Рабочая программа по русскому языку 3 класс УМК Начальная школа 21 века
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №6 им. М.В. Ломоносова
с углубленным изучением отдельных предметов
городского округа Самара
«РАССМОТРЕНО» на заседании МО учителей начальных классов Руководитель МО _____/Евфимовская А.В./ Протокол №____ «___» _________ 2015 г. |
«ПРОВЕРЕНО» Зам. директора по УВР МБОУ СОШ №6 ____________ /__________/ «___» _________ 2015 г. |
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ СОШ 6 ___________ /С.А.Кручинина/ Приказ № ___ «___» _________ 2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
начального общего образования
уровень программы базовый
для 3 Г, М, И классов
Составители:
Евфимовская А.В., высшая кат.
Григоровских Е.С.,
Долгих Ю.В., первая кат.
Паспорт программы
Класс |
3 |
Предмет |
Русский язык |
Уровень программы |
базовый |
Количество часов в неделю |
5 ч. |
Количество часов в год |
170 ч. |
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями |
ФГОС НОО, примерной основной образовательной программы НОО, ООП НОО МБОУ СОШ №6, примерной программы по предмету в соответствии с ФГОС |
Рабочая программа составлена на основе программы |
Русский язык Иванов С.В. : Вентана-Граф, 2012 |
Учебник |
Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х ч./ С.В. Иванов, А.О. Евдокимова. – М.: Вентана-Граф, 2012 |
Дидактический материал. |
Педагогическая диагностика: русский язык: математика: 3 класс/[Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др.]. – М.: Вентана-Граф, 2015 – Входная диагностическая работа №1 Педагогическая диагностика: русский язык: математика: 3 класс/[Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др.]. – М.: Вентана-Граф, 2015 – Промежуточная диагностическая работа №2 Русский язык: 1-4 классы: программа, планирование, контроль/С.В.Иванов, М.И.Кузнецова, А.О.Евдокимова. – М.: Вентана-Граф, 2013. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе:
- ПООП НОО от 8.04.2015
- Закона об образовании РФ №273-ФЗ ОТ 29.12.2012
- ФГОС НОО от 29.12.2014
- ООП МБОУ СОШ №6
- Предметной программы «Русский язык» Иванов С.В.
Язык играет в жизни общества и каждого человека уникальную роль:
он является основным средством общения между людьми;
с его помощью сохраняется информация, накопленная человечеством в различных областях науки и культуры;
язык является основным средством познания окружающего мира;
владение родным и государственным языком — это один из критериев самоидентификации человека как представителя национальности, народности, государства;
использование языка в различных ситуациях общения свидетельствует о культурном уровне человека.
Русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. То, что знает гражданин Российской Федерации о русском языке, как умеет им пользоваться, в какой степени проявляет интерес к истории и развитию
русского языка, его функционированию в современном мире — во многом определяет его интеллектуальный уровень и социальный статус как члена общества.
Учебный предмет «Русский язык» реализует основную цель обучения: сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка.
Формирование познавательной мотивации осуществляется в процессе достижения предметных целей изучения русского языка — социокультурной и научно-исследовательской.
Социокультурная цель изучения русского языка достигается решением задач развития устной и письменной речи учащихся и формирования у них основ грамотного, безошибочного письма. Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным элементом общей культуры человека. Формируя навыки безошибочного письма, развивая письменную и устную речь учащихся, мы стремимся к тому, чтобы ученик стал культурным человеком.
Для реализации этой цели необходимо учитывать следующее:
грамотное, безошибочное письмо должно формироваться с учетом индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления или репродуктивного воспроизведения полученных знаний;
навык грамотного письма формируется только при регулярном выполнении заданий и упражнений, предусмотренных методическим аппаратом средств обучения;
разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика;
научить правильной речи — это научить правильному отбору языковых средств исходя из условий речевой ситуации.
Научно-исследовательская цель реализуется в процессе ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке. Знакомя учащихся с тем, как устроен язык, на котором они говорят, мы
формируем у них научное представление о системе и структуре родного языка, развиваем логическое и абстрактное мышление младших школьников, представляем родной (русский) язык как часть окружающего мира. Основные задачи организации учебной деятельности для реализации этой цели — нахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня — звук, часть слова (морфема), слово, предложение, а также их классификация и сравнение. При этом важнейшим условием успешного решения поставленных задач является следование закономерностям науки о
языке, что обеспечивает не только сохранение лингвистической логики, но и поступательное развитие языкового мышления ученика. Успешная реализация заявленных целей возможна только при условии осознанной деятельности учащихся на уроке: ученики должны понимать, зачем они знакомятся с основными положениями науки о языке, учатся писать без ошибок и правильно составлять собственные текс ты. Такое осознание возможно только в том случае, если на каждом уроке, при выполнении любого задания или упражнения у учащихся сформулированы следующие целевые установки:
«Я хочу научиться писать без ошибок, правильно говорить и составлять письменные тексты, так как хочу быть культурным человеком»;
«Я хочу узнать, как устроен язык, на котором я говорю, потому что это т язык — часть окружающего меня мира, а научное знание об устройстве мира характеризует меня как современного, образованного человека. Кроме того, русский язык — это государственный язык страны, в которой я живу, родной язык русского народа».
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первый этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным
образованием.
Начальным этапом изучения русского языка в первом классе является курс «Обучение грамоте». Его продолжительность (приблизительно 23 учебных недели, 9 часов в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием букв русского алфавита, учатся соединять их друг с другом, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях.
Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения развиваются речевые умения учащихся, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.
Задачи обучения грамоте решаются как на уроках русского языка, так и на уроках литературного чтения. Чтобы подчеркнуть интегрированный характер периода обучения грамоте, его содержание с учетом специфики этих учебных предметов представлено в программах Русский язык и Литературное чтение. После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, и имеет познавательно — коммуникативную направленность. Это предполагает развитие коммуникативной мотивации, пристальное внимание
к значению и функциям всех языковых единиц. После периода обучения грамоте решаются задачи совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному
виду учебной работы. Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются
параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).
В программе курса «Русский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи». Блоковая подача материала реализуется в учебниках «Русский язык» 2, 3 и 4 классы. Под блоком понимается объединение уроков, реализующих одну цель обучения.
Уроки блока «Как устроен наш язык» реализуют цель ознакомления учеников с основами лингвистических знаний: фонетика, графика и орфоэпия, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис) русского языка. Уроки блока «Правописание» формируют навыки грамотного, безошибочного письма. Уроки блока «Развитие речи» призваны совершенствовать коммуникативные умения учащихся в условиях устного и письменного общения. Такое структурирование курса позволяет успешно реализовать не только цели развития логического и абстрактного мышления, но и решить практические задачи по формированию навыка грамотного, безошибочного письма и развитию речи учащихся, сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик четко осознает, что и с какой целью он выполняет, избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работы.
ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В 1-ом классе минимальное количество часов на изучения предмета «Русский язык» — 54, максимальное — 85. Расчет часов определяется учителем в зависимости от того, когда в конкретном классе закончилось изучение «Букваря. Ч.1». Так, например, при завершении букварного периода в конце 1-го полугодия курс русского языка начинается с первых уроков второго полугодия. В этом случае на изучение русского языка предусмотрено 85 часов. Если изучение «Букваря Ч. 1» завершается к концу третьей четверти, то на изучение русского языка отводится 54 часа.
Во 2-ом, 3-ем и 4-ом классах данной программой предусмотрено изучение предмета «Русский язык» не менее 5 или 4 часов в неделю. Если общеобразовательное учреждение предусматривает в базисном плане 4 ч на изучение предмета «Русский язык», то рекомендуется объединять некоторые
уроки с ознакомительными темами (соответствуют планируемым результатам «Ученик получит возможность научиться»; номера таких уроков размещены в учебниках на зеленом фоне) и использовать резервные уроки. Если в общеобразовательном учреждении ведется обучение на родном (нерусском) языке, а для изучения предмета «Русский язык» используется данная программа и учебники «Русский язык» (авторы С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова и др.), то для освоения материала программы рекомендуется выделить дополнительно 1 или 2 ч из национально-регионального компонента учебного плана.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели
индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
3 класс (5 ч в неделю; 170 часов)
«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (62 ч)
1. Фонетика и графика. Повторение изученного в 1-ом и 2-ом классах на основе фонетического разбора слова. (3 ч)
2. Орфоэпия. Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
3. Состав слова (морфемика). Повторение изученного во 2-ом классе на основе разбора слова по составу. (4 ч)
4. Синтаксис (18 ч) Предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении. Различение главных и второстепенных членов предложения (дополнение, определение, обстоятельство). Наблюдение за однородными членами предложения. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но.
5. Морфология (37 ч)
Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные. Имя существительное: общее значение и употребление в речи. Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Род неизменяемых имен существительных (на примере наиболее употребительных слов). Изменение имен существительных по числам. Изменение имен существительных по падежам. Падеж и предлог: образование предложно-падежной формы. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-ему склонению. Различение собственных и нарицательных имен существительных. Наблюдение за одушевленными и неодушевленными именами существительными. Словообразование имен существительных. Имя прилагательное: общее значение и употребление в речи. Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам. Основные признаки качественных, относительных и притяжательных имен прилагательных. Словообразование имен прилагательных. Местоимение: общее значение и употребление в речи. Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи. Склонение личных местоимений.
«Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (53ч)
Повторение правил правописания, изученных в 1–2-ом классах. Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
приставки, оканчивающиеся на з, с;
соединительные гласные о, е в сложных словах;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой)12;
буквы о, ё после шипящих в корнях слов;
буквы и, ы после ц в различных частях слов;
суффиксы имен существительных –ок, -ец, -иц, сочетания ичк, ечк, инк, енк;
мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;
безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных;
безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных на -ий, -ия, -ие;
буквы о, е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц;
безударные гласные в падежных окончаниях имен прилагательных;
раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
знаки препинания при однородных членах предложения с союзамии, а, но и без союзов.
Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.
«Развитие речи» (30 ч)
1. Устная речь
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Формулировка и аргументирование собственного мнения и позиции в диалоге и дискуссии. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Умение контролировать (устно координировать) действия партнера при проведении парной и групповой работы. Соблюдение норм речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта. Интернет и другие виды и способы связи).
2. Письменная речь
Продолжение работы над структурой текста, начатой во 2-ом классе: озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа. Знакомство с изложением (подробный и выборочный пересказ текста) и сочинением как видами письменной работы. Знакомство с жанром письма. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи (с опорой на материал раздела «Лексика», изученного во 2 классе): использование в текстах многозначных слов, синонимов, антонимов, заимствованных слов, устаревших слов и фразеологизмов.
Резервные уроки (25 ч)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Содержание курса |
Количество часов |
Виды учебной деятельности |
Фонетика и графика |
3 ч. |
Характеризовать различие гласных и согласных звуков. Различать гласные звуки и буквы гласных звуков. Объяснять функцию букв гласных звуков как показателей мягкости предшествующего согласного. Использовать значок транскрипции для решения практических задач. Объяснять различие парных по глухости-звонкости (твёрдости – мягкости) согласных в легкоразличимых случаях. |
Орфоэпия |
изучается во всех разделах курса |
Объяснять назначение знака ударения. Наблюдать смыслоразличительную функцию ударения, устанавливать различие в значении слов. |
Состав слова (морфемика) |
4 ч. |
Различать разные слова и формы одного и того же слова. Употреблять слова в предложении в нужной форме. Изменять формы слов, находить и выделять в них окончание, корень, суффикс, приставку. Наблюдать за неизменяемыми словами. Находить в тексте слова по заданным признакам. |
Синтаксис |
18 ч. |
Находить главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Устанавливать связи между словами в предложении с помощью смысловых вопросов. Различать главные и второстепенные члены предложения. Наблюдать за однородными членами предложения. Использовать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами. Находить и составлять предложения с однородными членами бес союзов и с союзами и, а, но. |
Морфология |
37 ч. |
Делить части речи на самостоятельные и служебные. Различать род имён существительных, изменять их по числам и падежам. Различать падежные и смысловые вопросы. Определять принадлежность имён существительных с 1, 2, 3-му склонению. Различать собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Изменять имена прилагательные по родам, числам и падежам. Употреблять в речи личные местоимения, склонять их. |
Правописание |
53 ч. |
Использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Применять правила правописания. Использовать орфографический словарь учебника. Осуществлять самоконтроль при проверке предложений, текстов. |
Развитие речи |
30 ч. |
Выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения. Соблюдать речевые и орфоэпические нормы в ситуациях учебного и бытового общения. Соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (SMS-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи). Договариваться при проведении парной и групповой работы. Подбирать заголовок к текстам, варианты окончания и начала текста, выделять основную мысль. Корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, абзацев. Составлять план текста. |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Основные средства обучения:
Учебник «Русский язык» в 2-х ч., 3, класс (автор – составитель С.В. Иванов)
Дидактические пособия:
-Рабочая тетрадь «Пишем грамотно» в 2-х ч. 3 класс (автор – составитель М.И. Кузнецова)
- Русский язык. Программа, планирование, контроль. 1 – 4 классы (авторы С.В. Иванов, М.И. Кузнецова. А.О. Евдокимова)
Технические средства обучения:
-компьютер
-интерактивная доска
-электронные образовательные ресурсы
-таблицы
-электронные словари
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ученик научится:
различать, сравнивать, кратко характеризовать:
имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение;
виды предложений по цели высказывания и интонации;
главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения;
выделять, находить
собственные имена существительные;
личные местоимения 1, 2, 3-го лица;
грамматическую основу простого двусоставного предложения;
в простом предложении однородные члены (как главные, так и второстепенные);
решать учебные и практические задачи
определять род изменяемых имен существительных;
устанавливать форму числа (единственное или множественное) имени существительного;
задавать падежные вопросы и определять падеж имени существительного;
определять принадлежность имен существительных к 1, 2, 3-ему склонению;
устанавливать при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связь между словами в предложении;
находить предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но;
использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;
подбирать примеры слов с определенной орфограммой;
определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 65–80 слов;
проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
составлять план собственного и предложенного текс та;
определять тип текс та: повествование, описание, рассуждение;
корректировать тексты с нарушенным порядком предложений и абзацев;
составлять собственные тексты в жанре письма;
применять правила правописания:
приставки, оканчивающиеся на з, с;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);
буквы о, ё после шипящих в корнях слов;
буквы и, ы после ц в различных частях слов;
мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;
безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных;
буквы о, е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц;
безударные гласные в падежных окончаниях имен прилагательных;
раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и, а, но и без союзов.
Ученик получит возможность научиться:
проводить по предложенному в учебнике алгоритму фонетический разбор слова и разбор слова по составу (в словах с однозначно выделяемыми морфемами);
устанавливать род неизменяемых имен существительных (наиболее употребительные слова);
склонять личные местоимения;
различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы;
находить второстепенные члены предложения: определение, обстоятельство, дополнение;
самостоятельно составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но;
разбирать по членам простое двусоставное предложение;
применять правило правописания соединительных гласных о, е в сложных словах;
применять правило правописания суффиксов имен существительных -ок, -ец, -иц, сочетаний ичк, ечк, инк, енк;
применять правило правописания безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных на -ий, -ия, -ие;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;
писать подробные изложения;
создавать собственные тексты (писать сочинения) с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи;
соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).
Календарно-тематическое планирование по русскому языку
на 2015-2016 уч.год (170 часов)
Месяцы/ недели |
номер |
дата |
Тема урока |
домашнее задание |
Сентябрь 1 |
|
1.09 |
«Здравствуй, школа!» |
|
|
2.09 |
Повторяем фонетику. Гласные и согласные звуки и буквы. |
учебник урок 1 № 4 или5 |
|
|
3.09 |
Правописание большой буквы в словах. Вспоминаем правила написания большой буквы |
р.т. урок 2 №3 или 4 |
|
|
4.09 |
Фонетический анализ слова |
||
|
7.09 |
Перенос слова. Вспоминаем правила переноса слов |
р.т. урок 4 №3 или уч. урок 4 №5 |
|
Сентябрь 2 |
|
8.09 |
Текст. Повторяем признаки и типы текста. |
найти текст и определить его тип |
|
9.09 |
Фонетика. Фонетический анализ слова. |
выполнить фонетический разбор трёх словарных слов или уч. урок 6 №5 |
|
|
10.09 |
Гласные после шипящих. Повторяем правила обозначения гласных после шипящих |
р.т. урок 7 №3 или 4 |
|
|
11.09 |
Состав слова. Повторяем состав слова |
||
|
14.09 |
Корни слов. Повторяем правописание безударных гласных в корне слов. |
р.т. урок 9 №4 или уч. урок 9 №4 |
|
Сентябрь 3 |
|
15.09 |
Текст. Повторяем признаки и типы текста. |
уч. урок 10 №3 |
|
16.09 |
Состав слова. Разбор слова по составу. |
уч. урок 11 №4 |
|
|
17.09 |
Корни слов. Повторяем правила правописания согласных в корне. |
р.т. урок 12 №5 или уч. урок 12 №2 |
|
|
18.09 |
Состав слова и словообразование. Повторяем словообразование. |
||
|
21.09 |
Текущий контроль по теме "Повторение изученных орфограмм". |
||
Сентябрь 4 |
|
22.09 |
Анализ ошибок, допущенных в работе. Правило написания непроизносимых согласных в корне слова. |
уч. урок 14 №4 или р.т. урок 14 №6
|
|
23.09 |
Текст. Текст и его оглавление. |
уч. урок 15 №2 |
|
|
24.09 |
Состав слова и словообразование. Разбор слова по составу и словообразование. |
уч. урок 16 №4 или 5 |
|
|
25.09 |
Суффикс. Повторяем правописание суффиксов. |
||
|
28.09 |
Приставка. Повторяем правописание приставок. |
р.т. урок 18 №4 или 5 |
|
Сентябрь 5 Октябрь 1 |
|
29.09 |
Текущий контроль по теме "Фонетический анализ слова, разбор слова по составу." |
|
|
30.09 |
Заголовок и начало текста. |
уч. урок 19 №3 |
|
|
1.10 |
Синтаксис. Предложение. Предложение и его смысл. Слова в предложении. |
уч. урок 20 №5 или 6 |
|
|
2.10 |
Синтаксис. Виды предложения по цели высказывания и интонации. |
||
|
5.10 |
Текст. Последовательность предложений в тексте. Самостоятельная работа по развитию речи "Текст, заголовок текста." |
||
Октябрь 2 |
|
6.10 |
Контрольное списывание по теме: "Повторение изученных орфограмм". Деление текста на абзацы. |
|
|
7.10 |
Синтаксис. Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения. |
уч. урок 24 №4 или 5 |
|
|
8.10 |
Твердый и мягкий знаки. Повторяем правописание разделительного твёрдого и разделительного мягкого знаков. |
р.т. урок 25 №4 или уч. № 4 |
|
|
9.10 |
Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения. |
|
|
|
12.10 |
Приставка. Учимся писать приставки. |
р.т. урок 27 №2 или 3 |
|
Октябрь 3 |
|
13.10 |
Учимся писать приставки, оканчивающиеся на з- и с-. |
р.т. урок 28 №3 или 2 |
|
14.10 |
Подлежащее. Словарный диктант. |
уч. урок 29 №3 или 4 |
|
|
15.10 |
Сказуемое. |
уч. урок 30 №3 или 4 |
|
|
16.10 |
Учимся писать письма. |
||
|
19.10 |
Подлежащее и сказуемое. |
уч. урок 32 №3 или 4 |
|
Октябрь 4 |
|
20.10 |
Итоговая контрольная работа по теме «Простое предложение». |
|
|
21.10 |
Учимся писать письма |
написать письмо другу |
|
|
22.10 |
Второстепенные члены предложения. |
уч. урок 34 № 3 или 4 |
|
|
23.10 |
Второстепенные члены предложения. Обстоятельство. |
|
|
|
26.10 |
Обстоятельство. |
уч. урок 35 №4 или 5 |
|
Октябрь 5 |
|
27.10 |
Диктант по теме "Изученные орфограммы" |
|
|
28.10 |
Анализ ошибок, допущенных в работе. |
||
|
29.10 |
Учимся писать приставку с-. |
р.т. урок 37 № 4 или 5 |
|
|
30.10 |
Учимся писать письма. |
||
|
9.11 |
Определение |
уч. урок 39 №4 или 5 |
|
Ноябрь 1 |
|
10.11 |
Определение. |
уч. урок 40 №3 или 4 |
|
11.11 |
Учимся писать слова с двумя корнями. |
р.т. урок 41 №3 или 4 |
|
|
12.11 |
Запоминаем соединительные гласные - о, - е. |
р.т. урок 42 №3 или 4 |
|
|
13.11 |
Учимся писать письма. |
||
|
16.11 |
Дополнение |
уч. урок 44 №4 или 5 |
|
Ноябрь 2 |
|
17.11 |
Дополнение. |
уч. урок 45 №3 или 4 |
|
18.11 |
Учимся писать буквы о, е после шипящих в корне слова |
р.т. урок 46 №3 или 4 |
|
|
19.11 |
Контрольная работа по теме: "Распространенные и нераспространённые предложения". |
||
|
20.11 |
Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова |
уч. урок 47 №3 или р.т. №4 |
|
|
23.11 |
Списывание |
||
Ноябрь 3 |
|
24.11 |
Учимся писать письма |
|
|
25.11 |
Однородные члены предложения |
уч. урок 49 №3 или 4 |
|
|
26.11 |
Учимся обозначать звук ы после звука ц |
р.т. урок 50 № 5 или 6 |
|
|
27.11 |
Однородные члены предложения |
||
|
30.11 |
Знаки препинания при однородных членах предложения |
р.т. урок 52 №5 или уч. №3 |
|
Декабрь 1 |
|
1.12 |
Учимся писать письма |
уч. урок 53 №2 |
|
2.12 |
Однородные члены предложения |
уч. урок 54 №3 |
|
|
3.12 |
Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения |
р.т. урок 55 №4 или 5 |
|
|
4.12 |
Словарный диктант. Однородные члены предложения. |
||
|
7.12 |
Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения |
уч. урок 57 №4 или р.т. №4 |
|
Декабрь 2 |
|
8.12 |
Повторяем фонетику и состав слова. |
уч. урок 58 №3 или урок 59 №4 |
|
9.12 |
Итоговая контрольная работа за 1 полугодие. |
||
|
10.12 |
Повторение пройденного. |
р.т. урок 60 №4 или 5 |
|
|
11.12 |
Части речи. |
||
|
14.12 |
Самостоятельные и служебные части речи |
уч. урок 62 №3 или 4 |
|
Декабрь 3 |
|
15.12 |
Повторение. |
|
|
16.12 |
Имя существительное. |
уч. урок 64 №3 или 4 |
|
|
17.12 |
Итоговый диктант за 1 полугодие. |
||
|
18.12 |
Анализ ошибок, допущенных в диктанте. |
||
|
21.12 |
Повторение. |
уч. урок 65 №5 или р.т. №5 |
|
Декабрь 4 |
|
22.12 |
Учимся писать изложение |
уч. урок 66 №2 |
|
23.12 |
Род имен существительных |
уч. урок 67 №3 |
|
|
24.12 |
Род имен существительных. |
уч. урок 68 №4 или 5 |
|
|
25.12 |
Учимся писать изложение. |
||
|
28.12 |
Число имён существительных |
уч. урок 70 №4 |
|
Январь 1 |
|
29.12 |
Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных |
|
|
11.01 |
Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных. |
р.т. урок 72 №3 или 4 |
|
|
12.01 |
Число имён существительных. |
уч. урок 73 №3 или 4 |
|
|
13.01 |
Изменение имен существительных по числам |
уч. урок 74 №5 или р.т. №6 |
|
|
14.01 |
Изменение имен существительных по числам. |
уч. урок 75 №5 или р.т. №4 |
|
Январь 2 |
|
15.01 |
Учимся писать изложение. |
|
|
18.01 |
Изменение имен существительных по падежам. |
уч.урок 77 № 3,4 |
|
|
19.01 |
Текущая контрольная работа по теме: "Части речи" |
||
|
20.01 |
Падежи имен существительных. Косвенные падежи. |
уч. урок 78 №3 |
|
|
21.01 |
Падеж имён существительных. Падежные предлоги. |
Уч.урок 79 №3 или 5 |
|
Январь 3 |
|
22.01 |
Учим слова с удвоенными согласными в корне слова. |
|
|
25.01 |
Учимся писать письма |
Р.т. урок 80 №3 или 4 |
|
|
26.01 |
Падежи имен существительных |
Уч.урок 82 №4 или 5 |
|
|
27.01 |
Учимся писать суффикс -ок- в именах существительных |
Р.т. урок 83 №2 или 3 |
|
|
28.01 |
Падеж имён существительных |
Уч.урок 84 №4 или 5 |
|
Февраль 1 |
|
29.01 |
Учимся писать суффиксы -ец- и -щ- и сочетания-ичк- и -ечк- |
|
|
1.02 |
Работа с текстом |
Р.т. урок 85 №4 или 5 |
|
|
2.02 |
Склонение имён существительных |
Уч.урок 87 №3 или рубрика «Давай подумаем» |
|
|
3.02 |
Правописание сочетаний -инк- и -енк-. Учимся писать сочетания -инк- и -енк- |
Уч.урок 88 №3 или р.т. №1 |
|
|
4.02 |
Проверочный диктант по теме «Суффиксы» |
||
Февраль 2 |
|
5.02 |
Анализ ошибок, допущенных в диктанте. |
|
|
8.02 |
Склонение имён существительных. |
Уч.урок 89 №4 |
|
|
9.02 |
Правописание безударных окончаний имен существительных первого склонения |
Р.т. урок 90 №1 или 3 |
|
|
10.02 |
Списывание текста. |
||
|
11.02 |
Работаем с текстом. |
Р.т. урок 90 №2 |
|
Февраль 3 |
|
12.02 |
Склонение имён существительных родительного падежа множественного числа. |
|
|
15.02 |
Правописание безударных окончаний имён существительных 1-го склонения |
Уч.урок 93 №3 или 4 |
|
|
16.02 |
Имена существительные одушевленные и неодушевлённые |
Уч.урок 94 №4 |
|
|
17.02 |
Учимся писать безударные окончания имён существительных 2-го склонения |
Уч. урок 95 №3 или 4 |
|
|
18.02 |
Учимся писать изложение |
Р.т. урок 95 №3 или 4 |
|
Февраль 4 |
|
19.02 |
Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. |
|
|
24.02 |
Учимся писать безударные окончания имён существительных 2-го склонения. |
Уч.урок 98 №4 или 5 |
|
|
25.02 |
Имена существительные собственные и нарицательные |
уч.урок 99 №3 |
|
|
26.02 |
Правописание гласных в окончаниях имен существительных после шипящих и ц. |
||
|
29.02 |
Учимся писать изложение |
||
Март 1 |
|
1.03 |
Способы образования имён существительных |
Уч.урок 102 №6 или 7 |
|
2.03 |
Способы образования имён существительных. |
Уч.урок 103 №3 или 4 |
|
|
3.03 |
Правописание безударных окончаний имён существительных 3-го склонения |
Уч.урок №104 №3 или 4 |
|
|
4.03 |
Учимся писать безударные окончания имен существительных 3-го склонения |
||
|
9.03 |
Контрольное изложение. |
Р.т. урок 105 №1 или 3 |
|
Март 2 |
|
10.03 |
Итоговая контрольная работа по теме: "Грамматические признаки имени существительного" |
|
|
11.03 |
Повторяем фонетику и состав слова |
||
|
14.03 |
Словарный диктант. Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений |
Р.т. урок 108 №7 или 8 |
|
|
15.03 |
Итоговый диктант за 3 четверть. |
||
Март 3 |
|
16.03 |
Анализ ошибок, допущенных в диктанте. |
|
|
17.03 |
Имя прилагательное |
Уч.урок 109 №4 или 5 |
|
|
18.03 |
Правописание окончаний имен существительных множественного числа |
|
|
|
21.03 |
Повторение |
Р.т. урок 110 №1 или 2 |
|
|
22.03 |
Имя прилагательное. |
Уч.урок 112 №3 или 4 |
|
Апрель 1 |
|
23.03 |
Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных |
Уч.урок 113 №3 или р.т. №2 |
|
24.03 |
Имя прилагательное 3 |
Уч.урок 114 №3 или 4 |
|
|
25.03 |
Правописание имён существительных на -ий, -ия, -ие |
||
Апрель 2 |
|
4.04 |
Правописание имён существительных на -ий, -ия, -ие 2 |
уч.урок 116 №4 или р.т. №1 |
|
5.04 |
Повторение правил правописания безударных окончаний имён существительных |
Уч.урок 117 №3 или 4 |
|
|
6.04 |
Текущий диктант. |
||
|
7.04 |
Анализ ошибок, допущенных в работе |
Р.т. урок 117 №2 или 3 |
|
|
8.04 |
Качественные имена прилагательные |
Уч.урок 118 №3 |
|
Апрель 3 |
|
11.04 |
Степени сравнения качественных прилагательных |
Уч.урок 119 №3 |
|
12.04 |
Изложение с элементами сочинения. |
Уч.урок 120 №2 |
|
|
13.04 |
Правописание окончаний имён прилагательных |
Уч.урок 121 №3 или 4 |
|
|
14.04 |
Учимся писать изложение (обучающее) |
Р.т. урок 121(стр.39) №1 или 3 |
|
|
15.04 |
Окончания имен прилагательных. |
||
Апрель 4 |
|
18.04 |
Краткая форма качественных прилагательных |
Уч.урок 124 №3 или 4 |
|
19.04 |
Правописание окончаний имен прилагательных. |
Р.т. урок 125 №5 или 6 |
|
|
20.04 |
Учимся писать сочинение |
||
|
21.04 |
Относительные имена прилагательные |
Уч.урок 127 №4 |
|
|
22.04 |
Правописание относительных имён прилагательных |
|
|
Апрель 5 |
|
25.04 |
Как образуются относительные имена прилагательные |
Уч.урок 129 №4 или 5 |
|
26.04 |
Правописание относительных имён прилагательных. |
Р.т. урок 130 №3 или 4 |
|
|
27.04 |
Учимся писать сочинение. |
||
|
28.04 |
Текущая контрольная работа по теме: "Прилагательное" |
|
|
Май 1 |
|
29.04 |
Правописание относительных прилагательных |
|
|
3.05 |
Притяжательные имена прилагательные |
Уч.урок 133 №4 или 5 |
|
|
4.05 |
Правописание притяжательных прилагательных |
Р.т. урок 134 №1 или 3 |
|
|
5.05 |
Текущий диктант "Падежные окончания прилагательных" |
||
|
6.05 |
Анализ ошибок, допущенных в работе. |
||
Май 2 |
|
10.05 |
Повторение пройденного. |
Уч.урок 135 №2 |
|
11.05 |
Списывание. Повторяем фонетику и состав слова |
Уч.урок 136 №3 или 4 |
|
|
12.05 |
Словарный диктант. Правописание краткой формы качественных прилагательных |
уч.урок 137 №4 или р.т. №3 |
|
|
13.05 |
Местоимение |
||
|
16.05 |
Работа с текстом |
Уч.урок 138 №4 |
|
Май 3 |
|
17.05 |
Итоговая контрольная работа за год |
|
|
18.05 |
Личные местоимения |
Уч.урок 140 №3 или 5 |
|
|
19.05 |
Личные местоимения. |
Уч.урок 141 №4 |
|
|
20.05 |
Правописание местоимений с предлогами |
||
|
23.05 |
Как изменяется местоимение. |
Уч.урок 143 №3 |
|
Май 4 |
|
24.05 |
Правописание местоимений |
Р.т. урок 144 №6 или 7 |
|
25.05 |
Как изменяются местоимения |
Уч.урок 145 №3 или 4 |
|
|
26.05 |
Праздник знатоков русского языка |
||
|
27.05 |
Повторение |
*В домашнем задании учащимся предложены на выбор два упражнения из учебника: базового и повышенного уровня упражнения из рабочей тетради. Учащиеся самостоятельно производят выбор заданий. При их проверке учитель просит пояснить, почему выбран именно этот вариант задания. Это помогает скорректировать уровень самооценки учащихся, дает возможность понять причину выбора заданий более легкого или более трудного характера. Кроме того, если учащийся не может справиться с этим видом работы, он всегда может выбрать другое задание и оказаться в ситуации успеха