Рабочая программа по курсу «Всеобщая история. История средних веков» для 6 класса
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СИНЕЛИПЯГОВСКАЯ СОШ»
«Согласовано» «Утверждаю»
Зам.директора по УВР директор «МКОУ
«Синелипяговская СОШ»
______Н.Н.Мешулина _______Л.П.Постникова
«___»________2017г приказ №___от
«______»__________2017г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета всеобщая история
6класс
Разработана учителем
истории и обществознания 1КК « Рассмотрено»
Копытиной Людмилой Анатольевной
на заседании ШМО кафедры
Гуманитарных предметов
Протокол № 1 от
«30 » августа 2017г.
Синие Липяги,
2017 год.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:
Данная программа курса: « Всеобщая история. История средних веков» базовый уровень, разработана на основе:
-Требований к результатам общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования (2010 год);
- Примерной программы по учебным предметам История 5-9 классы. – : проект - М : Просвещение, 2011.- (Стандарты второго поколения).
-Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А. Вигасина-А.О. Сороко-Цюпы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ (А.А.Вигасин, Г.И.Годер,Н.И.Шевченко и др.).-М.:Просвещение,2014.-143с.
-Учебного плана МКОУ «Синелипяговская СОШ».
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации".
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17 декабря 2010г. «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования»;
-Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189 от 29.12.2010 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» тория
-«Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» на 2014/2015 учебный год», утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 253 от 31.03.2014г;
-Приложения к письму Департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области от 24.08.2012 г. № 01-03/06332 «Методические рекомендации по формированию учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих основную образовательную программу основного общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования».
Вклад учебного предмета в общее образование.
Учебный предмет дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества. Разрастающееся информационное и коммуникативное пространство современного мира усиливает значение истории. Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества. Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно-этических систем.
Главная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся. Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Отбор учебного материала для содержания программы осуществлен с учетом целей и задач истории в основной школе, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 5-9 классов, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.В курсе «Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в рамках цивилизации, прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого.
Особенности программы — ее интегративность, объединение курсов всеобщей и отечественной истории при сохранении их самостоятельности и самоценности. Курс «История Средних веков» формирует общую картину исторического развития человечества, представления об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях в период с конца V по XV в. - от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. При этом, так как на всеобщую историю выделяется небольшой объем времени, акцент делается на определяющих явлениях, помогающих, в первую очередь, понимать и объяснять современное мироустройство. Курс дает возможность проследить огромную роль Средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые так или иначе вошли в историю современной цивилизации.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
Агибалова Е. В. Всеобщая история История Средних веков. 6 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Е. В. Агибалова, Г. М. Донской; под ред. А.А.Сванидзе. — 3-е изд.М.: Просвещение, 2014.-288 с.: ил., карт.
Крючкова, Е. История Средних веков : рабочая тетрадь. 6 класс / Е. Крючкова. - М. : Просвещение, 2015.
Цели курса:
Формирование целостного представления об историческом развитии мира в эпоху Средневековья, объединение различных фактов и понятий средневековой истории в целостную картину развития и человечества в целом.
Содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации; познание окружающей действительности, самопознание и самореализация.
Задачи курса:
Осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие мира, показать общие черты и различия.
Охарактеризовать выдающихся деятелей мира, их роль в истории и культуре.
Показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали).
Сформировать открытое историческое мышление: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).
Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагает использование разнообразных средств и методов обучения. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщенных знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся 5—9 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению поможет реконструкция и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения. На старшей ступени основной школы расширяется круг источников социальной информации: помимо учебного содержания курса по обществознанию, собственного социального опыта, шире привлекаются материалы электронных и печатных СМИ, научно-популярная и публицистическая литература. Организуется также изучение небольших фрагментов педагогически не адаптированных текстов, начинается использование элементов проектных методик. Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий. Учителю важно хорошо представлять себе их образовательные возможности и в то же время отчетливо осознавать границы их применения, уметь органически сочетать эти технологии с традиционными методиками.
Предпочтительные формы и методы работы с обучающимися
Типы уроков |
Педагогические технологии |
Формы работы |
- игра - дискуссия - практикум - лабораторная работа - беседа |
Интерактивные: - игровые; - технология дискуссии; - проектная технология; - проблемное обучение; - технология развития критического мышления |
Индивидуальная Групповая Группы с переменным составом |
Приоритетные виды и формы контроля:
Преобладающие формы контроля знаний, умений, навыков.
Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются : текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация, которые позволяют:
1.определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету ( согласно учебного плана);
2.установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
3.осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.
1.Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты , тестирование и т.п. в рамках урока, терминологический диктант, тестовая работа, рабата с карточками.
Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п. работу выставляется в классный журнал к следующему уроку.
Формы и средства контроля
Текущий контроль знаний, умений и навыков осуществляется в форме проверочных работ, тестирования, фронтальных опросов, подготовки презентаций, рефератов, устных ответов, составление кроссвордов.
Изучение разделов завершается повторительно-обобщающими уроками ( в форме тестирования, работы с документами).
2.Промежуточный контроль знаний обучающихся
Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля.
Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком.
Срок реализации программы- 1 год.
2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:
Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.
Выпускник научится:
локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Русского государства; соотносить хронологию истории Руси и
всеобщей истории;
использовать историческую карту как источник информации о территории, об
экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о
направлениях крупнейших передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и др.;
проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;
составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых
обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;
раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных
отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей,
господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей
истории Средних веков;
сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья показывать
общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);
давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.
Выпускник получит возможность научиться:
давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);
сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них
общее и различия;
составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы
описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чём заключаются их художественные достоинства и значение.
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:
Всеобщая история.
История Средних веков ( 29 часов).
Раздел 1: Раннее средневековье.
Введение. Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья.(1ч.)
Тема 1. Становление средневековой Европы ( 4 ч.)
Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.
Роль христианства в раннем Средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.
Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян — Кирилл и Мефодий.
Тема 2. Византийская империя и славяне в 6-11 веках. ( 2 ч.)
Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.
Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.
Тема 3. Арабы в 6-11 веках. (1ч)
Возникновение ислама. Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.
Раздел 2: Расцвет средневековья.
Тема 4. Феодалы и крестьяне. (2 ч)
Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.
Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская обшина. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян.
Тема 5.Средневековый город в Западной и Центральной Европе ( 2 ч.)
Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.
Тема 6. Католическая церковь в 11-13 веках. Крестовые походы (2ч)
Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.
Образование двух ветвей христианства — православия и католициз7А. Римско-католическая церковь в Средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения. Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху Крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.
Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (11-15 вв.) (6 ч.) Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д'Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Таймера.
Тема 8. Славянские государства и Византия в 14-15 вв. (2ч.)
. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус. Завоевание турками – османами Балканского полуострова.
Тема 9. Культура Западной Европы в Средние века. (3ч.)
Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве. Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.
Раздел 3: «Осень» средневековья .
Тема 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века (2 ч).
Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.
Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.Государства Центральной Азии в Средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).
Итоговое повторение (1ч.) Контрольная работа (1 ч).
4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№ п/п |
Тема урока |
Тип урока |
дата проведения: |
|
план |
факт |
|||
Введение.(1ч.) |
||||
1. |
Введение .Что изучает история Средних веков . |
изучение нового материала |
06.09.17 |
|
Тема 1: Становление средневековой Европы (6-11вв.) (4 ч.) |
||||
2. |
Образование варварских королевств . Государство франков и христианская церковь в 6-8 вв. |
изучение нового материала |
08.09.17 |
|
3. |
Возникновение и распад империи Карла Великого. |
комбинированный |
13.09.17 |
|
4. |
Феодальная раздробленность Западной Европы в 9-11 веках. |
комбинированный |
15.09.17 |
|
5. |
Англия в раннее Средневековье. |
комбинированный |
20.09.17 |
|
Тема 2: Византийская империя и славяне в 6-11 вв.(2 ч.) |
||||
6. |
Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии. |
комбинированный |
22.09.17 |
|
7. |
Образование славянских государств. |
Изучение нового материала. |
27.09.17 |
|
Тема 3: Арабы в 6-11 вв.(1 ч). |
||||
8. |
Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стан халифата. |
комбинированный |
29.09.17 |
|
Тема 4: Феодалы и крестьяне (2 ч). |
||||
9. |
Средневековая деревня и её обитатели. |
Комбинированный. |
04.10.17 |
|
10. |
В рыцарском замке. |
Комбинированный |
06.10.17 |
|
Тема 5: Средневековый город в Западной и Центральной Европе (2ч). |
||||
11. |
Формирование средневековых городов. Горожане и их образ жизни. |
комбинированный |
11.10.17 |
|
12. |
Торговля в средние века. |
комбинированный |
13.10.17 |
|
Тема 6: Католическая церковь в 11-13 вв.Крестовые походы.(2ч). |
||||
13. |
Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. |
комбинированный |
18.10.17 |
|
14. |
Крестовые походы. |
Изучение нового материала. |
20.10.17 |
|
Тема 7: Образование централизованных государств в Западной Европе (11-15 вв.) (6ч). |
||||
15. |
Как происходило объединение Франции. |
комбинированный |
25.10.17 |
|
16. |
Что англичане считают началом своих свобод. |
комбинированный |
27.10.17 |
|
17. |
Столетняя война. |
Комбинированный. |
01.11.17 |
|
18. |
Усиление королевской власти в конце 15в. во Франции и в Англии. |
Изучение нового материала. |
03.11.17 |
|
19. |
Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. |
Изучение нового материала |
15.11.17 |
|
20. |
Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в 12-15 вв. |
Изучение нового материала |
17.11.17 |
|
Тема 8: «Славянские государства и Византия в 14-15 вв.(2ч). |
||||
21. |
Гуситское движение в Чехии. |
комбинированный |
22.11.17 |
|
22. |
Завоевание турками- османами Балканского полуострова |
Изучение нового материала |
24.11.17 |
|
Тема 9: «Культура Западной Европы в Средние века» (3 ч). |
||||
23. |
Образование и философия. Средневековая литература. |
Изучение нового материала. |
29.11.17 |
|
24. |
Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии. |
комбинированный |
01.12.17 |
|
25. |
Научные открытия и изобретения. |
комбинированный |
06.12.17 |
|
Тема 10: Народы Азии, Америки и Африки в Средние века.(2 ч.) |
||||
26. |
Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. |
Изучение нового материала |
08.12.17 |
|
27. |
Государства и народы Африки и доколумбовой Америки. |
Изучение нового материала |
13.12.17 |
|
Итоговое повторение (2 ч.) |
||||
28. |
Наследие Средних веков в истории человечества |
Урок развивающего контроля |
15.12.17 |
|
29. |
Контрольная работа по курсу «Средние века». |
Контроль и коррекция знаний |
20.12.17 |
5.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА:
1. Средства обучения:
1.Настенные исторические карты.
2. Таблицы для 6 класса.
3. Компьютер.
4.Мультимедийный проектор.
5.Экран проекционный
6.Принтер.
2. Учебно-методическая литература:
1. Агибалова Е. В. Всеобщая история История Средних веков. 6 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Е. В. Агибалова, Г. М. Донской; под ред. А.А.Сванидзе. — 3-е изд.М.: Просвещение, 2014.-288 с.: ил., карт.-ISBN 978-5-09-032173-0
2. Всеобщая история. Средние века. 6 класс : тесты, контрольные вопросы и задания / авт.- сост. С. Н. Степанько. – Волгоград : Учитель, 2010г.
3. Всеобщая история. Средние века. 6 класс : тесты, контрольные вопросы и задания / авт.- сост. С. Н. Степанько. – Волгоград : Учитель, 2010.
4. История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс : дидактический материал (контрольные задания, тесты, кроссворды) / авт.-сост. Н. Ю. Бухарева. – Волгоград : Учитель, 2009.
5. Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А. Вигасина- А.О. Сороко –Цюпы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ (А.А.Вигасин, Г.И.Годер, Н.И.Шевченко и др.).-М.:Просвещение,2011.-160с.
6. История средних веков .6 класс: технологические карты уроков по учебнику Е.В.Агибаловой, Г.М.Донского/авт.-сост. Т.А.Галиуллина. –Волгоград: Учитель, 2014.-190 с.
7. История Средних веков. Поурочные планы по учебнику Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского. 6 класс / авт.-сост. Н. Ю. Колесниченко. – Волгоград : Учитель, 20II.
3. Дополнительная литература:
1.Амбаров В.Н. История: большой справочник для школьников и поступающих в вузы/ В.Н.Амбаров, С.Г.Антоненко, П.И.Андреев.- Дрофа, 1999.
2.Багрова Л.А. Я познаю мир. Страны и народы. Европа./Л.А.Багрова.-М.:АСТ:Астрель: Хранитель,2002.
3.Петрова Н.Г.История Средних веков. Книга для учителя: учеб.-метод.материалы/Н.Г.Петрова.-М.:Русское слово,2002.
4.Кулагина, Г. А. Сто игр по истории /Г. А. Кулагина. – М. : Просвещение, 1983.
5.Смирнов С.Г. задачник по истории Средних веков/С.Г.Смирнов.-М.:Просвещение.2001.
6.Стрелова О.Ю., Е.Е.Вяземский. История после звонка. Внеклассная работа по истории в школе: методическое пособие.-М.,»Русское слово-учебник», 2014.-72с.
7.История. 5-10 классы : игровые технологии на уроках и внеклассных занятиях / авт.-сост. Н. Н. Ярцева. – Волгоград : Учитель, 2009.
8.Чернова М.Н. История Средних веков: 6 класс: контрольные материалы.ФГОС -: Издательство «Экзамен», 2015.-93с.
ЦОР и ОР:
http://www.booksite.ru/enciklopedia/
http://feb.-ru
http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/index.html- исторические источники в Интернете.
http://www.world-historu.ru/thisday.phtml- статьи сайта по истории России и всемирной истории.
Российское образование. Федеральный портал http://www.edu.ru/
Все образование. Каталог ссылок http://catalog.alledu.ru/
В помощь учителю. Федерация интернет-образования http://som.fio.ru/
Российский образовательный портал. Каталог справочно-информационных источников
http://www.school.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=1165
Учитель.ру – Федерация интернет-образования http://teacher.fio.ru/
http://www.edu.ru - Федеральный портал Российское образование
http://www.school.edu.ru - Российский общеобразовательный портал
www.1september.ru - все приложения к газете «1сентября»
Приложение № 1.
Темы проектов.
1. Средневековый монастырь»,историческая реконструкция: «Путешествие викингов».
2. «Создание славянской азбуки».
3. «Рыцарский замок», групповой информационный проект: «Средневековая деревня».
4. «История возникновения городов Европы».
5. «История духовно-рыцарского ордена».
6. «Путешествие по памятным местам средневековых государств Европы»
7. «Путешествие по памятным местам гуситского движения».
8. Историческая реконструкция «Осада и штурм Константинополя».
9. «Непростая история простых предметов».
10. «Живые традиции Востока», Исследовательский проект «Самураи и европейские рыцари».