Рабочая программа по химии (10 класс, УМК: Рудзитис Г.Е.)
Предмет: Уровень: Класс: УМК: Количество часов: | Химия Базовый 10 Рудзитис Г.Е. 70 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по химии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень), одобренным совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263).
За основу рабочей программы взята программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (автор Н.Н.Гара), рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ, опубликованная издательством «Просвещение» в 2008 году (Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия.- М.: Просвещение, 2008. -56с.).
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения химии на ступени среднего (полного) общего образования (базовый уровень), изложенные в пояснительной записке Примерной программы по химии.
Данный курс учащиеся изучают после курса химии для 8-9 классов, где они познакомились с важнейшими химическими понятиями, неорганическими и органическими веществами, применяемыми в промышленности и повседневной жизни.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:
Закон РФ «Об образовании» (в редакции Федеральных законов от 05.03.2004 г. № 9-ФЗ);
Приказ Минобрнауки РФ от 20 августа 2008 года №241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования»
Приказ Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;
Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Химия» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2012/2013 учебный год, утвержденным Приказом МО РФ № 1067 от 19 декабря 2012 г.;
Учебно-методический комплект
для учителя:
Рудзитис Г.Е. Органическая химия: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений /Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. – М.: Просвещение, 2007.
Радецкий А.М. Дидактический материал по химии 10-11: пособие для учителя/ А.М.Радецкий. – М.: Просвещение, 2003.
Примерная программа среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень). Химия: сборник материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях /авт. – сост. Е.И.Колусева, В.Е.Морозов. – Волгоград: Учитель, 2006. – 72 с.
Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия.- М.: Просвещение, 2008. -56с.)
Количество часов, на которые рассчитана программа
Программа предполагает на изучение материала 70 часов в год, 2 часа в неделю (из расчета 35учебных недель) по программе (4 часа – резервное время), из них: для проведения контрольных работ -5 часов, практических работ -6 часов.
Цели и задачи изучения предмета:
освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «химия» в старшей школе на базовом уровне являются:
умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде;
выполнение в практической деятельности и повседневной жизни экологических требований;
использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- формирование знаний основ органической химии - важнейших фактов, понятий, законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера;
- развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, соблюдать правила техники безопасности при работе с веществами в химической лаборатории и в повседневной жизни;
- развитие интереса к органической химии как возможной области будущей практической деятельности;
- развитие интеллектуальных способностей и гуманистических качеств личности;
- формирование экологического мышления, убежденности в необходимости охраны окружающей среды.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Предметно-информационная составляющая образованности:
знать
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
- основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
- важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:
уметь:
- называть изученные вещества по "тривиальной" или международной номенклатуре;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов:
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
Ценностно-ориентационная составляющая образованности:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ пп | Тема | Количество часов по программе Н.Н.Гара | Количество часов по рабочей программе | В том числе практических работ | В том числе контрольных работ |
1 | Тема 1« Теоретические основы органической химии» | 4 | 4 | - | - |
2 | Тема №2 « Предельные углеводороды (алканы)» | 7 | 7 | 1 | 1 |
3 | Тема 3« Непредельные углеводороды» | 6 | 6 | 1 | - |
4 | Тема 4 « Ароматические углеводороды (арены)» | 4 | 4 | - | - |
5 | Тема 5 «Природные источники углеводородов» | 6 | 8 (6+2 из резерва) | - | 1 |
6 | Тема 6 «Спирты и фенолы» | 6 | 6 | - | - |
7 | Тема 7 « Альдегиды и кетоны» | 3 | 3 | - | - |
8 | Тема 8« Карбоновые кислоты » | 6 | 7 (6 + 1ч из резерва) | 2 | 1 |
9 | Тема 9 «Сложные эфиры. Жиры» | 3 | 3 | - | - |
10 | Тема 10. «Углеводы» | 7 | 7 | 1 | - |
11 | Тема 11 «Амины и аминокислоты» | 3 | 3 | - | - |
12 | Тема 12 «Белки» | 4 | 4 | - | - |
13 | Тема 13 «Синтетические полимеры» | 7 | 8 (7+1 ч из резерва) | 1 | 2 |
Резервное время | 2 | 2 | |||
Итого | 70 | 70 | 6 | 5 |
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Дата | Тема урока, включая лабораторные и практические работы | Элементы содержания | Виды контрольных измерителей | Домашнее задание | |
План | Факт | |||||
1 | Формирование органической химии как науки. Органические вещества. Органическая химия. Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова. | Органическая химия. Взаимосвязь неорганических и органических веществ. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулах. Зависимость свойств веществ от химического строения. Углеродный скелет. Радикалы. Функциональная группа. Гомологический ряд. Гомологи. | Фронтальный опрос | § 1, 2, упр. 1-8, (с. 10) | ||
2 | Структурная изомерия. Номенклатура. Значение теории строения органических соединений. | Понятие гомологов и изомеров. Правила написания структурных формул. Названия веществ по номенклатуре ИЮПАК. | Химический диктант | § 1, 2 | ||
3 | Электронная природа химических связей в органических соединениях. Способы разрыва связей в молекулах органических веществ. | Сигма и пи – связи. Кратность связи. Электроотрицательность. Энергия связи Направленность ковалентной связи. Гибридизация орбиталей атома углерода. | Фронтальный опрос | § 3, упр. 1-5, (с. 13) | ||
4 | Классификация органических соединений. | Многообразие органических веществ. Принципы классификации веществ. | Вид контроля – текущий Форма контроля Тест по теме №1 20 мин. | § 4-6 | ||
5/1 | Электронное и пространственное строение алканов. Гомологический ряд. Номенклатура и изомерия. | Парафины. Электронное строение. Углеродный скелет. Изомерия. Номенклатура. Реакция изомеризации. | Фронтальный опрос | § 7 , упр. 13-17 (с. 28), задачи 1-2 | ||
6/2 | Физические и химические свойства алканов. Реакции замещения. | Физические свойства алканов. Структурная изомерия. Правила систематической номенклатуры. Основные химические свойства алканов. | Самостоятельная работа | § 7, упр. 18-21, задачи 4-5 (с. 28) | ||
7/3 | Получение и применение алканов. | Реакция Вюрца. Октановое число. | Вид контроля текущий Форма контроля – С.р. «Алканы» 20 мин. | §7 | ||
8/4 | Решение задач на нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе (объему) продуктов сгорания. | Алгоритм решения расчетных задач на вывод формулы вещества по данным анализа. | Вид контроля текущий Форма контроля – решение задач | Задачи по индиви-дуальным карточкам | ||
9/5 | Циклоалканы. Строение молекул, гомологический ряд. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. | Циклопропан (состав, свойства). | Фронтальный опрос | §8 | ||
10/6 | Инструктаж по ТБ. Практическая работа №1 «Качественное определение углерода и водорода в органических веществах» | Определение эксперименталь-ным путем наличия в молекуле выданного органического вещества атомарных углерода и водорода. | Вид контроля - текущий Форма контроля –ПР | |||
11/7 | Контрольная работа №1 по теме «Предельные углеводороды» | Контроль степени усвоения учебного материала темы | Вид контроля итоговый Форма - КР | |||
12/1 | Анализ результатов контрольной работы №1. Алкены. Электронное и пространственное строение алкенов. Гомологический ряд. Номенклатура. Изомерия. | Электронное и пространственное строение алкенов. Гомологический ряд. Номенклатура. Изомерия: углеродной цепи, положения кратной связи, цис, транс – изомерия. | Фронтальный опрос | § 9 | ||
13/2 | Химические свойства: реакции окисления, присоединения, полимеризации. Правило Марковникова. | Правило Марковникова. Реакции: гидрогалогенирование, окисление, полимеризация, гидрирование, гидратация. | Индивидуальная работа по карточкам | § 9 упр. 1-9, (с. 43) | ||
14/3 | Получение и применение алкенов. | Реакции элиминирования: дегидрирования, дегидратация, дегидрогалогенирования. | Вид контроля - текущий Форма контроля – С.р. «Алкены» 20 мин. | § 9 | ||
15/4 | Инструктаж по ТБ, Практическая работа №2 «Получение этилена и изучение его свойств» | Получение этилена дегидратацией этанола. Горение этанола. Окисление этанола перманганатом калия. | Вид контроля - текущий Форма контроля – ПР | |||
16/5 | Алкадиены. Строение, свойства, применение. Природный каучук. | Диеновые углеводороды. Сопряженные связи. Изопрен. Свойства натурального и синтетического каучука. Резина. Эбонит. | Фронтальный опрос | § 10-12 упр. 10-15, (с. 43) | ||
17/6 | Алкины. Электронное и пространственное строение ацетилена. Гомологи и изомеры. Номенклатура. Физические и химические свойства. Получение. Применение. | Алкины. Электронное и пространственное строение ацетилена. Гомологи и изомеры. Номенклатура. Реакция Кучерова. Реакции димеризации, тримеризации. | Вид контроля - текущий Форма контроля – Тест в формате заданий ЕГЭ «Алкины. Алкадиены» 20 мин. | § 13, упр. 1,4, (с. 55-56), задачи 1, 4 | ||
18/1 | Арены. Электронное и пространственное строение бензола. Изомерия и номенклатура. | Ароматические углеводороды. Электронное строение молекулы. Гомологи бензола, изомерия в ряду гомологов. Взаимное влияние атомов в молекуле толуола. Понятие о ядохимикатах и их использовании в сельском хозяйстве с соблюдением требований охраны природы. | Фронтальный опрос | § 14-15, упр. 8 (с. 67) | ||
19/2 | Физические и химические свойства бензола. | Химические свойства бензола: реакции замещения (бромирование, нитрирование), присоединения (водорода, хлора). | Фронтальный опрос | § 14-15, упр.11. 12 (с. 67) | ||
20/3 | Гомологи бензола. Особенности химических свойств бензола на примере толуола. | Строение и свойства толуола. | Вид контроля - текущий Форма контроля Тест в формате заданий ЕГЭ «Арены» 20 мин. | § 14-15, (с. 67) задача 4 | ||
21/4 | Генетическая связь ароматических углеводородов с другими классами углеводородов. | Генетическая связь между классами углеводородов. Сравнение строения и свойств предельных, непредельных и ароматических углеводородов. | Решение задач по карточкам | |||
22/1 | Природный газ. Попутные нефтяные газы. | Природный газ. Попутные нефтяные газы. | Фронтальный опрос | § 16, упр. 1-2, задача 1 (с. 78-79) | ||
23/2 | Нефть и нефтепродукты. Физические свойства. Способы переработки. Перегонка. | Газ и нефть как топливо. Альтернативные виды топлива. Перегонка нефти, фракции нефти, детонационная стойкость бензина, октановое число. | Фронтальный опрос | Прочитать статью «Коксохи-мическое производ-ство» § 17, упр. 11-12, задача 3 (с. 78-79) | ||
24/3 | Крекинг термический и каталитический. | Крекинг и риформинг. | Вид контроля - текущий Форма контроля- тест в форме ЕГЭ «Природные источники углеводородов, их переработка» 30 мин. | § 19 | ||
25/4 | Решение задач на определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного. | Алгоритм решения расчетной задачи | Вид контроля текущий Форма контроля – решение задач | Задачи по карточкам | ||
26/5 | Генетическая связь между классами углеводородов. | Генетическая связь между классами углеводородов. Сравнение строения и свойств предельных, непредельных и ароматических углеводородов. | Вид контроля - текущий Форма контроля- работа по индивидуальным карточкам | Задание по карточкам | ||
27/6 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Непредельные и ароматические углеводороды». | Состав, строение, изомерия и номенклатура непредельных и ароматических углеводородов. Химические свойства и способы получения. | Вид контроля - текущий Форма контроля- работа по индивидуальным карточкам | Задание по карточкам | ||
28/7 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Непредельные и ароматические углеводороды» углеводороды». | Состав, строение, изомерия и номенклатура непредельных и ароматических углеводородов. Химические свойства и способы получения. | Вид контроля - текущий Форма контроля- работа по индивидуальным карточкам | Задание по карточкам | ||
29/8 | Контрольная работа №2 по теме «Непредельные и ароматические углеводороды» | Контроль ЗУН по темам 3-5 | Вид контроля итоговый Форма контроля - КР | |||
30/1 | Анализ результатов контрольной работы №2. Одноатомные предельные спирты. Строение молекул, функциональная группа. Изомерия и номенклатура. | Спирты и фенолы. Атомность спиртов. Электронное строение функциональной группы, полярность связи О – Н. Гомологический ряд предельных одноатомных спиртов. Изомерия углеродного скелета и положения функциональной группы. Спирты первичные, вторичные, третичные. Номенклатура спиртов. | Фронтальный опрос | § 20-21 | ||
31/2 | Водородная связь. Свойства этанола. Физиологическое действие спиртов на организм человека. | Водородная связь между молекулами, влияние ее на физические свойства. Химические свойства: горение, окисление до альдегидов, взаимодействие со щелочными металлами, галогеноводородами, карбоновыми кислотами. Ядовитость спиртов, губительное воздействие на организм человека. | Вид контроля - текущий Форма контроля- С.р. «Предельные одноатомные спирты» 15 мин | § 20-21, упр. 1-7 (с. 88) | ||
32/3 | Получение и применение спиртов. Решение задач по химическим уравнениям при условии, что одно из реагирующих веществ дано в избытке. | Получение спиртов из предельных (через галогенопроизводные) и непредельных углеводородов. Промышленный синтез метанола. | Вид контроля - текущий Форма контроля - решение задач по карточкам | § 20-21 (с. 88), задачи 1, 2 | ||
33/4 | Генетическая связь предельных одноатомных спиртов с углеводородами. | Решение схем превращений, доказывающих существование генетической связи между спиртами и УВ. | Вид контроля - текущий Форма контроля- решение схем превращений по карточкам | § 36, упр. 1-2, 4, 7, 8 (с. 98), задачи 1-3 | ||
34/5 | Многоатомные спирты. Этиленгликоль, глицерин. Свойства, применение. | Этиленгликоль и глицерин как представители многоатомных спиртов. Особенности их химических свойств, практическое использование | Вид контроля - текущий Форма контроля - С.р. «Многоатомные спирты» 15 мин | § 22, упр. 1-5, (с. 92), задачи 1-3 | ||
35/6 | Фенолы. Строение молекулы фенола. Свойства фенола. Токсичность фенола и его соединений. Применение фенола. | Фенолы. Строение, отличие по строению от ароматических спиртов. Физические свойства. Химические свойства: взаимодействие с натрием, щелочью, бромом. Взаимное влияние атомов в молекуле. Способы охраны окружающей среды от промышленных отходов, содержащих фенол. | Вид контроля - текущий Форма контроля - С.р. «Фенолы» 15 мин. | § 23-24, упр. 1-2, (с. 125) | ||
36/1 | Альдегиды. Строение молекулы формальдегида. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура. | Альдегиды. Строение альдегидов, функциональная группа, ее электронное строение, особенности двойной связи. Гомологический ряд альдегидов. Номенклатура. | Фронтальный опрос | § 25-26 | ||
37/2 | Свойства альдегидов. Формальдегид и ацетальдегид: получение и применение. | Химические свойства: окисление, присоединение водорода. Получение альдегидов окислением спиртов. Получение уксусного альдегида гидратацией ацетилена и каталитическим окислением этилена. Применение муравьиного и уксусного альдегидов. | Фронтальный опрос | § 25-26, упр. 1-3 (с. 105-106) | ||
38/3 | Ацетон – представитель кетонов. Строение молекулы. Применение. | Строение кетонов. Номенклатура. Особенности реакции окисления. Получение кетонов окислением вторичных спиртов. Ацетон – важнейший представитель кетонов, его практическое использование | Вид контроля - текущий Форма контроля - тест в формате ЕГЭ «Альдегиды» 15 мин. | § 25-26, упр. 4-6 (с. 105-106) | ||
39/1 | Одноосновные предельные карбоновые кислоты. Строение молекул. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура. | Строение карбоновых кислот. Электронное строение карбоксильной группы, объяснение подвижности водородного атома. Основность кислот. Гомологический ряд предельных одноосновных кислот. Номенклатура. | Фронтальный опрос | § 27-28, вопр. 5-10, (с. 117) | ||
40/2 | Свойства карбоновых кислот. Реакция этерификации. Получение карбоновых кислот и применение. Краткие сведения о непредельных карбоновых кислотах. | Химические свойства: взаимодействие с некоторыми металлами, щелочами, спиртами. Изменение силы кислот под влиянием заместителей в углеводородном радикале. Особенности муравьиной кислоты. Важнейшие представители карбоновых кислот. Применение кислот в народном хозяйстве. | Фронтальный опрос | § 27-28, вопр. 11-14, (с. 117) | ||
41/3 | Инструктаж по ТБ. Практическая работа №3 «Получение и свойства карбоновых кислот» | Лабораторный способ получения уксусной кислоты из ацетата. | Вид контроля - текущий Форма контроля – ПР | |||
42/4 | Генетическая связь карбоновых кислот с другими классами органических соединений. | Получение кислот окислением альдегидов, спиртов, предельных углеводородов. Взаимосвязь гомологических рядов. | Вид контроля - текущий Форма контроля- решение схем превращений по карточкам | Работа с цепочками орг. соединений | ||
43/5 | Инструктаж по ТБ. Практическая работа №4 «Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ» | Экспериментальное доказательство наличия определенного органического вещества с помощью качественных реакций. | Вид контроля - текущий Форма контроля – ПР | |||
44/6 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Кислородсодержащие органические соединения» | Строение, изомерия, химические свойства и способы получения спиртов, фенолов, альдегидов и карбоновых кислот. | Вид контроля - текущий Форма контроля –тест по теме «Карбоновые кислоты» 20 мин | Работа с цепочками орг. соединений | ||
45/7 | Контрольная работа №3 по темам «Спирты и фенолы», «Альдегиды, кетоны», «Карбоновые кислоты» | Контроль ЗУН по темам 6-8 | Вид контроля итоговый Форма контроля - КР | |||
46/1 | Анализ результатов контрольной работы №3. Сложные эфиры: свойства, получение, применение. | Строение сложных эфиров. Обратимость реакции этерификации. Гидролиз сложных эфиров. Практическое использование. | Фронтальный опрос | § 30 вопр. 1-6, (с. 129), задача 1 | ||
47/2 | Жиры, строение жиров. Жиры в природе. Свойства. Применение. | Жиры как сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот. Жиры в природе, их свойства. Превращения жиров пищи в организме. Гидролиз и гидрирование жиров в технике, продукты переработки жиров. | Фронтальный опрос | § 31, вопр. 7-12, (с. 129), задача 3 | ||
48/3 | Моющие средства. Правила безопасного обращения со средствами бытовой химии. | Моющие средства. Правила безопасного обращения со средствами бытовой химии. | Вид контроля - текущий Форма контроля -тест в формате ЕГЭ «Сложные эфиры. Жиры» 20 мин. | Записи в тетради | ||
49/1 | Глюкоза. Строение молекулы. Оптическая (зеркальная) изомерия. Физические свойства и нахождение в природе. Применение. Фруктоза – изомер глюкозы. | Классификация углеводов.Сахара. Моносахариды. Брожение. Глюкоза. Строение глюкозы. Биологическая роль углеводов. Фотосинтез. | Фронтальный опрос | § 32 упр. 1-3, (с. 146) | ||
50/2 | Химические свойства глюкозы. Применение. | Химические свойства глюкозы. Основные области применения глюкозы. | Фронтальный опрос | § 32, упр. 4-5, (с. 146) | ||
51/3 | Сахароза. Строение молекулы. Свойства, применение. | Сахароза. Физические свойства и нахождение в природе. Химические свойства: образование сахаратов, гидролиз. Химические процессы получения сахарозы из природных источников. | Фронтальный опрос | § 33, (с. 146), задача 1 | ||
52/4 | Крахмал – представитель природных полимеров. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение. | Крахмал. Строение макромолекул из звеньев глюкозы. Химические свойства: реакция с йодом, гидролиз. Превращения крахмала пищи в организме. Гликоген. | Фронтальный опрос | § 34, упр. 15-16, (с. 146-147) | ||
53/5 | Целлюлоза – представитель природных полимеров. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение. Ацетатное волокно. | Целлюлоза. Строение макромолекул из звеньев глюкозы. Химические свойства: гидролиз, образование сложных эфиров. Применение целлюлозы и ее производных. | Фронтальный опрос | § 35, упр. 16-18, (с. 146-147) | ||
54/6 | Инструктаж по ТБ. Практическая работа №5 «Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ» | Экспериментальной доказательство наличия определенного органического вещества с помощью качественных реакций. | Вид контроля текущий Форма контроля – практическая работа | |||
55/7 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Углеводы» | Состав, строение и химические свойства глюкозы, сахарозы, крахмала и целлюлозы. | Компьютерный тест – тренинг по теме «Углеводы» | задача 3 (с. 146-147) | ||
56/1 | Амины. Строение молекул. Аминогруппа. Физические и химические свойства. Строение молекулы анилина. Свойства анилина. Применение. | Строение аминов. Аминогруппа, ее электронное строение. Амины как органические основания, взаимодействие с водой и кислотами. Анилин, его строение, причины ослабления основных свойств в сравнении с аминами предельного ряда. Получение анилина из нитробензола (реакция Зинина), значение в развитии органического синтеза. | Фронтальный опрос | § 36, упр. 6-9, (с. 157) | ||
57/2 | Аминокислоты. Изомерия и номенклатура. Свойства. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Применение. | Строение аминокислот, их физические свойства. Изомерия аминокислот. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Синтез пептидов, их строение. Биологическое значение ά-аминокислот. | Фронтальный опрос | § 37, упр. 12-13, (с. 157) | ||
58/3 | Генетическая связь аминокислот с другими классами органических соединений. | Взаимосвязь гомологических рядов. | Вид контроля текущий Форма контроля – тест в формате заданий ЕГЭ «Амины. Аминокислоты» 15 мин. | (с. 157), задачи 2-3 | ||
59/1 | Белки – природные полимеры. Состав и строение. | Белки как биополимеры. Основные аминокислоты, образующие белки. Первичная, вторичная и третичная структура. | Фронтальный опрос | § 38 | ||
60/2 | Физические и химические свойства. Превращения белков в организме. Успехи в изучении и синтезе белков. | Свойства белков: гидролиз, денатурация, цветные реакции. Превращения белков пищи в организме. Успехи в изучении строения и синтезе белков. | Фронтальный опрос | § 38, упр. 1-3, (с. 162) | ||
61/3 | Понятие об азотсодержащих гетероциклических соединениях. Пиридин. Пиррол. Пиримидиновые и пуриновые основания. Нуклеиновые кислоты: состав, строение. | Азотсодержащие гетероциклические соединения. | Фронтальный опрос | §39 | ||
62/4 | Химия и здоровье человека. Лекарства. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов. | Лекарства, ферменты, витамины. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов, привыканием к ним. | Вид контроля текущий Форма контроля – тест в формате заданий ЕГЭ «Белки» 20 мин. | § 40-41 | ||
63/1 | Понятие о высокомолекулярных соединениях. Строение молекул. Стереорегулярное и стереонерегулярное строение. Основные методы синтеза полимеров. | Мономер. Структурное звено. Степень полимеризации. Молекулярные и пространственные полимеры. Механическая прочность нейлона, капрона. Применение ВМС | Фронтальный опрос | § 42 | ||
64/2 | Классификация пластмасс. Термопластичные полимеры. Полиэтилен. Полипропилен. Термопластичность. Термореактивность. | Общая характеристика пластмасс. Термопластичные и термореактивные пластмассы. Температуры кипения и плавления. | Фронтальный опрос | § 42, упр. 1-3, 7, (с. 176) | ||
65/3 | Синтетические каучуки. Строение, свойства, получение и применение. Синтетические волокна. Капрон. Лавсан. | Общая характеристика волокон. Каучуки. Проблемы дальнейшего совершенствования полимерных материалов | Фронтальный опрос | § 42-44, упр. 1-10, (с. 182) | ||
66/4 | Инструктаж по ТБ. Практическая работа №6 «Распознавание пластмасс и волокон» | Экспериментальное распознавание пластмасс и волокон в лабораторных условиях | Вид контроля текущий Форма контроля – практическая работа | Подгото-виться к к/р | ||
67/5 | Контрольная работа №4 по темам «Сложные эфиры. Жиры», «Углеводы», «Азотсодержащие органические соединения» | Контроль ЗУН по темам | Вид контроля итоговый Форма контроля – контрольная работа | |||
68/6 | Анализ результатов контрольной работы №4. Обобщение материала темы. Решение расчетных задач на определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного. | Алгоритм решения расчетных задач | Вид контроля текущий Форма контроля – решение задач | Подгото-виться к к/р | ||
69/7 | Итоговая контрольная работа по курсу органической химии. | Контроль ЗУН по курсу органической химии 10 класса | Вид контроля итоговый Форма контроля – контрольная работа в форме теста | |||
70/8 | Анализ результатов контрольного итогового тестирования. Обобщение знаний по курсу органической химии. Органическая химия, человек и природа. | Фронтальный опрос |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА
Тема 1. Теоретические основы органической химии. 4 часа
Формирование органической химии как науки. Органические вещества. Органическая химия. Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова. Структурная изомерия. Номенклатура. Значение теории строения органических соединений.
Электронная природа химических связей в органических соединениях. Способы разрыва связей в молекулах органических веществ.
Классификация органических соединений.
Демонстрации. 1. Ознакомление с образцами органических веществ и материалами. 2. Модели молекул органических веществ. 3. Растворимость органических веществ в воде и неводных растворителях.
4. Плавление, обугливание и горение органических веществ.
Углеводороды (25 часов)
Тема 2. Предельные углеводороды (алканы). 7 часов
Электронное и пространственное строение алканов. Гомологический ряд. Номенклатура и изомерия. Физические и химические свойства алканов. Реакции замещения. Получение и применение алканов. Циклоалканы. Строение молекул, гомологический ряд. Нахождение в природе. Физические и химические свойства.
Демонстрации. 1. Взрыв смеси метана с воздухом.2. Отношение алканов к кислотам, щелочам, к раствору перманганата калия.
Лабораторные опыты. 1. Изготовление моделей молекул углеводородов и галогенопроизводных.
Практическая работа. Качественное определение углерода и водорода в органических веществах.
Расчетные задачи. Решение задач на нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе (объему) продуктов сгорания.
Тема 3. Непредельные углеводороды. 6 часов
Алкены. Электронное и пространственное строение алкенов. Гомологический ряд. Номенклатура. Изомерия. Химические свойства: реакции окисления, присоединения, полимеризации. Правило Марковникова. Получение и применение алкенов. Алкадиены. Строение, свойства, применение. Природный каучук. Алкины. Электронное и пространственное строение ацетилена. Гомологи и изомеры. Номенклатура. Физические и химические свойства. Получение. Применение.
Демонстрации. 1.Горение этилена. 2. Взаимодействие этилена с раствором перманганата калия.3. Образцы полиэтилена.
Лабораторные опыты. 1. Изготовление моделей молекул. 2.Изучение свойств натурального и синтетического каучуков.
Практическая работа. Получение этилена и изучение его свойств.
Тема 4. Ароматические углеводороды (арены). 4 часа
Арены. Электронное и пространственное строение бензола. Изомерия и номенклатура. Физические и химические свойства бензола. Гомологи бензола. Особенности химических свойств бензола на примере толуола. Генетическая связь ароматических углеводородов с другими классами углеводородов.
Демонстрации. 1. Бензол как растворитель, горение бензола.2. Отношение бензола к раствору перманганата калия.3. Окисление толуола.
Тема 5. Природные источники углеводородов. 8 часов
Природный газ. Попутные нефтяные газы. Нефть и нефтепродукты. Физические свойства. Способы переработки. Перегонка. Крекинг термический и каталитический.
Лабораторные опыты. 1. Ознакомление с образцами продуктов нефтепереработки.
Расчетные задачи. Решение задач на определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.
Кислородсодержащие органические соединения (27 часов)
Тема 6. Спирты и фенолы. 6 часов
Одноатомные предельные спирты. Строение молекул, функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Водородная связь. Свойства этанола. Физиологическое действие спиртов на организм человека. Получение и применение спиртов. Генетическая связь предельных одноатомных спиртов с углеводородами. Многоатомные спирты. Этиленгликоль, глицерин. Свойства, применение.
Фенолы. Строение молекулы фенола. Свойства фенола. Токсичность фенола и его соединений. Применение фенола.
Демонстрации. 1. Количественное выделение водорода из этилового спирта. 2. Взаимодействие этилового спирта с бромоводородом. 3. Сравнение свойств спиртов в гомологическом ряду: растворимость в воде, горение, взаимодействие с натрием. 4. Взаимодействие глицерина с натрием. 5.
Лабораторные опыты. 1. Реакция глицерина с гидроксидом меди (2). 2. Растворение глицерина в воде, его гигроскопичность.
Расчетные задачи. Решение задач по химическим уравнениям при условии, что одно из реагирующих веществ дано в избытке.
Тема 7. Альдегиды, кетоны. 3 часа
Альдегиды. Строение молекулы формальдегида. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Свойства альдегидов. Формальдегид и ацетальдегид: получение и применение. Ацетон – представитель кетонов. Строение молекулы. Применение.
Демонстрации. 1. Взаимодействие этаналя с аммиачным раствором оксида серебра и гидроксидом меди. 2. Растворение в ацетоне различных органических веществ.
Лабораторные опыты. 1. Получение этаналя окислением этанола. 2. Окисление этаналя аммиачным раствором оксида серебра и гидроксидом меди.
Тема 8. Карбоновые кислоты. 7 часов.
Одноосновные предельные карбоновые кислоты. Строение молекул. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Свойства карбоновых кислот. Реакция этерификации. Получение карбоновых кислот и применение. Краткие сведения о непредельных карбоновых кислотах. Генетическая связь карбоновых кислот с другими классами органических соединений.
Демонстрации. 1. Отношение олеиновой кислоты к раствору перманганата калия.
Лабораторные опыты. 1. Получение уксусной кислоты из соли, опыты с ней.
Практическая работа. 1. Получение и свойства карбоновых кислот. 2. Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ.
Тема 9. Сложные эфиры. Жиры. 3 часа
Сложные эфиры: свойства, получение, применение. иры, строение жиров. Жиры в природе. Свойства. Применение.
Моющие средства. Правила безопасного обращения со средствами бытовой химии.
Лабораторные опыты. 1. Растворимость жиров, доказательство их непредельного характера, омыление жиров. 2. Сравнение свойств мыла и СМС. 3.Знакомство с образцами моющих средств. 4.Изучение их состава и инструкций по применению.
Тема 10. Углеводы. 7 часов
Глюкоза. Строение молекулы. Оптическая (зеркальная) изомерия. Физические свойства и нахождение в природе. Применение. Фруктоза – изомер глюкозы. Химические свойства глюкозы. Применение. ахароза. Строение молекулы. Свойства, применение.
Крахмал и целлюлоза – представители природных полимеров. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение. Ацетатное волокно.
Демонстрации.
Лабораторные опыты. 1.Взаимодействие раствора глюкозы с гидроксидом меди (II). 2.Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. 3.Взаимодействие сахарозы с гидроксидом кальция. 4.Взаимодействие крахмала с иодом, гидролиз крахмала. 5.Ознакомление с образцами природных и искусственных волокон.
Практическая работа. Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ.
Азотсодержащие органические соединения (7 часов)
Тема 11. Амины и аминокислоты. 3 часа
Амины. Строение молекул. Аминогруппа. Физические и химические свойства. Строение молекулы анилина. Свойства анилина. Применение.
Аминокислоты. Изомерия и номенклатура. Свойства. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Применение.
Генетическая связь аминокислот с другими классами органических соединений.
Тема 12. Белки. 4 часа
Белки – природные полимеры. Состав и строение. Физические и химические свойства. Превращения белков в организме. Успехи в изучении и синтезе белков. онятие об азотсодержащих гетероциклических соединениях. Пиридин. Пиррол. Пиримидиновые и пуриновые основания.
Нуклеиновые кислоты: состав, строение. имия и здоровье человека. Лекарства. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.
Демонстрации. 1. Окраска ткани анилиновым красителем. 2. Доказательства наличия функциональных групп в растворах аминокислот.
Лабораторные опыты. 1. Растворение и осаждение белков. 2. Денатурация белков. 3. Цветные реакции белков.
Высокомолекулярные соединения (8 часов)
Тема 13. Синтетические полимеры (8 часов)
Понятие о высокомолекулярных соединениях. Строение молекул. Стереорегулярное и стереонерегулярное строение. Основные методы синтеза полимеров. Классификация пластмасс. Термопластичные полимеры. Полиэтилен. Полипропилен. Термопластичность. Термореактивность. интетические каучуки. Строение, свойства, получение и применение. интетические волокна. Капрон. Лавсан.
Обобщение знаний по курсу органической химии. Органическая химия, человек и природа.
Демонстрации. Ознакомление с образцами природных и искусственных волокон, каучуков.
Лабораторные опыты. 1. Изучение свойств термопластичных полимеров. 2. Изучение свойств синтетических волокон.
Практическая работа. Распознавание пластмасс и волокон.
Расчетные задачи. Решение расчетных задач на определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.
Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе В результате изучения химии на базовом уровне в 10 классе ученик должензнать / понимать:
важнейшие химические понятия: химическая связь, электроотрицательность, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
основные теории химии: строения органических соединений;
важнейшие вещества и материалы: серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь:
называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
определять: валентность и степень окисления химических элементов в органических соединениях, тип химической связи в органических соединениях, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
характеризовать: общие химические основных классов органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи в органических веществах, зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Тема 1. Теоретические основы органической химии
Учащиеся должны знать:
особенности состава и строения органических веществ;
основные положения теории А.М.Бутлерова;
классификацию органических веществ;
понятия «гомолог», «изомер», «функциональная группа», «геометрия молекул».
Уметь:
доказывать положения теории на примерах;
составлять структурные формулы изомеров и гомологов;
уметь изображать пространственные конфигурации молекул органических веществ, исходя из типа гибридизации;
изготавливать модели молекул органических соединений.
Тема 2. Предельные углеводороды (алканы)
Учащиеся должны знать:
состав, строение, физические и химические свойства, способы получения в лаборатории и промышленности, области применения алканов.
Уметь:
записывать структурные формулы молекул алканов, гомологов и изомеров;
называть вещества по систематической номенклатуре;
характеризовать физические и химические свойства алканов, записывая уравнения соответствующих реакций;
использовать знания и умения безопасного обращения с горючими веществами.
Тема 3. Непредельные углеводороды
Учащиеся должны знать:
состав, строение, физические и химические свойства, способы получения в лаборатории и промышленности, области применения непредельных углеводородов;
состав изопрена, бутадиена и натурального каучука, способы получения изопрена и бутадиена, области применения каучука и резины;
Уметь:
записывать структурные формулы молекул непредельных углеводородов, гомологов и изомеров;
называть вещества по систематической номенклатуре;
характеризовать физические и химические свойства непредельных углеводородов, записывая уравнения соответствующих реакций;
использовать знания и умения безопасного обращения с горючими веществами;
Тема 4. Ароматические углеводороды.
Учащиеся должны знать:
состав, строение, физические и химические свойства, способы получения в лаборатории и промышленности, области применения ароматических углеводородов;
токсическое влияние бензола на организм человека и животных.
Уметь:
записывать структурные формулы молекул ароматических углеводородов, гомологов и изомеров;
называть вещества по систематической номенклатуре;
характеризовать физические и химические свойства ароматических углеводородов, записывая уравнения соответствующих реакций;
использовать знания и умения безопасного обращения с горючими веществами;
Тема 5. Природные источники углеводородов
Учащиеся должны знать:
состав природного газа, нефти, угля;
способы переработки сырья;
области применения продуктов переработки.
Уметь:
использовать знания и умения безопасного обращения с горючими веществами;
применять ЗУН при выполнении тренировочных упражнений;
решать задачи с производственным содержанием.
Тема 6. Спирты и фенолы
Учащиеся должны знать:
понятие об одноатомных и многоатомных спиртах, функциональной группе;
строение молекулы, физические и химические свойства, способы лабораторного и промышленного получения спиртов, области применения;
состав, строение молекулы фенола, некоторые способы получения, области применения;
Уметь:
составлять структурные формулы изомеров и называть их по систематической номенклатуре;
характеризовать физические и химические свойства одноатомных спиртов и многоатомных на примере глицерина;
использовать знания для оценки влияния алкоголя на организм человека;
характеризовать физические и химические свойства фенола;
Тема 7. Альдегиды и кетоны.
Учащиеся должны знать:
состав альдегидов и кетонов (сходство и отличие), понятие о карбонильной группе;
физические и химические свойства, способы лабораторного и промышленного получения альдегидов, области применения.
Уметь:
составлять структурные формулы изомеров и называть их по систематической номенклатуре;
характеризовать физические и химические свойства альдегидов;
Тема 8. Карбоновые кислоты
Учащиеся должны знать:
состав карбоновых кислот;
понятие о карбоксильной группе;
нахождение в природе и области применения кислот;
физические и химические свойства, способы лабораторного и промышленного получения кислот.
Уметь:
составлять структурные формулы изомеров и называть их по систематической номенклатуре;
характеризовать физические и химические свойства кислот;
Тема 9. Сложные эфиры. Жиры.
Учащиеся должны знать:
состав и строение сложных эфиров;
нахождение в природе и области применения жиров и эфиров;
физические и химические свойства, способы лабораторного и промышленного получения жиров и эфиров;
Уметь:
составлять структурные формулы изомеров и называть их по систематической номенклатуре;
характеризовать физические и химические свойства сложных эфиров;
применять ЗУН при выполнении тренировочных упражнений;
составлять уравнения реакции этерификации;
составлять структурные формулы жиров;
составлять уравнения реакций получения и гидролиза жиров.
Тема 10. Углеводы.
Учащиеся должны знать:
состав и классификацию углеводов;
состав, физические и химические свойства, получение и применение глюкозы;
состав, физические и химические свойства, получение и применение сахарозы;
состав, физические и химические свойства, получение и применение крахмала и целлюлозы;
Уметь:
характеризовать химические свойства важнейших углеводов;
составлять уравнение реакции гидролиза в общем виде;
доказывать биологическое значение углеводов;
Тема 11. Амины и аминокислоты.
состав, способы получения и области применения аминов;
особенности строения и свойств анилина как ароматического амина;
состав аминокислот, физические и химические свойства, нахождение в природе;
Уметь:
составлять структурные формулы молекул и давать им названия по систематической номенклатуре;
характеризовать свойства аминов в сравнении с аммиаком;
характеризовать физические и химические свойства аминокислот;
Тема 12. Белки.
Учащиеся должны знать
состав белков, структуры белков, понятие о денатурации;
общие понятие об азотсодержащих гетероциклических соединениях;
о проблемах, связанных с применением лекарственных препаратов.
Уметь:
составлять уравнения реакций образования простейших дипептидов и их гидролиза;
проводить качественные реакции для распознавания белков.
Тема 13. Синтетические полимеры.
Учащиеся должны знать:
основные понятия химии высокомолекулярных соединений;
области применения высокомолекулярных соединений на основании их свойств.
Уметь:
характеризовать полимеры с точки зрения основных понятий;
составлять уравнения реакций полимеризации и поликонденсации;
экспериментально распознавать пластмассы и волокна.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1. Основная литература для учителя
Стандарт среднего (полного) общего образования по химии.
Примерная программа среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень). Химия: сборник материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях /авт. – сост. Е.И.Колусева, В.Е.Морозов. – Волгоград: Учитель, 2006. – 72 с.
Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия.- М.: Просвещение, 2008. -56с.)
Рудзитис Г.Е. Органическая химия: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений /Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. – М.: Просвещение, 2007.
Радецкий А.М. Дидактический материал по химии 10-11: пособие для учителя/ А.М.Радецкий. – М.: Просвещение, 2003.
Гара Н.Н. Химия. Контрольные и проверочные работы. 10 – 11 классы / Н.Н.Гара. – Дрофа, 2011.
2. Дополнительная литература для учителя
Брейгер Л.М. Нестандартные уроки. Химия. 8, 10,11 классы / Л.М.Брейгер. Волгоград: Учитель, 2004.
Егоров А.С. и др. Репетитор по химии /А.С.Егоров. Ростов – на – Дону: Феникс, 2007.
Егоров А.С. Все типы расчетных задач по химии для подготовки к ЕГЭ Издательство: Феникс, 2004 года
Единый государственный экзамен 2007. Химия. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2009г.
Химия в школе: научно – методический журнал.- М.: Российская академия образования; изд – во «Центрхимэкспресс». – 2005 – 2010.
3. Дополнительная литература для обучающихся
Малышкина В. Занимательная химия. Нескучный учебник. – Санкт-Пертебург: Трион, 1998.
Аликберова Л.Ю., Рукк Н.С.. Полезная химия: задачи и история. – М.: Дрофа, 2006.
Степин Б.Д., АликбероваЛ.Ю.. Занимательные задания и эффективные опыты по химии. – М.: Дрофа, 2005.
Ушкалова В.Н., Иоанидис Н.В. Химия: Конкурсные задания и ответы: Пособие для поступающих в ВУЗы. – М.: Просвещение, 2005.
Список литературы
Литература для учителя
Стандарт среднего (полного) общего образования по химии.
Примерная программа среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень). Химия: сборник материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях /авт. – сост. Е.И.Колусева, В.Е.Морозов. – Волгоград: Учитель, 2006. – 72 с.
Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия.- М.: Просвещение, 2008. -56с.)
Рудзитис Г.Е. Органическая химия: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений /Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. – М.: Просвещение, 2007.
Радецкий А.М. Дидактический материал по химии 10-11: пособие для учителя/ А.М.Радецкий. – М.: Просвещение, 2003.
Гара Н.Н. Химия. Контрольные и проверочные работы. 10 – 11 классы / Н.Н.Гара. – Дрофа, 2011.
Брейгер Л.М. Нестандартные уроки. Химия. 8, 10,11 классы / Л.М.Брейгер. Волгоград: Учитель, 2004.
Егоров А.С. и др. Репетитор по химии /А.С.Егоров. Ростов – на – Дону: Феникс, 2007.
Егоров А.С. Все типы расчетных задач по химии для подготовки к ЕГЭ Издательство: Феникс, 2004 года
Единый государственный экзамен 2007. Химия. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2009г.
Химия в школе: научно – методический журнал.- М.: Российская академия образования; изд – во «Центрхимэкспресс». – 2005 – 2010.
Литература для обучающихся
Малышкина В. Занимательная химия. Нескучный учебник. – Санкт-Пертебург: Трион, 1998.
Аликберова Л.Ю., Рукк Н.С.. Полезная химия: задачи и история. – М.: Дрофа, 2006.
Степин Б.Д., АликбероваЛ.Ю.. Занимательные задания и эффективные опыты по химии. – М.: Дрофа, 2005.
Ушкалова В.Н., Иоанидис Н.В. Химия: Конкурсные задания и ответы: Пособие для поступающих в ВУЗы. – М.: Просвещение, 2005.
25