Рабочая программа по изобразительному искусству в 4 классе (УМК под ред. Б. М. Неменского)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА АБАКАНА «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №18»
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей начальных классов
| СОГЛАСОВАНО ШМС протокол от 30.08.2020г. №1 | УТВЕРЖДЕНО приказом директора МБОУ «СОШ №18» от 30.08.2020 Приказ № 281 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
4 «а» класс
Составитель: Белякова Наталья Геннадьевна
Абакан, 2020
1. Пояснительная записка
Данная рабочая программа изобразительного искусства разработана на основе:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (приказ от 29 декабря 2012 г. № 273) (с последующими изменениями)
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ от 6 октября 2009 г. № 373)
(с последующими изменениями)
Основной Образовательной программы НОО МБОУ «СОШ №18» (приказ от 29.08.2019 №260) (с последующими изменениями)
Работа по данному курсу обеспечена учебниками, включенными в федеральный перечень учебников, рекомендованных Минобрнауки России к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях: Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс: Л.А.Неменская; под ред. Б.М.Неменского.- Просвещение
Целями уроков изобразительного искусства в начальной школе являются: формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира; воспитание нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, к искусству своего народа, многонациональной культуре.
Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:
-создать условие для воспитания устойчивого интереса к изобразительному творчеству, уважения к культуре и искусству разных народов, способности проявления себя в искусстве; обогащения нравственных качеств и формирование художественных и эстетических предпочтений.
- развивать творческий потенциал ребенка в условиях активации воображения и фантазии; желание привносить в окружающую действительность красоту; навыки сотрудничества в художественной деятельности ;
- научить разным видам пластических искусств: живописи, графики, декоративно – прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
- научить пользоваться выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения детей.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам. В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом логики учебного процесса.
В программе нашло отражение принципа преемственности: программа предусматривает изучение материала по «восходящей спирали», т.е. периодическое возвращение к определённым темам на более высоком и сложном уровне; постепенного освоения закономерных связей и отношений между предметами и явлениями, соответствующие возрастным возможностям ребенка; последовательное формирование УУД и готовность к дальнейшему их использованию в учебной, познавательной и социальной практике на последующем уровне.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литературное чтение, технология), что позволяет выполнять развивающую функцию, необходимую для всестороннего и целостного развития личности учащихся, развития интересов, мотивов, потребностей к познанию.
С целью углубления и развития знаний учащихся о национальных и региональных особенностях Республики Хакасия, региональный и этнокультурный компонент представлен следующим вариантом: изучается интегрировано через включение в содержание уроков исторических, научно- познавательных фактов о республике Хакасия.
В соответствии с Учебным планом МБОУ «СОШ №18» на предмет «Изобразительное искусство» в четвертом классе отводится 1 ч в неделю. Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 4 «а» классе составлено с учётом производственного календаря на 2019-2020 учебный год и рассчитано на 34 час. В календарно-тематическом планировании фактическая дата может быть скорректирована за счет индивидуальной самостоятельной работы с: учетом учебных возможностей класса, карантинными мероприятиями, актированными днями, изменениями в расписании и другими форс-мажорными обстоятельствами.
Особенности контингента учащихся 4 «а» класса МБОУ СОШ №18, в котором реализуется данная программа (характеристика класса на начало учебного года): основная часть учащихся данного класса отличается высоким уровнем работоспособности. Познавательная активность высокая. Выражена высокая мотивация к изучению предмета. Ученики данного класса показали следующие результаты по предмету за третий класс: 100 % качество знаний. С учётом такой специфики класса составлена программа на 4 класс: совершенствуются и углубляются уже приобретенные в процессе изучения изобразительного искусства умения применять средства художественной выразительности (цвет, линия, объём, ритм, форма, пропорция, пространство, композиция, фактура), продолжать работу по формированию применения в графике, живописи, декоративно – прикладных работах. Настоящая рабочая программа учитывает систему обучения класса, в котором будет осуществляться учебный процесс, направленный на общее развитие учащихся.
Текущий контроль и промежуточная аттестация проводятся в соответствии с Положением «О форме, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся» (приказ №285 от 27.08.15г.) (с последующими изменениями)
2. Предметные результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- применять в выполнении творческих работ: элементы орнаментов; алгоритм работы при создании изделий декоративно-прикладного искусства;
− создавать композиции из природных материалов, изделия художественных промыслов, декоративные композиции;
− использовать: приемы кистевого мазка различных видов декоративно-прикладного искусства, приемы работы с художественными и природными материалами;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- применять в выполнении творческих работ: выразительные средства живописи, принципы смешивания цветов, принципы композиционного построения, основные и составные цвета, теплые и холодные цвета, хроматические и ахроматические цвета, тональные отношения;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
- выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим- ансамблям древнерусских городов;
- умение приводить примерыпроизведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека
В результате изучения изобразительного искусства в начальной школе у выпускников будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства. Начнут развиваться образное мышление и воображение, учебно-творческие способности, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру и художественный вкус. Учащиеся овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве.
Выпускники смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности. Они научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач.
3. Содержание учебного предмета
4 класс (34 ч.)
Истоки родного искусства (9)
Пейзаж родной земли. Гармония жилья с природой . Образ красоты человека. Народные праздники. Обобщающий урок.
Древние города нашей земли (9)
Древнерусский город – крепость. Древние соборы. Древний город и его жители. Древнерусские воины – защитники. Города Русской земли. Узоречье в теремах. Праздничный пир в теремных палатах.
Каждый народ-художник (9)
Страна восходящего солнца. Искусство народов гор и степей. Образ художественной культуры Средней Азии. Образ художественной культуры Древней Греции. Образ художественной культуры средневековой Западной Европы. Многообразие художественных культур в мире.
Искусство объединяет народы (7)
Все народы воспевают материнство. Все народы воспевают мудрость старости. Сопереживание- великая тема искусства. Герои, борцы и защитники. Юность и надежды.
4. Календарно – тематическое планирование
№ | Тема урока | Характеристика видов деятельности обучающихся | Дата | |
план | коррекция | |||
Истоки родного искусства (9 ч) | ||||
1 | Пейзаж родной земли. РЭК | Характеризовать красоту природы родного края. Характеризовать особенности красоты природы разных климатических зон. Изображать характерные особенности пейзажа родной природы. Использовать выразительные средства живописи для создания образов природы. Изображать российскую природу (пейзаж) | | |
2 | Гармония жилья с природой Деревня. Деревянный мир. | Использовать выразительные средства живописи для создания образов природы. Изображать российскую природу (пейзаж) | | |
3 | Деревня. Деревянный мир. | Рассуждать о роли природных условий в характере традиционной культуры народа. Рассказывать об избе, как образе традиционного русского дома. Рассказывать о воплощении в конструкции и декоре избы космогонических представлений — представлений о порядке и устройстве мира. Объяснять конструкцию избы и назначение её частей. Понимать единство красоты и пользы, единство функциональных и духовных смыслов. Рассказывать об украшениях избы и их значениях. Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Изображать избу или моделировать её из бумаги (объём, полуобъём). Использовать материалы: гуашь, кисти, бумага; ножницы, резак. | | |
4 | Образ русского человека (женский образ) | Объяснять представление народа о красоте человека, связанное с традициями жизни и труда в определенных природных и исторических условиях. Приобретать опыт эмоционального восприятия традиционного народного костюма. Размышлять о традиционной одежде как о выражении образа красоты человека. Рассматривать женский праздничный костюм как концентрацию народных представлений об устройстве мира. | | |
5 | Образ русского человека (мужской образ) | Характеризовать и эстетически оценивать образы человека- труженика в произведениях художников (А. Венецианов, И. Аргунов, В. Суриков, В. Васнецов, В. Тропинин, 3. Серебрякова, Б. Кустодиев). Рассуждать об образе труда в народной культуре.Изображать сцены труда из крестьянской жизни | | |
6 | Народные праздники | Рассказывать о празднике как о народном образе радости и счастливой жизни. Понимать роль традиционных народных праздников в жизни людей. Изображать календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарка; народные гулянья, связанные с приходом весны или концом страды и др., используя гуашь, кисти, листы бумаги (или обои) | | |
7 | Народные праздники | Воспринимать и характеризовать образ народного праздника в изобразительном искусстве (Б. Кустодиев, К. Юон, Ф. Малявин и др.). | | |
8 | Народные праздники | | | |
9 | Обобщение темы «Истоки родного искусства» | Выставка работ. Обсуждение. | | |
. Древние города нашей земли (9 часов) | ||||
10 | Древнерусский город крепость. | Понимать и объяснять роль и значение древнерусской архитектуры. Знать конструкцию внутреннего пространства древнерусского города (кремль, торг, посад). Анализировать роль пропорций в архитектуре, понимать образное значение вертикалей и горизонталей в организации городского пространства. Понимать значения слов «вертикаль» и «горизонталь» | | |
11 | Древние соборы (местный храм 19 век) | Раскрывать особенности конструкции и символики древнерусского каменного храма, объяснять смысловое значение его частей. Называть значение постройки, украшения и изображения в здании храма. | | |
12 | Древний город и его жители | Называть основные структурные части города: Кремль, торг, посад. Рассказывать о жителях древнерусских городов, о соответствии их одежды архитектурно-предметной среде. Вариант задания: изображение древнерусского города (внешний или внутренний вид города). | | |
13 | Древнерусские воины-защитники | Рассказывать об образе жизни людей древнерусского города; о князе и его дружине, о торговом люде. Характеризовать одежду и оружие воинов: их форму и красоту. Определять значение цвета в одежде, символические значения орнаментов. Изображать древнерусских воинов, княжескую дружину. Использовать материалы: гуашь и кисти или мелки, бумагу | | |
14 | Города Русской земли | Определять общий характер и архитектурное своеобразие разных городов. Рассказывать о старинном архитектурном образе Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля (или других территориально близких городов). Характеризовать особый облик города, сформированный историей и характером деятельности жителей. | | |
15 | Города Русской земли | | | |
16 | Узоречье теремов. | Рассказывать о росте и изменении назначения городов — торговых и ремесленных центров. Иметь представление о богатом украшении городских построек, о теремах, княжеских дворцах, боярских палатах, городских усадьбах. Объяснять отражение природной красоты в орнаментах (преобладание растительных мотивов). Изображать интерьер теремных палат. | | |
17 | Праздничный пир в теремных палатах | Объяснять роль постройки, украшения и изображения в создании образа древнерусского города. Изображать праздник в интерьере царских или княжеских палат, участников пира (бояр, боярынь, музыкантов, царских стрельцов, прислужников). Изображать посуду на праздничных столах. Использовать материалы: гуашь, кисти, бумагу, ножницы, клей | | |
18 | Рождественские гуляния | Изображение народного праздника | | |
Каждый народ- художник (9 часов) | ||||
19 | Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии | Рассказывать о художественной культуре Японии , как об очень целостной, экзотичной и в то же время вписанной в современный мир. Рассказывать о традиционных постройках: о легких сквозных конструкциях построек с передвижными ширмами, отвечающих потребности быть в постоянном контакте с природой. Изображать природу через характерные детали. | | |
20-21 | Искусство народов гор и степей Образ художественной культуры Хакасии | Рассказывать о разнообразии природы нашей планеты и способности человека жить в самых разных природных условиях. Объяснять связь художественного образа культуры с природными условиями жизни народа. Видеть изобретательность человека в построении своего мира. Называть природные мотивы орнамента, его связь с разнотравным ковром степи. Изображать жизнь в степи и красоты пустых пространств (развитие живописных навыков). Использовать материалы: гуашь, кисти, бумагу | | |
22 | Образ художественной культуры Средней Азии | | | |
23 | Образ художественной культуры Древней Греции | | | |
24 | Образ художественной культуры Древней Греции | | | |
25 | Образ художественной культуры средневековой Западной Европы | Продолжение работы. Изображать жизнь в степи и красоты пустых пространств (развитие живописных навыков). Использовать материалы: гуашь, кисти, бумагу | | |
26 | | | ||
27 | Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы) | Рассказывать о городах в пустыне. Видеть орнаментальный характер культуры. Создавать образ древнего среднеазиатского города (аппликация на цветной бумаге или макет основных архитектурных построек). Использовать материалы: цветная бумагу, мелки, ножницы, клей | | |
Искусство объединяет народы (7ч.) | ||||
28 | Все народы воспевают материнство. РЭК | Рассказывать о своих впечатлениях от общения с произведениями искусства, анализировать выразительные средства произведений. Развивать навыки творческого восприятия произведений искусства и композиционного изображения. Изображать (по представлению) образ матери и дитя, их единства т. е. отношения друг к другу. Использовать материалы: гуашь, кисти или пастель, бумага | | |
29 | Все народы воспевают мудрость старости. | Продолжение работы. Изображать (по представлению) образ матери и дитя, их единства, т. е. отношения друг к другу. Использовать материалы: гуашь, кисти или пастель, бумага | | |
30 | Сопереживание- великая тема искусства | Рассуждать о том, что искусство разных народов несет в себе опыт сострадания, сочувствия, вызывает сопереживание зрителя. Учиться видеть изображение печали и страдания в искусстве. Использовать материалы: гуашь (черная или белая), кисти, бумага | | |
31 | Герои, бойцы и защитники. РЭК | Рассуждать о том, что все народы имеют своих героев-защитников и воспевают их в своем искусстве. | | |
32 | Юность и надежды | Рассуждать о том, что в искусстве всех народов присутствуют мечта, надежда на светлое будущее, радость молодости и любовь к своим детям. Выполнять изображение радости детства, мечты о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях. Использовать материалы: гуашь, кисти или мелки, бумага | | |
33-34 | Искусство народов мира. РЭК Выставка работ (годовая) | Рассказывать об особенностях художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, об особенностях понимания ими красоты. Объяснять, почему многообразие художественных культур (образов красоты) является богатством и ценностью всего мира. Обсуждать и анализировать свои работы и работы одноклассников с позиций творческих задач, с точки зрения выражения содержания в работе. | | |
5. Список литературы
Учебно-методические пособия, обеспечивающие изучение/преподавание учебного предмета:
Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс: Л.А.Неменская; под ред. Б.М.Неменского.- Просвещение.