12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Баблиян Анаит Гагиковна113

Краснодарский край, муниципальное образование Кореновский район, ст. Раздольная

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4 им. В. Чикмезова

(название образовательного учреждения)


УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от _________2019 года протокол № 1

Председатель __________ _________

подпись руководителя ОУ Ф. И. О.







АДАПТИРОВАННАЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по _____географии____

(указать предмет, курс, модуль)


Ступень обучения (класс) __-основное общее образование

( 7 - 9 классы)_____________________________

(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)


Количество часов - 102 Уровень_Базовый__________________________________________

(базовый, профильный)

Учитель Баблиян Анаит Гагиковна_____________________ __

Программа составлена в соответствии Федерального образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), на основе рабочей программы «Программы основного общего образования по географии. 5-9 классы. Авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, Л. Е. Савельева, издательство «Дрофа» . 2014 г.













Краснодарский край, муниципальное образование Кореновский район, ст. Раздольная

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4 им. В. Чикмезова

(название образовательного учреждения)


УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от _________2019 года протокол № 1

Председатель __________ _________

подпись руководителя ОУ Ф. И. О.







АДАПТИРОВАННАЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по _____географии____

(указать предмет, курс, модуль)


Ступень обучения (класс) __-основное общее образование

( 7 - 9 классы)_____________________________

(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)


Количество часов - 102 Уровень_Базовый__________________________________________

(базовый, профильный)

Учитель Баблиян Анаит Гагиковна_____________________ __

Программа составлена на основе рабочей программы учителя географии Баблиян А. Г., утвержденной решением педсовета протокол № 1 от 30 августа 2019 г.











Планируемые результаты изучения учебного предмета.


Раздел 3. Население Земли

Выпускник научится:

различать изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;

cравнивать особенности населения отдельных регионов и стран мира

использовать знания о взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для объяснения их географических различий;

проводить расчеты демографических показателей;

объяснять особенности адаптации человека к разным природным условиям.

Выпускник получит возможность научиться:

приводить примеры, показывающие роль практического использования знаний о населении в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества, стран и регионов;

самостоятельно проводить по разным источникам информации исследование, связанное с изучением населения.

Раздел 4. Материки, океаны и страны

Выпускник научится:

различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;

сравнивать особенности природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран;

оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

описывать на карте положение и взаиморасположение географических объектов;

объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

создавать письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства изученных стран на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

Выпускник получит возможность научиться:

выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;

сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;

оценить положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;

объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами.


Раздел 5. Особенности географического положения России

Выпускник научится:

различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;

оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

использовать знания о мировом, поясном, декретном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий с контекстом из реальной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы.

Раздел 6. Природа России

Выпускник научится:

различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы страны и отдельных регионов;

сравнивать особенности природы отдельных регионов страны;

оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

описывать положение на карте положение и взаиморасположение географических объектов

объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;

оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;

создавать собственные тексты и устные сообщения об особенностях компонентов природы России на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией

Выпускник получит возможность научиться:

оценивать возможные последствия изменений климата отдельных территорий страны, связанных с глобальными изменениями климата;

делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов.

Раздел 7. Население России

Выпускник научится:

различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов и стран;

анализировать факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории России, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;

сравнивать особенности населения отдельных регионов страны по этническому, языковому и религиозному составу;

объяснять особенности динамики численности, половозрастной структуры и размещения на селения России и ее отдельных регионов;

находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;

использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни.


Выпускник получит возможность научиться:

выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;

оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику.

Раздел 8. Хозяйство России

Выпускник научится:

различать показатели, характеризующие отраслевую и территориальную структуру хозяйства;

анализировать факторы, влияющие на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;

объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России;

использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для решения практико-ориентированных задач в контексте из реальной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;

обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России.


Раздел 9. Районы России

Выпускник научится:

объяснять особенности природы, населения и хозяйства географических районов страны;

сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов страны;

оценивать районы России с точки зрения особенностей природных, социально-экономических, техногенных и экологических факторов и процессов.

Выпускник получит возможность научиться:

составлять комплексные географические характеристик районов разного ранга;

самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с изучением природы населения, и хозяйства географических районов и их частей;

создавать собственные тексты и устные сообщения о географических особенностях отдельных районов России и их частей на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;

оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития регионов;

выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации природных, социально-экономических, геоэкологических явлений и процессов на территории России.

Раздел 10. Россия в современном мире

Выпускник научится:

сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;

оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.

Выпускник получит возможность научиться:

выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;

объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;

оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.




Содержание учебного предмета, курса.


География. Страноведение.

МАТЕРИКИ, ОКЕАНЫ, НАРОДЫ И СТРАНЫ

7-й класс (2ч в неделю, всего 68ч, из них 2 ч. – резервное время)

ВВЕДЕНИЕ (3 ч)

Что изучают в курсе «Материки, океаны, народы и страны»? Для чего человеку необходимы знания географии. Поверхность Земли (материки и океаны). Части света.

Как люди открывали мир. География в древности. География в античном мире. География в раннем Средневековье (V—XIV вв.). Эпоха Великих географических открытий(XV—XVII вв.). Эпоха первых научных экспедиций (XVII—XVIII вв.) Эпоха научных экспедиций XIX в. Современная эпоха развития знаний о Земле.

Методы географических исследований и источники географических знаний. Методы изучения Земли.

Практическая работа. 1. Работа с источниками географической информации (картами, дневниками путешествий, справочниками, словарями и др.)

Главные особенности природы Земли (9 ч)

ЛИТОСФЕРА И РЕЛЬЕФ ЗЕМЛИ (2 ч)

Литосфера. Строение материковой и океанической земной коры. Карта строения земной коры. Литосферные плиты. Сейсмические пояса Земли.

Рельеф. Крупнейшие (планетарные) формы рельефа. Крупные формы рельефа. Средние и мелкие формы рельефа. Влияние рельефа на природу и жизнь людей. Опасные природные явления, их предупреждение.

АТМОСФЕРА И КЛИМАТЫ ЗЕМЛИ (2 ч)

Климатообразующие факторы. Причины (факторы), влияющие на формирование климата.

Климатические пояса. Климатические пояса Земли. Основные характеристики экваториального, тропического, субэкваториального, субтропического, умеренного арктического и субарктического, антарктического и субантарктического поясов. Климат и человек.

ГИДРОСФЕРА (2 ч)

Мировой океан — основная часть гидросферы. Роль гидросферы в жизни Земли. Влияние воды на состав земной коры и образование рельефа. Роль воды в формировании климата. Вода — необходимое условие для существования жизни. Роль воды в хозяйственной деятельности людей. Свойства вод океана. Водные массы. Поверхностные течения в океане.

Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Роль Мирового океана в жизни нашей планеты. Влияние поверхностных течений на климат. Влияние суши на Мировой океан.


ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА (3 ч)

Свойства и особенности строения географической оболочки. Свойства географической оболочки. Особенности строения географической оболочки. Формирование природно-территориальных комплексов. Разнообразие природно-территориальных комплексов.

Закономерности географической оболочки. Целостность географической оболочки. Ритмичность существования географической оболочки.

Географическая зональность. Образование природных зон. Закономерности размещения природных зон на Земле. Широтная зональность. Высотная поясность.

НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ (3 ч)

Численность населения и размещение людей на Земле. Численность населения Земли. Причины, влияющие на численность населения.

Народы и религии мира. Расы, этносы. Мировые и национальные религии. Культурно-исторические регионы мира. Страны мира.

Хозяйственная деятельность населения. Городское и сельское население. Основные виды хозяйственной деятельности населения. Их влияние на природные комплексы. Городское и сельское население.

Практическая работа. 2. Анализ изменения численности и плотности населения Земли.


МАТЕРИКИ И ОКЕАНЫ (51 ч)

АФРИКА (11 ч)

Географическое положение. История исследования. Географическое положение. Исследование Африки зарубежными путешественниками. Исследование Африки русскими путешественниками и учеными.



ПРИРОДА МАТЕРИКА (5 ч)

Рельеф и полезные ископаемые. Рельеф. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Полезные ископаемые.

Климат. Распределение температур воздуха. Распределение осадков. Климатические пояса.

Внутренние воды. Внутренние воды. Основные речные системы. Озера. Значение внутренних вод для хозяйства.

Природные зоны. Экваториальные леса. Саванны. Экваториальные леса. Саванны.

Тропические пустыни. Влияние человека на природу. Тропические пустыни. Влияние человека на природу. Стихийные бедствия. Заповедники и национальные парки.


НАРОДЫ И СТРАНЫ (5 ч)

Население и политическая карта. Народы. Политическая карта.

Страны Северной Африки. Страны Северной Африки. Географическое положение, природа, население, хозяйство Алжира.

Страны Судана и Центральной Африки. Страны Судана и Центральной Африки. Географическое положение, природа, население, хозяйство Гвинеи (Республики Гвинея), Демократической Республики Конго (ДР Конго).

Страны Восточной Африки. Страны Восточной Африки. Географическое положение, природа, население, хозяйство Кении.

Страны Южной Африки. Страны Южной Африки. Географическое положение, природа, население, хозяйство Южно-Африканской Республики (ЮАР).

Практические работы.3.Определение географического положения материка Африка. 4. Определение причин разнообразия природных зон материка. 5. Описание природных условий, населения и его хозяйственной деятельности одной из африканских стран.

АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ (4 ч)

Географическое положение. История открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые. Географическое положение. История открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые.

Климат. Внутренние воды. Органический мир. Природные зоны. Климат. Внутренние воды. Органический мир. Природные зоны. Влияние человека на природу.

Австралия. Население. Хозяйство.

Океания. Географическое положение. Природа. Народы и страны.

Практическая работа 6. Сравнение географического положения Австралии и Африки;

ЮЖНАЯ АМЕРИКА (7 ч)

Географическое положение. История открытия и исследования. Географическое положение. История открытия и исследования.

ПРИРОДА МАТЕРИКА (3 ч)

Рельеф и полезные ископаемые. Рельеф. Анды — самые длинные горы на суше. Полезные ископаемые.

Климат. Внутренние воды. Климат. Внутренние воды.

Природные зоны. Изменение природы человеком. Экваториальные леса. Пустыни и полупустыни. Высотная поясность в Андах. Изменение природы человеком.

НАРОДЫ И СТРАНЫ (3 ч)

Население и политическая карта. Народы. Политическая карта.

Страны востока материка. Бразилия, Аргентина. Географическое положение, природа, население, хозяйство Бразилии, Аргентины.

Андские страны. Андские страны. Географическое положение, природа, население, хозяйство Перу, Чили.

Практические работы. 7 Сравнение географического положения Африки и Южной Америки. 8 Описание крупных речных систем Южной Америки и Африки (по выбору учащихся)


АНТАРКТИДА (1 ч)

Антарктида. Географическое положение и исследование. Природа. Антарктида. Географическое положение. Антарктика. Открытие и исследование. Современные исследования Антарктиды. Ледниковый покров. Подледный рельеф. Климат. Органический мир. Правовое положение материка

Практическая работа. 9. Сравнение природы Арктики и Антарктики.

ОКЕАНЫ (3 ч)

Северный Ледовитый океан. Северный Ледовитый океан. Географическое положение. Из истории исследования океана. Рельеф. Климат и воды. Органический мир. Виды хозяйственной деятельности в океане.

Тихий и Индийский океаны. Тихий океан. Географическое положение. Из истории исследования океана. Рельеф. Климат и воды. Органический мир. Виды хозяйственной деятельности в океане. Индийский океан. Географическое положение. Из истории исследования океана. Рельеф. Климат и воды. Органический мир. Виды хозяйственной деятельности в океане.

Атлантический океан. Атлантический океан. Географическое положение. Из истории исследования океана. Рельеф. Климат и воды. Органический мир. Виды хозяйственной деятельности в океане.


СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА (6 ч)

Географическое положение. История открытия и исследования. Географическое положение. История открытия. Русские исследователи Северо-Западной Америки.


ПРИРОДА МАТЕРИКА (3 ч)

Рельеф и полезные ископаемые. Рельеф. Полезные ископаемые.

Климат. Внутренние воды. Климат. Внутренние воды. Основные речные и озерные системы равнин и Аппалачей. Реки и озера Кордильер.

Природные зоны. Изменение природы человеком. Арктические пустыни. Тундра. Тайга. Смешанные леса. Широколиственные леса. Степи. Изменение природы человеком.


НАРОДЫ И СТРАНЫ (2 ч)

Население и политическая карта. Канада. Народы.Политическая карта. Географическое положение, природа, население и хозяйство Канады.

Соединенные Штаты Америки. Средняя Америка. Географическое положение, природа, население, хозяйство США. Общая характеристика Средней Америки. Географическое положение, природа, население, хозяйство Мексики.

Практическая работа. 10. Сравнение климата полуостровов материка (по выбору), расположенных в одном климатическом поясе.


ЕВРАЗИЯ (17 ч)

Географическое положение. История открытия и исследования. Географическое положение. История открытия и исследования.


ПРИРОДА МАТЕРИКА (4 ч)

Рельеф и полезные ископаемые. Рельеф. Полезные ископаемые.

Климат. Климат. Климатические пояса. Влияние климата на хозяйственную деятельность населения.

Внутренние воды. Реки. Территории внутреннего стока. Озера. Современное оледенение и многолетняя мерзлота.

Природные зоны. Тайга. Смешанные и широколиственные леса. Субтропические леса и кустарники. Муссонные (переменно-влажные) леса. Субэкваториальные и экваториальные леса. Высотные пояса в Гималаях и Альпах.

НАРОДЫ И СТРАНЫ (14ч)

Население и политическая карта. Народы. Политическая карта.

Страны Северной Европы. Состав, географическое положение, природа, население, хозяйство региона.

Страны Западной Европы. Страны Западной Европы. Географическое положение, природа, население, хозяйство, объекты Всемирного наследия Великобритании, Франции, Германии.

Страны Восточной Европы. Восточная Европа. Северная группа стран. Южная группа стран. Географическое положение, природа, население, хозяйство Украины.

Страны Южной Европы. Италия. Южная Европа. Географическое положение, природа, население, хозяйство Италии.

Страны Юго-Западной Азии. Состав, географическое положение, природа, население, хозяйство региона.

Страны Центральной Азии. Страны Центральной Азии. Географическое положение, природа, население, хозяйство Казахстана и стран Центральной Азии.

Страны Восточной Азии. Страны Восточной Азии. Географическое положение, природа, население, хозяйство Китая.

Япония. Географическое положение, природа, население, хозяйство Японии.

Страны Южной Азии. Индия. Страны Южной Азии. Географическое положение, природа, население, хозяйство Индии.

Страны Юго-Восточной Азии. Индонезия. Страны Юго-Восточной Азии. Географическое положение, природа, население, хозяйство Индонезии.

Практические работы. 11. Определение типов климата Евразии по климатограммам.. 12. Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке.13 Составление описания одной из стран Южной Европы или Зарубежной Азии.


Земля — наш дом (2 ч).

Взаимодействие человеческого общества и природы. Взаимодействие человека и природы. Влияние хозяйственной деятельности людей на оболочки Земли. Мировые экологические проблемы. Экологическая карта.

Уроки жизни. Сохранить окружающую природу. Основные типы природопользования. Источники загрязнения природной среды. Региональные экологические проблемы и их зависимость от хозяйственной деятельности. Что надо делать для сохранения благоприятных условий жизни?



Содержание учебного предмета, курса.

География России 8 класс(2 часа в неделю, всего 68 ч)

Введение(1 ч).

Что изучает география России.

Часть 1. Россия на карте мира (11 ч).

Тема I. Географическое положение России (4 часа).

Виды географического положения России: физи­ко-графическое, математико-географическое, экономико- географическое, транспортно-географическое, геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое. Уровни (масштабы) географического положения. Сравнение географического положения России и других государств.

Тема 2. Границы и административно-территориальное устройство России(7 ч).

Государственная территория России. Формирова­ние и освоение государственной территории России. Основные направления русской колонизации. Огром­ные российские пространства: плюсы и минусы. Эко­номически эффективная территория. Государственные границы России, их типы и ви­ды. Сухопутные и морские границы. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное ,летнее время, его роль в хозяйстве и жизни людей.Этапы и методы географического изучения терри­тории России. Административно-территориальное устройство Рос­сии. Субъекты Федерации. Федеральные округа.

Практические работы. 1. Характеристике географиче­ского положения (ГП) России. Сравнение ГП России с ГП других стран.2. Определение поясного времени для различных населенных пунктов России.

Часть II

Природа России (42 ч)

Тема 1. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые (7 ч).

Геологическая история и геологическое строение территории России. "Устойчивые и подвижные участ­ки земной коры. Основные этапы геологической исто­рии формирования земной корм на территории стра­ны. Основные тектонические структуры.Рельеф России: основные формы, их связь со стро­ением литосферы. Горы и равнины. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Движение земной коры. Области современного горо­образования, землетрясений и вулканизма. Совре­менные рельефообразующие процессы и опасные при­родные явления. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления в литосфере. Влияние

литосферы и рельефа на другие компоненты природы. Человек и литосфера. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минераль­ные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком. Влия­ние литосферы на жизнь и хозяйственную деятель­ность человека.Проявление закономерностей в формировании рельефа и его современном развитии на примере свое­го региона и своей местности.

Практическая работа. Объяснение зависимости располо­жения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдель­ных территорий.

Тема 2. Климат и климатические ресурсы (9 ч).

Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхнос­ти, циркуляции воздушных масс. Циклоны и анти­циклоны. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, ко­эффициент увлажнения). Сезонность климата.Типы климатов России. Комфортность (диском­фортность) климатических условий. Изменение кли­мата под влиянием естественных факторов. Климат и человек. Влияние климата на быт чело­века, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные и неблагоприятные климатиче­ские явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Климат своего региона.

Практические работы. 1. Определение по картам законо­мерностей распределения солнечной радиации, радиацион­ного баланса. Выявление особенностей распределения сред­них температур января и июля, годового количества осад­ков по территории страны. 2. Определение по синопти­ческой карте особенностей погоды для различных пунктов. 3. Оценка основных клима­тических показателей одного из регионов страны для ха­рактеристики условий жизни и хозяйственной деятельнос­ти населения.

Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы (6 ч).

Особая роль воды в природе и хозяйственной де­ятельности человека. Виды вод суши па территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бас­сейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Пи­тание, режим, расход, годовой сток реме, ледовый ре­жим. Опасные явления, связанные с водами (навод­ки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России. Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Водные ресурсы и человек. Неравномерность рас­пределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества йодных ре­сурсов. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.

Практические работы 1. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм. Определение возможностей ее хозяйственного ис­пользования. 2. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных при­родных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата. 3. Оценка обеспеченности водными ре­сурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования.

Тема 4 . Почва и почвенные ресурсы (5 ч).

Почва — особый компонент природы. В. В. Доку­чаев — основоположник почвоведения. Почва — на­циональное богатство. Факторы образования почв,их основные типы, свойства, различия в плодородии. Разнообразие и закономерности распространения почв. Человек и почва. Почвенные ресурсы России. Из­менение почв в процессе их хозяйственного использо­вания. Мелиорация земель и охрана почв: борьба с эрозией и загрязнением. Особенности почв своего региона и своей местнос­ти.

Практическая работа. Выявление условий почвообразо­вания основных земельных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их пло­дородия. Знакомство с образцами почв своей местности.

Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (5 ч).

Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира при­родных зон России. Биологические ресурсы, их рациональное исполь­зование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.

Практическая работа. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.

Тема 6. Природное районирование (10 ч).

Формирование природно-территориальных комп­лексов (ПТК) — результат длительного развития гео­графической оболочки Земли. Локальный, регио­нальный и глобальный уровни ПТК. Физико-геогра­фическое районирование России. Моря как крупные и I ш родные комплексы. Естественное состояние ПТК И изменение его в результате деятельности человека. Природные и антропогенные ПТК. Природно-хозяйственные зоны России. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимо­обусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докуча­ева и Л. С. Берга в создании учения о природных зо­нах. Что такое природно-хозяйственные зоны?Характеристика арктических пустынь, тундр и ле­сотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Высотная поясность. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. За­поведники. Особо охраняемые природные террито­рии. Памятники всемирного природного наследия. Крым (географическое положение, история освоения полуострова, особенности природы (равнинная, предгорная и горная части; особенности климата; природные отличия территории полуострова; уникальность природы). Природная зона своей местности, ее экологические проблемы.

Часть III. Население России (10 ч)

Тема 1. Численность населения(3 ч).

Численность населения России в сравнении с дру­гими государствами. Ее резкое сокращение на рубеже XX и XXI вв. Причины демографического кризиса. Особенности воспроизводства российского населе­ния. Региональные различия естественного прироста. Роль внешних миграций в динамике населения стра­ны. Прогнозы изменения численности населения Рос­сии. Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. Сокращение средней продолжительности жизни россиян.

Тема 2 . Национальный состав(2 ч).

Россия — многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формиро­вания и развития России. Межнациональные пробле­мы. Языковой состав населения. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География рели­гий.

Тема 3. Городское и сельское население страны(2 ч).

Особенности урбанизации в России. Концентра­ция населения в крупнейших городах и обострение в них социально-экономических и экологических проб­лем. Городские агломерации. Малые города и пробле­мы их возрождения. Сельская местность. Географиче­ские особенности расселения сельского населения. Современные социальные проблемы села. Географические особенности размещения населе­ния: их обусловленность природными, исторически­ми и социально-экономическими факторами. Зоны расселения.

Тема 4. Миграции населения(1 ч).

Внешние и внутренние миграции: причины, по­рождающие их. Основные направления миграцион­ных потоков на разных этапах развития страны.

Тема 5. Трудовые ресурсы(2 ч).

Люди и труд. Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудо­способного населения по территории страны. Занятость, изменения структуры занятости населения. Проблемы безработицы.

Географические различия в уровне жизни населения России, факторы, их определяющие. Повышение качества жизни населения страны — важнейшая социально-экономическая проблема.

Часть IV. Хозяйство России (4 ч)

Что такое хозяйство страны? (1 ч).

Уровень развития хозяйства. Предприятие— первичная основа хозяйства. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и секторы. Отраслевая, функциональная и территориальная структуры хозяйства.

Тема 1. Первичный сектор экономики – отрасли, эксплуатирующие природу(3 ч).

Состав первичного сектора, особенности входящих в него отраслей. Понятие природных ресурсов, их классификации. Природно-ресурсный потенциал Рос­сии, его оценка, проблемы и перспективы использова­ния. Основные ресурсные базы.

Сельское хозяйство. Отличия сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Земля - главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Роль мелиорации в развитии сельского хозяйства страны. Понятие об агропромышленном комплексе (АПК). Основные проблемы развития российского ЛПК. Земледелие. Ведущая роль зернового хозяйства. География выращивания важнейших зерновых и тех­нических культур, картофеля. Садоводство и вино­градарство. Животноводство. Ведущая роль скотоводства. Гео­графия основных отраслей животноводства.

Лесное хозяйство. Роль леса в жизни людей. Рос­сийские леса — важная часть ее национального богат­ства. Роль леса в российской экономике. География лесов эксплуатационного назначения.

Охота. Заготовка пушнины — традиционная от­расль российской экономики. География пушного промысла. Выращивание пушного зверя.

Рыбное хозяйство. Доминирующая роль морского промысла. Специфика основных рыбопромысловых бассейнов. Ведущая роль Дальневосточного бассейна. География переработки рыбы. Недостаточное разви­тие прудового и озерного рыбоводства.


География России. 9 класс (68 часов, 2 часа в неделю)

Часть V. Хозяйство России (22 ч — продолжение)

Тема 1. Вторичный сектор экономики – отрасли, перерабатывающие сырье (5 ч).

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК), его со­став, место и значение в хозяйстве, связь с другими комплексами. Топливно-энергетические ресурсы и топливно-энергетический баланс. Современные про­блемы и развитие ТЭК. Охрана окружающей среды.

Нефтяная промышленность. Роль неф­ти в современном хозяйстве. Место России в мире по запасам и добыче нефти. Основные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие место­рождения, проблемы их освоения. География основ­ных нефтепроводов и переработки нефти. Современ­ные проблемы нефтяной промышленности.

Газовая промышленность. Возрастаю­щая роль газа в топливно-энергетическом балансе страны. Место России в мире по запасам и добыче га­за. Основные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. Единая газопроводная система страны. Современные проблемы газовой промышленности.

Угольная промышленность. Виды угля и способы его добычи. Главные угольные бассейны, их хозяйственная оценка. Социальные и экологиче­ские проблемы угледобывающих регионов.

Электроэнергетика. Типы электростанций, их достоинства и недостатки, факторы размещения. Доля различных типов станций в производстве элек­троэнергии. Крупнейшие электростанции. Формиро­вание энергосистем. Негативное влияние различных типов электростанций на окружающую среду.

Практические работы 1. Составление характеристики од­ного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим мате­риалам. 2. Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.

Тема 2.Отрасли, производящие конструкционные материалы и химические вещества (9 ч). Классификация конструкционных материалов, проблемы производящих их отраслей.

Металлургия, ее состав и структура, место в хозяй­стве, связь с другими отраслями. Современные про­блемы российской металлургии и их географические следствия. Место России в мире по запасам металли­ческих руд и производству продукции металлургии.Черная и цветная металлургия. Традиционные и новые технологии производства металлов. Типы ме­таллургических предприятий и факторы размеще­ния. Особенности географии металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов. Металлургиче­ские базы, крупнейшие металлургические центры. Экспорт металлов и его роль в экономике страны.

Химическая промышленность. Состав и значение в хозяйстве, связь с другими отраслями. Роль хими­зации хозяйства. Главные факторы размещения пред­приятий химической промышленности. Группиров­ка отраслей химической промышленности, особен­ности их географии. Основные химические базы, крупнейшие химические комплексы. Проблемы раз­вития отрасли. Химическая промышленность и охра­на окружающей среды.

Лесная промышленность. Состав и значение в хо­зяйстве, связь с другими отраслями. Место России в мире по производству продукции лесной промышлен­ности. Группировка отраслей лесной промышленнос­ти, особенности их географии. Основные лесные базы, крупнейшие лесоперерабатывающие комплексы. Лес­ная промышленность и охрана окружающей среды. Производство строительных материалов, конструк­ций и деталей.

Практические работы. 1.Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистиче­ским материалам. 2. Определение по картам главных фак­торов размещения металлургических предприятий по про­изводству меди и алюминия. 3. Составление характеристи­ки одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам.

Машиностроение, его значение и отраслевой со­став, связь с другими отраслями. Факторы размеще­ния машиностроительных предприятий. География науко-, трудо- и металлоемких отраслей. Главные районы и центры. Особенности географии военно-про­мышленного комплекса и его конверсии.

Практическая работа.Определение главных районов раз­мещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машино­строения по картам.

Пищевая промышленность, ее значение и отрасле­вой состав, связь с другими отраслями. Группировка отраслей по характеру используемого сырья, геогра­фия важнейших отраслей. Проблемы пищевой про­мышленности в России.

Легкая промышленность, ее значение и отрасле­вой состав, связь с другими отраслями. География текстильной промышленности. Проблемы развития легкой промышленности.

Тема 3. Третичный сектор экономики – отрасли, производящие разнообразные услуги (8 ч).

Классификация услуг. Роль третичного сектора в хозяйстве, проблемы его развития в России. Отрасли третичного сектора и окружающая среда.

Коммуникационная система. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Исторически сложившееся несовершенство транспортной сети в России. Сухопутный, водный и воздушный транс­порт. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Связь. Социальная инфраструктура: ее состав и роль в современном общест­ве. Важнейшие проблемы развития в условиях пере­хода к рыночной экономике. Перспективы развитиякомплекса.

Наука, ее значение, состав, роль в жизни со­временного общества. География российской науки.Наукограды.

Жилищное и рекреационное хозяйство. Жилье -одна из главных потребностей человека. Низкий уровень обеспеченности жильем и низкие показатели его благоустроенности в России. Географические различия в обеспеченности россиян жильем. География рекреационного хозяйства в России.

Часть VI. География крупных регионов России (46 ч).

Тема 1.Районирование России (1 ч).

Районирование — важнейший метод изучения в географии. Как можно районировать территорию: фи­зико-географическое, экономическое, историко-географическое, природно-хозяйственное, эколого-экономическое и др. Виды районирования: сплошное и узловое, частное и комплексное и т. д. Соподчиненность различных видов районирования России.

Практическая работа. Моделирование вариантов нового районирования России.

Тема 2.Европейская Россия (Западный макрорегион) (27 ч).

Общая характеристика Европейской России (1 ч).

Особенности природы, истории и географии хозяйства. Запад России. Разнообразие рельефа в связи с I особенностями геологического строения и рельефообразующих процессов. Влияние географического поло­жения на климат региона. Самый полный в России набор природных зон. Природные ресурсы. Европей­ская Россия — основа формирования территории Рос­сийского государства. Наиболее освоенная и заселен­ная часть страны. Место и роль Европейской России в промышленном и сельскохозяйственном производст­ве страны. Внутрирегиональные природно-хозяйственные различия.

Европейский Север (4 ч). Состав района. Географиче­ское положение на севере Восточно-Европейской рав­нины с выходом к Северному Ледовитому океану. Особенности экономико-географического, геополити­ческого и эколого-географического положения. Влия­ние географического положения и природных усло­вий на освоение территории и жизнь людей. Различия в рельефе и полезных ископаемых Кольско-Карельского и Двинско-Печорского Севера. Влияние Арктики и Атлантики на климат, избыточное ув­лажнение территории, богатство озерами, реками, болотами. Природные зоны: тундра, лесотундра, се­верная и средняя тайга. Природные ресурсы: мине­ральные, топливные, лесные и водные. Новая алмазо­носная провинция. Ресурсы шельфовой зоны. Историко-географические особенности формирова­ния. Население: национальный состав, традиции и культура. Города региона. Отток населения с Севера и его причины. Развитие топливно-энергетического комплекса, металлургии, химической и лесной промышлен­ности. Хозяйственные различия Кольско-Карельского и Двинско-Печорского подрайонов. Роль морского транспорта. Мурманский и Архан­гельский порты. Северный морской путь. Предпосыл­ки развития туристско-экскурсионного хозяйства. Основные географические фокусы экономических, со­циальных и экологических проблем региона. Пробле­ма охраны природы Севера. Северный военно-мор­ской флот. Космодром в городе Мирном.

Практические работы. 1. Составление и анализ схемы хо­зяйственных связей Двинско-Печорского района. 2. Выяв­ление и анализ условий для развития рекреационного хо­зяйства Европейского Севера.

Северо-Западный район (4 ч). Состав района. Выгоды географического положения на разных этапах разви­тия: путь «изваряг в греки», «окно в Европу», совре­менные особенности географического положения. Природная специфика: сочетание возвышеннос­тей и низменностей, влияние моря на климат, гус­тая озерно-речная сеть. Район древнего заселения. «Господин Великий Новгород». Основание Петербур­га. Роль Санкт-Петербурга в расселении, научно-промышленном, социальном и культурном развитии района. Санкт-Петербург — северная столица России. Экономические, социальные и экологические пробле­мы. Свободная экономическая зона «Янтарь».

Центральная Россия (5 ч). Преимущества географиче­ского положения и состав территории. Факторы фор­мирования района. Чередование возвышенностей и низменностей — характерная черта рельефа. Полез­ные ископаемые. Дефицит большинства видов при­родных ресурсов. Климатические условия Централь­ной России, их благоприятность для жизни и хозяй­ственной деятельности человека. Крупнейшие реки. Разнообразие и пестрота почвенно-растительного покрова лесной зоны. Лесостепь и степь. Централь­ная Россия — очаг русской национальной культуры. «Дикое поле», засечные полосы и заселение южной части региона. Высокая численность и плотность на­селения. Количество и качество трудовых ресурсов. Современный характер и проблемы расселения. Пре­обладание городского населения. Городские агломе­рации. Высокий уровень развития и концентрации науки. Города науки. Специализация хозяйства на наукоемких и трудо­емких отраслях. Машиностроительный комплекс, черная металлургия, химическая промышленность. Роль конверсии предприятий военно-промышленного комплекса (ВПК) в хозяйстве. Агропромышленный комплекс. Роль пригородного сельского хозяйства. Относительно высокий уровень развития социальной сферы. Топливно-энергетические и природоохранные проблемы. Внутри региональные различия. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона. Возникновение и развитие Москвы. Москва — сто­лица России. Экономические, социальные и экологи­ческие проблемы Москвы. Московский столичный ре­гион. Нижний Новгород, его географическое положение и торговые функции. Нижегородская и Макарьевская ярмарки. Очаги старинных промыслов. Современность и проблемы древних русских горо­дов — Новгорода, Владимира, Пскова, Смоленска.

Практические работы.1.Сравнение географического по­ложения и планировки двух столиц — Москвы и Санкт-Пе­тербурга. 2. Составление картосхемы размещения народ­ных промыслов Центральной России. 3. Объяснение вза­имодействия природы и человека на примере одной из тер­риторий Центральной России.


Европейский Юг (4 ч). Состав района. Особенности гео­графического положения: самый южный регион Рос­сии, ограниченный с трех сторон природными рубе­жами. Геополитическое положение района. Природ­ный амфитеатр. Равнинная, предгорная и горная части региона: их природная и хозяйственная специ­фика. Рельеф, геологическое строение и полезные ис­копаемые Кавказа. Рельеф и этническое разнообразие населения. Народы гор и предгорий: традиции, куль­тура, промыслы. Многонациональность и межнацио­нальные проблемы. Очаги концентрации населения. Повышенная доля сельского населения. Особенности климата региона. Современное оледенение. Основные реки, особеннос­ти питания и режима, роль в природе и хозяйстве. Почвенно-растительный покров и животный мир. Структура высотной поясности гор. Агроклиматиче­ские, почвенные и кормовые ресурсы. Агропромышленный комплекс: единственный в стране район субтропического земледелия. Ведущая роль региона в производстве сельскохозяйственной продукции. Неравномерность обеспеченности водны­ми ресурсами. Проблемы развития морского рыбного хозяйства. Необходимость интенсификации сельско­го хозяйства и перерабатывающих отраслей агропро­мышленного комплекса (АПК). Сельскохозяйствен­ное, транспортное и энергетическое машиностроение. Рекреационное хозяйство Северного Кавказа: ку­рортное хозяйство, туризм и альпинизм. Возрастаю­щая роль рекреационных районов. Роль черномор­ских портов в развитии хозяйства страны. Сложности решения проблем республик Северного Кавказа. Ос­новные географические фокусы экономических, со­циальных и экологических проблем региона.

Практические работы. 1. Определение факторов развития и сравнение специализации промышленности Европейско­го Юга и Поволжья. 2. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе.

Крым (1 ч). Особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Рекреационное хозяйство. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация.

Поволжье (4 ч). Состав района. Географическое поло­жение на юго-востоке Русской равнины. Особенности рельефа и климата региона. Зимние и летние темпе­ратуры, распределение осадков. Зональность климата и почвенно-растительного покрова в пределах реги­она, их влияние на развитие сельского хозяйства. Волга — великая русская река. Ее роль в территори­альной организации населения и хозяйства. Гидро­энергетические, минеральные и почвенные ресурсы. Поволжье — место исторического взаимодействия эт­носов. Многонациональный состав населения. Сочета­ние христианства, ислама и буддизма. Русское заселе­ние территории. Территориальная организация рассе­ления и хозяйства. Развитие нефтегазохимического, машинострои­тельного и агропромышленного комплексов. Система трубопроводов и проблемы их безопасности. Гидро­энергетика. АПК — ведущая позиция Поволжья в производстве многих видов сельскохозяйственной продукции. Мощная пищевая промышленность Рыбоперерабатывающая промышленность и про­блемы рыбного хозяйства Волго-Каспийского бассей­на. Отрасли социальной сферы. Экологические и вод­ные проблемы. Научные центры. Столицы республик и крупнейшие города (Волгоград, Самара, Астра­хань). Основные географические фокусы экономиче­ских, социальных и экологических проблем региона.

Практические работы. 1. Изучение влияния истории на­селения и развития территории на сложный этнический и религиозный состав. 2. Экологические и водные проблемы Волги — оценка и пути решения.

Урал (4 ч). Границы и состав Урала при разных видах районирования. Географическое положение Урала — на стыке разнообразных границ. Разделяющая и свя­зующая роль Урала в природе и хозяйстве. Различия по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья. Разнооб­разные минерально-сырьевые ресурсы и проблема их истощения. Влияние геологического строения и по­лезных ископаемых на развитие и размещение про­мышленности на Урале. Недостаточная геологиче­ская изученность Урала. Влияние рельефа на заселение Урала. Современная этническая пестрота. Две меридиональные полосы расселения, влияние речных систем и рельефа на их формирование. Дефицит водных ресурсов и его причины. Пути ре­шения водных проблем. Особенности климата Урала. Освоение и изучение Урала в связи со сменой пред­ставлений о значимости его ресурсов. География и проблемы современного хозяйства: горнодобывающая промышленность, металлургия, химическая и лесная промышленность, разнообраз­ное машиностроение. Их взаимосвязь. Демидовские города-заводы и современная система расселения в районе. Проблемы населения и трудовых ресурсов. Реконструкция уральской промышленности. Отста­вание развития социальной сферы. Крупнейшие горо­да Урала. Зональность и высотная поясность почвенно-рас­тительного покрова и развитие сельского хозяйства. Антропогенные изменения природы Урала. Основные экономические, социальные и экологические пробле­мы региона. Кыштымская трагедия.

Практические работы. 1. Определение тенденций хозяй­ственного развития Северного Урала в виде картосхемы. 2. Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и пути решения экологических проблем.

Тема 3.Азиатская Россия (Восточный макрорегион) (15 ч).

Общая характеристика Азиатской России (1 ч).

Географическое положение. Большая площадь тер­ритории и малая степень изученности и освоенности, слабая заселенность. Концентрация основной части населения на юге.Разнообразие природных условий. Богатство при­родными ресурсами. Очаговый характер размещения производства, сырье, добывающая направленность. Слабое развитие перерабатывающих отраслей. Труд­ности организации производства и жизни населения в экстремальных условиях.

Западная Сибирь (3 ч). Состав района. Географическое положение на западе азиатской части России, между Уралом и Енисеем.Западно-Сибирская равнина — одна из крупнейших низменных равнин земного шара. Ее положение на молодой эпипалеозойской плите и осо­бенности формирования рельефа. Карское море. Кли­мат и внутренние воды. Сильная заболоченность. От­четливо выраженная зональность природы от тундр до степей. Зона Севера и ее значение. Господство средневысотных и высоких гор на юге Западной Сибири. Котловины, разделяющие горы. Контрастность кли­матических условий. Высотная поясность. Агроклиматические ресурсы. Оценка природных условий для жизни и быта человека. Коренные народы (ненцы, ханты, манси и др.). Диспропорции в площади и в численности населения Западной Сибири. Научные центры.

Богатство и разнообразие природных ресурсов: ми­неральные, лесные, кормовые, пушные, водные, рыб­ные. Ориентация хозяйства на добычу и переработку собственных ресурсов. Нефтегазохимический комп­лекс — основа хозяйства района. Особенности его структуры и размещения. Крупнейшие российские нефтяные и газовые компании. Система трубопрово­дов. Основные направления транспортировки нефти и газа. АПК: освоение территории, сельскохозяйствен­ные районы и их специализация. Основные виды транспорта. Транссибирская магистраль, река Обь, железная дорога Тюмень — Сургут — Ямбург. Совре­менные проблемы и перспективы развития ведущих отраслей хозяйства. Основные географические фоку­сы экономических, социальных и экологических проблем Западной Сибири.

Практические работы. 1. Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского района для жизни и быта че­ловека. 2. Составление характеристики нефтяного (газово­го) комплекса (значение, уровень развития, основные цент­ры добычи и переработки, направления транспортировки топлива, экологические проблемы). 3. Разработка по картетуристического маршрута с целью показа наиболее инте­ресных природных и хозяйственных объектов региона.

Север Восточной Сибири(3 ч). Состав района. Геогра­фическое положение к востоку от Енисея. Роль реки Лены и Северного морского пути. Моря: Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское. Русские исследовате­ли северных морей. Разнообразие тектонического строения и рельефа. Особенности рельефа и геологического строения Сред­несибирского плоскогорья. Минеральные ресурсы: руды цветных и редких металлов, алмазы, каменный и бурый уголь, химическое сырье. Резко континен­тальный климат, инверсия температур, многолетняя мерзлота. Влияние климата и многолетней мерзлоты на особенности рельефа, водной сети и почвенно-растительный покров. Лесные ресурсы.Великие сибирские реки: их питание, режим, энергетические и водные ресурсы. Тайга — основная природная зона. Высотная поясность; степи котло­вин. Земельные и агроклиматические ресурсы. АПК: особенности структуры и развития в экстремальных условиях. Объекты охоты и охотничьи угодья. Дру­гие промыслы в регионе. Крупнейшие заповедники. Несоответствие между природными богатствами и людскими ресурсами, пути его решения. Коренные народы, особенности их жизни и быта, проблемы. Исторические особенности заселения русскими. Остроги. Открытие медно-никелево-кобальтовой провинции. Основание Норильска. Топливно-энергетический комплекс — основа хо­зяйства территории. Ангаро-Енисейский каскад ГЭС. Развитие энергоемких производств: цветная метал­лургия и целлюлозно-бумажная промышленность, основные центры и перспективы развития. Роль конверсии предприятий ВПК в хозяйстве региона. Перс­пективы развития промышленности. Особенности строительства в условиях многолетней| мерзлоты. Экологические проблемы района. Якутские алмазы, город Мирный.

Перспективы транспортного освоения района. Амуро-Якутская магистраль. Водный и авиационный транспорт. Влияние транспортных путей на разме­щение населения. Крупнейшие культурно-историче­ские, промышленные, транспортные центры. Природно-хозяйственные районы: плато Путорана и Среднесибирское плоскогорье. Основные экономи­ческие, социальные и экологические проблемы.

Практические работы. 1. Составление характеристики Норильского промышленного узла (географическое поло­жение, природные условия и ресурсы, набор производств и их взаимосвязь, промышленные центры). 2. Оценка особен­ностей природы региона с позиции условий жизни челове­ка в сельской местности и городе.

Южная Сибирь (4 ч). Состав района. Географическое положение: в полосе гор Южной Сибири, вдоль Транссибирской магистрали. Транспортные связи с приграничными государствами - Китаем, Монголи­ей и Казахстаном. Связь с Севером по Енисею и Лене. Байкало-Амурская магистраль (БАМ). Горные системы Южной Сибири. Складчато-глыбовые горы: Алтай, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Саяны. Горы Прибайкалья и Забайкалья. Верхние течения крупных сибирских рек — Оби, Енисея, Лены, Амура. Гидроэнергетическое значение рек. Особенности и проблемы Байкала. Резко континентальный климат. «Полюс холода» Северного полушария. Температурные инверсии. Мно­голетняя мерзлота. Природные ресурсы: минеральные, лесные. ^ Внутренние различия: Кузнецко-Алтайскии, Ангаро-Енисейский, Забайкальский подрайоны. Кузнецко-Алтайскии подрайон. Этапы заселения и освоения. Создание Транссибирской магистрали. Кузбасс, его проблемы. Новосибирск — научныйцентр. Ангаро-Енисейский подрайон. Канско-Ачинскии бассейн. Гидроресурсы. Формирование Ангаро-Енисейских ТЭС и ТПК. Заселение территории. Мигра­ции и проблемы трудовых ресурсов. Красноярск, Иркутск, закрытые оборонные центры. Проблемы раз­вития подрайона. Забайкальский подрайон. Горные системы, земле­трясения, байкальская рифтовая зона. Природные ре­сурсы: цветные и редкоземельные металлы, уголь. Бурятия (Улан-Удэ), Читинская область. Перспекти­вы освоения зоны БАМа. Основные экономические, социальные и экологи­ческие проблемы региона.

Практические работы. 1. Составление сравнительной характеристики подрайонов Южной Сибири. 2. Выявление одной из проблем региона. Предложение путей ее решения.

Дальний Восток (4 ч). Состав района. Особенности гео­графического и геополитического положения: силь­ная меридиональная вытянутость, наличие материко­вой, полуостровной и островной частей. Этапы освоения территории, русские землепроход­цы в XVII в., установление русско-китайской и рус­ско-японской границ. Геологическая молодость территории. Преоблада­ние гор. Тектоническая подвижность территории: частые землетрясения и извержения вулканов, мо­ретрясения, цунами. Долина Гейзеров, термальные источники. Полоса Тихоокеанского металлогенического пояса: месторождения руд цветных, редких и драгоценных металлов. Отрасль специализации района — добыча и обогащение руд цветных метал­ле)!!. Месторождения нефти и газа на Сахалине и шельфе. Несоответствие площади территории и численнос­ти населения. Неравномерность размещения населе­ния. Относительная молодость населения. Миграции, потребность в трудовых ресурсах. Коренные народы: быт, культура, традиции, проблемы. Муссонный климат Тихоокеанского побережья, климатические контрасты севера и юга. Большая густота и полноводность речной сети. Паводки и наводнения. Гидроресурсы и ГЭС. Влияние приморского положения на смещение границ природных зон к югу. Гигантизм растений. Характеристика тундры и лесной зоны. Уссурийская тайга — уникальный при­родный комплекс. Лесозаготовка и целлюлозно-бумажное производ­ство. Богатство морей Тихого океана биоресурсами. Лососевые рыбы. Рыбоперерабатывающий комплекс. Перспективы развития и проблемы океанического хо­зяйства на востоке региона. Вспомогательные отрасли: электроэнергетика, нефтепереработка, судоремонт. Отрасли военно-про­мышленного комплекса. Транспортная сеть Дальнего Востока. Благоприятные почвенные и агроклиматические ресурсы юга территории. Агропромышленный комп­лекс. Дальний Восток в системе Азиатско-Тихоокеан­ского региона. Владивосток — торговый, промышленный, культур­ный и научный центр Дальнего Востока. Основные экономические, социальные и экологические пробле­мы региона.

Практические работы. 1. Выделение на карте индустри­альных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока. 2. Учебная дискус­сия: свободные экономические зоны Дальнего Востока — проблемы и перспективы развития.

Тема 4.Россия в современном мире (3 ч). Россия и страны СНГ. География государств нового зарубежья. Оценка их исторических, экономических и этнокультурных связей с Россией. Взаимосвязи

России с другими странами мира.














Тематическое планирование учебного предмета.


География. Страноведение.

МАТЕРИКИ, ОКЕАНЫ, НАРОДЫ И СТРАНЫ

7-й класс

11

Введение

1

12

Раздел 1. Главные особенности природы земли

6

13

Раздел 2. Население

1

14

Раздел 3. Материки и океаны

25

15

Раздел 4. Земля – наш дом

1

Итого: 34 часа

География России

8-й класс

16

Введение

1

17

Раздел 1. Россия на карте мира

5

18

Раздел 2. Природа России

21

19

Раздел 3. Население России

5

20

Раздел 4. Хозяйство России

2

Итого: 34 часа

География России

9-й класс

21

Раздел 5. Хозяйство России

13

22

Раздел 6. География крупных регионов

21

Итого: 34 часа


Согласовано Согласовано

Протокол заседания МО учителей Заместитель директора по УР

от «______»2019 года, протокол № ____________ В. С. Рабцевич

______________ О. А. Галаган Подпись Ф.И.О.

Подпись руководителя МО ОУ Ф.И.О. ______________ 2019 года




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.