Рабочая программа по информатике для 7 класса ФГОС
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета информатика для 7 класса на 2019-2020 учебный год разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями);
- приказом Минобрнауки России от30 августа 2013года № 1015 «Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189, зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993 (с изменениями).
Рабочая программа учебного предмета информатика для 7 класса на 2019-2020 учебный год разработана на основе:
- авторской программы по информатике И.Г. Семакина, Л.А. Залоговой. Программа для основной школы 7-9 классы. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2015.
- примерного учебного плана 1-9 классов общеобразовательных организаций Брянской области на 2019-2020 уч год, письмо от 22 апреля 2019 г. № 2478-04-О
- учебного плана ГАОУ «БКШ имени Героя России В.И. Шкурного» на 2019-2020 учебный год;
- положения о рабочей программе учителя ГАОУ «БКШ имени Героя России В.И. Шкурного», утвержденной на заседании педагогического совета школы, протокол № 4 от 28.03.2018 г.
- учебника Информатика: учебник для 7 класса/ авторы И.Г. Семакина, Л.А. Залоговой. М: Бином. Лаборатория знаний, 2017.
Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы по дисциплине «Информатика и ИКТ» И.Г. Семакина для 7 класса, издательство Бином. Лаборатория знаний, 2015.
Цели обучения информатике и информационным технологиям в 7 классах определяются следующим образом:
Формирование готовности к информационно – учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;
Пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
Развитие творческих и познавательных способностей учащихся.
Изучение информатики в 7 классе вносит значительный вклад в достижение
главных целей основного общего образования, способствуя: развитию общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных средств;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами.
Программа рассчитана на 1 час в неделю, 29 часов в год.Требования к результатам обучения и освоения содержания курса
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность –широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Содержание учебного предмета
Учебно-тематический план
№ | Перечень и название раздела и тем курса | Количество часов | Количество контрольных работ | Количество практических работ |
1 | Введение в предмет | 1 | | |
2 | Человек и информация | 5 | 1 | |
3 | Компьютер: устройство и программное обеспечение. | 5 | 1 | 1 |
4 | Текстовая информация. | 6 | 1 | 5 |
5 | Графическая информация и компьютер. | 6 | 1 | 3 |
6 | Мультимедиа и компьютерные презентации. | 5 | 1 | 2 |
7 | Повторение | 1 | | |
| Итого: | 29 | 5 | 11 |
Перечень и название раздела и тем курса
Введение в предмет (1ч.)
Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание курса информатики основной школы.
Человек и информация (5ч)
Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы. Измерение информации. Единицы измерения информации.
Практика на компьютере:
Освоение клавиатуры, работа с клавиатурным тренажером, основные приемы редактирования.
Компьютер: устройство и программное обеспечение (5ч.)
Начальные сведения об архитектуре компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы. Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером. Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы. Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объективно-ориентированный пользовательский интерфейс.
Практика на компьютере:
Знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений.
Знакомство с пользовательским интерфейсом операционной системы; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов и папок, работа с файловым менеджером, поиск файлов на диске); работа со справочной системой ОС.
Использование антивирусных программ.
Текстовая информация (6ч.)
Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов. Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода).
Практика на компьютере:
Основные приемы ввода и редактирования текста; постановка руки при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами; приемы форматирования текста.
Работа с выделенными блоками через буфер обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками.
Вставка объектов в текст (рисунков, формул); знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок.
Графическая информация и компьютер (6ч.)
Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика. Графические редакторы и методы работы с ними.
Практика на компьютере:
Создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приемов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка). 2ч.
Знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать векторную графику в текстовом процессоре). 2ч.
Мультимедиа и компьютерные презентации (5ч.)
Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.
Практика на компьютере:
Освоения работы с программным пакетом создания презентаций.
Создание презентации, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст. 2ч.
Демонстрация презентации с использованием мультимедийного проектора.
Повторение (1ч.)
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен
знать/понимать
связь между информацией и знаниями человека;
что такое информационные процессы;
какие существуют носители информации;
Функции языка как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;
Как определяется единица измерения информации - бит ( алфавитный подход);
Что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.
Правила ТБ при работе на компьютере;
Состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
Основные характеристики ПК в целом и его узлов.
Структура внутренней памяти ПК.
Типы и свойства внешней памяти ПК.
Типы и назначения устройств ввода/вывода.
Сущность программного управления работой компьютера.
Принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, папка, файловая структура.
Способы представления символьной информации в памяти компьютера;
Назначение текстовых редакторов;
Основные режимы работы текстового редактора.
Способы представления изображений в памяти ПК, понятие о пикселе, растре, кодировке цвета.
Какие существуют области применения компьютерной графики.
Назначение графических редакторов.
Что такое мультимедиа.
Принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти ПК.
Основные принципы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.
уметь
приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности;
определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал связи;
приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
измерять информационный объем текста в байтах;
пересчитывать количество информации в различных единицах;
включать и выключать компьютер;
пользоваться клавиатурой;
ориентироваться в типовом интерфейсе;
использовать антивирусные программы;
набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
выполнять основные операции над текстом;
сохранять текст на диске;
строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;
сохранять рисунки на диске;
создавать несложную презентацию в среде типовой программы , совмещающей изображения, звук, анимацию и текст.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе — в форме блок-схем);
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Тематическое планирование
№ п/п | Дата проведения урока | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) |
Введение в предмет (1ч.) | |||
1 | 02.09.19 | Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Беседа по технике безопасности. | Соблюдать технику безопасности в кабинете информатики |
Человек и информация(5ч.) | |||
2 | 09.09.19 | Информация и ее виды. Информация и знания | Различать виды информации. Приводить примеры разных видов информации. |
3 | 16.09.19 | Измерение информации. Единицы измерения информации. | Измерять информацию и знать единицы измерения информации. |
4 | 23.09.19 | Алфавитный подход к измерению информации. | Использовать формулы и величины алфавитного подхода к измерению информации |
5 | 30.09.19 | Нахождение информационного веса текстовой информации. | Решать задачи на вычисление объема информации |
6 | 07.10.19 | Контрольная работа по теме: «Измерение информации». | Проверка ЗУН |
Компьютер: устройство и программное обеспечение (5ч.) | |||
7 | 14.10.19 | Назначение и устройство компьютера. Компьютерная память. Характеристики основных устройств компьютера. | Классифицировать устройства ПК по блокам. |
8 | 21.10.19 | Практическая работа «Знакомство с комплектацией устройств ПК» | Составлять схемы устройства ПК. |
9 | 11.11.19 | Программное обеспечение и его типы. Пользовательский интерфейс. | |
10 | 18.11.19 | Файлы и файловые структуры. | Распределять файлы по типу. Составлять путь к файлу. |
11 | 25.11.19 | Контрольная работа по теме: «Работа с файловой структурой ОС». | Проверка ЗУН |
Текстовая информация (6ч.) | |||
12 | 02.12.19 | Представление текстов в памяти компьютера. Текстовые редакторы. Практическая работа «Основные приемы ввода и редактирования». | Определять, как представлена информация в памяти компьютера |
13 | 09.12.19 | Практическая работа «Форматирование текста». | С помощью текстового редактора редактировать, форматировать текст |
14 | 16.12.19 | Практическая работа « Работа с таблицами». | Создавать таблицы в текстовом редакторе. |
15 | 23.12.19 | Практическая работа « Работа со сложными таблицами». | Создавать сложные таблицы в текстовом редакторе. |
16 | 13.01.20 | Практическая работа «Возможности текстового редактора». | Пользоваться всеми возможностями текстового редактора.. |
17 | 20.01.20 | Контрольная работа по теме: «Текстовая информация» | Проверка ЗУН |
Графическая информация и компьютер (6ч.) | |||
18 | 27.01.20 | Компьютерная графика и области ее применения. Графические редакторы растрового типа. | Анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства. Выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. |
19 | 03.02.20 | Практическая работа «Знакомство с графическими редакторами. Панель инструментов» | Определять код цвета в палитре RGB в графическом редакторе. |
20 | 10.02.20 | Кодирование изображения. Технические средства компьютерной графики. | Создавать и редактировать изображения с помощью инструментов растрового графического редактора. |
21 | 17.02.20 | Практическая работа «Работа с векторным ГР». | Создавать и редактировать изображения с помощью инструментов векторного графического редактора. |
22 | 02.03.20 | Практическая работа «Работа с растровым ГР». | Создавать и редактировать изображения с помощью инструментов векторного графического редактора. |
23 | 16.03.20 | Зачетная работа «Произвольный рисунок». | Проверка ЗУН |
Мультимедиа и компьютерные презентации (5ч.) | |||
24 | 06.04.20 | Понятие мультимедиа. Компьютерные презентации. | Анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства; |
25 | 13.04.20 | Практическая работа «Создание презентации». | Создавать презентации с использованием готовых шаблонов. |
26 | 20.04.20 | Представление звука в памяти компьютера. | Добавлять звук в презентацию. |
27 | 27.04.20 | Практическая работа «Создание презентации». | Создавать презентацию на заданную тему. |
29 | 18.05.20 | Промежуточная аттестация | Проверка ЗУН |
Повторение (1 ч.) | |||
29 | 25.05.20 | Форматы графических файлов .Неопределенность знания и количество информации. | Классифицировать различные форматы графических файлов. Вычислять информацию. Знать формулы вычисления информации. |