Рабочая программа по курсу «Всеобщая история. История средних веков» для 6 класса

1
0
Материал опубликован 9 November 2017 в группе

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СИНЕЛИПЯГОВСКАЯ СОШ»


 


 

«Согласовано» «Утверждаю»

Зам.директора по УВР директор «МКОУ

«Синелипяговская СОШ»

______Н.Н.Мешулина _______Л.П.Постникова

«___»________2017г приказ №___от

«______»__________2017г.


 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


 

учебного предмета всеобщая история

6класс

Разработана учителем

истории и обществознания 1КК « Рассмотрено»

Копытиной Людмилой Анатольевной

на заседании ШМО кафедры

Гуманитарных предметов

Протокол № 1 от

«30 » августа 2017г.

 

Синие Липяги,


 

2017 год.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:

Данная программа курса: « Всеобщая история. История средних веков» базовый уровень, разработана на основе:

-Требований к результатам общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования (2010 год);

- Примерной программы по учебным предметам История 5-9 классы. – : проект - М : Просвещение, 2011.- (Стандарты второго поколения).

-Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А. Вигасина-А.О. Сороко-Цюпы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ (А.А.Вигасин, Г.И.Годер,Н.И.Шевченко и др.).-М.:Просвещение,2014.-143с.

-Учебного плана МКОУ «Синелипяговская СОШ».

- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации".

Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17 декабря 2010г. «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования»;

-Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189 от 29.12.2010 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» тория

-«Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» на 2014/2015 учебный год», утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 253 от 31.03.2014г;

-Приложения к письму Департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области от 24.08.2012 г. № 01-03/06332 «Методические рекомендации по формированию учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих основную образовательную программу основного общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования».

Вклад учебного предмета в общее образование.

Учебный предмет дает учащимся   широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом   человечества. Разрастающееся информационное и коммуникативное пространство современного мира усиливает значение истории. Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества. Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно-этических систем.

Главная цель изучения истории в современной школе — образование,   развитие и воспитание личности школьника, способного к  самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся. Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Отбор учебного материала для содержания программы осуществлен с учетом целей и задач истории в основной школе, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 5-9 классов, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.В курсе «Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в рамках цивилизации, прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого.

Особенности программы — ее интегративность, объединение курсов всеобщей и отечествен­ной истории при сохранении их самостоятельности и самоценности. Курс «История Средних ве­ков» формирует общую картину исторического развития человечества, представления об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях в период с конца V по XV в. - от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. При этом, так как на все­общую историю выделяется небольшой объем времени, акцент делается на определяющих явле­ниях, помогающих, в первую очередь, понимать и объяснять современное мироустройство. Курс дает возможность проследить огромную роль Средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые так или иначе вошли в историю современной цивилизации.

Рабочая программа ориентирована на использование УМК:

Агибалова Е. В. Всеобщая история История Средних веков. 6 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Е. В. Агибалова, Г. М. Донской; под ред. А.А.Сванидзе. — 3-е изд.М.: Просвещение, 2014.-288 с.: ил., карт.

Крючкова, Е. История Средних веков : рабочая тетрадь. 6 класс / Е. Крючкова. - М. : Просвещение, 2015.

Цели курса:

Формирование целостного представления об историческом развитии мира в эпо­ху Средневековья, объединение различных фактов и понятий средневековой истории в целост­ную картину развития и человечества в целом.

Содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации; познание окружающей действительности, самопознание и самореализация.

Задачи курса:

Осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие мира, показать общие черты и различия.

Охарактеризовать выдающихся деятелей мира, их роль в истории и культуре.

Показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали).

Сформировать открытое историческое мышление: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).

Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагает использование разнообразных средств и методов обучения. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщенных знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся 5—9 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению поможет реконструкция и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения. На старшей ступени основной школы расширяется круг источников социальной информации: помимо учебного содержания курса по обществознанию, собственного социального опыта, шире привлекаются материалы электронных и печатных СМИ, научно-популярная и публицистическая литература. Организуется также изучение небольших фрагментов педагогически не адаптированных текстов, начинается использование элементов проектных методик. Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий. Учителю важно хорошо представлять себе их образовательные возможности и в то же время отчетливо осознавать границы их применения, уметь органически сочетать эти технологии с традиционными методиками.

Предпочтительные формы и методы работы с обучающимися

Типы уроков

Педагогические технологии

Формы работы

- игра

- дискуссия

- практикум

- лабораторная работа

- беседа

Интерактивные:

- игровые;

- технология дискуссии;

- проектная технология;

- проблемное обучение;

- технология развития критического мышления

Индивидуальная

Групповая

Группы с переменным составом


 

Приоритетные виды и формы контроля:

Преобладающие формы контроля знаний, умений, навыков.

Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются : текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация, которые позволяют:

1.определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету ( согласно учебного плана);

2.установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;

3.осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.

1.Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты , тестирование и т.п. в рамках урока, терминологический диктант, тестовая работа, рабата с карточками.
Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п. работу выставляется в классный журнал к следующему уроку.
Формы и средства контроля
Текущий контроль знаний, умений и навыков осуществляется в форме проверочных работ, тестирования, фронтальных опросов, подготовки презентаций, рефератов, устных ответов, составление кроссвордов.
Изучение разделов завершается повторительно-обобщающими уроками ( в форме тестирования, работы с документами).
2.Промежуточный контроль знаний обучающихся
Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля.
Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком.

Срок реализации программы- 1 год.

2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:

Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.

Выпускник научится:

локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Русского государства; соотносить хронологию истории Руси и

всеобщей истории;

использовать историческую карту как источник информации о территории, об

экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о

направлениях крупнейших передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и др.;

проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;

составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых

обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;

раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных

отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей,

господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;

объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей

истории Средних веков;

сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья показывать

общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);

давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.

Выпускник получит возможность научиться:

давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);

сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них

общее и различия;

составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы

описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чём заключаются их художественные достоинства и значение.

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:

Всеобщая история.

История Средних веков ( 29 часов).

Раздел 1: Раннее средневековье.

Введение. Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья.(.)

Тема 1. Становление средневековой Европы ( 4 ч.)

Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, об­щественное устройство.

Роль христианства в раннем Средневековье. Христианизация Евро­пы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.

Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветите­ли славян — Кирилл и Мефодий.

Тема 2. Византийская империя и славяне в 6-11 веках. ( 2 ч.)

Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.

Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.

Тема 3. Арабы в 6-11 веках. (1ч)

Возникновение ислама. Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.

Раздел 2: Расцвет средневековья.

Тема 4. Феодалы и крестьяне. (2 ч)

Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.

Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская обшина. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян.

Тема 5.Средневековый город в Западной и Центральной Европе ( 2 ч.)

Сред­невековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.

Тема 6. Католическая церковь в 11-13 веках. Крестовые походы (2ч)

Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.

Образование двух ветвей христианства — православия и католициз­7А. Римско-католическая церковь в Средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распростране­ния. Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху Крестовых походов. Начало Ре­конкисты на Пиренейском полуострове.

Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (11-15 вв.) (6 ч.) Возникновение сословно-представительных монархий в евро­пейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской на­ции. Сто­летняя война: причины и итоги. Жанна д'Арк. Война Алой и Белой ро­зы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Таймера.

Тема 8. Славянские государства и Византия в 14-15 вв. (2ч.)

. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Че­хии. Ян Гус. Завоевание турками – османами Балканского полуострова.

Тема 9. Культура Западной Европы в Средние века. (3ч.)

Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средне­вековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве. Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.

Раздел 3: «Осень» средневековья .

Тема 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века (2 ч).

Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особен­ности хозяйственной жизни.

Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.Государства Центральной Азии в Средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).

Итоговое повторение (1ч.) Контрольная работа (1 ч).

4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

п/п

Тема урока

Тип урока

дата проведения:

план

факт

Введение.(1ч.)

1.

Введение .Что изучает история Средних веков .

изучение нового материала

06.09.17

 

Тема 1: Становление средневековой Европы (6-11вв.) (4 ч.)

2.

Образование варварских королевств . Государство франков и христианская церковь в 6-8 вв.

изучение нового материала

08.09.17

 

3.

Возникновение и распад империи Карла Великого.

комбинированный

13.09.17

 

4.

Феодальная раздробленность Западной Европы в 9-11 веках.

комбинированный

15.09.17

 

5.

Англия в раннее Средневековье.

комбинированный

20.09.17

 

Тема 2: Византийская империя и славяне в 6-11 вв.(2 ч.)

6.

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии.

комбинированный

22.09.17

 

7.

Образование славянских государств.

Изучение нового материала.

27.09.17

 

Тема 3: Арабы в 6-11 вв.(1 ч).

8.

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стан халифата.

комбинированный

29.09.17

 

Тема 4: Феодалы и крестьяне (2 ч).

9.

Средневековая деревня и её обитатели.

Комбинированный.

04.10.17

 

10.

В рыцарском замке.

Комбинированный

06.10.17

 

Тема 5: Средневековый город в Западной и Центральной Европе (2ч).

11.

Формирование средневековых городов. Горожане и их образ жизни.

комбинированный

11.10.17

 

12.

Торговля в средние века.

комбинированный

13.10.17

 

Тема 6: Католическая церковь в 11-13 вв.Крестовые походы.(2ч).

13.

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.

комбинированный

18.10.17

 

14.

Крестовые походы.

Изучение нового материала.

20.10.17

 

Тема 7: Образование централизованных государств в Западной Европе (11-15 вв.) (6ч).

15.

Как происходило объединение Франции.

комбинированный

25.10.17

 

16.

Что англичане считают нача­лом своих свобод.

комбинированный

27.10.17

 

17.

Столетняя война.

Комбинированный.

01.11.17

 

18.

Усиление королевской власти в конце 15в. во Франции и в Англии.

Изучение нового материала.

03.11.17

 

19.

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.

Изучение нового материала

15.11.17

 

20.

Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в 12-15 вв.

Изучение нового материала

17.11.17

 

Тема 8: «Славянские государства и Византия в 14-15 вв.(2ч).

21.

Гуситское движение в Чехии.

комбинированный

22.11.17

 

22.

Завоевание турками- османами Бал­канского по­луострова

Изучение нового материала

24.11.17

 

Тема 9: «Культура Западной Европы в Средние века» (3 ч).

23.

Образование и философия. Средневековая литература.

Изучение нового материала.

29.11.17

24.

Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии.

комбинированный

01.12.17

 

25.

Научные открытия и изобретения.

комбинированный

06.12.17

 

Тема 10: Народы Азии, Америки и Африки в Средние века.(2 ч.)

26.

Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония.

Изучение нового материала

08.12.17

 

27.

Государства и народы Африки и доколумбовой Америки.

Изучение нового материала

13.12.17

 

Итоговое повторение (2 ч.)

28.

Наследие Средних веков в истории человечества

Урок развивающего контроля

15.12.17

 

29.

Контрольная работа по курсу «Средние века».

Контроль и коррекция знаний

20.12.17

 


 

5.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА:

1. Средства обучения:

1.Настенные исторические карты.

2. Таблицы для 6 класса.

3. Компьютер.

4.Мультимедийный проектор.

5.Экран проекционный

6.Принтер.

2. Учебно-методическая литература:

1. Агибалова Е. В. Всеобщая история История Средних веков. 6 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Е. В. Агибалова, Г. М. Донской; под ред. А.А.Сванидзе. — 3-е изд.М.: Просвещение, 2014.-288 с.: ил., карт.-ISBN 978-5-09-032173-0

2. Всеобщая история. Средние века. 6 класс : тесты, контрольные вопросы и задания / авт.- сост. С. Н. Степанько. – Волгоград : Учитель, 2010г.

3. Всеобщая история. Средние века. 6 класс : тесты, контрольные вопросы и задания / авт.- сост. С. Н. Степанько. – Волгоград : Учитель, 2010.

4. История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс : дидактический матери­ал (контрольные задания, тесты, кроссворды) / авт.-сост. Н. Ю. Бухарева. – Волгоград : Учитель, 2009.

5. Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А. Вигасина- А.О. Сороко –Цюпы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ (А.А.Вигасин, Г.И.Годер, Н.И.Шевченко и др.).-М.:Просвещение,2011.-160с.

6. История средних веков .6 класс: технологические карты уроков по учебнику Е.В.Агибаловой, Г.М.Донского/авт.-сост. Т.А.Галиуллина. –Волгоград: Учитель, 2014.-190 с.

7. История Средних веков. Поурочные планы по учебнику Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского. 6 класс / авт.-сост. Н. Ю. Колесниченко. – Волгоград : Учитель, 20II.

3. Дополнительная литература:

1.Амбаров В.Н. История: большой справочник для школьников и поступающих в вузы/ В.Н.Амбаров, С.Г.Антоненко, П.И.Андреев.- Дрофа, 1999.

2.Багрова Л.А. Я познаю мир. Страны и народы. Европа./Л.А.Багрова.-М.:АСТ:Астрель: Хранитель,2002.

3.Петрова Н.Г.История Средних веков. Книга для учителя: учеб.-метод.материалы/Н.Г.Петрова.-М.:Русское слово,2002.

4.Кулагина, Г. А. Сто игр по истории /Г. А. Кулагина. – М. : Просвещение, 1983.

5.Смирнов С.Г. задачник по истории Средних веков/С.Г.Смирнов.-М.:Просвещение.2001.

6.Стрелова О.Ю., Е.Е.Вяземский. История после звонка. Внеклассная работа по истории в школе: методическое пособие.-М.,»Русское слово-учебник», 2014.-72с.

7.История. 5-10 классы : игровые технологии на уроках и внеклассных занятиях / авт.-сост. Н. Н. Ярцева. – Волгоград : Учитель, 2009.

8.Чернова М.Н. История Средних веков: 6 класс: контрольные материалы.ФГОС -: Издательство «Экзамен», 2015.-93с.

ЦОР и ОР:

http://historic.ru

http://rulers.narod.ru

http://www.artprojekt.ru

http://www.xlegio.ru

http://www.booksite.ru/enciklopedia/

http://statehistory.ru

http://feb.-ru

http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/index.html- исторические источники в Интернете.

http://www.world-historu.ru/thisday.phtml- статьи сайта по истории России и всемирной истории.

Российское образование. Федеральный портал http://www.edu.ru/

Все образование. Каталог ссылок http://catalog.alledu.ru/

В помощь учителю. Федерация интернет-образования http://som.fio.ru/

Российский образовательный портал. Каталог справочно-информационных источников

http://www.school.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=1165

Учитель.ру – Федерация интернет-образования http://teacher.fio.ru/

http://www.edu.ru - Федеральный портал Российское образование

http://www.school.edu.ru - Российский общеобразовательный портал

www.1september.ru - все приложения к газете «1сентября»

Приложение № 1.

Темы проектов.

1. Средневековый монастырь»,историческая реконструкция: «Путешествие викингов».

2. «Создание славянской азбуки».

3. «Рыцарский замок», групповой информационный проект: «Средневековая деревня».

4. «История возникновения городов Европы».

5. «История духовно-рыцарского ордена».

6. «Путешествие по памятным местам средневековых государств Европы»

7. «Путешествие по памятным местам гуситского движения».

8. Историческая реконструкция «Осада и штурм Константинополя».

9. «Непростая история простых предметов».

10. «Живые традиции Востока», Исследовательский проект «Самураи и европейские рыцари».


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.