Рабочая программа по информатике (4 класс, УМК «Школа России»)
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе авторской учебной программы «Информатика и ИКТ» Горячева А.В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под.ред. А.А.Леонтьева. – М.:Баласс, 2011), рекомендованной Министерством образования и науки РФ.
Планирование соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.
Программа адресована учащимся 4 классов общеобразовательных школ.
Каждый учебный предмет вносит свой специфический вклад в получение результата обучения в начальной школе, включающего личностные качества учащихся, освоенные универсальные учебные действия, опыт деятельности в предметных областях и систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной картины мира. Предмет «Информатика» предъявляет особые требования к развитию в начальной школе логических универсальных действий и освоению информационно-коммуникационных технологий в качестве инструмента учебной и повседневной деятельности учащихся. В соответствии со своими потребностями информатика предлагает и средства для целенаправленного развития умений выполнять универсальные логические действия.
Главная цель данного курса информатики и ИКТ – развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала.
Задачи курса:
Развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:
применение формальной логики при решении задач – построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций «если-то», «и», «или», «не», комбинаций – «если … и …, то…»);
алгоритмический подход к решению задач – умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
объектно-ориентированный подход – акцентирование объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (модно с ним делать)»;
расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими;
создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» - с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
Планируемые результаты освоения содержания курса
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в начальной школе, являются:
критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в начальной школе, являются:
Регулятивные универсальные учебные действия:
планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
Познавательные универсальные учебные действия:
моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
подведение под понятие; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений
Коммуникативные универсальные учебные действия:
аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; выслушивание собеседника и ведение диалога;
признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования основные предметные результаты изучения информатики в начальной школе отражают:
В результате изучения материала учащиеся должны уметь:
определять составные части предметов, а также состав этих составных частей;
описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом);
заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса (в каждой ячейке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов);
выполнять алгоритмы с ветвлениями; с повторениями; с параметрами; обратные заданному;
изображать множества с разным взаимным расположением;
записывать выводы в виде правил «если …, то …»; по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если …, то …».
Содержание курса
4-й класс
Алгоритмы (9 часов)
Вложенные алгоритмы. Алгоритмы с параметрами. Циклы: повторение указанное число раз; до выполнения заданного условия; для перечисленных параметров.
Группы объектов (7 часов)
Составные объекты. Отношение «состоит из». Схема (дерево) состава. Адреса объектов. Адреса компонентов составных объектов. Связь между составом сложного объекта и адресами его компонентов. Относительные адреса в составных объектах.
Логические рассуждения (9 часов)
Связь операций над множествами и логических операций. Пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям. Правила вывода «если …, то…». Цепочки правил вывода. Простейшие графы «и – или».
Модели в информатике (9 часов)
Приёмы фантазирования (приём «наоборот», «необычные значения признаков», «необычный состав объекта»). Связь изменения объектов и их функционального значения. Применение изучаемых приёмов фантазирования к материалам разделов 1-3 (к алгоритмам, объектам и др.)
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Печатные пособия.
Информатика в играх и задачах. 4 класс. Учебник в 2-х частях, часть 1. Изд.2, испр. – М.:Баласс, 2014. – 64 с.: ил.(образовательная система «Школа 2100»);
Информатика в играх и задачах. 4 класс. Учебник в 2-х частях, часть 2. Изд.2, испр. – М.:Баласс, 2014. – 64 с.: ил.(образовательная система «Школа 2100»);
Сборник программ. «Образовательная система «Школа 2100…». – М., «Баласс», 2011.
Образовательная программа и пути ее реализации. Выпуск 3. – М., «Баласс», 2011.
Горячев А.В., Волкова Т.О., Горина К.И.. Методические рекомендации для учителя. Информатика в играх и задачах. 4 класс.
ТСО (средства ИКТ)
Проектор
Компьютер
Тематическое планирование по информатике, 4 класс (34 часа).
№ урока |
Название темы |
Кол-во часов |
Примечание |
Раздел 1. Алгоритмы (9 часов) |
|||
1 |
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Повторение. |
1 |
|
2 |
Ветвление в построчной записи алгоритма (Команда «если-то»). |
1 |
|
3 |
Ветвление в построчной записи алгоритма (Команда «если-то-иначе»). |
1 |
|
4 |
Цикл в построчной записи алгоритма (Команда «повторяй»). |
1 |
|
5 |
Алгоритм с параметрами («Слова-актёры»). |
1 |
|
6 |
Пошаговая запись результатов выполнения алгоритма («Выполняй и записывай»). |
1 |
|
7 |
Подготовка к контрольной работе. |
1 |
|
8 |
Контрольная работа №1. |
1 |
|
9 |
Повторение. |
1 |
|
Раздел 2. Объекты (7 часов) |
|||
10 |
Общие свойства и отличительные признаки группы объектов. |
1 |
|
11 |
Схема состава объекта. Адрес составной части («В доме – дверь, в двери - замок»). |
1 |
|
12 |
Массив объектов на схеме состава («Веток много, ствол один»). |
1 |
|
13 |
Признаки и действия объекта и его составных частей («Сам с вершок, голова с горшок»). Проверочное тестирование |
1 |
|
14 |
Подготовка к контрольной работе. |
1 |
|
15 |
Контрольная работа №2. |
1 |
|
16 |
Повторение. |
1 |
|
Раздел 3. Логические рассуждения (9 часов) |
|||
17 |
Множество. Подмножество. Пересечение множеств. |
1 |
|
18 |
Истинность высказываний со словами «не», «и», «или». |
1 |
|
19 |
Описание отношений между объектами с помощью графов. |
1 |
|
20 |
Пути в графах. Высказывания со словами «не», «и», «или» и выделение подграфов. |
1 |
|
21 |
Правило «если-то». |
1 |
|
22 |
Схема рассуждений («Делаем выводы»). |
1 |
|
23 |
Подготовка к контрольной работе. |
1 |
|
24 |
Контрольная работа №3. |
1 |
|
25 |
Повторение. |
1 |
|
Раздел 4. Применение моделей для решения задач (9 часов) |
|||
26 |
Составные части объектов. Объекты с необычным составом. |
1 |
|
27 |
Действия объектов. Объекты с необычным составом и действиями. |
1 |
|
28 |
Признаки объектов. Объекты с необычными признаками и действиями. |
1 |
|
29 |
Объекты, выполняющие обратные действия. Алгоритм обратного действия. |
1 |
|
30 |
Подготовка к контрольной работе. |
1 |
|
31 |
Контрольная работа №4. |
1 |
|
32-33 |
Повторение. |
2 |
|
34 |
Итоговое повторение. Заключительное занятие. |
1 |