Рабочая программа по математике (6 класс, УМК С. М. Никольского)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
Стеченская средняя общеобразовательная школа
Погарского района Брянской области
УТВЕРЖДЕНО
Приказом №______от «___»_________2017года
Директор школы Р. Н. Ермощенко
Рабочая программа
по математике
6 класс
базовый уровень
СОСТАВИТЕЛЬ:
Камозина Ирина Анатольевна
учитель, кв./категория - первая,
образование - высшее
РАССМОТРЕНО |
СОГЛАСОВАНО |
ПРИНЯТО |
на заседании МО |
зам. директора по УВР |
педагогическим советом |
Протокол № _____ от______ |
__________ С. В. Зенченко
|
№ ___ от___________ |
с. Стечна
2017 – 2018 учебный год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания предмета.
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
первоначального представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
критичности мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач;
умения контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
формирования способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умения осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
способности адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
умения устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
умения создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
развития способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирования учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
первоначального представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники;
развития способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умения находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умения понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умения выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;
понимания сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
способности планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
предметные:
1) умения работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), развития способности обосновывать суждения, проводить классификацию;
владения базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, процентах, об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник, многогранник, круг, окружность, шар, сфера и пр.), формирования представлений о статистических закономерностях в реальном мире и различных способах их изучения;
умения выполнять арифметические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
умения пользоваться изученными математическими формулами;
знания основных способов представления и анализа статистических данных; умения решать задачи с помощью перебора всех возможных вариантов;
умения применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
Рациональные числа
Ученик научится:
понимать особенности десятичной системы счисления;
владеть понятиями, связанными с делимостью натуральных чисел;
выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации;
сравнивать и упорядочивать рациональные числа;
выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приемы вычислений, применение калькулятора;
использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами, в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчеты.
Ученик получит возможность:
познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями, отличными от 10;
углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости;
научиться использовать приемы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.
Действительные числа
Ученик получит возможность:
развить представление о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; о роли вычислений в человеческой практике;
развить и углубить знания о десятичной записи рациональных чисел.
Измерения, приближения, оценки
Ученик научится:
использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближенными значениями величин.
Ученик получит возможность:
понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближенными;
понять, что погрешность результата вычислений должна быть соизмерима с погрешностью исходных данных.
Наглядная геометрия
Ученик научится:
распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;
распознавать развертки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;
строить развертки куба и прямоугольного параллелепипеда;
определять по линейным размерам развертки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;
вычислять объем прямоугольного параллелепипеда.
Ученик получит возможность:
вычислять объемы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
применять понятие развертки для выполнения практических расчетов.
Содержание учебного предмета, курса
Отношения, пропорции, проценты (26 часов)
Отношение чисел и величин. Масштаб. Деление числа в заданном отношении. Пропорции. Прямая и обратная пропорциональность. Понятие о проценте. Задачи на проценты. Круговые диаграммы. Задачи на перебор всех возможных вариантов. Вероятность события.
Основная цель – восстановить навыки работы с натуральными и рациональными числами, усвоить понятия, связанные с пропорциями и процентами.
Целые числа (34 часа)
Отрицательные целые числа. Противоположное число. Модуль числа. Сравнение целых чисел. Сложение целых чисел. Законы сложения целых чисел. Разность целых чисел. Произведение целых чисел. Частное целых чисел. Распределительный закон. Раскрытие скобок и заключение в скобки. Действия с суммами нескольких слагаемых. Представление целых чисел на координатной оси.
Основная цель – научить учащихся работать со знаками, так как арифметические действия над их модулями – натуральными числами – уже хорошо усвоены.
Рациональные числа (38 часов)
Отрицательные дроби. Рациональные числа. Сравнение рациональных чисел. Сложение и вычитание дробей. Умножение и деление дробей. Законы сложения и умножения. Смешанные дроби произвольного знака. Изображение рациональных чисел на координатной оси. Уравнения. Решение задач с помощью уравнений.
Основная цель – добиться осознанного владения школьниками арифметических действий над рациональными числами.
Десятичные дроби (34 часа)
Понятие положительной десятичной дроби. Сравнение положительных десятичных дробей. Сложение и вычитание десятичных дробей. Перенос запятой в положительной десятичной дроби. Умножение положительных десятичных дробей. Деление положительных десятичных дробей. Десятичные дроби и проценты. Десятичные дроби любого знака. Приближение десятичных дробей. Приближение суммы, разности, произведения и частного двух чисел.
Основная цель – научить учащихся действиям с десятичными дробями и приближёнными вычислениями.
Обыкновенные и десятичные дроби (24 часа)
Разложение положительной обыкновенной дроби в конечную десятичную дробь. Бесконечные периодические десятичные дроби. Непериодические бесконечные периодические десятичные дроби. Длина отрезка. Длина окружности. Площадь круга. Координатная ось. Декартова система координат на плоскости. Столбчатые диаграммы и графики.
Основная цель – познакомить учащихся с периодическими и непериодическими десятичными дробями (действительными числами); научить приближенным вычислениям с ними.
Повторение (19 часов)
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№ п/п |
Тема урока |
Количество часов |
Дата |
|
план |
факт |
|||
|
Повторение изученного материала 5-го класса |
3 |
|
|
1 |
Арифметические действия с обыкновенными дробями |
1 |
|
|
2 |
Решение задач на части |
1 |
|
|
3 |
Решение задач на движение. Вводный срез |
1 |
|
|
|
Глава 1. Отношения, пропорции, проценты |
26 |
|
|
4 |
Отношения чисел и величин |
1 |
|
|
5 |
Решение заданий на отношение чисел и величин |
1 |
|
|
6 |
Определение масштаба |
1 |
|
|
7 |
Решение задач на масштаб |
1 |
|
|
8 |
Деление числа в заданном отношении |
1 |
|
|
9 |
Решение заданий на деление числа в заданном отношении |
1 |
|
|
10 |
Решение задач на движение на деление числа в данном отношении |
1 |
|
|
11 |
Пропорции |
1 |
|
|
12 |
Основное свойство пропорции |
1 |
|
|
13 |
Решение пропорций |
1 |
|
|
14 |
Понятие прямой пропорциональности |
1 |
|
|
15 |
Решение задач на прямую пропорциональность |
1 |
|
|
16 |
Понятие обратной пропорциональности |
1 |
|
|
17 |
Решение задач на обратную пропорциональность |
1 |
|
|
18 |
Контрольная работа №1 «Отношения чисел. Масштаб. Пропорции.» |
1 |
|
|
19 |
Анализ контрольной работы. Понятие о проценте |
1 |
|
|
20 |
Решение заданий на понятие процента |
1 |
|
|
21 |
Решение задач на процентное соотношение |
1 |
|
|
22 |
Задачи на проценты |
1 |
|
|
23 |
Задачи на нахождение процента от числа |
1 |
|
|
24 |
Задачи на нахождении числа по его проценту |
1 |
|
|
25 |
Круговые диаграммы |
1 |
|
|
26 |
Решение заданий на построение круговых диаграмм |
1 |
|
|
27 |
Решение занимательных задач на составление пропорций |
1 |
|
|
28 |
Решение занимательных задач на проценты |
1 |
|
|
29 |
Контрольная работа№2 «Проценты » |
1 |
|
|
|
Глава 2. Целые числа. |
34 |
|
|
30 |
Анализ контрольной работы. Отрицательные целые числа |
1 |
|
|
31 |
Решение заданий на определение отрицательных целых чисел |
1 |
|
|
32 |
Противоположные числа |
1 |
|
|
33 |
Модуль числа |
1 |
|
|
34 |
Сравнение целых чисел |
1 |
|
|
35 |
Решение заданий на сравнение целых чисел |
1 |
|
|
36 |
Сложение чисел одинаковых знаков |
1 |
|
|
37 |
Решение заданий на сложение чисел одинаковых знаков |
1 |
|
|
38 |
Сложение чисел разных знаков |
1 |
|
|
39 |
Решение заданий на сложение чисел разных знаков |
1 |
|
|
40 |
Сложение противоположных чисел |
1 |
|
|
41 |
Законы сложения целых чисел |
1 |
|
|
42 |
Решение заданий на законы сложения целых чисел |
1 |
|
|
43 |
Разность целых чисел |
1 |
|
|
44 |
Правила вычитания целых чисел |
1 |
|
|
45 |
Решение заданий на вычитание целых чисел |
1 |
|
|
46 |
Решение уравнений на вычитание целых чисел |
1 |
|
|
47 |
Произведение целых чисел |
1 |
|
|
48 |
Решение заданий на произведение целых чисел |
1 |
|
|
49 |
Степень целого числа с натуральным показателем |
1 |
|
|
50 |
Частное целых чисел с одинаковыми знаками |
1 |
|
|
51 |
Частное целых чисел с разными знаками |
1 |
|
|
52 |
Решение заданий на частное целых чисел |
1 |
|
|
53 |
Распределительный закон умножения |
1 |
|
|
54 |
Решение заданий на распределительный закон умножения |
1 |
|
|
55 |
Раскрытие скобок в числовом выражении |
1 |
|
|
56 |
Заключение в скобки |
1 |
|
|
57 |
Действия с суммами нескольких слагаемых |
1 |
|
|
58 |
Решение заданий на действия с суммами нескольких слагаемых |
1 |
|
|
59 |
Представление целых чисел на координатной оси |
1 |
|
|
60 |
Решение заданий на представление целых чисел на координатной оси |
1 |
|
|
61 |
Контрольная работа№3 «Целые числа» |
1 |
|
|
62 |
Занимательные задачи на сложение и вычитание целых чисел |
1 |
|
|
63 |
Занимательные задачи на умножение и деление целых чисел |
1 |
|
|
|
Глава3. Рациональные числа |
38 |
|
|
64 |
Отрицательные дроби |
1 |
|
|
65 |
Модуль отрицательной дроби |
1 |
|
|
66 |
Рациональные числа |
1 |
|
|
67 |
Решение заданий с рациональными числами |
1 |
|
|
68 |
Сравнение двух дробей с общим положительным знаменателем |
1 |
|
|
69 |
Сравнение двух дробей с разными положительными знаменателями |
1 |
|
|
70 |
Решение заданий на сравнение рациональных чисел |
1 |
|
|
71 |
Сумма и разность двух дробей с общим положительным знаменателем |
1 |
|
|
72 |
Решение заданий на сумму и разность двух дробей с общим положительным знаменателем |
1 |
|
|
73 |
Сумма и разность двух дробей с разными положительными знаменателями |
1 |
|
|
74 |
Решение заданий на сумму и разность двух дробей с разными положительными знаменателями |
1 |
|
|
75 |
Решение заданий на сложение и вычитание дробей |
1 |
|
|
76 |
Дробь как частное двух чисел |
1 |
|
|
77 |
Умножение и деление дроби на целое число |
1 |
|
|
78 |
Умножение и деление дроби на дробь |
1 |
|
|
79 |
Решение заданий на умножение и деление дробей |
1 |
|
|
80 |
Законы сложения рациональных чисел |
1 |
|
|
81 |
Законы умножения рациональных чисел |
1 |
|
|
82 |
Контрольная работа №4 «Действия с дробями» |
1 |
|
|
83 |
Смешанные дроби произвольного знака |
1 |
|
|
84 |
Сложение смешанных дробей произвольного знака |
1 |
|
|
85 |
Вычитание смешанных дробей произвольного знака |
1 |
|
|
86 |
Умножение смешанных дробей произвольного знака |
1 |
|
|
87 |
Деление смешанных дробей произвольного знака |
1 |
|
|
88 |
Изображение дробей произвольного знака на координатной оси |
1 |
|
|
89 |
Изображение смешанных чисел произвольного знака на координатной оси |
1 |
|
|
90 |
Среднее арифметическое нескольких чисел |
1 |
|
|
91 |
Уравнение. Корень уравнения |
1 |
|
|
92 |
Правило переноса слагаемых из одной части уравнения в другую |
1 |
|
|
93 |
Решение простых уравнений |
1 |
|
|
94 |
Решение сложных уравнений |
1 |
|
|
95 |
Решение задач с помощью уравнений |
1 |
|
|
96 |
Решение задач с помощью простых уравнений |
1 |
|
|
97 |
Решение задач на зависимость двух величин |
1 |
|
|
98 |
Решение задач на движение |
1 |
|
|
99 |
Контрольная работа № 5 «Действия с смешанными числами. Уравнения» |
1 |
|
|
100 |
Занимательные задачи на действия с смешанными числами |
1 |
|
|
101 |
Занимательные задачи на составление уравнений |
1 |
|
|
|
Глава 4. Десятичные дроби |
34 |
|
|
102 |
Понятие положительной десятичной дроби |
1 |
|
|
103 |
Задания на запись положительной десятичной дроби |
1 |
|
|
104 |
Сравнение положительных десятичных дробей |
1 |
|
|
105 |
Решение заданий на сравнение положительных десятичных дробей |
1 |
|
|
106 |
Сложение положительных десятичных дробей |
1 |
|
|
107 |
Решение заданий на сложение положительных десятичных дробей |
1 |
|
|
108 |
Вычитание положительных десятичных дробей |
1 |
|
|
119 |
Решение заданий на вычитание положительных десятичных дробей |
1 |
|
|
110 |
Перенос запятой в положительной десятичной дроби вправо на несколько цифр |
1 |
|
|
111 |
Перенос запятой в положительной десятичной дроби влево на несколько цифр |
1 |
|
|
112 |
Умножение положительных десятичных дробей |
1 |
|
|
113 |
Вычисление произведения положительных десятичных дробей |
1 |
|
|
114 |
Решение заданий на умножение положительных десятичных дробей |
1 |
|
|
115 |
Решение задач на умножение положительных десятичных дробей |
1 |
|
|
116 |
Деление положительных десятичных дробей |
1 |
|
|
117 |
Вычисление частного положительных десятичных дробей |
1 |
|
|
118 |
Решение заданий на деление положительных десятичных дробей |
1 |
|
|
119 |
Решение задач на деление положительных десятичных дробей |
1 |
|
|
120 |
Контрольная работа № 6 «Действия с положительными десятичными дробями» |
1 |
|
|
121 |
Десятичные дроби и проценты |
1 |
|
|
122 |
Задания на нахождение процента от числа |
1 |
|
|
123 |
Задания на нахождение числа по его проценту |
1 |
|
|
124 |
Задачи на десятичные дроби и проценты |
1 |
|
|
125 |
Десятичные дроби любого знака |
1 |
|
|
126 |
Решение заданий на десятичные дроби любого знака |
1 |
|
|
127 |
Приближение десятичных дробей |
1 |
|
|
128 |
Значащая цифра десятичной дроби |
1 |
|
|
129 |
Округление десятичных дробей |
1 |
|
|
130 |
Приближение суммы и разности двух чисел |
1 |
|
|
131 |
Приближение произведения двух чисел |
1 |
|
|
132 |
Приближение частного двух чисел |
1 |
|
|
133 |
Контрольная работа № 7 «Десятичные дроби и проценты. Приближение десятичных дробей» |
1 |
|
|
134 |
Занимательные задачи на проценты |
1 |
|
|
135 |
Занимательные задачи на приближение десятичных дробей |
1 |
|
|
|
Глава 5. Обыкновенные и десятичные дроби. |
24 |
|
|
136 |
Разложение положительной обыкновенной дроби в конечную десятичную дробь |
1 |
|
|
137 |
Решение заданий на разложение положительной обыкновенной дроби в конечную десятичную дробь |
1 |
|
|
138 |
Периодические десятичные дроби. |
1 |
|
|
139 |
Решение заданий на бесконечные периодические десятичные дроби. |
1 |
|
|
140 |
Непериодические десятичные дроби. |
1 |
|
|
141 |
Решение заданий на непериодические десятичные дроби. |
1 |
|
|
142 |
Длина отрезка |
1 |
|
|
143 |
Решение задач на построение отрезков |
1 |
|
|
144 |
Решение задач на измерение отрезков |
1 |
|
|
145 |
Длина окружности |
1 |
|
|
146 |
Площадь круга |
1 |
|
|
147 |
Решение задач на нахождение длины окружности и площади круга |
1 |
|
|
148 |
Координатная ось |
1 |
|
|
149 |
Построение точек на координатной оси |
1 |
|
|
150 |
Решение заданий по теме «Координатная ось» |
1 |
|
|
151 |
Декартова система координат на плоскости |
1 |
|
|
152 |
Построение точек в декартовой системе координат на плоскости |
1 |
|
|
153 |
Построение фигур в декартовой системе координат на плоскости |
1 |
|
|
154 |
Столбчатые диаграммы |
1 |
|
|
155 |
Графики |
1 |
|
|
156 |
Построение чтение графиков |
1 |
|
|
157 |
Контрольная работа № 8 «Обыкновенные и десятичные дроби.» |
1 |
|
|
158 |
Занимательные задачи на периодические и непериодические десятичные дроби |
1 |
|
|
159 |
Геометрические занимательные задачи |
1 |
|
|
|
Повторение |
16 |
|
|
160 |
Решение задач на отношение чисел и величин |
1 |
|
|
161 |
Решение задач на масштаб |
1 |
|
|
162 |
Решение пропорций |
1 |
|
|
163 |
Решение задач напрямую и обратную пропорциональность |
1 |
|
|
164 |
Решение задач на проценты |
1 |
|
|
165 |
Сложение и вычитание целых чисел |
1 |
|
|
166 |
Умножение и деление целых чисел |
1 |
|
|
167 |
Арифметические действия с дробями произвольного знака |
1 |
|
|
168 |
Арифметические действия со смешанными дробями произвольного знака |
1 |
|
|
169 |
Решение уравнений |
1 |
|
|
170 |
Решение задач с помощью уравнений |
1 |
|
|
171 |
Арифметические действия с положительными десятичными дробями |
1 |
|
|
172 |
Арифметические действия с десятичными дробями любого знака |
1 |
|
|
173 |
Решение заданий по теме «Обыкновенные и десятичные дроби» |
1 |
|
|
174 |
Итоговая контрольная работа |
1 |
|
|
175 |
Обобщающий урок-игра по изученному материалу |
1 |
|
|