой природы образуют природные комплексы разных видов. Главными компонентами природного комплекса являются климат и рельеф. Выделяют зональные и азональные природные комплексы. Любая природная зона – это поле для хозяйственной деятельности людей, поэтому правильнее говорить о природно – хозяйственных зонах.
Крупные природные районы России (24 часа).
Тема 10. Островная Арктика (1 час).
Содержание темы
Мир арктических островов. Западная Арктика: Земля Франца – Иосифа, Новая Земля. Восточная Арктика: Новосибирские острова, Северная Земля, остров Врангеля.
Тема 11. Восточно – Европейская равнина (4 часа).
Содержание темы
Физико – географическое положение территории. Древняя платформа. Чередование возвышенностей и низменностей – характерная черта рельефа. Морено – ледниковый рельеф. Полесья. Эрозионные равнины. Полезные ископаемые Русской равнины: железные и медно – никелевые руды Балтийского щита, КМА, Печорский каменноугольный бассейн, хибинские апатиты и др.
Климатические условия и их благоприятность для жизни человека. Западный перенос воздушных масс. Крупнейшие реки. Разнообразие почвенно – растительного покрова лесной зоны. Лесостепь и степь. Природная зональность на равнине. Крупнейшие заповедники. Экологические проблемы – последствие интенсивной хозяйственной деятельности.
Тема 12. Кавказ (2 часа)
Содержание темы
Особенности географического положения региона. Равнинная, предгорная и горная части региона: их природная и хозяйственная специфика. Горный рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа. Особенности климата региона. Современное оледенение. Основные реки, особенности питания и режима, роль в природе и хозяйстве. Почвенно – растительный покров и растительный мир. Структура высотной поясности гор. Агроклиматические, почвенные и кормовые ресурсы. Заповедники и курорты Кавказа.
Тема 13. Крым (1 час)
Содержание темы
Особенности географического положения региона. Равнинная, горная и прибрежная части региона: их природная и хозяйственная специфика. Геологическое строение и полезные ископаемые Крыма. Особенности климата региона. Почвенно – растительный покров и растительный мир. Полоса субтропиков. Агроклиматические, почвенные и кормовые ресурсы. Заповедники и курорты Крыма.
Тема 14. Урал – каменный пояс России (3 часа).
Содержание темы
Освоение и изучение Урала. Пограничное положение Урала между европейской частью России и Сибирью на стыке тектонических структур и равнин. Различия по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья. Уральские самоцветы. Особенности климата Урала. Урал – водораздел крупных рек. Зональная и высотная поясность. Почвенно – растительный покров и развитие сельского хозяйства. Антропогенные изменения природы Урала. Заповедники Урала.
Тема 15. Западно – Сибирская равнина (3 часа).
Содержание темы
Западно – Сибирская равнина – одна из крупнейших низменностей земного шара. Молодая плита и особенности формирования рельефа. Континентальный климат, при небольшом количестве осадков избыточное увлажнение, внутренние воды. Сильная заболоченность. Отчетливо выраженная зональность природы от тундр до степей. Краткая характеристика зон. Зона Севера и ее значение. Оценка природных условий для жизни и быта человека; трудность освоения природных богатств: суровая зима, многолетняя мерзлота, болота.
Тема 16. Средняя Сибирь (2 часа).
Содержание темы
Географическое положение между реками Енисеем и Леной. Древняя Сибирская платформа, представленная в рельефе Среднесибирским плоскогорьем. Преобладание плато и нагорий. Траппы и кимберлитовые трубки. Месторождения золота, алмазов, медно – никелевых руд, каменного угля. Резко континентальный климат: малое количество осадков, Сибирский (Азиатский) антициклон. Крупнейшие реки России: Лена, Енисей и их притоки. Реки – основные транспортные пути Средней Сибири; большой гидроэнергетический потенциал. Морозные формы рельефа. Две природные зоны: тундра и светлохвойная тайга.
Тема 17. Северо – Восточная Сибирь (2 часа).
Содержание темы
Географическое положение: от западных предгорий Верхоянского хребта до Чукотского нагорья на востоке. Омоложенные горы; среднегорный рельеф территории, «оловянный пояс». Резко континентальный климат с очень холодной зимой и прохладным летом. Полюс холода Северного полушария. Определяющее значение многолетней мерзлоты для всей природы региона. Реки со снеговым питанием и половодьем в начале лета. Природные зоны: тундра и светлохвойная тайга.
Тема 18. Пояс гор Южной Сибири – рудная кладовая страны (3 часа).
Содержание темы
Разнообразие тектонического строения и рельефа. Складчато – глыбовые средневысотные горы и межгорные котловины, тектонические озера. Байкал. Области землетрясений. Богатство рудными ископаемыми магматического происхождения. Контрастность климатических условий. Высотная поясность. Степи Забайкалья. Агроклиматические ресурсы. Экологические проблемы Байкала.
Тема 19. Дальний Восток (3 часа)
Содержание темы
Геология и тектоника территории. Современный вулканизм Камчатки и Курил. Муссонный климат Тихоокеанского побережья. Климатические контрасты севера и юга. Большая густота и полноводность речной сети. Паводки и наводнения. Гидроресурсы и ГЭС. Влияние приморского положения на смещение границ природных зон к югу. Гигантизм растений. Характеристика тундры и лесной зоны. Уссурийская тайга – уникальный природный комплекс. Заповедники Дальнего Востока.
Учебные понятия
Увалы, западный перенос, оттепель, моренные холмы, «бараньи лбы», Малоземельская и Большеземельская тундра, полесье, ополье, Предкавказье, лакколит, Большой Кавказ, бора, фен, многолетняя мерзлота, низменные болота, березовые колки, суховеи, Предуралье, Зауралье, омоложенные горы, траппы, кимберлитовая трубка, Сибирский (Азиатский) антициклон, полигоны, бугры пучения, гидролакколиты, складчато – глыбовые горы, полюс холода, ископаемый (жильный) лед, наледь, возрожденные горы, геологические разломы, тектонические озера, сопка, цунами, гейзеры, муссонный климат, тайфун.
Основные образовательные идеи
Каждый крупный район России – край с уникальной природой. Природные условия и ресурсы крупных природных районов – основа для определенных видов хозяйственной деятельности.
Практическая работа
1. Составление описания природного района по плану.
Природа и человек. Обобщающее повторение (4 часа)
Содержание
Влияние природы на человека: природные ресурсы, благоприятные и неблагоприятные природные условия, стихийные бедствия, рекреационное значение природных условий. Влияние человека на природу: использование природных ресурсов, выброс отходов, изменение природных ландшафтов, создание природоохранных территорий.
Учебные понятия
Ресурсы, неблагоприятные природные условия, стихийные бедствия, комфортность природных условий, отрасли промышленности, отходы: твердые, жидкие, газообразные, смог, сельское хозяйство, выхлопные газы, заповедники.
Основные образовательные идеи
- Природная среда влияет на образ жизни людей и особенности хозяйственной деятельности.
- Промышленность, сельское хозяйство и транспорт оказывают воздействие на природные комплексы.
Тематическое планирование учебного предмета.
Изучаемый материал |
Кол. часов |
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
Тема 1. Географическая карта и источники географической информации |
3 |
Слушание объяснения учителя, самостоятельная работа с учебником. Формирование понятий: географическая карта, картографическая проекция, Систематизация учебного материала. Анализ схем, рисунков 1, 2 Виды картографических проекций, искажения на географической карте. Анализ проблемных ситуаций. Возможно ли изображение поверхности земли без искажений? Практическая деятельность с картами атласа России по определению территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях. |
Общая физическая география России (39 часов) |
||
Тема 2. Россия на карте мира. |
3 |
Изучить географическое положение России. Территория России. Крайние точки. Государственная граница. Страны – соседи. Географическое положение и природа России. Природные условия и ресурсы. Приспособление человека к природным условиям. Часовые пояса и зоны. Карта часовых поясов России. Декретное и летнее время. Охарактеризовать географического положения России. Определение поясного времени для разных объектов на территории России. |
Тема 3. История изучения территории России |
4 |
Изучить русских землепроходцыв XI – XII вв. Открытие и освоение Европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока. Географические открытия в России XVII – XIX вв. Камчатские экспедиции. Великая Северная экспедиция. Академические экспедиции XVIII в. Географические исследования XX в. Открытие и освоение Северного морского пути. Роль географии в современном мире. Задачи современной географии. Географический прогноз. Обозначать на к/к географические объекты, открытые русскими путешественниками. Выделение тех из них, которые названы в честь русских первопроходцев. |
Тема 4. Геологическое строение и рельеф |
6 |
Изучить Геологическое летоисчисление. Шкала геологического времени. геологическая карта. Особенности геологического строения. Крупные тектонические структуры. Платформы и складчатые пояса. Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы. Районы современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Влияние внешних сил на формирование рельефа. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых России. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Опасные природные явления. |
Тема 5. Климат России. |
6 |
Изучить факторы, определяющие климат России. Солнечная радиация. Закономерности распределения тепла и влаги. Коэффициент увлажнения. Климатические пояса и типы климатов России. Погода. Воздушные массы и атмосферные фронты. Погодные явления, сопровождающие прохождение атмосферных фронтов. Атмосферные вихри: циклоны и антициклоны. Основные принципы прогнозирования погоды. Атмосфера и человек. Влияние климата на жизнь человека. Неблагоприятные явления погоды. Хозяйственная деятельность и загрязнение атмосферы. |
Тема6. Гидрография России |
9 |
Изучить моря, омывающие территорию России. Хозяйственное значение морей. Реки России. Составлять характеристику одного из морей, омывающих территорию России. Давать оценку обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России. |
Тема 7. Почвы России |
2 |
Изучить формирование почвы, ее состав, строение, свойства. Зональные типы почв, их свойства, структура, различия в плодородии. Закономерности распространения почв. Почвенные карты. Почвенные ресурсы. Изменения почв в процессе их хозяйственного использования, борьба с эрозией и загрязнением почв. Меры по сохранению плодородия почв. Составлять характеристику зональных типов почв и выявление условий их образования. |
Тема 8. Растительный и животный мир |
2 |
ставить учебную задачу под руководством учителя, планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, выявлять причинно-следственные связи, определять критерии для сравнения фактов, явлений,анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов, работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы, создавать объяснительные тексты выслушивать и объективно оценивать другого,уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. |
Тема 9. Природные зоны России |
7 |
Изучить природные комплексы России. Зональные и азональные природные комплексы. Природные зоны Арктики и Субарктики: арктическая пустыня, тундра. Леса умеренного пояса: тайга, смешанные и широколиственные леса. Безлесные зоны юга России: степь, лесостепь и полупустыня. Высотная поясность. Природно – хозяйственные зоны. Оценивать природных условий и ресурсов какой – либо природной зоны. |
Крупные природные районы России (24 часа). |
||
Тема 10. Островная Арктика |
1 |
Изучить мир арктических островов. Западная Арктика: Земля Франца – Иосифа, Новая Земля. Восточная Арктика: Новосибирские острова, Северная Земля, остров Врангеля. |
Тема 11. Восточно – Европейская равнина |
4 |
Изучить физико – географическое положение территории. Древняя платформа. Чередование возвышенностей и низменностей – характерная черта рельефа. Морено – ледниковый рельеф. Полесья. Эрозионные равнины. Полезные ископаемые Русской равнины: железные и медно – никелевые руды Балтийского щита, КМА, Печорский каменноугольный бассейн, хибинские апатиты и др. |
Тема 12. Кавказ |
2 |
Изучить особенности географического положения региона. Равнинная, предгорная и горная части региона: их природная и хозяйственная специфика. Горный рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа. Особенности климата региона. Современное оледенение. Основные реки, особенности питания и режима, роль в природе и хозяйстве. Почвенно – растительный покров и растительный мир. Структура высотной поясности гор. Агроклиматические, почвенные и кормовые ресурсы. Заповедники и курорты Кавказа. |
Тема 13. Крым |
1 |
|
Тема 14. Урал – каменный пояс России |
3 |
Изучить освоение и изучение Урала. Пограничное положение Урала между европейской частью России и Сибирью на стыке тектонических структур и равнин. Различия по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья. Уральские самоцветы. Особенности климата Урала. Урал – водораздел крупных рек. Зональная и высотная поясность. Почвенно – растительный покров и развитие сельского хозяйства. Антропогенные изменения природы Урала. Заповедники Урала. |
Тема 15. Западно – Сибирская равнина |
3 |
Изучить Западно – Сибирскую равнину. Молодая плита и особенности формирования рельефа. Континентальный климат, при небольшом количестве осадков избыточное увлажнение, внутренние воды. Сильная заболоченность. Отчетливо выраженная зональность природы от тундр до степей. Краткая характеристика зон. Зона Севера и ее значение. Оценка природных условий для жизни и быта человека; трудность освоения природных богатств: суровая зима, многолетняя мерзлота, болота. |
Тема 16. Средняя Сибирь |
2 |
Изучить географическое положение между реками Енисеем и Леной. Древняя Сибирская платформа, представленная в рельефе Среднесибирским плоскогорьем. Преобладание плато и нагорий. Траппы и кимберлитовые трубки. Месторождения золота, алмазов, медно – никелевых руд, каменного угля. Резко континентальный климат: малое количество осадков, Сибирский (Азиатский) антициклон. Крупнейшие реки России: Лена, Енисей и их притоки. Реки – основные транспортные пути Средней Сибири; большой гидроэнергетический потенциал. Морозные формы рельефа. Две природные зоны: тундра и светлохвойная тайга. |
Тема 17. Северо – Восточная Сибирь |
2 |
Изучить географическое положение: от западных предгорий Верхоянского хребта до Чукотского нагорья на востоке. Омоложенные горы; среднегорный рельеф территории, «оловянный пояс». Резко континентальный климат с очень холодной зимой и прохладным летом. Полюс холода Северного полушария. Определяющее значение многолетней мерзлоты для всей природы региона. Реки со снеговым питанием и половодьем в начале лета. Природные зоны: тундра и светлохвойная тайга. |
Тема 18. Пояс гор Южной Сибири – рудная кладовая страны |
3 |
Изучить разнообразие тектонического строения и рельефа. Складчато – глыбовые средневысотные горы и межгорные котловины, тектонические озера. Байкал. Области землетрясений. Богатство рудными ископаемыми магматического происхождения. Контрастность климатических условий. Высотная поясность. Степи Забайкалья. Агроклиматические ресурсы. Экологические проблемы Байкала. |
Тема 19. Дальний Восток |
3 |
Изучить геологию и тектонику территории. Современный вулканизм Камчатки и Курил. Муссонный климат Тихоокеанского побережья. Климатические контрасты севера и юга. |
Природа и человек. Обобщающее повторение |
4 |
|
Итого |
70 |