Рабочая программа по информатике (4 класс, УМК «Школа России»)

1
0
Материал опубликован 8 October 2016 в группе

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе авторской учебной программы «Информатика и ИКТ» Горячева А.В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под.ред. А.А.Леонтьева. – М.:Баласс, 2011), рекомендованной Министерством образования и науки РФ.

Планирование соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.

Программа адресована учащимся 4 классов общеобразовательных школ.

Каждый учебный предмет вносит свой специфический вклад в получение результата обучения в начальной школе, включающего личностные качества учащихся, освоенные универсальные учебные действия, опыт деятельности в предметных областях и систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной картины мира. Предмет «Информатика» предъявляет особые требования к развитию в начальной школе логических универсальных действий и освоению информационно-коммуникационных технологий в качестве инструмента учебной и повседневной деятельности учащихся. В соответствии со своими потребностями информатика предлагает и средства для целенаправленного развития умений выполнять универсальные логические действия.

Главная цель данного курса информатики и ИКТ – развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала.

Задачи курса:

Развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:

применение формальной логики при решении задач – построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций «если-то», «и», «или», «не», комбинаций – «если … и …, то…»);

алгоритмический подход к решению задач – умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;

системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;

объектно-ориентированный подход – акцентирование объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (модно с ним делать)»;

расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими;

создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» - с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).

Планируемые результаты освоения содержания курса

Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в начальной школе, являются:

критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;

уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;

осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;

начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в начальной школе, являются:

Регулятивные универсальные учебные действия:

планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;

поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

Познавательные универсальные учебные действия:

моделирование – преобразование объекта из чувствен­ной формы в модель, где выделены существенные характе­ристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

анализ объектов с целью выделения признаков (суще­ственных, несущественных);

синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

подведение под понятие; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные универсальные учебные действия:

аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; выслушивание собеседника и ведение диалога;

признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования основные предметные результаты изучения информатики в начальной школе отражают:

В результате изучения материала учащиеся должны уметь:

определять составные части предметов, а также состав этих составных частей;

описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом);

заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса (в каждой ячейке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов);

выполнять алгоритмы с ветвлениями; с повторениями; с параметрами; обратные заданному;

изображать множества с разным взаимным расположением;

записывать выводы в виде правил «если …, то …»; по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если …, то …».

Содержание курса

4-й класс

Алгоритмы (9 часов)

Вложенные алгоритмы. Алгоритмы с параметрами. Циклы: повторение указанное число раз; до выполнения заданного условия; для перечисленных параметров.

Группы объектов (7 часов)

Составные объекты. Отношение «состоит из». Схема (дерево) состава. Адреса объектов. Адреса компонентов составных объектов. Связь между составом сложного объекта и адресами его компонентов. Относительные адреса в составных объектах.

Логические рассуждения (9 часов)

Связь операций над множествами и логических операций. Пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям. Правила вывода «если …, то…». Цепочки правил вывода. Простейшие графы «и – или».

Модели в информатике (9 часов)

Приёмы фантазирования (приём «наоборот», «необычные значения признаков», «необычный состав объекта»). Связь изменения объектов и их функционального значения. Применение изучаемых приёмов фантазирования к материалам разделов 1-3 (к алгоритмам, объектам и др.)

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Печатные пособия.

Информатика в играх и задачах. 4 класс. Учебник в 2-х частях, часть 1. Изд.2, испр. – М.:Баласс, 2014. – 64 с.: ил.(образовательная система «Школа 2100»);

Информатика в играх и задачах. 4 класс. Учебник в 2-х частях, часть 2. Изд.2, испр. – М.:Баласс, 2014. – 64 с.: ил.(образовательная система «Школа 2100»);

Сборник программ. «Образовательная система «Школа 2100…». – М., «Баласс», 2011.

Образовательная программа и пути ее реализации. Выпуск 3. – М., «Баласс», 2011.

Горячев А.В., Волкова Т.О., Горина К.И.. Методические рекомендации для учителя. Информатика в играх и задачах. 4 класс.

ТСО (средства ИКТ)

Проектор

Компьютер

Тематическое планирование по информатике, 4 класс (34 часа).

урока

Название темы

Кол-во часов

Примечание

Раздел 1. Алгоритмы (9 часов)

1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Повторение.

1

 

2

Ветвление в построчной записи алгоритма (Команда «если-то»).

1

 

3

Ветвление в построчной записи алгоритма (Команда «если-то-иначе»).

1

 

4

Цикл в построчной записи алгоритма (Команда «повторяй»).

1

 

5

Алгоритм с параметрами («Слова-актёры»).

1

 

6

Пошаговая запись результатов выполнения алгоритма («Выполняй и записывай»).

1

 

7

Подготовка к контрольной работе.

1

 

8

Контрольная работа №1.

1

 

9

Повторение.

1

 

Раздел 2. Объекты (7 часов)

10

Общие свойства и отличительные признаки группы объектов.

1

 

11

Схема состава объекта. Адрес составной части («В доме – дверь, в двери - замок»).

1

 

12

Массив объектов на схеме состава («Веток много, ствол один»).

1

 

13

Признаки и действия объекта и его составных частей («Сам с вершок, голова с горшок»). Проверочное тестирование

1

 

14

Подготовка к контрольной работе.

1

 

15

Контрольная работа №2.

1

 

16

Повторение.

1

 

Раздел 3. Логические рассуждения (9 часов)

17

Множество. Подмножество. Пересечение множеств.

1

 

18

Истинность высказываний со словами «не», «и», «или».

1

 

19

Описание отношений между объектами с помощью графов.

1

 

20

Пути в графах. Высказывания со словами «не», «и», «или» и выделение подграфов.

1

 

21

Правило «если-то».

1

 

22

Схема рассуждений («Делаем выводы»).

1

 

23

Подготовка к контрольной работе.

1

 

24

Контрольная работа №3.

1

 

25

Повторение.

1

 

Раздел 4. Применение моделей для решения задач (9 часов)

26

Составные части объектов. Объекты с необычным составом.

1

 

27

Действия объектов. Объекты с необычным составом и действиями.

1

 

28

Признаки объектов. Объекты с необычными признаками и действиями.

1

 

29

Объекты, выполняющие обратные действия. Алгоритм обратного действия.

1

 

30

Подготовка к контрольной работе.

1

 

31

Контрольная работа №4.

1

 

32-33

Повторение.

2

 

34

Итоговое повторение. Заключительное занятие.

1

 
Комментарии
Комментариев пока нет.