Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класса (УМК «Начальная школа 21 века»)
Рабочая программа
по изобразительному искусству 3 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе нормативных документов, регламентирующих деятельность учителя начальных классов Федеральный уровень:
Федерального государственного стандарта начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10 2009г. №373).
Авторская программа В. С. Кузин, С. П. Ломов, Е. В. Шорохов, С. Е. Игнатьев, П. Ю. Коваленко – М. : Дрофа, 2008.
Примерная программа по учебным предметам. Начальная школа. – М.:Просвещение,2011.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Место предмета в базисном учебном плане
В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» в 3 классе отводится 34 часа в год, 1час в неделю.
Учебно-методический комплект
№ п/п | Название пособия | Год | Класс | Авторы |
1 | Изобразительное искусство. 3 класс: учебник с мультимедийным приложением. – М.: Дрофа, | 2012 | 3 | Кузин, В. С., Кубышкина, Э. И. |
2 | Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь | 2012 | 3 | Богатырёва В. Я. |
3 | Изобразительное искусство. 1—4 классы. Программа для общеобразовательных учреждений. | 2011 | 1-4 | Ломов С.П. и др |
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»
Личностные результаты
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование основ гражданственности, любви к семье, уважение к людям и своей стране; воспитание чувства гордости за свою Родину, уважения к традициям и культуре других народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных способностей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сврстниками;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной- овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения художественных и познавательных задач;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей;
формирование умения слушать собеседника и вести диалог, осуществлять совместную деятельность.
Предметные результаты
- формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека;
- формирование основ художественной культуры, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
- овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
- овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ; развитие способности к созданию на доступном уровне сложности выразительного художественного образа.
Содержание программы
«Рисование с натуры (рисунок, живопись)» (7ч)
Рисование с натуры различных объектов действительности с передачей объема — трехмерное линейное и светотеневое изображение. Передача в рисунках пропорций, строения, общего пространственного расположения объектов. Определение гармоничного сочетания цветов в окраске предметов, использование приемов «перехода цвета в цвет», «вливания цвета в цвет».
Рисование листьев деревьев, насекомых, машин, игрушек, цветов, натюрмортов.
«Рисование на темы, по памяти и представлению»(17 ч)
Совершенствование умений выполнять рисунки композиций на темы окружающей жизни, исторических, фантастических сюжетов, иллюстрирование литературных произведений. Передача в рисунках общего пространственного расположения объектов, их смысловой связи в сюжете и эмоционального отношения к изображаемым событиям. Использование цвета как ведущего элемента тематической композиции.
«Декоративная работа» (7 ч)
Углубленное знакомство с народным декоративно прикладным искусством; художественной росписью
по металлу (Жостово) и по дереву (Городец), изготовлением набивных платков (Павловский Посад). Ознакомление с русской глиняной и деревянной игрушкой, искусством лаковой миниатюры (Мстера). Упражнения на выполнение простейших приемов кистевой росписи в изображении декоративных цветов, листьев, ягод и трав.
Выполнение эскизов предметов, в украшениях, которых применяются декоративные мотивы, используемые народными мастерами.
Графический дизайн в исполнении поздравительных открыток и карнавальных масок.
Составление простейших мозаичных панно из кусочков цветной бумаги на мотивы осенней, зимней и весенней природы, на сюжеты русских народных сказок и басен.
«Лепка»(3 ч),
Лепка фигуры человека, зверей и птиц с натуры, по памяти или по представлению. Лепка тематических композиций по темам сюжетов быта и труда человека — «Почтальон», «Продавщица мороженого», «Столяр за работой» и т. п.
«Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас».
Основные темы бесед (проводятся в процессе занятий):
виды изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство) и архитектура;
наша Родина – Россия – в произведениях изобразительного искусства;
Москва в изобразительном искусстве;
старинные города России в творчестве художников;
тема материнской любви и нежности в творчестве художников;
красота родной природы в творчестве русских художников («Порыв ветра, звук дождя, плеск воды и кисть художника», «Облака на рисунках и в живописи», «Красота моря в произведениях художников»);
действительность и фантастика в произведениях художников; сказка в изобразительном искусстве;
красота народного декоративно-прикладного искусства, выразительные средства декоративно-прикладного искусства; охрана исторических памятников народного искусства; орнаменты народов России;
музеи России
Рекомендуемые произведения
Айвазовский И. Чёрное море; Феодосия. Закат солнца,
Алексеев Ф. Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы. 1794год; Вид Московского Кремля и Каменного моста, 1810е годы.Антокольский М.Пётр I.
Бубнов А.Утро на Куликовом поле.
Ван Гог. Подсолнухи; Кипарисы на фоне звёздного неба; Мосты в Аньере; Звёздная ночь над рекой Рона; Звёздная ночь; Ветка цветущего миндаля.
Васильев Ф. После грозы; Кучевое облако.
Васнецов А. Основание Москвы; Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века; На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века.
Васнецов В. Автопортрет; Палата царя Берендея. Эскиз декорации к опере Н. Римского Корсакова«Снегурочка»; Брусила и берендеиребята; Снегурочка и Лель.
Ватагин В. Ягуар.
Ватто А. Жиль (Пьеро).
Врубель М. Интерьеры усадьбы Абрамцево.
Герасимов С. Лёд прошёл.
Головин А. Эскиз декорации к балету «Жарптица».
Грицай А. В Жигулях. Бурный день.
Дейнека А. Вечер; Тракторист.
Дубовской Н. Родина.
Дюрер А. Кролик.
Захаров Г. Улица Чехова. Москва.
Основные содержательные линии
В программе выделены три содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».
Тематическое планирование
| Название разделов и тем | Всего часов |
I | Рисование с натуры | 7 ч |
II | Рисование на темы, по памяти, по представлению | 17 ч |
III | Декоративная работа. Дизайн. | 7ч |
IV | Лепка | 3 ч |
V | Беседы | проводятся в процессе занятий |
Календарно-тематический план по изобразительному искусству.
№ | Наименование разделов и тем | Виды уроков | Основные виды учебной деятельности | Требования к уровню подготовки учащихся | Дата | |
| I четверть «И снова осень к нам пришла» - 8ч | |||||
1 | Прощаемся с тёплым летом. Рисование по памяти и по представлению. | Рисование по памяти | Последовательность выполнения рисунка насекомого. Самостоятельная работа. | Знать: названия главных и составных цветов, правила смешения цветов, о цветовом контрасте. Уметь: отражать в рисунке природные явления; анализировать форму, цвет, пропорции и пространственное расположение предметов; высказывать свои впечатления о сказочных сюжетах в изобразительном искусстве; рассказывать о художниках – иллюстраторах, их творчестве. | | |
2 | Осенние листья сложной формы (карандаш, акварель). Рисование с натуры. | Рисование с натуры | Анализ произведений изобразительного искусства. Выполнение рисунков листьев дуба и клена . | | ||
3 | Осенние листья сложной формы (пластилин). Лепка с натуры. | Лепка | Анализ произведений изобразительного искусства. Выполнять работу с помощью пластилина. | | ||
4 | Русская матрёшка в осеннем уборе (карандаш). Декоративное рисование | Декоративное рисование | Анализ произведений декоративно-прикладного искусства. Выполнение рисунка матрешки (карандаш) | Знать: названия главных и составных цветов, правила смешения цветов, о цветовом контрасте. Уметь: отражать в рисунке природные явления; анализировать форму, цвет, пропорции и пространственное расположение предметов; высказывать свои впечатления о сказочных сюжетах в изобразительном искусстве; рассказывать о художниках – иллюстраторах, их творчестве. | | |
5 | Русская матрёшка в осеннем уборе (гуашь). Декоративное рисование | Декоративное рисование | Матрешки из Загорска, Семенова, Полох-Майдана. Выполнение рисунка матрешки (гуашь).Названия главных и составных цветов, правила смешения цветов. | | ||
6 | Дары осеннего сада и огорода (пластилин). Лепка с натуры и по представлению. | Лепка | Осенние работы в саду и огороде. Анализ произведений изобразительного искусства. | | ||
7 | Мы осенью готовимся к зиме (карандаш, гуашь). Выполнение рисунка варежки с орнаментом | Декоративное рисование Дизайн | Свободно работать карандашом – без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги. Разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность. Анализ творчества В.М Васнецова, М.А. Врубеля, И.Я. Билибина. Изовикторина. | | ||
8 | Продолжение работы. Беседа «Сказка в произведениях русских художников». | Декоративное рисование Дизайн | | |||
| II четверть. «В мире сказок» - 8ч | |||||
9 | По дорогам сказки. Иллюстрирование «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина (карандаш). | Тематическое рисование | Анализ произведений изобразительного искусства. Художественное конструирование и оформление книг. Рисование понравившегося эпизода из сказки (карандаш, гуашь). | Знать: понятие «иллюстрация»; о связи художественного оформления декоративно – прикладного искусства с его практическим назначением. Правила смешения цветов. Уметь: выполнять иллюстрацию к сказке; анализировать произведение изобразительного искусства; самостоятельно составлять композицию, разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность, применять приёмы рисования кистью. | | |
10 | Иллюстрирование «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина (гуашь). | Тематическое рисование | | |||
11 | Животные на страницах книг. Игрушка «Золотая рыбка» (карандаш, гуашь). | Рисование с натуры | Выполнение с натуры рисунка рыбки в цвете (гуашь). | | ||
12 | В сказочном подводном царстве | Лепка | Создание картин подводного царства | | ||
13 | Беседа «Произведения народно-прикладного искусства. Орнаментальная роспись» Конструкция и декор «Где живут сказочные герои» | Тематическое рисован., по представлению | Анализ произведений изобразительного искусства. Выполнение рисунка в цвете. Дом(замок) для сказочного героя. | Применять приёмы рисования кистью. Правила смешения цветов. Знать названия главных и составных цветов, правила смешения цветов. | | |
14 | Сказочный букет (карандаш, гуашь). Декоративная работа. | Декоративное рисование | Анализ произведений изобразительного искусства. Эскиз росписи посуды (гуашь). | | ||
15 | Готовим наряд для сказочной елки (карандаш, акварель). Декоративная работа | Декоративное рисование Дизайн | Выполнение рисунка елочных игрушек | | ||
16 | Готовим наряд для сказочной елки (гуашь). | Рисование с натуры по памяти и по представлению | Эскиз новогодней маски (гуашь) | Конструировать маску, костюм из подручных материалов. | | |
| III четверть «Красота в умелых руках» -11ч | |||||
17 | Дорогая моя столица. Архитектура столицы. Беседа «Образ Москвы в произведениях русских художников». | Рисование по памяти и по представлению | Анализ особенностей архитектуры Московского Кремля. Выполнение рисунка строящегося дома (акварель). | Знать: особенности архитектуры Московского Кремля; понятие и сущность светотени и её градацию; произведения декоративно – прикладного искусства; традиции народного творчества. Передача простых форм, общее пространственное положение. | | |
18 | Зимний город. Городские и сельские стройки (карандаш). Рисование по памяти и по представлению | Рисование по памяти и по представлению | | |||
19 | Городские и сельские стройки (акварель). Рисование по памяти и по представлению | Рисование по памяти и по представлению | | |||
20 | Терем расписной. Беседа «Народные промыслы в России» | Декоративное рисование | Анализ произведений изобразительного искусства. Рисунок с изображением родной земли в орнаментальной композиции (гуашь). | Уметь: обсуждать и составлять композицию; выбирать сюжет для рисования; выполнять рисунок с изображением богородской игрушки; | | |
21 | Весёлые игрушки (карандаш, гуашь). | Рисование с натуры. | Выполнение рисунка богородской игрушки (карандаш, гуашь). | | ||
22 | Красота в быту людей. Создаём красивые узоры для подарка маме или бабушке (орнамент, карандаш). | Тематическое рисование | Анализ произведений изобразительного искусства. Эскиз салфетки (карандаш, гуашь). | Знать особенности композиции в квадрате. Уметь: обсуждать и составлять композицию; выполнять элементы хохломской росписи – ягодки, травинки, кудринки, листочка. | | |
23 | Беседа «Образ женщины в живописи» Создаём красивые узоры для подарка маме или бабушке (орнамент, гуашь). | Тематическое рисование | | |||
24 | Домашние животные (карандаш). Рисование с натуры по памяти и по представлению. | Рисование с натуры по памяти | Анализ произведений изобразительного искусства. Анализ окраски животного (зайца). Рисунок любимого домашнего животного по памяти и представлению. | Знать: понятие и сущность светотени и её градацию; произведения декоративно – прикладного искусства; традиции народного творчества. Уметь: обсуждать и составлять композицию; правильно передавать в рисунке пропорции фигуры человека; выбирать сюжет для рисования. | | |
25 | Звери и птицы в городе.(акварель) Беседа «Образы зверей и птиц в произведениях художников» | Рисование с натуры по памяти | | |||
26 | Иллюстрирование стихотворения Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» (карандаш). | Тематическое рисование | Выполнение композиции с обязательным присутствием человека – деда Мазая (карандаш). | Уметь: обсуждать и составлять композицию; правильно передавать в рисунке пропорции фигуры человека; выбирать сюжет для рисования. Знать: понятие и сущность светотени и её градацию; произведения декоративно – прикладного искусства; традиции народного творчества. | | |
27 | Иллюстрирование стихотворения Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» (акварель). | Тематическое рисование | | |||
| IV четверть. «Пусть всегда будет солнце» - 7ч | |||||
28 | Родная природа. Аппликация «Облака». Беседа «Небо и море в произведениях русских художников» | Тематическое рисование | Анализ фотографий, произведений изобразительного искусства. Выполнение рисунка космонавта (акварель). | Уметь: выполнять работу в контрастном колорите; передавать пространственное положение; наблюдать, замечать в природе прекрасное, сравнивать с изображённым на полотнах живописцев; анализировать репродукции.Разводить и смешивать краски, ровно закрывать поверхность. Применять приёмы рисования кистью. Правила смешения цветов. | | |
29 | Полет на другую планету (карандаш, акварель). Тематическое рисование | Тематическое рисование | | |||
30 | Весенняя веточка. Ветка вербы Пусть всегда будет солнце . | Рисование с натуры | Анализ формы, строения, пропорций и окраски ветки вербы. Рисунок вербы с натуры (акварель). | | ||
31 | Рисование на тему «Праздничный салют». | Тематическое рисование | Анализ произведений изобразительного искусства. Выполнение композиции (два мальчика и девочка в центре) (карандаш, гуашь ). | Знать: понятие композиции, общее пространственное положение предметов, пропорции и очертания. Уметь: выполнять работу в контрастном колорите; передавать пространственное положение; выполнять рисунок схематично, детально карандашом, в колорите; наблюдать, замечать в природе прекрасное, сравнивать с изображённым на полотнах живописцев. | | |
32 | Иллюстрирование стихотворения Д. Родари «Всемирный хоровод» | Тематическое рисование | | |||
33 | Пусть всегда будет солнце (карандаш). Беседа: «Весна в произведениях русских художников». | Тематическое рисование | Анализ произведений изобразительного искусства. Беседа о том, как художники воспевали весну в своих картинах. Линейная прорисовка композиции. | Знать: понятие композиции, общее пространственное положение предметов, пропорции и очертания. Уметь: составлять композиции, выполнять работу в контрастном колорите; передавать пространственное положение; выполнять рисунок схематично, детально карандашом, в колорите; наблюдать, замечать в природе прекрасное. | | |
34 | Пусть всегда будет солнце (акварель) Проект. | Тематическое рисование | |