Рабочая программа по химии для 11 класса (УМК Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Предметно-информационная составляющая образованности:
знать
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
- основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
- важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:
уметь:
- называть изученные вещества по "тривиальной" или международной номенклатуре;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов:
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
Ценностно-ориентационная составляющая образованности:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
ХИМИЯ 11 класс базовый уровень (68 часов)
Ведущая роль в раскрытии содержания курса химии 11 класса принадлежит электронной теории, периодическому закону и системе химических элементов как наиболее общим научным основам химии.
В данном курсе систематизируются, обобщаются и углубляются знания о ранее изученных теориях и законах химической науки, химических процессах и производствах.
Программа обеспечивает сознательное усвоение учащимися важнейших химических законов, теорий и понятий; формирует представление о роли химии в развитии разнообразных отраслей производства; знакомит с веществами, окружающими человека. При этом основное внимание уделяется сущности химических реакций и методам их осуществления, а также способам защиты окружающей среды.
Повторение (6 часов).
Теория химического строения органических веществ.
Предельные, непредельные, ароматические углеводороды. Кислород- и азотсодержащие органические соединения.
Тема 1. Важнейшие химические понятия и законы (3 часа)
Атом. Химический элемент. Изотопы. Простые и сложные вещества.
Закон сохранения массы веществ, закон сохранения и превращения энергии при химических реакциях, закон постоянства состава. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.
Демонстрация.
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
Тема 2. Периодический закон и ПСХЭ Д.И. Менделеева на основе учения о строении атома (6 часов)
Атомные орбитали, s-, p-, d-, f-электроны. Особенности размещения электронов по орбиталям в атомах малых и больших периодов. Энергетические уровни, подуровни. Связь периодического закона и периодической системы химических элементов с теорией строения атомов. Короткий и длинный варианты таблицы химических элементов. Положение в периодической системе химических элементов водорода, лантаноидов, актиноидов и искусственно полученных элементов.
Валентность и валентные возможности атомов. Периодическое изменение валентности и размеров атомов.
Демонстрация.
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
Расчетные задачи. Вычисление массы, объема или количества вещества по известной массе, объему или количеству вещества одного из вступивших в реакцию или получившихся в результате реакции веществ.
Тема 3. Строение вещества (10 часов)
Химическая связь. Виды и механизмы образования химической связи. Ионная связь. Катионы и анионы. Ковалентная неполярная связь. Ковалентная полярная связь. Электроотрицательность. Степень окисления. Металлическая связь. Водородная связь. Пространственное строение молекул неорганических и органических веществ.
Типы кристаллических решеток и свойства веществ. Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия, изотопия.
Дисперсные системы. Истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества, молярная концентрация. Коллоидные растворы. Золи, гели.
Демонстрации. Модели ионных, атомных, молекулярных и металлических кристаллических решеток. Эффект Тиндаля. Модели молекул изомеров, гомологов.
Расчетные задачи. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если для его получения дан раствор с определенной массовой долей исходного вещества.
Тема 4. Химические реакции (15 часов)
Классификация химических реакций в неорганической и органической химии.
Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Закон действующих масс. Энергия активации. Катализ и катализаторы. Обратимость реакций. Химическое равновесие. Смещение равновесия под действием различных факторов. Принцип Ле Шателье. Производство серной кислоты контактным способом.
Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты. Кислотно-основные взаимодействия в растворах. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Ионное произведение воды. Водородный показатель (pH) раствора.
Гидролиз органических и неорганических соединений.
Демонстрации. Зависимость скорости реакции от концентрации и температуры. Разложение пероксида водорода в присутствии катализатора. Определение среды раствора с помощью универсального индикатора.
Лабораторные опыты.
Влияние на скорость химической реакции различных факторов.
Проведение реакций ионного обмена для характеристики свойств электролитов.
Определение характера среды раствора с помощью универсально индикатора.
Расчетные задачи. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей.
Контрольная работа по темам № 2-4.
Тема 5. Неметаллы (6 часов)
Обзор свойств неметаллов. Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов. Оксиды неметаллов и кислородосодержащие кислоты. Водородные соединения неметаллов.
Демонстрации. Образцы неметаллов. Образцы оксидов неметаллов и кислородсодержащих кислот. Горение серы, фосфора, железа, магния в кислороде.
Лабораторные опыты.
Знакомство с образцами неметаллов и их природными соединениями (работа с коллекциями). Распознавание хлоридов, сульфатов, карбонатов.
Взаимодействие концентрированной серной, концентрированной и разбавленной азотной кислот с медью.
Практическая работа. Получение, собирание и распознавание газов
Тема 6 Металлы (13 часов)
Положение металлов в периодической системе химических элементов. Общие свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Общие способы получения металлов. Электролиз растворов и расплавов. Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии.
Обзор металлов главных подгрупп (А-групп) периодической системы химических элементов.
Обзор металлов главных подгрупп (Б-групп) периодической системы химических элементов (медь, цинк, титан, хром, железо, никель, платина).
Сплавы металлов.
Оксиды и гидроксиды металлов.
Демонстрации. Ознакомление с образцами металлов и их соединений. Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. Взаимодействие меди с кислородом и серой. Электролиз раствора хлорида меди (II). Опыты по коррозии металлов и защите от нее.
Лабораторные опыты.
Взаимодействие цинка и железа с растворами кислот и щелочей. Знакомство с образцами металлов и их рудами (работа с коллекциями).
Распознавание хлоридов и сульфатов.
Практические работы.
Решение экспериментальных задач по теме: «Металлы и неметаллы».
Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических соединений.
Расчетные задачи. Расчеты по химическим уравнениям, связанные с массовой долей выхода продукта реакции от теоретически возможного.
Тема 7. Генетическая связь неорганических и органических веществ (7 часов)
Генетическая связь неорганических и органических веществ.
Практическая работа.
Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических соединений.
Контрольная работа.
Повторение (2 часа)
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (по разделам)
| 11 класс | | Из них контрольных работ | Из них практических работ |
| Повторение | 6 | | |
1 | Важнейшие химические понятия и законы | 3 | | |
2 | Периодический закон и ПСХЭ Д.И. Менделеева на основе учения о строении атома | 6 (+2) | | |
3 | Строение вещества | 10 (+2) | | |
4 | Химические реакции | 15 (+2) | 1 | |
5 | Неметаллы | 6 (-2) | | |
6 | Металлы | 13 | | 2 |
7 | Генетическая связь неорганических и органических веществ | 7 (-7) | 1 | 1 |
| Повторение | 2 | | |
| Всего | 68 | 2 | 3 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Химия 11 класс базовый уровень (68 часов).
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Примечания | |
план | факт | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | I. Повторение. (6 ч.) Теория хим. строения органических веществ. | 1 | | | |
2 | Алканы, циклоалканы | 1 | | | |
3 | Непредельные у/в: алкены, алкины, алкадиены | 1 | | | |
4 | Ароматические у/в | 1 | | | |
5 | Кислородсодержащие орг. соединения | 1 | | | |
6 | Азотсодержащие орг. соединения | 1 | | | |
7 | II. Важнейшие химические понятия и законы (3ч.) Введение в общую химию | 1 | | | |
8 | Химический элемент. Изотопы | 1 | | | |
9 | Важнейшие законы химии | 1 | | | |
10 | III. Периодический закон и периодическая система хим. элементов Д. И. Менделеева с точки зрения учения о строении атомов (6 ч.) Основные сведения о строении атома | 1 | | | |
11 | Структура ПСХЭ. Периодический закон. Строение электронных оболочек | 1 | | | |
12 | Электронные конфигурации атомов | 1 | | | |
13 | Упражнения в составлении электронных и электронно-графических формул | 1 | | | |
14 | Валентность и валентные возможности атомов | 1 | | | |
15 | Изменение свойств соединений хим. элементов в периодах и группах | 1 | | | |
16 | IV. Строение вещества (10 ч.) Основные виды химической связи | 1 | | | |
17 | Характеристики химической связи | 1 | | | |
18 | Кристаллические решётки | 1 | | | |
19 | Причины многообразия веществ | 1 | | | |
20 | Дисперсные системы | 1 | | | |
21 | Решение задач на молярную концентрацию | 1 | | | |
22 | Полимеры. Органические полимеры: пластмассы, волокна | 1 | | | |
23 | Неорганические полимеры | 1 | | | |
24 | Обобщение и систематизация пройденного | 1 | | | |
25 | Контрольная работа № 1 по темам № 2-4 на основе материалов ЕГЭ | 1 | | | |
26 - 27 | V. Химические реакции (15 ч.) Классификация химических реакций. Тепловой эффект химических реакций | 2 | | | |
28 -29 | Скорость химических реакций. Катализ. | 2 | | | |
30 | Химическое равновесие. Принцип Ле Шателье | 1 | | | |
31 | Производство серной кислоты контактным способом | 1 | | | |
32 | Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация | 1 | | | |
33 | Сильные и слабые электролиты. Степень и константа диссоциации | 1 | | | |
34 | Реакции ионного обмена | 1 | | | |
35 | Гидролиз органических соединений | 1 | | | |
36 - 37 | Гидролиз неорганических соединений | 2 | | | |
38 | Окислительно-восстановительные реакции | 1 | | | |
39 | Упражнения в составлении ОВР | 1 | | | |
40 | Обобщение и систематизация знаний | 1 | | | |
41 | VI. Неметаллы (6 ч.) Общая характеристика неметаллов | 1 | | | |
42 | Водородные соединения неметаллов | 1 | | | |
43 | Оксиды неметаллов | 1 | | | |
44 - 45 | Кислородсодержащие кислоты. Окислительные свойства азотной и серной кислот | 2 | | | |
46 | Практическая работа № 1. Получение, собирание и распознавание газов | 1 | | | |
47 | VII. Металлы (18 ч.) Общая характеристика металлов | 1 | | | |
48 | Общие способы получения металлов. Электролиз | 1 | | | |
49 | Коррозия металлов и её предупреждение. Сплавы. | 1 | | | |
50 | Металлы главных подгрупп ПСХЭ | 1 | | | |
51 | Металлы побочных подгрупп ПСХЭ. Медь. | 1 | | | |
52 | Цинк | 1 | | | |
53 | Титан | 1 | | | |
54 | Хром | 1 | | | |
55 | Железо, никель, платина | 1 | | | |
56 | Оксиды и гидроксиды металлов | 1 | | | |
57 | Соли | 1 | | | |
58 | Обобщение и систематизация знаний | 1 | | | |
59 | Практическая работа № 2. Решение экспериментальных задач по теме: «Металлы и неметаллы» | 1 | | | |
60 | Классификация органических и неорганических веществ | 1 | | | |
61 | Генетическая связь органических и неорганических веществ | 1 | | | |
62 | Практическая работа № 3. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических соединений | 1 | | | |
63 | Обобщение и систематизация пройденного | 1 | | | |
64 | Контрольная работа № 2 по темам № 5-7 | 1 | | | |
65- 66 | Бытовая химическая грамотность | 2 | | | |
67-68 | Повторение | 2 | | | |