Рабочая программа по геометрии, 7 класс, УМК: Александров А.Д.
Предмет: Класс: УМК: Количество часов: | Геометрия 7 Александров А.Д. и др. 50 |
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы по геометрии для 7-9 классов общеобразовательных учреждений в соответствии с Федеральным компонентом стандарта основного общего образования по математике обязательным минимумам содержания основных образовательных программ, требованиями уровню подготовки выпускников авторы программы: Геометрия 7-9 классы, Т.А.Бурмистрова, Просвещение, 2008
Федеральный компонент направлен на реализацию следующих основных целей:
формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Основные задачи модернизации российского образования – повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает не только масштабные структурные, институциональные, организационно-экономические изменения, но в первую очередь – значительное обновление содержания образования, прежде всего общего образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны. Главным условием решения этой задачи является введение государственного стандарта общего образования.
Основное общее образование – завершающая ступень обязательного образования в Российской Федерации. Поэтому одним из базовых требований к содержанию образования на этой ступени является достижение выпускниками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе, как по математическому и естественнонаучному, так и по социально-культурному направлениям.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы и призван обеспечить выполнение следующих основных целей:
развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;
воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.
Приоритетом общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.
Выделение в стандарте межпредметных связей способствует интеграции предметов, предотвращению предметной разобщенности и перегрузки обучающихся.
Развитие личностных качеств и способностей школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому в стандарте особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.
Календарно-тематическое планирование
УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ГЕОМЕТРИИ В 7 «А» КЛАССЕ МАОУСОШ №1
НА 2012-2013 ГОД
Со II четверти 2ч в неделю, всего 50ч
Учебник А.Д. Александрова и др.
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Требования к уровню подготовки учащихся | Д\З | Оборудование, ИКТ |
Введение. Что такое геометрия | 2 | |||||
| Как возникла и что изучает геометрия. О задачах геометрии Плоские и пространственные фигуры | видиоурок | П.1-3вопросы для самоконр№1-3 | |||
| Плоскость, прямая, точка Об истории геометрии. Значение геометрии | Комбинированный урок | П.4-5 №1,35 | |||
Глава I Начала геометрии – 17 часов | ||||||
Основная цель – систематизировать наглядные представления учащихся о простейших геометрических фигурах; рассказать об измерениях отрезков и углов; ввести терминологию, использующуюся в изложении курса | ||||||
1.1 Отрезки | 6 | |||||
| Отрезок | Комбинированный урок | Систематизировать и обобщить сведения о понятии прямой ,точки, отрезка ,луча. | П.1.1 №1.2, 1.9 | ||
| Лучи и прямые | Комбинированный урок | П.1.2 №1.14 | |||
| Сравнение и равенство отрезков | Урок -практикум | Знать какие фигуры называются равными. Уметь сравнивать отрезки , какая точка называется серединой отрезка Уметь сравнивать отрезки записывать результат сравнения, отмечать с помощью масштабной линейки середину отрезка | П.1.3 1.21, 1.27 | ||
| Действия с отрезками | Урок-практикум | Знать, что при выбранной единице измерения длина любого данного отрезка выражается положительным числом; уметь измерять данный отрезок с помощью линейки и выразить | П.1.4 №1.35, 1.38 | ||
| Измерение длины отрезка. Расстояние между точками | Урок-практикум С/Р обучающего характера. Индивидуальный контроль. | П.1.5 №1.42,1.47 1.51 | |||
| Понятие о равенстве фигур. Равенство треугольников | Комбинированный урок | Знать, что такое периметр треугольника, какие треугольники называются равными | П.1.6 №1.63, 1.66 | ||
1.2 Окружность и круг. Сфера и шар | 3 | |||||
| Определения окружности и круга Части окружности и круга. Центральная симметрия | Комбинированный урок | Знать определение окружности. Уметь объяснить, что такое центр, радиус, диаметр, хорда, дуга окружности, выполнять с помощью циркуля и линейки простейшие построения: отрезка, равного данному; биссектрисы данного угла; прямой, проходящей через данную точку и перпендикулярной к данной прямой; середины данного отрезка; применять простейшие построения | П.2.1 -2.3 №2.4,2.9, 2.14,2.31 | ||
| Построения циркулем и линейкой | Урок-лекция | П.2.4 №2.41 | |||
| Как определяют сферу и шар.Сферическая геометрия | Урок-практикум | П.2.5 -2.6 №2.45 | |||
1.3 Углы | 7 | |||||
| Что называют углом в геометрии. Смежные углы Равенство углов. Свойство равных углов | Комбинированный урок | Знать, какая геометрическая фигура называется углом, что такое стороны и вершина угла, какие углы называются смежными и чему равна сумма смежных углов. Уметь обозначать неразвернутые и развернутые углы, показать на рисунке внутреннюю область угла, проводить луч, разделяющий угол на два угла, строить угол, смежный с данным углом | П.3.1,3.2 №3.4, 3.6,3,14 | ||
| Откладывание угла Сравнение углов. Прямой угол. Биссектриса угла | Урок-практикум | Уметь сравнивать углы и записывать результат сравнения, с помощью транспортира проводить биссектрису угла. .Знать определение биссектрисы угла , прямого угла. | П.3.3, 3.4№3.21, 3.27 | ||
| Построение биссектрисы угла. Построение прямого угла | Урок-практикум | Строить биссектрису угла, прямой угол. | П.3.5,№ 3.41,3.40 | ||
| Вертикальные углы. Перпендикулярные прямые | Урок усвоения новых знаний, умений и навыков. | Знать, какие углы называются вертикальными и каким свойством обладают вертикальные углы, какие прямые называются перпендикулярными. Уметь, изображать вертикальные углы, объяснять, почему две прямые, перпендикулярные к третьей, не пересекаются. | П.3.6№3.44,3.46 | ||
| Действия с углами | Урок-практикум | Знать, что такое градусная мера угла, чему равны минута и секунда; уметь находить градусные меры данных углов, используя транспортир, Изображать прямой, острый, тупой, развернутый углы | П.3.7№3.52,3.53 | ||
| Измерение углов | Урок-практикум | П.3.8№3.74,3.76 | |||
| Двугранный угол | Урок усвоения новых знаний, умений и навыков. | Знать, что называется двугранным углом, уметь определять двугранный угол | П.3.9№3.88,3.89 | ||
| Контрольная работа № 1 «Начало геометрии» | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащ-ся. | Уметь применять все изученные формулы и теоремы при решении задач | П.1.1-3.9 | |
Глава II. Треугольники – 19 часов | ||||||
Основная цель – доказать два признака равенства треугольников, теорему о равенстве соответственных углов в равных треугольниках и теоремы о сравнении сторон и углов треугольника; дать классификацию треугольников по углам; изучить свойства равнобедренного треугольника и осевую симметрию. | ||||||
2.1 Первые теоремы о треугольниках | 9 | |||||
| О теоремах Элементы треугольника | Урок усвоения новых знаний, умений и навыков. | Знать, что такое периметр треугольника, какие треугольники называются равными, формулировку и доказательство первого признака равенства треугольников. Уметь объяснить, какая фигура называется треугольником, и назвать его элементы | П.4.1-4.2№4.1,4.3 | ||
| Первый признак равенства треугольников | Комбинированный урок | П.4.3№4.6,4.8 | |||
| Равенство соответственных углов равных треугольников | Комбинированный урок | П.4.4№4.12,4.14 | |||
| Теорема о внешнем угле треугольника. Классификация треугольников | Урок усвоения новых знаний, умений и навыков. | Знать, какой угол называется внешним углом треугольника, какой треугольник называется остроугольным, тупоугольным, прямоугольным; уметь доказывать теорему о внешнем угле треугольника. Делать классификацию треугольников. | П.4.5№4.21,4.22 | ||
| Перпендикуляр. Единственность перпендикуляра | Комбинированный урок | Уметь объяснить, какой отрезок называется перпендикуляром, проведенным из данной точки к данной прямой; знать формулировку теоремы о перпендикуляре к прямой; | П.4.6№4.27,4.28 | ||
| Доказательство способом от противного. Второй признак равенства треугольников | Урок-лекция | Знать формулировку и доказательство второго признака равенства треугольников. Уметь доказывать теорему, решать задачи | П.4.7№4.32 | ||
| Высота треугольника | Урок усвоения новых знаний, умений и навыков. | Уметь объяснить, какой отрезок называется высотой треугольника, строить высоту треугольника. | П.4.8№4.33.4.33.5 | ||
| Решение задач на применение признаков равенства треугольников | Практикум по решению задач. | Знать формулировки и доказательства признаков равенства треугольников; уметь решать задачи | П.4.8 №33.10, 33.12 | ||
| Решение задач на применение первых теорем геометрии | Практикум по решению задач. Проверочная С/Р. Индивидуальный контроль. | Знать формулировки теорем. Уметь решать задачи | П.4.1-4.8 раздаточный материал | ||
2.2 Сравнение сторон и углов треугольника | 9 | |||||
| Равнобедренный треугольник | Урок усвоения новых знаний, умений и навыков. | Уметь объяснить, , какие отрезки называются медианой, биссектрисой, высотой треугольника, какой треугольник называется равнобедренным, равносторонним; знать и уметь доказывать теоремы о свойствах равнобедренного треугольника; уметь выполнять практические задания | П.5.1№5.4,5.6 | ||
| Решение задач на нахождение элементов в равнобедренном треугольнике | Практикум по решению задач. | П.5.1 №5.13, 5.10 | |||
| Решение задач на нахождение элементов в равнобедренном треугольнике | Практикум по решению задач. Проверочная С/Р. Индивидуальный контроль. | П.5.1 № 5.16,518 | |||
| Серединный перпендикуляр | Комбинированный урок | П.5.2 №5.20,5.21 | |||
| Взаимно обратные утверждения | Комбинированный урок | П.5.3№5.29,5.30 | |||
| Сравнение сторон и углов треугольника | Урок-практикум | П.5.4№5.34,5.35 | |||
| Решение задач на сравнение сторон и углов треугольника | Практикум по решению задач. С/Р. Индивидуальный контроль. | П.5.4 № 5.40, 5.43 | |||
| Осевая симметрия | Урок-лекция | Знать определение осевой симметрии. Уметь строить симметричные фигуры; находить ось симметрии в фигурах | П.5.5 №5.49,5.51 | ||
| Обобщающий урок по теме: «Треугольники» | Практикум по решению задач. | Уметь применять все изученные формулы и теоремы при решении задач | П.5.1-5.5 раздаточный материал | ||
| Контрольная работа № 2 «Треугольники» | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. | Уметь применять весь изученный материал при решении задач. | П. 5.1-5.5 | |
Глава III. Расстояния и параллельность – 12 часов | ||||||
Основная цель – ввести понятия расстояния между фигурами; доказать неравенство треугольника; изучит теоремы о параллельности прямых; доказать теорему о сумме углов треугольника. | ||||||
3.1 Расстояние между фигурами | 2 | |||||
| Понятие о расстоянии | Комбинированный урок | Уметь доказывать теорему о соотношениях между сторонами и углами треугольника и следствия из нее, теорему о неравенстве треугольника, применять их при решении задач | П.6.1№6.2,6.4 | ||
| Неравенство треугольника | Урок усвоения новых знаний, умений и навыков. | П.6.2№6.20,6.22 | |||
3.2 Параллельность прямых | 7 | |||||
| Признаки параллельности прямых | Урок-лекция | Знать определение параллельных прямых, названия углов, образующихся при пересечении двух прямых секущей, формулировки признаков параллельности прямых; уметь показать на рисунке пары накрест лежащих, соответственных, односторонних углов, доказывать признаки параллельности двух прямых и использовать их при решении | П.7.1№7.4,7.5 | ||
| Решение задач на признаки параллельности прямых | Практикум по решению задач. | П.7.1 №7.7,7.8 | |||
| Пятый постулат Евклида и аксиома параллельности Проблема пятого постулата | Урок-лекция | Знать аксиому параллельных прямых и следствия из нее, | П.7.2-7.3 №7.10,7.10 | ||
| Свойства углов, образованных параллельными и секущей | Комбинированный урок | знать и уметь доказывать свойства параллельных прямых и применять их при решении задач | П.7.4№7.20, 7.21 | ||
| Применение свойств углов, образованных параллельными и секущей при решении задач | Практикум по решению задач. Проверочная С/Р. Индивидуальный контроль. | П.7.4 №7.30,7.33 | |||
| Построение прямоугольника . Полоса. | Урок-практикум | Знать какие отрезки и лучи являются параллельными уметь строить параллельные прямые при помощи чертежного угольника и линейки. | П.7.5-7.6№7.42,7.43 | ||
| Решение задач на параллельность прямых | Практикум по решению задач. | Знать аксиомы и теоремы, уметь решать задачи | П.7.1-7.5 | ||
3.3 Сумма углов треугольника | 2 | |||||
| Теорема о сумме углов треугольника | Комбинированный урок | уметь доказывать теорему о сумме углов треугольника и ее следствия, решать задачи | П.8.1№8.1,8.2 | ||
| Следствия из теоремы о сумме углов треугольника | Урок-практикум | П.8.2№8.20,8.21 | |||
| Контрольная работа № 3 «Расстояния и параллельность» | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. | Уметь применять все изученные теоремы при решении задач. | П.8.1-8.2 |