Рабочая программа учебного курса по биологии для 9-ых классов (базовый уровень)
МБОУ СОШ №1 р. п. Новоспасское
Согласовано.
Зам. директора по УВР
__________Рудометова О.В.
«30» 08. 2014
Рабочая программа рассмотрена на заседании ШМО учителей
географии, биологии, химии
протокол №1 от «27» 08 2014
Руководитель ШМО:
______________________Бойко Т.Г.
Утверждаю
и.о. директора школы
_____________Рудометова О.В. приказ №80\21Д от «01»09. 2014
Рабочая программа учебного курса
по биологии для 9-ых классов
(базовый уровень)
Учитель биологии и химии
Нинашева Р.Т.
2014 – 2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерной программы основного общего образования по биологии 5-9 классы, М: Просвещение, 2011 год. Рабочая программа для 9 класса ориентирована на использование учебников: И.Н.Пономаревой «Биология 9 клас», Вентана-Граф 2010. Рабочая программа рассчитана на 70 часов.
Общая характеристика курса
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности. Рабочая программа по биологии строится с учетом содержательных линий:
многообразие и эволюция органического мира;
биологическая природа и социальная сущность человека;
уровневая организация живой природы.
Содержание раздела «Общие биологические закономерности» подчинено, во-первых, обобщению и систематизации того содержания, которое было освоено учащимися при изучении курса биологии в основной школе; во-вторых, знакомству школьников с некоторыми доступными для их восприятия общебиологическими закономерностями. Содержание данного раздела может изучаться в виде самостоятельного блока или включаться в содержание других разделов.
Место учебного предмета «Биология» в базисном учебном плане
В соответствии с БУПом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс окружающего мира, включающий интегрированные сведения из курсов физики, химии, биологии, астрономии, географии. По отношению к курсу биологии данный курс является
пропедевтическим, в ходе освоения его содержания у учащихся формируются элементарные представления о растениях, животных, грибах, бактериях, их многообразии, роли в природе и жизни человека.
Помимо этого, в курсе окружающего мира рассматривался ряд понятий, интегративных по своей сущности и значимых для последующего изучения систематического курса биологии: тела и вещества, неорганические и органические вещества, агрегатные состояния вещества, испарение, почва и др. опираясь на эти понятия, учитель биологии может более полно и точно с научной точки зрения раскрывать физико-химические основы биологических процессов и явлений, изучаемых в основной школе (питание, дыхание, обмен веществ и превращение энергии, фотосинтез, эволюция и т.д.)
В свою очередь, содержание курса биологии в основной школе, включающее сведения о многообразии организмов, биологической прнироде и социальной сущности человека, служит основой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе, где особое значение приобретают мировоззренческие, теоретические понятия.
Программа по биологии составлена для общего образования составлена из расчета часов, указанных в базисном ОУ, с учетом 25% времени, отводимого на вариативную часть программы.
Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой важное неотъемлемое звено в системе непрерывного биологического образования, являющееся основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Цели обучения, воспитания и развития обучающихся
Цели биологического образования в основной школе формулируются не нескольких уровнях:
глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития – ростом информационных перегрузок, изменением социальной ситуации развития – ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объемы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивными с точки зрения решения задач развития подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость. Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.
С учетом вышесказанных подходов глобальными целями биологического образования являются:
социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Предметные результаты изучения биологии включают:
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
реализация установок здорового образа жизни;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам;
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью, своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1.В познавательной (интеллектуальной) сфере:
выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов, клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
классификация – определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В целостно-ориентационной сфере:
знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами ( препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
освоение приемов оказания первой помощи при отравлениях ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере:
выявление эстетических достоинств объектов живой природы.
Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся
Контроль уровня обученности осуществляется через следующие формы: тестирование; выстраивание логического ряда; составление логической цепочки; решение познавательных заданий; выполнение заданий на выявление характерных признаков, на поиск сходства и различия, на выбор критериев для сравнения; решение проблемных вопросов; устные выступления; выполнение заданий на работу с таблицами; презентация; работа в группе; работа в паре; составление обобщающей таблицы; составление схем.
Учебный план
№ |
Тема |
Количество часов |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 |
Введение в основы общей биологии Основы учения о клетке Размножение и индивидуальное развитие организмов Основы учения о наследственности и изменчивости Основы селекции Происхождение жизни и развитие органического мира Учение об эволюции Происхождение человека Основы экологии Повторение и обобщение знаний Резервное время Итого |
3 10 5 11 5 5 11 6 11 1 2 70 |
Содержание учебного предмета
Отличительные признаки живых организмов.
Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме.
Клеточное строение организмов. Строение клетки: ядро, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли. Хромосомы. Многообразие клеток.
Обмен веществ и превращение энергии - признак живых организмов. Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаление продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма.
Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение.
Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость.
Система и эволюция органического мира. Вид - основная систематическая единица. Признаки вида. Ч.Дарвин - основоположник учения об эволюции. Факторы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.
Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда - источник веществ, энергии и информации. Влияние экологических факторов на организмы. Экосистемная организация живой природы. Экосистема. Взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии. Биосфера - глобальная экосистема. В.И.Вернадский - основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распространение и роль живого в биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах.
Лабораторные и практические работы: Изучение клеток и тканей растений животных. Выявление изменчивости у организмов. Выявление приспособлений у организмов к среде обитания.
Всего лабораторных и практических работ - 3.
Экскурсии - 1 (Изучение и описание экосистемы)
Календарно- тематическое планирование 9 кл.
№ |
Дата проведения План / факт |
Тема урока |
Виды деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
Д/З |
I 1 2 3 II 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 III 14 15 16 17 18 IV 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 V 30 31 32 33 34 VI 35 36 37 38 39 VII 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 VIII 51 52 53 54 55 56 IX 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69-70 |
Введение в основы общей биологии /3 часа/ Биология-наука о живом мире. Общие свойства живых организмов. Многообразие форм живых организмов. Основы учения о клетке /10 часов/. Цитология – наука, изучающая клетку. Химический состав клетки. Органические вещества клетки. Строение клетки. Органоиды клетки и их функции. Обмен веществ – основа существования клетки. Биосинтез белков в живой клетке. Биосинтез углеводов -фотосинтез. Обеспечение клеток энергией. Обобщающий урок «Подведем итоги». Размножение и индивидуальное развитие организмов /онтогенез/ /5 часов/ Типы размножения организмов. Деление клетки. Митоз. Образование половых клеток. Мейоз. Индивидуальное развитие организмов – овогенез. Обобщающий урок «Подведем итоги». Основы учения о наследственности и изменчивости /11 часов/. Из истории развития генетики. Основные понятия генетики. Генетические опыты Г.Менделя. Дигибридное скрещивание. Сцепленное наследование генов и кроссинговер. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни, сцепленные с полом. Наследственная изменчивость. Другие типы изменчивости. Обобщающий урок «Подведем итоги». Основы селекции /5 часов/. Генетические основы селекции организмов. Особенности селекции растений. Центры многообразия и происхождения культурных растений. Особенности селекции животных. Основные направления селекции микроорганизмов. Происхождение жизни и развитие органического мира / 5 часов/. Представления о возникновении жизни на Земле. Современная теория возникновения жизни на Земле. Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни. Этапы развития жизни на Земле. Приспособительные черты организмов к наземному образу жизни. Учение об эволюции /11 часов/. Идея развития органического мира в биологии Основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина. Результаты эволюции: многообразие видов и приспособленность организмов к среде. Современные представления об эволюции органического мира. Вид, его критерии и структура. Процессы видообразования. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Основные направления эволюции. Основные закономерности биологической эволюции. Влияние человеческой деятельности на процессы эволюции видов. Обобщающий урок «Основные закономерности эволюции». Происхождение человека /6 часов/. Эволюция приматов. Доказательства эволюционного происхождения человека. Этапы эволюции вида Человек разумный. Биосоциальная сущность вида Человек разумный. Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли. Основы экологии /11 часов/. Среды жизни на Земле и экологические факторы. Общие законы действия факторов среды на организмы. Приспособленность организмов к влиянию факторов среды. Биотические связи в природе. Популяции. Функционирование популяции во времени. Сообщества. Биогеоценозы, экосистемы и биосфера. Развитие и смена биогеоценозов. Основные законы устойчивости живой природы. Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы. Повторно-обобщающий урок /1 час/ Резервное время/2часа/ |
Актуализировать знания о биологической науке и методах исследования. Раскрыть признаки живого. Актуализировать знания о формах живых организмов. Раскрыть сущность науки цитологии, показать многообразие клеток. Выявить роль химических элементов в жизни клетки и организма. Показать особенности строения и значения белков и нуклеиновых кислот. Актуализировать знания о строении растительных и животных клеток. Раскрыть особенности строения и значения органоидов клеток. Выявить существенные признаки обмена веществ. Раскрыть основные этапы биосинтеза белка. Раскрыть особенности фотосинтеза. Раскрыть понятие о клеточном дыхании. Закрепить знания по данной теме. Охарактеризовать два основных типа размножения и их роль в эволюции. Раскрыть сущность митоза и его значение. Раскрыть сущность мейоза и его значение. Описать этапы овогенеза. Закрепить знания по данной теме. Объяснять основные понятия генетики, ее научную и практическую роль. Объяснить основные понятия генетики. Раскрыть основные методы в исследованиях Г.Менделя. Раскрыть закономерности наследования признаков при дигибридном скрещивании. Раскрыть механизм наследования сцепленных генов. Рассмотреть типы влияния генов. Раскрыть механизм определения пола. Показать уч-ся группы наследственных болезней. Способствовать выработке знаний учащихся о наследственной изменчивости. Раскрыть особенности модификационной изменчивости. Обобщить и закрепить знания по теме. Дать генетическое обоснование селекции организмов. Раскрыть основные особенности селекции растений. Познакомиться с исследованиями Н.И.Вавилова. Раскрыть основные особенности селекции животных. Раскрыть основные особенности селекции микроорганизмов. Охарактеризовать современные представления о происхождении жизни и ее развитии. Раскрыть сущность гипотезы А.И.Опарина. Объяснить этапы формирования первых организмов на Земле. Объяснить общие направления эволюции жизни. Выявить на примерах черты приспособленности организмов к наземному образу жизни. Раскрыть сущность эволюционного учения. Раскрыть суть эволюционной теории Ч.Дарвина. На примерах рассмотреть многообразие видов. Раскрыть сущность синтетической теории эволюции. Конкретизировать понятие «вид», рассмотреть его критерии. Раскрыть особенности возникновения новых видов. Раскрыть особенности взаимосвязь микроэволюции и макроэволюции. Раскрыть суть основных направлений эволюции. Изложить основные закономерности биологической эволюции. Показать примеры влияния человеческой деятельности на процессы эволюции. Обобщить и закрепить знания по данной теме. Показать место и особенности человека в системе органического мира. Объяснить происхождение человека как биологического вида. Охарактеризовать этапы эволюции человека. Раскрыть отличительные особенности эволюции человека от эволюции животных. Раскрыть сущность происхождения человеческих рас. Раскрыть особенности влияния деятельности человека на природу Земли. Охарактеризовать особенности четырех сред жизни. Охарактеризовать закономерности действия экологических факторов в природе. Рассмотреть возникновение многообразия приспособительных свойств у организмов под влиянием факторов среды. Раскрыть особенности биотических связей в природе. Сформировать знания о популяции. Раскрыть динамичность популяции. Охарактеризовать структуру сообщества живых организмов. Показать отличия биогеоценозов, экосистем. Рассмотреть причины смены биогеоценозов. Рассмотреть наиболее важные для сохранения устойчивости экологические закономерности. Актуализировать знания учащихся об отношении человека к природе. Обобщить знания учащихся по курсу «Основы общей биологии». |
П.1 П.2 П.3 П.4 П.5 П.6 П.7 П.8 П.9 П.10 П.11 П.12 Зап. в тетр П.13 П.14 П.15 П.16 Зап. в тетр. П.17 П.18 П.19 П.20 П.21 П.22 П.23 П.26 П.24 П.25 Зап. в тетр. П.27 П.28 П.29 П.30 П.31 П.32 П.33 П.34 П.35 Зап. в тетр. П.36 П.37 Зап. в тетр. П.38 П.39 П.40 П.41 П.42 П.43 Зап. в тетр. Зап. в тетр. П.44 П.45 П.46 П.47 П.48 П.49 П.50 П.51 П.52 П.53 П.54 П.55 П.56 П.57 П.58 П.59 П.60 Зап.в тетр. |
Контрольно-измерительные материалы, график проведения
№ п/п |
№ урока |
Тема контрольного урока |
Форма контроля |
1 2 3 4 |
13 18 29 50 |
9 класс Основы учения о клетке Размножение и индивидуальное развитие организмов Основы учения о наследственности и изменчивости Основные закономерности эволюции |
Проверочная работа Тестирование Проверочная работа Тестирование |
Материально-техническое обеспечение
В кабинете биологии имеются:
Гербарии
Гербарий к лабораторным работам по общей биологии
Микропрепараты
Набор микропрепаратов.
Биологические микролаборатории для проведения лабораторных и практических работ.
Микроскопы.
Коллекции
Агроценоз.
Биогеоценоз пресного водоема.
Виды защитных приспособлений у животных.
Гомологичные органы позвоночных животных.
Раковины моллюсков.
Семена бобовых растений.
Формы сохранности ископаемых растений и животных.
Муляжи
Набор муляжей плодов и корнеплодов растений.
Модели
Модель ДНК
Набор палеонтологических находок по теме «Происхождение человека».
Передние конечности парнокопытных и непарнокопытных животных.
Скелет млекопитающих.
Скелет человека.
Таблицы
Демонстрационные печатные таблицы «Растения», «Животные», «Человек».
Генетика.
Рельефные таблицы «Ферменты», «Дыхательная система».
Экранно-звуковые средства
Компьютер.
Телевизор.
Планируемые результаты изучения учебного курса
«Биология 9 класс»
Выпускники основной школы научатся:
Характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы.
Определять роль растений в природе и для человека.
Понимать смысл биологических терминов.
Проводить биологические опыты с растениями и объяснять их результаты.
Различать съедобные и ядовитые растения нашего края.
Приводить примеры приспособлений цветковых растений к среде обитания и объяснять их значение.
Характеризовать особенности взаимодействий растений с окружающей живой и неживой природой; использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности при изучении растительных организмов;
Объяснять, почему физический труд и спорт благотворно влияют на организм человека.
Характеризовать особенности строения и жизнедеятельности клетки.
Объяснять биологический смысл разделения органов и функций.
Характеризовать элементарные сведения об эмбриональном и постэмбриональном развитии человека.
Оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни.
Использовать биологические знания в быту.
Характеризовать обмен веществ в клетке и его энергетическое обеспечение.
Характеризовать материальные основы наследственности и способы деления клетки.
Уметь пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать простейшие микропрепараты.
Характеризовать биосферу, ее основные функции и роль жизни в их осуществлении.
Характеризовать экологические проблемы, стоящие перед человечеством.
Объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
Выпускники основной получат возможность научиться:
основам рефлексивного чтения биологической литературы;
ставить проблему, аргументировать её актуальность;
под руководством учителя проводить наблюдения и исследования за живыми растениями, ставить биологические эксперименты, объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы ;
выдвигать гипотезы и организовывать исследования с целью проверки гипотез;
делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации;
правилам работы в кабинете биологии, с биологическими и химическими приборами и инструментами;
используя знания о биологических законах, улучшать условия существования отдельных растений и растительных сообществ для повышения их продуктивности;
выделять эстетические достоинства объектов растительного мира;
Литература, используемая учителем
А.А.Калинина. Поурочные разработки по биологии. Бактерии. Грибы. Растения. - М. «ВАКО» 2007.
О.А.Пепеляева. Поурочные разработки по биологии. Человек 8класс. – М. «ВАКО» 2007.
О.А.Пепеляева. Поурочные разработки по общей биологии 9 класс. – М. «ВАКО» 2009.
Биология 6-11 классы. Конспекты уроков. Составитель О.А.Пустохина. Волгоград. 2009.
И.Р.Мухамеджанов. Тесты, зачеты, блицопросы по общей биологии. – М. «ВАКО» 2007.
П.Кемп. Введение в биологию. – М. Просвещение 1998.
Г.А.Адельшина. Генетика в задачах. – М. Планета. 2011.
А.О.Рувинский. Общая биология. – М. Просвещение. 2000.
Литература для учащихся
Биология в таблицах. Составитель Т.А.Козлова. – М. Дрофа.2001.
Д.И.Трайтак. Книга для чтения по ботанике. – М. Просвещение. 1998.
Е.Н.Алешко. Хрестоматия по ботанике. – М. Просвещение. 1997.
А.Н.Зверев. Книга для чтения по анатомии, физиологии, гигиене. – М.Просвещение. 1998.
С.Г.Мамонтов. Основы биологии. – М. Просвещение. 2001.