СКИДКА 40% НА ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ИНТЕРЕСНЫЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ВЕБИНАРЫ И КУРСЫ ОТ УРОК.РФ – АКЦИЯ ДЕЙСТВУЕТ ДО 31 ДЕКАБРЯ 2019
12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Комлева Светлана Владимировна142
Россия, Самарская обл., Тольятти
1

Поурочное планирование для учителя ИЗО

Поурочное планирование

уроков изобразительного искусства

в 4 классах

по программе

Б.М. Неменского

«Изобразительное искусство и художественный труд»,

Москва «Просвещение», 2011 г

«Каждый народ – художник (изображение, украшение, постройка в творчестве народов всей земли)»

(34 часа)

I четверть

«Истоки родного искусства»

(8 часов).

Урок №1

Тема: «Пейзаж родной земли» (1 час).

Цели: вызвать восхищение красотой родной природы. Научить понимать значение картин русских пейзажистов в раскрытии ее поэтического своеобразия. Развитие фантазии, воображения у учащихся.

Материалы: для учащихся альбом, краски, кисти, клеенка, тряпка, карандаш,

стирательная резинка.

для учителя наглядные пособия, таблицы.

Задание: изображение российской природы (пейзаж).

Зрительный ряд: репродукции картин русских художников-пейзажистов, наиболее точно выразивших характер природы,- И. Левитана, И. Шишкина и др.

Музыкальный ряд: русские народные песни.

Литературный ряд: поэтические образы русской природы.

п/п

этапы урока

содержание и ход урока

I.

Орг. момент

Приветствие. Проверка подготовки к уроку.

II.

Объяснение нового материала

Художники оказывают большое влияние на понимание красоты природы, ее особенностей. Так, И. Шишкин создал величественный образ российской природы, раскрыл ее как прекрасную обетованную землю, и образы художника стали во многом символами красоты нашей страны. В пейзажах И. Левитана тонко и глубоко выражена особая одухотворенность и душевность российской природы, поэтическая изменчивость ее состояний, создающих разное настроение.

Красота нашей природы также проявляется в контрастной смене времен года, когда в окружающем нас мире совершаются удивительные превращения. Просмотр и обсуждение картин художников.

III.

Практическая работа

Напомнить учащимся, как композиционно заполняется весь лист, средства художественной выразительности в пейзаже.

Выполнение задания.

IV.

Итог урока

Анализ работ учащихся, уборка рабочих мест, задание на дом.

 

Домашнее задание

Принести: альбом, краски, кисти, клеенку, тряпку, стирательную резинку, карандаш.

Урок № 2

Тема: «Пейзаж родной земли. Пейзажи Кубани» (1 час).

Цели: вызвать восхищение красотой родной природы. Научить понимать значение картин русских пейзажистов в раскрытии ее поэтического своеобразия. Развитие фантазии, воображения у учащихся.

Материалы: для учащихся альбом, краски, кисти, клеенка, тряпка, карандаш,

стирательная резинка.

для учителя наглядные пособия, таблицы.

Задание: изображение кубанской природы (пейзаж).

Зрительный ряд: репродукции картин кубанских художников, рисунки учащихся прошлых лет.

Литературный ряд: поэтические образы русской природы.

п/п

этапы урока

содержание и ход урока

I.

Орг. момент

Приветствие. Проверка подготовки к уроку.

II.

Объяснение нового материала

Беседа о художника Кубани.

Андрей Валерьевич Бандурин

Особенностью стиля А.В. Бандурина является четкое следование принципам графичности, использование элементов стиля фэнтези, тесная связь с искусством старых мастеров.

Широкий успех художнику принесли работы карандашом и шариковой ручкой.

Художник является продолжателем традиций русских мастеров в пейзаже.

Особое место занимают морские пейзажи Причерноморья.

Другие работы выделяются тем, что объектом внимания становятся старые улочки и дворики Краснодара, которые, несмотря на свою неказистость, расцвечены яркими звучными красками.

 

Сергей Викторович Дудко

«Лучше гор могут быть только горы, на которых ты еще не бывал» - эти легендарные слова из песни Владимира Высоцкого как нельзя точно подходят к творчеству знаменитого краснодарского художника Сергея Викторовича Дудко.

Его полотна буквально завораживают своей красотой. Покрытые белизной горные вершины, отвесные скалы, холодное дыхание ледников и бесконечная красота неба.

Творчество Сергея Викторовича Дудко получило широкое общественное признание, ему посвящены многочисленные публикации, передачи на радио и телевидении.

В 2003 году он назначен председателем художественного экспертного Совета краевой организации Союза художников России.

III.

Практическая работа

Выполнение задания.

IV.

Итог урока

Анализ работ учащихся, уборка рабочих мест, задание на дом.

 

Домашнее задание

Принести: альбом, краски, кисти, клеенку, тряпку, стирательную резинку, карандаш.

 

Урок № 3

Тема: «Гармония жилья с природой. Деревня – деревянный мир» (1 час).

Цели: познакомить учащихся с деревянной храмовой архитектурой Руси. Научить изображать различные виды изб. Развитие фантазии, воображения, творческого мышления.

Материалы: для учащихся альбом, краски, кисти, клеенка, тряпка, карандаш,

стирательная резинка.

для учителя наглядные пособия, таблицы.

Задание: изображение традиционной российской деревни.

Зрительный ряд: фотографии и слайды с изображением деревянной архитектуры.

Музыкальный ряд: русские народные песни.

п/п

этапы урока

содержание и ход урока

I.

Орг. момент

Приветствие. Проверка подготовки к уроку.

II.

Объяснение нового материала

Глубокая связь с природой – одна из главных особенностей русского народного зодчества. Иногда церковь, изба, хозяйские постройки как бы сливаются с природным окружением, словно повторяют очертания ближних деревьев. Бывает наоборот, когда постройки резко контрастируют с природой, подчиняя себе окружающее пространство, ставя яркий, звонкий акцент.

В памятниках деревянной архитектуры, в предметах старинного крестьянского быта поражает красота особой высокой простоты, которая и есть проявление вековой народной мудрости.

Все три брата – Мастера помогают людям жить в гармонии с природой. Земля не только дает нам красоту природы, она сохраняет глубокие следы событий людской жизни. Земля нашими предками отвоевывалась у лесов и превращалась в пашни. Холмы как бы выглажены, обихожены руками людей. Когда-то вся Русь была деревянной – от Белого до Черного моря, от Карпат до Амура. Деревни строились вдоль рек, на холмах, и это своеобразный деревянный мир. Избы часто были из нескольких срубов с нарядным крыльцом, с наличниками на окнах, ворота крепкие, украшенные, а еще сараи, риги, баньки, ветряные и водяные мельницы, журавли колодцев. Избы строились из обтесанных, некрашеных бревен, которые в пасмурный день, смотрелись как серебряные, а на солнце – словно теплый светящейся мед. Основные традиции построения избы были общие, ведь они определялись, прежде всего, самим материалом – деревом. Самые большие, массивные, с размахом ставили избы на Севере. Здесь более всего сохранились традиции народного деревянного зодчества.

III.

Практическая работа

Выполнение задания.

IV.

Итог урока

Анализ работ учащихся, уборка рабочих мест, задание на дом.

 

Домашнее задание

Принести: альбом, краски, кисти, клеенку, тряпку, стирательную резинку, карандаш.

Урок № 4

Тема: «Образ красоты человека. Русская красавица» (1 час).

Цели: Воспитание интереса к народным традициям. Развитие фантазии. Воображения. Знакомство с русским народным женским костюмом. Продолжать учить изображать человека.

Материалы: для учащихся альбом, краски, кисти, клеенка, тряпка, карандаш,

стирательная резинка.

для учителя наглядные пособия, таблицы.

Задание: изображение сцен труда в крестьянской жизни.

Зрительный ряд: русский народный костюм в книгах. На слайдах. Работы художников: И. Билибина, А. Венецианова, В. Сурикова, В. Тропинина и др.

Музыкальный ряд: русские народные песни.

Литературный ряд: фрагменты былин, русских сказок.

п/п

этапы урока

содержание и ход урока

I.

Орг. момент

Приветствие. Проверка подготовки к уроку.

II.

Объяснение нового материала

Понятие русская красавица отражает сложившиеся веками представления об умении держать себя и одеваться, о чертах лица, а главное – о способности тонко чувствовать природу и глубоко переживать горе и радость. Мягкость и духовная сила, нежность и величавость понимаются как суть красоты русской женщины.

В праздничном женском костюме выражено желание людей мечтать, надежда на прекрасную жизнь, желание оберечь, сохранить счастье.

Женские образы глубоко связаны с образом птицы-счастья, которая ходит по земле, плывет по воде и может свободно летать в доступном только для мечты человека небе.

Рассмотрение русского народного женского костюма.

Просмотр и обсуждение картин художников.

III.

Практическая работа

Выполнение задания.

IV.

Итог урока

Анализ работ учащихся, уборка рабочих мест, задание на дом.

 

Домашнее задание

Принести: альбом, краски, кисти, клеенку, тряпку, стирательную резинку, карандаш.

Урок № 5

Тема: «Образ красоты человека. Мужской русский народный образ» (1 час).

Цели: Воспитание интереса к народным традициям. Развитие фантазии. Воображения. Знакомство с русским народным мужским костюмом. Продолжать учить изображать человека.

Материалы: для учащихся альбом, краски, кисти, клеенка, тряпка, карандаш,

стирательная резинка.

для учителя наглядные пособия, таблицы.

Задание: изображение крестьянина

Зрительный ряд: русский народный костюм в книгах. На слайдах. Работы художников: И. Билибина, А. Венецианова, В. Сурикова, В. Тропинина и др.

Музыкальный ряд: русские народные песни.

Литературный ряд: фрагменты былин, русских сказок.

п/п

этапы урока

содержание и ход урока

I.

Орг. момент

Приветствие. Проверка подготовки к уроку.

II.

Объяснение нового материала

Знакомство с русским народным мужским костюмом.

Напоминание правил изображения фигуры человека

III.

Практическая работа

Выполнение задания.

IV.

Итог урока

Анализ работ учащихся, уборка рабочих мест, задание на дом.

 

Домашнее задание

Принести: альбом, краски, кисти, клеенку, тряпку, стирательную резинку, карандаш.

Урок № 6

Тема: «Народные праздники» (1 час).

Цели: Воспитание интереса к народным традициям. Развитие фантазии. Воображения. Знакомство с русскими народными праздниками.

Материалы: для учащихся альбом, краски, кисти, клеенка, тряпка, карандаш,

стирательная резинка.

для учителя наглядные пособия, таблицы.

Задание: создание эскиза индивидуальной композиции на тему народного праздника.

Зрительный ряд: произведения Б. Кустодиева, К. Юона; произведения народного декоративного искусства.

Музыкальный ряд: русские народные песни.

п/п

этапы урока

содержание и ход урока

I.

Орг. момент

Приветствие. Проверка подготовки к уроку.

II.

Объяснение нового материала

У каждого народа есть праздники. Праздники – это не только веселье. В том. Как проводится праздник – в обрядах, в поведении людей, в их одеждах, песнях и плясках, ярко проявляется душа народа, его характер.

Народный праздник как бы раскрывал мечту о прекрасной жизни, какой она должна быть, к чему надо стремиться.

Возникли праздники не случайно. С древнейших времен, чувствуя себя частью природы, люди жили с ней в едином ритме. Праздником на Руси встречали весну и провожали зиму, праздниками отмечали завершения работ. Каждый этап земледельческого года отмечался в крестьянском быту. Но и сам процесс труда часто обставлялся как праздник. Например, сенокос. Сенокос был общим делом, помогал каждому почувствовать свою сопричастность другим – жить «всем народом». Народ, умеющий хорошо работать, умеет и веселиться.

Праздником всегда было и устройство ярмарок. Здесь же встречались, а потому надевали самое лучшее, парадное, себя показать – других посмотреть. Здесь устраивались карусели, потешные балаганчики, торговцы расхваливали товар.

На праздники крестьяне надевали не просто нарядные, а традиционные праздничные костюмы. Народный костюм выражает связь с природой, радость и надежду на счастье.

Все в жизни меняется, а праздник остается. И хотя справляться он может по-другому, остается главное – радость, особое волнение, чувство общности с людьми. Сохраняются веселье, нарядные одежды, подарки, специальная вкусная еда, песни, пляски и обычаи, для нас теперь иногда загадочные.

III.

Практическая работа

Выполнение задания.

IV.

Итог урока

Анализ работ учащихся, уборка рабочих мест, задание на дом.

 

Домашнее задание

Принести: альбом, краски, кисти, клеенку, тряпку, стирательную резинку, карандаш.

Урок № 7

Тема: «Народные праздники. Создание индивидуальных композиций» (1 час).

Цели: Воспитание интереса к народным традициям. Развитие фантазии. Воображения. Знакомство с русскими народными праздниками.

Материалы: для учащихся альбом, краски, кисти, клеенка, тряпка, карандаш,

стирательная резинка.

для учителя наглядные пособия, таблицы.

Задание: выполнение в цвете эскиза индивидуальной композиции на тему народного праздника.

Зрительный ряд: произведения Б. Кустодиева, К. Юона; произведения народного декоративного искусства.

Музыкальный ряд: русские народные песни.

п/п

этапы урока

содержание и ход урока

I.

Орг. момент

Приветствие. Проверка подготовки к уроку.

II.

Практическая работа

Выполнение задания

III.

Итог урока

Анализ работ учащихся, уборка рабочих мест, задание на дом.

 

Домашнее задание

Принести: альбом, краски, кисти, клеенку, тряпку, стирательную резинку, карандаш.

Урок № 8

Тема: «Народные праздники. Создание коллективного панно» (1 час).

Цели: Воспитание интереса к народным традициям. Развитие фантазии. Воображения. Продолжать знакомство с русскими народными праздниками.

Материалы: для учащихся альбом, краски, кисти, клеенка, тряпка, карандаш,

стирательная резинка.

для учителя наглядные пособия, таблицы.

Задание: создание коллективного панно

Зрительный ряд: произведения Б. Кустодиева, К. Юона; произведения народного декоративного искусства.

Музыкальный ряд: русские народные песни.

п/п

этапы урока

содержание и ход урока

I.

Орг. момент

Приветствие. Проверка подготовки к уроку.

II.

Практическая работа

Выполнение задания

III.

Итог урока

Анализ работ учащихся, уборка рабочих мест, задание на дом.

 

Домашнее задание

Принести: альбом, краски, кисти, клеенку, тряпку, стирательную резинку, карандаш.

II четверть

«Древние города нашей земли»

(7 часов).

Урок № 9

Тема: «Древнерусский город - крепость» (1 час).

Цели: Вызвать восхищение красотой древнерусской архитектуры. Развитие фантазии, воображения у учащихся. Знакомство с памятниками древнерусской архитектуры. Научить изображать город-крепость.

Материалы: для учащихся альбом, краски, кисти, клеенка, тряпка, карандаш,

стирательная резинка.

для учителя наглядные пособия, таблицы.

Задание: изображение древнерусского города-крепости.

Зрительный ряд: произведение А. Васнецова, И. Билибина, Н. Рериха.

п/п

этапы урока

содержание и ход урока

I.

Орг. момент

Приветствие. Проверка подготовки к уроку.

II.

Объяснение нового материала

На высоких холмах, отражаясь в реках и озерах, среди отступивших лесов, над лугами и полями росли города, сияя золотом глав, белизной стен и башен, с перезвоном колоколен. Удивительны они – нигде в мире таких не сыскать.

Слово «город» произошло от «городить» - отгораживать поселение крепкой стеной, то есть строить крепость, «крепостить» от вражеских набегов.

Но, глядя на эти неприступные по тем временам укрепления, осознаешь: их могучую силу трудно назвать грозной. Это спокойная и радостная сила! В своей устрашающей мощи они напоминают сильных и непримиримых к врагам, но добрых защитников своей земли – былинных богатырей.

У этих городов много мягких, округлых, как у природы вокруг, очертаний. Разновысотные церкви и звонницы образуют узорчатый, веселящий глаз рисунок. А впереди широкой лентой лежит, повторяя очертания рельефа земли, горизонтальная полоса крепостных стен.

Когда мы смотрим на постройки, горизонталь, горизонтальные линии обычно внушают нам впечатление величия и покоя.

А вертикаль с настойчивой силой уводит взгляд человека кверху, рождая напряжение, желание вытянуться.

Каменными стены стали делать далеко не сразу. Давным-давно вбивали в землю частокол – забор из огромных, заостренных сверху бревен. Позднее придумали Городню – сруб, наполненный камнями и землей. Из Городней, примкнув их друг к другу, ставили прочные стены с деревянными башнями.

Венцы громадных, в обхват, потемнелых бревен предостерегали самонадеянного врага и прятали в случае опасности крестьян-пахарей всех окрестных селений.

Такие крепости-городища, начала будущих городов, строили на стрелке – на крутом мысу у впадения речки-притока в основное русло реки. Так поступали для удобства обороны.

Если посмотреть сверху, очертания таких крепостей напоминают треугольный наконечник стрелы: две стороны очерчены берегами, а третья – глубоким вырытым рвом, через который перекинут подъемный мост.

Отсюда, от этих разбросанных по Руси городищ на стрелках, и пошло выражение «родной угол», над первоначальным смыслом которого теперь не задумываешься.

Над массивом широких стен в вечном дозоре застыли островерхие башни.

Сторожевые башни древних крепостей называли вежами. Вежа – от слова «ведать»– знать, что творится вокруг. От этого корня и древнерусское слово «вежды» - глаза, видеть и, значит, знать.

Крепостные башни в основе похожи друг на друга, а двух одинаковых не найти. Каждую строили с учетом особенностей ее места и назначения.

По углам крепости башни часто каменные круглые – для удобства обороны. А четырехгранные, кубические башни обычно стояли вдоль длинных стен. Их ставили на таком расстоянии, чтобы защитники могли вести перекрестный обстрел.

Не только в разных городах, но и в одном башни разные, у каждой своя судьба, а потому и свой образ. С этой вежи особенно далеко видно округу, она словно вытянулась выше всех. В древности въездные ворота делали неприступными, они высились грозно. Но когда набеги врагов становились редкими, а торговля шла все более бойко, то и надвратные башни меняли свой облик.

III.

Практическая работа

Выполнение задания.

IV.

Итог урока

Анализ работ учащихся, уборка рабочих мест, задание на дом.

 

Домашнее задание

Принести: альбом, цветную бумагу, клей, ножницы, клеенку, тряпку, стирательную резинку, карандаш.

Урок № 10

Тема: «Древние соборы. Соборы Краснодара» (1 час).

Цели: Вызвать восхищение красотой древнерусской архитектуры. Развитие фантазии, воображения у учащихся. Знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма.

Материалы: для учащихся альбом, цветная бумага, клей, ножницы, клеенка, тряпка,

карандаш, стирательная резинка.

для учителя наглядные пособия, таблицы.

Задание: выполнение древнерусского каменного храма в технике аппликации.

Зрительный ряд: репродукции на тему: «Соборы Московского Кремля», «Соборы Новгорода».

п/п

этапы урока

содержание и ход урока

I.

Орг. момент

Приветствие. Проверка подготовки к уроку.

II.

Объяснение нового материала

В центре города на самом высоком и красивом месте, посреди большой площади строили храм – главный собор. Жители всей округи собирались на церковные службы, здесь же читали княжеские указы, провозглашали важные решения. Собор имел огромное значение в жизни людей, вид его показывал могущество, славу города и его князя. И строить собор, было делом княжеской чести, воплощением его гордых замыслов.

Постройка здания храма была рассчитана на то, чтобы вызвать восхищение современников и стать долговечным памятником, связывающим строителей с далекими потомками. Представьте себе, какое впечатление производил на современников каменный храм, его размеры, парадный вид среди потемневших приземистых деревянных изб. Он стоял, возвышаясь и сияя золотом шлемовидного купола.

Две опоры и перекинутая между ними каменная дуга – это арка. Если несколько арок поставить вплотную друг за другом, образуются две стены и свод. Внутри здания сводчатые стены заменили толстые столбы, а наружу здания своды выходят полукружиями – это закомары.

Стены, арка и свод стали основой каменных сооружений – и храмов, и дворцов-теремов.

Над стенами храма высится глава. Ее составляют купол, похожий на богатырский шлем, и барабан, в котором расположены окна. Стены собора имеют очень мало окошек, похожих на узкие щели. Зато внутри помещения свет льется из-под купола – сверху, то есть это свет, идущий с неба!

Все в храме неслучайно, имеет особый смысл. Ставят здание алтарной частью на восток – навстречу солнцу. Снаружи восточную сторону легко узнать по полукруглым выступам, в которых и размещается алтарь – самая главная и сокровенная часть храма.

Устройство храма – это строго определенный порядок. И, тем не менее, каждый собор имеет свое лицо и, как человек, легко узнаваем.

Знакомство с архитектурой Краснодара.

III.

Практическая работа

Выполнение задания.

IV.

Итог урока

Анализ работ учащихся, уборка рабочих мест, задание на дом.

 

Домашнее задание

Принести: альбом, краски, кисти, клеенку, тряпку, стирательную резинку, карандаш.

Урок № 11

Тема: «Древний город и его жители» (1 час).

Цели: Вызвать восхищение красотой древнерусской архитектуры. Развитие фантазии, воображения у учащихся. Научить изображать древнерусский город с его жителями.

Материалы: для учащихся альбом, краски, кисти, клеенка, тряпка, карандаш,

стирательная резинка.

для учителя наглядные пособия, таблицы.

Задание: изображение древнерусского города (внутренний вид города).

Зрительный ряд: репродукции на тему древнерусские города, работы учащихся прошлых лет.

п/п

этапы урока

содержание и ход урока

I.

Орг. момент

Приветствие. Проверка подготовки к уроку.

II.

Объяснение нового материала

Города возникли не вдруг. Они веками разрастались вокруг исконной сердцевины – крепости, которая зовется по-разному. В Новгороде – детинец, в Пскове – кром, но чаще всего – кремль, как и в Москве.

За стенами кремля в старые времена помещалось удивительно многое. Кроме главного собора, церквей и колоколен, здесь размещался княжеский двор, состоявший из нескольких теремов и дворовых построек. Рядом стояли терема и палаты знатных людей – бояр, дружинников и советников князя.

Главные части города – это укрепленный кремль; торг – большая рыночная площадь, людской центр, место народных собраний; посад – поселения ремесленников. Здесь жили и имели свои мастерские кузнецы и гончары, ткачи и кожевники, пушкари и хлебники и многие другие.

Особенность наших городов в том, что в них не было тесно прижатых друг к другу домов, составляющих как бы единую стену улицы.

Улицы города были то узкими, зажатыми заборами, то широкими; место для домов выбирали без правил – как захотел, как получилось. В плохую погоду на проезжей части была непролазная грязь, и кое-где дороги покрывали деревянным настилом – мостками, мостили, отсюда и слово «мостовая».

Особую роль в жизни древних городов играли монастыри. Каждый монастырь был крепостью, похожей на кремль, и имел также оборонное значение.

Монастыри напоминают старые города обилием и нарядностью церквей и звонниц, с которых далеко летит голос колокола.

Они выделяются из окружающего пейзажа, гордо высятся над его текучими линиями на холмах, на изгибах рек, отражаясь в озерах. Выглядят они драгоценным украшением.

 

III.

Практическая работа

Выполнение задания.

IV.

Итог урока

Анализ работ учащихся, уборка рабочих мест, задание на дом.

 

Домашнее задание

Принести: альбом, краски, кисти, клеенку, тряпку, стирательную резинку, карандаш.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.