Рабочая программа по истории для 2 курса СПО
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБПОУ «Сахалинский промышленно-экономический техникум»
| УТВЕРЖДАЮ Зам.директора по УР _____________ Е.А. Дубровина «____»___________20__ г. |
Рабочая программа ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
огсэ.02 история
13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования ( по отраслям)
для студентов группы ОЭ-2001
Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования ( по отраслям)
_______________________________________________________________________
Южно-Сахалинск, 2021 г.
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413 и на основе примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины история для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО», протокол № __ от «_____» ________2015г., регистрационный номер рецензии №___ от «__» _____2015г. ФГАУ «ФИРО», | |
| |
Рассмотрено на заседании ПЦК ____________ Протокол № ____ от «___» __________202__ г. Председатель ПЦК __________/ О.Н. Пивоварова Рассмотрено на заседании Протокол № ____ от «___» __________202__ г. Председатель МС___________/ Т.Б. Панфилова | |
| |
Составитель: преподаватель ГБПОУ «СПЭТ», высшей квалификационной категории Макаров В.В.. | |
| |
|
стр. | |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 9 |
условия реализации РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ учебной дисциплины | 14 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 16 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.02.«ИСТОРИЯ»
1.1. Область применения программы.
Рабочая программа учебной дисциплины История является частью ОПОП (программы подготовки специалистов среднего звена) в соответствии с ФГОС по всем специальностям СПО.
Рабочая программа учебной дисциплины История может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО.
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:
Учебная дисциплина История относится к общему гуманитарному и социально-экономическому учебному циклу программы подготовки специалистов среднего звена.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Цель:
Формирование представлений об особенностях развития современной России на основе осмысления важнейших событий и проблем российской и мировой истории последней четверти XX – начала XXI вв.
Задачи:
рассмотреть основные этапы развития России на протяжении последних десятилетий XX – начала XXI вв.;
показать направления взаимовлияния важнейших мировых событий и процессов на развитие современной России;
сформировать целостное представление о месте и роли современной России в мире;
показать целесообразность учета исторического опыта последней четверти XX века в современном социально-экономическом, политическом и культурном развитии России.
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;
выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем.
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);
сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.;
основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;
о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
содержание и назначение важнейших законов и иных нормативных правовых актов мирового и регионального значения.
Процесс изучения учебной дисциплины направлен на формирование элементов следующих общих компетенций в соответствии с ФГОС СПО
Для специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования» (по отраслям
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальная учебная нагрузка 56 часов, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка 48 часов;
самостоятельная работа студентов 8 часов.
Распределение часов, отводимое на освоение учебной дисциплины «История», по семестрам:
№ п\п | Нагрузка обучающегося | Номер семестра | Всего часов | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||
1. | ОГСЭ.02 История | | | | 56 | | | 56 | |
Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося | | | | 48 | | | 48 | ||
В том числе: | Занятий на уроках | - | - | - | 28 | - | - | 28 | |
Лабораторных работ | - | - | - | - | - | - | - | ||
Практических занятий | - | - | - | 20 | - | - | 20 | ||
Самостоятельной работы обучающегося | - | - | - | 8 | - | - | 8 | ||
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета | | | | д\з | | | |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «История»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 56 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 48 |
в том числе: | |
практические занятия | 20 |
Самостоятельная работа студентов (всего) | 8 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.3. Тематический план и содержание учебной дисциплины «История»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
| 2 курс, 4 семестр | | |
Раздел 1. Развитие СССР и его место в мире в 1980-е гг. | | 16 | |
Тема 1.1. Основные тенденции развития СССР к 1980-м гг. | Содержание учебного материала | | |
Внутренняя политика государственной власти в СССР к началу 1980-х гг. Особенности идеологии, национальной и социально-экономической политики. Культурное развитие народов Советского Союза и русская культура. Внешняя политика СССР. Отношения с сопредельными государствами, Евросоюзом, США, странами «третьего мира». | |||
Тематика теоретического занятия | | | |
1. Внутренняя и внешняя политика СССР в начале 1980-х гг Отношения со странами третьего мира. | 2 | 2 | |
Тематика практической работы | | | |
2. Практическая работа № 1. Анализ документов 25 и 26 Съездов КПСС по различным аспектам идеологии, социальной и национальной политики в СССР. | 2 | 2 | |
Тематика теоретического занятия | | | |
3. Особенности идеологии СССР. Культурное развитие народов СССР | 2 | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа: Письменно ответьте на вопрос: Обоснованно ли, с Вашей точки зрения, утверждение о формировании в СССР «новой общности – советского народа», носителя «советской цивилизации» и «советской культуры»? | 1 | 3 | |
Тематика практической работы | | | |
4. Практическая работа № 2. Работа со статьями о социалистическом реализме в советском искусстве, о деятелях культуры и науки в СССР. | 2 | 2 | |
Тематика теоретического занятия | | | |
5.Политические события в Восточной Европе во второй половине 80-х гг. | 2 | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа: Подготовить проект внешнеполитического курса СССР на 1985-1990 гг. как альтернативу «новому мышлению» | 1 | 3 | |
Тема 1.2. Дезинтеграционные процессы в России и Европе во второй половине 80-х гг. | Содержание учебного материала | | |
Политические события в Восточной Европе во второй половине 80-х гг. Отражение событий в Восточной Европе на дезинтеграционных процессах в СССР. 3. Ликвидация (распад) СССР и образование СНГ. Российская Федерация как правопреемница СССР. | |||
Тематика практической работы | | | |
6. Практическая работа № 3. Рассмотрение биографий политических деятелей СССР второй половины 1980-х гг. | 2 | 2 | |
Тематика теоретического занятия | | | |
7. Ликвидация СССР и образование СНГ | 2 | 2 | |
Раздел 2. Россия и мир в конце XX - начале XXI века. | 40 | | |
Тема 2.1. Постсоветское пространство в 90-е гг. XX века. | Содержание учебного материала | | |
Локальные национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР в 1990-е гг. Участие международных организаций (ООН, ЮНЕСКО) в разрешении конфликтов на постсоветском пространстве. Российская Федерация в планах международных организаций: военно-политическая конкуренция и экономическое сотрудничество. Планы НАТО в отношении России. | |||
Тематика теоретического занятия | | | |
8. Локальные национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР в 1990-е гг. Участие международных организаций (ООН, ЮНЕСКО) в разрешении конфликтов | 2 | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа: Предложите в тезисной форме перечень важнейших внешнеполитических задач, стоящих перед Россией после распада территории СССР. Сделайте прогноз востребованности конкретных профессий и специальностей для российской экономики на ближайшие несколько лет. Обоснуйте свой прогноз. | 2 | 3 | |
Тематика практической работы: | | | |
9. Практическая работа № 4. Работа с документами, раскрывающими причины и характер локальных конфликтов в РФ и СНГ | 2 | 2 | |
Тематика теоретического занятия | | | |
10. Россия в планах международных организаций. Планы НАТО в отношении России | 2 | 2 | |
Тематика практической работы: | | | |
11. Практическая работа № 5. Анализ программных документов ООН, ЮНЕСКО, ЕС, ОЭСР в отношении постсоветского пространства. | 2 | 2 | |
Тема 2.2. Укрепление влияния России на постсоветском пространстве. | Содержание учебного материала | | |
Россия на постсоветском пространстве: договоры с Украиной, Белоруссией, Абхазией, Южной Осетией и пр. Внутренняя политика России на Северном Кавказе. Причины, участники, содержание, результаты вооруженного конфликта в этом регионе. Изменения в территориальном устройстве Российской Федерации. | |||
Тематика теоретического занятия | | | |
12. Россия на постсоветском пространстве. Внутренняя политика России на Кавказе. | 2 | 2 | |
Тематика практической работы: | | | |
13. Практическая работа № 6. Рассмотрение и анализ договоров России со странами СНГ и вновь образованными государствами | 2 | 2 | |
Тематика теоретического занятия | | | |
14. Вооруженные конфликты на Кавказе | 2 | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа: Подготовьте письменный ответ, в котором оцените эффективность мер Президента и Правительства по решению проблемы межнационального конфликта в Чеченской республике за 1990 – 2009 гг. | 1 | 3 | |
Тема 2.3. Россия и мировые интеграционные процессы | Содержание учебного материала | | |
Расширение Евросоюза, формирование мирового «рынка труда», глобальная программа НАТО и политические ориентиры России. Формирование единого образовательного и культурного пространства в Европе и отдельных регионах мира. Участие России в этом процессе. | |||
Тематика теоретического занятия | | | |
15. Расширение Евросоюза. Формирование мирового рынка труда. | 2 | 2 | |
Тематика практической работы: | | | |
16. Практическая работа № 7. Анализ документов ВТО международных организаций в сфере глобализации различных сторон жизни общества с позиции гражданина России. | 2 | 2 | |
Тематика теоретического занятия | | | |
17. Формирование единого образовательного и культурного пространства в Европе. | 2 | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа: Подготовьте письменный ответ, в котором найдите схожие и отличительные стороны процессов построения глобального коммунистического общества в начале XX века и построения глобального демократического общества во второй половине XX – начала XXI вв. | 0,5 | 3 | |
Тема 2.4. Развитие культуры в России. | Содержание учебного материала | | |
Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей и формирование «массовой культуры». Тенденции сохранения национальных, религиозных, культурных традиций и «свобода совести» в России. Идеи «поликультурности» и молодежные экстремистские движения. | |||
Тематика теоретического занятия | | | |
18. Влияние западной культуры на развитие культуры России | 2 | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа: Подготовьте мини-сочинение по теме: Современная молодежь и культурные традиции: «конфликт отцов и детей» или трансформация нравственных ценностей и норм в рамках освоения «массовой культуры»? | 1,5 | 3 | |
Тематика теоретического занятия | | | |
19. Тенденции сохранения национальных, религиозных, культурных традиций | 2 | 2 | |
Тематика практической работы: | | | |
20. Практическая работа № 8. Судьба традиционных религий и культур народов России в условиях господства «массовой культуры» (круглый стол). | 2 | 2 | |
Тема 2.5. Перспективы развития РФ в современном мире. | Содержание учебного материала | | |
Перспективные направления и основные проблемы развития РФ на современном этапе. Территориальная целостность России, уважение прав ее населения и соседних народов – главное условие политического развития. Инновационная деятельность – приоритетное направление в науке и экономике. Сохранение традиционных нравственных ценностей и индивидуальных свобод человека – основа развития культуры в РФ. | |||
Тематика теоретического занятия | | | |
21. Перспективные направления и основные проблемы развития РФ на современном этапе. | 4 | 2 | |
Тематика практической работы: | | | |
22. Практическая работа № 9. Анализ современных общегосударственных документов в области политики, экономики, социальной и культурной сферы. | 2 | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа: Подготовьте письменный ответ на вопрос: Почему по мере ослабления централизованной власти происходило усиление межнациональных конфликтов в СССР – России на протяжении 1980-2000 гг. | 0,5 | | |
Тематика практической работы: | | | |
23. Практическая работа № 10. Проблема сохранения индивидуальной свободы человека, его нравственных ценностей и убеждений в современном мире. | 2 | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа: Подготовьте конспект по теме: Путь и средства формирования духовных ценностей общества в современной России. | 0,5 | | |
| 24. Инновационная деятельность – приоритетное направление в науке и экономике Дифференцированный зачет | 2 | |
Всего: | 56 | |
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач
УЧЕБНОЙ дисциплины История
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины История требует наличия учебного кабинета истории.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству студентов;
рабочее место преподавателя.
Учебно-методическая документация:
- учебно-методический комплекс
- методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы
- контрольно-измерительные материалы по темам и разделам учебной дисциплины
Технические средства обучения:
телевизор
3.2. Информационное обеспечение обученияПеречень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основная литература
Артемов, В. В. История Отечества: С древнейших времен до наших дней : учебник для студ. проф. учеб. заведений / В. В. Артемов, Ю. Н. Лобченков. - Москва : Издательский центр Академия, 2017. – 360 с.
Дополнительная литература:
Артёмов, В. В. История (для всех специальностей СПО) : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В. В. Артёмов, Ю. Н. Любченков. - 4-е изд., испр. - Москва : Издательский центр Академия, 2017. - 256 с.
Загладин, Н. В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца 19 века : учебник для 10 кл. / Н. В. Загладин. – 7 – е изд. - Москва : ООО ТИД Русское слово, 2008. – 400 с.
Загладин, Н. В. История России ХХ- начало ХХI века : учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений / Н. В. Загладин, С. И. Козленко, С. Т. Минаков, Ю. А. Петров. – 5-е изд. – Москва : ООО ТИД Русское слово, 2008. – 480 с.
История / П.С. Самыгин и др. - 12 изд., пер. и испр. – Ростов на Дону : Феникс, 2009. – 474 с. – (Среднее профессиональное образование).
Периодические издания:
История – Первое сентября [Журнал]. - 2011, 2012, 2013
Интернет-ресурсы:
7. http://school-collection.edu.ru
3.3. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по учебной дисциплине История.
Наличие высшего профессионального образования соответствующего профилю преподаваемой учебной дисциплины История.
УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины История, включает текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию.
Текущий контроль успеваемости осуществляется в форме устного опроса, тестирования, выполнения практических работ, подготовки сообщений, рефератов, оформления таблиц.
В основе текущего контроля используется четырехбальная шкала оценки (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно).
Формы и методы текущего контроля по учебной дисциплине доводятся до сведения обучающихся в начале изучения дисциплины.
К рабочей программе УД История разработан фонд оценочных средств (ФОС), который включает в себя контрольно-измерительные материалы (КИМы), предназначенные для оценки результатов обучения.
Промежуточная аттестация дифференцированный зачет осуществляется в форме тестирования.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире; - выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем; В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - основные направления ключевых регионов мира на рубеже XX и XXI вв.; - основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.); - сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.; - основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира; - назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности; - о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; - содержание и назначение важнейших законов и иных нормативных правовых актов мирового и регионального значения; | Формы контроля обучения: – домашние задания проблемного характера; – практические задания по работе с информацией, документами, литературой; – подготовка и защита индивидуальных и групповых заданий проектного характера. Формы оценки результативности обучения: - накопительная система баллов, на основе которой выставляется итоговая отметка. - традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка Методы контроля направлены на проверку умения учащихся: – отбирать и оценивать исторические факты, процессы, явления; – выполнять условия здания на творческом уровне с представлением собственной позиции; – делать осознанный выбор способов действий из ранее известных; – осуществлять коррекцию (исправление) сделанных ошибок на новом уровне предлагаемых заданий; – работать в группе и представлять как свою, так и позицию группы; - проектировать собственную гражданскую позицию через проектирование исторических событий. методы оценки результатов обучения: – мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся – формирование результата итоговой аттестации по дисциплине на основе суммы результатов текущего контроля. |
Вопросы к дифференцированному зачету по учебной дисциплине История
Развитие СССР и его место в мире в 1980-е гг.
Внутренняя и внешняя политика СССР в начале 1980-хгг.
Внешняя политика СССР в начале 1980-хгг. Отношение со странами третьего мира.
25 и 26 съезд КПСС. Различные аспекты идеологии, социальной и национальной политики.
Особенности идеологии СССР. Культурное развитие народов СССР.
Политические события в Восточной Европе во второй половине 80-х гг.
Правление Л.И. Брежнева. Характеристика, итоги правления.
Внешнеполитический курс СССР на 1985-1990 гг. как альтернативу «новому мышлению».
Начало «Перестройки» в СССР.
Влияние «Запада» на ход «Перестройки» в СССР.
Участие СССР в международных конфликтах во второй пол 20 века.
Ликвидация СССР. Ход и тоги.
Образование СНЕ. Участники СНГ.
«Балканский кризис» и роль СССР в нем.
Локальные и национальные конфликты на территории бывшего СССР в 90-х гг
Роль ООН и ЮНЕСКО в разрешении конфликтов в СССР и бывшем соц лагере.
Россия на постсоветском пространстве.
Внутренняя политика России на Кавказе.
Отношение России со странами СНГ и вновь образованными государствами.
Вооруженные конфликты на Кавказе.
Роль Президента и Правительства по решению проблемы межнационального конфликта в Чеченской республике за 1999-2009 гг.
Расширение Евросоюза. Формирование мирового рынка труда.
Роль России в формировании рынка труда в Европе.
Формирование единого образовательного и культурного пространства в Европе.
Влияние западной культуры на развитие культуры России.
Тенденции сохранения национальных, религиозных, культурных традиций.
Перспективы направления и основные проблемы развития РФ на современном этапе
Экономическое развитие России на современном этапе.
Развитие социальных программ в России на современном этапе.
Национальные проекты России их выполнение, плюсы и минусы.
СССР системе международных отношений. Окончание «холодной войны».
Реформы в России на рубеже веков.
Политическая обстановка в нач 21 века в России.
Развитие науки и техники во второй пол 20 века в СССР и России.
Экономические реформы в период «Перестройки» в СССР.
Идеология в СССР в период «Перестройки».
Отношения СССР и США в 80-х гг.
Распад «Социалистического лагеря».
Правление М.С. Горбачева. Характеристика его личности. Итог правления.
Правление Б. Н. Ельцина. Характеристика его личности. Итог правления.
Роль политических партий в развитии России на современном этапе развития.
Формирование политических партий в конце 80-х нач 90-х гг в России.
Развитие России в 90-х годах 20 века.
Внешняя политика России на современном этапе.
Современные международные конфликты и участие России.
Внутренняя политика России на современном этапе.
Развитие Сахалинской области на современном этапе.
8