Рабочая программа по химии для 10 класса (УМК Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана)
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
1. 1. Личностные результаты освоения программы учебного предмета отражают:
1. 1. 1. Формирование чувства гордости за российскую химическую науку.
1. 1. 2. Воспитание ответственное отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды, стремление к здоровому образу жизни.
1. 1. 3. Подготовка к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
1. 1. 4. Умение управлять своей познавательной деятельностью.
1. 1. 5. Развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и внеучебной деятельности; способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная, поисково-исследовательская, клубная, проектная, кружковая и т.п.).
1. 1. 6. Формирование химико-экологической культуры, являющейся составной частью экологической и общей культуры и научного мировоззрения.
1. 2. Метапредметные результаты освоения программы учебного предмета:
1. 2. 1. Использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности.
1. 2. 2. Использование основных интеллектуальных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация, формулирование гипотез, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, понимание проблемы.
1. 2. 3. Умение генерировать идеи и распределять средства, необходимые для их реализации.
1. 2. 4. Умение извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; соблюдать нормы информационной избирательности, этики.
1. 2. 5. Умение пользоваться на практике основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.
1. 2. 6. Умения объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив.
1. 2. 7. Умения выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике.
1. 2. 8. Умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; умение слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение.
1. 3. Предметные результаты освоения программы учебного предмета:
1. 3. 1. Давать определения изученным понятиям.
1. 3. 2. Описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты.
1. 3. 3. Описывать и различать изученные классы неорганических и органических соединений, химические реакции.
1. 3. 4. Классифицировать изученные объекты и явления.
1. 3. 5. Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты и химические реакции, протекающие в природе и в быту.
1. 3. 6. Делать выводы и умозаключения из наблюдений изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных.
1. 3. 7. Структурировать изученный материал.
1. 3. 8. Инетрпретировать химическую информацию, полученную из других источников.
1. 3. 9. Моделировать строение простейших молекул неорганических и органических веществ, кристаллов.
1. 3. 10. Анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ.
1. 3. 11. Проводить химический эксперимент.
1. 3. 12. Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
ХИМИЯ 10 класс базовый уровень (70 часов)
Тема 1: Теория химического строения органических соединений. Природа химических связей. (7 часов)
Предмет органической химии. Взаимосвязь неорганических и органических веществ. Особенности органических соединений и реакций с их участием. Основные положения теории химического строения органических соединений А. М. Бутлерова. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулах. Зависимость свойств веществ от химического строения молекул. Изомерия. Значение теории химического строения.
Демонстрации
Образцы органических веществ, изделия из них.
Обугливание древесины концентрированной серной кислотой.
Модели молекул этилового спирта, диэтилового эфира, водорода, сероводорода, воды, аммиака, н-бутана, изобутана.
Практическая работа № 1. Качественное определение углерода и водорода в органических веществах.
Тема 2: Углеводороды (23 часа)
Углеводороды (предельные, непредельные, ароматические).
Электронное и пространственное строение молекулы метана. sp3-гибридизация орбиталей атома углерода. Гомологический ряд, номенклатура и изомерия углеродного скелета. Физические свойства алканов и их зависимость от молекулярной массы. Химические свойства: галогенирование (на примере метана и этана), горение, термические превращения (разложение, крекинг, дегидрирование, изомеризация). Конверсия метана. Нахождение в природе и применение алканов.
Алкены. Электронное и пространственное строение молекулы этилена. sp2-гибридизация орбиталей атома углерода. σ-Связи и π-связи. Гомологический ряд, номенклатура. Структурная изомерия (изомерия углеродного скелета и положения двойной связи в молекуле). Закономерности изменения физических свойств алкенов. Химические свойства (на примере этилена): реакции присоединения (гидрирование, галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация), окисления (горение) и полимеризации. Промышленные и лабораторные методы получения алкенов: дегидрирование и термический крекинг алканов и дегидратация спиртов.
Алкадиены. Понятие о диеновых углеводородах. Бутадиен-1,3 (дивинил) и 2-метилбутадиен-1,3 (изопрен). Получение и химические свойства: реакции присоединения и полимеризации. Натуральный и синтетические каучуки. Вулканизация каучука. Резина. Применение каучука и резины. Работы С. В. Лебедева.
Алкины. Электронное и пространственное строение молекулы ацетилена. sp-Гибридизация орбиталей атома углерода. Гомологический ряд, изомерия и номенклатура алкинов. Физические и химические свойства (на примере ацетилена). Реакции присоединения (гидрирование, галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация), окисления (горение). Получение ацетилена карбидным и метановым способами, его применение.
Циклоалканы. Номенклатура, получение, физические и химические свойства, применение.
Арены. Состав и строение аренов на примере бензола. Физические свойства бензола, его токсичность. Химические свойства: реакции замещения (нитрование, галогенирование), присоединения (гидрирование, хлорирование), горения. Получение и применение бензола. Генетическая взаимосвязь углеводородов.
Природные источники углеводородов и их переработка. Природный и попутный нефтяной газы, их состав и применение в качестве источника энергии и химического сырья. Нефть, ее состав и свойства. Продукты фракционной перегонки нефти. Крекинг нефтепродуктов. Октановое число бензинов. Охрана окружающей среды при нефтепереработке и транспортировке нефтепродуктов.
Практическая работа № 2. Получение этилена и изучение его свойств.
Демонстрации
Шаростержневые модели первых трёх представителей классов алканов.
Примеры углеводородов в разных агрегатных состояниях (пропан-бутановая смесь в зажигалке, бензин, парафин, асфальт)
Горение зажигалки.
Шаростержневая и масштабная модели молекулы этилена
5. Видеоопыты: Горение метана, парафина в условиях избытка и недостатка кислорода. Взрыв смеси метана с воздухом. Отношение метана к бромной воде.
6. Таблица «Сравнение состава алканов и алкенов».
7. Шаростержневая и масштабная модели молекулы этилена.
8. Получение этилена и его свойства: горение, взаимодействие с бромной водой.
9. Отношение каучука и резины к органическим растворителям.
10. Разложение каучука при нагревании и испытание на непредельность продуктов разложения.
11. Шаростержневая и масштабная модели молекулы ацетилена.
12. Свойства ацетилена: горение, взаимодействие с бромной водой.
13. Модели молекулы бензола.
14. Отношение бензола к бромной воде.
15. Горение бензола.
16. Коллекция образцов нефти и продуктов ее переработки.
Лабораторные опыты
Изготовление моделей молекул углеводородов и их галогенопроизводных.
Получение и свойства ацетилена.
Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты её переработки»
Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах.
Расчетные задачи.
Решение задач на нахождение формулы вещества.
Контрольная работа № 1. «Углеводороды»
Тема 3: Кислородсодержащие органические соединения (17 часов)
Спирты. Функциональная группа, классификация: одноатомные и многоатомные спирты. Предельные одноатомные спирты. Номенклатура, изомерия и строение спиртов. Водородная связь между молекулами и ее влияние на физические свойства спиртов. Химические свойства спиртов (на примере метанола и этанола): замещение атома водорода в гидроксильной группе, замещение гидроксильной группы, окисление. Качественная реакция на спирты. Получение и применение спиртов, физиологическое действие на организм человека.
Многоатомные спирты: этиленгликоль и глицерин. Токсичность этиленгликоля. Особенности химических свойств и практическое использование многоатомных спиртов. Качественная реакция.
Фенол. Получение, физические и химические свойства фенола. Реакции с участием гидроксильной группы и бензольного кольца, кaчественная реакция на фенол. Его промышленное использование. Действие фенола на живые организмы. Охрана окружающей среды от промышленных отходов, содержащих фенол.
Альдегиды. Состав, общая формула, номенклатура и изомерия предельных альдегидов. Электронное строение карбонильной группы, особенности двойной связи. Физические и химические свойства (на примере уксусного или муравьиного альдегида): реакции присоединения, окисления, полимеризации. Качественные реакции на альдегиды. Ацетальдегид и формальдегид: получение и применение. Действие альдегидов на живые организмы.
Карбоновые кислоты. Классификация карбоновых кислот: предельные, непредельные; низшие и высшие кислоты. Гомологический ряд предельных одноосновных кислот. Номенклатура, изомерия, строение карбоксильной группы. Физические и химические свойства: взаимодействие с металлами, основаниями, основными и амфотерными оксидами, солями, спиртами; реакции с участием углеводородного радикала. Особенности строения и свойств муравьиной кислоты. Получение и применение карбоновых кислот. Сравнение свойств неорганических и органических кислот.
Сложные эфиры карбоновых кислот. Состав, номенклатура. Реакция этерификации. Гидролиз сложных эфиров. Примеры сложных эфиров, их физические свойства, распространение в природе и применение.
Жиры. Состав и строение. Жиры в природе, их свойства. Гидролиз и гидрирование жиров в промышленности. Превращения жиров в организме. Пищевая ценность жиров и продуктов на их основе.
Мыла — соли высших карбоновых кислот. Состав, получение и свойства мыла. Синтетические моющие средства (CMC), особенности их свойств. Защита природы от загрязнения CMC.
Практическая работа № 3. Получение и свойства карбоновых кислот.
Практическая работа № 4. Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ.
Демонстрации
Растворимость спиртов в воде.
Химические свойства спиртов: горение, взаимодействие с натрием и дихроматом натрия в кислотной среде.
Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании.
Вытеснение фенола из фенолята натрия угольной кислотой.
Качественная реакция на фенол.
Свойства метиламина: горение, взаимодействие с водой и кислотами.
Модели молекул метаналя и этаналя.
Взаимодействие формальдегида с аммиачным раствором оксида серебра (реакция «серебряного зеркала»).
Таблица «Гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот».
Образцы различных карбоновых кислот.
Отношение карбоновых кислот к воде.
Качественная реакция на муравьиную кислоту.
Лабораторные опыты
Изучение свойств этилового спирта (окисление оксидом меди (II)).
Свойства глицерина.
Окисление формальдегида гидроксидом меди(II).
Свойств уксусной кислоты.
Свойства жиров.
Свойства моющих свойств растворов мыла и стирального порошка.
Контрольная работа № 2. «Кислородсодержащие органические соединения»
Тема 4: Углеводы (5 часов)
Полифункциональные соединения. Углеводы. Глюкоза. Строение молекулы (альдегидная форма). Физические и химические свойства глюкозы. Реакции с участием альдегидной и гидроксильных групп, брожение. Природные источники и способы получения глюкозы. Биологическая роль и применение. Фруктоза как изомер глюкозы. Состав, строение, нахождение в природе, биологическая роль.
Сахароза. Состав, физические свойства и нахождение в природе. Химические свойства, получение и применение сахарозы. Биологическое значение.
Крахмал — природный полимер. Состав, физические свойства и нахождение в природе. Химические свойства, получение и применение. Превращения пищевого крахмала в организме. Гликоген, роль в организме человека и животных. Целлюлоза — природный полимер. Строение и свойства целлюлозы в сравнении с крахмалом. Нахождение в природе, биологическая роль, получение и применение целлюлозы.
Демонстрации
Реакция «серебряного зеркала» на примере глюкозы.
Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди(II) при обычных условиях и при нагревании.
Отношение сахарозы к гидроксиду меди(II) и при нагревании.
Гидролиз сахарозы.
Гидролиз целлюлозы и крахмала.
Лабораторные опыты.
Свойства глюкозы.
Свойства крахмала (взаимодействие крахмала с йодом).
Практическая работа № 5. Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ.
Тема 5. Азотсодержащие соединения (10 часов)
Первичные амины предельного ряда. Состав, номенклатура. Строение аминогруппы. Физические и химические свойства. Амины как органические основания: взаимодействие с водой и кислотами. Горение аминов. Получение и применение.
Аминокислоты. Номенклатура, изомерия, получение и физические свойства. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Пептидная связь. Биологическое значение аминокислот (заменимые и незаменимые кислоты). Области применения аминокислот.
Белки как природные полимеры. Состав и строение белков. Физические и химические свойства белков, качественные (цветные) реакции на белки. Превращение белков пищи в организме. Биологические функции белков.
Демонстрации
1. Образцы аминокислот.
2.Доказательство наличия функциональных групп в молекулах аминокислот.
3. Растворение белков в воде.
4. Денатурация белков при нагревании и под действием кислот.
5. Обнаружение белка в молоке.
Лабораторные опыты. Качественные реакции на белки.
Контрольная работа № 3 по темам «Углеводы», «Азотсодержащие органические соединения»
Тема 6. Химия полимеров (6 часов)
Понятие о ферментах, витаминах, гормонах, лекарственных средствах. Волокна. Природные (натуральные) волокна. Понятие об искусственных волокнах: ацетатном и вискозном. Синтетические волокна. Полиамидное (капрон) и полиэфирное (лавсан) волокна, их строение, свойства, практическое использование. Синтетические полимеры.
Демонстрации:
Лекарственные препараты, содержащие ферменты «Пепсин», «Мезим», «Фестал».
Стиральные порошки, содержащие ферменты.
Действие сырого и варёного картофеля или мяса на раствор пероксида водорода.
Образцы витаминных препаратов.
Фотографии животных и людей с различными формами авитаминоза.
Испытание среды раствора аскорбиновой кислоты.
Испытание аптечного препарата инсулина на белок.
Домашняя, лабораторная и автомобильная аптечка.
Изделия из целлулоида.
Образцы натуральных, искусственных, синтетических волокон и изделия из них.
Практическая работа № 6. Распознавание пластмасс и волокон.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (по разделам)
№ | Тема раздела | Количество часов | Из них контрольные работы | Из них практические работы |
| 10 класс | | | |
| Повторение | 2 | | |
1 | Теория химического строения органических соединений. Природа химических связей. | 7 | | 1 |
2 | Углеводороды | 23 | 1 | 1 |
3 | Кислородсодержащие органические соединения | 17 | 1 | 2 |
4 | Углеводы | 5 | | 1 |
5 | Азотсодержащие соединения | 10 | 1 | |
6 | Химия полимеров | 6 | | 1 |
| | Всего: 70 | 3 | 6 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Химия 10 класс базовый уровень (70 часов).
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Примечания | |
план | факт | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 7 |
1 | Повторение основных вопросов неорганической химии (2ч.) Периодический закон и периодическая система хим. элементов Д. И. Менделеева. | 1 | | | |
2 | Виды химической связи. Входной срез. | 1 | | | |
3 | I. Теория химического строения органических соединений. Природа химических связей. (7 ч.) Предмет органической химии. Формирование органической химии как науки. | 1 | | | |
4 | Теория химического строения органических веществ А. М. Бутлерова | 1 | | | |
5 | Практическая работа № 1. Качественное определение углерода и водорода в органических веществах. | 1 | | | |
6 | Состояние электронов в атоме | 1 | | | |
7 | Электронная природа химических связей в органических соединениях. | 1 | | | |
8 | Классификация органических соединений. | 1 | | | |
9 | Зачёт по теме: «Теория химического строения органических соединений» | 1 | | | |
10 | Углеводороды (23 ч.) II. Предельные углеводороды– алканы, или парафины (7 ч.) Электронное и пространственное строение алканов. | 1 | | | |
11 | Гомологи и изомеры алканов. | 1 | | | |
12 | Физические свойства и способы получения алканов. | 1 | | | |
13 | Химические свойства алканов | 1 | | | |
14 | Применение алканов | 1 | | | |
15 | Циклоалканы (циклопарафины) | 1 | | | |
16 | Решение задач на вывод молекулярной формулы газообразного вещества. | 1 | | | |
17 | III. Непредельные углеводороды. (8 ч.) Электронное и пространственное строение алкенов. | 1 | | | |
18 | Гомология и изомерия алкенов | 1 | | | |
19 | Химические свойства алкенов | 1 | | | |
20 | Получение и применение алкенов | 1 | | | |
21 | Практическая работа № 2. Получение этилена и опыты с ним | 1 | | | |
22 | Алкадиены. Строение, свойства, применение. | 1 | | | |
23 | Алкины. Электронное и пространственное строение ацетилена. Гомологи и изомеры. Получение. | 1 | | | |
24 | Химические свойства ацетилена, его применение | 1 | | | |
25 | IV. Арены - ароматические углеводороды. (3 ч.) Арены. Электронное и пространственное строение бензола. Изомерия и номенклатура. Способы получения. | 1 | | | |
26 | Физические и химические свойства бензола. Применение. | 1 | | | |
27 | Взаимосвязь предельных, непредельных, ароматических углеводородов. | 1 | | | |
28 | V. Природные источники и переработка углеводородов. (5 ч.) Природные источники углеводородов. | 1 | | | |
29 | Переработка нефти. | 1 | | | |
30 | Решение задач на определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного. | 1 | | | |
31 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Углеводороды». | 1 | | | |
32 | Контрольная работа № 1 по теме: «Углеводороды». | 1 | | | |
33 | Кислородсодержащие органические соединения (17 ч.) VI. Спирты и фенолы. (6 ч.) Одноатомные предельные спирты: строение, номенклатура, изомерия. | 1 | | | |
34 | Химические свойства спиртов. | 1 | | | |
35 | Получение и применение спиртов. Решение задач при условии, что одно из реагирующих веществ дано в избытке. | 1 | | | |
36 | Понятие о многоатомных спиртах. | 1 | | | |
37 | Фенолы и ароматические спирты. | 1 | | | |
38 | Генетическая связь спиртов с углеводородами. | 1 | | | |
39 | VII. Альдегиды, кетоны и карбоновые кислоты. (7ч.) Альдегиды: гомологический ряд, физические и химические свойства. | 1 | | | |
40 | Получение и применение альдегидов. Кетоны. | 1 | | | |
41 | Карбоновые кислоты: строение, гомологический ряд. | 1 | | | |
42 | Химические свойства карбоновых кислот. | 1 | | | |
43 | Представители непредельных карбоновых кислот . | 1 | | | |
44 | Практическая работа № 3. Получение и свойства карбоновых кислот. | 1 | | | |
45 | Практическая работа № 4. Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ. | 1 | | | |
46 | VIII. Сложные эфиры. Жиры. (4 ч.) Сложные эфиры: нахождение в природе, строение, свойства, получение и применение. | 1 | | | |
47 | Жиры. Мыла. Моющие средства. | 1 | | | |
48 | Обобщение и систематизация знаний по теме: «Кислородсодержащие органические соединения» | 1 | | | |
49 | Контрольная работа № 2 по теме: «Кислородсодержащие органические соединения» | 1 | | | |
50 | IX. Углеводы. (5 ч.) Углеводы. Моносахариды. | 1 | | | |
51 | Химические свойства глюкозы. Применение. | 1 | | | |
52 | Олигосахариды. Сахароза. | 1 | | | |
53 | Полисахариды. | 1 | | | |
54 | Практическая работа № 5. Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ. | 1 | | | |
55 | Х. Азотсодержащие органические вещества (10 ч.) Амины. Анилин. | 1 | | | |
56 | Химические свойства аминов. | 1 | | | |
57 | Аминокислоты: строение, свойства. | 1 | | | |
58 | Получение аминокислот и их использование. | 1 | | | |
59 | Белки: состав и структура. | 1 | | | |
60 | Свойства белков. | 1 | | | |
61 | Азотсодержащие гетероциклические соединения. | 1 | | | |
62 | Нуклеиновые кислоты: состав, строение. | 1 | | | |
63 | Химия и здоровье человека | 1 | | | |
64 | Контрольная работа № 3 по темам «Углеводы», «Азотсодержащие органические соединения» | 1 | | | |
65 | XI. Химия полимеров (6ч.) Синтетические полимеры. | 1 | | | |
66 | Конденсационные полимеры. Пенопласты. | 1 | | | |
67 | Натуральный каучук. | 1 | | | |
68 | Синтетические каучуки и волокна. | 1 | | | |
69 | Практическая работа № 6. Распознавание пластмасс и волокон. | 1 | | | |
70 | Органическая химия, человек и природа. | 1 | | | |