Рабочая программа по геометрии, 9 класс, УМК: Александров А.Д.
Предмет: Класс: УМК: Количество часов: | Геометрия 9 Александров А.Д. и др. 102 |
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы по геометрии для 7-9 классов общеобразовательных учреждений в соответствии с Федеральным компонентом стандарта основного общего образования по математике обязательным минимумам содержания основных образовательных программ, требованиями уровню подготовки выпускников авторы программы: Геометрия 7-9 классы, Т.А.Бурмистрова, «Просвещение», 2008. Учебник
Федеральный компонент направлен на реализацию следующих основных целей:
формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Важнейшая задача курса геометрии в 9 классе – познакомить выпускников основной школы с более современными (по сравнению с классической геометрией) методами геометрии: векторным методом, методом координат и методом преобразований. Именно этим методам посвящены два первых раздела (два модуля) пособия: раздел "Векторы и координаты" и раздел "Преобразования".
Данная программа предоставляет учителю и ученику возможность дифференцированного подхода к изучению геометрии: от опытной, наглядной геометрии до углубленного уровня путем рассмотрения более серьезных вопросов, касающихся тонкостей теории. Курс рассчитан на 3 часа в неделю в классе с углубленным изучением геометрии.
Данная программа содержит три уровня изучения материала:
Первый уровень - общеобразовательный. Он включает содержание, которым должен овладеть каждый ученик. В него входят определения понятий, сопровождаемые большим количеством иллюстраций, формулировки теорем, объяснение их смысла на чертежах, простейшие логические выводы (в том числе и не сложные доказательства). В учебнике этот материал составляет большую часть. В задачном материале ему соответствуют рубрики Смотрим, Рисуем, Вычисляем (по готовым формулам), некоторые задачи и из других рубрик.
Изучение геометрии в 9 классе на общеобразовательном уровне поданному учебнику соответствует Требованиям к уровню подготовки выпускников Стандарта основного образования по разделу Геометрия.
Второй уровень – расширенный. На этом уровне общеобразовательный минимум расширяется за счет дополнительных фактов в теории (не относящихся к минимальному содержанию), а также и в задачном материале. В задачном материале этому уровню соответствуют задачи рубрик Планируем, Применяем геометрию.
Третий уровень - углубленный. Этот уровень включает более трудные доказательства теорем, теоретические задачи, большинство задач рубрики Доказываем, Исследуем. Можно сказать, что третий уровень обращен к ученикам, профессия которых в дальнейшем существенно
связана с математикой. Если к расширенному или углубленному уровню относится весь пункт, то после названия этого пункта ставится (Р) или (У). Если в пункте часть его содержания относится к общеобразовательному (первому) уровню, а другая часть – ко второму или третьему уровням, то в начале текста, относящегося ко второму или третьему уровню ставится знак (Р) или (У).
Общие принципы формирования межпредметных связей. Геометрия возникла из практики и применяется на практике. Поэтому в данном учебнике геометрия постоянно связывается с реальными вещами: векторы идут от физики, координаты – от географии, движения в геометрии
от реальных механических движений, симметрии – от архитектуры и искусства и т.д., и т.п.
Календарно-тематическое планирование
УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ГЕОМЕТРИИ В 9 «А» КЛАССЕ МАОУСОШ №1
НА 2012-2013 ГОД
3ч в неделю, всего 102ч
Учебник А.Д. Александрова и др.
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания урока | Требования к уровню подготовки учащихся | Д\З | Оборудование, ИКТ | |
Векторы и координаты – 42 часа Цель: ввести понятия вектора и координат вектора; сформировать представления о векторном и координатном методах; выработать умения выполнять действия над векторами и их координатами | ||||||||
Векторы | 4 | |||||||
| Скалярные и векторные величины. Направленные отрезки | Комбинированный урок | Определение вектора Равенство векторов Угол между векторами Действия над векторами Проекция вектора на ось Координаты вектора Скалярное произведение Векторный метод. Уравнение геометрических фигур Задание фигур неравенствами. | Уметь: 1. переводить геометрический язык на аналитический для одного типа задач и с аналитического на геометрический для другого; 2. строить точку по заданным координатам; 3. находить координаты заданных точек; 4. вычислять расстояние между точками, заданными координатами; 5. оптимально выбирать систему координат; 6. составлять уравнения заданных фигур; 7. видеть за уравнением конкретный геометрический образ; 8. выполнять преобразование алгебраических соотношений. | П.1.1 №1.2, 1.9 | |||
| Сонаправленность и равенство векторов | Комбинированный урок | П.1.2 №1.14 | |||||
| О понятии вектора. Ноль-вектор. Угол между векторами | Урок -практикум | П.1.3 1.21, 1.27 | |||||
| Применение понятия вектора при решении задач | Урок-практикум | П.1.4 №1.35, 1.38 | |||||
Сложение векторов | 3 | |||||||
| Сложение векторов. Свойства сложения. | Комбинированный урок | П.2.1 -2.3 №2.4,2.9, 2.14,2.31 | |||||
| Противоположные векторы. Вычитание векторов | Комбинированный урок | П.2.4 №2.41 | |||||
| Действие над векторами | Урок-практикум | П.2.5 -2.6 №2.45 | |||||
Умножение вектора на число | 3 | |||||||
| Умножение вектора на число | Комбинированный урок | П.3.1, №3.4, 3.6,3,14 | |||||
| Распределительные законы умножения векторов на число | Урок-практикум | П. 3.2 №3.21, 3.27 | |||||
| Действие с векторами | Урок-практикум | П.3.3,№ 3.41,3.40 | |||||
Проекция вектора на ось | 2 | |||||||
| Проекция вектора на ось и ее свойства | Урок-практикум | П.3.4№3.44,3.46 | |||||
| Нахождение проекции вектора | Урок-практикум | П.3.5№3.52,3.53 | |||||
Координаты вектора | 4 | |||||||
| Векторы на координатной оси | Урок усвоения новых знаний, умений и навыков. | П.3.6№3.74,3.76 | |||||
| Векторы на координатной плоскости | Комбинированный урок | П.3.7№3.88,3.89 | |||||
| Действие с векторами в координатной форме | Комбинированный урок | П.3.8№3.74,3.76 | |||||
| Действие с векторами в координатной форме | Урок -практикум | П.3.9№3.88,3.89 | |||||
Скалярное умножение | 2 | |||||||
| Скалярное произведение векторов | Урок-лекция | П.4.1-4.2№4.1,4.3 | |||||
| Нахождение скалярного произведения векторов | Урок усвоения новых знаний, умений и навыков. | П.4.3№4.6,4.8 | |||||
Векторный метод. Решение задач | 6 | |||||||
| Средняя линия треугольника | Комбинированный урок | П.4.4№4.12,4.14 | |||||
| Средняя линия трапеции | Комбинированный урок | П.4.5№4.21,4.22 | |||||
| Об истории теории векторов | Урок-лекция | П.4.6№4.27,4.28 | |||||
| Применение векторного метода при решении задач | Урок -практикум | П.4.7№4.32 | |||||
| Применение векторного метода при решении задач | Урок -практикум | П.4.8№4.33.4.33.5 | |||||
| Обобщение материала по теме: «Векторы» | Практикум по решению задач. | П.4.8 №33.10, 33.12 | |||||
| Контрольная работа № 1 | 2 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. | П 1.1-4.8 | ||||
| ||||||||
Понятие об уравнении фигуры. | 9 | |||||||
| Уравнение окружности. | Урок усвоения новых знаний, умений и навыков. | П.5.1№5.4,5.6 | |||||
| Решение задач по теме: «Уравнение окружности» | Комбинированный урок | П.5.1 №5.13, 5.10 | |||||
| Уравнение прямой | Комбинированный урок | П.5.1 № 5.16,518 | |||||
| Решение задач по теме: «Уравнение прямой» | Урок -практикум | П.5.2 №5.20,5.21 | |||||
| Задание фигур неравенствами | Урок-лекция | П.5.3№5.29,5.30 | |||||
| Построение фигур заданных неравенствами | Урок-лекция | П.5.4№5.34,5.35 | |||||
| Элипс | Комбинированный урок | П.5.4 № 5.40, 5.43 | |||||
| Парабола, гипербола | Комбинированный урок | П.5.5 №5.49,5.51 | |||||
| Обобщение материала по теме:»Понятие об уравнении фигур» | Практикум по решению задач. | П.5.1-5.5 раздаточный материал | |||||
Метод координат | 5 | |||||||
| Применение метода координат при решении задач | Практикум по решению задач. | раздаточный материал | |||||
| Применение метода координат при решении задач | Практикум по решению задач. | раздаточный материал | |||||
| Применение метода координат при решении задач | Практикум по решению задач. | раздаточный материал | |||||
| Применение метода координат при решении задач | Практикум по решению задач. | раздаточный материал | |||||
| Обобщающий урок по теме: «Векторы и координаты» | Практикум по решению задач. | раздаточный материал | |||||
| Контрольная работа № 2 | 2 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. | П.5.1-5.5 | ||||
| ||||||||
Преобразования (29 часов) | ||||||||
Движение и равенство фигур | 4 | |||||||
| Понятия преобразования. Определения и простейшие свойства движения. | Урок -лекция | Отображение плоскости на себя Осевая симметрия Центральная симметрия Поворот Зеркальная симметрия Равенство фигур Параллельный перенос | Знать: виды движения Уметь: объяснять и строить виды движения. | П.7.1 №7.7,7.8 П.6.1№6.2,6.4 | |||
| Свойства фигур, сохраняющиеся при движении. | Комбинированный урок | П.6.2№6.20,6.22 | |||||
| Равенство фигур и движения | Комбинированный урок | ||||||
| Решение задач на движение и равенства фигур | Урок -практикум | П.7.1№7.4,7.5 | |||||
| Перенос. Метод параллельного переноса. | 1 | Комбинированный урок | |||||
Осевая симметрия. Метод симметрии | 2 | П.7.2-7.3 №7.10,7.10 | ||||||
| Осевая симметрия | Комбинированный урок | П.7.4№7.20, 7.21 | |||||
| Зеркальная симметрия | Комбинированный урок | П.7.4 №7.30,7.33 | |||||
Поворот. Метод поворота | 2 | |||||||
| Поворот на плоскости | Комбинированный урок | П 8.7 № 8.4, 8.8 | |||||
| Центральная симметрия | Комбинированный урок | П.8.8№8.20,8.21 | |||||
Классификация движения | 3 | |||||||
| Практическая работа: осевая и центральная симметрия | Урок -практикум | Графическая работа | |||||
| Практическая работа: поворот и параллельный перенос | Урок -практикум | Графическая работа | |||||
| Проекты учащихся | Урок -практикум | Проект | |||||
Симметрия фигур | 2 | |||||||
| Общее понятие о симметрии фигур. Виды симметрии фигур | Комбинированный урок | П.9.1, 9.2 | |||||
| Симметрия правильных многоугольников и многогранников | Комбинированный урок | П.9.3-9.5 | |||||
| Обобщение материала по теме: «Движение» | 1 | Практикум по решению задач. | П.7.1-9.5 дидактический материал | ||||
| Контрольная работа №3 Движение и равенство фигур | 2 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащ-ся. | П.7.1-9.5 | ||||
| ||||||||
Подобие | 6 | |||||||
| Преобразования подобия и его свойства | Урок -лекция | Гомотетия Признаки подобия Пропорциональные отрезки Сходственные стороны | Знать: определение пропорциональных отрезков; признаки подобия; о точке пересечения медиан в треугольнике; о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике. Уметь: применять при решении задач | П10.1 № 10.4 | |||
| Гомотетия | Комбинированный урок | П10.2, №10.13 | |||||
| Свойства подобных фигур | Комбинированный урок | П10.3, №10.22 | |||||
| I признак подобия фигур | Комбинированный урок | П10.4 стр.107, №10.30 | |||||
| II признак подобия фигур | Комбинированный урок | П10.4 стр107, №10.31 | |||||
| III признак подобия фигур | Комбинированный урок | П10.4 стр108, №10.25(д,е) | |||||
Решение задач | 5 | |||||||
| Применение I признака подобия фигур при решении задач | Практикум по решению задач. | П.10.1-10.4, раздаточный материал | |||||
| Применение II признака подобия фигур при решении задач | Практикум по решению задач. | П.10.1-10.4, раздаточный материал | |||||
| Применение III признака подобия фигур при решении задач | Практикум по решению задач. | П.10.1-10.4, раздаточный материал | |||||
| Практикум по решению задач. | Практикум по решению задач. | П.10.1-10.4, раздаточный материал | |||||
| Практикум по решению задач. | Практикум по решению задач. Проверочная С/Р. Индивидуальный контроль. | П.10.1-10.4, раздаточный материал | |||||
| Контрольная работа №4 | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащ-ся. | П.10.1-10.4 | ||||
ГлаваIV. Основания планиметрии | 11 | |||||||
| Аксиомы принадлежности. | Урок -лекция | аксиомы планиметрии | Знать: аксиомы планиметрии Уметь: применять при решении задач | раздаточный материал | |||
| Аксиомы расположения. | Урок -лекция | раздаточный материал | |||||
| Применение аксиом принадлежности и аксиом расположения при решении задач | Практикум по решению задач. | раздаточный материал | |||||
| Аксиомы измерения. | Урок -лекция | раздаточный материал | |||||
| Применение аксиом измерения при решении задач | Практикум по решению задач. | раздаточный материал | |||||
| Аксиомы откладывания. | Урок -лекция | раздаточный материал | |||||
| Применение аксиом откладывания при решении задач | Практикум по решению задач. | раздаточный материал | |||||
| Аксиома параллельности | Урок -лекция | раздаточный материал | |||||
| Применение аксиом параллельности при решении задач | Практикум по решению задач. | раздаточный материал | |||||
| Практикум по решению задач | Практикум по решению задач. | раздаточный материал | |||||
| Практикум по решению задач | Практикум по решению задач. | раздаточный материал | |||||
| Обобщающий урок по теме: Основания планиметрии | Практикум по решению задач. Проверочная С/Р. Индивидуальный контроль. | раздаточный материал | |||||
Обобщающие повторение планиметрии и подготовка к экзамену – 20 часов | ||||||||
| Углы | Комбинированный урок | Основные | Знать: формулировки аксиом и теорем; геометрические формулы Уметь: доказывать теоремы, решать комплексные задачи | раздаточный материал | |||
| Практикум по решению задач | Комбинированный урок | раздаточный материал | |||||
| Параллельные прямые | Комбинированный урок | раздаточный материал | |||||
| Практикум по решению задач | Комбинированный урок | раздаточный материал | |||||
| перпендикулярные прямые | Комбинированный урок | раздаточный материал | |||||
| Практикум по решению задач | Комбинированный урок | раздаточный материал | |||||
| Решение треугольников | Комбинированный урок | раздаточный материал | |||||
| Практикум по решению задач | Комбинированный урок | раздаточный материал | |||||
| Решение треугольников | Комбинированный урок | раздаточный материал | |||||
| Практикум по решению задач | Комбинированный урок | раздаточный материал | |||||
| Окружность | Комбинированный урок | раздаточный материал | |||||
| Практикум по решению задач | Комбинированный урок | раздаточный материал | |||||
| Вписанные и описанные многоугольники | Комбинированный урок | раздаточный материал | |||||
| Практикум по решению задач | Комбинированный урок | раздаточный материал | |||||
| Четырехугольники | Комбинированный урок | раздаточный материал | |||||
| Практикум по решению задач | Комбинированный урок | раздаточный материал | |||||
| Правильные многоугольники | Комбинированный урок | раздаточный материал | |||||
| Практикум по решению задач | Комбинированный урок | раздаточный материал | |||||
| .Площади фигур | Комбинированный урок | раздаточный материал | |||||
| Практикум по решению задач | Комбинированный урок | раздаточный материал |