12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кливиткина Татьяна Викторовна25
0

Рабочая программа по истории, для 9-х классов, базовый уровень

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Одинцовская средняя общеобразовательная школа № 12

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

ШМО учителей

________________________

________________________

от _____________№______

Руководитель ШМО______

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

__________Газизова Н.И.

 

«____»____________20___г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ ОСОШ № 12

_____________/Холина В.В.

от «___»____________20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета История

разработана на основе авторской программы

История России 6-9 классы

(А.А.Данилова, Л.Г. Косулина)

модуль « История России XX – начало XIX века»

и Всеобщая история 5-9 классы

(В.И.Уколова, В.А. Ведюшкин, Д.Ю. Бовыкин и др.)

учебного предмета История

(курс Всеобщая история),

модуль « Новейшая история»

уровень базовый

класс 9

Составитель: Кливиткина Т.В.

учитель истории, первой категории, Рыбакова Л.В. учитель истории первой категории

2016 - 2017 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочие программы по истории России предназначены для 6-9 классов образовательных организаций. Они составлены на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и Примерной программы по истории.

Главная цель изучения истории в современной школе – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.

Предмет «История России» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 6-9 классах в общем объеме 194 ч. Рабочая программа по истории для 9 класса рассчитана в соответствии с учебным планом ОУ и составлена на основе Временных требований к обязательному минимуму содержания исторического образования в основной школе. Историю России в 9 классе рекомендовано изучать в 1 полугодии, а во втором полугодии изучать Всеобщую историю (не менее 34 ч.). Недельная нагрузка 3 часа в неделю, итого 102 часа в год, из которых История России – 68 часов.

Настоящая программа разработана на основе Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования. Стандарт основного общего образования по истории // Вестник образования России. 2004. №12, в соответствии с локальным актом МБОУ СОШ № 12 «Положение о рабочей программе», Методическими рекомендациями по проектированию и реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования и на основе авторской программы История России 6-9 классы (А.А.Данилова, Л.Г. Косулина) и Авторской программы Всеобщая история, для 5-9 классов, М. Просвещение, 2014г.

Актуальность. 

Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем.

Учебник:

- История России, XX – начало XXI века. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт. . – М.: Просвещение; 2016г.

- Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс, О.С. Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа. М. Просвещение, 2015г.

Главной целью реализации данной программы является обеспечение знаний всем обу­чающимся на базовом уровне, ориентация способных к гуманитарному образованию к участию в олимпиадах разных уровней. Пла­нируемый уровень подготовки обучающихся - базовый уровень.

Рабочая программа предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную дея­тельность обучающихся, ведущие виды деятельности - информационный, исследовательский, проектный.

Программа обеспечивает формирование результатов:

Личностные включают воспитание российского гражданина идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое многонационального народа России; осознание обучающимися своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия.

Метапредметные результаты направлены на организацию учебной деятельности, осуществляют контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания. Так же включают владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах.

Предметные результаты включают формирование уважительного отношения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства, развитие у обучающихся стремления внести свой вклад в решение глобальных проблем.

Формы контроля:

понятийный диктант, составление таблиц, подготовка реферата, эссе, сообщения, тестирование,

познавательные задания, проверка домашнего задания по вопросам, экспресс-опрос, беседа с элементами дискуссии, проблемная беседа.

Содержание учебной программы История России

Глава 1. Россия на рубеже XIX-XX вв. – 10ч.

Особенности промышленного и аграрного развития России на рубеже XIX-XX вв. Политика модернизации «сверху». Государственный капитализм. Формирование монополий. Иностранный капитал в России. С.Ю. Витте.

Обострение социальных и политических противоречий в условиях форсированной модернизации. Аграрный вопрос. Рабочее движение. «Полицейский социализм». Активизация нелегальной политической деятельности. Революционные партии, их программы. Русско-японская война 1904-1905 гг., ее влияние на российское общество.

Революция 1905-1907 гг.: причины и характер. «Кровавое воскресенье». Возникновение Советов. Восстания в армии и на флоте. Всероссийская политическая стачка. Вооруженное восстание в Москве. Манифест 17 октября 1905 г. Создание Государственной Думы. Избирательный закон 1907 г. Новые политические течения и партии. Оформление либеральных партий. Монархическое и черносотенное движение. Тактика революционных партий в условиях формирования парламентской системы.

Политическая программа П.А. Столыпина. Аграрная реформа. Переселенческая политика. Промышленный подъем 1910-х гг.

Россия в системе военно-политических союзов начала ХХ в. Международный кризис 1914 г. и вступление России в Первую мировую войну. Основные этапы и итоги военных действий на восточном фронте в 1914-1917 гг. Нарастание социально-экономических и политических противоречий. Угроза национальной катастрофы.

Глава 2. Великая российская революция 1917-1921гг.- 9ч.

Назревание революционного кризиса в Российской империи. Революция 1917 г. Падение монархии. Временное правительство и Советы.

Внешняя и внутренняя политика Временного правительства. А.Ф. Керенский. Кризис власти. Разложение армии. Выступление генерала Л.Г. Корнилова. Положение на национальных окраинах. Начало распада российской государственности.

Провозглашение советской власти в октябре 1917 г. II Всероссийский съезд Советов и его декреты. Становление советской системы управления. Учредительное собрание и его роспуск. Отделение церкви от государства. Восстановление патриаршества.

Выход России из Первой мировой войны. Брестский мир и его последствия. Установление однопартийной диктатуры. Конституция 1918 г. Образование РСФСР. Социально-экономическая политика советского государства.

Гражданская война и военная интервенция: причины, основные этапы. «Военный коммунизм». Создание Красной Армии. С.С. Каменев. М.В. Фрунзе. С.М. Буденный. Белое движение. А.В. Колчак. А.И. Деникин. П.Н. Врангель. «Белый» и «красный» террор. Крестьянство в годы гражданской войны. Н.И. Махно. Война с Польшей. Итоги гражданской войны.

Глава 3. Сталинская модель модернизации: СССР в 1920-е – 1030-е гг.-

10 часов.

Социально-экономический и политический кризис 1920-1921 гг. Крестьянские выступления. Восстание в Кронштадте. Голод в 1921 г. Х съезд РКП (б). Переход к политике НЭПа. План ГОЭЛРО и начало восстановления экономики. Политика большевиков в области национально-государственного строительства. Образование СССР. Конституция СССР 1924 г. Итоги и противоречия НЭПа. Борьба за власть в партии большевиков. Дискуссии о путях построения социализма. И.В. Сталин. Л.Д. Троцкий. Г.Е. Зиновьев. Н.И. Бухарин. Свертывание НЭПа.

Внешняя политика Советского государства в 1920-е гг. Конференция в Генуе. Раппальский договор с Германией. Полоса признания СССР. Поддержка СССР революционных и национально-освободительных движений. Деятельность Коминтерна.

Многообразие культурной жизни в 1920-х гг.

Советская модель модернизации. Индустриализация. Интенсивный рост промышленного потенциала страны. Создание оборонной промышленности. Социалистическое соревнование. Коллективизация сельского хозяйства: цели, методы, результаты. Формирование централизованной (командной) системы управления экономикой. Власть партийно-государственного аппарата. Формирование культа личности И.В. Сталина. Массовые репрессии. Итоги экономического, социального и политического развития страны к концу 1930-х – началу 1940-х гг. Конституция 1936 г.

СССР в системе международных отношений в 1930-х гг. Вступление СССР в Лигу наций. Попытки создания системы коллективной безопасности в Европе. Мюнхенский договор и позиция СССР. Советско-германский пакт о ненападении. Внешняя политика СССР в 1939-1941 гг. Расширение территории СССР.

Коренные изменения в духовной жизни общества. Ликвидация неграмотности в СССР. Развитие системы образования. Достижения науки и техники в годы первых пятилеток. Метод социалистического реализма в литературе и искусстве. Утверждение марксистско-ленинской идеологии в обществе.

Глава 4. Великая Отечественная война 1941-1945гг.- 8 ч.

СССР накануне Великой Отечественной войны. Мероприятия по укрепления обороноспособности страны.

Нападение Германии и ее союзников на СССР. Оборонительные сражения. Провал плана «молниеносной» войны. Московское сражение. Начало коренного перелома в ходе войны. Сталинградская битва. Битва на Курской дуге. Завершение коренного перелома в ходе войны. Освобождение советской территории от захватчиков. Вклад Советского Союза в освобождение Европы. Берлинская операция. Участие СССР в военных действиях против Японии. Советские полководцы. Г.К.Жуков. А.М. Василевский. И.С. Конев. К.К. Рокоссовский.

Советский тыл в годы войны. Эвакуация промышленности. Создание промышленной базы на Востоке. Политика оккупантов на захваченной территории. Геноцид. Партизанское движение. Советское искусство в годы войны: вклад в победу. Церковь в годы войны. Великий подвиг народа в Отечественной войне.

СССР в антигитлеровской коалиции. Ленд-лиз. Проблема второго фронта. Конференции в Тегеране, Ялте, Потсдаме и их решения. Итоги Великой Отечественной войны. Цена победы. Роль СССР во Второй мировой войне.

Глава 5. СССР в 1945-1953 гг.

Послевоенное восстановление хозяйства. СССР. Образование «социалистического лагеря». Создание СЭВ. Холодная война. Начало гонки вооружений. Создание ядерного оружия. Советский Союз в конфликтах начального периода холодной войны.

Духовная атмосфера в советском обществе после победы в Великой Отечественной войны. Идеологические кампании конца 40-х - начала 50-х гг. Новая волна массовых репрессий.

Глава. 6. СССР в 1953-1964 гг. – 5ч.

Борьба за власть после смерти И.В. Сталина. Г.М. Маленков. Л.П. Берия. Н.С. Хрущев. Курс на десталинизацию и попытки реформирования политической системы. Начало реабилитации жертв репрессий 1930-х – 1950-х гг. «Оттепель». XX съезд КПСС. Разоблачение «культа личности» И.В. Сталина. Принятие новой программы КПСС и «курс на построение коммунизма в СССР». Курс на ускорение научно-технического развития. Реорганизация системы управления экономикой. Трудности в снабжении населения продовольствием. Освоение целины.

Создание Организации Варшавского договора. Венгерский кризис 1956 г. Советский Союз и страны, освободившиеся от колониальной зависимости. Карибский кризис 1962 г. и его международные последствия.

Достижения советского образования, развитие науки и техники. Атомная энергетика. Отечественная космонавтика. И.В. Курчатов. С.П. Королев. Ю.А. Гагарин. Духовная жизнь периода «оттепели». Художественные журналы, театр, киноискусство и их роль в общественной жизни.

Глава. 7. Советское общество в середине 1960-х - начале 1980-х гг. -5ч.

Замедление темпов экономического развития и эффективности общественного производства. Отстранение Н.С. Хрущева от власти. Л.И. Брежнев. Экономические реформы середины 1960-х гг. Ориентация на развитие топливно-энергетического комплекса. «Застой» в экономическом развитии. Снижение темпов научно-технического прогресса. Ухудшение положения в сельском хозяйстве. «Теневая экономика» и коррупция. Обострение демографической ситуации.

Усиление консервативных тенденций в политической системе. Концепция «развитого социализма». Конституция 1977 г. Кризис советской системы и попытки повышения ее эффективности. Ю.В. Андропов. Оппозиционные настроения в обществе. Развитие диссидентского и правозащитного движения. А.Д. Сахаров. А.И. Солженицын.

Советское руководство и «пражская весна» 1968 г. Обострение советско-китайских отношений. Достижение военно-стратегического паритета с США. Разрядка и причины ее срыва. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Афганская война.

Развитие советского образования, науки и техники, культуры и спорта.

Глава.8 Советское общество в 1985-1991 гг. – 5 ч.

Переход к политике перестройки. М.С. Горбачев. Курс на «ускорение». Поиск путей реформирования экономики. Зарождение фермерства. Кооперативное движение. Провал антиалкогольной кампании, жилищной и продовольственной программ.

Демократизация политической жизни. Гласность. Реформа политической системы страны. Съезды народных депутатов СССР, РСФСР. Введение поста президента СССР. Начало формирования новых политических партий и общественно-политических движений. Потеря КПСС руководящей роли в развитии общества. Обострение межнациональных противоречий.

«Новое политическое мышление» и смена курса советской дипломатии. Вывод войск из Афганистана. Политика разоружения. Роспуск СЭВ и ОВД. Завершение «холодной войны».

Глава 9. Перестройка и распад СССР- 5 ч.

Августовские события 1991 г. Распад СССР. Провозглашение суверенитета Российской Федерации. Б.Н. Ельцин. Переход к рыночной экономике. Экономические реформы 1992-1993 гг. Приватизация. Дефолт 1998 г. Российское общество в условиях реформ.

События октября 1993 г. Ликвидация системы Советов. Принятие Конституции Российской Федерации. Изменения в системе государственного управления и местного самоуправления. Политические партии и движения. Современные межнациональные отношения. Чеченский конфликт и его влияние на общественно-политическую жизнь страны.

В. В. Путин. Курс на укрепление государственности, экономический подъем и социальную стабильность.

Глава 10. Россия в начале XX-XXI веков- 6 ч.

Россия в мировом сообществе. Приоритеты внешней политики Российской Федерации на рубеже ХХ-XXI веков. Россия в СНГ. Российско-американские отношения. Россия и Европейский Союз.

Культурная жизнь современной России. Интеграция России в мировое культурно-информационное пространство. Новые течения в искусстве. Особенности современной молодежной культуры.

Содержание учебной программы по Всеобщей истории

Раздел 1. Новейшая история. Первая половина ХХв. – 18 часов.

Мир в начале XX в. - предпосылки глобальных конфликтов. Новая индустриальная эпоха, ее основные характеристики. Вторая промышленно-технологическая революция как основа важнейших перемен в экономическом развитии ведущих стран Европы и США. Индустриальное общество в начале XX в.: главные векторы исторического развития и черты социальной жизни. Страны мира в новую индустриальную эпоху: лидеры и догоняющие. Особенности модернизации в начале XX в. Усиление регулирующей роли государства в экономике. Причины и формы вмешательства государства в экономическую жизнь в начале XX в. Социальный реформизм как один из основных элементов государственной политики индустриально развитых стран. Социальные реформы и милитаризация как два альтернативных пути реализации накопленного передовыми странами экономического потенциала в первой трети XX в.

Предпосылки формирования в начале XX в. единого мирового хозяйства и его последствия. Неравномерность экономического развития как характерная черта эпохи. Новое соотношение сил и обострение конкуренции между индустриальными странами.

Основные направления демократизации социально-политической жизни в начале XX в. Политическое развитие. Политические партии и главные идеологические направления партийной борьбы: консерватизм, либерализм, социализм, марксизм. Социалистическое движение в начале XX в.: внутренние разногласия, эволюция социал-демократии в сторону социал-реформизма. Либералы у власти. Рабочее движение в новую индустриальную эпоху.

Главные причины и суть «нового империализма». Завершение территориального раздела мира между главными колониальными державами в начале XX в. и борьба за передел колоний и сфер влияния. Нарастание противоречий и образование новых военно-политических союзов. Раскол великих держав на два противоборствующих блока - Тройственный союз и Антанту. Гонка вооружений. Рост националистических настроений в европейском обществе.

Июльский (1914 г.) кризис, повод и причины Первой мировой войны. Цели и планы участников. Характер войны. Основные фронты, этапы и сражения Первой мировой войны. Изменение состава участников двух противоборствующих коалиций: Четверной союз и Антанта. Человек и общество в условиях войны. Масштабы человеческих потерь, социальных потрясений и разрушений: Первая мировая война как самая кровавая и разрушительная за всю историю человечества.

Парижская мирная конференция (1919 г.): надежды и планы участников. Новая карта Европы по Версальскому мирному договору. Идея Лиги Наций как гаранта сохранения мира и разоружения. Вашингтонская конференция (1921 -1922 гг.), договоры колониальных держав. Оформление Версальско-Вашингтонской системы послевоенного мира и ее противоречия. Новое соотношение сил между великими державами. Причины неустойчивости новой системы международных отношений.

Версальско-Вашингтонская система в действии

Социальные последствия Первой мировой войны. Формирование массового общества. Демократизация общественной жизни (всеобщее избирательное право). Изменения в расстановке политических сил в странах Европы. Новая роль социал-демократии в политической системе. Раскол в рабочем и социалистическом движении: образование леворадикальных сил - коммунистических партий. Активизация праворадикальных сил - образование и расширение влияния фашистских партий.

Революции, распад империй и образование новых государств как политический результат Первой мировой войны.

Развитие международных отношений в 1920-е гг. Эра пацифизма и пацифистские движения 1920-х гг. Особенности развития стран Европы и США в 1920-е гг. Экономический бум и торжество консерватизма в США, политическая нестабильность и трудности послевоенного восстановления в Европе. План Дауэса и перемещение экономического центра капиталистического мира в США. Эпоха зрелого индустриального общества.

Причины экономического кризиса 1929-1933 гг. и его масштабы. Великая депрессия: социально-психологические последствия мирового экономического кризиса. Проблема соотношения рынка и государственного регулирования. Два альтернативных пути выхода из кризиса и их реализация в странах Европы и США. Либерально-демократическая модель - социальные реформы и государственное регулирование. Тоталитарный и авторитарный режимы, главные черты и особенности. Причины наступления тоталитаризма и авторитаризма в 20-30.-е гг. XX в.

Особенности экономического кризиса в США. Кризис традиционного либерализма. Ф. Рузвельт - политик новой индустриальной эпохи. «Новый курс» Ф. Рузвельта: его экономические и социальные приоритеты. Начало социально-ориентированного этапа развития современного капиталистического государства как главный исторический итог «нового курса» Ф. Рузвельта. Внешняя политика США в 1930-е гг.

Особенности экономического кризиса 1929-1933 гг. в Великобритании и Франции. Британская и французская модели борьбы с экономическим кризисом и социальными проблемами.

Внешняя политика Великобритании в 1930-е гг. Народный фронт (1936-1939 гг.) во Франции. Историческое значение либерально-демократической модели преодоления кризисных явлений в экономике и социальной сфере.

Формирование тоталитарных и авторитарных режимов в странах Европы как путь выхода из экономического кризиса, решения социальных проблем и реализации внешней экспансии. Италия в 1920-1930-е гг. Политические и социально-экономические предпосылки утверждения тоталитарной диктатуры фашистской партии. Особенности итальянского фашизма.

Кризис Веймарской республики в Германии. Политическая нестабильность и обострение социальных проблем в условиях мирового экономического кризиса. Нацистская партия на пути к власти. Идеология национал-социализма: предпосылки формирования, основные идеи, пропаганда. Условия утверждения тоталитарной диктатуры в Германии. Этапы установления фашистского режима (1933 - 1939 гг.). Роль нацистской партии и фашистского государства в экономической, общественно-политической и культурной жизни страны. Милитаризация и подготовка к войне. Особенности германского фашизма. Внешняя политика Германии в 1930-е гг.

Испания в годы мирового экономического кризиса. Революция 1931 г. и свержение монархии. Глубокий раскол в испанском обществе: левый и правый лагерь. Непримиримые противоречия среди левых сил. Народный фронт. Гражданская война в Испании (1936-1939 гг.). Предпосылки образования военно-авторитарной диктатуры. Особенности испанского фашизма.

Международное положение СССР в 1930-е гг. - конец эры пацифизма. Крах Версальско-Вашингтонской системы: причины, этапы, инициаторы. Агрессивные действия Германии, Италии, Японии в 1930-е гг. Несостоятельность Лиги Наций как организации, способной противостоять государствам-агрессорам. Причины и сущность политики умиротворения агрессоров со стороны ведущих стран Европы и политики нейтралитета США. Военно-политический блок Берлин - Рим - Токио (1937 г.), Мюнхенский сговор (1938 г.). Советско-германские договоры (1939 г.) и секретные соглашения к ним. Провал идеи коллективной безопасности.

Страны Азии и Латинской Америки в первой половине XX в.

Географические и политические параметры понятия «Восток». Положение в странах Востока в первой половине XX в. Культурно-цивилизационные особенности и проблемы модернизации в условиях формирования единого мирового хозяйства. Способы осуществления модернизации: реформы или революции. Проблема синтеза традиций и модернизации в странах Востока. Возможные пути модернизации стран Востока на примере Японии, Китая и Индии.

Культурно-цивилизационное своеобразие латиноамериканского общества. Особенности социально-экономического и политического развития латиноамериканских стран в первой половине XX в. Факторы, способствовавшие и препятствовавшие модернизации в странах Латинской Америки.

Вторая мировая война и ее уроки

Причины и характер Второй мировой войны (1939-1945 гг.). Периодизация, фронты, участники. Начало войны. Основные военные операции в 1939 - июне 1941 г. Подготовка Германией плана нападения на СССР. Великая Отечественная война как составная часть Второй мировой войны. Роль Восточного фронта в победе над фашизмом. Военные действия в Северной Африке, в Азии и на Тихом океане в 1941 - 1944 гг.

Нацистский «новый порядок» в оккупированных странах. Геноцид. Движение Сопротивления и его герои.

Создание антигитлеровской коалиции и ее роль в разгроме фашизма. Проблема открытия второго фронта. Конференции глав государств-участников антигитлеровской коалиции (Тегеран. 1943 г.; Ялта и Потсдам. 1945 г.), решения о координации военных действий и послевоенном устройстве мира.

Особенности заключительного этапа Второй мировой войны (1944-1945 гг.). Освобождение Европы от фашизма. Капитуляция Германии. Военные действия на Тихом океане (1944 г.) и разгром Квантунской армии (август 1945 г.). Капитуляция Японии. Итоги Второй мировой войны. Роль СССР в победе над фашизмом. Цена победы для человечества.

Послевоенная карта Европы и геополитическая ситуация в мире во второй половине 1940-х гг. Утверждение решающей роли двух сверхдержав СССР и США. Мирное урегулирование в отношении Германии. Оккупация Германии, образование двух германских государств. Сепаратный договор с Японией. Образование ООН. Устав ООН. Нюрнбергский (1945-1946 гг.) процесс над главными военными преступниками. Преступления против человечности.

Раздел II. Новейшая история. Вторая половина XX начало XXI в. – 16 часов

Мир во второй половине XX в.: основные тенденции развития

Предпосылки превращения послевоенного мира в двухполюсный (биполярный). Причины и главные черты «холодной войны».

Идеологическое противостояние. «Железный занавес» как символ раскола Европы и мира на две противоборствующие общественно-политические системы. Гонка вооружений и создание военно-политических блоков (НАТО и ОВД) как проявление соперничества двух сверхдержав - СССР и США. Ядерное оружие - равновесие страха и сдерживающий фактор от прямого военного столкновения.

Особенности послевоенного экономического восстановления стран Западной Европы. План Маршалла. Факторы, обусловившие экономический подъем в странах Запада в 1945-1970-е гг. Стабилизация международной валютной системы. Либерализация мировой торговли. Экономическая интеграция в Западной Европе и Северной Америке: общее и особенное. Смешанная экономика как сочетание государственной собственности и регулирования с поощрением частнопредпринимательской инициативы. Государство благосостояния, его основные характеристики. Противоречия экстенсивного типа производства. Завершающая фаза зрелого индустриального общества, ее атрибуты и символы.

Причины экономического кризиса 1974-1975 гг. и 1980-1982 гг. Новый этап научно-технической революции. Предпосылки перехода к постиндустриальному (информационному) обществу, его важнейшие признаки. Изменения в структуре занятости. Информация и знание как важнейшие факторы производства. Роль науки и образования в информационном обществе. Три этапа социально-экономической политики ведущих капиталистических стран Запада в 1970-1990-е гг.: либерально-реформистский, социал-реформистский, консервативно-реформистский. Противоречия социально-экономического развития современных стран в конце XX - начале XXI в. в условиях глобализации и соперничества трех центров современ­ной мировой экономики (США, Европейский союз, Япония).

Главные идейно-политические направления партийной борьбы во второй половине XX в.: консерватизм, либерализм, а также социалистическое и коммунистическое течения. Изменения в партийно-политической расстановке сил в странах Запада во второй половине XX в. Появление в лагере консервативных сил христианско-демократических партий. Подъем и крах коммунистических партий и международного коммунистического движения. Последовательное увеличение влияния социал-демократов и переход на платформу умеренного реформизма. Факторы возрождения правых экстремистских группировок и партий во второй половине XX в. Неофашизм. Крайности современных националистических движений. Демократизация как вектор исторического развития во второй половине XX - начале XXI в.

Причины появления новых социальных движений и расширения влияния гражданского общества во второй половине XX - начале XXI в. Новые социальные движения в мире: антивоенное движение, новое левое движение молодежи и студентов, экологические, феминистское и этнические движения, культурные связи, группы взаимопомощи и др. Процесс формирования гражданского общества и отражение в нем противоречий перехода к постиндустриальному обществу. Новые социальные движения как движения гражданских инициатив.

Страны и регионы мира во второй половине XXв.: единство и многообразие. Глобализация, тенденции и проблемы современного мира

США. Предпосылки превращения США в центр мировой политики после окончания Второй мировой войны. Принципы внутренней и внешней политики США в 1945-1990-е гг. Отражение в политической истории США общих тенденций развития ведущих стран Запада. Демократы и республиканцы у власти. США - сверхдержава в конце XX - начале XXI в.

Великобритания. «Политический маятник» 1950-1990-х гг.: лейбористы и консерваторы у власти. Социально-экономическое развитие Великобритании. М. Тэтчер - «консервативная революция». Э. Блэр - политика «третьего пути». Эволюция лейбористской партии. Приоритеты внешней политики Великобритании.

Франция. Социально-экономическая и политическая история Франции во второй половине XX в. От многопартийности к режиму личной власти генерала де Голля. Идея «величия Франции» де Голля и ее реализация. Социальные волнения 1968 г. и отставка генерала. Попытка «левого эксперимента» в начале 1980-х гг. Практика сосуществования левых и правых сил у власти - опыт Ф. Миттерана и Ж. Ширака. Внешняя политика Франции. Париж - инициатор европейской интеграции.

Италия. Провозглашение республики. Политическая нестабильность как особенность итальянской партийно-политической системы во второй половине XX в. Реформа избирательной системы. Развал прежних партий и формирование двух блоков: правых и левых сил. Особенности социально-экономического развития Италии.

Германия. Три периода истории Германии во второй половине XX в.: оккупационный режим (1945-1949 гг.), сосуществование ФРГ и ГДР (1949-1990-е гг.), объединенная Германия (с 1990 г.- ФРГ). Историческое соревнование двух социально-экономических и политических систем в лице двух германских государств и его итоги. «Социальное рыночное хозяйство» в ФРГ и создание основ тоталитарного социализма в ГДР. Падение Берлинской стены. Объединение Германии. Социально-экономические и политические проблемы объединенной Германии.

Восточноевропейские страны. Географические и политические параметры понятия «Восточная Европа». Принципы формирования мировой социалистической системы (социалистический лагерь).

Основные направления преобразований в бывших странах социалистического лагеря, их итоги на рубеже XX-XXI вв.

Страны Азии и Африки в современном мире. Деколонизация. Проблемы выбора путей развития и модернизации общества в освободившихся странах Азии и Африки. Культурно-цивилизационные особенности развития Азиатско-Тихоокеанского региона, индо-буддийско-мусульманского региона в 1970-1990-е гг. Основные модели взаимодействия внешних влияний и исламских традиций в мусульманском мире. Противоречивые итоги социально-экономического и политического развития стран Африки, Азии к концу XX в. Место стран Азии и Африки в системе международных отношений.

Япония. Основные направления реформирования послевоенной Японии и их итоги. Факторы, обусловившие «японское экономическое чудо» во второй половине XX в.

Китай. Гражданская война (1946-1949 гг.) и провозглашение КНР. Восстановление национальной экономики в 1949-1957 гг. «Большой скачок» и его результаты. Мао Цзэдун. Культурная революция 1966-1976 гг. Начало реформ в Китае в 1978 г. Ден Сяопин. Особенности китайской модели реформирования экономики в кон­це XX в.

Индия. Пути реформирования индийского общества во второй половине XX в. Внешняя политика Индии, ее роль в современном мире.

Латинская Америка. Особенности индустриализации и ее влияние на социально-экономическое развитие стран Латинской Америки во второй половине XX в. Варианты модернизации в странах Латинской Америки. Региональная экономическая интеграция. Демократизация в латиноамериканских странах - тенденция в конце XX - начале XXI в.

Международные отношения в условиях биполярного мира. Карибский кризис (1962 г.) и его значение при переходе от конфронтации к переговорам. Гонка вооружений и проблема разоружения.

Глобализация как явление современного мира, ее основные компоненты. Предпосылки глобализации и ее противоречия. Глобализация в сфере финансов, производства и мировой торговли, ее социально-экономические последствия. Роль государства в условиях глобализации. Формирование глобального информационного и культурного пространства: проблемы и перспективы. Глобальные проблемы современности, пути их решения.

Культура XX века

Культура в первой половине XX в. Революция в естествознании и новая картина мироздания в начале XX в. Кризис рационализма, интерес к проблемам бессознательного и иррационального. Науки об обществе в начале XX в.

Новая художественная система - от модернизма и авангардизма начала XX в. до постмодернизма конца XX - начала XXI в.

Новые идеи и направления в художественной культуре в начале XX в. Стиль модерн (художественные направления - импрессионизм, постимпрессионизм, символизм и др.). Авангард (художественные направления - абстракционизм, футуризм, сюрреализм, дадаизм и др.). Архитектура стиля модерн. Конструктивизм и функционализм в архитектуре.

Символизм в музыке (Р. Вагнер), в литературе (Ш. Бодлер, П. Верлен, С. Маларме), в изобразительном искусстве (О. Бердслей, П. Де Шаванн, Г. Климт, А. Беклин).

Литература критического реализма. Новая драматургия в начале века (Г. Ибсен, А. Чехов, Г. Гауптман). Литература «потерянного поколения» (Э. Хемингуэй, Д. Дос Пасос, Э.-М. Ремарк). Литература авангарда (Д. Джойс, Ф. Кафка, М. Пруст). Антиутопии в литературе (Е. Замятин, А. Платонов, О. Хаксли, Дж. Оруэлл).

Кинематограф в начале XX в. как новый вид массового искусства. Кумиры начала XX в. (Андре Дид, Макс Линдер, Чарлз Чаплин). Наступление тоталитаризма в 1930-е гг. Эмиграция научной и культурной элиты. Нью-Йорк - новый художественный центр мира. Наука и искусство в тоталитарном обществе. Наука на службе войны, искусство на службе у пропаганды.

Культура во второй половине XX в. Научно-техническая революция. Достижения и проблемы. Формирование постиндустриального (информационного) общества. Роль науки, знаний информации и образования в современном мире. Революционное развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Персональный компьютер. Интернет.

Новые философские направления: от экзистенциализма до постмодернизма (М. Фуко, Ж- Деррида). Осмысление проблем информационного общества.

Литература второй половины XX в. Антифашистская литература. Философская литература (Т. Манн). Литература экзистенциализма (Ж.-П. Сартр, А. Камю), авангарда (Э. Ионеско), магического реализма латиноамериканских писателей (X. Борхес, Г. Маркес), постмодернизма (У. Эко. «Имя розы», М. Павич. «Хазарский словарь», П. Коэльо. «Алхимик»),

Изобразительное искусство во второй половине XX в. Нью-Йоркская (1945-1960 гг.) и европейская (1945-1960 гг.) художественные школы. Новые художественные направления (поп-арт, гиперреализм, концептуализм и др.). Постмодернизм в архитектуре.

Кинематограф второй половины XX в. Направления и жанры. США - главный поставщик массовой кинематографической продукции. Музыкально-коммерческая индустрия (шоу-бизнес), рок-и поп-музыка. Роль средств массовой информации. Массовая культура и элитарное искусство. Двойственная роль массового

Календарно – тематический план

по курсу История России

9 класс

№ п/п

Раздел, учебная тема

Плановые сроки прохождения

9 «А»

Плановые сроки прохождения

9 «У»

Скорректированные сроки прохождения

Дом.задания

 

Глава 1. Россия на рубеже XIX-XX вв. – 10ч.

 

 

Государство российское общество в конце XIX - начале XX

02.09

01.09

 

П1- понятия

 

Экономическое развитие страны

05.09

02.09

 

Стр. 11, воп. 1-3

 

Общественно-политическое развитие России в 1894 – 1904 гг.

06.09

03.09

 

Работа с док-ми

 

Внешняя политика.

09.09

08.09

 

Стр. 27, воп. 2,4

 

Русско-японская война 1904-1905гг.

12.09

09.09

 

Работа с картой

 

Первая российская революция. Начало парламентаризма.

13.09

10.09

 

Стр. 32, воп. 1-3

 

Экономические реформы

16.09

15.09

 

П. 6, таблица

 

Политическая жизнь в 1907-1914 гг

19.09

16.09

 

Стр. 54, воп. 1-3

 

Духовная жизнь Серебряного века

20.09

17.09

 

Стр. 61, воп. 4,5

 

Россия в Первой мировой войне

23.09

22.09

 

Понятия, стр. 71, воп. 1-3

 

Глава 2. Великая российская революция 1917-1921гг.- 9ч.

 

Свержение монархии

26.09

23.09

 

Стр. 79, воп. 4-6

 

Россия весной – летом 1917г.

27.09

24.09

 

Даты, стр. 87 воп. 4-5

 

Октябрьская революция

30.09

29.09

 

Понятия, воп. 1-3 стр. 93

 

Формирование советской государственности

03.10

30.09

 

Понятия, даты

 

Начало Гражданской войны

04.10

01.10

 

Работа с картой

 

На фронтах Гражданской войны

07.10

06.10

 

Понятия, воп. 3,6 на стр. 108

 

Экономическая политика красных и белых

17.10

07.10

 

Стр. 117, воп. 2-5

 

Экономический и политический кризис начала 20-х гг.

18.10

08.10

 

Стр. 124, воп. 3-5

 

Контрольно-обобщающий урок по теме: Великая российская революция 1917-1921гг.

21.10

20.10

 

Стр. 130-131 вопросы

Глава 3. Сталинская модель модернизации: СССР в 1920-е – 1030-е гг.-

10 часов.

 

Переход к нэпу

24.10

21.10

 

Понятия, стр. 138 воп. 2-4

 

Образование СССР.

25.10

22.10

 

Работа с док-ми

 

Международное положение и внешняя политика в 20-е гг. XX в.

28.10

27.10

 

Стр. 151 воп. 3-5

 

Политическое развитие в 20-е гг...

31.10

28.10

 

Стр. 158 воп. 2-4

 

Духовная жизнь в 20-е гг. XX в

01.11

29.10

 

Понятия, стр. 165 воп. 2-5

 

Социалистическая индустриализация

07.11

03.11

 

Даты, стр. 172 воп. 4-6

 

Коллективизация сельского хозяйства

08.11

05.11

 

Стр. 178 воп. 4-6

 

Политическая система СССР в 30-е гг..

11.11

10.11

 

Стр. 187 воп. 3-6

 

Духовная жизнь в 30-е гг.

14.11

11.11

 

Стр. 194, воп. 3-6

 

Внешняя политика СССР в 30-е гг. XX в.

15.11

12.11

 

Стр. 200, воп. 2-5

Глава 4. Великая Отечественная война 1941-1945гг.- 8 ч.

 

СССР накануне Великой Отечественной войны

18.11

17.11

 

Подгот. Сообщение

 

Начало Великой Отечественной войны

28.11

18.11

 

Даты, работа с картой

 

Немецкое наступление 1942г. и предпосылки коренного перелома.

29.11

19.11

 

Стр. 207 воп. 3,4

 

Советский тыл в Великой Отечественной войне

02.12

01.12

 

Стр. 214 воп. 4-6

 

Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны

05.12

02.12

 

Понятия, даты

 

Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом

06.12

03.12

 

Стр. 238 воп. 4

 

СССР на завершающем этапе Второй мировой войны

09.12

08.12

 

Работа с картой, даты

 

Контрольно-обобщающий урок по теме: Великая Отечественная война 1941-1945гг.

12.12

09.12

 

Стр. 248 вопросы

Глава 5. СССР в 1945-1953гг.- 5 ч.

 

Восстановление экономики.

13.12

10.12

 

Понятия, стр. 255 воп.2-4

 

Политическое развитие

16.12

15.12

 

Понятия, стр. 259 воп. 2-4

 

Идеология и культура

19.12

16.12

 

Стр. 264 воп. 4-5

 

Внешняя политика

20.12

17.12

 

Работа с таблицей

 

Холодная война

23.12

22.12

 

Подгот. Сообщение

Глава 6. СССР в 1953г. – середине 60-х гг. XX в.- 5 ч.

 

Изменение политической системы

26.12

23.12

 

П.39 вопросы

 

Экономика ССР в 1953-1964 гг.

27.12

24.12

 

П. 40 вопросы и задания

 

«Оттепель» в духовной жизни

30.12

29.12

 

П. 41 задания 1-3

 

Культурное пространство и повседневная жизнь

09.01.17

30.12

 

Подгот. Сообщение

 

Политика мирного сосуществования: успехи и противоречия

10.01

31.12

 

Стр.293 воп.1-4

 

Глава 7. Советское общество в середине 1960-х – начале 1980-х гг. – 5ч.

 

Консервация политического режима

13.01

12.01.

2017

 

Понятия, стр. 298 задания 2,3

 

Экономика «развитого социализма»

16.01

13.01

 

Работа с диаграммой, стр. 304

 

Общественная жизнь в середине 60-х – середине 80-х гг.

17.01

14.01

 

Стр. 310 воп. 2-4

 

Политика разрядки: надежды и результаты

20.01

19.01

 

Понятия, стр. 315 воп. 4-6

 

Контрольно-обобщающий урок по теме: Советское общество в середине 1960-х – начале 1980-х гг.

23.01

20.01

 

Стр. 316 вопросы

Глава 8. Перестройка и распад СССР. 1985-1991гг. – 5 ч.

 

Реформа политической системы: цели, этапы, итоги

24.01

21.01

 

Стр. 324 воп. 1-4

 

Экономические реформы 1985-1991 гг.

27.01

26.01

 

Стр. 328 задания 1,3, диаграмма

 

Политика гласности

30.01

27.01

 

Стр. 332, воп. 2-5

 

Внешняя политика СССР в 1985-1991 гг.

31.01

28.01

 

Стр. 337, воп. 2-4

 

Распад социалистической системы

03.02

02.02

 

Стр. 337 работа с заданиями 2-3

Глава 9. Россия в конце XXв. – 5ч.

 

Российская экономика на пути к рынку

06.02

03.02

 

Подгот. сообщение

 

Политическая жизнь в 1992-1999 гг.

07.02

04.02

 

Понятия, стр. 350 воп. 1-3

 

Духовная жизнь России

10.02

09.02

 

Стр. 358 воп. 2-5

 

Строительство обновленной Федерации

13.02

10.02

 

Стр. 368 работа с зад. 4-5

 

Геополитическое положение и внешняя политика России

14.02

11.02

 

Стр. 368 воп. 3-5

Глава 10. Россия в начале XXI в. – 6ч.

 

Политическое развитие

17.02

16.02

 

Даты, стр. 375 воп. 1-3

 

Экономика России в 2000-2008г.

27.02

17.02

 

Стр. 378 воп. и задания

 

Повседневная и духовная жизнь общества

28.02

18.02

 

Стр. 388 воп. и задания

 

Внешняя политика России

03.03

02.03

 

Работа с док-м стр. 394

 

Россия на путях к инновационному развитию

06.03

03.03

 

Стр. 395 воп. 1,2

 

Россия в системе международных отношений

07.03

04.03

   

Раздел 1.Новейшая история. Первая половина XXв.-18ч.

 

Индустриальное общество в начале XX в.

10.03

09.03

 

П.1 вопросы и задания

 

Единство мира и экономика великих держав в начале XX в.

13.03

10.03

 

П.2 воп.1-3

 

Политическое развитие в начале XX в.

14.03

11.03

 

П.3 стр. 27 воп. 1-3

 

«Новый империализм». Происхождение Первой мировой войны

17.03

16.03

 

П.4 вопросы 1-3

 

Первая мировая война. 1914-1918гг.

20.03

17.03

 

П.5 вопросы 3,4

 

Версальско-Вашингтонская система

21.03

18.03

 

Работа с док-ми

 

Последствия войны: революции и распад империй

24.03

23.03

 

Стр. 64 воп. 1-3

 

Капиталистический мир в 1920-е гг.

27.03

24.03

 

Стр. 73 воп.3-5

 

США и страны Европы.

2703

25.03

 

Понятия, п.9 вопросы 1-3

 

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг.

31.03

30.03

 

П.10 зад. 2

 

США: «новый курс» Ф. Рузвельта

03.04

31.03

 

Подготовить сообщение

 

Демократические страны Европы в 1930-е гг.

04.04

01.04

 

П.12 воп. 2-5

 

Тоталитарные режимы в 1930-е гг.

07.04

06.04

 

П.13 воп. 1-3

 

Восток в первой половине XX в.

17.04

07.04

 

Работа с картой

 

Латинская Америка в первой половине XX в.

18.04

08.04

 

П. 15 воп. 1-3

 

Культура и искусство первой половины XX в.

21.04

20.04

 

Подготовить сообщение

 

Международные отношения в 1930-е гг.

24.04

21.04

 

Стр. 151 воп. 1-3

 

Вторая мировая война 1939-1945 гг.

25.04

22.04

 

П.18 задания

Раздел 2. Новейшая история. Вторая половина XX-начало XXI в.- 16ч.

 

Послевоенное мирное урегулирование.

28.04

27.04

 

П.19 воп. 1-3

 

Завершение эпохи индустриального общества. 1945-1970 гг.

02.05

28.04

 

Подготовить сообщение

 

Кризисы 1970-1980-х гг. Становление информационного общества

05.05

29.04

 

П.21 воп. 3-4

 

Политическое развитие

08.05

04.05

 

Стр. 193 воп. 2-5

 

Гражданской общество. Социальные движения

12.05

05.05

 

П.23 задания 1,2

 

Соединённые Штаты Америки

15.05

06.05

 

П.24 воп. 1-3

 

Великобритания

16.05

11.05

 

П.25 задания 2,3

 

Франция

 

12.05

16.05

П.26 воп. 3-4

 

Италия

19.05

13.05

 

Стр. 225, воп.5-6

 

Германия: раскол и объединение

 

18.05

19.05

П.28 зад.1-2

 

Преобразования и революции в странах Центральной и Восточной Европы.

22.05

19.05

 

П.29 читать

 

Латинская Америка во второй половине XX-XXI в.

   

22.05, 19.05

П.30 воп. 2-3

 

Страны Азии и Африки в современном мире

23.05

20.05

 

П.31 зад.1-2

 

Международные отношения

   

23.05,20.05

Работа с картой

 

Культура второй половины 20-нач. 21 в.

26.05

25.05

 

П.33 воп. 2-4

 

Глобализация в конце 20-нач. 21 в.

   

26.05,25.05

 

 

Список литературы:

Зуев, М. Н. История России с древнейших времен до начала XXI века : справ, пособие / М. Н. Зуев. - М. : Дрофа, 2014.

Кириллов, В. В. История России. VI-XXI в. : справочник / В. В. Кириллов, Г. М. Кулагина. - М. : Эксмо-Пресс, 2014.

Пономарев М.В. Тесты по новейшей истории 9 класс (к учебнику Сороко-Цюпы О.С. и др.)

Соловьёв К.А. Универсальные поурочные разработки по новейшей истории зарубежных стран (20-начало 21 века).

Сороко-Цюпа А. О., О. Ю. Стрелова Методические рекомендации для учителей к учебнику Всеобщая история:новейшая история

Сороко-Цюпа А. О., О. Ю. Стрелова. Программы общеобразовательных учтреждений Новейшая история зарубежных стран. XX – начало XXI в.

Сороко-Цюпа О. С., А. О. Сороко-Цюпа Всеобщая история:новейшая история

Ушакова О. Д. Повелители России : Цари и императоры : справочник школьника / О. Д. Уша­кова. - М.: Литера, 2012.

Чернова, М. П. Справочник учителя истории 5-11 классов / М. П. Чернова. - М. : Экзамен, 2012.

Интернет-ресурсы:

Яndex-энциклопедии.- http://encycl.yandex.ru

Рубрикон. - http://www.rubricon.ru/

Мегаэнциклопедия MEGABOOK.RU.- http://www.megabook.ru /

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.