12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена797
Россия, Волгоградская обл., Калач - на - Дону
Материал размещён в группе « Педагогический мир»
0

Рабочая программа учебного курса по всеобщей истории «История средних веков» для 6 класса

21

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 4»

г. Калача-на-Дону Волгоградской области

Рассмотрено Утверждено _______________

на заседании Методического Совета Директор школы: _______________ /С. В. Матюшенко/

Протокол № _______ от ____ . _____ .2017г.

 

 


 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


 

учебного курса по всеобщей истории

«История средних веков»

для 6 класса

учитель-составитель:

ШЕВЧЕНКО ЕЛЕНА СТЕПАНОВНА.


 


 


 


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по истории Средних веков для 6 класса к учебнику: М. В. Пономарёв, А. В. Абрамов, С. В. Тырин «Всеобщая история. История Средних веков» - М.: Дрофа, 2014. составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе примерной программы основного общего образования по истории, примерного базисного учебного плана, федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях.

Программа предполагает последовательное изучение истории Средних веков. При изучении данного курса у школьников формируется научное понимание истории как закономерного поступательного процесса. С учетом знаний учащихся 6 класса и их возрастных особенностей при изучении предмета закладывается первоначальное понимание закономерностей истории человеческого общества. Учащиеся последовательно знакомятся с периодами феодализма: становления, феодальной раздробленности, образования централизованных государств. С целью экономии времени уроки 1и 2 объединены (проводятся в течение 1 часа); уроки 24 и 25 объединены с целью организации проектной деятельности учеников на уроке (проводятся в течение 2 часов); уроки 27,28 и 29 объединены с целью организации проектной деятельности учеников на уроке (проводятся в течение 3 часов).

Цели обучения

Главная цель изучения истории – образование, развитие школьника и воспитание личности, способной к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта человечества в целом, активно и творчески применяющей исторические знания в учебной и социальной деятельности.

Цели изучения курса «Всеобщая история. История Средних веков»

Сформировать у учащихся целостное представление об истории Средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;

осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их роль в истории и культуре;

охарактеризовать наиболее яркие личности Средневековья, их роль в истории и культуре;

показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали); уделить при этом особое внимание истории мировых религий – христианства и ислама.

Задачи обучения

Формирование морально-ценностных установок и ориентиров национальной и культурной идентификации шестиклассников в процессе изучения историко-культурного опыта народов зарубежных стран;

овладение знаниями о социокультурном развитии народов в эпоху Средневековья;

овладение знаниями об истории отдельных стран Западной Европы в V–XV вв. в их социальном, экономическом, политическом и духовно-нравственном контекстах;

воспитание толерантности, уважения к культуре и религии других народов в процессе изучения истории и культуры народов Европы, Азии и Америки;

развитие у учащихся способностей выявлять общее и различия в развитии отдельных регионов мира в эпоху феодализма, выделять и группировать признаки исторического явления, процесса;

формирование способности применять усвоенные знания о взаимоотношениях между людьми, сословиями, отдельными народами, о повседневной культуре и куртуазности в эпоху Средневековья в процессе осмысления современной реальности и общения с разными людьми.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования и примерному учебному плану образовательного учреждения на изучение истории в 6 классе учебным планом предусматривается 68 учебных часов – из расчета 2 ч в неделю. Из них 28 ч отводится на изучение истории Средних веков и 40 ч – на изучение истории России. Данная программа составлена в соответствии с этим распределением учебного времени.

Планируемые предметные результаты освоения курса истории (6 класс)

Предметные результаты изучения истории учащимися включают:

· овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

· способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

· умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

· расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

· готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5—9 классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов.

На предметном уровне в результате освоения курса обучающиеся продолжат учиться:
· указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

· соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

· характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

· группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

· читать историческую карту с опорой на легенду;

· проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

· сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

· рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

· характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;

· на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.

· различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

· соотносить единичные исторические факты и общие явления;

· называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

· раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

· сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

· излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

· приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

· определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

обучающиеся получат возможность продолжить учиться:
- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

- использовать знания об истории и культуре своего на­рода и других народов в общении с людьми в школе и вне­школьной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

- способствовать сохранению памятников истории и куль­туры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

Содержание тем учебного курса по Истории Средних веков

Введение - 1 час

Что изучает история. Понятие «средние века». Хронологические рамки Средневековья. Место истории средних веков в истории человечества. Источники знаний об истории Средних веков.

Тема 1. Западная Европа на заре средневековья - 4 часа

Великое переселение народов. Германские племена. Падение Западной Римской империи. Королевская власть при Хлодвиге. Принятие христианства. Законы франков. Карл Великий. Франкская империя. Распад государства Каролингов. Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница. Англия в IX-XI веках. Легенды об английском короле Артуре. Норманны и их образ жизни. Прекращение норманнских завоевательных походов

Тема 2. Восточно-христианский мир и мир ислама – 4 часа

Преемственность с античной цивилизацией. Власть императора в Византии. Церковь и светские власти. Города Византии и жизнь в них. Эпоха Юстиниана: реформы и укрепление империи. Борьба Византии с врагами. Складывание православного мира. Направления движения славян. Занятия и образ жизни славян. Образование государств. Славянские государства. Византия и славянский мир. Расселение и занятия арабских племен. Мухаммед и зарождение ислама. Завоевания арабов в Азии, Северной Африке, Европе. Распространение ислама. Культура арабов. Тема 3. Западноевропейское общество в XIXV вв. – 4 часа

Феодальное землевладение. Европейское рыцарство. Феодальная знать. Жизнь и быт феодалов. Жизнь, быт, труд крестьян. Феодальные повинности. Крестьянское хозяйство. Натуральное хозяйство. Община. Возникновение городов. Борьба с сеньорами. Облик городов. Города – центры торговли, ремесла и культуры. Цехи и гильдии. Городские сословия. Городское управление, зарождение демократических порядков. Жизнь и быт горожан. Торговля и ярмарки. Оживление торговых отношений. Торговые пути. От ростовщичества к банкам. Тема 4. Международные отношения в средние века – 4 часа

Разделение христианства на католицизм и православие. Светские правители и церковь. Объединяющая роль католической церкви. Источники богатства. Ересь и преследование еретиков. Крестовые походы. Конец крестовых походов и их последствия. Духовно-рыцарские ордены. Мусульманская Испания. Образование Испанского королевства. Инквизиция в Испании. Подъем хозяйства. Причины сохранения раздробленности страны. Балканские страны перед завоеванием. Завоевания турок-османов. Битва на Косовом поле. Гибель Византии. Османская империя. Тема 5. Западная Европа в XI-XV вв.: от расцвета к закату Средневековья – 7 часов

Усиление королевской власти. Сословно представительная монархия. Генеральные штаты. Образование централизованного государства. Нормандский герцог Вильгельм. «Книга Страшного суда». Историческое значение реформ. Возвращение французских территорий. Причины и итоги Столетней войны. Жанна д Арк. Завершение объединения Франции. Война Алой и Белой розы. Установление сильной центральной власти в Англии. Последствия процесса централизации. Священная Римская империя. Расцвет торговли и достижение независимости. Городские республики в Италии. Гвельфы и гибеллины. Правление Медичи во Флоренции. Чешское государство. Национальное движение в Чехии. Ян Гуси Ян Жижка. Гуситские войны и их значение. Наука и образование. Технические открытия и изобретения. Средневековый эпос. Фольклор. Данте. Архитектура, скульптура, живопись. Новое учение о человеке. Представители Раннего Возрождения. Античное наследие; Новое учение о человеке; Гуманизм; Искусство раннего Возрождения. Развитие науки и техники. Изобретение книгопечатания.

Тема 6. Народы и государства Азии и Америки в Средние века – 4 часа

Монголы и их завоевания. Чингисхан. Япония в средние века. Китай: распад и восстановление единой державы. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Территория, расселение, занятия, образ жизни народов. Цивилизации Америки. Сохранение родоплеменных отношений. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни. Уникальность культуры народов доколумбовой Америки. Средние века в истории. Народы и государства на исторической карте. Достижения производства и техники. Культурное наследие.

Используемые педагогические технологии: проектной деятельности, проблемного обучения, развитие критического мышления через чтение и письмо

Тематический план история Средних веков

 

 

п/п

Тема

Всего часов

1

Введение.

Тема 1. Западная Европа на заре средневековья.

5

2

Тема 2. Восточно-христианский мир и мир ислама.

4

3

Тема 3. Западноевропейское общество в XIXV вв.

4

4

Тема 4.Международные отношения в средние века.

4

5

Тема 5.Западная Европа в XI-XV вв.: от расцвета к закату Средневековья

7

6

Тема 6.Народы и государства Азии и Америки в Средние века.

4

7

Всего

28

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

УМК:

Пономарёв М. В., Абрамов А.В., Тырин С. В. Всеобщая история. История Средних веков: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений – М.: Дрофа, 2014.

Абрамов А. В., Абрамова Ю. А., Пьянов А. В. Методическое пособие «Всеобщая история. История Средних веков» для 6 класса – М.: Дрофа, 2016.

Арасланова О. В. Универсальные поурочные разработки по истории Средних веков: 6 кл. / О. В. Арасланова, К. А. Соловьёв. — М., 2014

О. Ю. Стрелова Рабочие программы (ПОП) Всеобщая история 5-10 класс – М.: Дрофа, 2017.

Гусарова Т. П. Атлас История Средних веков 6 класс – М.: Дрофа – 2012 (электронная версия)

Контурные карты Всеобщая история. История Средних веков 6 класс – М.: Дрофа – 2015 (электронная версия)

Литература для учителя:

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2013 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», примерной программы основного общего образования по истории для 5-9 классов образовательных учреждений

Абрамов А. В., Абрамова Ю. А., Пьянов А. В. Методическое пособие «Всеобщая история. История Средних веков» для 6 класса – М.: Дрофа, 2016.

Арасланова О. В. Универсальные поурочные разработки по истории Средних веков: 6 кл. / О. В. Арасланова, К. А. Соловьёв. — М., 2014

О. Ю. Стрелова Рабочие программы (ПОП) Всеобщая история 5-10 класс – М.: Дрофа, 2017.

Интернет-ресурсы портала «Европейское Средневековье»: http:/antoiogy.rchgi.spb.ru/links.htm


 

Литература и ресурсы для ученика:

Александр Алексеевич Хлевов. Краткая история Средних веков: Эпоха, государства, сражения, люди (http://srednieweka.ucoz.ru)

Для самоподготовки учеников: 1) Презентации: http://lesson-history.narod.ru/sv.htm 2) карты: http://lesson-history.narod.ru/map-mid.htm

Для самоподготовки учеников: https://interneturok.ru/istoriya/6-klass


 

календарно - тематическое планирование

тема урока/тип урока

содержание образования

понятия и персоналии

планируемые результаты в соответствии с ФГОС

вид контроля

Д/З

дата

предметные

личностные

метапредметные

познавательные

регулятивные

коммуникативные

1.

Введение.

УППНЗ урок первичного предъявления новых знаний

(объединить с уроком 2)

Средние века: понятие и хронологические рамки.

история, век, исторический источник, архивы, хроники, фрески.

Продолжат учиться анализировать и систематизировать учебный (дополнительный) текст; раскрывать значение терминов; работать с лентой

времени, осмысленно определять место исторического периода «Средние века» в мировой истории

Продолжат формироваться основы социально – критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий.

Продолжат учиться самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
 

Продолжат учиться ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно

Продолжат учиться формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания.

Ответы на вопросы в ходе анализа видео-урока, учебного текста.

Введение.

1 неделя сентября

Тема 1. Западная Европа на заре Средневековья 5 часов

2

Начало эпохи средних веков

УППНЗ урок первичного предъявления новых знаний

Упадок античного мира.

Мир варваров.

Гибель Западной Римской империи.

Начало средневековья.

Романизация

Магнаты

Двуполье

Соседская община

Род

Племя

Вождь и дружина

Великое переселение народов

Продолжат учиться анализировать и систематизировать учебный (дополнительный) текст; определять термины; осознавать значение исторического процесса Великого переселения народов в формировании европейских средневековых государств; читать карту, опираясь на её легенду

Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач. Продолжат формироваться основы социально – критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий.

Продолжат учиться самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Продолжат учиться определять термины, применять их в своей речи; устанавливать причинно – следственные связи; объяснять явления, процессы, связи и отношения.

Продолжат учиться ставить учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.

Продолжат учиться допускать возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

Уметь объяснять место «средних веков» в мировой истории, называть источники средних веков, обозначать период

§ 1, понятия – уметь пояснять, вопрос 4, задание 1 – письменно.

1 неделя сентября

3

Варварские королевства в VVIII вв.

УОНЗОНУН

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Королевства германцев в Британии.

Королевства германцев в Италии. Рождение Франкского королевства. «Ленивые короли» и энергичные майордомы.

Варварские королевства

Кельты

Англы и саксы остготы лангобарды

Франки

Королевская дружина

Королевский двор

Салическая правда

«Ленивые короли»

Майордом

Династия Каролингов

Папская область

Римский Папа

Персоналии:

Теодорих Великий, Арий

Хлодвиг из династии Меровингов Карл Мартелл Пипин Короткий

Продолжат учиться анализировать и систематизировать учебный (дополнительный) текст; определять термины; читать карту, опираясь на её легенду ; называть германские племена; осознавать роль варварских королевств в формировании современной карты Европы

Продолжат формироваться историко – геграфический образ государств, включая представления о территории, географических осбенностях, основных исторических событиях развития государств и их обществ, достижений и культурных традиций. Продолжат формироваться основы социально – критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий.

Продолжат учиться самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Продолжат учиться определять термины, применять их в своей речи; читать карту с опорой на её легенду; устанавливать причинно – следственные связи; делать умозаключения и выводы на основе аргументации.

Продолжат учиться принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Продолжат учиться проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).

понятия – уметь пояснять, вопрос 4, задание 1 – письменно (выборочно)

§ 2, понятия уметь пояснять, вопрос 5 и задания 1, 2 – письменно в тетради.

2 неделя сентября

4

Империя Карла Великого и её распад

УОНЗОНУН

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Карл Великий.

Войны Карла Великого.

Возникновение империи Карла Великого.

Распад империи Карла Великого.

Монарх

«Песнь о Роланде»

Герцоги

Графы и маркграфы

«Королевские посланцы» титул

Персоналии: Карл Великий

Продолжат учиться анализировать и систематизировать учебный (дополнительный) текст; определять термины; читать карту, опираясь на её легенду; давать личностную характеристику Карлу Великому, анализировать причины распада империи Карла Великого

Продолжат формироваться историко – географический образ государств, включая представления о территории, географических особенностях, основных исторических событиях развития государств и их обществ, достижений и культурных традиций. Продолжат формироваться основы социально – критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий.

Продолжат учиться самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Продолжат учиться определять термины, применять их в своей речи; читать карту с опорой на её легенду; устанавливать причинно – следственные связи; делать умозаключения и выводы на основе аргументации; описывать исторического деятеля по алгоритму – С. 26- задание

принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).

понятия уметь пояснять, вопрос 5 и задания 1, 2 – письменно в тетради (выборочно)

§3, понятия – уметь пояснять, вопросы 2,3 – устно, задание - письменно

2 неделя сентября

5

Новая волна завоеваний.

УОНЗОНУН

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Норманны-варяги-викинги.

Под полосатым парусом.

«Ярость норманнов»Завоевание Англии.

Нашествие венгров.

Норманны

Варяги

Викинги

Берсерки

Драккары

«Ледовая страна»

«Зелёная страна»

«Винланд»

Сага

Даны

«Датские деньги»

Паннония

Персоналии: Альфред Великий, Генрих, Оттон I? Иштван (Стефан) из рода Арпадов

Продолжат учиться анализировать и систематизировать учебный (дополнительный) текст; анализировать причины норманнских завоевательных походов, сопоставлять правду и вымысел в легендах о короле Артуре;

определять термины; читать карту, опираясь на её легенду
 

Продолжат формироваться историко – геграфический образ государств, включая представления о территории, географических осбенностях, основных исторических событиях развития государств и их обществ, достижений и культурных традиций. Продолжат формироваться основы социально – критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий.

Продолжат учиться самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Продолжат учиться определять термины, применять их в своей речи; читать карту с опорой на её легенду; устанавливать причинно – следственные связи; делать умозаключения и выводы на основе аргументации.

принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

понятия – уметь пояснять, вопросы 2,3 – устно, задание - письменно

§4 понятия – уметь пояснять, вопросы 1-4 – устно

3 неделя сентября

6

Культура средневековья и христианство.

УОНЗОНУН

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Варвары и культура Античности. Христианство и язычество. Народное христианство.

Образование в средневековой Европе.

Книжное дело.

«Каролингское возрождение»

Латынь

Святой

Монах

Монастырь

«Семь свободных искусств»

Пергамент

Миниатюра

«Каролингское возрождение» Академия

Продолжат учиться анализировать и систематизировать учебный (дополнительный) текст; определять термины; характеризовать особенности культуры средневековья и религиозных верований средневековых европейцев.

Продолжат формироваться основы социально – критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий. Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни.

Продолжат учиться самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Продолжат учиться определять термины, применять их в своей речи; объяснять явления, процессы, связи и отношения; делать умозаключения и выводы на основе аргументации.

планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действия

участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

 

понятия – уметь пояснять, вопросы 1-4 – устно

§5, понятия – уметь пояснять, вопросы 1,3,6 устно; подготовиться к проверочной работе по главе 1. (§ 1-5)

3 неделя сентября

Тема 2. Восточнохристианский мир и мир ислама 4 часа

7

Византийская империя: между Европой и Азией

УОНЗОНУН

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Византия – государство ромеев. Государство и церковь в Византии. Византия при императоре Юстиниане I. Византия в VIIXI вв. Культура Византии. Византийская архитектура и живопись.

«Страна городов» «Мастерская вселенной» «Второй Рим» патриарх восстание «Ника» юрист «Кодекс Юстиниана» Святой крест отшельник Жития святых «Тайная история» «Греческий огонь» собор Святой Софии икона канон мозаика фреска

Персоналии: Юстиниан I

Продолжат учиться анализировать и систематизировать учебный (дополнительный) текст; определять специфику государственного устройства Византии; называть важнейшие достижения византийской культуры и ее вклад в мировую культуру; читать историческую карту

с опорой на легенду; использовать карту как источник информации; устанавливать причинно-следственные связи; оценивать памятники культуры

Продолжат формироваться историко – геграфический образ государств, включая представления о территории, географических осбенностях, основных исторических событиях развития государств и их обществ, достижений и культурных традиций. Продолжат формироваться основы социально – критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий.

Продолжат учиться самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Продолжат учиться определять термины, применять их в своей речи; читать карту с опорой на её легенду; устанавливать причинно – следственные связи; делать умозаключения и выводы на основе аргументации.

адекватно воспринимают предложение и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей

договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Проверочная работа по главе 1. (не более 5-7 минут)

§ 6, понятия уметь пояснять; вопросы 2,4,6 – устно, задания 1-3 (по вариантам) - письменно

4 неделя сентября

8

Южнославянские государства в VI-XI вв.

УОНЗОНУН

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Жизнь славянских племён. Византия и славяне.

Славянские просветители. Первое Болгарское царство и Византия. Восстановление независимости Болгарии. Культура южнославянских народов.

Славяне святые Кирилл и Мефодий

Солунские братья

Кириллица Болгарское царство

Персоналии: Кирилл, Мефодий, Самуил царь болгар, Василий II Болгароубийца, Пётр и Асень

Продолжат учиться анализировать и систематизировать учебный (дополнительный) текст; называть три ветви славянских народов, славянские государства и правителей;

определять термины; читать карту, опираясь на её легенду; оценивать значение вклада славянских просветителей в мировую культуру.

Продолжат формироваться историко – географический образ государств, включая представления о территории, географических особенностях, основных исторических событиях развития государств и их обществ, достижений и культурных традиций. Продолжат формироваться основы социально – критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий.

Продолжат учиться самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Продолжат учиться определять термины, применять их в своей речи; читать карту с опорой на её легенду; устанавливать причинно – следственные связи; делать умозаключения и выводы на основе аргументации.

ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.

допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

 

1. Работа над ошибками по результатам проверочной работы (не более 5 минут); 2.понятия уметь пояснять; вопросы 2,4,6 – устно, задания 1-3 (по вариантам) – письменно (выборочно)

§7, понятия уметь пояснять; вопросы 1-5 устно; задания 1,2 – по желанию.

4 неделя сентября

9

Возникновение ислама.

УОНЗОНУН

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Природа и население Аравии.

Священный город Мекка. Пророк Мухаммед. Победа Мухаммеда и утверждение ислама в Аравии. Основы исламского вероучения.

Мекка кааба паломничество

Мусульманин ислам Медина

Халиф Коран хадж шариат подушная подать Омейяды

Персоналии: Пророк Мухаммед

Продолжат учиться анализировать и систематизировать учебный (дополнительный) текст; определять влияние природно-климатических условий на жизнь и занятия арабов, объяснять причины их военных успехов ; определять термины;

анализировать фрагмент исторического источника и выявлять характерные черты образа жизни мусульман.

Продолжат формироваться основы социально – критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий. Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач.

Продолжат учиться самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Продолжат учиться определять термины, применять их в своей речи; читать карту с опорой на её легенду; устанавливать причинно – следственные связи; объяснять явления, процессы, связи и отношения; делать умозаключения и выводы на основе аргументации.

учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.

учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию

понятия уметь пояснять; вопросы 1-5 устно; задания 1,2 – по желанию

§8, понятия уметь пояснять; вопросы 1-4 устно, задания 1,2 – на выбор ученика (письменно)

1 неделя октября

10

Завоевания арабов и создание Арабского халифата.

УОНЗОНУН

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Начало завоевательных походов арабов. Военные успехи мусульман. Первые халифы и раскол в исламе. Внутренняя жизнь Арабского халифата. Распад Арабского халифата. Мусульманская культура.

Сунниты

и шииты

каллиграфия

медресе

Продолжат учиться анализировать и систематизировать учебный (дополнительный) текст; определять термины;

читать карту, опираясь на её легенду; осознавать значение Ислама в формировании единых государств на территории Аравийского п-ва; значение арабских завоеваний для формирования мира ислама.

Продолжат формироваться историко – геграфический образ государств, включая представления о территории, географических осбенностях, основных исторических событиях развития государств и их обществ, достижений и культурных традиций. Продолжат формироваться основы социально – критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий.

Продолжат учиться самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Продолжат учиться определять термины, применять их в своей речи; читать карту с опорой на её легенду; устанавливать причинно – следственные связи; делать умозаключения и выводы на основе аргументации.

принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)

понятия уметь пояснять; вопросы 1-4 устно, задания 1,2 – на выбор ученика (письменно)

§9, понятия уметь пояснять; работа с контурной картой и картой на С. 73, вопросы 1-8 устно.

Подготовиться к проверочной работе по главе 2

1 неделя октября

Тема 3. Западноевропейское общество в XIXV вв. 4 часа

11

Феодальное общество.

УОНЗОНУН

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Феодалы

и феодализм.

Зависимые крестьяне. Феодальное поместье.феодальная раздробленность. Три сословия.

Феод феодал феодальное общество

Феодализм

Зависимые крестьяне

Феодальные повинности: барщина, оброк

Феодальное поместье чересполосица натуральна хозяйство

Феодальная раздробленность политические права

Сословие три сословия: «молящиеся», «воюющие», «работающие»

Продолжат учиться анализировать и систематизировать учебный (дополнительный) текст; определять термины, применять их в своей речи; характеризовать систему феодальных общественных отношений; составлять схему (таблицу) «Феодализм»; представлять и описывать образ жизни средневекового человека в Европе.

Продолжат формироваться основы социально – критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий.

Продолжат учиться самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Продолжат учиться определять термины, применять их в своей речи; устанавливать причинно – следственные связи; объяснять явления, процессы, связи и отношения; делать умозаключения и выводы на основе аргументации.

определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.

адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

Проверочная работа по главе 2 (не боле 7-10 минут)

§10, понятия уметь пояснять; вопросы 1-6 устно; задание – письменно (обязательно для всех учеников)

2 неделя октября

12

Средневековая церковь и духовенство.

УОНЗОНУН

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Христианская церковь и жизнь средневекового общества. Раскол христианской церкви. Духовенство – первое сословие средневекового общества. Монашество. Нищенствующие ордена. Еретики и их учения. Движение альбигойцев. Борьба церкви с еретиками.

«Божий мир» Вселенские соборы Символ веры Раскол христианской церкви православная (восточная) и католическая (западная) церкви духовенство церковная десятина обет

Чёрное и белое духовенство

Иерархия

Кардиналы

Папа Римскмй

епископы диаконы монашеские ордена аббат индульгенция нищенствующие ордена Францисканцы Доминиканцы ересь еретик Альбигойцы инквизиция

Продолжат учиться анализировать и систематизировать учебный (дополнительный) текст; определять термины, применять их в своей речи;

отвечать на вопросы, называть основные различия между православной и католической церковью; осознавать негативную роль инквизиции для развития средневекового научного знания; определять роль духовенства в развитии средневекового европейского общества.

Продолжат формироваться основы социально – критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий. Выражают уважительное отношение к культурному и историческому наследию, осознают опасность фанатизма.

Продолжат учиться самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Продолжат учиться определять термины, применять их в своей речи; устанавливать причинно – следственные связи; объяснять явления, процессы, связи и отношения; делать умозаключения и выводы на основе аргументации.

определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и учатся работать по алгоритму Задание 1 С. 100.

договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером

1.Работа над ошибками по результатам проверочной работы (не более 5 минут); 2.понятия уметь пояснять; вопросы 1-6 устно; задание – письменно (обязательно для всех учеников)

§11, понятия уметь пояснять; вопросы 1-7 устно; закончить работу по заданию 1.

2 неделя октября

13

Рыцарство.

УОНЗОНУН

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

От пажа до рыцаря. Сеньоры и вассалы. Образ жизни рыцарей. В рыцарском замке.

Рыцарь

Рыцарство

Паж

Оруженосец

«Семь рыцарских добродетелей» сеньоры и вассалы феодальная лестница

Кодекс чести

Турнир

Гербы

Рыцарский замок донжон

Продолжат учиться анализировать и систематизировать учебный (дополнительный) текст; определять термины, применять их в своей речи; описывать снаряжение рыцаря и рыцарский замок, объяснять смысл рыцарских девизов;

определять роль рыцарей в развитии средневекового европейского общества.

Продолжат формироваться основы социально – критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий.

Продолжат учиться самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Продолжат учиться определять термины, применять их в своей речи; устанавливать причинно – следственные связи; объяснять явления, процессы, связи и отношения; делать умозаключения и выводы на основе аргументации.

принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане

аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

понятия уметь пояснять; вопросы 1-7 устно; закончить работу по заданию 1 (выборочно).

§12, понятия уметь пояснять; вопросы 1-4 устно; задание 2 – письменно, творческая работа « Средневековый рыцарский замок» - по желанию.

3 неделя октября

14

Третье сословие: крестьяне и горожане.

УОНЗОНУН

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Крестьянская община. Новые черты в сельском хозяйстве. Города и сеньоры.

Средневековые ремесленники. Купцы, ростовщики, банкиры. Облик деревни и города.

Крестьянские общины

Трехполье

Право самоуправления

Магистраты

Мэр бургомистр «Городской воздух делает свободным» ратуша ремесленный цех устав цеха мастер

Подмастерье

ученик шедевр «Вечный подмастерье» купцы ростовщики банкиры купеческая гильдия ярмарки

Продолжат учиться анализировать и систематизировать учебный (дополнительный) текст; определять термины, применять их в своей речи; определять роль третьего сословия в развитии средневекового европейского общества;

помощью карты определять центры ремесла и торговли.

Продолжат формироваться основы социально – критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий.

Продолжат учиться самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Продолжат учиться определять термины, применять их в своей речи; устанавливать причинно – следственные связи; объяснять явления, процессы, связи и отношения; делать умозаключения и выводы на основе аргументации.

планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.

участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

понятия уметь пояснять; вопросы 1-4 устно; задание 2 – письменно (выборочно), творческая работа « Средневековый рыцарский замок» - по желанию.

§13, понятия уметь пояснять; вопросы 1,3, 4,5,6 – устно; подготовиться к проверочной работе по главе 3.

3 неделя октября

Тема 4. Международные отношения в средние века. 4 часа

15

Крестовые походы.

УОНЗОНУН

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Причины и цели крестоносцев. Первый крестовый поход. Государства крестоносцев на Востоке. Второй и третий крестовый походы. Четвёртый крестовый поход. Последние крестовые походы.

Крестовые походы

Крестоносцы

Духовно – рыцарский орден

Госпитальеры тамплиеры тевтонцы

Продолжат учиться анализировать и систематизировать учебный (дополнительный) текст; определять термины, применять их в своей речи; называть причины и последствия крестовых походов, давать им собственную оценку; с

помощью карты определять местонахождение государств крестоносцев.

Продолжат формироваться историко – геграфический образ государств, включая представления о территории, географических осбенностях, основных исторических событиях развития государств и их обществ, достижений и культурных традиций. Продолжат формироваться основы социально – критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий.

Продолжат учиться самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Продолжат учиться определять термины, применять их в своей речи; читать карту с опорой на её легенду; устанавливать причинно – следственные связи; делать умозаключения и выводы на основе аргументации.

адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей

договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Проверочная работа по главе 3 (не более 10-15 минут).

§14, понятия уметь пояснять; задание таблица «Крестовые походы XIXIII веков» + вывод по таблице – вопрос 5 –Какое значение имели крестовые походы для стран Запада и Востока?

4 неделя октября

16

Реконкиста. Государства Пиренейского полуострова.

УОНЗОНУН

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Испания под властью мавров. Начало Реконкисты. Завершение Реконкисты. Костры инквизиции.

Мавры

Реконкиста

Кортесы

Испанская инквизици

Мориски

Мораны

Аутодафе

Продолжат учиться анализировать и систематизировать учебный (дополнительный) текст; определять термины, применять их в своей речи; читать карту с опорой на её легенду; характеризовать особенности развития государств Пиренейского п-ва после реконкисты.

Продолжат формироваться основы социально – критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий.

Продолжат учиться самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Продолжат учиться определять термины, применять их в своей речи; читать карту с опорой на её легенду; устанавливать причинно – следственные связи.

ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий

допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

Работа над ошибками (рефлексия) – не более 5 минут; понятия уметь пояснять; задание таблица «Крестовые походы XIXIII веков» + вывод по таблице – вопрос 5 –Какое значение имели крестовые походы для стран Запада и Востока? Взаимопроверка учеников по предложенному образцу.

§15, понятия уметь пояснять; вопросы 1-3; задание 1 – письменно.

4 неделя октября

17

Балканы и Малая Азия в XIIIXIV вв. Завоевания турок – османов.

УОНЗОНУН

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Возрождение Вмзантии. Страны Балканского полуострова в XIIIXIV вв. Возникновение Османского государства. Турки – османы и Византия в XIV вв.

Покорение турками – османами Болгарии и Сербии.

Султан

Турки – османы

Сельджуки янычары

Продолжат учиться анализировать и систематизировать учебный (дополнительный) текст; определять термины, применять их в своей речи; читать карту с опорой на её легенду; называть причины и итоги завоеваний турок – османов; причины падения Византийской империи; объяснять различие между турками – сельджуками и турками - османами

Продолжат формироваться историко – геграфический образ государств, включая представления о территории, географических осбенностях, основных исторических событиях развития государств и их обществ, достижений и культурных традиций. Продолжат формироваться основы социально – критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий.

Продолжат учиться определять термины, применять их в своей речи; читать карту с опорой на её легенду; устанавливать причинно – следственные связи; делать умозаключения и выводы на основе аргументации. Продолжат учиться самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)

понятия уметь пояснять; вопросы 1-3; задание 1 – письменно (выборочно).

§16, понятия уметь пояснять; вопросы 1-4 устно; задание 1 – письменно (по критериям: цель сражения, период, территория и место сражения, участники битвы, результаты для всех участников битвы).

2 неделя ноября

18

Гибель Византии и создание Османской империи.

УОНЗОНУН

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Успехи и неудачи турок – османов.Византийская империя в XV веке. Падение Константинополя и гибель Византийской империи. Османское государство.

Султан

Турки – османы

Сельджуки янычары

Продолжат учиться анализировать и систематизировать учебный (дополнительный) текст; определять термины, применять их в своей речи; называть причины Гибели Византийской империи и последствия завоеваний турок - османов, давать им собственную оценку; характеризовать Османское государство.

Продолжат формироваться историко – геграфический образ государств, включая представления о территории, географических осбенностях, основных исторических событиях развития государств и их обществ, достижений и культурных традиций. Продолжат формироваться основы социально – критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий.

Продолжат учиться самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Продолжат учиться определять термины, применять их в своей речи; читать карту с опорой на её легенду; устанавливать причинно – следственные связи; объяснять явления, процессы, связи и отношения.

планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

понятия уметь пояснять; задание 1 – письменно (по критериям: цель сражения, период, территория и место сражения, участники битвы, результаты для всех участников битвы) – взаимопроверка учеников, саморефлексия.

§17; понятия уметь пояснять; вопросы 1-5 устно; подготовиться к практической проверочной работе по картам главы 4 (принести цветные карандаши).

2 неделя ноября

Тема 5. Западная Европа в XI-XV вв: от расцвета к закату Средневековья. 7 часов

19

Англия и Франция в XIXIII вв.

УОНЗОНУН

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Последствия нормандского завоевания Англии. Реформы Генриха Плантагенета. Великая хартия вольностей и рождение парламента. Франция в XXII вв. Усиление королевской власти во Франции. Филипп IV и Генеральные штаты.

Шериф

«Книга Страшного суда»

«Щитовые деньги»

12 присяжных

«Великая хартия вольностей» Парламент палата лордов и палата общин сословно – представительная монархия династии Капетингов Генеральные штаты

Продолжат учиться анализировать и систематизировать учебный (дополнительный) текст; понимать систему сословно – представительной монархии в Европе на примере Англии и Франции; читать схему «Сословно – представительная монархия»; определять термины, применять их в своей речи; аргументировано объяснять, почему англичане считают «Великую хартию вольностей» началом своих свобод; называть группы населения, которые выступали за усиление королевской власти во Франции; объяснять причины, по которым крестьяне не приглашались к участию в работе Генеральных штатов.

Продолжат формироваться историко – геграфический образ государств, включая представления о территории, географических осбенностях, основных исторических событиях развития государств и их обществ, достижений и культурных традиций. Продолжат формироваться основы социально – критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий.

Продолжат учиться самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Продолжат учиться определять термины, применять их в своей речи; читать карту с опорой на её легенду; устанавливать причинно – следственные связи; объяснять явления, процессы, связи и отношения; делать умозаключения и выводы на основе аргументации.

определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.

договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Практическая проверочная работа по картам главы 4 (задания к контурным картам) – не более 15 минут.

§18, понятия уметь пояснять; вопросы 2,3,5 – устно; уметь по схеме распознавать структуру Парламента (Англия) и Генеральных штатов (Франция), сравнивать, находить общие черты и различия.

3 неделя ноября

20

Столетняя война и торжество королевской власти в Англии и во Франции.

УОНЗОНУН

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Причины и повод к войне. Начало войны. Жакерия. Продолжение войны. Восстание Уота Тайлера.Жанна дАрк спасает Францию. Торжество королевской власти в Англии и Франции.

«Жак – простак»жакерия

Продолжат учиться анализировать и систематизировать учебный (дополнительный) текст; определять термины, применять их в своей речи; читать карту с опорой на её легенду; учиться: называть причины, важнейшие битвы и итоги Столетней войны; давать личностную характеристику Жанны д’Арк.

Продолжат формироваться основы социально – критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий.

Продолжат учиться самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Продолжат учиться определять термины, применять их в своей речи; читать карту с опорой на её легенду; устанавливать причинно – следственные связи; объяснять явления, процессы, связи и отношения; делать умозаключения и выводы на основе аргументации.

планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действий

участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения задач

Работа над ошибками по контурным картам (учительский анализ наиболее распространённых ошибок, допущенных при выполнении проверочной работы) – не более 5 минут; понятия уметь пояснять; вопросы 2,3,5 – устно; уметь по схеме распознавать структуру Парламента (Англия) и Генеральных штатов (Франция), сравнивать, находить общие черты и различия.

§19, понятия уметь пояснять; задание – таблица «Ход Столетней войны» - письменно; по желанию историческая справка о Жанне дАрк.

3 неделя ноября

21

Германия и Священная Римская империя в XXV вв.

УОНЗОНУН

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Рождение Священной Римской империи. Борьба пап и императоров. Борьба пап и императоров. Два Фридриха. «Натиск на восток». Германия в XIIIXV вв.

Священная Римская империя

«Пойти в Каноссу» Вормское соглашение

«Натиск на восток» «Золотая булла»

Гуситы

табориты

Продолжат учиться анализировать и систематизировать учебный (дополнительный) текст; определять термины, применять их в своей речи; читать карту с опорой на её легенду.

Продолжат формироваться историко – геграфический образ государств, включая представления о территории, географических осбенностях, основных исторических событиях развития государств и их обществ, достижений и культурных традиций. Продолжат формироваться основы социально – критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий.

Продолжат учиться самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Продолжат учиться определять термины, применять их в своей речи; читать карту с опорой на её легенду; устанавливать причинно – следственные связи; объяснять явления, процессы, связи и отношения; делать умозаключения и выводы на основе аргументации.

адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей и родителей

договариваются о распределении ролей и функций в совместной деятельности

понятия уметь пояснять; задание – таблица «Ход Столетней войны» - письменно на самопроверку и саморефлексию (сравнение с эталоном представленным учителем); по желанию историческая справка о Жанне дАрк.

§20, понятия уметь пояснять; вопросы 1,3,6; задание 1 – письменно (по желанию)

4 неделя ноября

22

Государства западных славян

УОНЗОНУН

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Западные славяне. Чешское государство. Учение Яна Гуса. Гуситские войны. Польша в XXV вв.

Гуситы

Шляхтич

Сейм

Продолжат учиться анализировать и систематизировать учебный (дополнительный) текст; определять термины, применять их в своей речи; читать карту с опорой на её легенду; называть причины, по которым Ян Гус критиковал католическую церковь; анализировать причины побед гуситов и определять причины их поражения и итоги гуситского сражения.

Продолжат формироваться историко – геграфический образ государств, включая представления о территории, географических осбенностях, основных исторических событиях развития государств и их обществ, достижений и культурных традиций. Продолжат формироваться основы социально – критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий.

Продолжат учиться самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Продолжат учиться определять термины, применять их в своей речи; читать карту с опорой на её легенду; устанавливать причинно – следственные связи; объяснять явления, процессы, связи и отношения.

ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий

допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной

понятия уметь пояснять; вопросы 1,3,6; задание 1 – сообщение о Фридрихе Барбароссе по алгоритму – С. 26 письменно (по желанию)

§21, понятия уметь пояснять; вопросы 1-5 – устно; работа с контурной картой

4 неделя ноября

23

Итальянские государства в XIXV вв.

УФППН ОПУ

Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями

(вопросы на слайде не указывать, т.к. ученики должны будут самостоятельно озаглавить части параграфа) Север и Юг Италии. Республика Венеция.

Республика Флоренция. Медичи.

Папская область. Сицилийское королевство.

«Царица Адриатики» дож олигархия

Флорентийская республика Папское государство Сицилийское королевство

Продолжат учиться анализировать и систематизировать учебный текст; определять термины, применять их в своей речи; читать карту с опорой на её легенду; характеризовать особенности развития республиканских форм правления ранних итальянских государств.

Продолжат формироваться историко – геграфический образ государств, включая представления о территории, географических осбенностях, основных исторических событиях развития государств и их обществ, достижений и культурных традиций. Продолжат формироваться основы социально – критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий.

Продолжат учиться самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Самостоятельная работа с текстом учебника

с последующей самопроверкой.

Продолжат учиться определять термины, применять их в своей речи; читать карту с опорой на её легенду; устанавливать причинно – следственные связи.

ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий; проводить сравнительный анализ качества результатов собственных действий (сверять с эталоном, предъявляемым учителем)

учитывают различные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию.

понятия уметь пояснять; вопросы 1-5 – устно; работа с контурной картой – обязательная письменная проверка

§22, понятия уметь пояснять; вопрос 6 – устно; работа с контурной картой, в том числе вопрос № 1 – одно из заданий к карте

5 неделя ноября

24

Искусство и литература в XIXIII вв. Раннее Возрождение.

(объединить с уроком 25)

УРК

Урок развивающего контроля

(учебный проект)

Архитектура и скульптура романского стиля. Готика. Средневековая литература. Праздники и театральные представления. Возникновение культуры Возрождения. Гуманизм.Данте – предвестник Возрождения. Литература раннего Возрождения. Искусство раннего Возрождения.

Романский стиль

«Библия для неграмотных» готика витраж артель прекрасная дама трубадуры героический эпос «Легенда о короле Артуре и рыцарях Круглого стола» Робин Гуд жонглёры менестрели «Праздник дураков» карнавал

Продолжат учиться анализировать и систематизировать учебный (дополнительный) текст; определять термины, применять их в своей речи; учиться: называть выдающихся деятелей культуры XI-XIII вв, особенности изобразительного искусства и архитектуры

называть основные идеи гуманистов.

Продолжат формироваться устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения; готовность и способность к выполнению норм и требований, предъявляемых к форме проведения занятия, алгоритму деятельности.

Продолжат учиться самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Систематизируют материал. Выделяют главные события и итоги. Делают обобщающие выводы. Обсуждают и оценивают результаты проектной деятельности.

Реализация на практике выбранного плана. Осуществление самостоятельной работы и взаимопроверки по заданным критериям, предъявляемым к конечным продуктам деятельности, устной защите проектов.

Продолжают учиться самостоятельно контролировать своё время и управлять им; прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия при достижении целей; учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.

Продолжают учиться учитывать различные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; формулируют собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

понятия уметь пояснять; вопрос 6 – устно; работа с контурной картой – взаимопроверка (учитель предъявляет эталон правильно выполненных заданий по карте), взаимооценка

§23, 24 - понятия уметь пояснять; подготовить материалы для изготовления конечного продукта деятельности группы (или индивидуального), текст устной защиты (черновой вариант) в соответствии с обязанностями в группе

5 неделя ноября

25

Образование и наука в средние века.

(объединить с уроком 24)

УРК

Урок развивающего контроля

(учебный проект)

Школьное образование. Появление средневековых университетов. Обучение в университете. Жизнь студентов. Средневековая наука.

«Семь свободных искусств» школяр университет ректор бакалавр магистр лекции диспуты ваганты схоластика богословие

алхимия

Продолжат учиться анализировать и систематизировать учебный (дополнительный) текст; определять термины, применять их в своей речи;

учиться: называть выдающихся деятелей науки; характеризовать систему образования в средневековой Европе XI-XIII вв,; выделять и называть особенности развития средневековой культуры XI-XIII вв.

Продолжат формироваться устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения; готовность и способность к выполнению норм и требований, предъявляемых к форме проведения занятия, алгоритму деятельности.

Продолжат учиться самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Систематизируют материал. Выделяют главные события и итоги. Делают обобщающие выводы. Обсуждают и оценивают результаты проектной деятельности.

Реализация на практике выбранного плана. Осуществление самостоятельной работы и взаимопроверки по заданным критериям, предъявляемым к конечным продуктам деятельности, устной защите проектов.

Продолжают учиться самостоятельно контролировать своё время и управлять им; прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия при достижении целей; учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.

Продолжают учиться учитывать различные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; формулируют собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Изготовление конечного продукта деятельности, редактирование текста защиты (25 минут); защита группового (или индивидуального) проекта (не более 10 минут; рефлексия – 5 минут

§23, 24 – понятия - повторить

1 неделя декабря

Тема 6. Народы и государства Азии и Америки в Средние века. 4 часа

26

Монголы и их завоевания.

УОНЗОНУН

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Создание единого государства у монголов. Монгольское войско. Завоевания монголов в Центральной Азии и Китае. Завоевание монголов в Средней Азии и на Кавказе. Походы монголов после смерти Чингисхана.

Монголы – кочевник хан Темучин курултай шаман «Яса» тумен «Последнее море»

Продолжат учиться анализировать и систематизировать учебный (дополнительный) текст; определять термины, применять их в своей речи; читать карту с опорой на её легенду; характеризовать особенности развития кочевого монгольского государства; давать собственную характеристику Чингисхану, как историческому деятелю.

Продолжат формироваться историко – геграфический образ государств, включая представления о территории, географических осбенностях, основных исторических событиях развития государств и их обществ, достижений и культурных традиций. Продолжат формироваться основы социально – критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий.

Продолжат учиться самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Продолжат учиться определять термины, применять их в своей речи; читать карту с опорой на её легенду; устанавливать причинно – следственные связи; делать умозаключения и выводы на основе аргументации. Рассказывать о завоевательных походах монголов.

принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)

 

§25, понятия уметь пояснять; работа с контурной картой; задание - письменно (алгоритм характеристики исторического деятеля С. 26).

1 неделя декабря

27

Китай и Япония в средние века.

(объединить уроки 27,28,29)

УРК

Урок развивающего контроля

(учебный проект)

Китай – Срединное государство. Монгольское завоевание Китая. Учения китайских мудрецов. Государство в Китае. Китайские чиновники (мандарины). Поэзия и живопись в Китае. Японское государство. Самураи. Захват власти сёгунами. Религия средневековой Японии.

«Срединное государство» «Поднебесная империя» тайная организация «Белый лотос» династия Мин китайские мудрецы Буддизм даосизм конфуцианство «Сын неба» «Книга тысячи иероглифов»

………

Цунами Ямато Время Великих перемен самураи «Бусидо – путь воина» харакири сёгун синтоизм Буддизм

Продолжат учиться анализировать и систематизировать учебный (дополнительный) текст; определять термины, применять их в своей речи; читать карту с опорой на её легенду; характеризовать особенности развития средневековых азиатских государств Китая и Японии.

Продолжат формироваться историко – геграфический образ государств, включая представления о территории, географических осбенностях, основных исторических событиях развития государств и их обществ, достижений и культурных традиций; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения; готовность и способность к выполнению норм и требований, предъявляемых к форме проведения занятия, алгоритму деятельности.

Продолжат учиться самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Систематизируют материал. Выделяют главные события и итоги. Делают обобщающие выводы. Обсуждают и оценивают результаты проектной деятельности.

Реализация на практике выбранного плана. Осуществление самостоятельной работы и взаимопроверки по заданным критериям, предъявляемым к конечным продуктам деятельности, устной защите проектов.

Продолжают учиться самостоятельно контролировать своё время и управлять им; прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия при достижении целей; учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.

Продолжают учиться учитывать различные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; формулируют собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

понятия уметь пояснять; работа с контурной картой – самопроверка, самооценка; задание - письменно (алгоритм характеристики исторического деятеля С. 26) – выборочно; организация деятельности групп

§ 26, 27, 28 - понятия уметь пояснять (по группам); подготовить материалы для изготовления конечного продукта деятельности группы (или индивидуального), текст устной защиты (черновой вариант) в соответствии с обязанностями в группе

2 неделя декабря

28

Средневековая Индия

(объединить уроки 27,28,29)

УРК

Урок развивающего контроля

(учебный проект)

Природные условия Индии. Индийское общество (кастовой деление). Власть в индийском обществе. Раджи. Арабские завоевания в Индии. Религии Средневековой Индии.

Варны и касты брахманы кшатрии вайшьи шудры неприкасаемые раджи махараджи индуизм

Продолжат учиться анализировать и систематизировать учебный (дополнительный) текст; определять термины, применять их в своей речи; читать карту с опорой на её легенду; характеризовать особенности кастового устройства индийского средневекового общества; применять знания полученные на уроках истории Древнего мира.

Продолжат формироваться историко – геграфический образ государств, включая представления о территории, географических осбенностях, основных исторических событиях развития государств и их обществ, достижений и культурных традиций; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения; готовность и способность к выполнению норм и требований, предъявляемых к форме проведения занятия, алгоритму деятельности.

Продолжат учиться самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Систематизируют материал. Выделяют главные события и итоги. Делают обобщающие выводы. Обсуждают и оценивают результаты проектной деятельности.

Реализация на практике выбранного плана. Осуществление самостоятельной работы и взаимопроверки по заданным критериям, предъявляемым к конечным продуктам деятельности, устной защите проектов.

Продолжают учиться самостоятельно контролировать своё время и управлять им; прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия при достижении целей; учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.

Продолжают учиться учитывать различные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; формулируют собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Изготовление конечного продукта деятельности, редактирование текста защиты

§ 26, 27, 28 - понятия уметь пояснять (задания по группам)

2 неделя декабря

29

Государства доколумбовой Америки.

(объединить уроки 27,28,29)

УРК

Урок развивающего контроля

(учебный проект)

Заселение Американского континента. Города – государства майя. Держава ацтеков. Империя сынов Солнца.

Доколумбова Америка подсечно-огневое земледелие майя «настоящий человек» ацтеки «Владыка всех людей» Империя сынов Солнца инки «Единственный инка» узелковое письмо

Продолжат учиться анализировать и систематизировать учебный (дополнительный) текст; определять термины, применять их в своей речи; читать карту с опорой на её легенду; называть народы Америки (докуломбовый период);

учиться: описывать народы Америки, особенности их цивилизаций.

Продолжат формироваться историко – геграфический образ государств, включая представления о территории, географических осбенностях, основных исторических событиях развития государств и их обществ, достижений и культурных традиций; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения; готовность и способность к выполнению норм и требований, предъявляемых к форме проведения занятия, алгоритму деятельности.

Продолжат учиться самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Систематизируют материал. Выделяют главные события и итоги. Делают обобщающие выводы. Обсуждают и оценивают результаты проектной деятельности.

Реализация на практике выбранного плана. Осуществление самостоятельной работы и взаимопроверки по заданным критериям, предъявляемым к конечным продуктам деятельности, устной защите проектов.

Продолжают учиться самостоятельно контролировать своё время и управлять им; прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия при достижении целей; учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.

Продолжают учиться учитывать различные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; формулируют собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Изготовление конечного продукта деятельности, редактирование текста защиты (25 минут); защита группового (или индивидуального) проекта (не более 10 минут; рефлексия – 5 минут

Подготовиться к контрольной работе по курсу «Всеобщая история. История Средних веков».

3 неделя декабря

Опубликовано в группе « Педагогический мир»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.