Рабочая программа по истории России (6 класс, УМК: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина)
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по истории России разработана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории и авторской программы А. А. Данилова, В. А. Клоковой «История государства и народов России с древнейших времен и до наших дней» 2004 года.
Рабочая программа для 6 классов по истории России ориентирована на использование:
– учебника «История России. С древнейших времен до конца XVI в.» А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной, 2008;
дополнительных пособий для учителя:
– Смирнов, С. Г. Задачник по истории России: уч. пособие для средней школы. – 2-е изд., перераб. / С. Г. Смирнов. – М.: МИРОС, 1995;
– Вотромеев, В. П. Всемирная история в лицах. Раннее средневековье: энциклопедия школьника. Детский Плутарх / В. П. Вотромеев. – М.: ОЛМА ПРЕСС, 1999;
– История России в лицах: биографический словарь / под общ. ред. В. В. Каргалова. – М.: Русское слово, 1997;
– Короткова, М. В. История России IX–XVIII в.: дидактические материалы / М. В. Короткова. – М.: Дрофа, 2002;
– Буганов, В. И. Страницы боевого прошлого нашей страны: хрестоматия для учащихся 8 класса / В. И. Буганов, А. И. Назарец. – М.: Просвещение, 1972;
– Епифанов, П. П. Хрестоматия по России с древнейших времен до XVIII в. / П. П. Епифанов, О. П. Епифанова. – М.: Просвещение, 1989;
для учащихся:
– Антонов, А. Ф. Книга для чтения по истории России с древнейших времен до конца XVIII в.: пособие для учащихся / А. Ф. Антонов. – М.: Просвещение, 1988;
– Бабич, И. В. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до XVII в.: в 4 т. / И. В. Бабич, В. Н. Захаров, И. Е. Уколова. – М.: МИРОС – межд. отнош., 1994.
Календарно-тематический план предусматривает на изучение истории России в 6 классах 34 учебных часа. Тематическое планирование предполагает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: CD-проект «Романовы» и «Мировая историческая энциклопедия»; видеофильмов: «Невская битва», «Куликовская битва», «Как жили древние славяне».
Требования к уровню подготовки обучающихся:
должны знать: даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты и итоги событий с древнейших времен до XVII в.; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся к XVII в.; изученные виды исторических источников;
должны уметь: сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий, уметь дискутировать, анализировать исторический источник, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение, читать историческую карту, группировать (классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку.
владеть компетенциями:
● коммуникативной компетенцией;
● смыслопоисковой компетенцией;
● компетенцией личностного саморазвития;
● информационно-поисковой;
● рефлексивной компетенцией;
● учебно-познавательной компетенцией;
● профессионально-трудовой компетенцией.
Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно практические задачи: высказывание собственных суждений об историческом наследии народов России; использование знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Элементы продвинутого уровня включают в себя дополнительную информацию из разнообразных источников с целью осмысления учащимися представленных в них различных подходов и точек зрения для более глубокого понимания ключевых событий истории России с древнейших времен до XVI, а также отработки полученных знаний в ходе решения учебно-познавательных задач.
Учебно-тематический план.
№ п/п |
Наименование раздела |
Количество часов |
1 |
Киевская Русь |
9 |
2 |
Раздробленность на Руси |
9 |
3 |
Московская Русь |
16 |
Итого |
34 |
|
Оставляю за собой право на корректировку календарно - тематического планирования с учетом индивидуальных особенностей учащихся и учебного процесса.
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Домашнее задание |
Дата |
Корректировка |
|||||
По плану |
Факт |
Причина |
Способ |
|||||||
Тема 1: «Киевская Русь». |
9 |
|||||||||
1. |
Вводный урок. |
1 |
С. 4- 6, вопросы |
|||||||
2. |
Восточные славяне в древности. |
1 |
§ 1,вопр. |
|||||||
3. |
Соседи восточных славян. |
1 |
§ 2, вопр. |
|||||||
4. |
Киевская Русь в IX-X вв. |
1 |
§ 3,вопр. |
|||||||
5. |
Киевская Русь на рубеже X-XI вв. Принятие христианства. |
1 |
§ 4,вопр. |
|||||||
6. |
Киевская Русь в XI-начале XII вв. |
1 |
§ 5,вопр. |
|||||||
7. |
Расцвет Киевской Руси. |
1 |
§ 6,вопр. |
|||||||
8. |
Культура Киевской Руси |
§ 7, вопр. |
||||||||
9. |
Обобщающий урок по теме: «Киевская Русь». |
1 |
||||||||
Тема 2: «Раздробленность на Руси». |
9 |
|||||||||
10. |
Возникновение самостоятельных русских княжеств в XII-XIII вв. |
1 |
§ 9,вопр. |
|||||||
11. |
Возникновение самостоятельных русских княжеств в XII-XIII вв. |
1 |
§ 10-11,вопр. |
|||||||
12. |
Русская культура в X-начале XIII вв. |
1 |
§ 16,вопр. |
|||||||
13. |
Русская культура в X-начале XIII вв. |
1 |
§ 16,вопр. |
|||||||
14. |
Нашествие с Востока. |
1 |
§ 12,вопр. |
|||||||
15. |
Угроза с Запада. |
1 |
§ 13,вопр. |
|||||||
16. |
Русь под ордынским игом. |
1 |
§ 14,вопр. |
|||||||
17. |
Русь и Литва. |
1 |
§ 15, вопр. |
|||||||
18 |
Обобщающий урок по теме: «Раздробленность на Руси» |
1 |
||||||||
Тема 3: «Московская Русь». |
16 |
|||||||||
19. |
Политическое состояние Руси в первой половине XIV века. |
1 |
§ 17,вопр. |
|||||||
20. |
Куликовская битва. |
1 |
§ 18,вопр. |
|||||||
21. |
Начало объединения русских земель. |
1 |
§ 18,вопр. |
|||||||
22. |
Образование единого русского государства.Россия при Иване III. |
1 |
§ 19,вопр. |
|||||||
23. |
Московское государство в конце XV- начале XVI вв. |
1 |
§ 20- 21, вопр. |
|||||||
24. |
Церковь и государство в конце XV- начале XVI вв. |
1 |
§ 22, вопр. |
|||||||
25. |
Государственные реформы середины XVI в. |
1 |
§ 23,вопр. |
|||||||
26. |
Государственные реформы середины XVI в.Опричнина. |
1 |
§ 24- 25, вопр. |
|||||||
27. |
Внешняя политика Ивана IV и освоение Сибири. |
1 |
§ 24,вопр. |
|||||||
28. |
Внешняя политика Ивана IV и освоение Сибири. |
1 |
§ 24,вопр. |
|||||||
29. |
Россия в конце XVI в. |
1 |
§26 ,вопр. |
|||||||
30. |
Русская культура XV-XVI вв. |
1 |
§ 26- 27,вопр. |
|||||||
31. |
Русская культура XV-XVI вв. |
1 |
§ 28,вопр. |
|||||||
32. |
Обобщающий урок по теме: «Московская Русь». |
1 |
||||||||
33. |
Обобщающий урок по темам: «Киевская Русь. Раздробленность на Руси. Московская Русь». |
1 |
||||||||
34. |
Итоговое повторение |
1 |