Рабочая программа по предмету география «Мировая Суша» (7 класс, УМК Е.М. Домогацких)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ГЕОГРАФИЯ 7 КЛАСС
Пояснительная записка.
Рабочая программа по географии для 7 класса к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский «География. Материки и океаны» /Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений/.
В данном материале приводится план на весь учебный год (два часа в неделю). План-сетка содержит колонки: номер урока, тема урока, количество часов, тип урока, элементы обязательного минимума образования, требования к уровню подготовки обучающихся, дополнительный материал, формы контроля, практические работы, домашнее задание, дата проведения по плану и факту.
Планирование составлено на основе: Е.М. Домогацких Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово – РС», 2010. – 56с.
Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский «География. Материки и океаны» Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений.
Согласно Федеральному компоненту образовательного стандарта, на изучение географии в 7 классе отводится 68 часов, в неделю – 2 часа.
География материков и океанов продолжает географическое образование учащихся в основной школе. 
Цели и задачи курса:
- создать у учащихся представление о разнообразии природных условий нашей планеты, о специфике природы и населения материков;
- раскрыть общегеографические закономерности, объясняющие и помогающие увидеть единство в этом многообразии природы и населения материков;
- воспитать представление о необходимости самого бережного отношения к природе.
Курс состоит из двух частей:
Планета, на которой мы живём.
Материки планеты Земля.
Открывает курс небольшая тема «Мировая суша». В ней дается общее представление о материках и островах, их размерах, взаимном расположении. Также разъясняется отличие понятий «материк» и «часть света».
Следующая тема «Литосфера» знакомит учащихся с историей развития литосферы, строением земной коры, зависимостью форм рельефа от процессов, происходящих в литосфере, а также с основными формами рельефа.
Тема «Атмосфера» дает представление о поясах атмосферного давления, формирующихся над поверхностью Земли, об основных процессах, происходящих в атмосфере. Она знакомит учащихся с факторами, от которых зависит как климат целых материков, так и отдельных территорий.
Тема «Мировой океан» призвана раскрыть закономерности общих процессов, происходящих в Мировом океане: движение воды, распространение органического мира и др. С другой стороны, она знакомит с особенностями отдельных океанов и факторами, их обуславливающими, а также с взаимным влиянием, которое суша и океан оказывают друг на друга.
Тема «Геосфера» знакомит с общими закономерностями природы, характерными для всех материков и океанов, объясняет причины существования этих закономерностей и формы их проявления.
Тема «Человек» дает представление о том, как планета Земля осваивалась людьми, как влияет их деятельность на природу Земли, в каких формах происходит взаимодействие общества и природы.
Следующая, большая часть курса включает в себя темы: «Африка», «Австралия», «Антарктида», «Южная Америка», «Северная Америка», «Евразия». Каждая из тем построена по единому плану, рекомендованному образовательным стандартом:
Географическое положение и история исследования;
Геологическое строение и рельеф;
Климат;
Гидрография;
Разнообразие природы;
Особенности населения;
Природно-хозяйственные регионы.
Такое построение позволяет приучить школьников к строгой последовательности в характеристике крупных географических объектов, дать им представление об особенностях каждого материка, его отличительных чертах и вместе с тем выявить общее в природе всех материков. На протяжении всего курса реализуются межпредметные связи с курсами зоологии, ботаники, истории и обществознания.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 67 часов:
Раздел 1. Планета, на которой мы живет (21час)
Тема 1. Мировая суша (1ч)
Соотношение суши и океана на Земли, их проспределение между полушариями Земли. «Материковое» и «океаническое» полушарие. Материки и острова.
Основные понятия: материк, океан, часть света, остров.
Тема 2. Поверхность Земли (5ч)
Геологическое время. Эры и периоды в истории Земли. Возникновение материков и океанов,. Строение земной коры. Теория дрейфа литосферных плит. Процессы, происходящие в зоне контактов между литосферными плитами, и связанные с ними формы рельефа. Платформы и равнины. Складчатные пояса и горы. Сейсмические и вулканические пояса планеты.
Основные понятия: геологическое время, геологические эры и периоды, океаническая и материковая земная кора, тектоника, литосферные плиты, дрейф материков, срединноокеанические хребты, рифт, глубоководный желоб, платформы, равнины, складчатые пояса, горы.
Персоналии: Альфред Вегенер
Практическая работа: Составление картосхемы «Литосферные плиты», прогноз размещения материков и океанов в будущем.
Тема 3. Атмосфера (4 часа)
Климатообразующие факторы: широтное положение, рельеф, влияние океана, система господствующих ветров, размеры материков. Понятие о континентальности климата. Разнообразие климатов Земли. Климатические пояса. Карта климатических поясов. Виды воздушных масс.
Основные понятия: климатообразующий фактор, пассаты, муссоны, западные и северо-восточный перенос, континентальность, тип климата, климатограмма, воздушная масса.
Персоналии: А.И. Воейков.
Практическая работа: Определение типов климата по климатограммам.
Тема 4. Мировой океан (4ч)
Понятие о Мировом океане. Глубинные зоны Мирового океана. Виды морских течений. Глобальная циркуляция вод Мирового океана. Органический мир морей и океанов. Особенности природы отдельных океанов Земли.
Основные понятия: море, волны, континентальный шельф, материковый склон, ложе океана, атоллы, цунами, ветровые и стоковые течения, планктон, нектон, бентос.
Персоналии: Огюст Пикар.
Практическая работа: Построение профиля дна океана по одной из параллелей, обозначение основных форм рельефа дня океана.
Тема 5. Геосфера (2ч)
Понятие о географическое оболочке. Материки и океаны как крупные природные комплексы геосферы. Закон географической зональности. Природные комплексы различных порядков. Понятие о высотной поясности. Природная зона. Экваториальный лес, арктическая пустыня, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степь, саванна, тропическая пустыня, гилеи.
Основные понятия: природный комплекс, географическая оболочка, закон географической зональности, природная зона.
Персоналии: В.В. Докучаев.
Практические работы: 1. Анализ схем круговорота веществ и энергии.2. Установление по тематическим картам атласа связи между типами климата и природными зонами.
Тема 6. Человек (4ч)
Древняя родина человека. Предполагаемые пути его расселения по материкам. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Политическая карта мира. География современных религий. Материальная и духовная культура как результат жизнедеятельности человека, его взаимодействия с окружающей средой. Хозяйственная деятельность человека и её изменение на разных этапах развития общества. Взаимоотношения человека и природы. Охрана природы. Всемирное природное наследие.
Основные понятия: миграция, раса, этнос,религия, цивилизация, особо охраняемые природные территории, Всемирное наследие, страна, монархия, республика.
Практическая работа: Сопоставление политической карты мира в атласе с картой человеческих рас.
Раздел 2. Материки планеты Земля (43 ч)
Тема 1. Африка (9 часов)
История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Преобладание плоскогорий. Великий Африканский разлом. Полезные ископаемые: золото, алмазы, руды.
Самый жаркий материк. Величайшая пустыня мира: Сахара. Оазисы. Озера тектонического происхождения: Виктория, Танганьика. Двойной набор природных зон. Саванны. Национальный парки Африки.
Неравномерность размещения населения. Его быстрый рост. Регионы Африки: Арабский север, Африка к югу от Сахары. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Африки под её влияние. Главные объекты природного и культурного наследия.
Основные понятия: саванна, национальный парк. Восточно-Африканский разлом, Сахель, магриб, экваториальная раса.
Персоналии: Васко да Гама, Д.Левинстон, Г. Стэнли, Н.Н. Гулилев, ДЖ. Спик.
Практические работы:
Определение координат крайних точек материка, его протяженности с севера на юг в градусном мере и километрах.
Обозначение на контурной карте главных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых
Составление туристического плана-проспекта путешествия по Африке.
Тема 2. Австралия и Океания (6ч)
История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Самый маленький материк, самый засушливый материк, целиком расположенный в тропиках. Изолированность и уникальность природного мира материка. Население Австралии. Европейские мигранты. Неравномерность расселения. Особенности человеческой деятельность и изменение природы Австралии. Австралийский союз – страна-материк. Главные объекты наследия. Океания – островной регион. Влажный тропический климат и небогатый природный мир островов.
Основные понятия: лакколит, эндемик, аборигены.
Персоналии: А. Тасман, Дж. Кук, Э.Д. Эйр, Мак-Артур, Н.Н. Миклухо-Маклай, Ю.Ф. Лисянский, Т. Хейердал.
Практическая работа: Сравнение географического положения Африки и Австралии, определение черт сходства и различия основных компонентов природы материков.
Тема 3. Антарктида (2ч)
Самый изолированный и холодный материк планеты. История открытия, изучения и освоения. Покорение Южного полюса. Особенности географического положения, геологическое строения. Рельефа, климата, внутренних вод. Основные черты природы: рельеф подо льдом, отсутствие рек, «кухня погоды» Отсутствие постоянного населения.
Основные понятия: стоковые ветры, магнитный полюс, полюс относительной недоступности, шельфовый ледник.
Персоналии: Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев, Дюмон Дюрвиль, Р. Амудсен, Р. Скотт.
Тема 4. Южная Америка. (8ч)
История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Население и регионы Южной Америки. Равнинный Восток и Горный Запад. Богатство рудными полезными ископаемыми. Самый влажный материк. Амазонка – самая полноводная река. Реки – основные транспортные пути. Богатый и своеобразный растительный и животный мир. Смешение трех рас. Особенности человеческой деятельности. Главные объекты населения. Анды – регион богатой культуры. Галапагосский о-ва, Мачу-Пикчу.
Основные понятия: сельва, пампа, метис, мулат, самбо, Вест-Индия, Латинская и Центральная Америка.
Персоналии: А. Гумбольт. Х. Колумб
Практические работы:
Сравнение географического положения Африки и Южной Америки.
Выявление взаимосвязей между компонентами природы в одном из природных комплексов материка с использованием карт атласа.
Сравнение характера размещения населения Африки и Южной Америки.
Тема 5. Северная Америка (8ч)
История открытия. Основные черты природы. Равнины на востоке и горы на западе. Великие и Центральные равнины. Кордильеры – главный горных хребет. Аппалачи. Разнообразия типов климата, меридиональное протирание природных зон. Миссисипи, Великие Американские озера. Богатство растительного и животного мира. Население и регионы. Англо-Америка. Мигранты. Особенности человеческой деятельности. Объекты наследия. Наигарский водопад, Йеллоустонский н.п., Большой каньон, плато Колорадо.
Основные понятия: прерии, каньон, торнадо, Англо-Америка.
Персоналии: А. Макензи, Дж. Кабот, Г. Гудзон
Практические работы:
Сравнение климата разных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе.
Оценка влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека.
Тема 6. Евразия (10 часов)
Самый большой материк. История изучения. Основные черты природы. Сложное геологическое строение. Самый высокие горы и сама глубокая впадина суши. Богатство полезными ископаемыми. Все типы климатов Северного полушария. Разнообразия рек, крупнейшие реки Земли. Самый большие озера: Каспийское, Байкал. Население и регионы Евразии. Наиболее населенный материк. Сложный национальный состав, неравномерность размещения населения. Европа и Азия. Роль Европы в развитии мировой цивилизации. Юго-Западная Азия – древнейший центр человеческой цивилизации. Южная Азия – самый населенный регион. Особенности человеческой деятельности. Главные объекты природного населения.
Персоналии: Марко Поло, А. Никитин, Н.М. Пржевальский, П. Козлов, В. Арсеньев.
Практические работы:
Определение типов климата Евразии по климатическим диаграммам.
Сравнение природных зон Евразии и Северной Америки по 40-ой параллели.
Составление географической характеристики стран Европы и Азии по картам атласа и другим источникам географической информации.
Раздел 3. Взаимоотношения природы и человека (3ч)
Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Влияние хозяйственной деятельность не сферы Земли. Меры охраны. Центры происхождения культурных растений.
Основные понятия: природные условия, стихийные природные явления, экологические проблемы.
Персоналии: Н.Н. Вавилов, В.И. Вернадский.
Практические работы: Выявление связей между компонентами природного комплекса.
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения географии 7 класса учащиеся должны
А) знать/понимать:
Основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
Географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
Географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении различных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
Природные и антропогенные причины возникновение геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
Б) уметь:
Выделять, описывать, объяснять существенные признаки географических объектов и явления;
Находить в разных источниках, анализировать, преобразовывать, сохранять информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем, производить её передачу;
Приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, её влияния на формирование культуры народов;
Составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников информации, умений сравнивать географические карты.
Определять на карте расстояния, направления, высоты точек, географические координаты и местоположение географических объектов.
В) использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;
Чтение карт различного содержания;поиск географической информации из разных источников картографических, статистических, геоинформационных;
Объяснение и оценка явлений и процессов адаптации к условиям проживания на определенной территории самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
Соблюдение мер безопасности с случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Учебно-методический комплекс:
1.  Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский География. Материки и океаны: В 2 ч. Ч. 1. Планета, на которой мы живём. Африка. Австралия: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 280 с.: ил., карт.
2.  Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский География: Материки и океаны: В 2 ч. Ч. 2. Материки планеты Земля: Антарктида, Южная Америка, Северная Америка, Евразия:  учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 256 с.: ил., карт.
3.  Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких Рабочая тетрадь к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География. Материки и океаны» 7 класс: в 2 ч. Ч. 1.  / Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких  - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 96 с.
4.  Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких Рабочая тетрадь к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География. Материки и океаны» 7 класс: в 2 ч. Ч. 2.  / Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких  - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 88 с.
5.  Географический атлас по географии: География. Земля и люди. 7 класс, линия УМК «Сферы»; ОАО «Издательство «Просвещение», 2011
6.  Контурные карты по географии: География. Земля и люди. 7 класс, линия УМК «Сферы»; ОАО «Издательство «Просвещение», 2011
Дополнительная литература:
1.  География. Материки и океаны. 7 класс: поурочные планы по учебнику О. В. Крыловой / авт.-сост. С. А. Костина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 367 с. – (Для преподавателей).
2.  Элькин Г.Н. Физическая география. 6 класс. Справочно-информационные материалы к урокам. (Учебно-методическое пособие). – СПб.: «Паритет», 2003. – 160 с.
Календарно-тематическое планирование по географии 7 класс.
2 часа в неделю. 68 часов.
| 
			 №  | 
			
			 Тема урока  | 
			
			 Кол-во часов  | 
			
			 Тип урока  | 
			
			 Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)  | 
			
			 Практические работы  | 
			
			 Д/з  | 
			
			 Дата  | 
			
			 Корректировка  | 
		
| 
			 РАЗДЕЛ 1. ПЛНЕТА, НА КОТОРОЙ МЫ ЖИВЕМ (21 ЧАС)  | 
		||||||||
| 
			 ТЕМА 1. Мировая суша (1ч)  | 
		||||||||
| 
			 1  | 
			
			 Суша в океане  | 
			
			 1  | 
			
			 Изучения нового материала  | 
			
			 § 1  | 
			
			 2.09  | 
			|||
| 
			 Тема 2. Поверхность Земли  | 
		||||||||
| 
			 2  | 
			
			 Геологическое время  | 
			
			 1  | 
			
			 Изучения нового материала  | 
			
			 Геологическая история Земли. Гипотезы происхождения материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле, их распределение между полушариями планеты. Развитие рельефа на материках и в океанах. Тектоническая карта. Размещение крупнейших форм рельефа на материках и в океане. Называть: отличия Земли от других планет, геологический возраст Земли, отличия материковой коры от океанической; показывать: крупные литосферные плиты, платформы, складчатые области, сейсмические пояса, области вулканизма; объяснять: существенные признаки понятий «платформа», «рельеф», образование и размещение крупных форм рельефа Земли как результат взаимодействия внутренних и внешних рельефообразующих процессов; прогнозировать: изменение очертаний суши в результате движения литосферных плит.  | 
			
			 § 2  | 
			
			 7.09  | 
			||
| 
			 3  | 
			
			 Строение земной коры  | 
			
			 1  | 
			
			 Формирования знаний и умений  | 
			
			 § 3  | 
			
			 9.09  | 
			|||
| 
			 4  | 
			
			 Литосферные плиты. Пр/р 1.  | 
			
			 1  | 
			
			 Формирования знаний и умений  | 
			
			 Составление картосхемы «Литосферные плиты»  | 
			
			 § 4  | 
			
			 14.09  | 
			||
| 
			 5  | 
			
			 Платформы и равнины  | 
			
			 1  | 
			
			 Формирования знаний и умений  | 
			
			 § 5  | 
			
			 16.09  | 
			|||
| 
			 Складчатые пояса и горы  | 
			
			 1  | 
			
			 Формирования знаний и умений  | 
			
			 § 6  | 
			
			 21.09  | 
			||||
| 
			 Тема 3. Атмосфера (4ч)  | 
		||||||||
| 
			 6  | 
			
			 Пояса планеты. Пр/р 2.  | 
			
			 1  | 
			
			 Изучения нового материала  | 
			
			 Перемещение поясов атмосферного давления и воздушных масс по сезонам. Влияние природных особенностей материков и океанов на климат Земли. Территориальные сочетания климатообразующих факторов. Типы климатов. Климатическая карта. Антропогенное влияние на глобальные и региональные климатические процессы. Называть и показывать: климатообразующие факторы, климатические пояса, основные типы воздушных масс, области пассатов, муссонов, западного переноса воздуха; определять по климатическим картам распределение на поверхности Земли температур и осадков; описывать: общую циркуляцию атмосферы; объяснять понятия «воздушная масса», «пассаты», влияние климата на жизнь, быт и хозяйственную деятельность человека, свойства основных типов воздушных масс, причины возникновения областей повышенного и пониженного давления воздуха, причины неравномерного распределения осадков на Земле.  | 
			
			 Определение главных показателей климата различных регионов планеты по климатической карте мира  | 
			
			 § 7  | 
			
			 23.09  | 
			|
| 
			 7  | 
			
			 Воздушные массы и климатические пояса  | 
			
			 1  | 
			
			 Формирования знаний и умений  | 
			
			 Анализ климатограмм основных типов климата  | 
			
			 §8  | 
			
			 28.09  | 
			||
| 
			 8  | 
			
			 Климатообразующие факторы  | 
			
			 1  | 
			
			 Формирования знаний и умений  | 
			
			 8§ 9  | 
			
			 30.09  | 
			|||
| 
			 9  | 
			
			 Обобщение по темам «Мировая суша», «Поверхность Земли» и «Атмосфера»  | 
			
			 1  | 
			
			 Обобщение  | 
			
			 Обобщение полученных знаний и умений раздела. Работа с контрольно-измерительными материалами  | 
			
			 5.10  | 
			|||
| 
			 Тема 4. Мировой океан  | 
		||||||||
| 
			 10  | 
			
			 Мировой океан и его части. Пр/р 4  | 
			
			 1  | 
			
			 Изучения нового материала  | 
			
			 Части гидросферы: Миро-вой океан, ледники, воды суши. Океаны. Части Мирового океана. Рельеф дна Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Температуры и соленость вод Мирового океана. Движение воды в океане. Стихийные явления в океане; правила обеспечения личной безопасности. Обмен теплом и влагой между океаном и сушей. Мировой круговорот воды. Минеральные и органические ресурсы океана, их значение и хозяйственное использование. Источники загрязнения вод океана; меры по сохранению качества вод и биоресурсов Мирового океана. называть и показывать океаны, моря, заливы, проливы, течения, ресурсы океана и их использование, меры по охране вод океана, приводить примеры антропогенных изменений природы океана в результате хозяйственной деятельности человека, примеры взаимодействия с атмосферой и сушей; объяснять роль океана в жизни Земли, свойства вод, образование течений, различия свойств водных масс океана, различия в природе отдельных частей Мирового океана.  | 
			
			 Построение профиля дна океана по одной из параллелей, обозначение форм рельефа  | 
			
			 § 10  | 
			
			 7.10  | 
			|
| 
			 11  | 
			
			 Движение вод Мирового океана. Система течений.  | 
			
			 1  | 
			
			 Формирования знаний и умений  | 
			
			 § 11  | 
			
			 12.10  | 
			|||
| 
			 12  | 
			
			 Органические мир океана.  | 
			
			 1  | 
			
			 Формирования знаний и умений  | 
			
			 §12  | 
			
			 14.10  | 
			|||
| 
			 13  | 
			
			 Особенности природы отдельных океанов  | 
			
			 1  | 
			
			 Формирования знаний и умений  | 
			
			 § 13  | 
			
			 19.10  | 
			|||
| 
			 Тема 5. Геосфера (2ч)  | 
		||||||||
| 
			 14  | 
			
			 Географическая оболочка. Пр/р 5  | 
			
			 1  | 
			
			 Изучения нового материала  | 
			
			 Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Природно-антропогенное равновесие, пути его сохранения и восстановления. Приспособления живых организмов к среде обитания. Уметь: называть границы распространения живого вещества, источники энергии процессов, происходящих на Земле, свойства географической оболочки; писывать опо схемам круговороты (воды, биологический, геологический, круговорот веществ в сообществе живых организмов), схему строения природного комплекса; объяснять влияние освещенности на природные ритмы, причины зональной и азональной дифференциации природного комплекса, природной зоны, широтной зональности, высотной поясности; прогнозировать: изменения природных комплексов под воздействием природных факторов и человеческой деятельности.  | 
			
			 Анализ схем круговорота веществ и энергии  | 
			
			 § 14  | 
			
			 21.10  | 
			|
| 
			 15  | 
			
			 Широтная зональность и высотная поясность. Пр/р 6  | 
			
			 1  | 
			
			 Формирования знаний и умений  | 
			
			 Выявление и объяснение географической зональность природы Земли. Описание природных зон Земли по географическим картам  | 
			
			 § 15  | 
			
			 26.10  | 
			||
| 
			 Тема 6. Человек (4 часа)  | 
		||||||||
| 
			 16  | 
			
			 Освоение Земли человеком  | 
			
			 1  | 
			
			 Изучения нового материала  | 
			
			 Численность населения планеты, размещение, народы и религии, основные виды хозяйственной деятельности называть и показывать предполагаемые пути расселения человека по материкам и основные районы повышенной плотности населения на Земле, крупнейшие народы Земли, наиболее распространенные языки, мировые религии и ареалы их распространения, основные виды хозяйственной деятельности-людей, крупнейшие страны и их столицы  | 
			
			 § 16  | 
			
			 9.11  | 
			||
| 
			 17  | 
			
			 Охрана природы  | 
			
			 1  | 
			
			 Формирования знаний и умений  | 
			
			 § 17  | 
			
			 11.11  | 
			|||
| 
			 18  | 
			
			 Население Земли. Пр/р 7  | 
			
			 1  | 
			
			 Формирования знаний и умений  | 
			
			 Определение и сравнение различий в численности населения для разных регионов и стран мира  | 
			
			 § 18  | 
			
			 16.11  | 
			||
| 
			 19  | 
			
			 Политическая карта мира. Пр/р 8  | 
			
			 1  | 
			
			 Формирования знаний и умений  | 
			
			 Изучение политической карты мира  | 
			
			 § 19  | 
			
			 18.11  | 
			||
| 
			 20  | 
			
			 Обобщение по разделу 1. «Планета, на которой мы живем»  | 
			
			 1  | 
			
			 Обобщение  | 
			
			 Обобщение полученных знаний и умений раздела. Работа с контрольно-измерительными материалами  | 
			
			 Повт. § 1-19  | 
			
			 23.11  | 
			||
| 
			 РАЗДЕЛ 2. МЕТИРИКИ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ (43 Ч)  | 
		||||||||
| 
			 Тема 1. Африка (9часов)  | 
		||||||||
| 
			 21  | 
			
			 Африка: географическое положение и история освоения. Пр/р 9  | 
			
			 1  | 
			
			 Формирования знаний и умений  | 
			
			 Особенности географического положения Африки. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление Африки на природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы. Численность и размещение населения. Историко-географические этапы заселения Африки. Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт. География основных типов хозяйственной деятельности Называть имена исследователей континента и результаты их работы; показывать элементы береговой линии, определять географическое положение материка, координаты крайних точек, протяженность материка с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах, объяснять существенные признаки понятия «географическое положение материка», прогнозировать (оценивать) влияние географического положения на особенности природы материка, называть и показывать крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых, территории с определенным типом климата, важнейшие реки и озера, источники питания рек, характерные типы погод на материке, размещение природных зон, типичных представителей растительности и животного мира основных природных зон Африки; определять географическое положение природных объектов, температуру и количество осадков по климатической карте; описывать «образ» одной из рек континента (по кар-там и тексту учебника); объяснять причины формирования типов климата на континенте, размещение месторождений полезных ископаемых, влияние компонентов природы на жизнь, быт, хозяйственную деятельность народов материка, изменение природы континента под влиянием деятельности человека, особенности растительности и животного мира природных зон, особенности питания и режима рек. Уметь: называть и показывать районы повышенной плотности населения, крупнейшие народы материка, места их расселения, наиболее крупные по площади страны; определять по карте географическое положение страны и ее столицы, крупные регионы материка и страны, входящие в состав; определять по картам природные особенности регионов и отдельных стран, их природные богатства, особенности размещения и состав населения; описывать по картам одну из стран (по выбору); объяснять типы и виды хозяйственной деятельности населения, а также особенности устройства жилищ, средств передвижения, орудий труда как результат адаптации человека к окружающей среде в разных географических условиях; называть и показывать все изученные объекты, определять их географическое положение; описывать природный объект, страну (по плану);объяснять влияние природы на жизнь людей  | 
			
			 Определение крайних точек Африки и их координат, протяженность материка в градусной мере и километрах. Нанесение объектов на контурную карту.  | 
			
			 § 20  | 
			
			 25.11  | 
			|
| 
			 22  | 
			
			 Основные черты природы Африки. Пр/р 10  | 
			
			 1  | 
			
			 Формирования знаний и умений  | 
			
			 Обозначение на к/к главных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых  | 
			
			 § 21  | 
			
			 30.11  | 
			||
| 
			 23  | 
			
			 Климат Африки  | 
			
			 1  | 
			
			 Формирования знаний и умений  | 
			
			 § 22  | 
			
			 2.12  | 
			|||
| 
			 24  | 
			
			 Гидрография Африки  | 
			
			 1  | 
			
			 Формирования знаний и умений  | 
			
			 § 23  | 
			
			 7.12  | 
			|||
| 
			 25  | 
			
			 Природные зоны  | 
			
			 1  | 
			
			 Формирования знаний и умений  | 
			
			 § 24  | 
			
			 9.12  | 
			|||
| 
			 26  | 
			
			 Население Африки.  | 
			
			 1  | 
			
			 Формирования знаний и умений  | 
			
			 § 25  | 
			
			 14.12  | 
			|||
| 
			 27  | 
			
			 Крупные природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы: Северная и Западная Африка.  | 
			
			 1  | 
			
			 Формирования знаний и умений  | 
			
			 § 26  | 
			
			 16.12  | 
			|||
| 
			 28  | 
			
			 Центральная, Восточная и Южная Африка.  | 
			
			 1  | 
			
			 Формирования знаний и умений  | 
			
			 § 27  | 
			
			 21.12  | 
			|||
| 
			 29  | 
			
			 Обобщение по теме «Африка» Пр/р 11  | 
			
			 1  | 
			
			 Обобщение  | 
			
			 Обобщение полученных знаний и умений раздела. Работа с контрольно-измерительными материалами  | 
			
			 Составление туристического плана-проспекта путешествия по Африке  | 
			
			 Повт § 20-27  | 
			
			 23.12  | 
			|
| 
			 Тема 2. Австралия и Океания (6ч)  | 
		||||||||
| 
			 30  | 
			
			 Географическое положение и история исследования Австралии  | 
			
			 1  | 
			
			 Формирования знаний и умений  | 
			
			 Особенности географического положения Австралии. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление Австралии на природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы. Уметь: называть и показывать имена путешественников и исследователей, все изучаемые объекты береговой линии, формы рельефа, месторождения полезных ископаемых; определять географическое положение материка, сравнивать его с положением Африки; объяснять влияние географического положения на природные особенности континента, размещение крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых в зависимости от строения земной коры; называть и показывать наиболее крупные острова и архипелаги; определять географическое положение крупных островов и архипелагов; описывать природу одного из островов (по выбору); объяснять связь особенностей природы островов с их происхождением, влияние океана на их природу, жизнь и быт населения. Уметь: называть и показывать климатообразующие факторы, преобладающие воздушные массы, климатические пояса, характерные типы погод, крупные реки и озера, представителей расти-тельного и животного мира материка, размещение на материке природных зон, примеры рационального и нерационального использования природных богатств материка; определять климатические показатели по карте; объяснять влияние истории заселения материка, его рельефа и климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения, размещение отдельных месторождений полезных ископаемых, различия в климате отдельных территорий материка, образование артезианских бассейнов, особенности питания и режима рек, особенности органического мира, причины опасных природных явлений (засух, пожаров и т. д.), размещения природных зон; прогнозировать тенденции изменения природных объектов (рек, подземных вод, почв, растительного и животного мира, природных комплексов в целом) под воздействием человеческой деятельности. Уметь: называть и показывать основные районы высокой плотности населения на материке, основные народы, виды хозяйственной деятельности, крупные города и столицу, крупные регионы материка, различающиеся природными особенностями и хозяйственной деятельностью населения; определять географическое положение крупных городов, территории, используемые для туризма и рекреации; описывать один из регионов страны (по выбору); объяснять влияние географических открытий на современный состав населения страны, особенности жизни аборигенов и англоавстралийцев, различия в видах хозяйственной деятельности в отдельных регионах страны  | 
			
			 § 28  | 
			
			 11.01  | 
			||
| 
			 31  | 
			
			 Компоненты природы Австралии. Пр/р 12  | 
			
			 1  | 
			
			 Формирования знаний и умений  | 
			
			 Сравнение географического положения Африки и Австралии, определение черт сходства и различия компонентов природы материков  | 
			
			 § 29  | 
			
			 13.01  | 
			||
| 
			 32  | 
			
			 Основные черты природы Австралии  | 
			
			 1  | 
			
			 Формирования знаний и умений  | 
			
			 § 30  | 
			
			 18.01  | 
			|||
| 
			 33  | 
			
			 Австралийский Союз  | 
			
			 1  | 
			
			 Формирования знаний и умений  | 
			
			 § 31  | 
			
			 20.01  | 
			|||
| 
			 34  | 
			
			 Океания – островной регион  | 
			
			 1  | 
			
			 Формирования знаний и умений  | 
			
			 § 32  | 
			
			 25.01  | 
			|||
| 
			 35  | 
			
			 Обобщение по теме «Австралия и Океания»  | 
			
			 1  | 
			
			 Обобщение  | 
			
			 Обобщение полученных знаний и умений раздела. Работа с контрольно-измерительными материалами  | 
			
			 Повт § 28-32  | 
			
			 27.01  | 
			||
| 
			 Тема 3. Антарктида (2ч)  | 
		||||||||
| 
			 36  | 
			
			 Географическое положение и история исследования Антарктиды  | 
			
			 1  | 
			
			 Формирования знаний и умений  | 
			
			 Особенности географического положения Антарктиды и Антарктики. Основные черты природы. Особенности открытия и изучения территории. Уметь: называть и показывать имена путешественников и ученых, внесших вклад в открытие и исследование Антарктики, особенности географического положения, основные географические объекты (в том числе крупные полярные станции), особенности компонентов природы Антарктики; определять географическое положение Антарктиды, координаты полярных станций, климатические показатели по карте и климатограммам, виды природных ресурсов; описывать особенности природных компонентов, «образ» одного из природных объектов (береговой части, антарктического оазиса и др.); объяснять особенности природы Антарктики, образование ледникового покрова, стоковых ветров, необходимость изучения Антарктики; прогнозировать тенденций в изменении природы Земли при условии таяния ледникового покрова Антарктики.  | 
			
			 § 33  | 
			
			 1.02  | 
			||
| 
			 37  | 
			
			 Основные черты природы Антарктиды  | 
			
			 1  | 
			
			 Формирования знаний и умений  | 
			
			 § 34  | 
			
			 3.02  | 
			|||
| 
			 Тема 4. Южная Америка (8 часов)  | 
		||||||||
| 
			 38  | 
			
			 Географическое положение, история открытия и исследования Южной Америки. Пр/р 13  | 
			
			 1  | 
			
			 Формирования знаний и умений  | 
			
			 Особенности географического положения Южной Америки. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление Южной Америки на природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы. Численность и размещение населения. Историко-географические этапы заселения Южной Америки. Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт. Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества. Адаптация человека к окружающей природной среде (одежда, жилище, питание). Жизнедеятельность человека и его адаптация к окружающей среде. География основных типов хозяйственной деятельности Уметь: называть и показывать имена и маршруты путешественников и исследователей, все изучаемые объекты береговой линии; определять черты сходства и различия в географическом положении Южной Америки и Африки; описывать географическое положение континента; объяснять влияние географического положения на особенности природы континента; называть и показывать крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых, климатообразующие факторы, воздушные массы и климатические пояса, основные реки и озера, представителей растительного и животного мира природных зон, размещение зон по карте, смену высотных поясов в горах; определять климатические показатели по картам, зависимость густоты речной сети, размещения природных зон от климата; рельеф, климат, почвы, растительность, животный мир континента по картам, составлять «образ» природного объекта (горной страны, реки, при-родной зоны); объяснять особенности рельефа материка как результат деятельности внутренних и внешних рельефообразующих процессов, различия в сочетаниях месторождений полезных ископаемых крупных территорий, различия в климате (применительно к климатическим поясам), особенности питания и режима рек, различия в растительности и животном мире природных зон и высотных поясов в горах, особенности освоения человеком отдельных территорий континента и мер по охране природы (наличие охраняемых территорий); называть и показывать крупнейшие народы континента, наиболее распространенные языки и религии, ареалы их распространения, основные густонаселенные районы материка, крупнейшие по площади и населению страны, их столицы и крупнейшие города, основные виды хозяйственной деятельности населения; описывать географическое положение страны, большого города; объяснять особенности размещения основных видов хозяйственной деятельности, орудий труда, жилищ, средств передвижения в различных районах страны, своеобразие культуры населения отдельных стран.  | 
			
			 Сравнение географического положения Африки и Южной Америки  | 
			
			 § 35  | 
			
			 8.02  | 
			|
| 
			 39  | 
			
			 Основные черты природы Южной Америки  | 
			
			 1  | 
			
			 Формирования знаний и умений  | 
			
			 § 36  | 
			
			 10.02  | 
			|||
| 
			 40  | 
			
			 Климат Южной Америки  | 
			
			 1  | 
			
			 Формирования знаний и умений  | 
			
			 § 37  | 
			
			 15.02  | 
			|||
| 
			 41  | 
			
			 Гидрография Южной Америки  | 
			
			 1  | 
			
			 Формирования знаний и умений  | 
			
			 § 38  | 
			
			 17.02  | 
			|||
| 
			 42  | 
			
			 Разнообразие природы. Пр/р 14  | 
			
			 1  | 
			
			 Формирования знаний и умений  | 
			
			 Выявление взаимосвязей между компонентами природы в одном из комплексов материка с использованием карт атласа  | 
			
			 § 39  | 
			
			 22.02  | 
			||
| 
			 43  | 
			
			 Население Южном Америки. Пр/р 15  | 
			
			 1  | 
			
			 Формирования знаний и умений  | 
			
			 Сравнение характера размещения населения Южной Америки и Африки  | 
			
			 § 40  | 
			
			 24.02  | 
			||
| 
			 44  | 
			
			 Крупные природные и историко-культурные регионы Южной Америки.  | 
			
			 1  | 
			
			 Формирования знаний и умений  | 
			
			 § 41  | 
			
			 29.02  | 
			|||
| 
			 45  | 
			
			 Обобщение по теме «Южная Америка»  | 
			
			 1  | 
			
			 Обобщение  | 
			
			 Обобщение полученных знаний и умений раздела. Работа с контрольно-измерительными материалами  | 
			
			 Повт 35-41  | 
			
			 2.03  | 
			||
| 
			 Тема 5. Северная Америка (8ч)  | 
		||||||||
| 
			 46  | 
			
			 Географическое положение, история открытий и исследований Северной Америки  | 
			
			 1  | 
			
			 Формирования знаний и умений  | 
			
			 Особенности географического положения материков. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление материков на природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы. Численность и размещение населения. Историко-географические этапы заселения Северной Америки. Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт. Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества Уметь: называть и показывать имена путешественников и исследователей, их вклад в изучение природы и народов материка, элементы береговой линии; определять географическое положение материка; описывать особенности береговой линии материка; объяснять влияние географического положения материка на его природу; называть и показывать основные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых, климатообразующие факторы, основные воздушные массы, климатические пояса, реки и озера, границы природных зон и представителей растительного и животного мира каждой из зон; определять климатические показатели, географическое положение крупных речных систем, озер, расположение природных зон; описывать природные компоненты (рельеф, климат, внутренние воды, природные зоны) Северной и Южной Америк в целом, составлять «образ» горной страны, реки, водопада, каньона и др.), объяснять особенности рельефа Северной и Южной Америк в результате длительного развития земной коры под влиянием внутренних и внешних процессов, зависимость размещения месторождений полезных ископаемых от строения земной коры, различия в климате территорий, расположенных в одном климатическом поясе, особенности питания и режима рек, различия в почвенном, растительном покрове природных зон, изменения природы отдельных территорий в результате хозяйственной деятельности человека; называть и показывать крупнейшие народы континента, наиболее распространенные языки, религии, крупнейшие страны, их столицы и крупные города, наиболее характерные черты природы стран, природные богатства, виды хозяйственной деятельности населения стран Северной и Южной Америки, определять особенности географического положения страны, размещение населения по территории страны, степень благоприятности природных условий для жизни населения; описывать географическое положение страны, ее столицы и крупных городов, страну в целом (по плану); объяснять особенности размещения населения по территории стран, своеобразие духовной и материальной культуры населения изучаемых стран, виды хозяйственной деятельности, обусловленные наличием природных богатств  | 
			
			 § 42  | 
			
			 7.03  | 
			||
| 
			 47  | 
			
			 Основные черты природы Северной Америки  | 
			
			 1  | 
			
			 Формирования знаний и умений  | 
			
			 § 43  | 
			
			 9.03  | 
			|||
| 
			 48  | 
			
			 Климат Северной Америки. Пр/р 16  | 
			
			 1  | 
			
			 Формирования знаний и умений  | 
			
			 Сравнение климата разных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе  | 
			
			 § 44  | 
			
			 21.03  | 
			||
| 
			 49  | 
			
			 Гидрография Северной Америки  | 
			
			 1  | 
			
			 Формирования знаний и умений  | 
			
			 § 45  | 
			
			 23.03  | 
			|||
| 
			 50  | 
			
			 Природные зоны Северной Америки.  | 
			
			 1  | 
			
			 Формирования знаний и умений  | 
			
			 § 46  | 
			
			 28.03  | 
			|||
| 
			 51  | 
			
			 Население Северной Америки. Пр/р 17  | 
			
			 1  | 
			
			 Формирования знаний и умений  | 
			
			 Оценка влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения  | 
			
			 § 47  | 
			
			 30.03  | 
			||
| 
			 52  | 
			
			 Крупные природные и природно-хозяйственные регионы Северной Америки  | 
			
			 1  | 
			
			 Формирования знаний и умений  | 
			
			 § 48  | 
			
			 4.04  | 
			|||
| 
			 53  | 
			
			 Обобщение по теме «Северная Америка»  | 
			
			 1  | 
			
			 Формирования знаний и умений  | 
			
			 Обобщение полученных знаний и умений раздела. Работа с контрольно-измерительными материалами  | 
			
			 Повт § 42-48  | 
			
			 6.04  | 
			||
| 
			 Тема 6. Евразия (10 ч)  | 
		||||||||
| 
			 54  | 
			
			 Географическое положение и история исследований Евразии  | 
			
			 1  | 
			
			 Формирования знаний и умений  | 
			
			 Особенности географического положения Евразии. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление Евразии на природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы. Численность и размещение населения. Историко-географические этапы заселения Евразии. Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт. Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества. Адаптация человека к окружающей природной среде (одежда, жилище, питание). Жизнедеятельность человека и его адаптация к окружающей среде. География основных типов хозяйственной деятельности. Уметь: называть и показывать имена путешественников и исследователей континента, территории или исследованные элементы береговой линии материка; определять географическое положение материка; описывать особенности географического положения в сравнении с другими материками; объяснять роль географических исследований русских путешественников для развития географической науки, влияние размеров и географического положения материка на его природные особенности; называть и показывать основные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых, климатообразующие факторы, воздушные массы, климатические пояса и области, основные речные и озерные системы; определять климатические показатели для отдельных регионов материка, питание и режим рек; описывать географическое положение крупных форм рельефа, рельеф, климат отдельных территорий, реку (по выбору); объяснять особенности размещения крупных форм рельефа на материке и причины, их вызывающие, в сравнении с другими материками, зависимость размещения месторождений полезных ископаемых от строения и истории развития земной коры, различия в климате отдельных территорий материка, особенности питания и режима рек, их экологическое состояние; называть и показывать смену природных зон при движении с севера на ют, границы зон, представителей растительного и животного мира природных зон материка, территории, природа которых в наибольшей мере изменена человеком; определять особенности размещения природных зон; описывать географическое положение природных зон, смену высотных поясов в горах, компоненты природных зон (по выбору); объяснять причины размещения отдельных природных зон и различия в их почвах, растительности, животном мире и в антропогенных изменениях; называть и показывать большинство стран континента, их столицы и крупные города, основные народы, языковые семьи и наиболее распространенные языки и религии, характерные природные особенности, природные богатства, виды хозяйственной деятельности населения; определять географическое положение каждой из изучаемых стран Европы, особенности природных компонентов (рельефа, климата, внутренних вод, почв, растительности) стран по картам атласа и другим источникам информации, размещение населения по территории страны, степень благоприятности природных условий для жизни людей в стране, природные богатства; описывать географическое положение стран Европы, их столицы и крупных городов, страну в целом (по выбору); объяснять особенности размещения населения, природные различия на территории страны, своеобразие духовной и материальной культуры народов, виды хозяйственной деятельности, обусловленные природными условиями и ресурсами страны  | 
			
			 § 49  | 
			
			 11.04  | 
			||
| 
			 55  | 
			
			 Основные черты природы Евразии  | 
			
			 1  | 
			
			 Формирования знаний и умений  | 
			
			 § 50  | 
			
			 13.04  | 
			|||
| 
			 56  | 
			
			 Климат Евразии. Пр/р 18  | 
			
			 1  | 
			
			 Формирования знаний и умений  | 
			
			 Определение типов климата Евразии по климатограммама  | 
			
			 § 51  | 
			
			 18.04  | 
			||
| 
			 57  | 
			
			 Гидрография Евразии  | 
			
			 1  | 
			
			 Формирования знаний и умений  | 
			
			 § 52  | 
			
			 20.04  | 
			|||
| 
			 58  | 
			
			 Разнообразие природы. Пр/р19  | 
			
			 1  | 
			
			 Формирования знаний и умений  | 
			
			 Сравнение природных зон Евразии и Северной Америки по 40-ой параллели  | 
			
			 § 53  | 
			
			 25.04  | 
			||
| 
			 59  | 
			
			 Население Евразии.  | 
			
			 1  | 
			
			 Формирования знаний и умений  | 
			
			 § 54  | 
			
			 27.04  | 
			|||
| 
			 60  | 
			
			 Крупные регионы Евразии. Пр/р 20  | 
			
			 1  | 
			
			 Формирования знаний и умений  | 
			
			 Составление характеристики страны Европы по картам атласа и другим источникам  | 
			
			 § 55  | 
			
			 2.05  | 
			||
| 
			 61  | 
			
			 Регионы Азии: Юго-Западная, Центральная и Восточная Азия  | 
			
			 1  | 
			
			 Формирования знаний и умений  | 
			
			 § 56  | 
			
			 4.05  | 
			|||
| 
			 62  | 
			
			 Регионы Азии: Южная и Юго-Восточная Азия. Прр 21  | 
			
			 1  | 
			
			 Формирования знаний и умений  | 
			
			 Составление географической характеристики страны Азии по картам атласа и другим источникам  | 
			
			 § 57  | 
			
			 9.05  | 
			||
| 
			 63  | 
			
			 Обобщение по теме «Евразия»  | 
			
			 1  | 
			
			 Обобщение  | 
			
			 Обобщение полученных знаний и умений раздела. Работа с контрольно-измерительными материалами  | 
			
			 Повт 49-57  | 
			
			 11.05  | 
			||
| 
			 Раздел 3. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА (3Ч)  | 
		||||||||
| 
			 64  | 
			
			 Природа и общество  | 
			
			 1  | 
			
			 Изучения нового материала  | 
			
			 Этапы развития географической оболочки, состав географической оболочки связи между ее компонентами Уметь: называть состав географической оболочки, источники энергии процессов, в ней происходящих, зональные комплексы ГО, закономерности отдельных геосфер планеты, основные свойства, закономерности и этапы развития ГО; объяснять причины географической зональности, целостности, ритмичности процессов в ГО, причины ее раз-вития, значение природных богатств для человечества, влияние природы на условия жизни людей, причины изменений природы под воздействием хозяйственной деятельности, необходимость международного сотрудничества в использовании природных богатств и в деле охраны природы; прогнозировать тенденции изменения климата, почвенного, растительного и животного мира под воздействием человеческой деятельности.  | 
			
			 § 58  | 
			
			 16.05  | 
			||
| 
			 65  | 
			
			 Экологические проблемы. Пр/р 22  | 
			
			 1  | 
			
			 Формирования знаний и умений  | 
			
			 Выявление связей между компонентами природного комплекса своей местности  | 
			
			 § 59  | 
			
			 18.05  | 
			||
| 
			 66  | 
			
			 Стихийные явления в геосферах и правила безопасности людей  | 
			
			 1  | 
			
			 Формирования знаний и умений  | 
			
			 § 58  | 
			
			 23.05  | 
			|||
| 
			 67  | 
			
			 Обобщение по курсу 7 класса «География материков и океанов»  | 
			
			 1  | 
			
			 Обобщение  | 
			
			 Обобщение полученных знаний и умений раздела. Работа с контрольно-измерительными материалами  | 
			
			 Повт § 1-58  | 
			
			 25.05  | 
			||
| 
			 68-70  | 
			
			 Резерв времени  | 
			
			 3  | 
			||||||