Рабочая программа по истории, 5 класс, УМК: Уколова В.И.
Предмет: Класс: УМК: Количество часов: | История 5 Уколова В.И. 68 |
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета история Древнего мира для 5 класса составлена на основе:
Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2011 года по предмету "История". Рабочая программа по истории составлена на основе примерной рабочей программы по учебным предметам "История 5-9 классы" под ред. А.А. Кузнецова, М.В. Рыжакова, А.М. Кондакова. Рабочая программа рассчитана на реализацию разработанного Министерством образования РФ концентрического подхода к школьному историческому образованию.
Программа составлена в соответствии с учебником, что облегчает учащимся 5 класса ориентироваться в материале. Кроме этого дается дополнительная информация в форме презентации, схем, карт, видео-пособий, домашних заданий сверх материала, который есть в учебнике.
Курс «История Древнего мира» для 5 класса основной школы является первым систематическим научным курсом истории. Учащиеся впервые узнают о далеком прошлом человечества, получают представление об истории как научной дисциплине, знакомятся с большим объемом исторических понятий и терминов.
Цели и задачи обучения, сформулированные как линии развития личности ученика средствами предмета «История» |
1-2. Овладение исторической картиной мира: умение объяснять современный мир, связывая исторические факты и понятия в целостную картину. |
3. Формирование открытого исторического мышления: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия). |
4. Нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей. |
5. Гражданско-патриотическое самоопределение личности: умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор. |
Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания, и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения истории, которые определены стандартом.
Состав участников образовательного процесса одновозрастные, состоящие из воспитанников примерно одинакового уровня подготовки.
Методическая система достижения целей направлена на:
формирование исторических знаний;
формирование знаний способа усвоения информации;
организацию усвоения опыта творческой деятельности и благодаря этому творческое применение и усвоение знаний;
формирование умений решению исследовательской задачи;
формирование цепи рассуждений, изложение материала для раскрытия проблемы;
формирование представления об истории как научной дисциплине.
Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии:
1. Историческое время — хронология и периодизация событий и процессов.
2. Историческое пространство — историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.
3. Историческое движение:
• эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники; изменение характера экономических отношений;
• формирование и развитие человеческих общностей — социальных, этнонациональных, религиозных и др.; динамика социальных движений в истории (мотивы, движущие силы, формы);
• образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношения власти и общества; тенденции и пути преобразования общества; основные вехи политической истории;
• история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных и светских учений и мировоззренческих систем; развитие научного знания и образования; развитие духовной и художественной культуры; многообразие и динамика этических и эстетических систем и ценностей; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;
• развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории.
Сквозная линия, пронизывающая и связывающая все названное выше, — человек в истории. Она предполагает характеристику: а) условий жизни и быта людей в различные исторические эпохи; б) их потребностей, интересов, мотивов действий; в) восприятия мира, ценностей.
Содержание подготовки школьников по истории на ступени основного общего образования определяется с учетом деятельностного и компетентностного подходов, во взаимодействии категорий «знания», «отношения», «деятельность». Предусматривается как овладение ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности, так и готовность применять их для решения практических, в том числе новых задач.
Программа является систематическим научным курсом истории. Учащиеся узнают о далеком прошлом человечества, знакомятся с большим объемом исторических понятий и терминов.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания, и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения истории которые определены стандартом.
Система контроля:
Тестирование по темам;
Проверочные работы по темам, тестовая итоговая работа, словарные и хронологические диктанты.
Игровые викторины по большим темам;
Самостоятельный ответ по заготовленным карточкам.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год.
2. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
Требования к уровню подготовки обучающихся, освоивших программу по истории.
Результаты обучения представлены в «Требованиях к уровню подготовки выпускников основной школы», которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по истории, основных видов деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни. Предполагается, что результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
Курс должен:
Сформировать историческое мышление.
Дать представление об общем и особенном при характеристике древних обществ;
Показать отличия Древнего мира от мира современного.
В соответствии с этим поставлены следующие цели изучения Истории в 5 классе:
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты изучения истории учащимися 5 классов включают:
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
- характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
- группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками:
- читать историческую карту с опорой на легенду;
- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4. Описание (реконструкция):
- рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
- характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
- на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
- различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
- соотносить единичные исторические факты и общие явления;
- называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
- раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
- сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
- излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
- приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
- определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
- использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Коррекционная работа
На уроках истории словесная информация должна сообщаться учащимся в сочетании с восприятием ими наглядного материала (картины, карты, схемы, иллюстрации учебника). Образовательные задачи связаны с формированием у учащихся прочных знаний по истории, что означает следующее:
1. Изучая историю, учащиеся усвоить важнейшие факты, которые не только имеют большое образовательное значение, но и помогают усвоить выводы, полученные в результате разбора и обобщения фактов. Учащиеся должны знать, как произошли люди, как жили наши далекие предки, когда и как у них возникло государство, как возникли государства, ориентироваться в исторической ленте, как возникло рабство, неравенство, основные этапы развития государств, знать достижения культуры на протяжении веков
2. Усвоение исторических фактов предполагает создание у учащихся исторических представлений, отражающих основные явления прошлого. При изучении каждой новой темы формируются и соответствующие исторические представления об изучаемых событиях, явлениях, героях.
3. Усвоение учащимися доступных для них исторических понятий, понимание временных, локальных, причинно-следственных связей, некоторых закономерностей общественного развития.
4. Овладение учащимися умением применять знания по истории, пользоваться ими при изучении исторического материала (особенно при изучении аналогичных событий), на других учебных предметах (литературном чтении, краеведении и др.), во внеклассной работе, в жизни; умением разбираться в событиях прошлого и современности (анализировать и оценивать их на уровне своих возможностей).
5. Выработка умений и навыков самостоятельной работы с историческим материалом: текстом учебника, историческим документом, научно-популярной и художественной литературой, газетой, различным наглядным материалом. Учащиеся специальной (коррекционной) школы должны уметь составлять планы, вести краткие записи в тетрадях, связно излагать исторический материал, делать небольшие сообщения на основе дополнительной литературы. Формирование умений и навыков самостоятельной работы требует индивидуального подхода к учащимся, поэтому все задания предлагаются учителем, исходя из возможностей каждого ученика.
Во время повторительно-обобщающих уроков учащимся выдаются карточки с заданиями на знание терминов, работа с картами, ответы на вопросы по иллюстрациям. По результатам работ проводиться оценивание.
4. Учебно-тематический план
В рабочей программе предусматривается следующая система распределения учебного материала:
№ |
| Количество часов | ||
всего | теоретические | Повторительно - обобщающие уроки | ||
История древнего мира | 68 | |||
1 | Введение | 2 | 2 | - |
2 | Жизнь первобытных людей. | 7 | 6 | 1 |
3 | Древний Восток | 19 | 18 | 1 |
4 | Древняя Греция | 21 | 20 | 1 |
5 | Древний Рим | 18 | 17 | 1 |
6 | Итоговое повторение | 1 | 1 | |
Всего | 68 | 60 | 5 |
Содержание учебного плана
Введение (2 ч)
Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Представление о письменных источниках.
Счет лет в истории. Представление о счете времени по годам в древних государствах. Представление о христианской эре. Особенности обозначения дат до нашей эры («обратный» счет лет). Понятия «год», «век», «столетие», «тысячелетие».
РАЗДЕЛ I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ (7 ч)
Тема 1. Древнейшие люди (3 ч)
Понятие «первобытные люди». Древнейшие люди: современные представления о месте и времени их появления; облик, отсутствие членораздельной речи; изготовление орудий как главное отличие от животных. Представление о присваивающем хозяйстве: собира тельство и охота. Невозможность для людей прожить в одиночку. Овладение огнем.
Постепенное расселение людей в Евразии. Охота как главное занятие. Изобретение одежды из звериных шкур, жилищ, копья и гарпуна, лука и стрел. Родовые общины охотников и собирате лей. Понятия «человек разумный», «родовая община».
Возникновение искусства и религии. Изображение животных и человека. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. Понятия «колдовской обряд», «душа», «страна мертвых».
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (3 ч)
Понятие «Западная Азия». Представление о зарождении производящего хозяйства: земледелие и скотоводство, ремесла — гончарство, прядение, ткачество. Основные орудия труда земледельцев: каменный топор, мотыга, серп. Изобретение ткацкого станка. Последствия перехода к производящему хозяйству.
Родовые общины земледельцев и скотоводов. Понятия «старейшина», «совет старейшин», «племя», «вождь племени». Представление о религиозных верованиях первобытных земле дельцев и скотоводов. Понятия «дух», «бог», «идол», «молитва», «жертва».
Начало обработки металлов. Изобретение плуга. Представле ние о распаде рода на семьи. Появление неравенства (знатные и незнатные, богатые и бедные). Понятия «знать», «раб», «царь».
Повторительно-обобщающий урок по теме «Первобытное общество» (1 ч)
РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК (19 ч)
Тема 1. Древний Египет (7 ч)
Местоположение и природные условия. Земледелие как главное занятие. Оро сительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы).
Возникновение единого государства в Египте. Понятия «фара он», «вельможа», «писец», «налог». Неограниченная власть фара онов. Войско: пехота, отряды колесничих. Завоевательные походы. Держава Тутмоса III.
Города — Мемфис, Фивы.
Быт земледельцев и ремесленников. Жизнь и служба вельмож.
Религия древних египтян. Священные животные, боги (Амон-Ра, Геб и Нут, Осирис и Исида, Гор, Анубис, Маат). Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса в «царстве мертвых». Обожествление фараона. Понятия «храм», «жрец», «миф», «мумия», «гробница», «саркофаг». Искусство древних египтян. Строительство пирамид. Большой Сфинкс. Храм, его внешний и внутренний вид. Раскопки гробниц. Находки произведений искусства в гробнице фараона Тутанхамона. Особенности изображения человека в скульптуре и росписях. Скульптурный портрет. Понятия «скульптура», «статуя», «рель еф», «скульптурный портрет», «роспись».
Особенности древнеегипетского письма. Материалы для пись ма. Школа: подготовка писцов и жрецов. Научные знания (мате матика, астрономия). Солнечный календарь. Водяные часы. Произ ведения литературы: хвалебные песни богам, повесть о Синухете, поучения писцов, «Книга мертвых». Понятия «иероглиф», «папи рус», «свиток».
Достижения древних египтян (земледелие, основанное на оро шении; каменное строительство; скульптурный портрет; письмен ность; календарь). Неограниченная власть фараонов. Представле ние о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).
Тема 2. Восточное Средиземноморье в древности (7 ч)
Двуречье в древности. Местоположение и природные условия Южного Двуречья (жаркий климат, разливы Тигра и Евфрата, пло дородие почв; отсутствие металлических руд, строительного камня и леса). Использование глины в строительстве, в быту, для пись ма. Земледелие, основанное на искусственном орошении.
Города шумеров Ур и Урук.
Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства; представление о талионе («Око за око, зуб за зуб»), о неравенстве людей перед законом. Понятия «закон», «рос товщик».
Религиозные верования жителей Двуречья. Боги Шамаш, Син, Эа, Иштар. Ступенчатые башни-храмы. Клинопись. Писцовые шко лы. Научные знания (астрономия, математика). Литература: сказа ния о Гильгамеше.
Города Финикии — Библ, Сидон, Тир. Виноградарство и оливководство. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Основание колоний вдоль побере жья Средиземного моря. Древнейший алфавит.
Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. По нятие «единобожие». Библейские мифы и сказания (о первых людях, о Всемирном потопе, Иосиф и его братья, исход из Егип та), Моральные нормы библейских заповедей. Библейские преда ния о героях. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царст во и его правители: Саул, Давид, Соломон. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве.
Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда. Ассирийская держава. Новшества в военном деле (железное оружие, стенобитные орудия, конница как особый род войск). Ассирийские завоевания. Ограбление побежденных стран, массовые казни, переселение сотен тысяч людей. Столица державы Ниневия. Царский дворец. Представление об ассирийском искусстве (статуи, рельефы, росписи). Библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии.
Три царства в Западной Азии: Нововавилонское, Лидийское и Мидийское. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии.
Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Цари Кир, Дарий Первый. «Царская дорога», ее использование для почтовой связи. Взимание налогов серебром. Состав войска («бессмертные», полчища, собранные из покоренных областей). Город Персеполь.
Тема 3. Индия и Китай в древности (4 ч)
Местоположение и природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли. Древнейшие города. Сельское хозяйство. Выращивание риса, хлопчатника, сахарного тростника. Религиозные верования (почитание животных; боги Брахма, Ганеша; вера в переселение душ). Сказание о Раме. Представление о кастах. Периоды жизни брахмана. «Неприкасаемые». Возникновение буд дизма (легенда о Будде, отношение к делению людей на касты, нравственные нормы). Объединение Индии под властью Ашоки. Индийские цифры. Шахматы.
Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы. Учение Конфуция (уважение к старшим; мудрость — в знании старинных книг; отношения правителя и народа; нормы поведения). Китайские иероглифы и книги. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Расширение территории. Строительство Великой Китайской стены. Деспотизм властелина Китая. Возмущение народа. Свержение наследников Цинь Шихуана. Шелк. Великий шелковый путь. Чай. Бумага. Компас.
Повторительно-обобщающий урок по теме» Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру».(1 час)
РАЗДЕЛ III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ (21 ч)
Местоположение и природные условия. Горные хребты, разрезающие страну на изолированные области. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек. Древнейшие города Микены, Тиринф, Пилос, Афины.
Критское царство. Раскопки дворцов. Росписи. Понятие «фреска». Морское могущество царей Крита. Таблички с письменами. Гибель Критского царства. Греческие мифы критского цикла (Тесей и Минотавр, Дедал и Икар). Микенское царство. Каменное строительство (Микенская крепость, царские гробницы). Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Сведения о войне с Троянским царством. Мифы о начале Троянской войны. Вторжения в Грецию с севера воинственных племен. Упадок хозяйства и культуры.
Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религиозные верования греков. Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и героях (Прометей, Деметра и Персефона, Дионис и пираты, подвиги Геракла).
Начало обработки железа в Греции. Создание греческого алфавита (впервые введено обозначение буквами гласных звуков). Возникновение самостоятельных государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Понятие «полис».
Местоположение и природные условия Аттики. Неблагоприятные условия для выращивания зерновых. Разведение оливок и вино града. Знать во главе управления Афин. Законы Драконта. Понятие «демос». Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство.
Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Запрещение долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Создание вы борного суда. Понятия «гражданин», «демократия».
Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта — военный лагерь. Регламентация повседневной жизни спартанцев. Управление Спартой: совет старейшин, два ца ря — военных предводителя, народное собрание. «Детский способ» голосования. Спартанское воспитание.
Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Сиракузы, Тарент, Пантикапей, Херсонес, Ольвия. Причины колонизации. Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с местным населением. Греки и скифы. Понятия «эллины», «Эллада».
Олимпийские игры — общегреческие празднества. Виды состязаний. Понятие «атлет». Награды победителям.
Греко-персидские войны. Клятва юношей при вступлении на военную службу. Победа афинян в Марафонской битве. Стратег Мильтиад. Нашествие войск персидского царя Ксеркса на Элладу. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трех сот спартанцев под командованием царя Леонида. Морское сражение в Саламинском проливе. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Понятия «стратег», «фаланга», «триера».
Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Военный и торговый флот. Гавани Пирея. Состав населения Афинского полиса: граждане, переселенцы, рабы. Использование труда рабов.
Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Поло жение афинской женщины. Храмы: богини Ники, Парфенон, Эрехтейон. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его творения. Статуи атлетов работы Мирона и Поликлета.
Образование афинян. Рабы-педагоги. Начальная школа. Пале стра. Афинские гимнасии. Взгляды греческих ученых на природу че ловека (Аристотель, Антифонт). Афинский мудрец Сократ.
Возникновение театра. Здание театра. Трагедии и комедии. Тра гедия Софокла «Антигона». Комедия Аристофана «Птицы». Воспи тательная роль театральных представлений.
Афинская демократия в V в. до н. э. Народное собрание, Со вет пятисот и их функции. Перикл во главе Афин. Введение пла ты за исполнение выборных должностей. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий.
Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц.
Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Аристотель — учитель Александра, сына Филиппа. Ма кедонское войско. Фаланга. Конница. Осадные башни.
Отношение эллинов к Филиппу Македонскому. Исократ и Демосфен. Битва при Херонее. Потеря Элладой независимости. Смерть Филиппа и приход к власти Александра.
Поход Александра Македонского на Восток. Победа на берегу реки Граник. Разгром войск Дария III у Исса. Поход в Египет. Обожествление Александра. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию. Возвращение в Вавилон. Личность Александра Македонского.
Распад державы Александра после его смерти. Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская — крупнейший торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк. Музей. Александрийская библиотека. Греческие ученые: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.
Повторительно-обобщающий урок по теме «Вклад древних эллинов в мировую культуру» (1 ч)
РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ РИМ (18 ч)
Местоположение и природные особенности Италии. Теплый климат, плодородные земли, обилие пастбищ. Реки Тибр, По. На селение Древней Италии (латины, этруски, самниты, греки). Легенда об основании Рима. Почитание богов — Юпитера, Юноны, Марса, Весты. Рим — город на семи холмах. Управление древнейшим Римом. Ликвидация царской власти. Понятия «весталка», «ликторы», «патриции», «плебеи», «сенат».
Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. На шествие галлов. Установление господства Рима над Италией. Война с Пирром. Понятия «республика», «консул», «народный три бун», «право вето».
Уравнение в правах патрициев и плебеев. Отмена долгового рабства. Устройство Римской республики. Выборы консулов. Принятие законов. Порядок пополнения сената и его функции. Организация войска. Понятие «легион».
Карфаген — крупное государство в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Господство Рима в Западном Средиземноморье.
Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Политика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа и Карфагена. Понятия «триумф», «провинция».
Рабство в Древнем Риме. Завоевания — главный источник рабства. Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры. Римские ученые о рабах (Варрон, Колумелла). Понятия «амфитеатр», «гладиатор». Восстание рабов под предводительством Спартака.
Разорение земледельцев Италии и его причины. Земельный закон Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Гай Гракх — продолжатель дела брата. Гибель Гая.
Крупнейшее в древности восстание рабов. Победы Спартака. Создание армии восставших. Их походы. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.
Превращение римской армии в наемную. Кризис управления: подкуп при выборах должностных лиц. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпеи. Возвышение Цезаря. Завоевание Галлии. Гибель Красна. Захват Цезарем власти (пере ход через Рубикон, разгром армии Помпея). Диктатура Цезаря. Социальная опора Цезаря и его политика. Брут во главе заговора против Цезаря. Убийство Цезаря в сенате. Понятия «ветеран», «диктатор».
Повторение (1 час)
Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Октавиана. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию. Окончание гражданских войн. Характер власти Октавиана Августа (сосредоточение полномочий трибуна, консула и других республиканских должностей, пожизненное звание императора). Понятия «империя», «император», «преторианцы».
Поэты Вергилий, Гораций. Понятие «меценат».
Территория империи. Соседи Римской империи. Отношения с Парфянским царством. Разгром римских войск германцами. Об раз жизни германских племен. Предки славянских народов. Понятие «варвары».
Обожествление императоров. Нерон (террористические методы правления, пожар в Риме и преследования христиан). Нерон и Сенека. Восстание в армии и гибель Нерона.
Возникновение христианства. «Сыны света» из Кумрана. Рас сказы Евангелий о жизни и учении Иисуса Христа. Моральные нормы Нагорной проповеди. Представление о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом независимо от пола, происхождения и общественного положения. Национальная и социальная принадлежность первых христиан. Отношение римских властей к христианам. Понятия «христиане», «апостолы», «Евангелие», «священник».
Расцвет Римской империи. Возникновение и развитие колоната. Понятия «колоны», «рабы с хижинами». Правление Траяна. Отказ от террористических методов управления. Последние завоевания римлян. Строительство в Риме и провинциях: дороги, мосты, водопроводы, бани, амфитеатры, храмы.
Рим — столица империи. Повседневная жизнь римлян. Особняки богачей. Многоэтажные дома. Посещение терм (бань), Колизея и Большого цирка. Требование «хлеба и зрелищ».
Архитектурные памятники Рима (Пантеон, Колизей, колонна Траяна, триумфальные арки). Римский скульптурный портрет.
Роль археологических раскопок Помпеи для исторической науки.
Вторжения варваров. Использование полководцами армии для борьбы за императорскую власть. Правление Константина. Признание христианства. Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Ухудшение положения колонов как следствие их прикрепления к земле. Понятия «епископ», «Новый Завет».
Разделение Римской империи на два государства — Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю. Восстания в провинциях (Галлия, Северная Африка). Варвары в армии. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Убийство Стилихона по приказу императора Гонория. Массовый переход легионеров-варваров на сторону готов. Взятие Рима готами. Новый захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Вожди варварских племен — вершители судеб Западной Римской империи. Ликвидация власти императора на Западе.
Особенности цивилизации Греции и Рима. Представление о на родовластии. Участие граждан в управлении государством. Любовь к родине. Отличие греческих полисов и Римской республики от государств Древнего Востока.
Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Рим» (1 ч).
Итоговое повторение (1 час)
Календарно-тематическое поурочное планирование
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Материал учебника | Контрольно-измертельные мероприятия | ЭОР | Дата проведения | |||||
план. | факт. | ||||||||||
ВВЕДЕНИЕ (2ч.) | |||||||||||
1. | Что такое история. | 1 | §1 | 04.09. | |||||||
2. | Счёт лет в истории | 1 | §2 | презентация | 06.09. | ||||||
Т.1. Жизнь первобытных людей(7ч.) | |||||||||||
3. | Древнейшие люди | 1 | §3 | 11.09. | |||||||
4. | Появление «человека разумного» | 1 | §4 | Карта презентация | 13.09. | ||||||
5 | Рождение религии и искусства | 1 | §5 | презентация | 18.09. | ||||||
6 | Древние земледельцы и скотоводы | 1 | §6 | презентация | 20.09. | ||||||
7 | От неолита к медному веку | 1 | §7 | презентация | 25.09. | ||||||
8 | Первые очаги цивилизаций | 1 | §8 | презентация | 27.09. | ||||||
9 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Первобытное общество» | 1 | опрос | 02.10. | |||||||
РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК(19ч.) Т.1. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ(7) | |||||||||||
10 | Междуречье: рождение цивилизации | 1 | §9 | карта | 04.10. | ||||||
11 | Культура Шумера | 1 | §10 | презентация | 09.10. | ||||||
12 | Древний Вавилон | 1 | §11 | карта | 16.10. | ||||||
13 | Страна на берегах Нила и ее жители | 1 | §12 | карта | 18.10. | ||||||
14 | Мир пирамид | 1 | §13 | наглядные пособия | 23.10. | ||||||
15 | Могущество Древнего Египта | 1 | §14 | карта презентация | 25.10. | ||||||
16 | Верования древних египтян | 1 | §15 | презентация | 30.10. | ||||||
Т.2. Восточное Средиземноморье в древности (7ч.) | |||||||||||
17 | Финикия – страна мореплавателей | 1 | §16 | презентация | 06.11. | ||||||
18 | Древняя Палестина | 1 | §17стр. 83-84 | Карта презентация | 08.11. | ||||||
19 | Религия древних евреев | 1 | §17 стр. 85-86 | видеопособие | 13.11. | ||||||
20 | Библейские пророки | 1 | §18 | м\ф про пророков | 15.11. | ||||||
21 | Ассирийская империя | 1 | §19 | Карта презентация | 20.11. | ||||||
22 | Нововавилонское царство | 1 | §20 | Карта презентация | 22.11. | ||||||
23 | Древняя Персия – «страна стран» | 1 | §21 | Карта презентация | 27.11. | ||||||
Т.4. ИНДИЯ И КИТАЙ В ДРЕВНОСТИ(4ч.) | |||||||||||
24 | Ранние цивилизации Древней Индии | 1 | §22 | Наглядные пособия | 29.11. | ||||||
25 | Индийские касты. Религия | 1 | §23 | схемы | 04.12. | ||||||
26 | Первые китайские государства | 1 | §24 | Карта презентация | 06.12. | ||||||
27 | Древняя мудрость и изобретения китайцев | 1 | §25 | видеопособия | 11.12. | ||||||
28 | Повторительно-обобщающий урок по теме « Вклад народов Востока в мировую культуру» | 1 | тесты | 13.12. | |||||||
Т.5. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ(21ч.) | |||||||||||
29 | Природа и население Древней Греции. | 1 | §26 | схемы | 18.12. | ||||||
30 | Боги греков | 1 | §27 | презентация | 20.12. | ||||||
31 | Герои греков | 1 | §28 | презентация | 25.12. | ||||||
32 | Первые государства на Крите. Держава Миноса | 1 | §29 | Презентация карта | 27.12. | ||||||
33 | Ахейская Греция. | 1 | §30 | карта | 15.01. | ||||||
34 | Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» | 1 | §31 | Видео-пособие | 17.01. | ||||||
35 | Возникновение полиса. Великая греческая колонизация | 1 | §32 | карта | 22.01. | ||||||
36 | Рождение демократии в Афинах | 1 | §33 | схема | 24.01. | ||||||
37 | Олигархическая Спарта | 1 | §34 | презентация | 29.01. | ||||||
38 | Начало Греко-персидских войн | 1 | §35 | презентация | 31.01. | ||||||
39 | Нашествие персидских войск на Элладу | 1 | §36 | карта | 05.02. | ||||||
40 | Афины при Перикле | 1 | §37 | презентация | 07.02. | ||||||
41 | Афинский Акрополь | 1 | §38 | презентация | 12.02. | ||||||
42 | Театр. Трагедии и комедии | 1 | §39 | презентация | 14.02. | ||||||
43 | Олимпийские игры | 1 | §40 | Видео-пособие | 19.02. | ||||||
44 | Как учили детей в Древней Греции | 1 | §41 | презентация | 21.02. | ||||||
45 | Повседневная жизнь греков | 1 | §42 | презентация | 26.02. | ||||||
46 | Города Греции подчиняются Греции | 1 | §43 | карта | 28.02. | ||||||
47 | Поход Александра Македонского на Восток | 1 | §44 | Карта презентация | 05.03. | ||||||
48 | Восток и Греция после Александра Македонского. | 1 | §45 | Карта презентация | 07.03. | ||||||
49 | Повторительно-обобщающий урок по теме « Вклад древних эллинов в мировую культуру» | 1 | тесты | 12.03. | |||||||
Т.6. ДРЕВНИЙ РИМ (19ч.) | |||||||||||
50 | Древнейший Рим | 1 | §46 | Карта презентация | 14.03 | ||||||
51 | Рим эпохи царей | 1 | §47 | Карта презентация | 19.03 | ||||||
52 | Устройство Римской республики. | 1 | §48 | схема | 21.03 | ||||||
53 | Римская семья, нравы и обычаи | 1 | §49 | презентация | 02.04 | ||||||
54 | Рим завоевывает Италию | 1 | §50 | Карта презентация | 04.04 | ||||||
55 | Пунические войны | 1 | §51 | Карта презентация | 09.04 | ||||||
56 | Рим превращается в мировую державу | 1 | §52 | Карта презентация | 11.04 | ||||||
57 | Земельные реформы братьев Гракхов | 1 | §53 | схемы | 16.04 | ||||||
58 | Рабство в эпоху Поздней республики | 1 | §54 | схемы | 18.04 | ||||||
59 | Гибель республики | 1 | §55 | Карта презентация | 23.04 | ||||||
60 | Диктатура Цезаря | 1 | §56 | Карта презентация | 25.04 | ||||||
61 | Рим становится империей | 1 | §57 | Карта презентация | 30.04 | ||||||
62 | Преемники Августа | 1 | §58 | Карта презентация | 02.05 | ||||||
63 | Возникновение христианства | 1 | §59 | презентация | 07.05 | ||||||
64 | «Золотой век» Римской империи | 1 | §60 | презентация | 14.05 | ||||||
65 | Римляне в повседневной жизни | 1 | §61 | презентация | 16.05 | ||||||
66 | Империя в 3 – начале 4 века | 1 | §62 | презентация | 21.05 | ||||||
67 | Падение Западной Римской империи | 1 | §63 | презентация | 23.05 | ||||||
68 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Рим» | 1 | Контрольный опрос | 28.05 |
Тесты по истории (5 класс)
Тема: «Вклад народов Востока в мировую культуру»
I вариант
1. Где находится Индия?
а) на западе Азии б) на юге Азии в) на востоке Азии
2. Какая каста, по верованиям древних индийцев, появилась из ступней ног бога Брахмы?
а) воины б) слуги в) жрецы г) земледельцы
3) Какая каста, по верованиям древних индийцев, появилась из рук бога Брахмы?
а) воины б) слуги в) жрецы г) земледельцы
4) Какая каста, по верованиям древних индийцев, появилась изо рта бога Брахмы?
а) воины б) слуги в) жрецы г) земледельцы
5) Какая каста, по верованиям древних индийцев, появилась из бедер бога Брахмы?
а) воины б) земледельцы в) жрецы г) земледельцы
6) Что изобрели в Древней Индии?
а) шахматы б) бумагу в) прозрачное стекло
7) Что изобрели в Древнем Китае?
а) бумагу б) цифры в) шахматы
8) На чем писали в Древней Индии?
а) на бумаге б) на пальмовых листьях в) на дощечках из глины
9) Где протекает река Янцзы?
а) в Китае б) в Индии в) в Междуречье
10) Как называется отверстие для стрельбы в стене крепости?
а) праща б) бойница в) дыра
11) Как называется древнее ручное боевое оружие для метания камней?
а) праща б) дротик в) лук
12) Как называется группа людей, которая обладает определенными правами и обязанностями, передающимися по наследству?
а) каста б) племя в) народ
13) Назовите имя древнекитайского философа
а) Конфуций б) Цинь Ши Хуанди в) бог Брахма
Тесты по истории (5 класс)
Тема: «Вклад народов Востока в мировую культуру»
II вариант
1. Где находится Китай?
а) на западе Азии б) на юге Азии в) на востоке Азии
2. Какая каста, по верованиям древних индийцев, появилась из рук бога Брахмана?
а) воины б) слуги в) жрецы г) земледельцы
3) Какая каста, по верованиям древних индийцев, появилась из ступней ног бога Брахмы?
а) воины б) слуги в) жрецы г) земледельцы
4) Какая каста, по верованиям древних индийцев, появилась из бедер бога Брахмы?
а) воины б) земледельцы в) жрецы г) земледельцы
5) Какая каста, по верованиям древних индийцев, появилась изо рта бога Брахмы?
а) воины б) слуги в) жрецы г) земледельцы
6) Что изобрели в Древней Индии?
а) шахматы б) бумагу в) прозрачное стекло
7) Что изобрели в Древнем Китае?
а) компас б) шахматы в) прозрачное стекло
8) На чем писали в Древнем Китае?
а) на пальмовых листьях б) на глиняных табличках в) на дощечках из бамбука
9) Где протекает река Инд?
а) в Китае б) в Индии в) в Египте
10) Как называется отверстие для стрельбы в стене крепости?
а) праща б) бойница в) дыра
11) Как называется древнее ручное боевое оружие для метания камней?
а) праща б) дротик в) лук
12) Как называется группа людей, которая обладает определенными правами и обязанностями, передающимися по наследству?
а) каста б) племя в) народ
13) Назовите имя древнекитайского философа
а) Конфуций б) Цинь Ши Хуанди в) бог Брахма
Контрольные тесты по теме «Вклад древних эллинов в мировую культуру»
1. Греция находится в южной части … полуострова, на западном берегу Малой Азии, омывается … и Ионическим морями.
2. Какой подвиг совершил герой Тесей?
А) достал три золотых яблока из страны на краю света
Б) очистил за один день конюшни царя Авгия В) убил Минотавра
3. Бог грома и молнии, царь богов и людей?
А) Крон Б) Зевс В) Аполлон
4. Греки верили, что главные боги живут на горе …
5. Что такое колония?
6. Что такое полис?
7. Когда состоялась Марафонская битва?
8. Выберите особенности развития Спарты (возможно несколько ответов)
а) военный образ жизни; б) развитие ремесла и торговли;
в) власть Совета Старейшин; г) рабы – илоты.
9. Где находится Спарта?
А) в долине реки Эврот в Лаконии Б) на севере Греции В) на о. Сицилия
10. Что вывозили торговцы из Греции в колонии и другие страны?
А) рабов Б) оливковое масло В) хлеб
11. Самым знаменитым странствующим поэтом Эллады был слепой поэт …, автор великих поэм: … и Одиссея.
12. Как по-гречески называли «простой народ»?
А) илоты Б) полис В) демос
13. Где проводились Олимпийские игры?
А) на горе Олимп Б) в Олимпии В) В Афинах
14. В каком городе Древней Греции было два царя?
А) в Спарте Б) в Афинах В) в Фивах
15. Как часто проводились Олимпийские игры в Древней Греции?
А) раз в 4 года Б) раз в 10 лет В) каждый год
16. Вождь афинского демоса в V в. до н.э.
А) Сократ Б) Перикл В) Драконт
17. Как назывался Совет знати в Афинах?
А) ареопаг Б) демос В) полис
18. Что такое Народное собрание?
19. Дайте определение слову «демократия»
20. Агора, Керамик, Акрополь – это
А) знаменитые памятники в Афинах Б) районы Афин В) памятники в Спарте
21. Когда впервые были проведены Олимпийские игры?
22. Найдите ошибки в текстах.
1) Благодаря хорошим почвам жители Аттики выращивали много хлеба. Напротив, оливкового масла и вина в Аттике не хватало: вино и масло привозили из других стран.
2) Солон распорядился отпустить на волю всех рабов. Отныне рабов в Афинах больше не стало.
3) Спартанские юноши славились тем, что писали грамотно, без единой ошибки, много читали. По своему образованию спартанцы превосходили всех остальных греков.
23. Представьте себе, что вы оказались в Афинах. Каких знаменитых людей можно там встретить? Чем они были знамениты?
Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Рим»
вариант 1
Рим находится на
а) Пиринейском полуострове; б) Балканском полуострове;
в) Апеннинском полуострове; г) Скандинавском полуострове;
Древние римляне говорили
а) на итальянском языке; б) на римском языке;
в) на латинском языке; г) на галльском языке;
Основателем и первым царём Рима считается
а) Ромул; б) Рем; в) Римус; г) Рама; д) Роман; е) Ромей;
Всего в Риме правило
а) 5 царей; б) 6 царей; в) 7 царей; г) 9 царей; д) 12 царей;
Потомки основателей и первых жителей Рима назывались
а) консулы; б) аристократы; в) демос; г) плебеи; д) патриции;
Потомки переселенцев назывались
а) консулы; б) аристократы; в) демос; г) плебеи; д) патриции;
Своих царей римляне
а) назначали по жребию; б) выбирали на 7 лет; в) выбирали пожизненно; г) выборы были формальностью, так как царём, по закону, становился сын предыдущего царя;
Последним царём Рима считается
а) Тарквиний Гордый; б) Пирр; в) Юлий Цезарь; г) Ромул Август
Что такое «Пиррова победа»?
а) великая победа; б) случайная победа;
в) нечестно добытая победа; г) победа, равносильная поражению;
Государство, в котором правителей выбирают на определённый срок называется
а) монархия; б) империя; в) республика; г) демократия;
Для защиты своих прав плебеи выбирали
а) консулов; б) аристократов; в) демосов; г) народных трибунов; д) патрициев;
Всей полнотой власти в Риме обладал
а) Парламент; б) Сенат; в) Конгресс; г) Совет старейшин; д) Совет пятисот;
Легион – это
а) римское войско; б) командир римского войска;
в) камнеметательное орудие; г) знамя римского войска;
Карфагеняне говорили на
а) латинском языке; б) финикийском языке; в) египетском языке; г) неизвестном языке;
В Первой Пунической войне римляне
а) потерпели жесточайшее поражение; б) осадили Карфаген, но взять не смогли;
в) захватили остров Сицилия; г) Карфагеняне едва не захватили Рим, но его спасли гуси;
Ганнибал и его войско попали в Италию
а) совершив переход через Альпы; б) высадив морской десант в устье Тибра;
в) переплыв на лодках с острова Сицилия; г) замаскировавшись под купеческий караван;
Самая великая победа Ганнибала
а) при Гавгамелах; б) при Каннах; в) при Иссе; г) при Гранике;
Победитель Ганнибала – это
а) Сципион; б) Красс; в) Антоний; г) Цезарь; д) Сулла;
Римляне в разное время захватили (выбрать неправильный ответ)
а) Галлию; б) Южную Германию; в) Британию; г) Сирийское царство;
д) Египет;е) Македонию; ж) Северную Индию;
Что неправильно?
а) ни в одном государстве мира не было такого огромного числа рабов; б) только в Риме рабы могли быть образованнее своих хозяев; в) в Риме не было долгового рабства;
г) рабы в Риме стоили дороже, чем во всех других странах; д) римские рабы могли выкупиться на свободу;
Гладиаторами становились (выбрать неправильный ответ)
а) по приговору суда; б) по собственному желанию; в) наиболее сильные военнопленные;
г) пойманные беглые рабы; д) по желанию хозяина;
Спартак – это
а) бывший гладиатор; б) римский полководец, несправедливо отправленный в отставку;
в) беглый раб; г) хозяин школы гладиаторов; д) бывший римский воин;
Чем закончилось восстание Спартака?
а) Спартак вывел своих людей в Германию и их дальнейшая судьба неизвестна;
б) Спартак захватил Рим, стал императором, но через год был отравлен;
в) Спартак увёл своё войско на остров Сицилию, где основал своё государство;
г) Спартак потерпел поражение и погиб в бою;
д) наёмный убийца убил Спартака, и его войско разбежалось;
Гай Юлий Цезарь (выбрать неправильный ответ)
а) великий полководец; б) был очень богат; в) его поддерживали бедняки;
г) его противником в борьбе за власть был Марк Антоний; д) был убит заговорщиками;
Октавиан Август (выбрать неправильный ответ)
а) считается первым императором; б) был внучатым племянником Цезаря; в) был хилым и болезненным человеком; г) победил Антония; д) совершенно не заботился о своей безопасности;
Великим актёром, поэтом, музыкантом считал себя император
а) Калигула; б) Нерон; в) Траян; г) Марк Аврелий; д) Константин; е) Ромул Август;
Лучшим из императоров римляне считали
а) Калигула; б) Нерон; в) Траян; г) Марк Аврелий; д) Константин; е) Ромул Август;
Первые христиане (выбрать неправильный ответ)
а) считали Иисуса Сыном Божьим; б) подвергались страшным гонениям;
в) считали, что перед Богом все равны; г) готовились захватить власть в Риме;
д) были очень храбрыми и честными людьми;
Земледельцы, бравшие землю для обработки на несколько лет назывались
а) «рабы с хижиной»; б) колоны; в) вандалы; г) варвары;
Главный лозунг римской бедноты:
а) «Разделяй и властвуй»; б) «Хлеба и зрелищ»;
в) «Не обманешь – не продашь»; г) «А нам всё равно»;
Первым императором, принявшим христианство был
а) Калигула; б) Нерон; в) Траян; г) Марк Аврелий; д) Константин; е) Ромул Август;
Западную Римскую империю уничтожили
а) гунны; б) германцы; в) славяне; г) викинги; д) галлы;
Последним императором Западной Римской империи был
а) Калигула; б) Нерон; в) Траян; г) Марк Аврелий; д) Константин; е) Ромул Август;
вариант 2
Основателем и первым царём Рима считается
а) Ромей; б) Рем; в) Римус; г) Рама; д) Роман; е) Ромул;
Рим находится на
а) Пиринейском полуострове; б) Балканском полуострове;
в) Скандинавском полуострове; г) Апеннинском полуострове;
Древние римляне говорили
а) на итальянском языке; б) на латинском языке;
в) на римском языке;г) на галльском языке;
Потомки основателей и первых жителей Рима назывались
а) патриции; б) аристократы; в) демос; г) плебеи; д) консулы;
Потомки переселенцев назывались
а) патриции; б) аристократы; в) демос; г) плебеи; д) консулы;
Своих царей римляне
а) назначали по жребию; б) выбирали пожизненно; в) выбирали на 7 лет; г) выборы были формальностью, так как царём, по закону, становился сын предыдущего царя;
Последним царём Рима считается
а) Пирр; б) Тарквиний Гордый; в) Юлий Цезарь; г) Ромул Август;
Всего в Риме правило
а) 5 царей; б) 6 царей; в) 7 царей; г) 9 царей; д) 12 царей;
Легион – это
а) командир римского войска; б) римское войско;
в) камнеметательное орудие; г) знамя римского войска;
Что такое «Пиррова победа»?
а) победа, равносильная поражению; б) случайная победа;
в) нечестно добытая победа; г) великая победа;
Государство, в котором правителей выбирают на определённый срок называется
а) монархия; б) империя; в) демократия; г) республика;
Для защиты своих прав плебеи выбирали
а) консулов; б) аристократов; в) народных трибунов; г) демосов; д) патрициев;
Всей полнотой власти в Риме обладал
а) Парламент; б) Совет старейшин; в) Конгресс; г) Сенат; д) Совет пятисот;
В Первой Пунической войне римляне
а) захватили остров Сицилия; б) осадили Карфаген, но взять не смогли;
в) потерпели жесточайшее поражение; г) Карфагеняне едва не захватили Рим, но его спасли гуси;
Ганнибал и его войско попали в Италию
а) высадив морской десант в устье Тибра; б) совершив переход через Альпы;
в) переплыв на лодках с острова Сицилия; г) замаскировавшись под купеческий караван;
Самая великая победа Ганнибала
а) при Гавгамелах; б) при Гранике; в) при Иссе; г) при Каннах;
Победитель Ганнибала – это
а) Сулла; б) Красс; в) Антоний; г) Цезарь; д) Сципион;
Карфагеняне говорили на
а) финикийском языке; б) латинском языке; в) египетском языке; г) неизвестном языке;
Что неправильно?
а) рабы в Риме стоили дороже, чем во всех других странах; б) только в Риме рабы могли быть образованнее своих хозяев; в) в Риме не было долгового рабства; г) ни в одном государстве мира не было такого огромного числа рабов; д) римские рабы могли выкупиться на свободу;
Гладиаторами становились (выбрать неправильный ответ)
а) по желанию хозяина;б) по собственному желанию; в) наиболее сильные военнопленные; г) пойманные беглые рабы; д) по приговору суда;
Спартак – это
а) бывший римский воин;б) римский полководец, несправедливо отправленный в отставку; в) беглый раб; г) хозяин школы гладиаторов; д) бывший гладиатор;
Чем закончилось восстание Спартака?
а) Спартак вывел своих людей в Германию и их дальнейшая судьба неизвестна;
б) Спартак захватил Рим, стал императором, но через год был отравлен;
в) Спартак увёл своё войско на остров Сицилию, где основал своё государство;
г) наёмный убийца убил Спартака, и его войско разбежалось;
д) Спартак потерпел поражение и погиб в бою;
Гай Юлий Цезарь (выбрать неправильный ответ)
а) великий полководец; б) был очень богат; в) его поддерживали бедняки;
г) его противником в борьбе за власть был Марк Антоний; д) был убит заговорщиками;
Октавиан Август (выбрать неправильный ответ)
а) совершенно не заботился о своей безопасности; б) был внучатым племянником Цезаря; в) был хилым и болезненным человеком; г) победил Антония; д) считается первым императором;
Великим актёром, поэтом, музыкантом считал себя император
а) Ромул Август; б) Нерон; в) Марк Аврелий; г) Траян; д) Константин; е) Калигула;
Лучшим из императоров римляне считали
а) Ромула Августа; б) Нерона; в) Марка Аврелия; г) Траяна; д) Константина; е) Калигулу;
Первые христиане (выбрать неправильный ответ)
а) считали Иисуса Сыном Божьим; б) подвергались страшным гонениям;
в) готовились захватить власть в Риме; г) считали, что перед Богом все равны;
д) были очень храбрыми и честными людьми;
Земледельцы, бравшие землю для обработки на несколько лет назывались
а) «рабы с хижиной»; б) варвары; в) вандалы; г) колоны;
Главный лозунг римской бедноты:
а) «Разделяй и властвуй»; б) «А нам всё равно»;
в) «Не обманешь – не продашь»; г) «Хлеба и зрелищ»;
Первым императором, принявшим христианство был
а) Ромул Август; б) Нерон; в) Марк Аврелий; г) Траян; д) Константин; е) Калигула;
Западную Римскую империю уничтожили
а) гунны; б) галлы; в) славяне; г) викинги; д) германцы;
Последним императором Западной Римской империи был
а) Ромул Август; б) Нерон; в) Марк Аврелий; г) Траян; д) Константин; е) Калигула;
Римляне в разное время захватили (выбрать неправильный ответ)
а) Галлию; б) Южную Германию; в) Северную Индию; г) Сирийское царство;
д) Египет;е) Македонию; ж) Британию;
Учебно-методический комплект для обучающегося:
Учебник Уколова В. И. «История Древнего мира». 5 кл, М., «Просвещение», 2009 г.
Годер Г.И. и др. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 1,2. 5 кл., М., «Просвещение», 2006 г.
Атлас и контурные карты по истории Древнего мира. 5 класс, М., Дрофа, ДИК, 2007 г.
Майков А. Н. История: введение в историю: 5 класс. – М., Вентана–Граф, 2011 г.
Методическая литература:
Годер Г.И. и др. Методическое пособие для учителя по истории Древнего мира. М., «Просвещение», 2003 г
Арсланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира. М., «ВАКО», 2004 г.
24