Рабочая программа по изо для 1-4 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УМК «Школа России»
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ
Разработчик: Ивкина Е.Н.
учитель изобразительного искусства
2016г.
Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 классов составлена на основе авторской программы Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева. М.: Просвещение, (2015) 135часов.
I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
Метапредметные результаты |
||
Класс |
Регулятивные универсальные учебные действия |
|
1 |
Выпускник научится: · адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем; · выполнять работу по заданной инструкции; · использовать изученные приёмы работы красками; · осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью; · вносить коррективы в свою работу; · понимать цель выполняемых действий,
|
Выпускник получит возможность научиться: • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; • при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения; • осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; • адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности; • основам саморегуляции эмоциональных состояний; • прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей. |
2 |
определять цель, проблему в учебной деятельности; выбирать способы достижения цели; планировать деятельность в учебной ситуации; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; владеть основами самоконтроля, самооценки |
при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения; осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности; основам саморегуляции эмоциональных состояний; прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей. |
3 |
следовать определённым правилам при выполнении изделия; дополнять слайдовый и /или текстовый план выполнения изделия, предложенный в учебнике недостающими или промежуточными этапами под руководством учителя и / или самостоятельно; выбирать средства для выполнения изделия и проекта под руководством учителя; корректировать план выполнения работы при изменении конструкции или материалов; проводить рефлексию своих действий по выполнению изделия при помощи учеников; вносить необходимые изменения в свои действия на основе принятых правил; действовать в соответствии с определённой ролью; прогнозировать оценку выполнения изделия под руководством учителя; |
работать над проектом с помощью рубрики «Вопросы юного технолога»: ставить цель; составлять план, определяя задачи каждого этапа работы над изделием, распределять роли; проводить самооценку; обсуждать и изменять план работы в зависимости от условий; ставить новые задачи при изменении условий деятельности под руководством учителя; выбирать из предложенных вариантов наиболее рациональный способ выполнения изделия; прогнозировать сложности, которые могут возникнуть при выполнении проекта: оценивать качества своей работы. |
4 |
следовать определённым правилам при выполнении изделия; дополнять слайдовый и /или текстовый план выполнения изделия, предложенный в учебнике недостающими или промежуточными этапами под руководством учителя и / или самостоятельно; выбирать средства для выполнения изделия и проекта под руководством учителя; корректировать план выполнения работы при изменении конструкции или материалов; проводить рефлексию своих действий по выполнению изделия при помощи учеников; вносить необходимые изменения в свои действия на основе принятых правил; действовать в соответствии с определённой ролью; |
работать над проектом : ставить цель; составлять план, определяя задачи каждого этапа работы над изделием, распределять роли; проводить самооценку; обсуждать и изменять план работы в зависимости от условий; ставить новые задачи при изменении условий деятельности под руководством учителя; выбирать из предложенных вариантов наиболее рациональный способ выполнения изделия; прогнозировать сложности, которые могут возникнуть при выполнении проекта: оценивать качества своей работы. |
Класс |
Коммуникативные универсальные учебные действия |
|
1 |
Выпускник научится: • учитывать разные мнения; • формулировать собственное мнение и позицию; • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию; • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; • осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать; • работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. |
Выпускник получит возможность научиться: • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; • брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство); • оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности; • в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; • вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию; • следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого. |
2 |
организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников взаимодействия, способы взаимодействия; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать свою точку зрения; учитывать разные мнения; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; |
воспринимать аргументы, приводимые собеседником; соотносить мнение партнёра со своим, высказывать свою оценку, приводя аргументы «за» и «против»; учится договариваться, учитывая интересы партнёра и свои; вести диалог на заданную тему; использовать средства общения для решения простейших коммуникативных задач. |
3 |
слушать собеседника понимать и/ или принимать его точку зрения; находить точки соприкосновения различных мнений; Приводить аргументы «за» и «против» под руководством учителя при совместных обсуждениях; осуществлять попытку решения конфликтных ситуаций (конфликтов «интересов») при выполнении изделия, предлагать разные способы решения конфликтных ситуаций; оценивать высказывания и действия партнёра с сравнивать их со своими высказываниями и поступками; формулировать высказывания, задавать вопросы адекватные ситуации и учебной задачи; проявлять инициативу в ситуации общения. |
строить монологические высказывания в соответствии с реальной ситуацией, вести диалог на заданную тему, используя различные средства общения, в том числе и средства ИКТ; учится договариваться, учитывая интересы партнёра и свои; задавать вопросы на уточнение и углубление получаемой информации; осуществлять взаимопомощь и взаимопомощь при взаимодействии. |
4 |
слушать собеседника понимать и/ или принимать его точку зрения; находить точки соприкосновения различных мнений; Приводить аргументы «за» и «против» под руководством учителя при совместных обсуждениях; осуществлять попытку решения конфликтных ситуаций (конфликтов «интересов») при выполнении изделия, предлагать разные способы решения конфликтных ситуаций; оценивать высказывания и действия партнёра с сравнивать их со своими высказываниями и поступками; формулировать высказывания, задавать вопросы адекватные ситуации и учебной задачи; проявлять инициативу в ситуации общения. |
строить монологические высказывания в соответствии с реальной ситуацией, вести диалог на заданную тему, используя различные средства общения, в том числе и средства ИКТ; учится договариваться, учитывая интересы партнёра и свои; задавать вопросы на уточнение и/ или углубление получаемой информации; осуществлять взаимопомощь и взаимопомощь при взаимодействии. |
Класс |
Познавательные универсальные учебные действия |
|
1 |
Выпускник научится: • основам реализации проектно-исследовательской деятельности; • умением творческого видения с позиций художника, т.е. умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; • давать определение понятиям; • рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовывать место занятий; • планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задаче, находить варианты решения различных художественно – творческих задач. |
Выпускник получит возможность научиться: • ставить проблему, аргументировать её актуальность; • делать умозаключения (по аналогии) и выводы на основе аргументации. |
2 |
находить и выделять необходимую информацию из текстов и иллюстраций; высказывать рассуждения, обосновывать и доказывать свой выбор, пользуясь материалами учебника, проводить защиту проекта по заданному плану; использовать знаки, символы, схемы для заполнения технологической карты и работе с материалами учебника; проводить анализ изделий и определять или дополнять последовательность их выполнения под руководством учителя; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать реальные объекты и изделия; находить закономерности, устанавливать причинно-следственные связи между реальными объектами и явлениями под руководством учителя; |
создавать небольшие устные сообщения, используя материалы учебника, собственные знания и опыт; выделять информацию из текстов и устных высказываний, переводить её в различные знаково-символические системы, выделять учебные и познавательные задачи; проводить сравнение предметов, явлений и изделий по самостоятельно предложенным критериям; находить информацию по заданным основаниям и собственным интересам и потребностям; читать и работать с текстами с целью использования информации в практической деятельности. |
3 |
выделять информацию из текстов заданную в явной форме; высказывать рассуждения, обосновывать и доказывать свой выбор, приводя факты, взятые из текста и иллюстраций учебника, проводить защиту проекта по заданному плану с использованием материалов учебника; использовать знаки, символы, схемы для заполнения технологической карты и работе с материалами учебника; проводить анализ изделий и определять или дополнять последовательность их выполнения под руководством учителя и / или самостоятельно; выделять признаки изучаемых объектов на основе сравнения; находить закономерности, устанавливать причинно-следственные связи между реальными объектами и явлениями под руководством учителя и / или самостоятельно; проводить сравнение и классификацию по самостоятельно выбранным критериям; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. |
осуществлять поиск информации в соответствии с поставленной учителем задачей, используя различные ресурсы информационной среды образовательного учреждения; высказывать суждения о свойствах объектов, его строении и т.д.; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач разного характера с учётом конкретных условий; устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями; проводить сравнение предметов, явлений и изделий по самостоятельно предложенным критериям; находить информацию по заданным основаниям и собственным интересам и потребностям; |
4 |
выделять информацию из текстов заданную в явной форме; высказывать рассуждения, обосновывать и доказывать свой выбор, приводя факты, взятые из текста и иллюстраций учебника, проводить защиту проекта по заданному плану с использованием материалов учебника; использовать знаки, символы, схемы для заполнения технологической карты и работе с материалами учебника; проводить анализ изделий и определять или дополнять последовательность их выполнения под руководством учителя и / или самостоятельно; выделять признаки изучаемых объектов на основе сравнения; находить закономерности, устанавливать причинно-следственные связи между реальными объектами и явлениями под руководством учителя и / или самостоятельно; проводить сравнение и классификацию по самостоятельно выбранным критериям; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. |
осуществлять поиск информации в соответствии с поставленной учителем задачей, используя различные ресурсы информационной среды образовательного учреждения; высказывать суждения о свойствах объектов, его строении и т.д.; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач разного характера с учётом конкретных условий; устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями; проводить сравнение предметов, явлений и изделий по самостоятельно предложенным критериям; находить информацию по заданным основаниям и собственным интересам и потребностям; |
Личностные универсальные учебные действия |
||
1 класс |
Выпускник научится: положительно относится к урокам изобразительного искусства. · познавательной мотивации к изобразительному искусству; · чувства уважения к народным художественным традициям России; · внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства; · эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой действительности. |
Выпускник получит возможность для формирования: выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению; готовности к самообразованию и самовоспитанию; устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям |
2 класс |
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству; формирование ответственного отношения к учению; осознание целостности мира; формирование уважительно-доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; формирование понимания ценности здорового образа жизни; знание основных принципов и правил отношения к природе |
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению; готовности к самообразованию и самовоспитанию; устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям |
3 класс |
ценностное и бережное отношение к окружающему миру и результату деятельности профессиональной деятельности человека; интерес к поисково-исследовательской деятельности, предлагаемой в заданиях учебника и с учётом собственных интересов; представление о причинах успеха и неуспеха в предметно-практической деятельности; основные критерии оценивания собственной деятельности других учеников как самостоятельно, так и при помощи ответов на «Вопросы юного технолога»; этические нормы (сотрудничества, взаимопомощи, ответственности) при выполнении проекта; потребность соблюдать правила безопасного использования инструментов и материалов для качественного выполнения изделия; представления о значении проектной деятельности. интерес к конструктивной деятельности; простейшие навыки самообслуживания; |
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к трудовой деятельности; этических норм (долга, сопереживания, сочувствия) на основе анализа взаимодействия профессиональной деятельности людей; ценности коллективного труда в процессе реализации проекта; способность оценивать свою деятельность, определяя по заданным критериям её успешность или не успешность и определяя способы её корректировки; представление о себе как о гражданине России и жителе города, посёлка, деревни; бережного и уважительного отношения к окружающей среде; уважительного отношения к людям и результатам их трудовой деятельности. эстетических чувств (прекрасного и безобразного); потребность в творческой деятельности; учёт при выполнении изделия интересов, склонностей и способностей других учеников. |
4 класс |
положительное отношение к труду и профессиональной деятельности человека в городской среде; ценностное и бережное отношение к окружающему миру и результату деятельности профессиональной деятельности человека; интерес к поисково-исследовательской деятельности, предлагаемой в заданиях учебника и с учётом собственных интересов; представление о причинах успеха и неуспеха в предметно-практической деятельности; основные критерии оценивания собственной деятельности других учеников как самостоятельно, так и при помощи ответов на «Вопросы юного технолога»; этические нормы (сотрудничества, взаимопомощи, ответственности) при выполнении проекта; потребность соблюдать правила безопасного использования инструментов и материалов для качественного выполнения изделия; представления о значении проектной деятельности. интерес к конструктивной деятельности; простейшие навыки самообслуживания; |
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к трудовой деятельности; этических норм (долга, сопереживания, сочувствия) на основе анализа взаимодействия профессиональной деятельности людей; ценности коллективного труда в процессе реализации проекта; способность оценивать свою деятельность, определяя по заданным критериям её успешность или неуспешность и определяя способы её корректировки; представление о себе как о гражданине России и жителе города, посёлка, деревни; бережного и уважительного отношения к окружающей среде; уважительного отношения к людям и результатам их трудовой деятельности. эстетических чувств (прекрасного и безобразного); потребность в творческой деятельности; учёт при выполнении изделия интересов, склонностей и способностей других учеников. |
Предметные результаты |
||
1 класс |
В результате изучения изобразительного искусства в 1 классе учащийся научится: Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания. Называть семь цветов спектра (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый), а также стараться определять названия сложных цветовых состояний поверхности предметов (светло-зелёный, серо-голубой). Понимать и использовать элементарные правила получения новых цветов путём смешивания основных цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый; синий и жёлтый – зелёный и т.д.). Изображать линию горизонта и по возможности пользоваться примом загораживания. Понимать важность деятельности художника (что может изображать художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник: бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.). Правильно сидеть за партой (столом), верно держать лист бумаги и карандаш. Свободно работать карандашом: без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги. Передавать в рисунке форму, общее пространственное положение, основной цвет простых предметов. Правильно работать акварельными и гуашевыми красками: разводить и смешивать краски ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертания этой поверхности. Выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками). Применять примы кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи (Городец, Хохлома). Устно описать изображённые на картинке или иллюстрации предметы, явления (человек, дом, животное, машина, время дня, погода и т.д.), действия (идут, сидят, разговаривают и т.д.). Пользоваться простейшими примами лепки (пластилин, глина). Выполнять простые по композиции аппликации. знать/понимать: основные жанры и виды произведений изобразительного искусства уметь: различать основные и составные, теплые и холодные цвета; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников (В. М. Васнецов, И. И. Левитан); сравнивать отдельные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства); использовать художественные материалы (гуашь, акварельные краски, цветные карандаши, бумага); применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для самостоятельной творческой деятельности; обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства; оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставки. |
|
2 класс |
В результате изучения изобразительного искусства в 2 классе учащийся научится: Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания. называть основные жанры и виды художественных произведений изобразительного искусства; называть некоторые известные центры народных художественных ремесел России; называть ведущие художественные музеи России; различать основные и составные, теплые и холодные цвета; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников; называть их авторов; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно - прикладного искусства); использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага); применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: знать/понимать: основные жанры и виды произведений изобразительного искусства начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, размер, характер, сочетание оттенков цвета, колорит и т.п.); основные средства композиции (высота горизонта, точка зрения, контрасты тени и света, цветовые отношения, выделение главного центра); простейшие сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода и т.д.; начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, собственная и падающая тени), о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения; о делении цветового круга на группу «холодных» и «теплых» цветов, промежуточный зеленый, на хроматические и ахроматические цвета; начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства и их роли в жизни человека; начальные сведения о художественной народной резьбе по дереву, украшении домов, предметов быта, керамике, вышивке, дизайне; роль фантазии и преобразования форм и образов в творчестве художника; о деятельности художника (что и с помощью каких материалов может изображать художник); особенности работы акварельными и гуашевыми красками, а также назначение палитры. высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства; стремиться верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов; использовать формат листа (горизонтальный, вертикальный) в соответствии с задачей и сюжетом; использовать навыки компоновки; передавать пространственное отношение (изображать на листе бумаги основание более близких предметов ниже, дальних — выше, ближние предметы крупнее равных им, но удаленных и т.п.); применять приемы рисования кистью, пользоваться палитрой, использовать художественную выразительность материалов, уметь ровно и аккуратно закрасить поверхность в пределах намеченного контура; менять направление штриха, линии, мазка согласно форме; составлять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно обобщенных и переработанных форм растительного мира, из геометрических фигур; лепить несложные объекты (фрукты, животных, фигуры человека, игрушки); составлять аппликационные композиции из разных материалов (аппликация, коллаж) для самостоятельной творческой деятельности; обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства; оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставки.
|
|
3 класс |
В результате изучения изобразительного искусства в 3 классе учащийся научится: Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания. различать понятия «набросок», «тёплый цвет», «холодный цвет»; «живопись», «живописец», «графика», «график», «архитектура», «архитектор»; применять простейшие правила смешения основных красок для получения более холодного и тёплого оттенков: красно-оранжевого и жёлто-оранжевого, жёлто-зелёного и сине-зелёного, сине-фиолетового и красно-фиолетового; добывать доступные сведения о культуре и быте людей на примерах произведений известнейших центров народных художественных промыслов России (Жостово, Хохлома, Полхов-Майдан и т.д.); добывать начальные сведения о декоративной росписи матрёшек из Сергиева Посада, Семёнова и Полхов-Майдана. различать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства; узнавать известные центры народных художественных ремесел России; узнавать ведущие художественные музеи России. выражать своё отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина); чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний; сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах; правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет; выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчёркивать размером, цветом главное в рисунке; соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм); чувствовать и определять холодные и тёплые цвета; выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира; использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге; творчески применять простейшие приёмы народной росписи; цветные круги и овалы, обработанные тёмными и белыми штрихами, дужками, точками в изображении декоративных ягод, трав; использовать силуэт и светлотный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции; расписывать готовые изделия согласно эскизу; применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек на уроках труда; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно – прикладного искусства); знать/понимать: отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего; особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства; закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции; различные приемы работы карандашом, акварелью, гуашью; знать деление изобразительного искусства на жанры, понимать специфику их изобразительного искусства; роль изобразительного искусства в духовной жизни человека, обогащение его переживаниями и опытом предыдущих поколений; названия наиболее крупных художественных музеев России; названия известных центров народных художественных ремесел России. видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках; выбирать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы), с помощью изобразительных средств выражать свое отношение к персонажам изображаемого сюжета; анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности одного предмета с особенностями другого; пользоваться элементами перспективы, светотени, композиции и т.д. в рисовании на темы и с натуры; передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте, пейзаже, портрете; применять в рисунке выразительные средства (эффекты освещения, композиции, штриховки, разные приемы работы акварелью, гуашью), добиваться образной передачи действительности. для самостоятельной творческой деятельности; обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства; оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставки.
|
|
4 класс |
В результате изучения изобразительного искусства в 4 классе учащийся научится: Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания. получат знания узнают о композиции, цвете, приёмах декоративного изображения о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре; получат знания о художественной росписи по дереву (Полхов – Майдан, Городец), по фарфору (Гжель), о глиняной народной игрушке (Дымково), о декоративной росписи из Сергиева Посада, Семёнова; об основных цветах солнечного спектра, о главных красках (красная, жёлтая, синяя); Научатся работать акварельными и гуашевыми красками; Научатся применять правила смешения цветов(красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый, синий и жёлтый – зелёный, жёлтый и красный – оранжевый и. д.) Выражать отношение к произведению; чувствовать сочетание цветов в окраске предметов их форм; сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом; изображать форму, строение, цвет предметов; соблюдать последовательное выполнение рисунка; определять холодные и тёплые цвета; выполнять эскизы декоративных узоров; использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге; применять приёмы народной росписи; расписывать готовые изделия по эскизу; применять навыки оформления в аппликации, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек. знать/понимать: основные виды и жанры изобразительных искусств; основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция); выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения; первоначальные сведения о художественной форме в изобразительном искусстве, о художественно-выразительных средствах (композиция, рисунок, цвет, колорит), их роль в эстетическом восприятии работ; простейшие композиционные приемы и художественные средства, необходимые для передачи движения и покоя в сюжетном рисунке; названия наиболее крупных художественных музеев России; названия известных центров народных художественных ремесел России. применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности; различать основные и составные, теплые и холодные цвета; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников; применять основные средства художественной выразительности в самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки; добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объема. для самостоятельной творческой деятельности; обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства; оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставки.
|
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 класс |
Содержание программы раскрывается в следующих разделах: 1. Ты учишься изображать. 9ч. 2. Ты украшаешь. 8ч. 3. Ты строишь. 11ч. 4. Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу 5ч. Всего 33часа |
2 класс |
Содержание программы раскрывается в следующих разделах: 1. Как и чем работает художник?8ч. 2.Реальность и фантазия. 7ч. 3. О чём говорит искусство.11ч. 4.Как говорит искусство. 8ч. Всего 34часа |
3 класс |
Содержание программы раскрывается в следующих разделах: 1. Искусство в твоём доме 8ч. 2. Искусство на улицах твоего города 7ч. 3. Художник и зрелище 11ч. 4. Художник и музей 8ч. Всего 34часа |
4 класс |
Содержание программы раскрывается в следующих разделах: 1. Истоки родного искусства 8ч. 2. Древние города нашей Земли 7ч. 3. Каждый народ — художник 11ч. 4. Искусство объединяет народы 8ч. Всего 34часа |
Всего 135 часов |
1 класс
ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ.
Ты учишься изображать – 9 час.
Изображения, красота всюду вокруг нас. Экскурсия «В парке».
Мастер Изображения учит видеть.
Изображать можно пятном.
Изображать можно в объеме.
Изображать можно линией.
Разноцветные краски.
Изображать можно и то, что невидимо.
Художники и зрители (обобщение темы).Картина. Скульптура.
Художники и зрители (обобщение темы).Художественный музей.
Ты украшаешь-8 час.
Мир полон украшений.
Цветы.
Красоту надо уметь замечать.
Узоры на крыльях. Ритм пятен.
Красивые рыбы. Монотипия.
Украшения птиц. Объёмная аппликация.
Как украшает себя человек.
Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).
Ты строишь- 11 час.
Постройки в нашей жизни.
Дома бывают разными.
Домики, которые построила природа.
Форма и конструкции природных домиков.
Дом снаружи и внутри.
Внутреннее устройство дома.
Строим город.
Все имеет свое строение.
Строим вещи.
Город, в котором мы живем (обобщение темы).
Прогулка по родному городу.
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу -5 час.
Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.
Праздник весны. Праздник птиц.
Разноцветные жуки.
Сказочная страна.
Времена года.
Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы).
2 класс
ИСКУССТВО И ТЫ.
Как и чем работают художник?- 8 час.
Три основные краски – желтый, красный, синий.
Белая и чёрная краски.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
Выразительные возможности аппликации.
Выразительные возможности графических материалов.
Выразительность материалов для работы в объеме.
Выразительные возможности бумаги.
Неожиданные материалы (обобщение темы).
Реальность и фантазия – 7 час.
Изображение и реальность.
Изображение и фантазия.
Украшение и реальность.
Украшение и фантазия.
Постройка и реальность.
Постройка и фантазия.
Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).
О чём говорит искусство -11 час.
Изображение природы в различных состояниях.
Изображение характера животных.
Знакомство с анималистическими изображениями.
Изображение характера человека: женский образ.
Изображение характера человека: мужской образ.
Образ человека в скульптуре..
Человек и его украшения.
О чём говорят украшения.
Образ здания.
Образы зданий и окружающей жизни.
В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).
Как говорит искусство – 8 час.
Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.
Тихие и звонкие цвета.
Что такое ритм линий?
Характер линий.
Ритм пятен.
Пропорции выражают характер.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.
Обобщающий урок года.
3 класс
ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС.
Искусство в твоем доме – 8 час.
Твои игрушки.
Посуда у тебя дома.
Обои и шторы в твоем доме.
Мамин платок.
Твои книжки.
Открытки.
Труд художника для твоего дома (обобщение темы).
Искусство на улицах твоего города – 7 час.
Памятники архитектуры.
Парки, скверы, бульвары.
Ажурные ограды.
Волшебные фонари.
Витрины.
Удивительный транспорт.
Труд художника на улицах твоего города (села) (обобщение темы).
Художник и зрелище- 11 час.
Художник в цирке.
Художник в театре.
Художник-создатель сценического мира.
Театр кукол.
Образ куклы, её конструкция и костюм.
Маски.
Условность языка масок, их декоративная выразительность.
Афиша и плакат.
Праздник в городе.
Элементы праздничного украшения города.
Школьный праздник-карнавал (обобщение темы).
Художник и музей -8 час.
Музеи в жизни города.
Картина- особый мир. Картина-пейзаж.
Картина-портрет.
Картина-натюрморт.
Картины исторические и бытовые.
Учимся смотреть картины.
Скульптура в музее и на улице.
Художественная выставка (обобщение темы).
4 класс
КАЖДЫЙ НАРОД — ХУДОЖНИК (ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ВСЕЙ ЗЕМЛИ).
Истоки родного искусства – 8 час.
Пейзаж родной земли.
Красота природы в произведениях русской живописи.
Деревня — деревянный мир.
Украшения избы и их значение.
Красота человека.
Образ русского человека в произведениях художников.
Календарные праздники.
Народные праздники (обобщение темы).
Древние города нашей Земли – 7 час.
Родной угол.
Древние соборы.
Города Русской земли.
Древнерусские воины-защитники.
Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.
Узорочье теремов.
Пир в теремных палатах (обобщение темы).
Каждый народ — художник- 11 час.
Страна Восходящего солнца.
Образ художественной культуры Японии.
Образ женской красоты.
Народы гор и степей.
Юрта как произведение архитектуры.
Города в пустыне.
Древняя Эллада.
Мифологические представления Древней Греции.
Европейские города Средневековья
Образ готического храма.
Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).
Искусство объединяет народы – 8 час.
Материнство.
Образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве.
Мудрость старости.
Сопереживание.
Герои - защитники.
Героическая тема в искусстве разных народов.
Юность и надежды.
Искусство народов мира (обобщение темы)
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Сроки |
Формы контроля |
Планируемые результаты освоения системы знаний обучающимися |
|||||||||||
Предметные |
Метапредметные (К-коммуникативные Р –регулятивные П-познавательные) |
Личностные |
||||||||||||||
1. |
Ты учишься изображать. |
9 |
характеризовать особенности изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно – нравственном развитии человека; применять в художественно – творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники; |
К. – учитывать разные мнения; формулировать собственное мнение и позицию; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; Р. – целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; планировать пути достижения целей. П. – основам реализации проектно-исследовательской деятельности; умением творческого видения с позиций художника, т.е. умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать. |
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. Сформированность эстетических чувств, художественно – творческого мышления, наблюдательности и фантазий. |
|||||||||||
Виды деятельности учащихся |
Изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти и по представлению); декоративная и конструктивная работа |
использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению изобразительного искусства |
||||||||||||||
2. |
Ты украшаешь. |
8 |
использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению изобразительного искусства |
К. - организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Р. - самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. П. - давать определение понятиям. |
сформированность эстетических чувств, художественно – творческого мышления, наблюдательности и фантазий. |
|||||||||||
Виды деятельности учащихся |
Рисование с натуры, по памяти и по представлению; выполнение тематических композиций на плоскости и в объеме из реальных и абстрактных форм |
|||||||||||||||
3. |
Ты строишь. |
11 |
Фронтальный опрос (январь) Тест (2 неделя февраля) Фронтальный опрос (март) |
применять в художественно – творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники |
К. - осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Р. - уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им. П. - рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовывать место занятий. |
сформированность эстетических чувств, художественно – творческого мышления, наблюдательности и фантазий. сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств. |
||||||||||
Виды деятельности учащихся |
выполнение декоративных композиций-импровизаций; моделирование и художественное конструирование изделий из бумаги; |
|||||||||||||||
4. |
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу |
5 |
2 класс
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Сроки |
Формы контроля |
Планируемые результаты освоения системы знаний обучающимися |
|||||||
Предметные |
Метапредметные (К-коммуникативные Р –регулятивные П-познавательные) |
Личностные |
||||||||||
1. |
Как и чем работает художник? |
8 |
Фронтальный опрос (сентябрь) |
характеризовать особенности изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно – нравственном развитии человека; применять в художественно – творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники; |
К. – учитывать разные мнения; формулировать собственное мнение и позицию; • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; Р. – целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; планировать пути достижения целей. П. – основам реализации проектно-исследовательской деятельности; умением творческого видения с позиций художника, т.е. умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать. |
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. сформированность эстетических чувств, художественно – творческого мышления, наблюдательности и фантазий. |
||||||
Виды деятельности учащихся |
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения задания с использованием учебной литературы Овладевать основами языка живописи, графики, скульптуры, ДПИ, художественного конструирования. |
|||||||||||
2. |
Реальность и фантазия. |
7 |
использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению изобразительного искусства |
К. - организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Р. - самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. П. - давать определение понятиям. |
сформированность эстетических чувств, художественно – творческого мышления, наблюдательности и фантазий. |
|||||||
Виды деятельности учащихся |
Иметь представление о разнице между произведениями традиционного народного искусства и профессионального. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников в соответствии с критериями заданий. |
|||||||||||
3. |
О чём говорит искусство. |
11 |
Фронтальный опрос (январь) Тест (2 неделя февраля) Фронтальный опрос (март) |
применять в художественно – творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники |
К. - осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Р. - уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им. П. - рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовывать место занятий. |
сформированность эстетических чувств, художественно – творческого мышления, наблюдательности и фантазий. сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств. |
||||||
Виды деятельности учащихся |
Овладевать навыками создания объемно-пространственной композиции. |
|||||||||||
4. |
Как говорит искусство. |
8 |
находить информацию о произведениях искусств, выражающих красоту мудрости и богатства духовной жизни, красоту внутреннего мира человека |
К. - работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Р. -адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации. П. - планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задаче, находить варианты решения различных художественно – творческих задач. |
сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств. |
|||||||
Виды деятельности учащихся |
Овладевать навыками создания объемно-пространственной композиции. Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения и что значит украсить вещь. |
3 класс
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Сроки |
Формы контроля |
Планируемые результаты освоения системы знаний обучающимися |
||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
|||||||
Познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества; |
(К-коммуникативные Р –регулятивные П-познавательные) П. В формировании критического мышления, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства; Р. В развитии художественно - образного, эстетического типа мышления, формирование целостного восприятия мира; К. В получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений |
Формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров; осознание целостности мира; |
|||||||
1. |
Искусство в твоём доме
|
8 |
Фронтальный опрос (сентябрь) |
||||||
Виды деятельности: Выбирать способы компоновки композиции и составлять различные плоскостные композиции. Уметь работать сообща над проектом, осуществлять подбор материала и продумывать демонстрационную форму его подачи. Освоить приемы организации выставок и ведению тематических экскурсий по созданной экспозиции. |
|||||||||
2. |
Искусство на улицах твоего города |
7 |
Тест (1 неделя октября) Фронтальный опрос (ноябрь) |
Осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно – выразительного языка разных видов изобразительного искусства; |
К. Ориентироваться в социально – эстетических и информационных коммуникациях;П. Развивать эстетических вкус как способность чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров, осваивать мультикультурную картину современного мира;Р. Описывать произведения изобразительного искусства и явления культуры, используя для этого специальную терминологию, давать определения изученных понятий; определять цель, проблему в учебной деятельности; выбирать способы достижения цели; планировать деятельность в учебной ситуации |
Формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ |
|||
Виды деятельности: Иметь представление о самых разных музеях и роли художника в создании экспозиции. Рассуждать, рассматривать и сравнивать картины. Создавать композиции на заданную тему. |
|||||||||
3. |
Художник и зрелище |
11 |
Фронтальный опрос (январь) Тест (2 неделя февраля) Фронтальный опрос (март |
Описывать произведения изобразительного искусства и явления культуры, используя для этого специальную терминологию, давать определения изученных понятий; |
К. Организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства; П. В формировании критического мышления, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства; Р. владеть основами самоконтроля, самооценки |
Уважение к истории, культурным и историческим памятникам. |
|||
Виды деятельности: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся задачей; Уметь объяснять: глубинные смыслы основных знаков – символов традиционного прикладного искусства, отмечать их лаконично – выразительную красоту. |
|||||||||
4. |
Художник и музей |
8 |
Тест (2 неделя апреля) Фронтальный опрос (май) |
Приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности |
К.Проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям массовой культуры; формировать эстетический кругозор. формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; П. представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план и т.д.), в т.ч., используя ИКТ; Р. осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата |
Умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства. выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению; |
|||
Виды деятельности: Учиться понимать роль цвета, фактур и вещного наполнения интерьерного пространства общественных мест (театр, кафе, вокзал, офис, школа) Провести аналогию от унификации к индивидуализации подбора вещного наполнения интерьера. Создавать практические творческие работы с опорой на собственное чувство композиции и стиля, а также на умение владеть различными художественными материалами. Создать коллажные композиции или реферат. Познакомиться с дизайнерскими деталями интерьера, зонированием. |
4 класс
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Сроки |
Формы контроля |
Планируемые результаты освоения системы знаний обучающимися |
||||||||
Предметные |
Метапредметные (К-коммуникативные Р –регулятивные П-познавательные) |
Личностные |
|||||||||||
1. |
Истоки родного искусства
|
8 |
Фронтальный опрос (сентябрь) |
Познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества; |
Р –регулятивные П-познавательные) П. В формировании критического мышления, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства; Р. В развитии художественно - образного, эстетического типа мышления, формирование целостного восприятия мира; К. В получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений |
Уважение к истории, культурным и историческим памятникам. |
|||||||
2. |
Древние города нашей Земли |
7 |
Осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно – выразительного языка разных видов изобразительного искусства; |
К. Ориентироваться в социально – эстетических и информационных коммуникациях;П. Развивать эстетических вкус как способность чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров, осваивать мультикультурную картину современного мира;Р. Описывать произведения изобразительного искусства и явления культуры, используя для этого специальную терминологию, давать определения изученных понятий; определять цель, проблему в учебной деятельности; выбирать способы достижения цели; планировать деятельность в учебной ситуации |
Умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства. выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению; |
||||||||
3. |
Каждый народ — художник |
11 |
Фронтальный опрос (январь) |
Р –регулятивные П-познавательные) Р. В развитии художественно - образного, эстетического типа мышления, формирование целостного восприятия мира; К. В получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений |
|||||||||
4. |
Искусство объединяет народы |
8 |
Осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно – выразительного языка разных видов изобразительного искусства; |
П. В формировании критического мышления, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства; |
Умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства. выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению; |
||||||||
Виды деятельности: Учиться понимать роль цвета, фактур и вещного наполнения интерьерного пространства общественных мест (театр, кафе, вокзал, офис, школа) Провести аналогию от унификации к индивидуализации подбора вещного наполнения интерьера. Создавать практические творческие работы с опорой на собственное чувство композиции и стиля, а также на умение владеть различными художественными материалами. Создать коллажные композиции или реферат. Познакомиться с дизайнерскими деталями интерьера, зонированием. |