Рабочая программа учебного курса по всеобщей истории «История средних веков» для 6 класса
21
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 4»
г. Калача-на-Дону Волгоградской области
Рассмотрено Утверждено _______________
на заседании Методического Совета Директор школы: _______________ /С. В. Матюшенко/
Протокол № _______ от ____ . _____ .2017г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса по всеобщей истории
«История средних веков»
для 6 класса
учитель-составитель:
ШЕВЧЕНКО ЕЛЕНА СТЕПАНОВНА.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по истории Средних веков для 6 класса к учебнику: М. В. Пономарёв, А. В. Абрамов, С. В. Тырин «Всеобщая история. История Средних веков» - М.: Дрофа, 2014. составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе примерной программы основного общего образования по истории, примерного базисного учебного плана, федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях.
Программа предполагает последовательное изучение истории Средних веков. При изучении данного курса у школьников формируется научное понимание истории как закономерного поступательного процесса. С учетом знаний учащихся 6 класса и их возрастных особенностей при изучении предмета закладывается первоначальное понимание закономерностей истории человеческого общества. Учащиеся последовательно знакомятся с периодами феодализма: становления, феодальной раздробленности, образования централизованных государств. С целью экономии времени уроки 1и 2 объединены (проводятся в течение 1 часа); уроки 24 и 25 объединены с целью организации проектной деятельности учеников на уроке (проводятся в течение 2 часов); уроки 27,28 и 29 объединены с целью организации проектной деятельности учеников на уроке (проводятся в течение 3 часов).
Цели обучения
Главная цель изучения истории – образование, развитие школьника и воспитание личности, способной к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта человечества в целом, активно и творчески применяющей исторические знания в учебной и социальной деятельности.
Цели изучения курса «Всеобщая история. История Средних веков»
• Сформировать у учащихся целостное представление об истории Средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;
• осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их роль в истории и культуре;
• охарактеризовать наиболее яркие личности Средневековья, их роль в истории и культуре;
• показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали); уделить при этом особое внимание истории мировых религий – христианства и ислама.
Задачи обучения
• Формирование морально-ценностных установок и ориентиров национальной и культурной идентификации шестиклассников в процессе изучения историко-культурного опыта народов зарубежных стран;
• овладение знаниями о социокультурном развитии народов в эпоху Средневековья;
• овладение знаниями об истории отдельных стран Западной Европы в V–XV вв. в их социальном, экономическом, политическом и духовно-нравственном контекстах;
• воспитание толерантности, уважения к культуре и религии других народов в процессе изучения истории и культуры народов Европы, Азии и Америки;
• развитие у учащихся способностей выявлять общее и различия в развитии отдельных регионов мира в эпоху феодализма, выделять и группировать признаки исторического явления, процесса;
• формирование способности применять усвоенные знания о взаимоотношениях между людьми, сословиями, отдельными народами, о повседневной культуре и куртуазности в эпоху Средневековья в процессе осмысления современной реальности и общения с разными людьми.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования и примерному учебному плану образовательного учреждения на изучение истории в 6 классе учебным планом предусматривается 68 учебных часов – из расчета 2 ч в неделю. Из них 28 ч отводится на изучение истории Средних веков и 40 ч – на изучение истории России. Данная программа составлена в соответствии с этим распределением учебного времени.
Планируемые предметные результаты освоения курса истории (6 класс)
Предметные результаты изучения истории учащимися включают:
· овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
· способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
· умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
· расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
· готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5—9 классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов.
На предметном уровне в результате освоения курса обучающиеся продолжат учиться:
· указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
· соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
· характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
· группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
· читать историческую карту с опорой на легенду;
· проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
· сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
· рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
· характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
· на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
· различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
· соотносить единичные исторические факты и общие явления;
· называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
· раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
· сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
· излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
· приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
· определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
обучающиеся получат возможность продолжить учиться:
- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
- использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Содержание тем учебного курса по Истории Средних веков
Введение - 1 час
Что изучает история. Понятие «средние века». Хронологические рамки Средневековья. Место истории средних веков в истории человечества. Источники знаний об истории Средних веков.
Тема 1. Западная Европа на заре средневековья - 4 часа
Великое переселение народов. Германские племена. Падение Западной Римской империи. Королевская власть при Хлодвиге. Принятие христианства. Законы франков. Карл Великий. Франкская империя. Распад государства Каролингов. Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница. Англия в IX-XI веках. Легенды об английском короле Артуре. Норманны и их образ жизни. Прекращение норманнских завоевательных походов
Тема 2. Восточно-христианский мир и мир ислама – 4 часа
Преемственность с античной цивилизацией. Власть императора в Византии. Церковь и светские власти. Города Византии и жизнь в них. Эпоха Юстиниана: реформы и укрепление империи. Борьба Византии с врагами. Складывание православного мира. Направления движения славян. Занятия и образ жизни славян. Образование государств. Славянские государства. Византия и славянский мир. Расселение и занятия арабских племен. Мухаммед и зарождение ислама. Завоевания арабов в Азии, Северной Африке, Европе. Распространение ислама. Культура арабов. Тема 3. Западноевропейское общество в XI – XV вв. – 4 часа
Феодальное землевладение. Европейское рыцарство. Феодальная знать. Жизнь и быт феодалов. Жизнь, быт, труд крестьян. Феодальные повинности. Крестьянское хозяйство. Натуральное хозяйство. Община. Возникновение городов. Борьба с сеньорами. Облик городов. Города – центры торговли, ремесла и культуры. Цехи и гильдии. Городские сословия. Городское управление, зарождение демократических порядков. Жизнь и быт горожан. Торговля и ярмарки. Оживление торговых отношений. Торговые пути. От ростовщичества к банкам. Тема 4. Международные отношения в средние века – 4 часа
Разделение христианства на католицизм и православие. Светские правители и церковь. Объединяющая роль католической церкви. Источники богатства. Ересь и преследование еретиков. Крестовые походы. Конец крестовых походов и их последствия. Духовно-рыцарские ордены. Мусульманская Испания. Образование Испанского королевства. Инквизиция в Испании. Подъем хозяйства. Причины сохранения раздробленности страны. Балканские страны перед завоеванием. Завоевания турок-османов. Битва на Косовом поле. Гибель Византии. Османская империя. Тема 5. Западная Европа в XI-XV вв.: от расцвета к закату Средневековья – 7 часов
Усиление королевской власти. Сословно представительная монархия. Генеральные штаты. Образование централизованного государства. Нормандский герцог Вильгельм. «Книга Страшного суда». Историческое значение реформ. Возвращение французских территорий. Причины и итоги Столетней войны. Жанна д Арк. Завершение объединения Франции. Война Алой и Белой розы. Установление сильной центральной власти в Англии. Последствия процесса централизации. Священная Римская империя. Расцвет торговли и достижение независимости. Городские республики в Италии. Гвельфы и гибеллины. Правление Медичи во Флоренции. Чешское государство. Национальное движение в Чехии. Ян Гуси Ян Жижка. Гуситские войны и их значение. Наука и образование. Технические открытия и изобретения. Средневековый эпос. Фольклор. Данте. Архитектура, скульптура, живопись. Новое учение о человеке. Представители Раннего Возрождения. Античное наследие; Новое учение о человеке; Гуманизм; Искусство раннего Возрождения. Развитие науки и техники. Изобретение книгопечатания.
Тема 6. Народы и государства Азии и Америки в Средние века – 4 часа
Монголы и их завоевания. Чингисхан. Япония в средние века. Китай: распад и восстановление единой державы. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Территория, расселение, занятия, образ жизни народов. Цивилизации Америки. Сохранение родоплеменных отношений. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни. Уникальность культуры народов доколумбовой Америки. Средние века в истории. Народы и государства на исторической карте. Достижения производства и техники. Культурное наследие.
Используемые педагогические технологии: проектной деятельности, проблемного обучения, развитие критического мышления через чтение и письмо
Тематический план история Средних веков
№ п/п |
Тема |
Всего часов |
1 |
Введение. Тема 1. Западная Европа на заре средневековья. |
5 |
2 |
Тема 2. Восточно-христианский мир и мир ислама. |
4 |
3 |
Тема 3. Западноевропейское общество в XI – XV вв. |
4 |
4 |
Тема 4.Международные отношения в средние века. |
4 |
5 |
Тема 5.Западная Европа в XI-XV вв.: от расцвета к закату Средневековья |
7 |
6 |
Тема 6.Народы и государства Азии и Америки в Средние века. |
4 |
7 |
Всего |
28 |
УМК:
Пономарёв М. В., Абрамов А.В., Тырин С. В. Всеобщая история. История Средних веков: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений – М.: Дрофа, 2014.
Абрамов А. В., Абрамова Ю. А., Пьянов А. В. Методическое пособие «Всеобщая история. История Средних веков» для 6 класса – М.: Дрофа, 2016.
Арасланова О. В. Универсальные поурочные разработки по истории Средних веков: 6 кл. / О. В. Арасланова, К. А. Соловьёв. — М., 2014
О. Ю. Стрелова Рабочие программы (ПОП) Всеобщая история 5-10 класс – М.: Дрофа, 2017.
Гусарова Т. П. Атлас История Средних веков 6 класс – М.: Дрофа – 2012 (электронная версия)
Контурные карты Всеобщая история. История Средних веков 6 класс – М.: Дрофа – 2015 (электронная версия)
Литература для учителя:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2013 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», примерной программы основного общего образования по истории для 5-9 классов образовательных учреждений
Абрамов А. В., Абрамова Ю. А., Пьянов А. В. Методическое пособие «Всеобщая история. История Средних веков» для 6 класса – М.: Дрофа, 2016.
Арасланова О. В. Универсальные поурочные разработки по истории Средних веков: 6 кл. / О. В. Арасланова, К. А. Соловьёв. — М., 2014
О. Ю. Стрелова Рабочие программы (ПОП) Всеобщая история 5-10 класс – М.: Дрофа, 2017.
Интернет-ресурсы портала «Европейское Средневековье»: http:/antoiogy.rchgi.spb.ru/links.htm
Литература и ресурсы для ученика:
Александр Алексеевич Хлевов. Краткая история Средних веков: Эпоха, государства, сражения, люди (http://srednieweka.ucoz.ru)
Для самоподготовки учеников: 1) Презентации: http://lesson-history.narod.ru/sv.htm 2) карты: http://lesson-history.narod.ru/map-mid.htm
Для самоподготовки учеников: https://interneturok.ru/istoriya/6-klass
календарно - тематическое планирование
№ |
тема урока/тип урока |
содержание образования |
понятия и персоналии |
планируемые результаты в соответствии с ФГОС |
вид контроля |
Д/З |
дата |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
предметные |
личностные |
метапредметные |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
познавательные |
регулятивные |
коммуникативные |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. |
Введение. УППНЗ урок первичного предъявления новых знаний (объединить с уроком 2) |
Средние века: понятие и хронологические рамки. |
история, век, исторический источник, архивы, хроники, фрески. |
Продолжат учиться анализировать и систематизировать учебный (дополнительный) текст; раскрывать значение терминов; работать с лентой времени, осмысленно определять место исторического периода «Средние века» в мировой истории |
Продолжат формироваться основы социально – критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий. |
Продолжат учиться самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. |
Продолжат учиться ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно |
Продолжат учиться формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания. |
Ответы на вопросы в ходе анализа видео-урока, учебного текста. |
Введение. |
1 неделя сентября |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 1. Западная Европа на заре Средневековья 5 часов |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
Начало эпохи средних веков УППНЗ урок первичного предъявления новых знаний |
Упадок античного мира. Мир варваров. Гибель Западной Римской империи. Начало средневековья. |
Романизация Магнаты Двуполье Соседская община Род Племя Вождь и дружина Великое переселение народов |
Продолжат учиться анализировать и систематизировать учебный (дополнительный) текст; определять термины; осознавать значение исторического процесса Великого переселения народов в формировании европейских средневековых государств; читать карту, опираясь на её легенду |
Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач. Продолжат формироваться основы социально – критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий. |
Продолжат учиться самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Продолжат учиться определять термины, применять их в своей речи; устанавливать причинно – следственные связи; объяснять явления, процессы, связи и отношения. |
Продолжат учиться ставить учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. |
Продолжат учиться допускать возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии |
Уметь объяснять место «средних веков» в мировой истории, называть источники средних веков, обозначать период |
§ 1, понятия – уметь пояснять, вопрос 4, задание 1 – письменно. |
1 неделя сентября |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
Варварские королевства в V – VIII вв. УОНЗОНУН Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков |
Королевства германцев в Британии. Королевства германцев в Италии. Рождение Франкского королевства. «Ленивые короли» и энергичные майордомы. |
Варварские королевства Кельты Англы и саксы остготы лангобарды Франки Королевская дружина Королевский двор Салическая правда «Ленивые короли» Майордом Династия Каролингов Папская область Римский Папа Персоналии: Теодорих Великий, Арий Хлодвиг из династии Меровингов Карл Мартелл Пипин Короткий |
Продолжат учиться анализировать и систематизировать учебный (дополнительный) текст; определять термины; читать карту, опираясь на её легенду ; называть германские племена; осознавать роль варварских королевств в формировании современной карты Европы |
Продолжат формироваться историко – геграфический образ государств, включая представления о территории, географических осбенностях, основных исторических событиях развития государств и их обществ, достижений и культурных традиций. Продолжат формироваться основы социально – критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий. |
Продолжат учиться самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Продолжат учиться определять термины, применять их в своей речи; читать карту с опорой на её легенду; устанавливать причинно – следственные связи; делать умозаключения и выводы на основе аргументации. |
Продолжат учиться принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. |
Продолжат учиться проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество). |
понятия – уметь пояснять, вопрос 4, задание 1 – письменно (выборочно) |
§ 2, понятия уметь пояснять, вопрос 5 и задания 1, 2 – письменно в тетради. |
2 неделя сентября |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
Империя Карла Великого и её распад УОНЗОНУН Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков |
Карл Великий. Войны Карла Великого. Возникновение империи Карла Великого. Распад империи Карла Великого. |
Монарх «Песнь о Роланде» Герцоги Графы и маркграфы «Королевские посланцы» титул Персоналии: Карл Великий |
Продолжат учиться анализировать и систематизировать учебный (дополнительный) текст; определять термины; читать карту, опираясь на её легенду; давать личностную характеристику Карлу Великому, анализировать причины распада империи Карла Великого |
Продолжат формироваться историко – географический образ государств, включая представления о территории, географических особенностях, основных исторических событиях развития государств и их обществ, достижений и культурных традиций. Продолжат формироваться основы социально – критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий. |
Продолжат учиться самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Продолжат учиться определять термины, применять их в своей речи; читать карту с опорой на её легенду; устанавливать причинно – следственные связи; делать умозаключения и выводы на основе аргументации; описывать исторического деятеля по алгоритму – С. 26- задание |
принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. |
проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество). |
понятия уметь пояснять, вопрос 5 и задания 1, 2 – письменно в тетради (выборочно) |
§3, понятия – уметь пояснять, вопросы 2,3 – устно, задание - письменно |
2 неделя сентября |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 |
Новая волна завоеваний. УОНЗОНУН Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков |
Норманны-варяги-викинги. Под полосатым парусом. «Ярость норманнов»Завоевание Англии. Нашествие венгров. |
Норманны Варяги Викинги Берсерки Драккары «Ледовая страна» «Зелёная страна» «Винланд» Сага Даны «Датские деньги» Паннония Персоналии: Альфред Великий, Генрих, Оттон I? Иштван (Стефан) из рода Арпадов |
Продолжат учиться анализировать и систематизировать учебный (дополнительный) текст; анализировать причины норманнских завоевательных походов, сопоставлять правду и вымысел в легендах о короле Артуре; определять термины; читать карту, опираясь на её легенду |
Продолжат формироваться историко – геграфический образ государств, включая представления о территории, географических осбенностях, основных исторических событиях развития государств и их обществ, достижений и культурных традиций. Продолжат формироваться основы социально – критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий. |
Продолжат учиться самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Продолжат учиться определять термины, применять их в своей речи; читать карту с опорой на её легенду; устанавливать причинно – следственные связи; делать умозаключения и выводы на основе аргументации. |
принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. |
аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности |
понятия – уметь пояснять, вопросы 2,3 – устно, задание - письменно |
§4 понятия – уметь пояснять, вопросы 1-4 – устно |
3 неделя сентября |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 |
Культура средневековья и христианство. УОНЗОНУН Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков |
Варвары и культура Античности. Христианство и язычество. Народное христианство. Образование в средневековой Европе. Книжное дело. «Каролингское возрождение» |
Латынь Святой Монах Монастырь «Семь свободных искусств» Пергамент Миниатюра «Каролингское возрождение» Академия |
Продолжат учиться анализировать и систематизировать учебный (дополнительный) текст; определять термины; характеризовать особенности культуры средневековья и религиозных верований средневековых европейцев. |
Продолжат формироваться основы социально – критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий. Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни. |
Продолжат учиться самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Продолжат учиться определять термины, применять их в своей речи; объяснять явления, процессы, связи и отношения; делать умозаключения и выводы на основе аргументации. |
планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действия |
участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
|
понятия – уметь пояснять, вопросы 1-4 – устно |
§5, понятия – уметь пояснять, вопросы 1,3,6 устно; подготовиться к проверочной работе по главе 1. (§ 1-5) |
3 неделя сентября |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 2. Восточнохристианский мир и мир ислама 4 часа |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 |
Византийская империя: между Европой и Азией УОНЗОНУН Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков |
Византия – государство ромеев. Государство и церковь в Византии. Византия при императоре Юстиниане I. Византия в VII – XI вв. Культура Византии. Византийская архитектура и живопись. |
«Страна городов» «Мастерская вселенной» «Второй Рим» патриарх восстание «Ника» юрист «Кодекс Юстиниана» Святой крест отшельник Жития святых «Тайная история» «Греческий огонь» собор Святой Софии икона канон мозаика фреска Персоналии: Юстиниан I |
Продолжат учиться анализировать и систематизировать учебный (дополнительный) текст; определять специфику государственного устройства Византии; называть важнейшие достижения византийской культуры и ее вклад в мировую культуру; читать историческую карту с опорой на легенду; использовать карту как источник информации; устанавливать причинно-следственные связи; оценивать памятники культуры |
Продолжат формироваться историко – геграфический образ государств, включая представления о территории, географических осбенностях, основных исторических событиях развития государств и их обществ, достижений и культурных традиций. Продолжат формироваться основы социально – критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий. |
Продолжат учиться самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Продолжат учиться определять термины, применять их в своей речи; читать карту с опорой на её легенду; устанавливать причинно – следственные связи; делать умозаключения и выводы на основе аргументации. |
адекватно воспринимают предложение и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей |
договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности |
Проверочная работа по главе 1. (не более 5-7 минут) |
§ 6, понятия уметь пояснять; вопросы 2,4,6 – устно, задания 1-3 (по вариантам) - письменно |
4 неделя сентября |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 |
Южнославянские государства в VI-XI вв. УОНЗОНУН Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков |
Жизнь славянских племён. Византия и славяне. Славянские просветители. Первое Болгарское царство и Византия. Восстановление независимости Болгарии. Культура южнославянских народов. |
Славяне святые Кирилл и Мефодий Солунские братья Кириллица Болгарское царство Персоналии: Кирилл, Мефодий, Самуил царь болгар, Василий II Болгароубийца, Пётр и Асень |
Продолжат учиться анализировать и систематизировать учебный (дополнительный) текст; называть три ветви славянских народов, славянские государства и правителей; определять термины; читать карту, опираясь на её легенду; оценивать значение вклада славянских просветителей в мировую культуру. |
Продолжат формироваться историко – географический образ государств, включая представления о территории, географических особенностях, основных исторических событиях развития государств и их обществ, достижений и культурных традиций. Продолжат формироваться основы социально – критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий. |
Продолжат учиться самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Продолжат учиться определять термины, применять их в своей речи; читать карту с опорой на её легенду; устанавливать причинно – следственные связи; делать умозаключения и выводы на основе аргументации. |
ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. |
допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии
|
1. Работа над ошибками по результатам проверочной работы (не более 5 минут); 2.понятия уметь пояснять; вопросы 2,4,6 – устно, задания 1-3 (по вариантам) – письменно (выборочно) |
§7, понятия уметь пояснять; вопросы 1-5 устно; задания 1,2 – по желанию. |
4 неделя сентября |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 |
Возникновение ислама. УОНЗОНУН Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков |
Природа и население Аравии. Священный город Мекка. Пророк Мухаммед. Победа Мухаммеда и утверждение ислама в Аравии. Основы исламского вероучения. |
Мекка кааба паломничество Мусульманин ислам Медина Халиф Коран хадж шариат подушная подать Омейяды Персоналии: Пророк Мухаммед |
Продолжат учиться анализировать и систематизировать учебный (дополнительный) текст; определять влияние природно-климатических условий на жизнь и занятия арабов, объяснять причины их военных успехов ; определять термины; анализировать фрагмент исторического источника и выявлять характерные черты образа жизни мусульман. |
Продолжат формироваться основы социально – критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий. Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач. |
Продолжат учиться самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Продолжат учиться определять термины, применять их в своей речи; читать карту с опорой на её легенду; устанавливать причинно – следственные связи; объяснять явления, процессы, связи и отношения; делать умозаключения и выводы на основе аргументации. |
учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. |
учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию |
понятия уметь пояснять; вопросы 1-5 устно; задания 1,2 – по желанию |
§8, понятия уметь пояснять; вопросы 1-4 устно, задания 1,2 – на выбор ученика (письменно) |
1 неделя октября |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 |
Завоевания арабов и создание Арабского халифата. УОНЗОНУН Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков |
Начало завоевательных походов арабов. Военные успехи мусульман. Первые халифы и раскол в исламе. Внутренняя жизнь Арабского халифата. Распад Арабского халифата. Мусульманская культура. |
Сунниты и шииты каллиграфия медресе |
Продолжат учиться анализировать и систематизировать учебный (дополнительный) текст; определять термины; читать карту, опираясь на её легенду; осознавать значение Ислама в формировании единых государств на территории Аравийского п-ва; значение арабских завоеваний для формирования мира ислама. |
Продолжат формироваться историко – геграфический образ государств, включая представления о территории, географических осбенностях, основных исторических событиях развития государств и их обществ, достижений и культурных традиций. Продолжат формироваться основы социально – критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий. |
Продолжат учиться самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Продолжат учиться определять термины, применять их в своей речи; читать карту с опорой на её легенду; устанавливать причинно – следственные связи; делать умозаключения и выводы на основе аргументации. |
принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. |
проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество) |
понятия уметь пояснять; вопросы 1-4 устно, задания 1,2 – на выбор ученика (письменно) |
§9, понятия уметь пояснять; работа с контурной картой и картой на С. 73, вопросы 1-8 устно. Подготовиться к проверочной работе по главе 2 |
1 неделя октября |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 3. Западноевропейское общество в XI – XV вв. 4 часа |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 |
Феодальное общество. УОНЗОНУН Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков |
Феодалы и феодализм. Зависимые крестьяне. Феодальное поместье.феодальная раздробленность. Три сословия. |
Феод феодал феодальное общество Феодализм Зависимые крестьяне Феодальные повинности: барщина, оброк Феодальное поместье чересполосица натуральна хозяйство Феодальная раздробленность политические права Сословие три сословия: «молящиеся», «воюющие», «работающие» |
Продолжат учиться анализировать и систематизировать учебный (дополнительный) текст; определять термины, применять их в своей речи; характеризовать систему феодальных общественных отношений; составлять схему (таблицу) «Феодализм»; представлять и описывать образ жизни средневекового человека в Европе. |
Продолжат формироваться основы социально – критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий. |
Продолжат учиться самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Продолжат учиться определять термины, применять их в своей речи; устанавливать причинно – следственные связи; объяснять явления, процессы, связи и отношения; делать умозаключения и выводы на основе аргументации. |
определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. |
адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач |
Проверочная работа по главе 2 (не боле 7-10 минут) |
§10, понятия уметь пояснять; вопросы 1-6 устно; задание – письменно (обязательно для всех учеников) |
2 неделя октября |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 |
Средневековая церковь и духовенство. УОНЗОНУН Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков |
Христианская церковь и жизнь средневекового общества. Раскол христианской церкви. Духовенство – первое сословие средневекового общества. Монашество. Нищенствующие ордена. Еретики и их учения. Движение альбигойцев. Борьба церкви с еретиками. |
«Божий мир» Вселенские соборы Символ веры Раскол христианской церкви православная (восточная) и католическая (западная) церкви духовенство церковная десятина обет Чёрное и белое духовенство Иерархия Кардиналы Папа Римскмй епископы диаконы монашеские ордена аббат индульгенция нищенствующие ордена Францисканцы Доминиканцы ересь еретик Альбигойцы инквизиция |
Продолжат учиться анализировать и систематизировать учебный (дополнительный) текст; определять термины, применять их в своей речи; отвечать на вопросы, называть основные различия между православной и католической церковью; осознавать негативную роль инквизиции для развития средневекового научного знания; определять роль духовенства в развитии средневекового европейского общества. |
Продолжат формироваться основы социально – критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий. Выражают уважительное отношение к культурному и историческому наследию, осознают опасность фанатизма. |
Продолжат учиться самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Продолжат учиться определять термины, применять их в своей речи; устанавливать причинно – следственные связи; объяснять явления, процессы, связи и отношения; делать умозаключения и выводы на основе аргументации. |
определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и учатся работать по алгоритму Задание 1 С. 100. |
договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером |
1.Работа над ошибками по результатам проверочной работы (не более 5 минут); 2.понятия уметь пояснять; вопросы 1-6 устно; задание – письменно (обязательно для всех учеников) |
§11, понятия уметь пояснять; вопросы 1-7 устно; закончить работу по заданию 1. |
2 неделя октября |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 |
Рыцарство. УОНЗОНУН Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков |
От пажа до рыцаря. Сеньоры и вассалы. Образ жизни рыцарей. В рыцарском замке. |
Рыцарь Рыцарство Паж Оруженосец «Семь рыцарских добродетелей» сеньоры и вассалы феодальная лестница Кодекс чести Турнир Гербы Рыцарский замок донжон |
Продолжат учиться анализировать и систематизировать учебный (дополнительный) текст; определять термины, применять их в своей речи; описывать снаряжение рыцаря и рыцарский замок, объяснять смысл рыцарских девизов; определять роль рыцарей в развитии средневекового европейского общества. |
Продолжат формироваться основы социально – критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий. |
Продолжат учиться самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Продолжат учиться определять термины, применять их в своей речи; устанавливать причинно – следственные связи; объяснять явления, процессы, связи и отношения; делать умозаключения и выводы на основе аргументации. |
принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане |
аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности |
понятия уметь пояснять; вопросы 1-7 устно; закончить работу по заданию 1 (выборочно). |
§12, понятия уметь пояснять; вопросы 1-4 устно; задание 2 – письменно, творческая работа « Средневековый рыцарский замок» - по желанию. |
3 неделя октября |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14 |
Третье сословие: крестьяне и горожане. УОНЗОНУН Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков |
Крестьянская община. Новые черты в сельском хозяйстве. Города и сеньоры. Средневековые ремесленники. Купцы, ростовщики, банкиры. Облик деревни и города. |
Крестьянские общины Трехполье Право самоуправления Магистраты Мэр бургомистр «Городской воздух делает свободным» ратуша ремесленный цех устав цеха мастер Подмастерье ученик шедевр «Вечный подмастерье» купцы ростовщики банкиры купеческая гильдия ярмарки |
Продолжат учиться анализировать и систематизировать учебный (дополнительный) текст; определять термины, применять их в своей речи; определять роль третьего сословия в развитии средневекового европейского общества; помощью карты определять центры ремесла и торговли. |
Продолжат формироваться основы социально – критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий. |
Продолжат учиться самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Продолжат учиться определять термины, применять их в своей речи; устанавливать причинно – следственные связи; объяснять явления, процессы, связи и отношения; делать умозаключения и выводы на основе аргументации. |
планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия. |
участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. |
понятия уметь пояснять; вопросы 1-4 устно; задание 2 – письменно (выборочно), творческая работа « Средневековый рыцарский замок» - по желанию. |
§13, понятия уметь пояснять; вопросы 1,3, 4,5,6 – устно; подготовиться к проверочной работе по главе 3. |
3 неделя октября |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 4. Международные отношения в средние века. 4 часа |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15 |
Крестовые походы. УОНЗОНУН Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков |
Причины и цели крестоносцев. Первый крестовый поход. Государства крестоносцев на Востоке. Второй и третий крестовый походы. Четвёртый крестовый поход. Последние крестовые походы. |
Крестовые походы Крестоносцы Духовно – рыцарский орден Госпитальеры тамплиеры тевтонцы |
Продолжат учиться анализировать и систематизировать учебный (дополнительный) текст; определять термины, применять их в своей речи; называть причины и последствия крестовых походов, давать им собственную оценку; с помощью карты определять местонахождение государств крестоносцев. |
Продолжат формироваться историко – геграфический образ государств, включая представления о территории, географических осбенностях, основных исторических событиях развития государств и их обществ, достижений и культурных традиций. Продолжат формироваться основы социально – критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий. |
Продолжат учиться самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Продолжат учиться определять термины, применять их в своей речи; читать карту с опорой на её легенду; устанавливать причинно – следственные связи; делать умозаключения и выводы на основе аргументации. |
адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей |
договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности |
Проверочная работа по главе 3 (не более 10-15 минут). |
§14, понятия уметь пояснять; задание таблица «Крестовые походы XI – XIII веков» + вывод по таблице – вопрос 5 –Какое значение имели крестовые походы для стран Запада и Востока? |
4 неделя октября |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16 |
Реконкиста. Государства Пиренейского полуострова. УОНЗОНУН Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков |
Испания под властью мавров. Начало Реконкисты. Завершение Реконкисты. Костры инквизиции. |
Мавры Реконкиста Кортесы Испанская инквизици Мориски Мораны Аутодафе |
Продолжат учиться анализировать и систематизировать учебный (дополнительный) текст; определять термины, применять их в своей речи; читать карту с опорой на её легенду; характеризовать особенности развития государств Пиренейского п-ва после реконкисты. |
Продолжат формироваться основы социально – критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий. |
Продолжат учиться самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Продолжат учиться определять термины, применять их в своей речи; читать карту с опорой на её легенду; устанавливать причинно – следственные связи. |
ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий |
допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии |
Работа над ошибками (рефлексия) – не более 5 минут; понятия уметь пояснять; задание таблица «Крестовые походы XI – XIII веков» + вывод по таблице – вопрос 5 –Какое значение имели крестовые походы для стран Запада и Востока? Взаимопроверка учеников по предложенному образцу. |
§15, понятия уметь пояснять; вопросы 1-3; задание 1 – письменно. |
4 неделя октября |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17 |
Балканы и Малая Азия в XIII – XIV вв. Завоевания турок – османов. УОНЗОНУН Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков |
Возрождение Вмзантии. Страны Балканского полуострова в XIII – XIV вв. Возникновение Османского государства. Турки – османы и Византия в XIV вв. Покорение турками – османами Болгарии и Сербии. |
Султан Турки – османы Сельджуки янычары |
Продолжат учиться анализировать и систематизировать учебный (дополнительный) текст; определять термины, применять их в своей речи; читать карту с опорой на её легенду; называть причины и итоги завоеваний турок – османов; причины падения Византийской империи; объяснять различие между турками – сельджуками и турками - османами |
Продолжат формироваться историко – геграфический образ государств, включая представления о территории, географических осбенностях, основных исторических событиях развития государств и их обществ, достижений и культурных традиций. Продолжат формироваться основы социально – критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий. |
Продолжат учиться определять термины, применять их в своей речи; читать карту с опорой на её легенду; устанавливать причинно – следственные связи; делать умозаключения и выводы на основе аргументации. Продолжат учиться самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. |
принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. |
проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество) |
понятия уметь пояснять; вопросы 1-3; задание 1 – письменно (выборочно). |
§16, понятия уметь пояснять; вопросы 1-4 устно; задание 1 – письменно (по критериям: цель сражения, период, территория и место сражения, участники битвы, результаты для всех участников битвы). |
2 неделя ноября |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18 |
Гибель Византии и создание Османской империи. УОНЗОНУН Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков |
Успехи и неудачи турок – османов.Византийская империя в XV веке. Падение Константинополя и гибель Византийской империи. Османское государство. |
Султан Турки – османы Сельджуки янычары |
Продолжат учиться анализировать и систематизировать учебный (дополнительный) текст; определять термины, применять их в своей речи; называть причины Гибели Византийской империи и последствия завоеваний турок - османов, давать им собственную оценку; характеризовать Османское государство. |
Продолжат формироваться историко – геграфический образ государств, включая представления о территории, географических осбенностях, основных исторических событиях развития государств и их обществ, достижений и культурных традиций. Продолжат формироваться основы социально – критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий. |
Продолжат учиться самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Продолжат учиться определять термины, применять их в своей речи; читать карту с опорой на её легенду; устанавливать причинно – следственные связи; объяснять явления, процессы, связи и отношения. |
планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане |
адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач |
понятия уметь пояснять; задание 1 – письменно (по критериям: цель сражения, период, территория и место сражения, участники битвы, результаты для всех участников битвы) – взаимопроверка учеников, саморефлексия. |
§17; понятия уметь пояснять; вопросы 1-5 устно; подготовиться к практической проверочной работе по картам главы 4 (принести цветные карандаши). |
2 неделя ноября |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 5. Западная Европа в XI-XV вв: от расцвета к закату Средневековья. 7 часов |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19 |
Англия и Франция в XI – XIII вв. УОНЗОНУН Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков |
Последствия нормандского завоевания Англии. Реформы Генриха Плантагенета. Великая хартия вольностей и рождение парламента. Франция в X – XII вв. Усиление королевской власти во Франции. Филипп IV и Генеральные штаты. |
Шериф «Книга Страшного суда» «Щитовые деньги» 12 присяжных «Великая хартия вольностей» Парламент палата лордов и палата общин сословно – представительная монархия династии Капетингов Генеральные штаты |
Продолжат учиться анализировать и систематизировать учебный (дополнительный) текст; понимать систему сословно – представительной монархии в Европе на примере Англии и Франции; читать схему «Сословно – представительная монархия»; определять термины, применять их в своей речи; аргументировано объяснять, почему англичане считают «Великую хартию вольностей» началом своих свобод; называть группы населения, которые выступали за усиление королевской власти во Франции; объяснять причины, по которым крестьяне не приглашались к участию в работе Генеральных штатов. |
Продолжат формироваться историко – геграфический образ государств, включая представления о территории, географических осбенностях, основных исторических событиях развития государств и их обществ, достижений и культурных традиций. Продолжат формироваться основы социально – критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий. |
Продолжат учиться самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Продолжат учиться определять термины, применять их в своей речи; читать карту с опорой на её легенду; устанавливать причинно – следственные связи; объяснять явления, процессы, связи и отношения; делать умозаключения и выводы на основе аргументации. |
определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. |
договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности |
Практическая проверочная работа по картам главы 4 (задания к контурным картам) – не более 15 минут. |
§18, понятия уметь пояснять; вопросы 2,3,5 – устно; уметь по схеме распознавать структуру Парламента (Англия) и Генеральных штатов (Франция), сравнивать, находить общие черты и различия. |
3 неделя ноября |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20 |
Столетняя война и торжество королевской власти в Англии и во Франции. УОНЗОНУН Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков |
Причины и повод к войне. Начало войны. Жакерия. Продолжение войны. Восстание Уота Тайлера.Жанна дАрк спасает Францию. Торжество королевской власти в Англии и Франции. |
«Жак – простак»жакерия |
Продолжат учиться анализировать и систематизировать учебный (дополнительный) текст; определять термины, применять их в своей речи; читать карту с опорой на её легенду; учиться: называть причины, важнейшие битвы и итоги Столетней войны; давать личностную характеристику Жанны д’Арк. |
Продолжат формироваться основы социально – критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий. |
Продолжат учиться самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Продолжат учиться определять термины, применять их в своей речи; читать карту с опорой на её легенду; устанавливать причинно – следственные связи; объяснять явления, процессы, связи и отношения; делать умозаключения и выводы на основе аргументации. |
планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действий |
участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения задач |
Работа над ошибками по контурным картам (учительский анализ наиболее распространённых ошибок, допущенных при выполнении проверочной работы) – не более 5 минут; понятия уметь пояснять; вопросы 2,3,5 – устно; уметь по схеме распознавать структуру Парламента (Англия) и Генеральных штатов (Франция), сравнивать, находить общие черты и различия. |
§19, понятия уметь пояснять; задание – таблица «Ход Столетней войны» - письменно; по желанию историческая справка о Жанне дАрк. |
3 неделя ноября |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21 |
Германия и Священная Римская империя в X – XV вв. УОНЗОНУН Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков |
Рождение Священной Римской империи. Борьба пап и императоров. Борьба пап и императоров. Два Фридриха. «Натиск на восток». Германия в XIII – XV вв. |
Священная Римская империя «Пойти в Каноссу» Вормское соглашение «Натиск на восток» «Золотая булла» Гуситы табориты |
Продолжат учиться анализировать и систематизировать учебный (дополнительный) текст; определять термины, применять их в своей речи; читать карту с опорой на её легенду. |
Продолжат формироваться историко – геграфический образ государств, включая представления о территории, географических осбенностях, основных исторических событиях развития государств и их обществ, достижений и культурных традиций. Продолжат формироваться основы социально – критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий. |
Продолжат учиться самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Продолжат учиться определять термины, применять их в своей речи; читать карту с опорой на её легенду; устанавливать причинно – следственные связи; объяснять явления, процессы, связи и отношения; делать умозаключения и выводы на основе аргументации. |
адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей и родителей |
договариваются о распределении ролей и функций в совместной деятельности |
понятия уметь пояснять; задание – таблица «Ход Столетней войны» - письменно на самопроверку и саморефлексию (сравнение с эталоном представленным учителем); по желанию историческая справка о Жанне дАрк. |
§20, понятия уметь пояснять; вопросы 1,3,6; задание 1 – письменно (по желанию) |
4 неделя ноября |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
22 |
Государства западных славян УОНЗОНУН Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков |
Западные славяне. Чешское государство. Учение Яна Гуса. Гуситские войны. Польша в X – XV вв. |
Гуситы Шляхтич Сейм |
Продолжат учиться анализировать и систематизировать учебный (дополнительный) текст; определять термины, применять их в своей речи; читать карту с опорой на её легенду; называть причины, по которым Ян Гус критиковал католическую церковь; анализировать причины побед гуситов и определять причины их поражения и итоги гуситского сражения. |
Продолжат формироваться историко – геграфический образ государств, включая представления о территории, географических осбенностях, основных исторических событиях развития государств и их обществ, достижений и культурных традиций. Продолжат формироваться основы социально – критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий. |
Продолжат учиться самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Продолжат учиться определять термины, применять их в своей речи; читать карту с опорой на её легенду; устанавливать причинно – следственные связи; объяснять явления, процессы, связи и отношения. |
ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий |
допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной |
понятия уметь пояснять; вопросы 1,3,6; задание 1 – сообщение о Фридрихе Барбароссе по алгоритму – С. 26 письменно (по желанию) |
§21, понятия уметь пояснять; вопросы 1-5 – устно; работа с контурной картой |
4 неделя ноября |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
23 |
Итальянские государства в XI – XV вв. УФППН ОПУ Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями |
(вопросы на слайде не указывать, т.к. ученики должны будут самостоятельно озаглавить части параграфа) Север и Юг Италии. Республика Венеция. Республика Флоренция. Медичи. Папская область. Сицилийское королевство. |
«Царица Адриатики» дож олигархия Флорентийская республика Папское государство Сицилийское королевство |
Продолжат учиться анализировать и систематизировать учебный текст; определять термины, применять их в своей речи; читать карту с опорой на её легенду; характеризовать особенности развития республиканских форм правления ранних итальянских государств. |
Продолжат формироваться историко – геграфический образ государств, включая представления о территории, географических осбенностях, основных исторических событиях развития государств и их обществ, достижений и культурных традиций. Продолжат формироваться основы социально – критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий. |
Продолжат учиться самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Самостоятельная работа с текстом учебника с последующей самопроверкой. Продолжат учиться определять термины, применять их в своей речи; читать карту с опорой на её легенду; устанавливать причинно – следственные связи. |
ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий; проводить сравнительный анализ качества результатов собственных действий (сверять с эталоном, предъявляемым учителем) |
учитывают различные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию. |
понятия уметь пояснять; вопросы 1-5 – устно; работа с контурной картой – обязательная письменная проверка |
§22, понятия уметь пояснять; вопрос 6 – устно; работа с контурной картой, в том числе вопрос № 1 – одно из заданий к карте |
5 неделя ноября |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24 |
Искусство и литература в XI – XIII вв. Раннее Возрождение. (объединить с уроком 25) УРК Урок развивающего контроля (учебный проект) |
Архитектура и скульптура романского стиля. Готика. Средневековая литература. Праздники и театральные представления. Возникновение культуры Возрождения. Гуманизм.Данте – предвестник Возрождения. Литература раннего Возрождения. Искусство раннего Возрождения. |
Романский стиль «Библия для неграмотных» готика витраж артель прекрасная дама трубадуры героический эпос «Легенда о короле Артуре и рыцарях Круглого стола» Робин Гуд жонглёры менестрели «Праздник дураков» карнавал |
Продолжат учиться анализировать и систематизировать учебный (дополнительный) текст; определять термины, применять их в своей речи; учиться: называть выдающихся деятелей культуры XI-XIII вв, особенности изобразительного искусства и архитектуры называть основные идеи гуманистов. |
Продолжат формироваться устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения; готовность и способность к выполнению норм и требований, предъявляемых к форме проведения занятия, алгоритму деятельности. |
Продолжат учиться самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Систематизируют материал. Выделяют главные события и итоги. Делают обобщающие выводы. Обсуждают и оценивают результаты проектной деятельности. Реализация на практике выбранного плана. Осуществление самостоятельной работы и взаимопроверки по заданным критериям, предъявляемым к конечным продуктам деятельности, устной защите проектов. |
Продолжают учиться самостоятельно контролировать своё время и управлять им; прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия при достижении целей; учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. |
Продолжают учиться учитывать различные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; формулируют собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. |
понятия уметь пояснять; вопрос 6 – устно; работа с контурной картой – взаимопроверка (учитель предъявляет эталон правильно выполненных заданий по карте), взаимооценка |
§23, 24 - понятия уметь пояснять; подготовить материалы для изготовления конечного продукта деятельности группы (или индивидуального), текст устной защиты (черновой вариант) в соответствии с обязанностями в группе |
5 неделя ноября |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25 |
Образование и наука в средние века. (объединить с уроком 24) УРК Урок развивающего контроля (учебный проект) |
Школьное образование. Появление средневековых университетов. Обучение в университете. Жизнь студентов. Средневековая наука. |
«Семь свободных искусств» школяр университет ректор бакалавр магистр лекции диспуты ваганты схоластика богословие алхимия |
Продолжат учиться анализировать и систематизировать учебный (дополнительный) текст; определять термины, применять их в своей речи; учиться: называть выдающихся деятелей науки; характеризовать систему образования в средневековой Европе XI-XIII вв,; выделять и называть особенности развития средневековой культуры XI-XIII вв. |
Продолжат формироваться устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения; готовность и способность к выполнению норм и требований, предъявляемых к форме проведения занятия, алгоритму деятельности. |
Продолжат учиться самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Систематизируют материал. Выделяют главные события и итоги. Делают обобщающие выводы. Обсуждают и оценивают результаты проектной деятельности. Реализация на практике выбранного плана. Осуществление самостоятельной работы и взаимопроверки по заданным критериям, предъявляемым к конечным продуктам деятельности, устной защите проектов. |
Продолжают учиться самостоятельно контролировать своё время и управлять им; прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия при достижении целей; учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. |
Продолжают учиться учитывать различные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; формулируют собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. |
Изготовление конечного продукта деятельности, редактирование текста защиты (25 минут); защита группового (или индивидуального) проекта (не более 10 минут; рефлексия – 5 минут |
§23, 24 – понятия - повторить |
1 неделя декабря |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 6. Народы и государства Азии и Америки в Средние века. 4 часа |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26 |
Монголы и их завоевания. УОНЗОНУН Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков |
Создание единого государства у монголов. Монгольское войско. Завоевания монголов в Центральной Азии и Китае. Завоевание монголов в Средней Азии и на Кавказе. Походы монголов после смерти Чингисхана. |
Монголы – кочевник хан Темучин курултай шаман «Яса» тумен «Последнее море» |
Продолжат учиться анализировать и систематизировать учебный (дополнительный) текст; определять термины, применять их в своей речи; читать карту с опорой на её легенду; характеризовать особенности развития кочевого монгольского государства; давать собственную характеристику Чингисхану, как историческому деятелю. |
Продолжат формироваться историко – геграфический образ государств, включая представления о территории, географических осбенностях, основных исторических событиях развития государств и их обществ, достижений и культурных традиций. Продолжат формироваться основы социально – критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий. |
Продолжат учиться самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Продолжат учиться определять термины, применять их в своей речи; читать карту с опорой на её легенду; устанавливать причинно – следственные связи; делать умозаключения и выводы на основе аргументации. Рассказывать о завоевательных походах монголов. |
принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. |
проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество) |
§25, понятия уметь пояснять; работа с контурной картой; задание - письменно (алгоритм характеристики исторического деятеля С. 26). |
1 неделя декабря |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
27 |
Китай и Япония в средние века. (объединить уроки 27,28,29) УРК Урок развивающего контроля (учебный проект) |
Китай – Срединное государство. Монгольское завоевание Китая. Учения китайских мудрецов. Государство в Китае. Китайские чиновники (мандарины). Поэзия и живопись в Китае. Японское государство. Самураи. Захват власти сёгунами. Религия средневековой Японии. |
«Срединное государство» «Поднебесная империя» тайная организация «Белый лотос» династия Мин китайские мудрецы Буддизм даосизм конфуцианство «Сын неба» «Книга тысячи иероглифов» ……… Цунами Ямато Время Великих перемен самураи «Бусидо – путь воина» харакири сёгун синтоизм Буддизм |
Продолжат учиться анализировать и систематизировать учебный (дополнительный) текст; определять термины, применять их в своей речи; читать карту с опорой на её легенду; характеризовать особенности развития средневековых азиатских государств Китая и Японии. |
Продолжат формироваться историко – геграфический образ государств, включая представления о территории, географических осбенностях, основных исторических событиях развития государств и их обществ, достижений и культурных традиций; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения; готовность и способность к выполнению норм и требований, предъявляемых к форме проведения занятия, алгоритму деятельности. |
Продолжат учиться самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Систематизируют материал. Выделяют главные события и итоги. Делают обобщающие выводы. Обсуждают и оценивают результаты проектной деятельности. Реализация на практике выбранного плана. Осуществление самостоятельной работы и взаимопроверки по заданным критериям, предъявляемым к конечным продуктам деятельности, устной защите проектов. |
Продолжают учиться самостоятельно контролировать своё время и управлять им; прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия при достижении целей; учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. |
Продолжают учиться учитывать различные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; формулируют собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. |
понятия уметь пояснять; работа с контурной картой – самопроверка, самооценка; задание - письменно (алгоритм характеристики исторического деятеля С. 26) – выборочно; организация деятельности групп |
§ 26, 27, 28 - понятия уметь пояснять (по группам); подготовить материалы для изготовления конечного продукта деятельности группы (или индивидуального), текст устной защиты (черновой вариант) в соответствии с обязанностями в группе |
2 неделя декабря |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
28 |
Средневековая Индия (объединить уроки 27,28,29) УРК Урок развивающего контроля (учебный проект) |
Природные условия Индии. Индийское общество (кастовой деление). Власть в индийском обществе. Раджи. Арабские завоевания в Индии. Религии Средневековой Индии. |
Варны и касты брахманы кшатрии вайшьи шудры неприкасаемые раджи махараджи индуизм |
Продолжат учиться анализировать и систематизировать учебный (дополнительный) текст; определять термины, применять их в своей речи; читать карту с опорой на её легенду; характеризовать особенности кастового устройства индийского средневекового общества; применять знания полученные на уроках истории Древнего мира. |
Продолжат формироваться историко – геграфический образ государств, включая представления о территории, географических осбенностях, основных исторических событиях развития государств и их обществ, достижений и культурных традиций; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения; готовность и способность к выполнению норм и требований, предъявляемых к форме проведения занятия, алгоритму деятельности. |
Продолжат учиться самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Систематизируют материал. Выделяют главные события и итоги. Делают обобщающие выводы. Обсуждают и оценивают результаты проектной деятельности. Реализация на практике выбранного плана. Осуществление самостоятельной работы и взаимопроверки по заданным критериям, предъявляемым к конечным продуктам деятельности, устной защите проектов. |
Продолжают учиться самостоятельно контролировать своё время и управлять им; прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия при достижении целей; учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. |
Продолжают учиться учитывать различные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; формулируют собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. |
Изготовление конечного продукта деятельности, редактирование текста защиты |
§ 26, 27, 28 - понятия уметь пояснять (задания по группам) |
2 неделя декабря |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
29 |
Государства доколумбовой Америки. (объединить уроки 27,28,29) УРК Урок развивающего контроля (учебный проект) |
Заселение Американского континента. Города – государства майя. Держава ацтеков. Империя сынов Солнца. |
Доколумбова Америка подсечно-огневое земледелие майя «настоящий человек» ацтеки «Владыка всех людей» Империя сынов Солнца инки «Единственный инка» узелковое письмо |
Продолжат учиться анализировать и систематизировать учебный (дополнительный) текст; определять термины, применять их в своей речи; читать карту с опорой на её легенду; называть народы Америки (докуломбовый период); учиться: описывать народы Америки, особенности их цивилизаций. |
Продолжат формироваться историко – геграфический образ государств, включая представления о территории, географических осбенностях, основных исторических событиях развития государств и их обществ, достижений и культурных традиций; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения; готовность и способность к выполнению норм и требований, предъявляемых к форме проведения занятия, алгоритму деятельности. |
Продолжат учиться самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Систематизируют материал. Выделяют главные события и итоги. Делают обобщающие выводы. Обсуждают и оценивают результаты проектной деятельности. Реализация на практике выбранного плана. Осуществление самостоятельной работы и взаимопроверки по заданным критериям, предъявляемым к конечным продуктам деятельности, устной защите проектов. |
Продолжают учиться самостоятельно контролировать своё время и управлять им; прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия при достижении целей; учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. |
Продолжают учиться учитывать различные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; формулируют собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. |
Изготовление конечного продукта деятельности, редактирование текста защиты (25 минут); защита группового (или индивидуального) проекта (не более 10 минут; рефлексия – 5 минут |
Подготовиться к контрольной работе по курсу «Всеобщая история. История Средних веков». |
3 неделя декабря |