Рабочая программа по предмету география «Мировая Суша» (7 класс, УМК Е.М. Домогацких)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ГЕОГРАФИЯ 7 КЛАСС
Пояснительная записка.
Рабочая программа по географии для 7 класса к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский «География. Материки и океаны» /Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений/.
В данном материале приводится план на весь учебный год (два часа в неделю). План-сетка содержит колонки: номер урока, тема урока, количество часов, тип урока, элементы обязательного минимума образования, требования к уровню подготовки обучающихся, дополнительный материал, формы контроля, практические работы, домашнее задание, дата проведения по плану и факту.
Планирование составлено на основе: Е.М. Домогацких Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово – РС», 2010. – 56с.
Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский «География. Материки и океаны» Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений.
Согласно Федеральному компоненту образовательного стандарта, на изучение географии в 7 классе отводится 68 часов, в неделю – 2 часа.
География материков и океанов продолжает географическое образование учащихся в основной школе.
Цели и задачи курса:
- создать у учащихся представление о разнообразии природных условий нашей планеты, о специфике природы и населения материков;
- раскрыть общегеографические закономерности, объясняющие и помогающие увидеть единство в этом многообразии природы и населения материков;
- воспитать представление о необходимости самого бережного отношения к природе.
Курс состоит из двух частей:
Планета, на которой мы живём.
Материки планеты Земля.
Открывает курс небольшая тема «Мировая суша». В ней дается общее представление о материках и островах, их размерах, взаимном расположении. Также разъясняется отличие понятий «материк» и «часть света».
Следующая тема «Литосфера» знакомит учащихся с историей развития литосферы, строением земной коры, зависимостью форм рельефа от процессов, происходящих в литосфере, а также с основными формами рельефа.
Тема «Атмосфера» дает представление о поясах атмосферного давления, формирующихся над поверхностью Земли, об основных процессах, происходящих в атмосфере. Она знакомит учащихся с факторами, от которых зависит как климат целых материков, так и отдельных территорий.
Тема «Мировой океан» призвана раскрыть закономерности общих процессов, происходящих в Мировом океане: движение воды, распространение органического мира и др. С другой стороны, она знакомит с особенностями отдельных океанов и факторами, их обуславливающими, а также с взаимным влиянием, которое суша и океан оказывают друг на друга.
Тема «Геосфера» знакомит с общими закономерностями природы, характерными для всех материков и океанов, объясняет причины существования этих закономерностей и формы их проявления.
Тема «Человек» дает представление о том, как планета Земля осваивалась людьми, как влияет их деятельность на природу Земли, в каких формах происходит взаимодействие общества и природы.
Следующая, большая часть курса включает в себя темы: «Африка», «Австралия», «Антарктида», «Южная Америка», «Северная Америка», «Евразия». Каждая из тем построена по единому плану, рекомендованному образовательным стандартом:
Географическое положение и история исследования;
Геологическое строение и рельеф;
Климат;
Гидрография;
Разнообразие природы;
Особенности населения;
Природно-хозяйственные регионы.
Такое построение позволяет приучить школьников к строгой последовательности в характеристике крупных географических объектов, дать им представление об особенностях каждого материка, его отличительных чертах и вместе с тем выявить общее в природе всех материков. На протяжении всего курса реализуются межпредметные связи с курсами зоологии, ботаники, истории и обществознания.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 67 часов:
Раздел 1. Планета, на которой мы живет (21час)
Тема 1. Мировая суша (1ч)
Соотношение суши и океана на Земли, их проспределение между полушариями Земли. «Материковое» и «океаническое» полушарие. Материки и острова.
Основные понятия: материк, океан, часть света, остров.
Тема 2. Поверхность Земли (5ч)
Геологическое время. Эры и периоды в истории Земли. Возникновение материков и океанов,. Строение земной коры. Теория дрейфа литосферных плит. Процессы, происходящие в зоне контактов между литосферными плитами, и связанные с ними формы рельефа. Платформы и равнины. Складчатные пояса и горы. Сейсмические и вулканические пояса планеты.
Основные понятия: геологическое время, геологические эры и периоды, океаническая и материковая земная кора, тектоника, литосферные плиты, дрейф материков, срединноокеанические хребты, рифт, глубоководный желоб, платформы, равнины, складчатые пояса, горы.
Персоналии: Альфред Вегенер
Практическая работа: Составление картосхемы «Литосферные плиты», прогноз размещения материков и океанов в будущем.
Тема 3. Атмосфера (4 часа)
Климатообразующие факторы: широтное положение, рельеф, влияние океана, система господствующих ветров, размеры материков. Понятие о континентальности климата. Разнообразие климатов Земли. Климатические пояса. Карта климатических поясов. Виды воздушных масс.
Основные понятия: климатообразующий фактор, пассаты, муссоны, западные и северо-восточный перенос, континентальность, тип климата, климатограмма, воздушная масса.
Персоналии: А.И. Воейков.
Практическая работа: Определение типов климата по климатограммам.
Тема 4. Мировой океан (4ч)
Понятие о Мировом океане. Глубинные зоны Мирового океана. Виды морских течений. Глобальная циркуляция вод Мирового океана. Органический мир морей и океанов. Особенности природы отдельных океанов Земли.
Основные понятия: море, волны, континентальный шельф, материковый склон, ложе океана, атоллы, цунами, ветровые и стоковые течения, планктон, нектон, бентос.
Персоналии: Огюст Пикар.
Практическая работа: Построение профиля дна океана по одной из параллелей, обозначение основных форм рельефа дня океана.
Тема 5. Геосфера (2ч)
Понятие о географическое оболочке. Материки и океаны как крупные природные комплексы геосферы. Закон географической зональности. Природные комплексы различных порядков. Понятие о высотной поясности. Природная зона. Экваториальный лес, арктическая пустыня, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степь, саванна, тропическая пустыня, гилеи.
Основные понятия: природный комплекс, географическая оболочка, закон географической зональности, природная зона.
Персоналии: В.В. Докучаев.
Практические работы: 1. Анализ схем круговорота веществ и энергии.2. Установление по тематическим картам атласа связи между типами климата и природными зонами.
Тема 6. Человек (4ч)
Древняя родина человека. Предполагаемые пути его расселения по материкам. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Политическая карта мира. География современных религий. Материальная и духовная культура как результат жизнедеятельности человека, его взаимодействия с окружающей средой. Хозяйственная деятельность человека и её изменение на разных этапах развития общества. Взаимоотношения человека и природы. Охрана природы. Всемирное природное наследие.
Основные понятия: миграция, раса, этнос,религия, цивилизация, особо охраняемые природные территории, Всемирное наследие, страна, монархия, республика.
Практическая работа: Сопоставление политической карты мира в атласе с картой человеческих рас.
Раздел 2. Материки планеты Земля (43 ч)
Тема 1. Африка (9 часов)
История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Преобладание плоскогорий. Великий Африканский разлом. Полезные ископаемые: золото, алмазы, руды.
Самый жаркий материк. Величайшая пустыня мира: Сахара. Оазисы. Озера тектонического происхождения: Виктория, Танганьика. Двойной набор природных зон. Саванны. Национальный парки Африки.
Неравномерность размещения населения. Его быстрый рост. Регионы Африки: Арабский север, Африка к югу от Сахары. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Африки под её влияние. Главные объекты природного и культурного наследия.
Основные понятия: саванна, национальный парк. Восточно-Африканский разлом, Сахель, магриб, экваториальная раса.
Персоналии: Васко да Гама, Д.Левинстон, Г. Стэнли, Н.Н. Гулилев, ДЖ. Спик.
Практические работы:
Определение координат крайних точек материка, его протяженности с севера на юг в градусном мере и километрах.
Обозначение на контурной карте главных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых
Составление туристического плана-проспекта путешествия по Африке.
Тема 2. Австралия и Океания (6ч)
История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Самый маленький материк, самый засушливый материк, целиком расположенный в тропиках. Изолированность и уникальность природного мира материка. Население Австралии. Европейские мигранты. Неравномерность расселения. Особенности человеческой деятельность и изменение природы Австралии. Австралийский союз – страна-материк. Главные объекты наследия. Океания – островной регион. Влажный тропический климат и небогатый природный мир островов.
Основные понятия: лакколит, эндемик, аборигены.
Персоналии: А. Тасман, Дж. Кук, Э.Д. Эйр, Мак-Артур, Н.Н. Миклухо-Маклай, Ю.Ф. Лисянский, Т. Хейердал.
Практическая работа: Сравнение географического положения Африки и Австралии, определение черт сходства и различия основных компонентов природы материков.
Тема 3. Антарктида (2ч)
Самый изолированный и холодный материк планеты. История открытия, изучения и освоения. Покорение Южного полюса. Особенности географического положения, геологическое строения. Рельефа, климата, внутренних вод. Основные черты природы: рельеф подо льдом, отсутствие рек, «кухня погоды» Отсутствие постоянного населения.
Основные понятия: стоковые ветры, магнитный полюс, полюс относительной недоступности, шельфовый ледник.
Персоналии: Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев, Дюмон Дюрвиль, Р. Амудсен, Р. Скотт.
Тема 4. Южная Америка. (8ч)
История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Население и регионы Южной Америки. Равнинный Восток и Горный Запад. Богатство рудными полезными ископаемыми. Самый влажный материк. Амазонка – самая полноводная река. Реки – основные транспортные пути. Богатый и своеобразный растительный и животный мир. Смешение трех рас. Особенности человеческой деятельности. Главные объекты населения. Анды – регион богатой культуры. Галапагосский о-ва, Мачу-Пикчу.
Основные понятия: сельва, пампа, метис, мулат, самбо, Вест-Индия, Латинская и Центральная Америка.
Персоналии: А. Гумбольт. Х. Колумб
Практические работы:
Сравнение географического положения Африки и Южной Америки.
Выявление взаимосвязей между компонентами природы в одном из природных комплексов материка с использованием карт атласа.
Сравнение характера размещения населения Африки и Южной Америки.
Тема 5. Северная Америка (8ч)
История открытия. Основные черты природы. Равнины на востоке и горы на западе. Великие и Центральные равнины. Кордильеры – главный горных хребет. Аппалачи. Разнообразия типов климата, меридиональное протирание природных зон. Миссисипи, Великие Американские озера. Богатство растительного и животного мира. Население и регионы. Англо-Америка. Мигранты. Особенности человеческой деятельности. Объекты наследия. Наигарский водопад, Йеллоустонский н.п., Большой каньон, плато Колорадо.
Основные понятия: прерии, каньон, торнадо, Англо-Америка.
Персоналии: А. Макензи, Дж. Кабот, Г. Гудзон
Практические работы:
Сравнение климата разных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе.
Оценка влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека.
Тема 6. Евразия (10 часов)
Самый большой материк. История изучения. Основные черты природы. Сложное геологическое строение. Самый высокие горы и сама глубокая впадина суши. Богатство полезными ископаемыми. Все типы климатов Северного полушария. Разнообразия рек, крупнейшие реки Земли. Самый большие озера: Каспийское, Байкал. Население и регионы Евразии. Наиболее населенный материк. Сложный национальный состав, неравномерность размещения населения. Европа и Азия. Роль Европы в развитии мировой цивилизации. Юго-Западная Азия – древнейший центр человеческой цивилизации. Южная Азия – самый населенный регион. Особенности человеческой деятельности. Главные объекты природного населения.
Персоналии: Марко Поло, А. Никитин, Н.М. Пржевальский, П. Козлов, В. Арсеньев.
Практические работы:
Определение типов климата Евразии по климатическим диаграммам.
Сравнение природных зон Евразии и Северной Америки по 40-ой параллели.
Составление географической характеристики стран Европы и Азии по картам атласа и другим источникам географической информации.
Раздел 3. Взаимоотношения природы и человека (3ч)
Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Влияние хозяйственной деятельность не сферы Земли. Меры охраны. Центры происхождения культурных растений.
Основные понятия: природные условия, стихийные природные явления, экологические проблемы.
Персоналии: Н.Н. Вавилов, В.И. Вернадский.
Практические работы: Выявление связей между компонентами природного комплекса.
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения географии 7 класса учащиеся должны
А) знать/понимать:
Основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
Географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
Географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении различных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
Природные и антропогенные причины возникновение геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
Б) уметь:
Выделять, описывать, объяснять существенные признаки географических объектов и явления;
Находить в разных источниках, анализировать, преобразовывать, сохранять информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем, производить её передачу;
Приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, её влияния на формирование культуры народов;
Составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников информации, умений сравнивать географические карты.
Определять на карте расстояния, направления, высоты точек, географические координаты и местоположение географических объектов.
В) использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;
Чтение карт различного содержания;поиск географической информации из разных источников картографических, статистических, геоинформационных;
Объяснение и оценка явлений и процессов адаптации к условиям проживания на определенной территории самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
Соблюдение мер безопасности с случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Учебно-методический комплекс:
1. Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский География. Материки и океаны: В 2 ч. Ч. 1. Планета, на которой мы живём. Африка. Австралия: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 280 с.: ил., карт.
2. Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский География: Материки и океаны: В 2 ч. Ч. 2. Материки планеты Земля: Антарктида, Южная Америка, Северная Америка, Евразия: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 256 с.: ил., карт.
3. Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких Рабочая тетрадь к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География. Материки и океаны» 7 класс: в 2 ч. Ч. 1. / Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 96 с.
4. Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких Рабочая тетрадь к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География. Материки и океаны» 7 класс: в 2 ч. Ч. 2. / Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 88 с.
5. Географический атлас по географии: География. Земля и люди. 7 класс, линия УМК «Сферы»; ОАО «Издательство «Просвещение», 2011
6. Контурные карты по географии: География. Земля и люди. 7 класс, линия УМК «Сферы»; ОАО «Издательство «Просвещение», 2011
Дополнительная литература:
1. География. Материки и океаны. 7 класс: поурочные планы по учебнику О. В. Крыловой / авт.-сост. С. А. Костина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 367 с. – (Для преподавателей).
2. Элькин Г.Н. Физическая география. 6 класс. Справочно-информационные материалы к урокам. (Учебно-методическое пособие). – СПб.: «Паритет», 2003. – 160 с.
Календарно-тематическое планирование по географии 7 класс.
2 часа в неделю. 68 часов.
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Тип урока |
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) |
Практические работы |
Д/з |
Дата |
Корректировка |
РАЗДЕЛ 1. ПЛНЕТА, НА КОТОРОЙ МЫ ЖИВЕМ (21 ЧАС) |
||||||||
ТЕМА 1. Мировая суша (1ч) |
||||||||
1 |
Суша в океане |
1 |
Изучения нового материала |
§ 1 |
2.09 |
|||
Тема 2. Поверхность Земли |
||||||||
2 |
Геологическое время |
1 |
Изучения нового материала |
Геологическая история Земли. Гипотезы происхождения материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле, их распределение между полушариями планеты. Развитие рельефа на материках и в океанах. Тектоническая карта. Размещение крупнейших форм рельефа на материках и в океане. Называть: отличия Земли от других планет, геологический возраст Земли, отличия материковой коры от океанической; показывать: крупные литосферные плиты, платформы, складчатые области, сейсмические пояса, области вулканизма; объяснять: существенные признаки понятий «платформа», «рельеф», образование и размещение крупных форм рельефа Земли как результат взаимодействия внутренних и внешних рельефообразующих процессов; прогнозировать: изменение очертаний суши в результате движения литосферных плит. |
§ 2 |
7.09 |
||
3 |
Строение земной коры |
1 |
Формирования знаний и умений |
§ 3 |
9.09 |
|||
4 |
Литосферные плиты. Пр/р 1. |
1 |
Формирования знаний и умений |
Составление картосхемы «Литосферные плиты» |
§ 4 |
14.09 |
||
5 |
Платформы и равнины |
1 |
Формирования знаний и умений |
§ 5 |
16.09 |
|||
Складчатые пояса и горы |
1 |
Формирования знаний и умений |
§ 6 |
21.09 |
||||
Тема 3. Атмосфера (4ч) |
||||||||
6 |
Пояса планеты. Пр/р 2. |
1 |
Изучения нового материала |
Перемещение поясов атмосферного давления и воздушных масс по сезонам. Влияние природных особенностей материков и океанов на климат Земли. Территориальные сочетания климатообразующих факторов. Типы климатов. Климатическая карта. Антропогенное влияние на глобальные и региональные климатические процессы. Называть и показывать: климатообразующие факторы, климатические пояса, основные типы воздушных масс, области пассатов, муссонов, западного переноса воздуха; определять по климатическим картам распределение на поверхности Земли температур и осадков; описывать: общую циркуляцию атмосферы; объяснять понятия «воздушная масса», «пассаты», влияние климата на жизнь, быт и хозяйственную деятельность человека, свойства основных типов воздушных масс, причины возникновения областей повышенного и пониженного давления воздуха, причины неравномерного распределения осадков на Земле. |
Определение главных показателей климата различных регионов планеты по климатической карте мира |
§ 7 |
23.09 |
|
7 |
Воздушные массы и климатические пояса |
1 |
Формирования знаний и умений |
Анализ климатограмм основных типов климата |
§8 |
28.09 |
||
8 |
Климатообразующие факторы |
1 |
Формирования знаний и умений |
8§ 9 |
30.09 |
|||
9 |
Обобщение по темам «Мировая суша», «Поверхность Земли» и «Атмосфера» |
1 |
Обобщение |
Обобщение полученных знаний и умений раздела. Работа с контрольно-измерительными материалами |
5.10 |
|||
Тема 4. Мировой океан |
||||||||
10 |
Мировой океан и его части. Пр/р 4 |
1 |
Изучения нового материала |
Части гидросферы: Миро-вой океан, ледники, воды суши. Океаны. Части Мирового океана. Рельеф дна Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Температуры и соленость вод Мирового океана. Движение воды в океане. Стихийные явления в океане; правила обеспечения личной безопасности. Обмен теплом и влагой между океаном и сушей. Мировой круговорот воды. Минеральные и органические ресурсы океана, их значение и хозяйственное использование. Источники загрязнения вод океана; меры по сохранению качества вод и биоресурсов Мирового океана. называть и показывать океаны, моря, заливы, проливы, течения, ресурсы океана и их использование, меры по охране вод океана, приводить примеры антропогенных изменений природы океана в результате хозяйственной деятельности человека, примеры взаимодействия с атмосферой и сушей; объяснять роль океана в жизни Земли, свойства вод, образование течений, различия свойств водных масс океана, различия в природе отдельных частей Мирового океана. |
Построение профиля дна океана по одной из параллелей, обозначение форм рельефа |
§ 10 |
7.10 |
|
11 |
Движение вод Мирового океана. Система течений. |
1 |
Формирования знаний и умений |
§ 11 |
12.10 |
|||
12 |
Органические мир океана. |
1 |
Формирования знаний и умений |
§12 |
14.10 |
|||
13 |
Особенности природы отдельных океанов |
1 |
Формирования знаний и умений |
§ 13 |
19.10 |
|||
Тема 5. Геосфера (2ч) |
||||||||
14 |
Географическая оболочка. Пр/р 5 |
1 |
Изучения нового материала |
Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Природно-антропогенное равновесие, пути его сохранения и восстановления. Приспособления живых организмов к среде обитания. Уметь: называть границы распространения живого вещества, источники энергии процессов, происходящих на Земле, свойства географической оболочки; писывать опо схемам круговороты (воды, биологический, геологический, круговорот веществ в сообществе живых организмов), схему строения природного комплекса; объяснять влияние освещенности на природные ритмы, причины зональной и азональной дифференциации природного комплекса, природной зоны, широтной зональности, высотной поясности; прогнозировать: изменения природных комплексов под воздействием природных факторов и человеческой деятельности. |
Анализ схем круговорота веществ и энергии |
§ 14 |
21.10 |
|
15 |
Широтная зональность и высотная поясность. Пр/р 6 |
1 |
Формирования знаний и умений |
Выявление и объяснение географической зональность природы Земли. Описание природных зон Земли по географическим картам |
§ 15 |
26.10 |
||
Тема 6. Человек (4 часа) |
||||||||
16 |
Освоение Земли человеком |
1 |
Изучения нового материала |
Численность населения планеты, размещение, народы и религии, основные виды хозяйственной деятельности называть и показывать предполагаемые пути расселения человека по материкам и основные районы повышенной плотности населения на Земле, крупнейшие народы Земли, наиболее распространенные языки, мировые религии и ареалы их распространения, основные виды хозяйственной деятельности-людей, крупнейшие страны и их столицы |
§ 16 |
9.11 |
||
17 |
Охрана природы |
1 |
Формирования знаний и умений |
§ 17 |
11.11 |
|||
18 |
Население Земли. Пр/р 7 |
1 |
Формирования знаний и умений |
Определение и сравнение различий в численности населения для разных регионов и стран мира |
§ 18 |
16.11 |
||
19 |
Политическая карта мира. Пр/р 8 |
1 |
Формирования знаний и умений |
Изучение политической карты мира |
§ 19 |
18.11 |
||
20 |
Обобщение по разделу 1. «Планета, на которой мы живем» |
1 |
Обобщение |
Обобщение полученных знаний и умений раздела. Работа с контрольно-измерительными материалами |
Повт. § 1-19 |
23.11 |
||
РАЗДЕЛ 2. МЕТИРИКИ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ (43 Ч) |
||||||||
Тема 1. Африка (9часов) |
||||||||
21 |
Африка: географическое положение и история освоения. Пр/р 9 |
1 |
Формирования знаний и умений |
Особенности географического положения Африки. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление Африки на природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы. Численность и размещение населения. Историко-географические этапы заселения Африки. Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт. География основных типов хозяйственной деятельности Называть имена исследователей континента и результаты их работы; показывать элементы береговой линии, определять географическое положение материка, координаты крайних точек, протяженность материка с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах, объяснять существенные признаки понятия «географическое положение материка», прогнозировать (оценивать) влияние географического положения на особенности природы материка, называть и показывать крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых, территории с определенным типом климата, важнейшие реки и озера, источники питания рек, характерные типы погод на материке, размещение природных зон, типичных представителей растительности и животного мира основных природных зон Африки; определять географическое положение природных объектов, температуру и количество осадков по климатической карте; описывать «образ» одной из рек континента (по кар-там и тексту учебника); объяснять причины формирования типов климата на континенте, размещение месторождений полезных ископаемых, влияние компонентов природы на жизнь, быт, хозяйственную деятельность народов материка, изменение природы континента под влиянием деятельности человека, особенности растительности и животного мира природных зон, особенности питания и режима рек. Уметь: называть и показывать районы повышенной плотности населения, крупнейшие народы материка, места их расселения, наиболее крупные по площади страны; определять по карте географическое положение страны и ее столицы, крупные регионы материка и страны, входящие в состав; определять по картам природные особенности регионов и отдельных стран, их природные богатства, особенности размещения и состав населения; описывать по картам одну из стран (по выбору); объяснять типы и виды хозяйственной деятельности населения, а также особенности устройства жилищ, средств передвижения, орудий труда как результат адаптации человека к окружающей среде в разных географических условиях; называть и показывать все изученные объекты, определять их географическое положение; описывать природный объект, страну (по плану);объяснять влияние природы на жизнь людей |
Определение крайних точек Африки и их координат, протяженность материка в градусной мере и километрах. Нанесение объектов на контурную карту. |
§ 20 |
25.11 |
|
22 |
Основные черты природы Африки. Пр/р 10 |
1 |
Формирования знаний и умений |
Обозначение на к/к главных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых |
§ 21 |
30.11 |
||
23 |
Климат Африки |
1 |
Формирования знаний и умений |
§ 22 |
2.12 |
|||
24 |
Гидрография Африки |
1 |
Формирования знаний и умений |
§ 23 |
7.12 |
|||
25 |
Природные зоны |
1 |
Формирования знаний и умений |
§ 24 |
9.12 |
|||
26 |
Население Африки. |
1 |
Формирования знаний и умений |
§ 25 |
14.12 |
|||
27 |
Крупные природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы: Северная и Западная Африка. |
1 |
Формирования знаний и умений |
§ 26 |
16.12 |
|||
28 |
Центральная, Восточная и Южная Африка. |
1 |
Формирования знаний и умений |
§ 27 |
21.12 |
|||
29 |
Обобщение по теме «Африка» Пр/р 11 |
1 |
Обобщение |
Обобщение полученных знаний и умений раздела. Работа с контрольно-измерительными материалами |
Составление туристического плана-проспекта путешествия по Африке |
Повт § 20-27 |
23.12 |
|
Тема 2. Австралия и Океания (6ч) |
||||||||
30 |
Географическое положение и история исследования Австралии |
1 |
Формирования знаний и умений |
Особенности географического положения Австралии. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление Австралии на природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы. Уметь: называть и показывать имена путешественников и исследователей, все изучаемые объекты береговой линии, формы рельефа, месторождения полезных ископаемых; определять географическое положение материка, сравнивать его с положением Африки; объяснять влияние географического положения на природные особенности континента, размещение крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых в зависимости от строения земной коры; называть и показывать наиболее крупные острова и архипелаги; определять географическое положение крупных островов и архипелагов; описывать природу одного из островов (по выбору); объяснять связь особенностей природы островов с их происхождением, влияние океана на их природу, жизнь и быт населения. Уметь: называть и показывать климатообразующие факторы, преобладающие воздушные массы, климатические пояса, характерные типы погод, крупные реки и озера, представителей расти-тельного и животного мира материка, размещение на материке природных зон, примеры рационального и нерационального использования природных богатств материка; определять климатические показатели по карте; объяснять влияние истории заселения материка, его рельефа и климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения, размещение отдельных месторождений полезных ископаемых, различия в климате отдельных территорий материка, образование артезианских бассейнов, особенности питания и режима рек, особенности органического мира, причины опасных природных явлений (засух, пожаров и т. д.), размещения природных зон; прогнозировать тенденции изменения природных объектов (рек, подземных вод, почв, растительного и животного мира, природных комплексов в целом) под воздействием человеческой деятельности. Уметь: называть и показывать основные районы высокой плотности населения на материке, основные народы, виды хозяйственной деятельности, крупные города и столицу, крупные регионы материка, различающиеся природными особенностями и хозяйственной деятельностью населения; определять географическое положение крупных городов, территории, используемые для туризма и рекреации; описывать один из регионов страны (по выбору); объяснять влияние географических открытий на современный состав населения страны, особенности жизни аборигенов и англоавстралийцев, различия в видах хозяйственной деятельности в отдельных регионах страны |
§ 28 |
11.01 |
||
31 |
Компоненты природы Австралии. Пр/р 12 |
1 |
Формирования знаний и умений |
Сравнение географического положения Африки и Австралии, определение черт сходства и различия компонентов природы материков |
§ 29 |
13.01 |
||
32 |
Основные черты природы Австралии |
1 |
Формирования знаний и умений |
§ 30 |
18.01 |
|||
33 |
Австралийский Союз |
1 |
Формирования знаний и умений |
§ 31 |
20.01 |
|||
34 |
Океания – островной регион |
1 |
Формирования знаний и умений |
§ 32 |
25.01 |
|||
35 |
Обобщение по теме «Австралия и Океания» |
1 |
Обобщение |
Обобщение полученных знаний и умений раздела. Работа с контрольно-измерительными материалами |
Повт § 28-32 |
27.01 |
||
Тема 3. Антарктида (2ч) |
||||||||
36 |
Географическое положение и история исследования Антарктиды |
1 |
Формирования знаний и умений |
Особенности географического положения Антарктиды и Антарктики. Основные черты природы. Особенности открытия и изучения территории. Уметь: называть и показывать имена путешественников и ученых, внесших вклад в открытие и исследование Антарктики, особенности географического положения, основные географические объекты (в том числе крупные полярные станции), особенности компонентов природы Антарктики; определять географическое положение Антарктиды, координаты полярных станций, климатические показатели по карте и климатограммам, виды природных ресурсов; описывать особенности природных компонентов, «образ» одного из природных объектов (береговой части, антарктического оазиса и др.); объяснять особенности природы Антарктики, образование ледникового покрова, стоковых ветров, необходимость изучения Антарктики; прогнозировать тенденций в изменении природы Земли при условии таяния ледникового покрова Антарктики. |
§ 33 |
1.02 |
||
37 |
Основные черты природы Антарктиды |
1 |
Формирования знаний и умений |
§ 34 |
3.02 |
|||
Тема 4. Южная Америка (8 часов) |
||||||||
38 |
Географическое положение, история открытия и исследования Южной Америки. Пр/р 13 |
1 |
Формирования знаний и умений |
Особенности географического положения Южной Америки. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление Южной Америки на природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы. Численность и размещение населения. Историко-географические этапы заселения Южной Америки. Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт. Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества. Адаптация человека к окружающей природной среде (одежда, жилище, питание). Жизнедеятельность человека и его адаптация к окружающей среде. География основных типов хозяйственной деятельности Уметь: называть и показывать имена и маршруты путешественников и исследователей, все изучаемые объекты береговой линии; определять черты сходства и различия в географическом положении Южной Америки и Африки; описывать географическое положение континента; объяснять влияние географического положения на особенности природы континента; называть и показывать крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых, климатообразующие факторы, воздушные массы и климатические пояса, основные реки и озера, представителей растительного и животного мира природных зон, размещение зон по карте, смену высотных поясов в горах; определять климатические показатели по картам, зависимость густоты речной сети, размещения природных зон от климата; рельеф, климат, почвы, растительность, животный мир континента по картам, составлять «образ» природного объекта (горной страны, реки, при-родной зоны); объяснять особенности рельефа материка как результат деятельности внутренних и внешних рельефообразующих процессов, различия в сочетаниях месторождений полезных ископаемых крупных территорий, различия в климате (применительно к климатическим поясам), особенности питания и режима рек, различия в растительности и животном мире природных зон и высотных поясов в горах, особенности освоения человеком отдельных территорий континента и мер по охране природы (наличие охраняемых территорий); называть и показывать крупнейшие народы континента, наиболее распространенные языки и религии, ареалы их распространения, основные густонаселенные районы материка, крупнейшие по площади и населению страны, их столицы и крупнейшие города, основные виды хозяйственной деятельности населения; описывать географическое положение страны, большого города; объяснять особенности размещения основных видов хозяйственной деятельности, орудий труда, жилищ, средств передвижения в различных районах страны, своеобразие культуры населения отдельных стран. |
Сравнение географического положения Африки и Южной Америки |
§ 35 |
8.02 |
|
39 |
Основные черты природы Южной Америки |
1 |
Формирования знаний и умений |
§ 36 |
10.02 |
|||
40 |
Климат Южной Америки |
1 |
Формирования знаний и умений |
§ 37 |
15.02 |
|||
41 |
Гидрография Южной Америки |
1 |
Формирования знаний и умений |
§ 38 |
17.02 |
|||
42 |
Разнообразие природы. Пр/р 14 |
1 |
Формирования знаний и умений |
Выявление взаимосвязей между компонентами природы в одном из комплексов материка с использованием карт атласа |
§ 39 |
22.02 |
||
43 |
Население Южном Америки. Пр/р 15 |
1 |
Формирования знаний и умений |
Сравнение характера размещения населения Южной Америки и Африки |
§ 40 |
24.02 |
||
44 |
Крупные природные и историко-культурные регионы Южной Америки. |
1 |
Формирования знаний и умений |
§ 41 |
29.02 |
|||
45 |
Обобщение по теме «Южная Америка» |
1 |
Обобщение |
Обобщение полученных знаний и умений раздела. Работа с контрольно-измерительными материалами |
Повт 35-41 |
2.03 |
||
Тема 5. Северная Америка (8ч) |
||||||||
46 |
Географическое положение, история открытий и исследований Северной Америки |
1 |
Формирования знаний и умений |
Особенности географического положения материков. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление материков на природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы. Численность и размещение населения. Историко-географические этапы заселения Северной Америки. Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт. Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества Уметь: называть и показывать имена путешественников и исследователей, их вклад в изучение природы и народов материка, элементы береговой линии; определять географическое положение материка; описывать особенности береговой линии материка; объяснять влияние географического положения материка на его природу; называть и показывать основные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых, климатообразующие факторы, основные воздушные массы, климатические пояса, реки и озера, границы природных зон и представителей растительного и животного мира каждой из зон; определять климатические показатели, географическое положение крупных речных систем, озер, расположение природных зон; описывать природные компоненты (рельеф, климат, внутренние воды, природные зоны) Северной и Южной Америк в целом, составлять «образ» горной страны, реки, водопада, каньона и др.), объяснять особенности рельефа Северной и Южной Америк в результате длительного развития земной коры под влиянием внутренних и внешних процессов, зависимость размещения месторождений полезных ископаемых от строения земной коры, различия в климате территорий, расположенных в одном климатическом поясе, особенности питания и режима рек, различия в почвенном, растительном покрове природных зон, изменения природы отдельных территорий в результате хозяйственной деятельности человека; называть и показывать крупнейшие народы континента, наиболее распространенные языки, религии, крупнейшие страны, их столицы и крупные города, наиболее характерные черты природы стран, природные богатства, виды хозяйственной деятельности населения стран Северной и Южной Америки, определять особенности географического положения страны, размещение населения по территории страны, степень благоприятности природных условий для жизни населения; описывать географическое положение страны, ее столицы и крупных городов, страну в целом (по плану); объяснять особенности размещения населения по территории стран, своеобразие духовной и материальной культуры населения изучаемых стран, виды хозяйственной деятельности, обусловленные наличием природных богатств |
§ 42 |
7.03 |
||
47 |
Основные черты природы Северной Америки |
1 |
Формирования знаний и умений |
§ 43 |
9.03 |
|||
48 |
Климат Северной Америки. Пр/р 16 |
1 |
Формирования знаний и умений |
Сравнение климата разных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе |
§ 44 |
21.03 |
||
49 |
Гидрография Северной Америки |
1 |
Формирования знаний и умений |
§ 45 |
23.03 |
|||
50 |
Природные зоны Северной Америки. |
1 |
Формирования знаний и умений |
§ 46 |
28.03 |
|||
51 |
Население Северной Америки. Пр/р 17 |
1 |
Формирования знаний и умений |
Оценка влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения |
§ 47 |
30.03 |
||
52 |
Крупные природные и природно-хозяйственные регионы Северной Америки |
1 |
Формирования знаний и умений |
§ 48 |
4.04 |
|||
53 |
Обобщение по теме «Северная Америка» |
1 |
Формирования знаний и умений |
Обобщение полученных знаний и умений раздела. Работа с контрольно-измерительными материалами |
Повт § 42-48 |
6.04 |
||
Тема 6. Евразия (10 ч) |
||||||||
54 |
Географическое положение и история исследований Евразии |
1 |
Формирования знаний и умений |
Особенности географического положения Евразии. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление Евразии на природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы. Численность и размещение населения. Историко-географические этапы заселения Евразии. Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт. Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества. Адаптация человека к окружающей природной среде (одежда, жилище, питание). Жизнедеятельность человека и его адаптация к окружающей среде. География основных типов хозяйственной деятельности. Уметь: называть и показывать имена путешественников и исследователей континента, территории или исследованные элементы береговой линии материка; определять географическое положение материка; описывать особенности географического положения в сравнении с другими материками; объяснять роль географических исследований русских путешественников для развития географической науки, влияние размеров и географического положения материка на его природные особенности; называть и показывать основные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых, климатообразующие факторы, воздушные массы, климатические пояса и области, основные речные и озерные системы; определять климатические показатели для отдельных регионов материка, питание и режим рек; описывать географическое положение крупных форм рельефа, рельеф, климат отдельных территорий, реку (по выбору); объяснять особенности размещения крупных форм рельефа на материке и причины, их вызывающие, в сравнении с другими материками, зависимость размещения месторождений полезных ископаемых от строения и истории развития земной коры, различия в климате отдельных территорий материка, особенности питания и режима рек, их экологическое состояние; называть и показывать смену природных зон при движении с севера на ют, границы зон, представителей растительного и животного мира природных зон материка, территории, природа которых в наибольшей мере изменена человеком; определять особенности размещения природных зон; описывать географическое положение природных зон, смену высотных поясов в горах, компоненты природных зон (по выбору); объяснять причины размещения отдельных природных зон и различия в их почвах, растительности, животном мире и в антропогенных изменениях; называть и показывать большинство стран континента, их столицы и крупные города, основные народы, языковые семьи и наиболее распространенные языки и религии, характерные природные особенности, природные богатства, виды хозяйственной деятельности населения; определять географическое положение каждой из изучаемых стран Европы, особенности природных компонентов (рельефа, климата, внутренних вод, почв, растительности) стран по картам атласа и другим источникам информации, размещение населения по территории страны, степень благоприятности природных условий для жизни людей в стране, природные богатства; описывать географическое положение стран Европы, их столицы и крупных городов, страну в целом (по выбору); объяснять особенности размещения населения, природные различия на территории страны, своеобразие духовной и материальной культуры народов, виды хозяйственной деятельности, обусловленные природными условиями и ресурсами страны |
§ 49 |
11.04 |
||
55 |
Основные черты природы Евразии |
1 |
Формирования знаний и умений |
§ 50 |
13.04 |
|||
56 |
Климат Евразии. Пр/р 18 |
1 |
Формирования знаний и умений |
Определение типов климата Евразии по климатограммама |
§ 51 |
18.04 |
||
57 |
Гидрография Евразии |
1 |
Формирования знаний и умений |
§ 52 |
20.04 |
|||
58 |
Разнообразие природы. Пр/р19 |
1 |
Формирования знаний и умений |
Сравнение природных зон Евразии и Северной Америки по 40-ой параллели |
§ 53 |
25.04 |
||
59 |
Население Евразии. |
1 |
Формирования знаний и умений |
§ 54 |
27.04 |
|||
60 |
Крупные регионы Евразии. Пр/р 20 |
1 |
Формирования знаний и умений |
Составление характеристики страны Европы по картам атласа и другим источникам |
§ 55 |
2.05 |
||
61 |
Регионы Азии: Юго-Западная, Центральная и Восточная Азия |
1 |
Формирования знаний и умений |
§ 56 |
4.05 |
|||
62 |
Регионы Азии: Южная и Юго-Восточная Азия. Прр 21 |
1 |
Формирования знаний и умений |
Составление географической характеристики страны Азии по картам атласа и другим источникам |
§ 57 |
9.05 |
||
63 |
Обобщение по теме «Евразия» |
1 |
Обобщение |
Обобщение полученных знаний и умений раздела. Работа с контрольно-измерительными материалами |
Повт 49-57 |
11.05 |
||
Раздел 3. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА (3Ч) |
||||||||
64 |
Природа и общество |
1 |
Изучения нового материала |
Этапы развития географической оболочки, состав географической оболочки связи между ее компонентами Уметь: называть состав географической оболочки, источники энергии процессов, в ней происходящих, зональные комплексы ГО, закономерности отдельных геосфер планеты, основные свойства, закономерности и этапы развития ГО; объяснять причины географической зональности, целостности, ритмичности процессов в ГО, причины ее раз-вития, значение природных богатств для человечества, влияние природы на условия жизни людей, причины изменений природы под воздействием хозяйственной деятельности, необходимость международного сотрудничества в использовании природных богатств и в деле охраны природы; прогнозировать тенденции изменения климата, почвенного, растительного и животного мира под воздействием человеческой деятельности. |
§ 58 |
16.05 |
||
65 |
Экологические проблемы. Пр/р 22 |
1 |
Формирования знаний и умений |
Выявление связей между компонентами природного комплекса своей местности |
§ 59 |
18.05 |
||
66 |
Стихийные явления в геосферах и правила безопасности людей |
1 |
Формирования знаний и умений |
§ 58 |
23.05 |
|||
67 |
Обобщение по курсу 7 класса «География материков и океанов» |
1 |
Обобщение |
Обобщение полученных знаний и умений раздела. Работа с контрольно-измерительными материалами |
Повт § 1-58 |
25.05 |
||
68-70 |
Резерв времени |
3 |