Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №2 города Чехова Московской области
УТВЕРЖДАЮ
Директор гимназии ФИО
Приказ № _____
от ________20____ года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(индивидуальное обучение на дому детей-инвалидов, с использованием дистанционных образовательных технологий)
ПО ИСКУССТВУ
Ступень обучения (класс) - основное общее, 9 класс
Количество часов - 9 Уровень - базовый
Учитель - Лобанова Валентина Ивановна
Программа разработана на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы. Искусство 8-9 классы» Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской. Издательство «Просвещение», 2011.
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного образования по искусству. Примерной учебной программы основного образования, утверждённой Министерством образования РФ, в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и рассчитана на 2 года обучения. Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» Москва, Просвещение, 2011 год.
Ссылаясь на Федеральный закон от 24 ноября 1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», при составлении программы учтены рекомендации Положения об организации дистанционного образования детей-инвалидов, осуществляемом в Московской области в рамках мероприятия «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» программы реализации приоритетного национального проекта «Образование» на 2009-2012 годы.
Цель программы — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
Данная программа предназначена для основной школы общеобразовательных учреждений и рассчитана на два года обучения — в 8 и 9 классах. Авторская программа рассчитана на 35 часов, рабочая программа рассчитана на 9 часов с учетом количества учебных недель (из расчета 0,25 часа в неделю).
В авторскую программу и тематическое планирование внесены следующие изменения:
По базисному плану на прохождение программы в 9 классе отводится 35 часов. На основании Положения об организации дистанционного образования детей-инвалидов, осуществляемом в Московской области в рамках мероприятия «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов», программы реализации приоритетного национального проекта «Образование» на 2009-2012 годы, предусмотрено сокращение до 9 часов в год (0, 25 часа в неделю).
С учетом возможностей ребенка для усвоения минимального общеобразовательного стандарта из типовой программы выбраны темы, которые служат основой знаний, умений и навыков.
Сокращение учебного плана происходит за счет объединения близких тем в блоки. Индивидуализация обучения осуществляется формами и методами, которые соответствуют индивидуальным психофизическим возможностям и способностям ученика, характеру заболевания и рекомендациям ПМПК. В процессе организации и проведения учебного занятия (урока) учитель должен, учитывая индивидуальные особенности ученика, его состояние здоровья, рекомендации ПМПК, обеспечить уровневый подход к подаче содержания учебного материала.
№ |
Разделы |
Кол-во часов |
|
авторская программа |
рабочая программа |
||
1 |
Воздействующая сила искусства |
9 |
2 |
2 |
Искусство предвосхищает будущее |
7 |
2 |
3 |
Дар созидания. Практическая функция |
11 |
3 |
4 |
Искусство и открытие мира для себя |
8 |
2 |
|
Итого: |
35 |
9 |
Задачи реализации данного курса:
— актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
— культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
— формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
— углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;
— воспитание художественного вкуса;
— приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
— формирование умений и навыков художественного самообразования.
Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.
Отличительные особенности программы
В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального и изобразительного искусства и их взаимодействие с художественными образами других искусств: литературы - прозы и поэзии, театра – оперы и балета, оперетты и мюзикла, рок - оперы, а так же кино. На конкретных художественных произведениях (музыкальных, изобразительного искусства, литературы, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и специфика каждого из них. Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева, «в преодолении времени». Отношение к памятникам любого из искусств – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Ученики научатся:
• ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и ложные ценности;
• организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы их достижения;
• мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;
• воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.
• аккумулировать, создавать и транслировать ценности искусства и культуры (обогащая свой личный опыт эмоциями и переживаниями, связанными с восприятием, исполнением произведений искусства); чувствовать и понимать свою сопричастность окружающему миру;
• использовать коммуникативные качества искусства; действовать самостоятельно при индивидуальном выполнении учебных и творческих задач и работать в проектном режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих целей; проявлять толерантность в совместной деятельности;
• воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искусства;
• понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, представленных в произведениях искусства, делать выводы и умозаключения;
• описывать явления музыкальной, художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;
• структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и навыки в каком-либо виде художественной деятельности; решать творческие проблемы.
Освоение содержания основного общего образования по предмету «Искусство» способствует:
- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;
- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;
- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;
- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;
- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;
- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;
- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.
Для реализации программного содержания курса используются следующие учебники и учебные пособия
1. Критская Е. Д., Сергеева Г. П. , И.Э. Кашекова. Искусство: учебник для учащихся 8-9 классов – М.: Просвещение, 2011
2. Г.П. Сергеева. Актуальные проблемы преподавания музыки в образовательных учреждениях. Учебное пособие. Москва 2010г., 172с.
Список научно-методической литературы.
1 «Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно – правовых документов и методических материалов), М.,ИЦ «Вентана – Граф»,2008г.
2 Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.
3 Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1989.
4 Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.
5 Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.
6 Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.
7 Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.
8 Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.
9 Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г
10 Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.
MULTIMEDIA
1 Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)
2 Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
3 .Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
4 .Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
5 Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
Календарно-тематическое планирование
№ урока |
№ урока по теме |
Тема урока |
Тип урока |
Осваиваемые учебные действия (умения) |
Домашнее задание |
Дата |
Примеча-ние |
|
план |
факт |
ДО/занятия на дому |
||||||
Воздействующая сила искусства – 2 часа
|
||||||||
1 |
1 |
Искусство и власть. Отражение и прославление величия в триумфальных сооружениях. От высокой музыкальной классики до массовых жанров. |
Комбинирован-ный
|
Сопоставлять художественные образы, символизирующие власть. Выявлять сходства и различия этих образов. Приводить примеры исторических эпох с авторитарным и демократическим правлением. Пользоваться справочной литературой. |
Стр. 107 – ответить на вопросы Стр. 111 – задание 1-2 |
10.09.12 |
|
Обучение на дому |
2 |
2 |
Языческая культура дохристи-анской эпохи. Храмовый синтез искусств. Виды храмов. Духовная музыка в храмовом синтезе искусств |
Комбинирован-ный |
Стр. 115 – задание 1,3 Стр. 119 – задание 1-2 |
05.11.12 |
12.11.12 |
Skype
Презентация |
|
Искусство предвосхищает будущее – 2 часа
|
||||||||
3 |
1
|
Дар предвосхищения. Какие знания дает искусство? Оценка произведений с позиции предвосхищения будущего, реальности и вымысла. Предсказания в искусстве. |
Комбинирован-ный |
Называть сказки, народные предания, легенды, персонажи которых предвосхитили явления и события будущего. Выявлять иносказания, метафоры, аллегории в известных произведениях разных видов искусства. Пользоваться справочной литературой. Размышлять о соотношении науки и искусства.
|
Стр. 123,125, 129 - ответить на вопросы |
10.12.12 |
|
Skype
Презентация |
4 |
2 |
Художественное мышление. Художественное мышление в авангарде науки. Художник и ученый. Образы фантастики в литературных произведениях, фильмах |
Комбинирован-ный |
Творческое задание |
14.01.13 |
|
Skype
|
|
Дар созидания. Практическая функция - 3 часа |
||||||||
5 |
1 |
Архитектура исторического города. Архитектура современного города |
Комбинирован-ный |
Объяснять значение терминов, связанных с градостроительством. Определять общее и особенное в музыке и архитектуре. Соотносить народные песни с произведениями народно-прикладного искусства. Подбирать образцы устного народного творчества. |
Стр. 141- задание 1-2. Стр. 145- задание 1. |
11.02.13 |
|
Skype
Презентация |
6 |
2 |
Развитие дизайна и его значение в жизни современно-го общества. Декоративно-прикладное искусство |
Комбинирован-ный |
Стр. 155- вопросы 1,2 Стр. 161- задание 1.
|
11.03.13 |
|
Обучение на дому |
|
7 |
3 |
Музыка в быту. Массовые, общедоступные искусства. Изобразительная природа кино. Музыка в кино |
Комбинирован-ный |
Стр. 165- задание 3 Стр. 167- задание 1. Стр. 175- задание 1., |
15.04.13 |
|
Skype Презентация |
|
Искусство и открытие мира для себя – 2 часа |
||||||||
8 |
1 |
Симметрия и асимметрия в искусстве |
Комбинированный |
|
Стр. 183- вопрос 2. |
13.05.13 |
|
Skype
|
9 |
2
|
Литературные страницы |
Комбинированный |
Стр. 193- вопрос 3. |
13.05.13 |
|
Skype Презентация |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО художественно-
эстетического цикла Зам. директора по УМР
Протокол № 1
_______ августа 2012 г. _______ / ФИО/ от _______ августа 2012г.
Руководитель ШМО
_______ /ФИО