Рабочая программа по истории, 7 класс (УМК Н. В. Загладина)
Планируемые результаты изучения истории Нового времени
Название раздела |
Предметные |
метапредметные |
личностные |
|
Ученик научится |
Ученик получит возможность научиться |
|||
Европа в конце ХV— начале XVII в.
|
Выпускник научится: применение основных хронологических понятий, терминов (век, его четверть, треть); • локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; • использовать историческую карту как источник информации, анализировать карту «Мир на заре нового времени», об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.; систематизировать информацию и наносить ее на контурную карту • анализировать информацию различных источников всеобщей истории Нового времени; • составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп , рассказывать о значительных событиях и личностях данного периода, • систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по истории Европы в конце ХV— начале XVII в. Определять причины, предпосылки и последствия географических открытий, характеризовать деятельность конкистадоров. Объяснять значение абсолютизма для развития общества . Объяснять процесс модернизации в Европе в XVI-XVII вв. Определять причины и последствия Реформации; составлять исторический портрет личности, высказывать суждения о значении его идей |
Выпускник получит возможность научиться: • используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие государств Европы в конце ХV— начале XVII в. • использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.); • сравнивать развитие стран Европы в конце ХV— начале XVII в., объяснять, в чем заключались общие черты и особенности; • применять знания при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.
|
Регулятивные УУД 1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности 2. Умение планировать пути достижения целей (при помощи учителя) 3. Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата 4. Владение основами самоконтроля, самооценки Познавательные УУД Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии (при помощи учителя) Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач Смысловое чтение. Коммуникативные УУД - Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; - организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью, · соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей; · высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; · принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником; · создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств; Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий: · целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач · использовать компьютерные технологии для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: написание докладов, рефератов, создание презентаций и др.; · использовать информацию с учетом этических и правовых норм; · соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
|
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XVII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; понимание гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира. 2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования в мире профессий и профессиональных предпочтений, 3. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
|
Страны Европы и Северной Америки в середине XVII—ХVIII в.
|
• использовать историческую карту как источник информации о границах государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.; • анализировать информацию различных источников по истории Нового времени; • объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов истории Стран Европы и Северной Америки в середине XVII—ХVIII в. (английской революции XVII в., становление абсолютизма, Реформации и Контрреформации); • раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития стран в Новое время, причины и значение «революции цен» для развития экономики, грарной революции; б) эволюции политического строя в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) раскрывать смысл понятий капитализм, мануфактура, меркантелизм, протекционизм; е) художественной культуры Нового времени; |
• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие государств стран Европы и Северной Америки в середине XVII—ХVIII в. • использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.); • сравнивать развитие стран Европы и Северной Америки в середине XVII—ХVIII в., объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;
|
||
Страны Востока в XVI—XVIII вв.
|
• использовать историческую карту как источник информации о границах государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, завоеваний, колонизации • объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов истории Стран Востока в XVI—XVIII вв.
|
• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие стран Востока в XVI—XVIII вв. • использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
сравнивать развитие стран Европы и стран Востока в XVI—XVIII вв., объяснять, в чем заключались общие черты и особенности; |
||
Россия в XVI – XVII вв.: от великого княжества к царству. |
||||
Р а з д е л I. Россия в XVI веке.
|
соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время; • использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.; • объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов истории России в XVI веке (реформ, взаимодействий между народами и др.); • описание условий существования, основных занятий, образа жизни народов России, исторических событий и процессов; составление и анализ генеалогических схем и таблиц; • использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности персоналий и др.); определение и использование исторических понятий и терминов: Местничество. Избранная рада. Реформы. Челобитная. Самодержавие. Государев двор. Сословно-представительная монархия. Земские соборы. Приказы. Опричнина.; описывать территориальные границы России в динамике, разбираться в истоках опричного террора в России, составлять схемы и давать сравнительное описание органов системы управления Россией, составлять обобщающие таблицы, объяснять изученные положения на конкретных примерах, давать развернутую характеристику исторической личности с привлечением дополнительной информации; раскрывать цели, итоги внешней политики России в XVI веке
|
• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России в XVI в. • сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности; • использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
|
Регулятивные УУД 1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности 2. Умение планировать пути достижения целей (при помощи учителя) 3. Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата 4. Владение основами самоконтроля, самооценки Познавательные УУД Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии (при помощи учителя) Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач Смысловое чтение. Коммуникативные УУД - Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; - организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью, · соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей; · высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; · принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником; · создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств; Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий: · целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач · использовать компьютерные технологии для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: написание докладов, рефератов, создание презентаций и др.; · использовать информацию с учетом этических и правовых норм; · соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
|
4. Формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего многообразие современного мира. 5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями; обсуждение и оценивание своих достижений и достижений других обучающихся под руководством педагога; · 6. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, расширение опыта конструктивного взаимодействия в школьном и социальном общении. 7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; освоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах. 8. Формирование эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, уважение к истории культуры своего Отечества, потребность в общении с художественными произведениями)
|
Р а з д е л II. Смута в России
|
соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время; • использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний • объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов истории Смутного времени в России • сопоставление (с помощью учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей; • определение и аргументация собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого; составление и анализ генеалогических схем и таблиц; определение и использование исторических понятий и терминов: «Заповедные лета», «урочные лета», выделять этапы закрепощения крестьян, составлять схемы, давать развернутую характеристику исторической личности с привлечением дополнительной информации (Михаил Романов, Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский);обобщать сведения в форме таблицы, дать оценку событий Смутного времени, выразить свое отношение к роли национально- освободительного движения в истории Смутного времени, определять историческое значение окончания Смуты и восстановление российской государственности, давать сравнительную характеристику Первого и Второго ополчения |
• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.); • сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности; • применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических памятников своего города, края и т. д.
|
||
Р а з д е л III. Россия в XVII веке
|
соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время; • использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, • объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов истории России в XVII веке (социальных движений, реформ, взаимодействий между народами и др.); • раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России в XVII веке ; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); определение и использование исторических понятий и терминов: Крепостное право. Соборное уложение. Казачество, гетман. Засечная черта. Самозванство. Посад. Слобода. Мануфактура. Ярмарка. Старообрядчество. Раскол. Парсуна. Полки нового (иноземного) строя. Стрельцы. Ясак. характеризовать политику первых Романовых, описывать территориальные границы России в динамике, выделять особенности формирования сословий, их прав и обязанностей; описывать различные сословия в XVII в., выделять новые черты в экономическом развитии России XVII в., раскрывать на примерах уровень развития хозяйства и торговли, в том числе и с опорой на карту; • установление синхронистических связей истории России и стран Европы и Азии в XVII вв.; • сопоставление (с помощью учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей; • сравнение (под руководством учителя) свидетельств различных исторических источников, выявление в них общих черт и особенностей; • описание условий существования, основных занятий, образа жизни народов России, исторических событий и процессов; • сопоставление развития Руси и других стран в период Средневековья, выявление общих черт и особенностей (в связи с понятиями «централизованное государство», «всероссийский рынок» и др.); понимание взаимосвязи между социальными явлениями и процессами, их влияния на жизнь народов России; • использование знаний о месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период; • систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам; |
• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России в XVII в. • сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности; • использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
|
|
|
Р а з д е л IV. Культурное пространство
|
соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время; • составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России, памятников материальной и художественной культуры; давать сравнительную характеристику дворцового и народного быта, рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной истории Нового времени; составление с привлечением дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, рассуждение об их художественных достоинствах и значении; • понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период, личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов России. • высказывание суждений о значении и месте исторического и культурного наследия предков; • поиск информации в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках, фрагментах летописей, правовых документов, публицистических произведений и др.); • систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам |
• применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д. • сравнивать культурное развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности; • использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
|
|
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
Веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества
Формирование основ экологической культуры |
Р а з д е л V. Региональный компонент |
соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время; • поиск и презентация материалов истории своего края, страны, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной Российской Федерации;
• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам; |
• применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.
|
|
Пояснительная записка
1. Рабочая программа разработана в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы «История» 5-9 классы («Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам». М.: Просвещение, 2010 г. 94 с.), программы курса « История России». 6-7 класс /авт.-сост. Стрелова О.Ю . – М.: ООО «Русское слово – учебник, 2012. – 70 с. – (ФГОС. Инновационная школа), а также на основе Базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30.08.2010 г. № 889.
Примерной образовательной программы основного общего образования. Учебного плана школы.
Программа ориентирована на УМК:
Всеобщая история. История нового времени. 7 класс. (О.В. Дмитриева 2017г. «Русское слово»)
История России XVI-XVIII века/М., Пчелов Е.В. 2017г.
Гилязов И.А., Пискарев В.И. История Татарстана и Татарского народ. (вторая пол. XVI- XVIIвв) /Казань, 2017
2. Адресат. Программа рекомендована учащимся для обучения истории в 7 классе общеобразовательной школы.
3. Объем и сроки обучения.
Программа по истории общим объемом 70 часов изучается в течение учебного года, согласно Базисному учебному плану МБОУ «Егоркинская СОШ»
4. Роль и место дисциплины курса.
Курс входит в число дисциплин включенных в учебный план для образовательных учреждений РФ, особое место данного курса обусловлено необходимостью формирования представлений о единстве и многообразии исторического и культурного пространства мира Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5–9 классах в общем объеме 350 часов, в 7 классе по 2 часа в неделю (70 часов), что является оптимальным для изучения дисциплины.
Предмет «история» в 7 – ом классе включает два курса: история нового времени – 28 часов и истории России – 42 часов (согласно Примерной программы основного общего образования по истории). Предполагается последовательное изучение двух курсов.
В рабочей программе увеличено количество уроков на прохождение темы, связанных с историей и деятельностью князей. На 2-х уроках по изучению нового материала, выделено время для проведения проверки знаний дат и понятий (15-20 минут).
Реализация данной программы предполагает широкое использование межпредметных связей с географией, изобразительным искусством, литературой, обществознанием.
5. Актуальность.
Актуальность программы в научном аспекте обосновывается фундаментальностью процессов и событий истории Средних веков , оказавших кардинальное влияние на весь ход развития мировой цивилизации. В социальном аспекте актуальность программы обусловлена тем, что способствует развитию личностного потенциала обучаемых, социализации молодого поколения в современном обществе в понимании многообразия современного мира.
6. Особенности программного материала.
Предлагаемая программа построена на основе УМК Инновационная школа издательства «Русское слово». Базой данного курса является учебник, который полностью соответствует современным методологическим концепциям обучения, богат социокультурным компонентом, а также предлагает новые педагогические технологии, направленные на реализацию Федерального государственного образовательного стандарта в практической деятельности учителя. Объем и качественное представление материла данного УМК не входит в противоречие с типовой государственной программой.
В программе применяются нового образца учебные мультимедийные издания. Применяется проблемный подход в обучении . Основное внимание в программе уделено изучению документального материала в процессе самостоятельной учебной деятельности. Учащиеся учатся работать с первоисточниками..
Программа соответствует параметрам:
Ступень образования – основная школа.
Вид занятий – основные уроки.
Уровень освоения программы учащимися – расширенный.
Характер классов – общие.
Принцип организации учебного материала – расширение содержания исторического материала программы для общеобразовательных классов.
7. Целевая установка.
Главная цель изучения истории - образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
Задачи обучения.
Предметные задачи:
овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
формирования умения воспринимать событие, явление в пространстве и времени, в историческом движении, вычленять периоды и этапы исторического процесса.
Межпредметные задачи:
овладение законченным систематизированным комплексом социально значимой информации, почерпнутой также на уроках обществознания, географии, литературы, естествознания.
Личностные задачи:
формирование у учащихся ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
В преподавании истории предполагается реализовать компетентностный, системно-деятельностный, личностно-ориентированный подходы.
8. Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, уроков-бесед, практических занятий, экскурсий, конференции, игровых занятий. уроки – практикумы с печатными и раздаточными материалами, видео-уроки, уроки медиа-презентации.
9. Взаимосвязь коллективной (аудиторной) и самостоятельной работы обучаемых.
При изучении курса для обучаемых предусмотрены большие возможности для самостоятельной работы, а именно использование заданий, требующих поиска, переработки и представления информации в новом виде. Освоение курса предполагает изменения роли ученика и учителя в учебном процессе относительно традиционной парадигмы, а также учета динамики передачи ученику ответственности за собственное учение. В ходе прохождения программы, обучающиеся самостоятельно могут выбирать уровень сложности и характер задания, роль и характер участия в групповой работе, выполнять исследовательские задания на разрешение проблем и проектные работы.
10. Структура программы.
Основу школьного курса истории составляют следующие содержательные линии:
Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов.
Исторические пространство – историческая карта мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, этнических, социальных характеристик развития человечества.
Историческое движение:
эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники;
формирование и развитие человеческих общностей – социальных, религиозных и др.;
образование и развитие государств, их исторические формы и типы;
история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных учений; развитие научного знания и образования; развитие духовной и художественной культуры; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;
развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории.
Сквозная линия, пронизывающая и связывающая – человек в истории. Она предполагает характеристику: а)условий жизни и быта людей в различные исторические эпохи; б)их потребностей, интересов, мотивов действий; в)восприятие мира, ценностей.
11. Формы контроля.
Формами текущего и итогового контроля являются контрольные срезы, тестовые формы контроля, выполнение практических работ, работа по источникам, контрольные работы в форме тестов по типу ГИА.
12. Учебно-методическое обеспечение
Учебно-методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией данной программы, планируемыми результатами.
· Учебно-методическое обеспечение включает:
· Всеобщая история. История нового времени. 7 класс. (О.В. Дмитриева 2017г. «Русское слово»)
· История России XVI-XVIII века/М., Пчелов Е.В. 2017г.
· Гилязов И.А., Пискарев В.И. История Татарстана и Татарского народ. (вторая пол. XVI- XVIIвв) /Казань, 2017
13. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.
Предполагается, что изучение данного курса истории способствует развитию у учащихся значительного круга компетенций:
учебно-познавательной;
информационно-коммуникативной;
социально-адаптивной.
Предметные результаты изучения истории учащимися включают:
овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Выпускник научится:
работать с хронологией; историческими фактами, работать с фактами: характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
Работать с историческими источниками: читать историческую карту с опорой на легенду; проводить поиск необходимой информации в одном источнике
Описывать (реконструкция): рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; характеризовать условия и образ жизни, занятия людей , на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, составлять описание.
Различать факт (событие) соотносить единичные исторические факты , называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
Выпускник получит возможность научиться:
-указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории; -
работать с учебной и внешкольной , использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
-использовать текст исторического источника при ответе на вопросы,
-показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий
-рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника,
-объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории
Метапредметные результаты
-способность сознательно организовывать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией , использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками,
Личностные результаты
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества,
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Учащиеся должны владеть:
способностью решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); -
чувством патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами.
14. Универсальные учебные действия.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Функции универсальных учебных действий включают:
обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;
обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться. Данная способность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целей, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: 1)учебные мотивы, 2)учебную цель, 3)учебную задачу, 4)учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
Виды универсальных учебных действий.
В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока: 1)личностный; 2)регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3)познавательный; 4)коммуникативный. В основу учебной программы положен личностно-ориентированный подход к младшему подростку на основе компетентностного подходов, во взаимодействии категорий «знания» + «деятельность».
Универсальные учебные действия |
||||
Личностные |
Регулятивные |
Познавательные |
Коммуникативные |
|
Развитие: - умения соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами; - знания моральных норм; - умения выделять нравственный аспект поведения; - ориентация в межличностных отношениях; - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. |
Формирование умения: - ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; - планировать; - прогнозировать; - контролировать (сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона); - корректировать; - оценивать. Развитие: - способности к мобилизации сил и энергии; -способности к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта); - способности к преодолению препятствий. |
Развитие: -умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; -структурировать знания; -синтезировать; -умения работать с текстом. Формирование: -умения рефлексировать способы действия; -умения контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; -ориентации не только на правила, но и на условия их применимости; -выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; -умения выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. |
Формирование: - умения сознательно ориентироваться на позиции других людей (прежде всего партнера по общению или деятельности); - умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; - умения постановки вопросов – инициативного сотрудничества в поиске и сборе информации; - умения разрешения конфликтов; - умения принимать решение и реализовывать его. Развитие: - умения участвовать в коллективном обсуждении проблем; - умения интегрироваться в группу сверстников; - строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; - умения формулировать несложные выводов. |
Календарно-тематическое планирование
УМК
- Всеобщая история. История нового времени. 7 класс. (О.В. Дмитриева 2017г. «Русское слово»)
- История России XVI-XVIII века/М., Пчелов Е.В. 2017г.
№ |
Изучаемый раздел, тема урока |
Количество часов |
Календарные сроки |
||
Планируемые сроки |
Фактические сроки |
||||
Великие географические открытия |
3 |
|
|
||
1. |
Введение: «Новое время: понятие и хронологические рамки.» |
1 |
|
|
|
2. |
В поисках Индии. |
1 |
|
|
|
3. |
Мир поделенный попалам. |
1 |
|
|
|
4. |
Новые миры, новые горизонты. |
1 |
|
|
|
Меняющийся облик Европы |
3 |
|
|
||
5. |
Развитие техники. |
1 |
|
|
|
6. |
Рождение капитализма. |
1 |
|
|
|
7. |
Повседневная жизнь европейцев в XVI- XVIIвв. |
1 |
|
|
|
|
ЕВРОПЕЙСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. |
|
|
|
|
8. |
Эпоха титанов. Культура Высокого Возрождения в Италии. |
1 |
|
|
|
9. |
Гуманизм за Альпами. |
1 |
|
|
|
10. |
Повторение и Обобщение. |
|
|
|
|
Реформация и контрреформация в Европе. 2 |
|
|
|||
11. |
Реформация и Крестьянская война в Германии |
1 |
|
|
|
12. |
Борьба за души и умы. Реформация и Контрреформация в XVI. |
1 |
|
|
|
Государства Западной Европы в XVI- XVIIвв 6 |
|
|
|||
13. |
Империя в которой «никогда не заходило солнце» |
1 |
|
|
|
14. |
Нидерланды против Испании. |
1 |
|
|
|
15. |
Под знаком двойной розы. Англия в перв. пол. XVIв. |
1 |
|
|
|
16. |
Британия-владычица морей. Англия при Елизавете Тюдор. |
1 |
|
|
|
17. |
Франция на пути к абсолютизму. |
1 |
|
|
|
18. |
Международные отношения XVI- XVIIвв |
1 |
|
|
|
Наука и Культура в конце XVI- XVIIвв 2 |
|
||||
19. |
Начало революции в естествознании |
1 |
|
|
|
20. |
Литература и искусство XVI- XVIIвв |
1 |
|
|
|
Взлеты и падения монархий |
3 |
|
|
||
21. |
Французская монархия в зените: Людовик XIV-«король-солнце» |
1 |
|
|
|
22. |
Английская революция 1640-1660гг |
1 |
|
|
|
23. |
Становление английской парламентской монархии. |
1 |
|
|
|
Восток и Запад: две стороны единого мира 2 |
|
||||
24 |
Великие державы Азии в XVI- XVIIвв |
1 |
|
|
|
25 |
«Запретные страны»: Китай и Япония XVI- XVIIвв |
1 |
|
|
|
26 |
Обобщение: «Западной Европы в XVI- XVIIвв |
1 |
|
|
|
27. Повторение: «История Нового времени XVI- XVIIвв
Россия в XVI веке. |
1 |
|
|
||
28 |
Завершение объединения русских земель. |
1 |
|
|
|
29-30 |
Иван-Грозный –первый русский царь. |
1 |
|
|
|
31 |
Внешняя политика России при Иване Грозном. |
1 |
|
|
|
32 |
Опричное лихолетье и конец московской династии Рюриковичей. |
1 |
|
|
|
33 |
Русская православная церковь в XVI в. |
1 |
|
|
|
34 |
Русская культура XVI веке. |
1 |
|
|
|
35 |
Повторение: «Создание Московского царства» |
1 |
|
|
|
36 |
В преддверии Смуты. |
1 |
|
|
|
37 |
Лжедмитрия I. |
1 |
|
|
|
38 |
Правление Василия Шуйского. |
1 |
|
|
|
39 |
Лжедмитрий II. Вторжение. |
1 |
|
|
|
40 |
Междуцарствие(1610-1613) |
1 |
|
|
|
41 |
Второе ополчение и освобождение Москвы. |
1 |
|
|
|
42 |
Повторение: «Смутное время» |
1 |
|
|
|
43 |
Правление Михаила Федоровича (1613-1645) |
1 |
|
|
|
44 |
Правления Алексея Михайловича (1645-1676 |
1 |
|
|
|
45 |
Россия в XVII веке. |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
||
46 |
Русская деревня в XVIIвеке. |
1 |
|
|
|
47-48 |
Присоединение Украины к России. |
2 |
|
|
|
49 |
Раскол в Русской православной церкви. |
1 |
|
|
|
50- 51 |
Народные волнения в 1660-1670 годы. |
2 |
|
|
|
52-53 |
Наследники Алексея Михайловича. |
1 |
|
|
|
54-55 |
Освоение Сибири и Дальнего Востока в XVII веке. |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
||
56 |
Просвещение, литература и театр в XVII веке. |
1 |
|
|
|
57 |
Искусство в XVII веке. |
1 |
|
|
|
58 |
Жизнь и быт различных сословий. |
1 |
|
|
|
59-60 |
Повторение: «Россия при первых Романовых» |
|
|
|
|
Региональный компонент |
10 |
|
|
||
61-62 |
Трудный путь вхождения в Московское государство. |
2 |
|
|
|
6364 |
Создание системы управления покоренным краем. |
2 |
|
|
|
65-66 |
Социально-экономическая жизнь края во втор. пол. XVI- XVIIвв. Первые попытки христианизации. |
2 |
|
|
|
67-68 |
Край в Смутное время и после него. |
2 |
|
|
|
69 |
Повторение «История Татарстана во втор. пол. XVI- XVIIвв.» |
1 |
|
|
|
70 |
Итоговое повторение. |
1 |
|
|
|