Рабочая программа по истории для студентов 1 курса НПО

0
0
Материал опубликован 31 October 2018

бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Вологодской области

«Череповецкий металлургический колледж имени академика И.П. Бардина»

УТВЕРЖДАЮ

Директор БПОУ ВО «ЧМК»

____________Д.И. Гуляев


 

Рабочая программа учебной дисциплины

ОУД.04«История»

для профессий

23.01.03 Автомеханик

23.01.09 Машинист локомотива

22.01.03 Машинист крана металлургического производства

15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)

15.01.25 Станочник (металлообработка)

базовый уровень


 

2017 г.

Рабочая программа разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 с изменениями, утвержденными приказами Минобразования России от 29 декабря 2014г. №1645, от 31 декабря 2015г. №1578, от 29 июня 2017 г. №613; требований Фундаментального ядра содержания общего образования; примерной программы учебной дисциплины «История», рекомендованной ФГАУ «ФИРО», в качестве примерной программы для реализации образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО от 17.03.2015 № 06-259).


 

Организация-разработчик: бюджетное профессиональное образовательное учреждение Вологодской области «Череповецкий металлургический колледж имени академика И.П. Бардина»

Разработчик:

Червякова З.А., преподаватель

Рекомендована

цикловой комиссией

«Общие гуманитарные и социально-

экономические дисциплины»

протокол № ___ от ________201__ г.

Председатель ЦК ___________/____________


 

Содержание

 

Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

4

Структура и содержание учебной дисциплины

8

Условия реализации учебной дисциплины

62

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

64


 

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.04 «ИСТОРИЯ»

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.04 «История» является частью образовательной программы среднего профессионального образования по профессиям 23.01.03 Автомеханик, 23.01.09 Машинист локомотива, 22.01.03 Машинист крана металлургического производства,15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы), 15.01.25 Станочник (металлообработка) и осваивается с учетом технического профиля получаемого образования.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина ОУД.04 «История» относится к обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС СОО, входит в состав общих дисциплин общеобразовательного цикла ОП СПО по профессиям 23.01.03 Автомеханик, , 23.01.09 Машинист локомотива, 22.01.03 Машинист крана металлургического производства,15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы), 15.01.25 Станочник (металлообработка).

 

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины

Освоение содержания учебной дисциплины ОУД.04 «История» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

- сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символам (гербу, флагу, гимну);

- становление гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

- готовность к служению Отечеству, его защите;

- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

метапредметных:

умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать;

умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с

соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие

стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей

предметных:

сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;

владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом,

представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;

сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;

владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;

сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.

Данная рабочая программа способствует формированию общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно - коммуникационные технологии в

профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.04 «ИСТОРИЯ»

Значимость исторического знания в образовании обусловлена его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление молодежи.

Содержание учебной дисциплины ОУД.04 «История» ориентировано на осознание студентами базовых национальных ценностей российского общества, формирование российской гражданской идентичности, воспитание гражданина России, сознающего объективную необходимость выстраивания собственной образовательной траектории, непрерывного профессионального роста.

Ключевые процессы, явления, факты всемирной и российской истории представлены в контексте всемирно-исторического процесса, в его социально-экономическом, политическом, этнокультурном и духовном аспектах. Особое внимание уделено историческим реалиям, оказавшим существенное влияние на «облик современности» как в России, так и во всем мире

Неотъемлемой частью образовательного процесса являются выполнение обучающимися практических заданий, индивидуальных проектов, подготовка рефератов (докладов).

Содержание учебной дисциплины ОУД.04 «История» разработано с ориентацией на технический профиль профессионального образования, в рамках которого студенты осваивают профессию 23.01.03 Автомеханик и осваивается с учетом технического профиля получаемого образования.

Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубине их освоения обучающимися, объеме и характере практических занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «История» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОП СПО с получением среднего общего образования (ППССЗ)

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 256 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 171 часов;

самостоятельной работы обучающегося - 85 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

256

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

171

в том числе: практические занятия

80

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

85

в том числе: работа с подборкой исторических документов по теме; составление текстовых, сравнительных и хронологических таблиц; составление характеристики исторического деятеля, исторического события; подготовка устных сообщений; подготовка презентаций; выполнение учебных проектов

 

Промежуточная аттестация: дифференцированный зачёт в первом и третьем семестрах

 

 

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «История»

 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Содержание учебного материала

Значение изучения истории. Исторические источники, их виды, основные методы работы с ними. Периодизация всемирной истории. История России — часть всемирной истории

2

1

Раздел 1.

Древнейшая стадия истории человечества

 

2

 

Тема 1.1

Первобытное общество

Содержание учебного материала

Происхождение человека. Древнейшие виды человека. Расселение древнейших людей по земному шару. Появление человека современного вида

Неолитическая революция и ее последствия. Понятие «неолитическая революция». Причины неолитической революции. Неолитическая революция на территории современной России

2

2

Раздел 2. Цивилизации Древнего мира

 

10

 

Тема 2.1

Цивилизации Древнего Востока

Содержание учебного материала

Понятие цивилизации. Особенности древневосточных цивилизаций.

Древнеегипетская цивилизация. Города-государства Шумера. Вавилон. Законы царя Хаммурапи. Финикийцы и их достижения. Древние евреи в Палестине. Зарождение древнекитайской цивилизации.

2

2

Самостоятельная работа

Подготовка сообщений по теме «Великие державы Древнего Востока»

2

2

Тема2.2

Античная цивилизация

Содержание учебного материала

Особенности географического положения и природы Греции. Характерные черты полиса. Развитие демократии в Афинах Великая греческая колонизация и ее последствия. Походы Александра Македонского и их результаты.

Рождение Римской республики и особенности управления в ней. Система управления в Римской республике. Внутриполитическая борьба, гражданские войны. Рабство в Риме. Римская империя: территория, управление

2

2

Практическое занятие

Два центра древнегреческой цивилизации: Афины и Спарта

2

2

Самостоятельная работа

Подготовка сообщений по теме «Греческая колонизация и ее последствия», «Античная культура как фундамент современной мировой культуры»

2

2

Раздел 3

Цивилизации Запада и Востока в Средние века

 

10

 

Тема 3.1

Средневековая европейская цивилизация

Содержание учебного материала

Средние века: понятие, хронологические рамки, периодизация. Великое переселение народов и образование варварских королевств в Европе. Империя Карла Великого и ее распад. Феодальная раздробленность в Европе.

Средневековое общество. Феодализм: понятие, основные черты. Феодальное землевладение, вассально-ленные отношения. Структура и сословия средневекового общества. Города Средневековья, причины их возникновения. Развитие ремесла и торговли. Коммуны и сеньоры. Католическая церковь в Средние века. Крестовые походы

Зарождение централизованных государств в Европе. Оформление сословного представительства (Парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции)

Средневековая культура Западной Европы. Начало Ренессанса. Особенности и достижения средневековой культуры. Наука и богословие. Духовные ценности Средневековья. Школы и университеты. Художественная культура.

3

2

Практическое занятие

Духовный мир средневековья

1

 

Самостоятельная работа

Подготовка сообщений по темам «Вольные города средневековой Европы», «Культурное наследие европейского Средневековья»

2

2

Тема 3.2

Византийская империя

Содержание учебного материала

Территория Византии. Византийская империя: власть, управление. Расцвет Византии при Юстиниане. Византия и славяне, славянизация Балкан. Принятие христианства славянскими народами. Турецкие завоевания и падение Византии.

Культура Византии. Искусство, иконопись, архитектура. Влияние Византии на государственность и культуру России

2

2

Тема 3.3

Исламская цивилизация

Содержание учебного материала

Арабы. Мухаммед и его учение. Возникновение ислама. Основы мусульманского вероучения. Образование Арабского халифата. Арабские завоевания Распад халифата.

Культура исламского мира. Развитие науки

1

2

Практическое занятие

Исламская цивилизация в средние века

1

2

Раздел 4

От Древней Руси к Российскому государству

     

33

 

Тема 4.1

Древнерусское государство

Содержание учебного материала

Восточные славяне: происхождение, расселение, занятия, общественное устройство.

Предпосылки и причины образования Древнерусского государства. Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье). Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика.

Крещение Руси: причины, основные события, значение. Христианство и язычество. Церковная организация на Руси. Монастыри. Распространение культуры и письменности. Особенности древнерусской культуры. Возникновение письменности. Летописание. Литература. Деревянное и каменное зодчество. Живопись

Общество Древней Руси. Социально-экономический и политический строй Древней Руси. «Русская Правда».

5

2

Практическое занятие

Общество Древней Руси (анализ статей «Русской правды»)

Культура Древней Руси

3

2

Самостоятельная работа

Составление характеристики первых русских князей

Подготовка информационных проектов по теме «Памятники древнерусской культуры»

6

2,3

Тема 4.2

Удельная Русь

Содержание учебного материала

Политическая раздробленность: причины и последствия. Крупнейшие самостоятельные центры Руси, особенности их географического, социально-политического и культурного развития.

1

2

Практическое занятие

Модели развития русских земель и княжеств в XIIXIII вв.

1

2

Тема 4.3

Борьба Руси с иноземными завоевателями

Содержание учебного материала

Монгольское нашествие. Сражение на Калке. Поход монголов на Северо-Западную Русь. Героическая оборона русских городов. Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию.

Борьба Руси против экспансии с Запада. Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище.

Зависимость русских земель от Орды и ее последствия. Борьба населения русских земель против ордынского владычества.

2

2

Самостоятельная работа

Подготовка биографической справки (Александр Невский, Чингисхан)

2

2

Тема 4.4

Образование единого Русского государства.

Содержание учебного материала. Причины и основные этапы объединения русских земель. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Причины и ход возвышения Москвы. Княжеская власть и церковь. Дмитрий Донской. Начало борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва, ее значение.

Иван III. Присоединение Новгорода. Завершение объединения русских земель. Прекращение зависимости Руси от Золотой Орды. Судебник 1497 года. Положение крестьян, ограничение их свободы. Предпосылки и начало складывания крепостнической системы.

4

2

Практическое занятие

Вологодский край в VI–XV вв

2

2

Самостоятельная работа

Подготовка биографической справки ( Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван III)

Подготовка индивидуального проекта студентов:

Этапы подготовки проекта: организационного - подготовительный этап;

этап планирования;

технологический этап;

заключительный этап

2

5

05

05

2

2

2

Раздел 5

Россия в ХVI— ХVII веках: от великого княжества к царству

 

21

 

Тема 5.1

Россия в правление Ивана Грозного.

Содержание учебного материала

Иван IV. Избранная рада. Реформы 1550-х годов и их значение. Становление приказной системы.

Расширение территории государства, его многонациональный характер. Походы на Казань. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, борьба с Крымским ханством, покорение Западной Сибири. Ливонская война, ее итоги и последствия.

Опричнина, споры о ее смысле. Последствия опричнины.

2

2

Самостоятельная работа

Составление характеристики исторического деятеля

3

2

Тема 5.2

Смутное время начала XVII века

Содержание учебного материала

Царствование Б.Годунова.

Смута: причины, участники, последствия. Самозванцы. Восстание под предводительством И. Болотникова. Вмешательство Речи Посполитой и Швеции в Смуту. Оборона Смоленска. Освободительная борьба против интервентов. Патриотический подъем народа. Окончание Смуты и возрождение российской государственности. Ополчение К.Минина и Д.Пожарского. Освобождение Москвы.

1

2

Практическое занятие

Хронология Смутного времени

1

2

Самостоятельная работа

Подготовка биографической справки (исторические деятели Смутного времени)

2

2

Тема 5.3

Россия в XVII веке

Содержание учебного материала

Новые явления в экономике страны, возникновение мануфактур. Развитие торговли, начало формирования всероссийского рынка.

Окончательное закрепощение крестьян. Народные движения в XVII веке: причины, формы, участники. Городские восстания. Восстание под предводительством С. Т. Разина.

Начало царствования династии Романовых. Начало становления абсолютизма. Власть и церковь. Реформы патриарха Никона. Церковный раскол

Освоение Сибири и Дальнего Востока. Русские первопроходцы. Внешняя политика России в XVII веке. Взаимоотношения с соседними государствами и народами. Россия и Речь Посполитая. Присоединение к России Левобережной Украины и Киева.

Культура XIII— XV веков. Важнейшие памятники литературы. Развитие зодчества (Московский Кремль). Расцвет иконописи (Ф. Грек, А. Рублев).

Культура XVI века. Книгопечатание (И. Федоров). Публицистика. Зодчество (шатровые храмы). «Домострой».

Культура XVII века. Традиции и новые веяния, усиление светского характера культуры. Образование. Литература: новые жанры (сатирические повести, автобиографические повести), новые герои. Зодчество: основные стили и памятники. Живопись (С. Ушаков).

2

2

Практическое занятие

Народные движения в XVII веке

Культура Руси конца XIII— XVII веков.

4

2

Самостоятельная работа

Подготовка биографической справки (М.Ф. Романов, А.М. Романов, Ф.А. Романов, И.А. Романов, С.А. Романова)

Подготовка информационных проектов по теме «Культура Руси конца XIII— XVII веков»

6

2

Раздел 6.

Страны Запада и Востока в ХVI — ХVIII веке

 

6

 

Тема 6.1

Западная цивилизация в ХVI — ХVIII веке

Содержание учебного материала

Экономическое развитие и перемены в западноевропейском обществе Зарождение ранних капиталистических отношений. Мануфактура. Открытия в науке, внедрение технических новинок в производство.

Великие географические открытия. Международные отношения в XVII— XVIII веках. Религиозные, экономические и колониальные противоречия.

Эпоха Возрождения. Понятие «Возрождение». Гуманизм и новая концепция человеческой личности.. Реформация и контрреформация. Понятие «протестантизм».

Английская революция XVII в. Война за независимость и образование США. Французская революция конца XVIII века.

Развитие европейской культуры и науки в XVII— XVIII веках. Эпоха Просвещения

4

2

Самостоятельная работа

Подготовка сообщений по темам «Открытия в науке, усовершенствование в технике в ХVI — ХVIII веке», «Выдающиеся личности эпохи Возрождения и Просвещения»

2

2

Раздел 7.

Россия в конце ХVII — ХVIII веков: от царства к империи

 

12

 

Тема 7.1

Россия в эпоху петровских преобразований.

Содержание учебного материала

Начало самостоятельного правления Петра I. Азовские походы. Великое посольство. Северная война: причины, основные события, итоги.

Провозглашение России империей. Государственные реформы Петра I. Реорганизация армии. Реформы государственного управления (учреждение Сената, коллегий, губернская реформа и др.). Указ о единонаследии. Табель о рангах. Утверждение абсолютизма. Церковная реформа. Развитие экономики Восстания в Астрахани, на Дону.

Нововведения в культуре петровских времен.

Итоги и цена преобразований Петра Великого.

2

2

Практическое занятие

Реформы Петра: цели, содержание, итоги

2

2

Тема 7.2

Россия во второй половине ХVIII в.

Содержание учебного материала

Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I. Расширение привилегий дворянства. Участие России в Семилетней войне. Короткое правление Петра III.

Правление Екатерины II. Политика «просвещенного абсолютизма»: основные направления, мероприятия, значение

Русско-турецкие войны и их итоги. Великие русские полководцы и флотоводцы (П. А. Румянцев, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков). Присоединение и освоение Крыма и Новороссии; Г. А. Потемкин. Участие России в разделах Речи Посполитой. Внешняя политика Павла I. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова, Средиземноморская экспедиция Ф. Ф. Ушакова.

.Просвещение и научные знания (Ф. Прокопович. И. Т. Посошков). Литература и искусство. Культура и быт России во второй половине XVIII

5

2

века. Становление отечественной науки; М.В.Ломоносов. Русские изобретатели (И. И. Ползунов, И. П. Кулибин). Общественная мысль (Н.И.Новиков, А.Н.Радищев). Литература: основные направления, жанры, писатели (А.П.Сумароков, Н.М.Карамзин, Г.Р.Державин, Д.И.Фонвизин). Развитие архитектуры, живописи, скульптуры, музыки (стили и течения, художники и их произведения). Театр (Ф. Г. Волков).

   

Практическое занятие

Внешняя политика России в ХVIII в.

1

2

Самостоятельная работа

Подготовка биографической справки (деятели культуры, полководцы и флотоводцы второй половины ХVIII в.)

2

2

Раздел 8 Становление индустриальной цивилизации

 

6

 

Тема 8.1

Западная цивилизация ХIХ веке

Содержание учебного материала

Промышленный переворот (промышленная революция), его причины и последствия. Важнейшие изобретения. Социальные последствия промышленной революции. Индустриальное общество

Политическое развитие стран Европы и Америки. Эволюция политической системы Великобритании, чартистское движение. Революции во Франции, Германии, Австрийской империи и Италии в 1848 — 1849 годах: характер, итоги и последствия.

Международные отношения. Войны Французской революции и Наполеоновские войны. Антифранцузские коалиции. Крушение наполеоновской империи и его причины. Создание Венской системы международных отношений. Франко-прусская война и изменение расстановки сил на мировой арене. Колониальные захваты. Противоречия между державами. Складывание системы союзов. Тройственный союз. Франко-русский союз — начало образования Антанты.

Развитие западноевропейской культуры. Литература. Изобразительное искусство. Музыка. Романтизм, реализм, символизм в художественном творчестве. Секуляризация науки. Теория Ч. Дарвина. Важнейшие научные открытия. Влияние культурных изменений на повседневную жизнь и быт людей. Автомобили и воздухоплавание.

2

2

Практическое занятие

Достижения научной революции в ХIХ веке

2

2

Самостоятельная работа

Подготовка сообщений по темам «Развитие западноевропейской культуры», «Научная революция XIX в.»

2

2

Раздел 9.

Процесс модернизации в традиционных обществах Востока

 

2

 

Тема 9.1 Восточная цивилизация в ХIХ веке

Содержание учебного материала

Особенности социально- экономического и политического развития стран Востока

Значение колоний для ускоренного развития западных стран. Колониальный раздел Азии и Африки. Традиционные общества и колониальное управление. Освободительная борьба народов колоний и зависимых стран.

2

2

Раздел 10. Российская империя в ХIХ веке

 

27

 

Тема 10.1

Россия в первой половине ХIХ века

Содержание учебного материала

Император Александр I и его окружение. Создание министерств. Указ о вольных хлебопашцах. Проект М. М. Сперанского. Учреждение Государственного совета. Изменение внутриполитического курса Александра I в 1816 — 1825 годах. Аракчеевщина. Военные поселения.

Участие России в антифранцузских коалициях. Отечественная война 1812 года. Планы сторон, основные этапы и сражения войны. Герои войны (М. И. Кутузов, П. И. Багратион, Н. Н. Раевский, Д. В. Давыдов и др.). Причины победы России в Отечественной войне 1812 года Заграничный поход русской армии 1813—1814 годов. Венский конгресс.

Движение декабристов: предпосылки возникновения, первые организации, их участники. Южное общество; «Русская правда» П. И. Пестеля. Северное общество; Конституция Н. М. Муравьева. Выступления декабристов в Санкт-Петербурге (14 декабря 1825 года) и на юге, их итоги. Значение движения декабристов.

Правление Николая I. Кодификация законов. Социально- экономическое развитие России во второй четверти XIX века. Крестьянский вопрос. Реформа управления государственными крестьянами П. Д. Киселева. Начало промышленного переворота, его экономические и социальные последствия. Финансовая реформа Е. Ф. Канкрина. Теория официальной народности (С. С. Уваров).

Общественное движение во второй четверти XIX века. Оппозиционная общественная мысль. «Философическое письмо» П. Я. Чаадаева. Славянофилы (К. С. и И. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин и др.) и западники (К. Д. Кавелин, С. М. Соловьев, Т. Н. Грановский и др.). Революционно- социалистические течения (А. И. Герцен, Н. П. Огарев, В. Г. Белинский). Общество петрашевцев.

Внешняя политика России во второй четверти XIX века. Восточный вопрос. Войны с Ираном и Турцией. Кавказская война. Крымская война 1853—1856 годов: причины, этапы военных действий, итоги. Героическая оборона Севастополя и ее герои.

4

2

Практическое занятие

Внешняя политика России в первой половине XIX века.

Общественные движения в России первой половины XIX века.

2

2

Самостоятельная работа

Составление характеристики основных событий внешней политики России в первой половине XIX в.

Составление сравнительной таблицы «Северное и Южное общества будущих декабристов»

5

2

Тема 10.2

Россия во второй половине ХIХ века

Содержание учебного материала

Реформы 60 — 70-х годов XIX века. Основные положения Крестьянской реформы 1861 года и условия освобождения крестьян. Значение отмены крепостного права. Земская и городская реформы, создание системы местного самоуправления. Судебная реформа, суд присяжных. Введение всеобщей воинской повинности. Реформы в области образования и печати. Итоги и следствия реформ 1860—1870-х годов.

Александр III. Причины контрреформ, их основные направления и последствия.

Социально-экономическое развитие пореформенной России. Сельское хозяйство после отмены крепостного права. Развитие торговли и промышленности. Завершение промышленного переворота, его последствия. Возрастание роли государства в экономической жизни страны. Курс на модернизацию промышленности. Экономические и финансовые реформы (Н.X.Бунге, С.Ю.Витте). Разработка рабочего законодательства.

Общественное движение в России в последней трети XIX века. Консервативные, либеральные, радикальные течения общественной мысли. Народническое движение: идеология (М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев), организации, тактика. Распространение марксизма и зарождение российской социал-демократии. Начало рабочего движения.

А. М. Горчаков и преодоление последствий поражения в Крымской войне. Русско- турецкая война 1877—1878 годов, ход военных действий на Балканах — в Закавказье. Присоединение Казахстана и Средней Азии. Заключение русско-французского союза. Политика России на Дальнем Востоке. Россия в международных отношениях конца XIX века.

Развитие науки и техники (Н. И. Лобачевский, Н.И.Пирогов, Н.Н.Зинин, Б.С.Якоби, А.Г.Столетов, Д.И.Менделеев, И.М.Сеченов и др.). Географические экспедиции, их участники. Расширение сети школ и университетов.

Основные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм). Золотой век русской литературы: писатели и их произведения (В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь и др.). Общественное звучание литературы (Н.А.Некрасов, И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский). Становление и развитие национальной музыкальной школы (М.И.Глинка, П.И.Чайковский, Могучая кучка). Расцвет театрального искусства, возрастание его роли в общественной жизни. Живопись: академизм, реализм, передвижники. Архитектура: стили (русский ампир, классицизм), зодчие и их произведения.

Место российской культуры в мировой культуре XIX века

6

2

Практическое занятие

Пореформенная Россия

Внешняя политика России во второй половине XIX века.

Череповец в XIX веке


 

6

2

Самостоятельная работа

Составление ментальных карт по темам «Реформы 1860-1870-х гг.», «Общественное движение в России в последней трети XIX века»

Подготовка сообщений, презентаций (на выбор преподавателя) о достижениях русской культуры XIX века

4

2

Раздел 11. От Новой истории к Новейшей

 

27

 

Тема 11.1

Мир в начале ХХ века.

Содержание учебного материала

Понятие «новейшая история».

Особенности экономического развития Великобритании, Франции, Германии, США. Социальные движения и социальные реформы. Реформизм в деятельности правительств. Влияние достижений научно-технического прогресса

2

2

Тема 11.2

Россия в начале ХХ века

Содержание учебного материала

Динамика промышленного развития. Роль государства в экономике России

Император Николай II, его политические воззрения. Общественное движение Возникновение социалистических и либеральных организаций и партий: их цели, тактика, лидеры (Г. В. Плеханов, В.М.Чернов, В.И.Ленин, Ю.О.Мартов, П.Б.Струве). Усиление рабочего и крестьянского движения.

Внешняя политика России. Конференции в Гааге. Русско-японская война 1904 — 1905 годов: планы сторон, основные сражения. Портсмутский мир.

Революция 1905—1907 годов в России. Причины революции. Советы как форма политического творчества масс. Манифест 17 октября 1905 года. Московское восстание. Спад революции. Становление конституционной монархии и элементов гражданского общества. Опыт российского парламентаризма 1906—1917 годов: особенности парламентской системы, ее полномочия и влияние на общественно-политическую жизнь, тенденции эволюции. Результаты Первой российской революции в политических и социальных аспектах.

П. А. Столыпин как государственный деятель. Программа П. А. Столыпина, ее главные цели и комплексный характер. Основное содержание и этапы реализации аграрной реформы, ее влияние на экономическое и социальное развитие России. Проблемы и противоречия в ходе проведения аграрной реформы.

Серебряный век русской культуры. Открытия российских ученых в науке и технике. Русская философия: поиски общественного идеала. Развитие литературы: от реализма к модернизму. Поэзия Серебряного века. Изобразительное искусство: традиции реализма, «Мир искусства», авангардизм, его направления. Архитектура. Скульптура. Музыка.

Первая мировая война. Боевые действия 1914—1918 годов. Особенности и участники войны. Итоги Первой мировой войны. Парижская и Вашингтонская конференции и их решения

Февральская революция в России. Причины революции. Отречение Николая II от престола. Падение монархии как начало Великой российской революции.

Временное правительство и Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов: начало двоевластия. Причины апрельского, июньского и июльского кризисов Временного правительства. Конец двоевластия. На пороге экономической катастрофы и распада: Россия в июле—октябре 1917 года. Деятельность А.Ф.Керенского во главе Временного правительства. Выступление Л.Г.Корнилова и его провал. Изменения в революционной части политического поля России: раскол эсеров, рост влияния большевиков в Советах.

10

2

 

Практическое занятие

Первая российская революция

Аграрная реформа Столыпина

Культура России начала ХХ в.

Первая мировая война

6

2

Самостоятельная работа

Составление хронологической таблицы по теме «Революция 1905—1907 годов»

Подготовка биографической справки (деятели культуры, политические деятели начала ХХ в.)

Подготовка сообщений о событиях первой мировой войны

5

2

Тема 11.3

Октябрьская революция в России и ее последствия.

Содержание учебного материала

События 24 — 25 октября в Петрограде, приход к власти большевиков во главе с В. И. Лениным.

II Всероссийский съезд Советов. Декреты о мире и о земле. Формирование новых органов власти. Создание ВЧК, начало формирования Красной Армии. Советско-германские переговоры и заключение Брестского мира, его условия, экономические и политические последствия.

Отношение большевиков к созыву Учредительного собрания. Причины разгона Учредительного собрания. Установление однопартийного режима

Создание федеративного социалистического государства и его оформление в Конституции РСФСР 1918 года.

Гражданская война в России. Причины Гражданской войны. Красные и белые: политические ориентации, лозунги и реальные действия, социальная опора. Другие участники Гражданской войны. Цели и этапы участия иностранных государств в Гражданской войне. Причины победы красных.

Россия в годы Гражданской войны. Экономическая политика большевиков. Национализация, «красногвардейская атака на капитал». Политика «военного коммунизма», ее причины, цели, содержание, последствия. Последствия и итоги Гражданской войны

1

2

Практическое занятие

Первые декреты Советской власти

Гражданская война в России

3

2

Самостоятельная работа

Подготовка биографической справки (участники гражданской войны)

2

2

Раздел 12. Между мировыми войнами

 

18

 

Тема 12.1

Европа и США в 1920-1930-х гг.

Содержание учебного материала

Экономическое развитие ведущих стран мира в 1920-х годах. Причины мирового экономического кризиса 1929—1933 годов. Дж. М. Кейнс и его рецепты спасения экономики. Государственное регулирование экономики и социальных отношений. «Новый курс» президента США Ф. Рузвельта и его результаты.

Зарождение коммунистического движения, создание и деятельность Коммунистического интернационала.

Недемократические режимы. Рост фашистских движений в Западной Европе. Захват фашистами власти в Италии Авторитарные режимы в большинстве стран Европы: общие черты и национальные особенности

Международные отношения. Деятельность Лиги Наций. Кризис Версальско- Вашингтонской системы. Агрессия Японии на Дальнем Востоке. Начало японо- китайской войны. Столкновения Японии и СССР. Складывание союза агрессивных государств «Берлин — Рим — Токио». Западная политика «умиротворения» агрессоров. Аншлюс Австрии. Мюнхенский сговор и раздел Чехословакии.

4

2

Самостоятельная работа

Подготовка сообщений по темам: «Дж. М. Кейнс и его рецепты спасения экономики», «Деятельность Лиги Наций»

Подготовка сообщений, презентации (на выбор преподавателя) по теме :«Культура Западной Европы и США в 1920-1930-х гг.»

2

2

Тема 12.2

СССР в 1920-1930-х гг.

Содержание учебного материала

Экономический и политический кризис. Крестьянские восстания, Кронштадтский мятеж и др. Переход к новой экономической политике. Сущность нэпа. Достижения и противоречия нэпа, причины его свертывания.

Политическая жизнь в 1920-е годы. Образование СССР: предпосылки объединения республик, альтернативные проекты и практические решения.

Индустриализация и коллективизация в СССР. Обострение внутрипартийных разногласий и борьбы за лидерство в партии и государстве. Советская модель модернизации. Коллективизация сельского хозяйства: формы, методы, экономические и социальные последствия. Индустриализация: цели, методы, экономические и социальные итоги и следствия. Первые пятилетки: задачи и результаты.

Советское государство и общество в 1920 — 1930-е годы. Особенности советской политической системы: однопартийность, сращивание партийного и государственного аппарата, контроль над обществом. Культ вождя. И.В.Сталин. Массовые репрессии, их последствия

Культурная революция»: задачи и направления. Ликвидация неграмотности, создание системы народного образования. Культурное разнообразие 1920-х годов. Достижения литературы и искусства. Развитие кинематографа. Введение обязательного начального преподавания. Восстановление преподавания истории. Идеологический контроль над духовной жизнью общества. Развитие советской науки.

6

2

Практическое занятие

Новая экономическая политика

Установление тоталитарного режима в СССР


 

4

2

Самостоятельная работа

Составление сравнительной характеристики «политики военного коммунизма» и новой экономической политики.

Подготовка сообщений на тему «Достижения советской культуры в 1920-1930-х гг.»

4

2

Раздел 13. Вторая мировая война. Великая Отечественная война

 

11

 

Тема 13.1

Вторая мировая война. Великая Отечественная война

Содержание учебного материала

Накануне мировой войны Англо-франко-советские переговоры в Москве, причины их неудачи. Советско-германский пакт о ненападении и секретный дополнительный протокол. Военно-политические планы сторон. Подготовка к войне.

Нападение Германии на Польшу. «Странная война» на Западном фронте. Поражение Франции.

Укрепление безопасности СССР: присоединение Западной Белоруссии и Западной Украины, Бессарабии и Северной Буковины. Советско-финляндская война, советизация прибалтийских республик.

Великая Отечественная война как самостоятельный и определяющий этап Второй мировой войны. Цели сторон, соотношение сил. Основные сражения и их итоги на первом этапе войны (22 июня 1941 года — ноябрь 1942 года). Деятельность советского руководства по организации обороны страны. Историческое значение Московской битвы. Нападение Японии на США. Боевые действия на Тихом океане в 1941 — 1945 годах.

Второй период Второй мировой войны. Военные действия на советско-германском фронте в 1942 году. Сталинградская битва и начало коренного перелома в ходе войны. Складывание антигитлеровской коалиции и ее значение. Конференции глав союзных держав и их решения. Курская битва и завершение коренного перелома. Оккупационный режим. Геноцид. Холокост. Движение Сопротивления. Партизанское движение в СССР, формы борьбы, роль и значение. Коллаборационизм, его причины в разных странах Европы и Азии.

Советский тыл в годы войны. Эвакуация. Вклад в победу деятелей науки и культуры. Изменение положения Русской православной церкви и других конфессий в годы войны.

Главные задачи и основные наступательные операции Красной Армии на третьем этапе войны (1944). Открытие Второго фронта в Европе. Военные операции 1945 года. Разгром Германии.

Советско-японская война. Атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. Окончание Второй мировой войны. Значение победы над фашизмом. Решающий вклад СССР в Победу. Людские и материальные потери воюющих сторон

4

2

5

05

05

2

2

2

2

3

Практическое занятие

Череповец и Вологодская область в годы Великой Отечественной войны

Самостоятельная работа

Подготовка индивидуального проекта

Этапы подготовки проекта:

организационно – подготовительный этап;

этап планирования;

технологический этап;

заключительный этап

Раздел 14. Мир во второй половине ХХ — начале ХХI века

 

2

 

Тема 14.1

Мир во второй половине ХХ — начале ХХI века

Содержание учебного материала

Послевоенное устройство мира. Начало «холодной войны». Создание НАТО и СЭВ. Формирование двухполюсного (биполярного) мира. Создание НАТО и ОВД. Берлинский кризис. Раскол Германии. Война в Корее. Гонка вооружений.

Важнейшие тенденции развития Великобритании, Франции, ФРГ. Падение авторитарных режимов в Португалии, Испании, Греции. Европейская интеграция, ее причины, цели, ход, последствия. Особенности развития Японии

Установление власти коммунистических сил после Второй мировой войны в странах Восточной Европы. Начало социалистического строительства. Антикоммунистическое восстание в Венгрии и его подавление. «Пражская весна». Перемены в странах Восточной Европы в конце ХХ века. Объединение Германии. Распад Югославии и война на Балканах. Крушение колониальной системы. Страны Латинской Америки.

Международные конфликты и кризисы в 1950 — 1960-е годы. Борьба сверхдержав — СССР и США. Суэцкий кризис. Берлинский кризис. Карибский кризис — порог ядерной войны. Война США во Вьетнаме. Ближневосточный конфликт. Образование государства Израиль. Арабо-израильские войны. Палестинская проблема. Достижение примерного военно-стратегического паритета СССР и США.

Разрядка международной напряженности в 1970-е годы. Хельсинкское совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Введение ограниченного контингента советских войск в Афганистан. Кризис разрядки. Новое политическое мышление. Конец биполярного мира и превращение США в единственную сверхдержаву. Расширение НАТО на Восток Многополярный мир, его основные центры.

1

2

Практическое занятие

Международные отношения во второй половине ХХ века

1

2

Раздел 15. Апогей и кризис советской системы. 1945 — 1991 годы

 

26

 

Тема 15.1

СССР во второй половине ХХ века

Содержание учебного материала

СССР в послевоенные годы. Укрепление статуса СССР как великой мировой державы. Начало «холодной войны». Атомная монополия США; создание атомного оружия и средств его доставки в СССР. Конверсия, возрождение и развитие промышленности. Положение в сельском хозяйстве. Голод 1946 года. Послевоенное общество, духовный подъем людей. Противоречия социально-политического развития. Репрессии. Идеология и культура в послевоенный период; идеологические кампании и научные дискуссии 1940-х годов.

СССР в 1950-х — начале 1960-х годов. Перемены после смерти И. В. Сталина. Борьба за власть, победа Н. С. Хрущева. XX съезд КПСС и его значение. Начало реабилитации жертв политических репрессий. Основные направления реформирования советской экономики и его результаты. Освоение целины. Курс на строительство коммунизма. Социальная политика; жилищное строительство. Усиление негативных явлений в экономике. Выступления населения.

СССР во второй половине 1960-х — начале 1980-х годов. Противоречия внутриполитического курса Н. С. Хрущева. Причины отставки Н. С. Хрущева. Л. И. Брежнев. Концепция развитого социализма. Власть и общество. Конституция СССР 1977 года. Преобразования в сельском хозяйстве. Экономическая реформа 1965 года: задачи и результаты. Достижения и проблемы в развитии науки и техники. Нарастание негативных тенденций в экономике. Застой. Теневая экономика. Инакомыслие, диссиденты. Социальная политика, рост благосостояния населения. Причины усиления недовольства. СССР в системе международных отношений. Установление военно-стратегического паритета между СССР и США. Переход к политике разрядки международной напряженности. Участие СССР в военных действиях в Афганистане.

Развитие советской культуры (1945 — 1984 годы). Развитие культуры в послевоенные годы. Произведения о прошедшей войне и послевоенной жизни. Советская культура в конце 1950-х — 1960-е годы. Новые тенденции в художественной жизни страны. «Оттепель» в литературе, молодые поэты 1960-х годов. Театр, его общественное звучание. Власть и творческая интеллигенция. Советская культура в середине 1960 — 1980-х годов Развитие науки и техники в СССР. Научно-техническая революция. Успехи советской космонавтики (С.П.Королев, Ю.А.Гагарин). Развитие образования в СССР.

6

2

 

Практическое занятие

Социально-экономическое развитие СССР во второй половине ХХ века.

Повседневная жизнь советского общества во второй половине ХХ века

Международные отношения во второй половине ХХ века

6

2

Самостоятельная работа

Подготовка информационных проектов на тему «Повседневная жизнь советского общества во второй половине ХХ века»

4

 

Тема 15.1

СССР в годы перестройки.

Содержание учебного материала

Предпосылки перестройки в СССР М. С. Горбачев. Политика ускорения и ее неудача. Экономические реформы, их результаты. Реформы политической системы Национальная политика и межнациональные отношения. Национальные движения в союзных республиках. Политика гласности и ее последствия. Изменения в общественном сознании. Власть и церковь в годы перестройки. Культура в годы перестройки.

Августовские события 1991 года. Распад СССР. Образование СНГ. Причины и последствия кризиса советской системы и распада СССР.

2

2

Практическое занятие

Цели и итоги перестройки в СССР

Череповец во второй половине ХХ века.

4

2

Самостоятельная работа

Подготовка сообщений по темам «Экономические реформы в годы перестройки», «Политика гласности», « Августовские события 1991 года»

4

2

Раздел 16. Российская Федерация на рубеже ХХ— ХХI веков

 

37

 

Тема 16.1 Формирование российской государственности

Содержание учебного материала

Б.Н.Ельцин. Политический кризис осени 1993 года. Принятие Конституции России 1993 года. Экономические реформы 1990-х годов: основные этапы и результаты. Трудности и противоречия перехода к рыночной экономике.

Нарастание противоречий между центром и регионами. Военно-политический кризис в Чечне. Отставка Б. Н. Ельцина.

Деятельность Президента России В. В. Путина: курс на продолжение реформ, стабилизацию положения в стране, сохранение целостности России, укрепление государственности, обеспечение гражданского согласия и единства общества. Новые государственные символы России.

Развитие экономики и социальной сферы в начале ХХI века. Роль государства в экономике. Политические лидеры и общественные деятели современной России.

Президентские выборы 2008 года. Президент России Д.А.Медведев. Государственная политика в условиях экономического кризиса, начавшегося в 2008 году. Президентские выборы 2012 года

Геополитическое положение и внешняя политика России в 1990-е годы. Россия и Запад Отношения со странами СНГ. Восточное направление внешней политики. Разработка новой внешнеполитической стратегии в начале XXI века. Укрепление международного престижа России. Решение задач борьбы с терроризмом. Российская Федерация в системе современных международных отношений. Политический кризис на Украине и воссоединение Крыма с Россией

Культура и духовная жизнь общества в конце ХХ — начале XXI века. Многообразие стилей художественной культуры. Достижения и противоречия культурного развития.

3

2

Практическое занятие

Российская Федерация в 1990-е гг.: экономические и политические преобразования

Политические лидеры современной России

Молодежная политика государства: проблемы и решения

Локальные национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР в 1990-е гг.

Экономические и политические отношения России с Евросоюзом и НАТО

Перспективные направления и основные проблемы развития РФ на современном этапе.

Сохранение традиционных нравственных ценностей и индивидуальных свобод человека – основа развития культуры в РФ

Инновационная деятельность – приоритетное направление в науке и экономике

22

2

 

Самостоятельная работа

Подготовка биографической справки (политические лидеры и общественные деятели современной России).

Подготовка сообщений, презентаций (на выбор преподавателя) по темам «Культура и духовная жизнь общества в конце ХХ — начале XXI века», «Перспективные направления и основные проблемы развития РФ на современном этапе», «Экономические и политический отношения России с Евросоюзом и НАТО»

12

2

 

Дифференцированный зачёт

4

2

 

Максимальная учебная нагрузка

Обязательная аудиторная учебная нагрузка

Практические занятия

Самостоятельная работа студентов

256

91

76

85

 


 


 


 


 


 

2.3. Характеристика основных видов деятельности обучающихся на уровне учебных действий

(по разделам содержания учебной дисциплины ОУД 04. «История»

Наименование разделов

Характеристика основных видов учебной деятельности

Предметные

Метапредметные

Личностные

1

2

3

4

Введение

иметь представления о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания

уметь самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности

работать над формированием мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания

осознавать своего места в поликультурном мире

Раздел 1 Древнейшая стадия истории человечества

Раздел 2 Цивилизации Древнего мира

Раздел 3 Цивилизации Запада и Востока в Средние века

владеть комплексом знаний об истории человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе

уметь применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении

уметь вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике

уметь самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности

работать над формированием мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания


 

осознавать своего места в поликультурном мире

Раздел 4 От Древней Руси к Российскому государству

Раздел 5 Россия в ХVI— ХVII веках: от великого княжества к царству

владеть комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;

уметь применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении

владеть навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников

уметь вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике

уметь самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность

использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности

владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности

работать над формированием российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символам (гербу, флагу, гимну)

готовиться к служению Отечеству, его защите

работать над формированием мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания

готовиться к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности

Раздел 6. Страны Запада и Востока в ХVI — ХVIII веке

владеть комплексом знаний об истории человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе

умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач

работать над формированием мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания

Раздел 7. Россия в конце ХVII — ХVIII веков: от царства к империи

владеть комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;

уметь применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении

уметь вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике

уметь самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность

использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности

умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач

работать над формированием российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символам (гербу, флагу, гимну)

готовиться к служению Отечеству, его защите

работать над формированием мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания

готовиться к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности

Раздел 8 Становление индустриальной цивилизации

Раздел 9. Процесс модернизации в традиционных обществах Востока

владеть комплексом знаний об истории человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе

умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач

работать над формированием мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания

Раздел 10. Российская империя в ХIХ веке

Раздел 11. От Новой истории к Новейшей

Раздел 12. Между мировыми войнами

владеть комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;

уметь применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении

уметь вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике

уметь самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность

использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности

умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач

работать над формированием российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символам (гербу, флагу, гимну)

готовиться к служению Отечеству, его защите

работать над формированием мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания

готовиться к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности

Раздел 13. Вторая мировая война. Великая Отечественная война

владеть комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;

уметь применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении

владеть навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников

уметь вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике

уметь самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность

использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности

умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач

работать над формированием российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символам (гербу, флагу, гимну)

готовиться к служению Отечеству, его защите

работать над формированием мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания

готовиться к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности

Раздел 14. Мир во второй половине ХХ — начале ХХI века

владеть комплексом знаний об истории человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе

умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач

работать над формированием мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания

Раздел 15. Апогей и кризис советской системы. 1945 — 1991 годы

Раздел 16. Российская Федерация на рубеже ХХ— ХХI веков

владеть комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;

уметь применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении

владеть навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников

уметь вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике

уметь самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность

использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности

умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач

работать над формированием российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символам (гербу, флагу, гимну)

готовиться к служению Отечеству, его защите

работать над формированием мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания

готовиться к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности


 

3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Социально-экономические дисциплины».

Оборудование учебного кабинета:

Технические средства обучения: АРМ преподавателя (ПК, мультимедиапроектор, экран)

3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Артёмов А.А., Лубченков Ю.Н. История Отечества: с древнейших времён до наших дней. – М.: Издательский центр «Академия», 2013

Дополнительные источники:

Дыдко С.Н. Дидактические материалы по истории мировых цивилизаций: к пособию В.М. Хачатурян «История мировых цивилизаций с древнейших времён до конца ХХ века» - М.: Экзамен, 2006

Дыдко С.Н. Тесты по истории мировых цивилизаций: к пособию В.М. Хачатурян «История мировых цивилизаций с древнейших времён до конца ХХ века» - М.: Экзамен, 2005

Загладин Н.В., Симония Н.А. Всеобщая история с древнейших времён до конца XIX века.- М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008

Загладин Н.В.Всемирная история: ХХ век. - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2004

История Череповца. Очерки с древнейших времён до наших дней. - Череповец: ООО «Метранпаж», 2006

Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. Тестовые задания по истории России: в 2 ч. – М.: М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006

Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времён до конца ХХ века. – М.: Дрофа, 2000

Хрестоматия по истории России /авт-сост. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. – М.: Проспект, 2008

10. Волобуев О.В. Россия и мир с древнейших времён до конца XIX века. – М.:Дрофа, 2007

Интернет-ресурсы

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - www.fcior.edu.ru

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - www.school-collection.edu.ru

Федеральный портал "Российское образование" - www.edu.ru

Федеральный портал «ИКТ в образовании» - www.ict.edu.ru

Российский общеобразовательный портал - www.school.edu.ru

Российский портал открытого образования – http://window.edu.ru

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Для текущего контроля и промежуточной аттестации создан фонд оценочных средств (ФОС). ФОС включает в себя контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям оценки результатов подготовки.

Обучение по дисциплине завершается промежуточной аттестацией в форме дифференцированного зачёта, задания к которому рассматриваются на заседании цикловой комиссии и утверждаются заместителем директора по УР.

Основные показатели оценки результата


 


 

Личностные

Результатом формирования личностных учебных универсальных действий следует считать:

сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символам (гербу, флагу, гимну);

становление гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;


 

Метапредметные

Результатом формирования познавательных учебных универсальных действий будут являться умения:

1.самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать;

использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей

Предметные

 


 

Введение

В результате изучения темы, обучающиеся должны:

уметь высказывать суждения о значении исторической науки для отдельного человека, государства, общества.

уметь высказывать суждения о месте истории России во всемирной истории


 

Раздел 1

Древнейшая стадия истории человечества

В результате изучения темы, обучающиеся должны:

знать и применять в историческом контексте понятия: «антропогенез», «каменный век», «палеолит», «родовая община», «неолит», «неолитическая революция», «производящее хозяйство», «индоевропейцы», «племя», «союз племен»

уметь рассказывать о современных представлениях о происхождении человека, расселении древнейших людей (с использованием исторической карты)

уметь раскрывать причины возникновения производящего хозяйства, характеризовать перемены в жизни людей, связанных с этим событием

уметь называть и указывать на карте расселения древних людей на территории России, территории складывания индоевропейской общности


 

Раздел 2.

Цивилизации Древнего мира

В результате изучения темы, обучающиеся должны:

знать и применять в историческом контексте понятия: «цивилизация», «государство» «полис», «демократия», «колонизация», «республика», «империя»

уметь объяснять закономерности появления государства

уметь объяснять влияние природных и социальных факторов на образ жизни, отношения в древних обществах

уметь давать сравнительную характеристику политического строя полисов (на примере Афин и Спарты)

уметь осуществлять поиск информации для сообщений, презентаций


 

Раздел 3

Цивилизации Запада и Востока в Средние века

В результате изучения темы, обучающиеся должны:

знать и применять в историческом контексте понятия: «феодализм», «раздробленность», «вассально-ленные отношения», «цех», «гильдия», «коммуна», «ислам», , «халифат»

знать важнейшие события позднего Средневековья: падение Византии, реконкиста и образовании Испании и Португалии, гуситские войны

уметь рассказывать с использованием карты о возникновении Византии; Исламской цивилизации; объяснять причины их возвышения и упадка.

уметь рассказывать о влиянии Византии и ее культуры на историю и культуру славянских государств, в частности России, раскрытие значения создания славянской письменности Кириллом и Мефодием

уметь раскрывать причины возникновения, сущность и значение средневековых западноевропейских городов

уметь называть исторические предпосылки образования централизованных государств в Западной Европе.

уметь характеризовать основные художественные стили средневековой культуры; высказывать суждения о значении идей гуманизма и Возрождения для развития европейского общества

уметь осуществлять поиск информации для сообщений, презентаций


 

Раздел 4

От Древней Руси к Российскому государству

В результате изучения темы, обучающиеся должны:

знать и применять в историческом контексте понятия: «князь», «дружина», «государство», «вече», «бояре», «вотчина», «ярлык», «поместье»

уметь характеризовать территорию расселения восточных славян, природные условий, в которых они жили, их занятия, быт, верования

уметь раскрыть причины, указывать время образования Древнерусского государства

уметь характеризовать общественный и политический строй Древней Руси, внутреннюю и внешнюю политику первых русских князей

уметь раскрывать причины крещения Руси, давать оценку значению принятия христианства на Руси

уметь анализировать содержание исторических документов (летописи, Русская правда, Судебник 1497 г.)

уметь называть причины раздробленности на Руси, раскрывать последствия раздробленности

уметь указывать на исторической карте территории крупнейших самостоятельных центров Руси, характеризовать особенности их географического положения, социально-политического и экономического развития

уметь рассказывать о развитии культуры в Древней Руси, характеризовать памятники древнерусской культуры; высказывать суждения о значении наследия Древней Руси для современного общества

уметь называть причины и последствия золотоордынского ига для Руси

уметь приводить примеры героической борьбы русского народа против завоевателей

уметь раскрывать причины объединения русских земель вокруг Москвы, объяснять значение создания единого Русского государства

уметь характеризовать и оценивать деятельность исторических личностей (князь Олег, Владимир Святославович, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Александр Невский, Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван III)

уметь осуществлять поиск информации для сообщений, презентаций, учебных проектов


 

Раздел 5

Россия в ХVI— ХVII веках: от великого княжества к царству

В результате изучения темы, обучающиеся должны:

знать и применять в историческом контексте понятия: «Избранная рада», «приказ», «Земский собор», «стрелецкое войско», «опричнина», «заповедные годы», «урочные лета», «крепостное право», «Смутное время», «самозванец», «крестоцеловальная запись», «ополчение», «национально- освободительное движение», «абсолютизм», «церковный раскол», «старообрядцы»

умет характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Ивана IV; раскрывать значение реформ 1550-х годов, присоединения Среднего и Нижнего Поволжья, Западной Сибири к России; объяснять сущность и последствия опричнины

уметь раскрывать причины Смутного времени; значение освобождения Москвы войсками ополчений для развития России

уметь использовать информацию исторических карт при рассмотрении экономического развития России в XVII веке

уметь раскрывать причины и последствия усиления самодержавной власти

уметь осуществлять поиск информации для сообщений, презентаций, учебных проектов

уметь характеризовать и оценивать деятельность исторических личностей (Иван IV, Бориса Годунова, Лжедмитрия I, Василия Шуйского, П. П. Ляпунова, К. Минина, Д. М. Пожарского, М.Романов, Алексей Михайлович)


 

Раздел 6.

Страны Запада и Востока в ХVI — ХVIII веке

В результате изучения темы, обучающиеся должны:

знать и применять в историческом контексте понятия: «мануфактура», «Возрождение», «гуманизм», «абсолютизм», «просвещенный абсолютизм», «Реформация», «протестантизм», «контрреформация»

уметь раскрывать важнейшие изменения в экономике и социальной структуре, политической сфере и культуре европейского общества в Новое время

уметь осуществлять поиск информации для сообщений


 

Раздел 7.

Россия в конце ХVII — ХVIII веков: от царства к империи

В результате изучения темы, обучающиеся должны:

уметь характеризовать реформы Петра I

уметь систематизировать материал о дворцовых переворотах (причинах, событиях, участниках, последствиях)

уметь характеризовать социально-экономическое развитие России в середине — второй половине XVIII века

уметь раскрывать с использованием исторической карты, внешнеполитические задачи, стоящие перед Россией в XVIII в; характеризовать результаты внешней политики данного периода

уметь рассказывать о важнейших достижениях русской науки и культуры в XVIII в.

уметь характеризовать и оценивать деятельность исторических личностей (Петр I, Екатерина II, Елизавета Петровна, Павел I, деятели культуры, полководцы и флотоводцы ХVIII в)


 

Раздел 8 Становление индустриальной цивилизации

Раздел 9.

Процесс модернизации в традиционных обществах Востока

В результате изучения темы, обучающиеся должны:

уметь раскрывать сущность экономических и социальных последствий промышленной революции

уметь рассказывать о важнейших научных открытиях и технических достижениях ХIХ века, характеризовать основные стили и течения в художественной культуре ХIХ века

уметь систематизировать материал о причинах и последствиях крупнейших военных конфликтов XIX века в Европе и за ее пределами

уметь осуществлять поиск информации для сообщений, презентаций


 

Раздел 10.

Российская империя в ХIХ веке

В результате изучения темы, обучающиеся должны:

уметь характеризовать основные преобразования в политической и экономической сферах, осуществленных в XIX в.

уметь раскрывать содержание Великих реформ 1860 — 1870-х годов (крестьянской, земской, городской, судебной, военной, преобразований в сфере просвещения)

уметь систематизировать материал о завершении промышленной революции в России; конкретизировать общих положений на примере экономического и социального развития своего края

уметь составлять обзора ключевых событий внешней политики России в XIX в. (Отечественная война 1812 г, заграничные походы русской армии, Кавказской войны, Крымской войны, Русско-турецкая война 1877 — 1878гг), их итогов и последствий

уметь характеризовать основные направления общественного движения во первой половине XIX в. (декабристы, западники и славянофилы) и во второй половине XIX в. ( народническое и социал-демократическое движения, либеральное и консервативное течения)

уметь раскрывать черты развития русской культуры в XIX в., ее основных достижений; характеризовать творчество выдающихся деятелей культуры

уметь характеризовать и оценивать деятельность исторических личностей (Александр деятели культуры, полководцы и флотоводцы, Николай I, Александр II, Александр III, деятели культуры, полководцы и флотоводцы ХIХ в.)

уметь осуществлять поиск информации для сообщений, презентаций


 

Раздел 11.

От Новой истории к Новейшей

В результате изучения темы, обучающиеся должны:

знать и применять в историческом контексте понятия: «модернизация», «индустриализация», «империализм», «урбанизация», «Антанта», «Тройственный союз», «кадеты», «октябристы», «социал-демократы», «Совет», «Государственная дума», «конституционная монархия», «отруб», «хутор», «переселенческая политика», «третьеиюньская монархия», «модернизм», «символизм», «декадентство», «авангард», «кубизм», абстракционизм, «футуризм», «акмеизм», «декрет», «национализация», «рабочий контроль», «Учредительное собрание»

уметь объяснять противоречия в политическом, экономическом, социальном развитии России в начале ХХ в.

уметь систематизировать материал о причинах, этапах, важнейших событиях российской революции 1905 — 1907 гг.

уметь сравнивать позиций политических партий, созданных и действовавших во время революции, их оценка (на основе работы с документами)

уметь раскрывать основные положения и итоги осуществления политической программы П. А. Столыпина, его аграрной реформы.

уметь характеризовать достижения российской культуры начала ХХ века

уметь характеризовать причины, участников, основные этапы, итоги и последствия Первой мировой войны; систематизировать материал о событиях на Западном и Восточном фронтах войны

уметь характеризовать причины и сущность революционных событий февраля 1917 года, оценивать деятельности Временного правительства, Петроградского Совета, характеризовать позиции основных политических партий и их лидеров в период весны — осени 1917 года

уметь характеризовать причины и сущность событий октября 1917 года, сопоставлять различные оценки этих событий, объяснять причины прихода большевиков к власти

уметь систематизировать материал о создании Советского государства, первых преобразованиях советской власти

уметь характеризовать причины Гражданской войны и интервенции, цели, участников и тактику белого и красного движений

уметь осуществлять поиск информации для сообщений, презентаций

уметь характеризовать и оценивать деятельность исторических личностей ((В.И.Ленин, участники красного и белого движений)


 

Раздел 12.

Между мировыми войнами

В результате изучения темы, обучающиеся должны:

знать и применять в историческом контексте понятия: «Версальско-Вашингтонская система», «Лига Наций», «репарации», «мировой экономический кризис», «тоталитаризм», «авторитаризм», «фашизм», «нацизм», «пятилетка», «стахановское движение», «коллективизация», «раскулачивание», «политические репрессии», «враг народа», «ГУЛАГ»

уметь раскрывать причины мирового экономического кризиса 1929 — 1933 годов и его последствий, объяснять сущность «нового курса» президента США Ф. Рузвельта

уметь объяснять причины возникновения и распространения фашизма в Италии и нацизма в Германии

уметь характеризовать основные этапы и тенденций развития международных отношений в 1920 — 1930-е гг.

уметь сравнивать политику «военного коммунизма» и нэп, выявлять их общие черты и различия

уметь анализировать содержание исторических документов , работ историков о политиче- ских процессах и репрессиях 1930-х годов, давать оценку этих событий

уметь систематизировать информацию о политике советского государства в области культуры в 1920 — 1930-е годы, выявление ее основных тенденций, характеризовать достижения советской науки и культуры

уметь осуществлять поиск информации для сообщений, презентаций


 

Раздел 13.

Вторая мировая война. Великая Отечественная война

В результате изучения темы, обучающиеся должны:

знать и применять в историческом контексте понятия: «план “Барбаросса”», «план “Ост”», «коллаборационизм», «геноцид», «холокост», «антигитлеровская коалиция», «ленд-лиз», «коренной перелом», «движение Сопротивления», «партизаны»

уметь приводить оценки Мюнхенского соглашения и советско- германских договоров 1939 года

уметь называть с использованием карты участников и основные этапы Второй мировой войны, систематизировать материал о крупнейших военных операциях Второй мировой и Великой Отечественной войн: их масштаб, итоги и роль в общем ходе войн

уметь рассказывать о положении людей на фронтах и в тылу, характеризовать жизнь людей в годы войны с привлечением информации исторических источников

уметь характеризовать итоги Второй мировой и Великой Отечественной войн

уметь осуществлять поиск информации для сообщений, презентаций, учебных проектов


 

Раздел 14.

Мир во второй половине ХХ — начале ХХI века

В результате изучения темы, обучающиеся должны:

знать и применять в историческом контексте понятия: «биполярный мир», «холодная война», «железный занавес», «НАТО», «СЭВ», «ОВД», «международные кризисы», «разрядка международной напряженности», «новое политическое мышление», «глобализация»

уметь объяснять сущность «холодной войны», ее влияния на историю второй половины ХХ в., характеризовать основные периоды и тенденции развития международных отношений в 1945 г.— начале XXI в.

уметь осуществлять поиск информации для сообщений, презентаций


 

Раздел 15.

Апогей и кризис советской системы. 1945 — 1991 годы

В результате изучения темы, обучающиеся должны:

знать и применять в историческом контексте понятия: «перестройка», «гласность», «плюрализм», «парад суверенитетов»

уметь систематизировать материал о развитии СССР в первые послевоенные годы, основные задачи и мероприятия внутренней и внешней политики

уметь характеризовать перемены в общественно-политической жизни СССР, новых подходов к решению хозяйственных и социальных проблем, реформ в 1950 — начале 1960-х годов

уметь систематизировать материал о тенденциях и результатах экономического и социального развития СССР в 1965 — начале 1980-х годов

уметь характеризовать причины и предпосылки перестройки в СССР, проводить поиск информации об изменениях в сфере экономики и общественной жизни в годы перестройки

уметь осуществлять поиск информации для сообщений, презентаций, учебных проектов

уметь характеризовать и оценивать деятельность исторических личностей (Н.С. Хрущёв, Л.И. Брежнев, М.С. Горбачёв, деятели культуры и науки)


 

Раздел 16.

Российская Федерация на рубеже ХХ— ХХI веков

В результате изучения темы, обучающиеся должны:

уметь оценивать итоги развития РФ в 1990-е гг.

уметь систематизировать и раскрывать основные направления реформаторской деятельности руководства РФ в начале ХХI в.

уметь давать краткую характеристику основных политических партий современной России, указывать их лидеров

уметь рассказывать о глобальных проблемах и вызовах, с которыми столкнулась России в начале ХХI в.

уметь характеризовать ключевые события политической истории современной России в начале XXI в.

уметь систематизировать материалы печати и телевидения об актуальных проблемах и событиях в жизни современного российского общества, о внешнеполитической деятельности руководителей страны

уметь характеризовать место и роль России в современном мире

уметь осуществлять поиск информации для сообщений, презентаций

уметь характеризовать и оценивать деятельность исторических личностей (политические лидеры и общественные деятели современной России)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.