Рабочая программа по изобразительному искусству в 4 классе (УМК под ред. Б. М. Неменского)

0
0
Материал опубликован 6 November 2020 в группе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА АБАКАНА «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №18»



РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

учителей начальных классов

протокол от 29.08.2020г. №1

СОГЛАСОВАНО

ШМС протокол

от 30.08.2020г. №1

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора

МБОУ «СОШ №18»

от 30.08.2020 Приказ № 281


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по изобразительному искусству

4 «а» класс



Составитель: Белякова Наталья Геннадьевна




















Абакан, 2020



1. Пояснительная записка

Данная рабочая программа изобразительного искусства разработана на основе:

Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (приказ от 29 декабря 2012 г. № 273) (с последующими изменениями)

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ от 6 октября 2009 г. № 373)

(с последующими изменениями)

Основной Образовательной программы НОО МБОУ «СОШ №18» (приказ от 29.08.2019 №260) (с последующими изменениями)

Работа по данному курсу обеспечена учебниками, включенными в федеральный перечень учебников, рекомендованных Минобрнауки России к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях: Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс: Л.А.Неменская; под ред. Б.М.Неменского.- Просвещение

Целями уроков изобразительного искусства в начальной школе являются: формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира; воспитание нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, к искусству своего народа, многонациональной культуре.

Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:

-создать условие для воспитания устойчивого интереса к изобразительному творчеству, уважения к культуре и искусству разных народов, способности проявления себя в искусстве; обогащения нравственных качеств и формирование художественных и эстетических предпочтений.

- развивать творческий потенциал ребенка в условиях активации воображения и фантазии; желание привносить в окружающую действительность красоту; навыки сотрудничества в художественной деятельности ;

- научить разным видам пластических искусств: живописи, графики, декоративно – прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

- научить пользоваться выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения детей.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам. В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом логики учебного процесса.

В программе нашло отражение принципа преемственности: программа предусматривает изучение материала по «восходящей спирали», т.е. периодическое возвращение к определённым темам на более высоком и сложном уровне; постепенного освоения закономерных связей и отношений между предметами и явлениями, соответствующие возрастным возможностям ребенка; последовательное формирование УУД и готовность к дальнейшему их использованию в учебной, познавательной и социальной практике на последующем уровне.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литературное чтение, технология), что позволяет выполнять развивающую функцию, необходимую для всестороннего и целостного развития личности учащихся, развития интересов, мотивов, потребностей к познанию.

С целью углубления и развития знаний учащихся о национальных и региональных особенностях Республики Хакасия, региональный и этнокультурный компонент представлен следующим вариантом: изучается интегрировано через включение в содержание уроков исторических, научно- познавательных фактов о республике Хакасия.

В соответствии с Учебным планом МБОУ «СОШ №18» на предмет «Изобразительное искусство» в четвертом классе отводится 1 ч в неделю. Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 4 «а» классе составлено с учётом производственного календаря на 2019-2020 учебный год и рассчитано на 34 час. В календарно-тематическом планировании фактическая дата может быть скорректирована за счет индивидуальной самостоятельной работы с: учетом учебных возможностей класса, карантинными мероприятиями, актированными днями, изменениями в расписании и другими форс-мажорными обстоятельствами.

Особенности контингента учащихся 4 «а» класса МБОУ СОШ №18, в котором реализуется данная программа (характеристика класса на начало учебного года): основная часть учащихся данного класса отличается высоким уровнем работоспособности. Познавательная активность высокая. Выражена высокая мотивация к изучению предмета. Ученики данного класса показали следующие результаты по предмету за третий класс: 100 % качество знаний. С учётом такой специфики класса составлена программа на 4 класс: совершенствуются и углубляются уже приобретенные в процессе изучения изобразительного искусства умения применять средства художественной выразительности (цвет, линия, объём, ритм, форма, пропорция, пространство, композиция, фактура), продолжать работу по формированию применения в графике, живописи, декоративно – прикладных работах. Настоящая рабочая программа учитывает систему обучения класса, в котором будет осуществляться учебный процесс, направленный на общее развитие учащихся.

Текущий контроль и промежуточная аттестация проводятся в соответствии с Положением «О форме, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся» (приказ №285 от 27.08.15г.) (с последующими изменениями)

2. Предметные результаты освоения учебного предмета

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

- применять в выполнении творческих работ: элементы орнаментов; алгоритм работы при создании изделий декоративно-прикладного искусства;

создавать композиции из природных материалов, изделия художественных промыслов, декоративные композиции;

использовать: приемы кистевого мазка различных видов декоративно-прикладного искусства, приемы работы с художественными и природными материалами;

- понимание образной природы искусства;

- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;


- применять в выполнении творческих работ: выразительные средства живописи, принципы смешивания цветов, принципы композиционного построения, основные и составные цвета, теплые и холодные цвета, хроматические и ахроматические цвета, тональные отношения;

- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отно­шение к природе, человеку, обществу;

- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

- умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;

- выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим- ансамблям древнерусских городов;

- умение приводить примерыпроизведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека

В результате изучения изобразительного искусства в начальной школе у выпускников будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства. Начнут развиваться образное мышление и воображение, учебно-творческие способности, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру и художественный вкус. Учащиеся овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве.

Выпускники смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности. Они научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач.



3. Содержание учебного предмета

4 класс (34 ч.)

Истоки родного искусства (9)

Пейзаж родной земли. Гармония жилья с природой . Образ красоты человека. Народные праздники. Обобщающий урок.

Древние города нашей земли (9)

Древнерусский город – крепость. Древние соборы. Древний город и его жители. Древнерусские воины – защитники. Города Русской земли. Узоречье в теремах. Праздничный пир в теремных палатах.

Каждый народ-художник (9)

Страна восходящего солнца. Искусство народов гор и степей. Образ художественной культуры Средней Азии. Образ художественной культуры Древней Греции. Образ художественной культуры средневековой Западной Европы. Многообразие художественных культур в мире.

Искусство объединяет народы (7)

Все народы воспевают материнство. Все народы воспевают мудрость старости. Сопереживание- великая тема искусства. Герои, борцы и защитники. Юность и надежды.


4. Календарно – тематическое планирование




Тема урока


Характеристика видов деятельности обучающихся

Дата

план

коррекция


Истоки родного искусства (9 ч)

1


Пейзаж родной земли. РЭК

Характеризовать красоту при­роды родного края. Характери­зовать особенности красоты природы разных климатических зон. Изображать характерные особенности пейзажа родной природы. Использовать выра­зительные средства живописи для создания образов природы. Изображать российскую приро­ду (пейзаж)



2


Гармония жилья с природой Деревня. Деревянный мир.

Использовать выразительные средства живописи для созда­ния образов природы. Изобра­жать российскую природу (пей­заж)



3


Деревня. Деревянный мир.

Рассуждать о роли природных условий в характере традици­онной культуры народа. Рас­сказывать об избе, как образе традиционного русского дома. Рассказывать о воплощении в конструкции и декоре избы кос­могонических представлений — представлений о порядке и уст­ройстве мира. Объяснять кон­струкцию избы и назначение её частей. Понимать единство красоты и пользы, единство функцио­нальных и духовных смыслов. Рассказывать об украшениях избы и их значениях. Характе­ризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Изображать избу или моделировать её из бумаги (объём, полуобъём). Использо­вать материалы: гуашь, кисти, бумага; ножницы, резак.



4


Образ русского человека (женский образ)

Объяснять представление на­рода о красоте человека, свя­занное с традициями жизни и труда в определенных природ­ных и исторических условиях. Приобретать опыт эмоциональ­ного восприятия традиционного народного костюма. Размышлять о традиционной одежде как о выражении образа красоты че­ловека. Рассматривать женский празд­ничный костюм как концентра­цию народных представлений об устройстве мира.



5


Образ русского человека (мужской образ)

Характеризовать и эстетически оценивать образы человека- труженика в произведениях ху­дожников (А. Венецианов, И. Аргунов, В. Суриков, В. Вас­нецов, В. Тропинин, 3. Сереб­рякова, Б. Кустодиев). Рассуж­дать об образе труда в народ­ной культуре.Изображать сцены труда из крестьянской жизни



6


Народные праздники

Рассказывать о празднике как о народном образе радости и счастливой жизни. Понимать роль традиционных народных праздников в жизни людей. Изображать календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарка; народные гу­лянья, связанные с приходом весны или концом страды и др., используя гуашь, кисти, листы бумаги (или обои)



7


Народные праздники

Воспринимать и характеризо­вать образ народного праздни­ка в изобразительном искусстве (Б. Кустодиев, К. Юон, Ф. Малявин и др.).



8

Народные праздники



9

Обобщение темы «Истоки родного искусства»

Выставка работ. Обсуждение.



. Древние города нашей земли (9 часов)

10


Древнерусский город крепость.

Понимать и объяснять роль и зна­чение древнерусской архитектуры. Знать конструкцию внутреннего про­странства древнерусского города (кремль, торг, посад). Анализировать роль пропорций в архитектуре, понимать образное зна­чение вертикалей и горизонталей в ор­ганизации городского пространства. Понимать значения слов «верти­каль» и «горизонталь»



11


Древние соборы (местный храм 19 век)

Раскрывать особенности конструкции и символики древне­русского каменного храма, объ­яснять смысловое значение его частей. Называть значение постройки, украшения и изображения в здании храма.



12


Древний город и его жители

Называть основные структур­ные части города: Кремль, торг, посад. Рассказывать о жителях древ­нерусских городов, о со­ответствии их одежды архитек­турно-предметной среде. Ва­риант задания: изображение древнерусского города (внеш­ний или внутренний вид города).



13


Древнерусские воины-защитники

Рассказывать об образе жизни лю­дей древнерусского города; о князе и его дружине, о торговом люде. Характеризовать одежду и ору­жие воинов: их форму и красоту. Определять значение цвета в одежде, символические значе­ния орнаментов. Изображать древнерусских воинов, княжескую дружину. Использовать материалы: гу­ашь и кисти или мелки, бумагу



14


Города Русской земли

Определять общий характер и архитектурное своеобразие разных городов.

Рассказывать о старинном ар­хитектурном образе Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля (или других территориально близких городов). Характеризовать особый облик города, сформированный исто­рией и характером деятель­ности жителей.



15

Города Русской земли



16


Узоречье теремов.


Рассказывать о росте и изме­нении назначения городов — торговых и ремесленных цент­ров. Иметь представление о богатом украшении городских построек, о теремах, княжеских дворцах, боярских палатах, го­родских усадьбах. Объяснять отражение природ­ной красоты в орнаментах (преобладание растительных мотивов). Изображать интерьер теремных палат.



17


Праздничный пир в теремных палатах

Объяснять роль постройки, ук­рашения и изображения в соз­дании образа древнерусского города. Изображать праздник в интерь­ере царских или княжеских па­лат, участников пира (бояр, боярынь, музыкантов, царских стрельцов, прислужников). Изо­бражать посуду на праздничных столах. Использовать материалы: гу­ашь, кисти, бумагу, ножницы, клей



18

Рождественские гуляния

Изображение народного праздника



Каждый народ- художник (9 часов)

19


Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии

Рассказывать о художествен­ной культуре Японии , как об очень целостной, экзотичной и в то же время вписанной в со­временный мир. Рассказывать о традиционных постройках: о легких сквозных конструкциях построек с пере­движными ширмами, отвечаю­щих потребности быть в посто­янном контакте с природой. Изображать природу через ха­рактерные детали.



20-21


Искусство народов гор и степей

Образ художественной культуры Хакасии

Рассказывать о разнообразии природы нашей планеты и спо­собности человека жить в самых разных природных условиях. Объяснять связь художествен­ного образа культуры с при­родными условиями жизни на­рода. Видеть изобретательность чело­века в построении своего мира. Называть природные мотивы орнамента, его связь с разно­травным ковром степи. Изображать жизнь в степи и кра­соты пустых пространств (раз­витие живописных навыков). Использовать материалы: гу­ашь, кисти, бумагу



22


Образ художественной культуры Средней Азии



23


Образ художественной культуры Древней Греции



24

Образ художественной культуры Древней Греции




25

Образ художественной культуры средневековой Западной Европы

Продолжение работы. Изображать жизнь в степи и красоты пустых пространств (развитие живописных навыков). Использовать материалы: гу­ашь, кисти, бумагу



26



27


Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы)

Рассказывать о городах в пустыне. Видеть орнаментальный харак­тер культуры.

Создавать образ древнего среднеазиатского города (аппликация на цветной бумаге или макет основных архитек­турных построек). Использовать материалы: цветная бумагу, мелки, ножни­цы, клей



Искусство объединяет народы (7ч.)

28


Все народы воспевают материнство. РЭК

Рассказывать о своих впечат­лениях от общения с произве­дениями искусства, анализиро­вать выразительные средства произведений. Развивать навыки творческого восприятия произведений ис­кусства и композиционного изо­бражения.

Изображать (по представле­нию) образ матери и дитя, их единства т. е. отноше­ния друг к другу. Использовать материалы: гуашь, кисти или пастель, бумага



29


Все народы воспевают мудрость старости.

Продолжение работы. Изображать (по представле­нию) образ матери и дитя, их единства, т. е. отноше­ния друг к другу. Использовать материалы: гу­ашь, кисти или пастель, бумага



30

Сопереживание- великая тема искусства

Рассуждать о том, что искусст­во разных народов несет в себе опыт сострадания, сочувствия, вызывает сопереживание зри­теля. Учиться видеть изображение печали и страдания в искус­стве. Использовать материалы: гу­ашь (черная или белая), кисти, бумага



31


Герои, бойцы и защитники. РЭК

Рассуждать о том, что все на­роды имеют своих героев-защитников и воспевают их в своем искусстве.



32


Юность и надежды

Рассуждать о том, что в искус­стве всех народов присутст­вуют мечта, надежда на свет­лое будущее, радость молодо­сти и любовь к своим детям. Выполнять изображение радо­сти детства, мечты о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях. Использовать материалы: гуашь, кисти или мелки, бумага



33-34


Искусство народов мира. РЭК


Выставка работ (годовая)

Рассказывать об особенностях художественной культуры раз­ных (знакомых по урокам) на­родов, об особенностях пони­мания ими красоты. Объяснять, почему многообра­зие художественных культур (образов красоты) является богатством и ценностью всего мира. Обсуждать и анализировать свои работы и работы одно­классников с позиций творче­ских задач, с точки зрения вы­ражения содержания в работе.




5. Список литературы

Учебно-методические пособия, обеспечивающие изучение/преподавание учебного предмета:

Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс: Л.А.Неменская; под ред. Б.М.Неменского.- Просвещение.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации