Рабочая программа по географии для 8 класса (УМК Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14 г. Махачкала
«Рассмотрено» Руководитель МО _______ /Лагметова А.Б./ ФИО от «__» ________20__ г. |
«Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ «№14» _________/Алибекова Ж.А./ ФИО «__» __________20__ г. |
«Утверждаю» Директор МБОУ СОШ «№14» ____________/Багандов М.Г-Б. / ФИО от «__» __________20__ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По географии для 8-х классов.
(68 часа, 2 час в неделю)
Составитель: учитель географии
Хусаинов Ильдар Мурадович
2018 – 2019 учебный год
Программа курса «География». 5-9 классы/ авт.-сост. Е.М.Домогацких.- М.: ООО «Русское слово», 2018 год.
Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 классы: проект.- 2-е зд., перераб. – М.: Просвещение, 2018.
Учебник:Автор: Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский.
Название: География: физическая география России: Учебник для 8 класса.
Издательство: Москва «Русское слово» 2018 год
Количество часов в неделю: 2 часа
1. Содержание программы.
№ |
ГЛАВА |
Кол-во часов |
Практические работы |
||
по программе |
фактически |
||||
1 |
Географическая карта и источники географической информации |
4 |
4 |
2 |
|
2 |
Россия на карте мира |
4 |
4 |
2 |
|
3 |
История изучения территории России |
5 |
5 |
2 |
|
4 |
Геологическое строение и рельеф |
6 |
6 |
2 |
|
5 |
Климат России |
7 |
8 |
4 |
|
6 |
Гидрография России |
8 |
9 |
3 |
|
7 |
Почвы России |
3 |
3 |
1 |
|
8 |
Растительный и животный мир России |
3 |
3 |
1 |
|
9 |
Природные зоны России |
7 |
7 |
2 |
|
10 |
Крупные природные районы России |
13 |
17 |
1 |
|
11 |
Заключение. Природа и человек |
1 |
2 |
1 |
|
Резерв |
9 |
- |
|||
Итого |
70 |
68 |
21 |
Часть 1. Природа России 8 класс (68 часов)
ТЕМА 1. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА И ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ (4 ЧАСА)
Содержание темы:
Географическая карта и её математическая основа. Картографические проекций и их виды. Масштаб. Система географических координат. Топографическая карта. Особенности топографических карт. Навыки работы с топографической картой. Космические и цифровые источники информации. Компьютерная картография. Мониторинг земной поверхности.
Учебные понятия:
Географическая карта, картографическая проекция, масштаб, топографическая карта, истинный азимут, магнитный азимут, магнитное склонение, мониторинг.
Основные образовательные идеи:
Географическая карта, ГИСы, космические и аэрофотоснимки – точные модели земной поверхности, с помощью которых можно решать множество задач:
компактно и ёмко представлять земную поверхность;
ориентироваться в пространстве;
открывать взаимосвязи между объектами (процессами), закономерности их развития и на этой основе делать прогнозы развития географических объектов и процессов.
Предметные умения
Умение объяснять:
специфику математической основы карт;
особенности топографических карт.
Умение определять:
вид картографической проекции;
особенности топографической карты;
направления и (или) азимуты;
особенности картографических изображений;
специфику построения профиля местности.
Практические работы:
Определение на основе иллюстраций учебника и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях.
Чтение топографической карты. Построение профиля местности.
ТЕМА 2. РОССИЯ НА КАРТЕ МИРА (4 ЧАСА)
Содержание темы:
Географическое положение России. Территория России. Крайние точки. Государственная граница. Страны-соседи. Географическое положение и природа России. Природные условия и ресурсы. Приспособление человека к природным условиям. Часовые пояса и зоны. Карта часовых поясов России. Декретное и летнее время.
Учебные понятия:
Географическое положение, государственная граница, морская граница, страны-соседи, российский сектор Арктики, адаптация, природные условия, природные ресурсы, местное (астрономическое, солнечное) время, часовые пояса, поясное время, часовые зоны, декретное время, летнее и зимнее время, московское время,
Основные образовательные идеи:
Разнообразие природных условий и богатство природных ресурсов — следствие географического положения России.
Россия — страна с не только разнообразными, но и суровыми природными условиями.
Россия — огромная страна, лежащая в 10 часовых зонах.
Предметные умения
Умение объяснять:
специфику географического положения России;
особенности приспособления человека к природным условиям;
особенности проведения государственной границы России;
специфику исчисления времени на территории России.
Умение определять:
различия во времени на территории России;
соседние страны.
Практические работы:
Характеристика географического положения России.
Определение поясного времени для разных пунктов России.
ТЕМА 3. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ (5 ЧАСОВ)
Содержание темы:
Русские землепроходцы XI — XVII вв. Открытие и освоение Европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока. Географические открытия в России XVIII–XIX вв. Камчатские экспедиции. Великая Северная экспедиция. Академические экспедиции XVIII в. Географические исследования XX в. Открытие и освоение Северного морского пути. Роль географии в современном мире. Задачи современной географии. Географический прогноз.
Учебные понятия:
Великая Северная экспедиция, Северный морской путь, научное прогнозирование, географический прогноз.
Персоналии:
Иван Москвитин, Семён Дежнев, Ерофей Павлович Хабаров, Иван Камчатой, Владимир Васильевич Атласов, Витус Беринг, Алексей Ильич Чириков, Семён Челюскин, Дмитрий и Харитон Лаптевы, Дмитрий Леонтьевич Овцын, Василий Васильевич Прончищев, Татьяна Федоровна Прончищева, Василий Никитич Татищев, Михаил Васильевич Ломоносов, Пётр Паллас, Иван Иванович Лепёхин, Семён Гмелин, Николай Яковлевич Озерецковский, Василий Василий Докучаев, Владимир Александрович Русанов, Георгий Яковлевич Седов, Георгий Львович БрусиловЭрикНорденшельд, Фритьоф Нансен, Георгий Седов, Джордж Де-Лонг, Владимир Афансьевич Обручев, Сергей Владимир Обручев, Отто Юльефич Шмидт, Борис Андреевич Вилькицкий.
Основные образовательные идеи:
Изучение территории России — длительный исторический процесс, потребовавший огромных усилий.
География — современная наука, основная задача которой прогнозирование изменений в природе, связанных с хозяйственной деятельностью человека.
Предметные умения
Умение объяснять:
особенности изучения территории России на различных этапах её исторического развития.
Умение определять:
следствия географических открытий и путешествий.
Практические работы:
Обозначение на контурной карте географических объектов, открытых русскими путешественниками. Выделение тех из них, которые названы в честь русских первопроходцев.
Анализ источников информации об истории освоения территории России.
ТЕМА 4. ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ И РЕЛЬЕФ (6 ЧАСОВ)
Содержание темы:
Геологическое летоисчисление. Шкала геологического времени. Геологическая карта. Особенности геологического строения. Крупные тектонические структуры. Платформы и складчатые пояса. Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы. Районы современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Влияние внешних сил на формирование рельефа. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых России. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Опасные природные явления.
Учебные понятия:
Геохронологическая таблица, геология, геологическое время, геологическая карта, тектоническая карта, тектоническая структура, платформа, складчатый пояс, фундамент (цоколь), осадочный чехол, эпоха складчатости, плита, щит, силы выветривания, моренные холмы, овражно-балочная сеть, ветер, бархан, дюна, бугры пучения, термокарстовое озеро, природный район, природные районы России, полезные ископаемые, месторождение, бассейн, минеральные ресурсы, стихийные природные явления.
Основные образовательные идеи:
Устройство рельефа определяется строением земной коры.
Разнообразие - важнейшая особенность рельефа России, создающая разнообразие условий жизни и деятельности людей.
Современный рельеф- результат деятельности внешних и внутренних сил.
Предметные умения
Умение объяснять:
особенности геологического летоисчисления;
особенности рельефа отдельных территорий страны, размещения основных полезных ископаемых;
особенности влияния внешних и внутренних сил на формирование рельефа России;
характер влияния на жизнь и хозяйственную деятельность человека;
сущность экологических проблем в литосфере на примере России.
Умение определять:
основные черты рельефа и геологического строения России, важнейших районов размещения полезных ископаемых;
районы возможных катастрофических природных явлений в литосфере на территории России;
по картам районы размещения крупных тектонических структур и форм рельефа на территории России.
Практическая работа:
Нанесение на контурную карту основных форм рельефа страны.
Выявление зависимости между строением, формами рельефа и размещением полезных ископаемых крупных территорий.
ТЕМА 5. КЛИМАТ РОССИИ (8 ЧАСОВ)
Содержание темы:
Факторы, определяющие климат России. Солнечная радиация. Закономерности распределения тепла и влаги. Коэффициент увлажнения. Климатические пояса и типы климатов России. Погода. Воздушные массы и атмосферные фронты. Погодные явления, сопровождающие прохождение атмосферных фронтов. Атмосферные вихри: циклоны и антициклоны. Основные принципы прогнозирования погоды. Атмосфера и человек. Влияние климата на жизнь человека. Неблагоприятные явления погоды. Хозяйственная деятельность и загрязнение атмосферы.
Учебные понятия:
Климат, климатообразующий фактор, солнечная радиация, ветры западного переноса, муссон, орографические осадки, континентальность климата, годовая амплитуда температур, воздушные массы, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения, циркуляция воздушных масс, атмосферный фронт, атмосферный вихрь, антициклон, циклон, погода, прогноз погоды, неблагоприятные явления погоды.
Основные образовательные идеи:
Разнообразие и сложность климатических условий на территории России, определяющийся его северным географическим положением, огромной величиной территории.
Протяженность с севера на юг и с запада на восток - разнообразие типов и подтипов климата – разнообразие условий жизни и деятельности людей.
Влияние климатических особенностей на комфортность жизни и деятельность людей.
Предметные умения
Умение объяснять:
особенности климата России;
особенности климата отдельных территорий страны, распределение основных климатических показателей;
характер влияния на жизнь и хозяйственную деятельность человека;
сущность экологических проблем в атмосфере на примере России.
Умение определять:
основные черты климата России;
районы возможных катастрофических природных явлений в атмосфере на территории России;
по картам закономерности распрделения основных климатических показателей на территории России;
типы климатов отдельных регионов России;
факторы формирования климата отдельных регионов России;
закономерности размещения климатических поясов на территории России.
Практические работы:
Выявление закономерностей территориального распределения климатических показателей по климатической карте.
Анализ климатограмм, характерных для различных типов климата России.
Определение особенностей погоды для различных пунктов по синоптической карте.
Прогнозирование тенденций изменения климата.
ТЕМА 6. ГИДРОГРАФИЯ РОССИИ (9 ЧАСОВ)
Содержание темы:
Моря, омывающие территорию России. Хозяйственное значение морей. Реки России. Характеристики реки. Бассейн реки. Источники питания рек. Режим рек. Озёра. Виды озер и их распространение по территории России. Болото. Виды болот и их хозяйственное значение. Природные льды. Сезонные и многолетние льды. Многолетняя мерзлота и ее влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Ледники горные и покровные. Великое оледенение. Ледниковые периоды. Великий ледник на территории России. Последствия ледниковых периодов. Гидросфера и человек. Водные ресурсы. Стихийные бедствия, связанные с водой.
Учебные понятия: Бассейн океана, бассейн внутреннего стока, биологические ресурсы, материковая отмель (шельф), длина реки, бассейн реки, водораздел, питание реки, гидрологический режим, половодье, межень, паводок, озеро, водохранилище, болото, многолетняя мерзлота, природные льды, ледник, покровный ледник, горный ледник, ледниковый период, Великое оледенение, эпоха оледенения, эпоха межледниковья, водные ресурсы.
Основные образовательные идеи:
Россия окружена морями трех океанов, отличающихся разнообразными и богатыми природными ресурсами.
Река – сложная природная система. Знание важнейших характеристик реки – важнейшее условие правильности ее использования.
Озера, подземные воды, многолетняя мерзлота и ледники – это богатство водных ресурсов, разнообразие ландшафтов.
Вода – источник всего живого на Земле. Необходимость рационального использования и охраны внутренних вод России.
Предметные умения
Умение объяснять:
особенности морей, омывающих территорию России;
особенности внутренних вод отдельных регионов страны;
характер влияния внутренних вод на жизнь и хозяйственную деятельность человека;
особенности обеспеченности водными ресурсами различных регионов России;
сущность экологических проблем в гидросфере на примере России.
Умение определять:
основные черты морей, омывающих территорию России;
районы возможных катастрофических природных явлений в гидросфере на территории России;
закономерности распределения внутренних вод;
существенные признаки внутренних вод;
по картам закономерности распределения внутренних вод на территории России;
по картам особенности обеспечения внутренними водами отдельных регионов России.
Практические работы:
Составление характеристики одного из морей, омывающих территорию России.
Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей их хозяйственного использования.
Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними стихийных природных явлений на территории страны.
ТЕМА 7. ПОЧВЫ РОССИИ (3 ЧАСА)
Содержание темы:
Почва. Формирование почвы, её состав, строение, свойства. Зональные типы почв, их свойства, структура, различия в плодородии. Закономерности распространения почв. Почвенные карты. Почвенные ресурсы. Изменения почв в процессе их хозяйственного использования, борьба с эрозией и загрязнением почв. Меры по сохранению плодородия почв.
Учебные понятия:
Почва, почвообразование, почвенный профиль, почвенный горизонт, гумус, плодородие, почвенные ресурсы, эрозия (разрушение), мелиорация.
Основные образовательные идеи:
Почвы – особое природное тело, свойства которых зависят от факторов почвообразования различающихся от места к месту, чем и определяется их огромное разнообразие.
Главное свойство почв – плодородие, которое может истощаться, вследствие чего необходимая мера – рациональное использование и охрана.
Предметные умения
Умение объяснять:
условия формирования почв;
особенности строения и состава почв;
специфику изменения почв в процессе их хозяйственного использования;
особенности почвенных ресурсов России.
Умение определять:
основные свойства почв на территории России;
по картам закономерности размещения почв по территории России;
по картам меры по сохранению плодородия почв в различных регионах России.
Практические работы:
Составление характеристики зональных типов почв и выявление условий их почвообразования.
ТЕМА 8. РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР РОССИИ (3 ЧАСА)
Содержание темы:
Место и роль растений и животных в природном комплексе. География растений и животных. Типы растительности. Ресурсы растительного и животного мира. Лесные ресурсы. Кормовые ресурсы. Промыслово-охотничьи ресурсы. Особо охраняемые территории.
Учебные понятия:
Природный комплекс, природные компоненты, природные факторы, типы растительности, биологические ресурсы, лесные ресурсы, лесоизбыточные, лесообеспеченные и лесодефицитные территории.
Основные образовательные идеи:
Растительность и животный мир — важный компонент природного комплекса, особенно хрупкий и потому нуждающийся в заботе и охране.
Предметные умения
Умение объяснять:
место и роль растений и животных в природном комплексе;
специфику типов растительности;
необходимость создания и географию особо охраняемых территорий;
отличия видов природопользования.
Умение определять:
особенности размещения растительного и животного мира по территории России;
размещение ресурсов растительного и животного мира по картам;
по картам географию особо охраняемых территорий.
Практические работы:
Установление зависимостей растительного и животного мира от других компонентов природы.
ТЕМА 9. ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ РОССИИ (7 ЧАСОВ)
Содержание темы:
Природные комплексы России. Зональные и азональные природные комплексы. Природные зоны Арктики и Субарктики: арктическая пустыня, тундра. Леса умеренного пояса: тайга, смешанные и широколиственные леса. Безлесные зоны юга России: степь, лесостепь и полупустыня. Высотная поясность. Природно-хозяйственные зоны.
Учебные понятия:
Природный комплекс, ландшафт, природный компонент, зональный комплекс, азональный комплекс, природный район, природная зона, лесные и безлесные ландшафты, высотная поясность, приспособление, хозяйственная деятельность, природно-хозяйственные зоны.
Основные образовательные идеи:
Природные компоненты как живой, так и неживой природы образуют природные комплексы разных видов.
Главными компонентами природного комплекса являются климат и рельеф.
Выделяют зональные и азональные природные комплексы.
Любая природная зоны – это поле для хозяйственной деятельности людей, поэтому правильнее говорить о природно-хозяйственных зонах.
Предметные умения
Умение объяснять:
отличия природных комплексов друг от друга;
условия формирования природно-хозяйственных зон;
характер влияния человека на природные условия природных зон.
Умение определять:
особенности размещения природных зон на территории России;
специфические черты природно-хозяйственных зон.
Практическая работы:
Оценка природных условий и ресурсов какой-либо природной зоны. Составление прогноза её изменения и выявление особенностей адаптации человека к жизни в данной природной зоне.
Составление описания одной из природных зон России по плану.
ТЕМА 10. КРУПНЫЕ ПРИРОДНЫЕ РАЙОНЫ РОССИИ (17 ЧАСОВ)
Содержание темы:
Островная Арктика. Мир арктических островов. Западная Арктика: Земля Франца-Иосифа, Новая Земля. Восточная Арктика: Новосибирские острова, Северная Земля, остров Врангеля.
Восточно-Европейская равнина. Физико-географическое положение территории. Древняя платформа. Чередование возвышенностей и низменностей — характерная черта рельефа. Морено-ледниковый рельеф. Полесья. Эрозионные равнины. Полезные ископаемые Русской равнины: железные и медно-никелевые руды Балтийского щита, КМА, Печорский каменноугольный бассейн, хибинские апатиты и др. Климатические условия и их благоприятность для жизни человека. Западный перенос воздушных масс. Крупнейшие реки. Разнообразие почвенно-растительного покрова лесной зоны. Лесостепь и степь. Природная зональность на равнине. Крупнейшие заповедники. Экологические проблемы — последствие интенсивной хозяйственной деятельности.
Северный Кавказ — самый южный район страны. Особенности географического положения региона. Равнинная, предгорная и горная части региона: их природная и хозяйственная специфика. Горный рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа. Особенности климата региона. Современное оледенение. Основные реки, особенности питания и режима, роль в природе и хозяйстве. Почвенно-растительный покров и растительный мир. Структура высотной поясности гор. Агроклиматические, почвенные и кормовые ресурсы. Заповедники и курорты Кавказа.
Урал — каменный пояс России. Освоение и изучение Урала. Пограничное положение Урала между европейской частью России и Сибирью на стыке тектонических структур и равнин. Различия по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья. Уральские самоцветы. Особенности климата Урала. Урал — водораздел крупных рек. Зональная и высотная поясность. Почвенно-растительный покров и развитие сельского хозяйства. Антропогенные изменения природы Урала. Заповедники Урала.
Западная Сибирь — край уникальных богатств: крупнейший в мире нефтегазоносный бассейн. Западно-Сибирская равнина — одна из крупнейших низменностей земного шара. Молодая плита и особенности формирования рельефа. Континентальный климат, при небольшом количестве осадков избыточное увлажнение, внутренние воды. Сильная заболоченность. Отчетливо выраженная зональность природы от тундр до степей. Краткая характеристика зон. Зона Севера и ее значение. Оценка природных условий для жизни и быта человека; трудность освоения природных богатств: суровая зима, многолетняя мерзлота, болота.
Средняя Сибирь. Географическое положение между реками Енисеем и Леной. Древняя Сибирская платформа, представленная в рельефе Среднесибирским плоскогорьем. Преобладание плато и нагорий. Траппы и кимберлитовые трубки. Месторождения золота, алмазов, медно-никелевых руд, каменного угля. Резко континентальный климат: малое количество осадков, Сибирский (Азиатский) антициклон. Крупнейшие реки России: Лена, Енисей и их притоки. Реки — основные транспортные пути Средней Сибири; большой гидроэнергетический потенциал. Морозные формы рельефа. Две природные зоны: тундра и светлохвойная тайга.
Северо-Восток Сибири. Географическое положение: от западных предгорий Верхоянского хребта до Чукотского нагорья на востоке. Омоложенные горы; среднегорный рельеф территории, «оловянный пояс». Резко континентальный климат с очень холодной зимой и прохладным летом. Полюс холода Северного полушария. Определяющее значение многолетней мерзлоты для всей природы региона. Реки со снеговым питанием и половодьем в начале лета. Природные зоны: тундра и светлохвойная тайга.
Горы Южной Сибири — рудная кладовая страны. Разнообразие тектонического строения и рельефа. Складчато-глыбовые средневысотные горы и межгорные котловины, тектонические озера. Байкал. Области землетрясений. Богатство рудными ископаемыми магматического происхождения. Контрастность климатических условий. Высотная поясность. Степи Забайкалья. Агроклиматические ресурсы. Экологические проблемы Байкала.
Дальний Восток — край, где север встречается с югом. Геология и тектоника территории. Современный вулканизм Камчатки и Курил. Муссонный климат Тихоокеанского побережья. Климатические контрасты севера и юга. Большая густота и полноводность речной сети. Паводки и наводнения. Гидроресурсы и ГЭС. Влияние приморского положения на смещение границ природных зон к югу. Гигантизм растений. Характеристика тундры и лесной зоны. Уссурийская тайга — уникальный природный комплекс. Заповедники Дальнего Востока.
Учебные понятия:
Увалы, западный перенос, оттепель, моренные холмы, «бараньи лбы», Малоземельская и Большеземельская тундра, полесье, ополье, Предкавказье, лакколит, Большой Кавказ, бора, фен, многолетняя мерзлота, низменные болота, березовые колки, суховеи, Предуралье, Зауралье, омоложенные горы, траппы, кимберлитовая трубка, Сибирский (Азиатский) антициклон, полигоны, бугры пучения, гидролакколиты, омоложенные горы, складчато-глыбовые горы, полюс холода, ископаемый (жильный) лед, наледь, возрожденные горы, геологические разломы, тектонические озера, сопка, цунами, гейзеры, муссонный климат, тайфун.
Основные образовательные идеи:
Каждый крупный природный район России — край с уникальной природой.
Природные условия и ресурсы крупных природных районов — основа для определенных видов хозяйственной деятельности.
Предметные умения
Умение объяснять:
условия выделения и размещения природных районов;
специфические черты природы природных районов.
Умение определять:
географические особенности природных районов;
характер влияния человека на природу природных районов.
Практические работы:
Составление описания природного района по плану.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК (2ЧАСА).
Содержание темы:
Влияние природы на человека: природные ресурсы, благоприятные и неблагоприятные природные условия, стихийные бедствия, рекреационное значение природных условий. Влияние человека на природу: использование природных ресурсов, выброс отходов, изменение природных ландшафтов, создание природоохранных территорий.
Учебные понятия:
Ресурсы, неблагоприятные природные условия, стихийные бедствия, комфортность, отрасли промышленности, отходы: твёрдые, жидкие, газообразные, смог, сельское хозяйство, выхлопные газы, заповедники.
Основные образовательные идеи:
Влияние природной среды (природных условий и ресурсов) на образ жизни и особенности хозяйственной деятельности людей.
Воздействие на природные комплексы со стороны промышленности, сельского хозяйства и транспорта.
Предметные умения
Умение объяснять:
закономерности размещения районов возникновения стихийных бедствий;
принципы классификации природных ресурсов;
особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства.
Практические работы:
Составление прогноза развития экологической ситуации отдельных регионов на основе сведений о хозяйственной и повседневной деятельности человека.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
1) знать / понимать:
географическое положение России на карте мира, границы, пограничные государства, моря, омывающие страну, крайние точки России; положение России на карте часовых поясов; административно-территориальное деление России;
историю формирования и заселения территории России; вклад исследователей, путешественников, землепроходцев в освоение территории России;
численность, плотность и воспроизводство населения России; особенности естественного движения населения; основные направления миграций; состав трудовых ресурсов; национальный и религиозный состав населения России; особенности размещения населения; типы поселений;
связь рельефа с тектоническим строением; закономерности размещения полезных ископаемых на территории России и их главные месторождения;
факторы, определяющие особенности климата России; основные климатические пояса и типы климата России; влияние климатических условий на жизнь и хозяйственную деятельность населения России;
меры по борьбе с загрязнением атмосферы;
особенности морей, омывающих берега России; ресурсы морей и их использование человеком; крупнейшие речные системы и озера страны; границу распространения многолетней мерзлоты; меры по охране и восстановлению водных ресурсов;
основные типы почв, их размещение по территории страны, особенности земельных ресурсов и их рациональное использование;
природные зоны России, особенности природно-хозяйственных зон; влияние природных условий на жизнь, быт и хозяйственную деятельность населения; пути рационального природопользования в природно-хозяйственных зонах;
что такое территориальная организация общества, что такое Всемирное наследие; объекты Всемирного природного и культурного наследия России; что такое устойчивое развитие общества, идеи устойчивого развития общества;
2) уметь:
характеризовать географическое положение страны и своей области (республики, края);
определять поясное время;
определять плотность населения, объяснять различия в размещении населения, естественном и механическом движении населения, современную демографическую ситуацию; использовать карты, статистические таблицы, диаграммы для получения необходимой
информации по населению России;
устанавливать зависимость между рельефом, тектоническим строением территории, размещением полезных ископаемых по физической и тектонической картам;
пользоваться климатической картой, климатической диаграммой для определения типов климата и формирования представлений об условиях жизни населения на отдельных территориях;
анализировать почвенную карту и карту растительности с целью формирования представления о взаимосвязях компонентов природы;
устанавливать по картам связи между размещением населения, хозяйства и природными условиями территории России; анализировать статистические показатели развития хозяйства России;
анализировать таблицы, тематические карты, схемы с целью формирования представления о связях между отраслями промышленности;
устанавливать причины, сущность и пути решения экологических проблем в России;
отстаивать свою позицию при решении экологических проблем;
3) оценивать:
географическое положение России, своей области (республики, края);
природно-ресурсный потенциал страны;
климатические ресурсы России;
водные ресурсы России и своей местности;
влияние природных условий и ресурсов на быт, образ жизни, культуру населения
современные проблемы России.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
– гармонично развитые социальные чувства и качества:
умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.
3.Календарно-тематическое планирование.
№ урока |
Тема урока |
№ урока по теме |
Дата план |
Дата факт |
Тема 1. Географическая карта и источники географической информации (4 часа) |
||||
1. |
Карта и ее математическая основа |
1. |
04.09.2018 |
|
2. |
Топографическая карта |
2. |
6.09.2018 |
|
3. |
Чтение топографической карты. Построение профиля местности |
3. |
11.09.2018 |
|
4. |
Космические и цифровые источники информации |
4. |
13.09.2018 |
|
Тема 2. Россия на карте мира (4 часа) |
||||
5. |
Географическое положение России |
1. |
18.09.2018 |
|
6. |
Природные условия и ресурсы |
2. |
20.09.2018 |
|
7. |
Часовые пояса и зоны |
3. |
25.09.2018 |
|
8. |
Обобщение по теме «Россия на карте мира» |
4. |
27.09.2018 |
|
Тема 3.История изучения территории России (5 часов) |
||||
9. |
Русские землепроходцы XI — XVII вв. |
1. |
02.10.2018 |
|
10. |
Географические открытия в России XVIII–XIX вв. |
2. |
04.10.2018 |
|
11. |
Географические исследования XX в. |
3. |
09.10.2018 |
|
12. |
«Анализ источников информации об истории освоения территории России» |
4. |
11.10.2018 |
|
13. |
Роль географии в современном мире. |
5. |
16.10.2018 |
|
Тема 4.Геологическое строение и рельеф (6 часов) |
||||
14. |
Геологическое летоисчисление и геологическая карта |
1. |
18.10.2018 |
|
15. |
Геологическое летоисчисление и геологическая карта |
2. |
23.10.2018 |
|
16. |
Крупные тектонические структуры. |
3. |
25.10.2018 |
|
17. |
Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы. |
4. |
06.11.2018 |
|
18. |
Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых России. |
5. |
08.11.2018 |
|
19. |
Влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека. |
6. |
13.11.2018 |
|
Тема 5. Климат России (8 часов) |
||||
20. |
Факторы, определяющие климат России. |
1. |
15.11.2018 |
|
21. |
Закономерности распределения тепла и влаги. |
2. |
20.11.2018 |
|
22. |
Климатические пояса и типы климатов России. |
3. |
22.11.2018 |
|
23. |
«Анализ климатограмм, характерных для различных типов климата России». |
4. |
27.11.2018 |
|
24. |
Воздушные массы и атмосферные фронты. |
5. |
29.11.2018 |
|
25. |
Атмосферные вихри: циклоны и антициклоны. |
6. |
04.12.2018 |
|
26. |
Атмосфера и человек. |
7. |
06.12.2018 |
|
27. |
Обобщение по теме «Климат России». |
8. |
11.12.2018 |
|
Тема 6. Гидрография России (9 часов) |
||||
28. |
Моря, омывающие территорию России. |
1. |
13.12.2018 |
|
29. |
Реки России. |
2. |
18.12.2018 |
|
30. |
Характеристики рек. |
3. |
20.12.2018 |
|
31. |
Озёра. |
4. |
25.12.2018 |
|
32. |
Болота. |
5. |
27.12.2018 |
|
33. |
Природные льды. |
6. |
15.01.2019 |
|
34. |
Великое оледенение |
7. |
17.01.2019 |
|
35. |
Гидросфера и человек. |
8. |
22.01.2019 |
|
36. |
Обобщение по теме «Гидрография России». |
9. |
24.01.2019 |
|
Тема 7. Почвы России (3 часа) |
||||
37. |
Почва. Формирование почвы, её состав, строение, свойства. |
1. |
29.01.2019 |
|
38. |
Зональные типы почв, их свойства, структура, различия в плодородии. |
2. |
31.01.2019 |
|
39. |
Изменения почв в процессе их хозяйственного использования, борьба с эрозией и загрязнением почв. |
3. |
05.02.2019 |
|
Тема 8. Растительный и животный мир России (3 часа) |
||||
40. |
Место и роль растений и животных в природном комплексе. |
1. |
07.02.2019 |
|
41. |
Ресурсы растительного и животного мира. |
2. |
12.02.2019 |
|
42. |
Особо охраняемые территории. |
3. |
14.02.2019 |
|
Тема 9. Природные зоны России (7 часов) |
||||
43. |
Природные комплексы России. |
1. |
19.02.2019 |
|
44. |
«Оценка природных условий и ресурсов какой-либо природной зоны. Составление прогноза её изменения и выявление особенностей адаптации человека к жизни в данной природной зоне». |
2. |
21.02.2019 |
|
45. |
Природные зоны Арктики и Субарктики |
3. |
26.02.2019 |
|
46. |
Леса умеренного пояса |
4. |
28.02.2019 |
|
47. |
Безлесные зоны юга России |
5. |
05.03.2019 |
|
48. |
Высотная поясность. |
6. |
07.03.2019 |
|
49. |
Природно-хозяйственные зоны. |
7. |
12.03.2019 |
|
Тема 10. Крупные природные районы России (17часов) |
||||
50. |
Островная Арктика. |
1. |
14.03.2019 |
|
51. |
Островная Арктика. |
2. |
19.03.2019 |
|
52. |
Восточно-Европейская равнина |
3. |
21.03.2019 |
|
53. |
Восточно-Европейская равнина |
4. |
02.04.2019 |
|
54. |
Северный Кавказ— самый южный район страны. |
5. |
04.04.2019 |
|
55. |
«Составление описания природного района по плану». |
6. |
09.04.2019 |
|
56. |
Урал — каменный пояс России. |
7. |
11.04.2019 |
|
57. |
Урал — каменный пояс России. |
8. |
16.04.2019 |
|
58. |
Средняя Сибирь. |
9. |
18.04.2019 |
|
59. |
Средняя Сибирь. |
10. |
23.04.2019 |
|
60. |
Северо-Восток Сибири. |
11. |
25.04.2019 |
|
61. |
Северо-Восток Сибири. |
12. |
30.04.2019 |
|
62. |
Горы Южной Сибири — рудная кладовая страны |
13. |
07.05.2019 |
|
63. |
Горы Южной Сибири — рудная кладовая страны |
14. |
14.05.2019 |
|
64. |
Дальний Восток — край, где север встречается с югом. |
15. |
16.05.2019 |
|
65. |
Дальний Восток — край, где север встречается с югом. |
16. |
21.05.2019 |
|
66. |
Обобщение по теме «Крупные природные районы России» |
17. |
23.05.2019 |
|
Заключение. Природа и человек (2часа). |
||||
67. |
Влияние человека на природу. |
1. |
28.05.2019 |
|
68. |
Итоговая контрольная работа (промежуточная аттестация) |
2. |
30.05.2019 |
Географическая номенклатура
Крайние точки: мыс Флигели, мыс Челюскин, гора Базардюзю, Куршская коса, мыс Дежнёва.
Моря:Баренцево, Белое, Лаптевых, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское море-озеро.
Заливы:Гданьский, Финский, Кандалакшский, Онежская губа, Байдарацкая губа, Обская губа, Енисейский, Пенжинская губа, Петра Великого.
Проливы: Лаперуза, Кунаширский, Керченский, Берингов, Татарский.
Острова:Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Новосибирские, Северная Земля, Врангеля, Сахалин, Курильские, Соловецкие, Колгуев, Вайгач, Кижи, Валаам, Командорские.
Полуострова: Камчатка, Ямал, Таймыр, Кольский, Канин, Рыбачий, Таманский, Гыданский, Чукотский.
Реки:Волга, Дон, Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Ангара, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур, Зея, Бурея, Шилка, Аргунь, Северная Двина, Печора, Онега, Мезень, Ока, Вятка, Кама, Нева, Кубань, Кума, Терек, Урал, Белая, Чусовая, Исеть, Бия, Катунь, Тобол, Ишим, Пур, Таз, Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Вилюй, Алдан, Хатанга, Селенга, Оленек, Уссури, Камчатка.
Озера:Чудское, Онежское, Ладожское, Байкал, Таймыр, Телецкое, Селигер, Имандра, Псковское, Ильмень, Плещеево, Эльтон, Баскунчак, Кулундинское, Чаны, Ханка.
Водохранилища: Куйбышевское, Рыбинское, Братское, Волгоградское, Цимлянское, Вилюйское, Зейское, Горьковское.
Каналы: Беломорско-Балтийский, Мариинская система, Волго-Балтийский, им. Москвы, Волго-Донской.
Горы:Хибины, Большой Кавказ, Казбек, Эльбрус, Урал, Народная, Ямантау, Магнитная, Качканар, Алтай, Белуха, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Западный и Восточный Саян, Бырранга, Енисейский кряж, Становое нагорье, Алданское нагорье, Витимское плоскогорье, Становой хребет, Верхоянский хребет, хребет Черского, Чукотское нагорье, Джугджур, Сихотэ-Алинь, Ключевская Сопка, Авачинская Сопка, Шивелуч.
Возвышенности:Среднерусская, Приволжская, Среднесибирское плоскогорье, плато Путорана, Тиманский кряж, Северные Увалы, Валдайская, Ставропольская, Сибирские Увалы.
Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Окско-Донская, Ишимская, Барабинская, Зейско-Буреинская, Центрально-Якутская.
Низменности:Яно-Индигирская, Колымская, Средне-Амурская, Кумо-Манычская впадина, Прикаспийская, Печорская, Мещерская, Окско-Донская, Прикубанская, Кузнецкая котловина, Северо-Сибирская, Минусинская, Тувинская котловины.
Заповедники и другие охраняемые территории:Астраханский, Баргузинский, Кандалакшский, Галичья Гора, Кедровая Падь, Приокско-Террасный, Лапландский, Дарвинский, Самарская Лука, Тебердинский, Печоро-Илычский, Башкирский, Ильменский, Алтайский, Таймырский, Долина гейзеров, Ленские Столбы, Усть-Ленский, Кроноцкий, Остров Врангеля, Дальневосточный морской.
Месторождения:Печорский угольный бассейн, Курская магнитная аномалия, Подмосковный буроугольный бассейн, Баскунчак (соли), Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн, Кузбасс, Горная Шория (железные руды), Донбасс, Хибины (апатиты), Канско-Ачинский, Ленский, Тунгусский, Южно-Якутский угольные бассейны, Удоканское (медь), Алдан и Бодайбо (золото), Мирный (алмазы).