12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Колоскова Елена Васильевна30

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Городского округа Балашиха «Средняя общеобразовательная школа № 16

имени Героя Советского Союза Сережникова А.И.»

(МБОУ «Школа №16»)






ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета

протокол № 1 от 29.08. 2019


СОГЛАСОВАНО

на методическом

объединении учителей

протокол № 1 от 28.08. 2019


УТВЕРЖДЕНА

приказ МБОУ «Школа №16»

от 30.08. 2019 № 351






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Уровень образования: основное общее образование

Предмет/курс: изобразительное искусство

Класс/классы: 5-8

Всего часов: 140

Количество часов в год/в неделю:

5 класс -36/1;

6 класс -36/1;
7 класс -36/1;

8 класс -36/1;



Учитель:

Колоскова Елена Васильевна

г. Балашиха

2019 год

Пояснительная записка


Рабочая программа по изобразительному искусству на уровень основного общего образования (5-8 классы) составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта ООО, учебного плана, с учетом авторской программы «Изобразительное искусство», под редакцией Б.М. Неменского (М. Просвещение 2018).


Рабочая программа на уровень образования рассчитана на 140 часов.

Количество часов по классам (учебный год/неделя):

5 класс- 36/1, 6 класс - 36/1, 7 класс 36/1, 8 класс-36/1.

Используемые учебники:

Н. А. Горяева, О. В. Островская. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс» под редакцией Б. М. Неменского (М. Просвещение 2018);

Л. А. Неменская. «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс» под редакцией Б. М. Неменского (М. Просвещение 2018);

А. С. Питерских, Г. Е. Гуров. «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 класс» под редакцией Б. М. Неменского (М. Просвещение 2018);

А. С. Питерских. «Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении. 8 класс» под редакцией Б. М. Неменского (М. Просвещение 2018).


В авторскую программу, на основе которой составлена данная рабочая программа, изменения не вносились.


Цель изучения учебного предмета — формирование художественной культуры учащихся, развитие художественного мышления, способности к творческой деятельности.

Задачи учебного предмета «Изобразительное искусство»:

формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;

освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;

формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;

развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределённости;

формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и в понимании красоты человека;

овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;

овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.


Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углублённого изучения каждого вида искусства.

Тема 5 класса — «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» — посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. При изучении темы этого года необходим акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.

Тема 6 класса — «Изобразительное искусство в жизни человека» — посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребёнок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, он на самом деле проникает в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре.

Искусство обостряет способность человека чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, даёт возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преобразить жизнь собственную. Понимание искусства — это большая работа, требующая и знаний, и умений.

Тема 7 класса — «Дизайн и архитектура в жизни человека» — посвящена изучению архитектуры и дизайна, т. е. конструктивных видов искусства, организующих среду нашей жизни. Изучение конструктивных искусств в ряду других видов пластических искусств опирается на уже сформированный уровень художественной культуры учащихся.

Тема 8 класса — «Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении» — является как развитием, так и принципиальным расширением курса визуально-пространственных искусств. XX век дал немыслимые ранее возможности влияния на людей зрительных образов при слиянии их со словом и звуком. Синтетические искусства — театр, кино, телевидение — непосредственно связаны с изобразительными и являются сегодня господствующими.


Основные используемые технологии:

личностно – ориентированные; 

информационно – коммуникационные;

игровая;

здоровьесберегающие и арттерапии;

проектные методы обучения;

проблемное обучение.

разноуровневое обучение.


Промежуточная аттестация по завершению учебного года в 5-7 классах проводится в форме учета учебных достижений.

По завершению изучения предмета в 8 классе форма промежуточной аттестация – педагогическое наблюдение.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;

готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.


Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.


Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.


Планируемые результаты освоения учебного предмета

По окончании основной школы учащиеся должны:

5 класс:

знать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

знать особенности уникального крестьянского искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

знать несколько народных художественных промыслов России; различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времён (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII века);

различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, батик и т. д.);

выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора;

умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровня); выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединённые общей стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определённой эпохи);

владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций;

владеть навыком работы в конкретном материале (батик, витраж и т. п.);

6 класс:

знать о месте и значении изобразительных искусств в жизни человека и общества;

знать о существовании изобразительного искусства во все времена, иметь представление о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;

понимать взаимосвязь реальной действительности и её художественного изображения в искусстве, её претворение в художественный образ;

знать основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;

называть имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;

понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;

знать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенности ритмической организации изображения;

знать разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа;

пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;

видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоскостного и объёмного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;

видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;

активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства;

класс:

уметь анализировать произведения архитектуры и дизайна; знать место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;

понимать особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;

знать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства; конструировать объёмно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объёме); моделировать в своём творчестве основные этапы художественно- производственного процесса в конструктивных искусствах;

работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;

конструировать основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно-пространственную композицию; использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур;

владеть навыками формообразования, использования объёмов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;

создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.; работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;

использовать разнообразные художественные материалы;

класс:

освоить азбуку фотографирования;

анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности; применять критерии художественности, композиционной грамотности в своей съёмочной практике;

усвоить принципы построения изображения и пространственно-временного развития и построения видеоряда (раскадровки);

усвоить принципы киномонтажа в создании художественного образа;

осознавать технологическую цепочку производства видеофильма и быть способным на практике реализовать свои знания при работе над простейшими учебными и домашними кино- и видеоработами;

быть готовыми к аргументированному подходу при анализе современных явлений в искусствах кино, телевидения, видео.







Содержание учебного предмета


5 класс

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА.

Многообразие декоративно-прикладного искусства (народное традиционное, классическое, современное), специфика образно-символического языка, социально-коммуникативной роли в обществе.

Образно-символический язык народного (крестьянского) прикладного искусства. Картина мира в образном строе бытового крестьянского искусства.

Народные промыслы — современная форма бытования народной традиции, наше национальное достояние. Местные художественные традиции и конкретные художественные промыслы.

Декоративно-прикладное искусство Древнего Египта, средневековой Западной Европы, Франции XVII века (эпоха барокко). Декоративно-прикладное искусство в классовом обществе (его социальная роль). Декор как обозначение принадлежности к определённой человеческой общности.

Выставочное декоративное искусство — область дерзкого, смелого эксперимента, поиска нового выразительного, образного языка. Профессионализм современного художника декоративно-прикладного искусства.

Индивидуальные и коллективные практические творческие работы.

Раздел 1. Древние корни народного искусства

Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства. Крестьянское прикладное искусство — уникальное явление духовной жизни народа. Связь крестьянского искусства с природой, бытом, трудом, эпосом, мировосприятием земледельца. Условно-символический язык крестьянского прикладного искусства. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею целостности мира в единстве космоса-неба, земли и подземно-подводного мира, а также идею вечного развития и обновления природы.

Разные виды народного прикладного искусства: резьба и роспись по дереву, вышивка, народный костюм.

Древние образы в народном искусстве.

Убранство русской избы.

Внутренний мир русской избы.

Конструкция и декор предметов народного быта.

Русская народная вышивка.

Народный праздничный костюм.

Народные праздничные обряды.

Раздел 2. Связь времён в народном искусстве.

Формы бытования народных традиций в современной жизни. Общность современных традиционных художественных промыслов России, их истоки.

Главные отличительные признаки изделий традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи, цветовой строй, приёмы письма, элементы орнамента). Следование традиции и высокий профессионализм современных мастеров художественных промыслов.

Единство материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных художественных промыслов.

Древние образы в современных народных игрушках.

Искусство Гжели

Городецкая роспись.

Хохлома.

Жостово. Роспись по металлу.

Щепа'. Роспись по лу'бу и дереву.

Тиснение и резьба по бересте.

Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

Раздел 3. Декор — человек, общество, время.

Роль декоративных искусств в жизни общества, в различении людей по социальной принадлежности, в выявлении определённых общностей людей. Декор вещи как социальный знак, выявляющий, подчёркивающий место человека в обществе.

Влияние господствующих идей, условий жизни людей разных стран и эпох на образный строй произведений декоративно-прикладного искусства.

Особенности декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, Китая, Западной Европы XVII века.

Зачем людям украшения.

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

Одежда говорит о человеке.

О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества

Раздел 4. Декоративное искусство в современном мире.

Разнообразие современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, металл, гобелен, батик и многое другое). Новые черты современного искусства. Выставочное и массовое декоративно-прикладное искусство. Тяготение современного художника к ассоциативному формотворчеству, фантастической декоративности, ансамблевому единству предметов, полному раскрытию творческой индивидуальности. Смелое экспериментирование с материалом, формой, цветом, фактурой.

Коллективная работа в конкретном материале — от замысла до воплощения.

Современное выставочное искусство.

Ты сам мастер.

6 класс

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Роль и значение изобразительного искусства в жизни человека. Понятия «художественный образ» и «зримый образ мира». Изменчивость восприятия картины мира. Искусство изображения как способ художественного познания. Культур строительная роль изобразительного искусства, выражение ценностного отношения к миру через искусство. Изменчивость языка изобразительного искусства как части процесса развития общечеловеческой культуры. Различные уровни восприятия произведений искусства.

Виды изобразительного искусства и основы его образного языка.

Жанры в изобразительном искусстве. Натюрморт. Пейзаж. Портрет. Восприятие искусства. Шедевры русского и зарубежного изобразительного искусства.

Индивидуальные и коллективные практические творческие работы

Раздел 1. Виды изобразительного искусства и основы образного языка.

Основы представлений о языке изобразительного искусства. Все элементы и средства этого языка служат для передачи значимых смыслов, являются изобразительным способом выражения содержания.

Художник, изображая видимый мир, рассказывает о своём восприятии жизни, а зритель при сформированных зрительских умениях понимает произведение искусства через сопереживание его образному содержанию.

Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.

Художественные материалы.

Рисунок — основа изобразительного творчества.

Линия и её выразительные возможности. Ритм линий.

Пятно как средство выражения. Ритм пятен.

Цвет. Основы цветоведения.

Цвет в произведениях живописи.

Объёмные изображения в скульптуре.

Основы языка изображения.

Раздел 2. Мир наших вещей. Натюрморт

История развития жанра натюрморта в контексте развития художественной культуры.

Натюрморт как отражение мировоззрения художника, живущего в определённое время, и как творческая лаборатория художника.

Особенности выражения содержания натюрморта в графике и живописи.

Художественно-выразительные средства изображения предметного мира (композиция, перспектива, форма, объём, свет).

Реальность и фантазия в творчестве художника.

Изображение предметного мира — натюрморт.

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива.

Освещение. Свет и тень.

Натюрморт в графике.

Цвет в натюрморте.

Выразительные возможности натюрморта

Раздел 3. Вглядываясь в человека. Портрет.

Приобщение к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох. Содержание портрета — интерес к личности, наделённой индивидуальными качествами. Сходство портретируемого внешнее и внутреннее.

Художественно-выразительные средства портрета (композиция, ритм, форма, линия, объём, свет). Портрет как способ наблюдения человека и понимания его.

Образ человека — главная тема в искусстве.

Конструкция головы человека и её основные пропорции.

Изображение головы человека в пространстве.

Портрет в скульптуре

Графический портретный рисунок.

Сатирические образы человека.


Образные возможности освещения в портрете.

Роль цвета в портрете.

Великие портретисты прошлого.

Портрет в изобразительном искусстве XX века.

Раздел 4. Человек и пространство. Пейзаж.

Жанры в изобразительном искусстве.

Жанр пейзажа как изображение пространства, как отражение впечатлений и переживаний художника. Историческое развитие жанра. Основные вехи в развитии жанра пейзажа.

Образ природы в произведениях русских и зарубежных художников-пейзажистов. Виды пейзажей.

Особенности образно-выразительного языка пейзажа. Мотив пейзажа. Точка зрения и линия горизонта.

Линейная и воздушная перспектива. Пейзаж настроения

Жанры в изобразительном искусстве. Изображение пространства

Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.

Пейзаж — большой мир.

Пейзаж настроения. Природа и художник.

Пейзаж в русской живописи.

Пейзаж в графике. Городской пейзаж.

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.

7 класс

ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА.

Дизайн и архитектура — конструктивные искусства в ряду пространственных искусств.

Визуально-пластический язык и эстетическое содержание дизайна и архитектуры. Их место в семье пространственных искусств, взаимосвязь с изобразительным и декоративно-прикладным искусством. Архитектура как отражение социальных отношений и эстетических идеалов любого века, любого народа в форме бытовых, общественных и культовых зданий, роль архитектуры в организации пространственно- структурной среды города, во многом определяющей образ жизни людей. Дизайн — логичное продолжение вклада художника в формирование вещно-предметной среды, рукотворного мира: от одежды, мебели, посуды до машин, станков и т. д.

Дизайн и архитектура как создатели «второй природы», рукотворной среды нашего обитания. Многообразие современной материально-вещной среды. Единство целесообразности и красоты, функционального и художественного в лучших образцах архитектурного и дизайнерского творчества.

Индивидуальные и коллективные практические творческие работы.

Раздел 1. Архитектура и дизайн — конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создает человек.

Возникновение архитектуры и дизайна на разных этапах общественного развития. Дизайн и архитектура как создатели «второй природы», рукотворной среды нашего обитания. Единство целесообразности и красоты, функционального и художественного.

Композиция как основа реализации замысла в любой творческой деятельности. Плоскостная композиция в дизайне. Элементы композиции в графическом дизайне: пятно, линия, цвет, буква, текст и изображение. Основные композиционные приёмы: поиск уравновешенности (симметрия и асимметрия, динамическое равновесие), динамика и статика, ритм, цветовая гармония.

Разнообразные формы графического дизайна, его художественно-композиционные, визуально- психологические и социальные аспекты.

Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции, или «Внесём порядок в хаос!».

Прямые линии и организация пространства.

Цвет — элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и тоновые пятна.

Буква — строка — текст. Искусство шрифта.

Когда текст и изображение вместе.

Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.

В бескрайнем море книг и журналов

Многообразие форм графического дизайна.

Раздел 2. В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств.

От плоскостного изображения — к макетированию объёмно-пространственных композиций. Прочтение плоскостной композиции как «чертежа» пространства. Здание — объём в пространстве и объект в градостроительстве. Основы формообразования. Композиция объёмов в структуре зданий. Структура дома и его основные элементы. Развитие строительных технологий и историческое видоизменение основных элементов здания. Унификация — важное звено архитектурно-дизайнерской деятельности. Модуль в конструкции здания. Модульное макетирование.

Дизайн как эстетизация машинного тиражирования вещей. Геометрическая структура вещи. Несущая конструкция — каркас дома и корпус вещи. Отражение времени в вещи. Взаимосвязь материала и формы в дизайне.

Роль цвета в архитектурной композиции и в дизайнерском проекте. Формообразующее и эстетическое значение цвета в архитектуре и дизайне.

Объект и пространство. От плоскостного изображения к объёмному макету.

Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.

Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля.

Важнейшие архитектурные элементы здания

Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объёмов и образ времени.

Форма и материал.

Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве.

Раздел 3. Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека.

Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. От шалаша, менгиров и дольменов до индустриального градостроительства. История архитектуры и дизайна как развитие образно- стилевого языка конструктивных искусств и технических возможностей эпохи.

Массово-промышленное производство вещей и зданий, их влияние на образ жизни и сознание людей.

Организация городской среды.

Проживание пространства — основа образной выразительности архитектуры. Взаимосвязь дизайна и архитектуры в обустройстве интерьерных пространств.

Природа в городе или город в природе. Взаимоотношения первичной природы и рукотворного мира, созданного человеком. Ландшафтно-парковая архитектура и ландшафтный дизайн. Использование природных и имитационных материалов в макете.

Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого.

Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна.

Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.

Вещь в городе и дома Городской дизайн.

Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера.

Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.

Ты — архитектор! Замысел архитектурного проекта и его осуществление.

Раздел 4. Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование.

Организация пространства жилой среды как отражение социального заказа, индивидуальности человека, его вкуса, потребностей и возможностей. Образно-личностное проектирование в дизайне и архитектуре. Проектные работы по созданию облика собственного дома, комнаты и сада.

Живая природа в доме.

Социопсихология, мода и культура как параметры создания собственного костюма или комплекта одежды.

Грим, причёска, одежда и аксессуары в дизайнерском проекте по конструированию имиджа персонажа или общественной персоны. Моделируя свой облик и среду, человек моделирует современный мир.

Мой дом — мой образ жизни. Скажи мне, как ты живёшь, и я скажу, какой у тебя дом.

Интерьер, который мы создаём.

Пугало в огороде, или… Под шёпот фонтанных струй.

Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.

Встречают по одёжке.

Автопортрет на каждый день.

Моделируя себя — моделируешь мир.

8класс

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ТЕАТРЕ, КИНО, НА ТЕЛЕВИДЕНИИ.

Визуально-пространственные искусства и прослеживание их прочной связи с синтетическими искусствами — театром, кино, телевидением. Возникновение новых визуально-технических средств и рождение фотографии, кинематографа, телевидения; расширение изобразительных возможностей художника. Особенно сильно влияют на эти искусства компьютер, Интернет. Синтетические искусства, их образный язык преимущественно формируют сегодняшнюю визуально-культурную среду.

Эс Единство эстетической природы синтетических искусств и изобразительного искусства в том, что в их основе изображение. Это объясняет рассмотрение синтетических искусств в рамках предмета «Изобразительное искусство». В эстафете искусств — от наскальных рисунков до электронных форм — ничто последующее не отменяет предыдущего, но неизбежно влияет на логику художественного мышления, развитие искусства.

Основы визуально-зрелищной культуры и её творческой грамоты — средства художественного познания и самовыражения человека. Визуально-зрелищная культура и практические навыки в индивидуальной и коллективной исследовательской и проектно-творческой деятельности.

Зрительская культура в сфере театра и кино, элементарные азы режиссуры, сценарной и операторской грамоты. Выработка индивидуальной художественной позиции, позволяющей противостоять потоку масс- культуры, отделять искусство от его подделок. Практические творческие работы учащихся.

Раздел 1. Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах.

Театр и кино — синтетические искусства, т. е. искусства, использующие в своих произведениях выразительные средства различных видов художественного творчества. Визуально-эстетическая общность театра и кино с изобразительным искусством, поскольку все они говорят на едином языке изображений, зримых образов.

Исследование природы и специфики синтетических искусств на примере театра — самого древнего пространственно-временного искусства.

Коллективность творчества. Спектакль, фильм — неразрывное авторство многих, когда замысел одного развивается другим и воплощается третьим. Визуальный облик спектакля, его художественное решение перестаёт быть делом только одного художника. Вместе с ним его создают режиссёр, актёры и целые цеха. Восприятие спектакля не из зала, а изнутри, в процессе его создания. Знакомство с жанровым многообразием театральных зрелищ, эволюцией сцены и спецификой художественного творчества в театре. Роль визуально-пластического решения в создании образа спектакля. Виды различных театрально-зрелищных и игровых представлений, место в них изобразительного компонента.

Исследовательские и практические задания, представленные в творчески развивающей системе.

Искусство зримых образов. Изображение в театре и кино

Правда и магия театра. Театральное искусство и художник

Безграничное пространство сцены. Сценография — особый вид художественного творчества

Сценография — искусство и производство

Тайны актёрского перевоплощения. Костюм, грим и маска, или Магическое «если бы»

Привет от Карабаса-Барабаса! Художник в театре кукол

Третий звонок. Спектакль: от замысла к воплощению

Раздел 2. Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий.

Эволюция изображения в искусстве как следствие развития технических средств и способов получения изображения (от ручного к механическому, электронному и т. д.).

Расширенное понимание художественного в визуальных искусствах (от рисунка к фотографии). Природа творчества в фотографии, в которой реализуется дар видения мира, искусство отбора и композиции. Фотоснимок изображение действительности в формах самой действительности.

Фотография — не синтетическое искусство, но технологически она предтеча кинематографа и поворотный пункт в истории изобразительных искусств, в семью которых она, безусловно, входит.

Фотография — вид художественного творчества со своими образно-выразительными средствами. Общность и различия между картиной и фотографией.

Фотоснимок как информационно-художественный и историко-документальный фиксатор нашей жизни. Краткая история фотографии: от дагеротипа до компьютерных технологий. Фотография расширила творческие возможности художника, дала ему новый взгляд на мир, его мгновенную фиксацию одним движением пальца на фотоаппарате.

Сегодняшняя доступность фотоаппарата не гарантия художественной ценности снимка, которая достигается не только дарованием, но и знанием операторской фото грамоты.

Освоение основ художественно-съёмочной культуры в форме анализа предлагаемых снимков или в проект- но-творческой практике.

Фотография — взгляд, сохранённый навсегда. Фотография — новое изображение реальности.

Грамота фотокомпозиции и съёмки. Основа операторского мастерства: умение видеть и выбирать.

Фотография — искусство светописи. Вещь: свет и фактура

«На фоне Пушкина снимается семейство». Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера.

Человек на фотографии. Операторское мастерство фотопортрета.

Событие в кадре. Искусство фоторепортажа.

Фотография и компьютер. Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка.

Раздел 3. Фильм — творец и зритель.

Обобщение своих знаний о кинематографе с точки зрения искусства. Раскрытие основ экранной куль- туры в ходе анализа произведений киноискусства («извне», с точки зрения зрителя), а также в практических упражнениях и в проекте «Фильм: грамота творчества» («изнутри», с точки зрения создателя домашнего видео).

Синтетическая природа образа в фильме, в создании которого, помимо изображения, задействованы слово, звук, музыка (а в игровом фильме ещё и актёрская игра).

Условность изображения и времени в кино, роль монтажа как основы киноязыка.

Многообразие жанров и возможностей кинозрелища (раскрывается при ознакомлении с историей развития кинематографа, приходом в него звука и цвета).

Специфика работы художника-постановщика в игровом фильме, акцент на коллективность художественного творчества в кино. В отличие от изобразительного искусства визуальный образ в художественном фильме рождается не только художником, но и прежде всего режиссёром, оператором. В документальном фильме художник вообще отсутствует (но это не значит, что исчезает необходимость решения художнических, визуально-образных задач в фильме).

Съёмка маленького видеосюжета самостоятельно, без киногруппы (ребёнок выступает в одном лице и как сценарист, и как режиссёр, и как оператор, и как художник).

Необходимость овладения азами сценарного, режиссёрского, операторского мастерства, художнической грамотой, компьютерной анимацией (для рисованного фильма).

Овладение основами кинограмоты в качестве зрителей, ценителей киноискусства и создателей своего домашнего видео.

Выполнение практических заданий, предлагаемых в системе творческих упражнений, по созданию и прочтению кинослова и кинофразы. Единство теории и практики — фундамент эффективности освоения кинокультуры.

Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино.

Художник — режиссёр — оператор. Художественное творчество в игровом фильме.

От большого экрана к твоему видео. Азбука киноязыка.

Фильм — «рассказ в картинках».

Воплощение замысла.

Чудо движения: увидеть и снять.

Бесконечный мир кинематографа. Искусство анимации, или Когда художник больше, чем художник.

Живые рисунки на твоём компьютере.

Раздел 4. Телевидение — пространство культуры? Экран — искусство — зритель.

Феномен телевидения и роль, которую играют СМИ, и в частности телевидение как главное коммуникативное средство для формирования культурного пространства современного общества и каждого человека.

Сущностно этот раздел программы связан с предыдущим настолько, насколько телевидение связано с кинематографом, в особенности с документальным. Взяв на вооружение опыт театра, журналистики, тем не менее телевидение более всего развивает наработки кино, ибо говорит с ним на одном языке экран- но-визуальных изображений и образов.

Практическое освоение грамоты киноязыка через систему творческих упражнений и заданий. Визуально-коммуникативная природа телевизионного зрелища и множество функций телевидения — просветительская, развлекательная, художественная, но прежде всего информационная. Телевидение — мощнейшее средство массовой коммуникации, транслятор самых различных зрелищ, в том числе и произведений искусства, но при этом само оно является новым видом искусства. Специфика телевидения — это сиюминутность происходящего на экране, транслируемая в реальном времени, т. е. прямой эфир. Опыт документального репортажа — основа телеинформации.

Принципиальная общность творческого процесса при создании телевизионного и любительского видеосюжета: от этюда до репортажа. Способы и природа правдивого изображения на экране события и человека. Правда жизни и естественность поведения человека в кадре достигаются наблюдением, стремлением фиксировать реальный факт, а не его инсценировку или фальсификацию.

Сила художественного воздействия документальной тележурналистики, природа образности в репортаже и очерке. Современные формы экранного языка не являются застывшими и неизменными. Сильный толчок для авторского видео выражения дал Интернет. Необходимость овладения молодёжью основами кинокультуры при создании любого экранного сообщения — от информационной зарисовки из своей жизни до видеоклипа любимой песни.

Позитивная и негативная роль телевидения в формировании сознания и культуры общества. Телевидение — мощнейший социально-политический манипулятор и регулятор интересов и запросов общества потребления, внедряющий моду и стандарты масскультуры. Экран в этом случае становится не пространством культуры, а зоной пошлости и попсы. Воспитание художественного вкуса и повышение уровня собственной культуры — важнейшее средство фильтрации и защиты от пошлости, льющейся с телеэкрана.

Обретение себя и понимание мира и человека посредством лучших — глубоких и талантливых — просветительских телепередач.

Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного изображения.

Телевидение и документальное кино. Телевизионная документа листика: от видеосюжета до телерепортажа и очерка

Жизнь врасплох, или Киноглаз

Телевидение, видео, Интернет…Что дальше?

Современные формы экранного языка

В царстве кривых зеркал, или Вечные истины искусства (обобщение темы)


Тематическое планирование


5 класс.

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА.

Кол-во часов

Раздел 1. Древние корни народного искусства

8

Древние образы в народном искусстве.

1

Убранство русской избы.

1

Внутренний мир русской избы.

1

Конструкция и декор предметов народного быта.

1

Русская народная вышивка.

1

Народный праздничный костюм.

2

Народные праздничные обряды.

1

Раздел 2. Связь времён в народном искусстве.

8

Древние образы в современных народных игрушках.

1

Искусство Гжели

1

Городецкая роспись.

1

Хохлома.

1

Жостово. Роспись по металлу.

1

Щепа'. Роспись по лу'бу и дереву.

1

Тиснение и резьба по бересте.

1

Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

1

Раздел 3. Декор — человек, общество, время.

10

Зачем людям украшения.

3

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

2

Одежда говорит о человеке.

3

О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.

2

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества

2

Раздел 4. Декоративное искусство в современном мире

9

Современное выставочное искусство.

2

Ты сам мастер.

7

6 класс. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА


Раздел 1. Виды изобразительного искусства и основы образного языка

8

Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.

1

Художественные материалы.

1

Рисунок — основа изобразительного творчества.

1

Линия и её выразительные возможности. Ритм линий.

1

Пятно как средство выражения. Ритм пятен.

1

Цвет. Основы цветоведения.

1

Цвет в произведениях живописи.

1

Объёмные изображения в скульптуре.

1

Основы языка изображения.

1

Раздел 2. Мир наших вещей. Натюрморт

8

Реальность и фантазия в творчестве художника.

1

Изображение предметного мира — натюрморт.

1

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

1

Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива.

1

Освещение. Свет и тень.

1

Натюрморт в графике.

1

Цвет в натюрморте.

1

Выразительные возможности натюрморта

1

Раздел 3. Вглядываясь в человека. Портрет

10

Образ человека — главная тема в искусстве.

1

Конструкция головы человека и её основные пропорции.

1

Изображение головы человека в пространстве.

1

Портрет в скульптуре

1

Графический портретный рисунок.

2

Сатирические образы человека.

1

Образные возможности освещения в портрете.

1

Роль цвета в портрете.

2

Великие портретисты прошлого.

1

Портрет в изобразительном искусстве XX века.

1

Раздел 4. Человек и пространство. Пейзаж

9

Жанры в изобразительном искусстве. Изображение пространства

1

Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.

1

Пейзаж — большой мир.

1

Пейзаж настроения. Природа и художник.

1

Пейзаж в русской живописи.

1

Пейзаж в графике. Городской пейзаж.

1

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.

1

7 класс

ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

35

Раздел 1. Архитектура и дизайн — конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создает человек

8

Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции, или «Внесём порядок в хаос!».

1

Прямые линии и организация пространства.

1

Цвет — элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и тоновые пятна.

1

Буква — строка — текст. Искусство шрифта.

1

Когда текст и изображение вместе.

Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.

2

В бескрайнем море книг и журналов

Многообразие форм графического дизайна.

2

Раздел 2. В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств.

8

Объект и пространство. От плоскостного изображения к объёмному макету.

1

Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.

1

Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля.

1

Важнейшие архитектурные элементы здания

1

Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объёмов и образ времени.

1

Форма и материал.

1

Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве.

2

Раздел 3. Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека

10

Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого.

2

Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна.

2

Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.

2

Вещь в городе и дома Городской дизайн.

1

Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера.

1

Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.

2

Ты — архитектор! Замысел архитектурного проекта и его осуществление.

2

Раздел 4. Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование

9

Мой дом — мой образ жизни. Скажи мне, как ты живёшь, и я скажу, какой у тебя дом.

1

Интерьер, который мы создаём.

1

Пугало в огороде, или… Под шёпот фонтанных струй.

1

Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.

1

Встречают по одёжке.

1

Автопортрет на каждый день.

1

Моделируя себя — моделируешь мир.

1

8 класс

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ТЕАТРЕ, КИНО, НА ТЕЛЕВИДЕНИИ

35

Раздел 1. Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах.

8

Искусство зримых образов. Изображение в театре и кино

1

Правда и магия театра. Театральное искусство и художник

1

Безграничное пространство сцены. Сценография — особый вид художественного творчества

1

Сценография — искусство и производство

1

Тайны актёрского перевоплощения. Костюм, грим и маска, или Магическое «если бы»

1

Привет от Карабаса-Барабаса! Художник в театре кукол

2

Третий звонок. Спектакль: от замысла к воплощению

1

Раздел 2. Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий

8

Фотография — взгляд, сохранённый навсегда. Фотография — новое изображение реальности.

1

Грамота фотокомпозиции и съёмки. Основа операторского мастерства: умение видеть и выбирать.

1

Фотография — искусство светописи. Вещь: свет и фактура

1

«На фоне Пушкина снимается семейство». Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера.

1

Человек на фотографии. Операторское мастерство фотопортрета.

1

Событие в кадре. Искусство фоторепортажа.

1

Фотография и компьютер. Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка.

2

Раздел 3. Фильм — творец и зритель

10

Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино.

2

Художник — режиссёр — оператор. Художественное творчество в игровом фильме.

2

От большого экрана к твоему видео. Азбука киноязыка.

1

Фильм — «рассказ в картинках».

2

Воплощение замысла.

1

Чудо движения: увидеть и снять.

1

Бесконечный мир кинематографа. Искусство анимации, или Когда художник больше, чем художник.

2

Живые рисунки на твоём компьютере.

1

Раздел 4. Телевидение — пространство культуры? Экран — искусство — зритель.

9

Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного изображения.

1

Телевидение и документальное кино. Телевизионная документа листика: от видеосюжета до телерепортажа и очерка

2

Жизнь врасплох, или Киноглаз

1

Телевидение, видео, Интернет…Что дальше?

1

Современные формы экранного языка

1

В царстве кривых зеркал, или Вечные истины искусства (обобщение темы)

1

Учебно-методическое обеспечение

При реализации данной рабочей программы, кроме указанных выше учебников, используются следующие учебно-методические комплекты.

Пособия для учащихся

Н. А. Горяева. «Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 5 класс» под редакцией Б. М. Неменского; Л. А. Неменская. «Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 6 класс» под редакцией Б. М. Неменского; Г. Е. Гуров, А. С. Питерских. «Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 7 класс» под редакцией Б. М. Неменского.

Пособия для учителей

Н. А. Горяева. «Уроки изобразительного искусства. Декоративно- прикладное искусство в жизни человека. Поурочные разработки. 5 класс» под редакцией Б. М. Неменского; «Уроки изобразительного искусства. Искусство в жизни человека. Поурочные разработки. 6 класс» под редакцией Б. М. Неменского; Г. Е. Гуров, А. С. Пите- рских. «Уроки изобразительного искусства. Дизайн и архитектура в жизни человека. Поурочные разработки. 7 класс» под редакцией Б. М. Неменского; В. Б. Голицына, А. С. Питерских. «Уроки изобразительного искусства. Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении. Поурочные разработки. 8 класс» под редакцией Б. М. Неменского.



























Приложение 1.


Оценка уровня достижений предметных образовательных результатов по учебному предмету «Изобразительное искусство» на уровне основного общего образования


Список итоговых планируемых результатов с указанием этапов их формирования и способов оценки.

(Планируемые результаты и этапы их формирования указаны в рабочей программе).

Текущие отметки выставляются за устные ответы, сообщения, проекты, творческие задания учащихся. В течение четверти каждый учащийся минимально должен иметь не менее трех отметок: за устный ответ, сообщение (проект), творческие работы.

Критерии оценки устных индивидуальных ответов
1. Активность участия.

2. Умение прочувствовать суть вопроса.

3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

4. Самостоятельность.

5. Оригинальность суждений.

Отметка«5» ставится, если учащийся:

- дает четкий и правильный ответ, выявляющий понимание учебного материала и характеризующий прочные знания, излагает материал в логической последовательности с использованием принятой терминологии;
- ошибок не делает, но допускает оговорки по невнимательности, которые легко исправляет по требованию учителя.
Отметка «4» ставится, если учащийся:

- овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
- дает правильный ответ в определенной логической последовательности;
Отметка «3» ставится, если учащийся:

- основной программный материал знает нетвердо,
- ответ дает неполный, построенный несвязно, но выявивший общее понимание вопросов;

Отметка ставится, если учащийся:
- обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала;
- ответы строит несвязно, допускает существенные ошибки, которые не может исправить даже с помощью учителя.
При выполнении творческих работ

Критерии и система оценки творческой работы

Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы учащегося.

При выполнении творческих работ

Отметка "5"- учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;- правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
- верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
- умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Отметка "4"- учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
- гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
- умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
характерное.
Отметка "3"- учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;- допускает неточность в изложении изученного материала.
Отметка "2"- учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
- не справляется с поставленной целью урока.


Критерии оценивания творческих проектов

Одним из видов творческих проектов может быть презентация, составленная в программе Power Point.


Критерии

оценивания

Параметры

Отметка

Дизайн презентации

- общий дизайн – оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики, и не противоречит содержанию презентации;


- диаграмма и рисунки – изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию;


- текст, цвет, фон – текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами;


- списки и таблицы – списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно;


- ссылки – все ссылки работают



Средняя оценка по дизайну


Содержание

- раскрыты все аспекты темы;



- материал изложен в доступной форме;



- систематизированный набор оригинальных рисунков;



- слайды расположены в логической последовательности;



- заключительный слайд с выводами;



- библиография с перечислением всех использованных ресурсов.



Средняя оценка по содержанию


Защита проекта

- речь учащегося чёткая и логичная;



- ученик владеет материалом своей темы;



Средняя оценка по защите проекта



Итоговая оценка


Отметка «5» ставится за полное соответствие выдвинутым требованиям.

Отметка «4» ставится за небольшие несоответствия выдвинутым требованиям.

Отметка «3» ставится за минимальные знания темы и, возможно, не совсем корректное оформление презентации.

Отметка «2» ставится во всех остальных возможных случаях.

Требования к выставлению отметок за учебный период (четверть) и промежуточную аттестацию.

Отметка за четверть определяется на основании среднего балла за учебный период.


Промежуточная аттестация подразделяется на четвертную, которая проводится по итогам четверти, и годовую промежуточную аттестацию, которая проводится по итогам учебного года. Сроки проведения промежуточной аттестации определяются календарным учебным графиком.

Промежуточная аттестация по завершению учебного года в 5-7 классах проводится в форме учета учебных достижений.

По завершению изучения предмета в 8 классе форма промежуточной аттестация – педагогическое наблюдение.

Годовая промежуточная аттестация проводится на основе четвертных промежуточных аттестаций и представляет собой среднее арифметическое результатов четвертных аттестаций, округление результата проводится в сторону результатов промежуточной аттестации за последнюю четверть.


Формы контроля уровня достижения образовательных результатов


1. Викторины.

2. Кроссворды.

3.Отчётные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ.

4. Творческие проекты.

5.Устный опрос.


По завершению изучения предмета в 8 классе проводится промежуточная аттестация учащихся.

Форма - педагогическое наблюдение за выполнением и защитой индивидуальных учебно-аналитических и проектно-творческих работ учащихся по теме «В царстве кривых зеркал, или Вечные истины искусства».

44


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.