Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса по УМК под ред. Б.М. Неменского
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Капыревщинская средняя школа
ПРИНЯТО: Педагогическим советом Протокол от _____________№ ______ | УТВЕРЖДЕНО: Директор школы __________ Приказ от ______________№______ |
Рабочая программа
по изобразительному искуству
2 класс
2021-2022 учебный год
Учитель: Коршункова Дина Яковлевна
Квалификационная категория: первая
Рассмотрено на заседании ШМС__________________
Протокол от_______________________ №____________
Руководитель ШМС _________________
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 2 класса составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского. Изобразительное искусство: Рабочие программы 1-4 классы – М. Просвещение и соответствует образовательной программе МБОУ Капыревщинской СШ для начальной школы.
Для реализации рабочей программы используется УМК по изобразительному искусству«Школа России»
Состав УМК:
1. Неменский, Б. М. Педагогика искусства / Б. М. Неменский. – М.: Просвещение, 2007.
2. Познавательная коллекция. Сокровища мирового искусства. – М. : 1С Мультимедиа, 2010. – опт.диск (СD-ROM).
3. Познавательная коллекция. Энциклопедия. – М. : 1С Мультимедиа, 2010. –опт.диск (СD-ROM).
4.Коротеева, Е. И. Изобразительное искусство : учеб.-нагляд. пособие для учащихся 1–4 классов нач. шк. / Е. И. Коротеева. – М.: Просвещение, 2009.
5.Коротеева, Е.И. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Е.И.Коротеева; под ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2018г.
Объём программы:
Рабочая программа составленана 34 учебных часа (из расчёта 1 часа в неделю).
Срок реализации программы 1 год.
Формы контроля: устный (фронтальный опрос,), письменный ( творческая работа, тестирование, контрольная работа).
2.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные универсальные учебные действия
У обучающихсябудут сформированы:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
• способность к оценке своей учебной деятельности;
• основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
• ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
• развитие этических чувств — стыда, вины, совести, как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
• установка на здоровый образ жизни;
• основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Обучающийсяполучит возможность для формирования:
• внутренней позиции учащегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
• устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
• адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
• положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
• установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
• осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия
Метапредметные
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийсянаучится:
• принимать и сохранять учебную задачу;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
• различать способ и результат действия.
Обучающийсяполучит возможность научиться:
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• преобразовывать практическую задачу в познавательную;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы, как по ходу его реализации, так и в конце действия;
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
Познавательныеуниверсальныеучебныедействия Обучающийся научится:• осуществлятьпоискнеобходимойинформациидлявыполненияучебныхзаданийсиспользованиемучебнойлитературы, энциклопедий,справочников(включаяэлектронные,цифровые), в открытоминформационномпространстве,втомчислеконтролируемомпространствеИнтернета;
• осуществлятьзапись(фиксацию)выборочнойинформацииобокружающеммиреиосебесамом,втомчислеспомощьюинструментовИКТ;
• строитьсообщениявустнойиписьменнойформе;
• ориентироватьсянаразнообразиеспособоврешениязадач;
• владетьосновамисмысловоговосприятияхудожественныхипознавательныхтекстов,выделятьсущественнуюинформациюизсообщенийразныхвидов(впервуюочередьтекстов);
• осуществлятьанализобъектовсвыделениемсущественныхинесущественныхпризнаков;
• осуществлятьсинтезкаксоставление целого ичастей;
• проводитьсравнение, классификациюпо заданнымкритериям,устанавливатьаналогии;
• строитьрассуждениявформе связи простыхсуждений обобъекте,егостроении,свойствахисвязях;
• обобщать,т.е.осуществлять,генерализациюивыведениеобщности дляцелогорядаиликлассаединичныхобъектовнаосновевыделениясущностнойсвязи;
• осуществлятьподведениеподпонятиенаосновераспознавания объектов,выделения существенныхпризнаковиихсинтеза;
• владетьрядомобщихприёмоврешениязадач.
Обучающийсяполучитвозможностьнаучиться:• осуществлять расширенныйпоискинформациисиспользованиемресурсовбиблиотекИнтернета;
• записывать, фиксироватьинформациюобокружающем миреспомощьюинструментовИКТ;
• осознанноипроизвольностроить сообщения вустной иписьменнойформе;
• осуществлятьвыборнаиболееэффективныхспособоврешениязадачвзависимостиотконкретных условий;
• осуществлятьсинтезкаксоставлениецелогоиз частей, самостоятельнодостраиваяивосполняянедостающиекомпоненты;
• осуществлятьсравнениеиклассификацию,самостоятельновыбираяоснованияикритериидляуказанныхлогическихопераций;
• строитьлогическоерассуждение,включающеестановлениепричинно-следственныхсвязей;
• произвольно иосознанновладетьобщимиприёмамирешениязадач.
Коммуникативныеуниверсальныеучебныедействия Обучающийсянаучится:• адекватноиспользоватькоммуникативные,преждевсегоречевые,средствадлярешенияразличныхкоммуникативных задач,строитьмонологическое высказывание,владетьдиалогической формойкоммуникации,используявтомчислесредства инструменты ИКТ;
• допускатьвозможностьсуществованияулюдейразличных точекзрения,втомчисленесовпадающихсегособственной,иориентироватьсянапозициюпартнёравобщенииивзаимодействии;
• учитыватьразныемненияистремитьсяккоординацииразличныхпозицийвсотрудничестве;
• формулироватьсобственноемнениеипозицию;
• договариватьсяиприходитькобщемурешениюсовместнойдеятельности,втомчислевситуациистолкновенияинтересов;
• строитьпонятныедля партнёравысказывания;
• задаватьвопросы;
• адекватноиспользоватьречевыесредствадлярешенияразличныхкоммуникативныхзадач,строитьмонологическоевысказывание,владетьдиалогическойформойречи.
Обучающийсяполучитвозможностьнаучиться:• учитывать икоординировать всотрудничествепозициидругихлюдей,отличные отсобственной;
• учитыватьразныемненияиинтересыиобосновывать собственнуюпозицию;
• аргументировать своюпозициюикоординироватьеёспозициямипартнёров в сотрудничествепривыработкеобщегорешениявсовместнойдеятельности;
• продуктивносодействоватьразрешению конфликтовнаосновеучётаинтересовипозиций всехучастников;
• сучётомцелейкоммуникациидостаточноточно,последовательноиполнопередаватьпартнёрунеобходимуюинформацию;
• задаватьвопросы,необходимыедляорганизациисобственнойдеятельностиисотрудничестваспартнёром;
• осуществлятьвзаимныйконтрольиоказыватьвсотрудничественеобходимуювзаимопомощь;
• адекватноиспользоватьречевыесредствадля эффективногорешенияразнообразныхкоммуникативныхзадач.
Предметные результаты
Раздел: «Восприятие искусства и виды художественной деятельности»
Обучающийся научится:
различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
Обучающийсяполучит возможность научиться:
воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т.д. в природе, на улице, в быту);
высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Раздел: «Азбука искусства. Как говорит искусство?»
Обучающийся научится:
создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Обучающийсяполучит возможность научиться:
пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Раздел: «Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?»
Обучающийся научится:
осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т.д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
Обучающийсяполучит возможность научиться:
видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё отношение;
изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
Раздел «Опыт художественно-творческой деятельности»
Обучающийся научится:
извлекать нужную информацию из текста, таблиц;
научится пользоваться средствами художественной выразительности и художественными материалами;
Обучающийся получит возможность научиться:
решать художественно-творческие задачи на проектирование изделий, пользуясь техническим рисунком, эскизом с учетом простейших приемов технологии в народном творчестве;
Структура курса
Программа по изобразительному искусству 1-4 содержит следующие содержательные линии.
Виды художественной деятельности
Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Как говорит искусство?
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?
Опыт художественно-творческой деятельности
Данные содержательные линии во 2 классе –«Искусство и ты» реализуются при изучении основных разделов:
Раздел 1. Как и чем работает художник.
Раздел 2.Реальность и фантазия.
Раздел 3.О чем говорит искусство.
Раздел 4.Как говорит искусство.
3.Содержание учебного предмета .
Раздел 1.Как и чем работает художник.
Представление о разнообразии художественных материалов, которые использует в своей работе художник. Выразительные возможности художественных материалов. Особенности, свойства и характер различных материалов.
Цвет: составные, дополнительные цвета. Смешение красок. Роль черной и белой красок. Ритм линий, ритм пятен. Лепка. Моделирование из бумаги. Коллаж.
Три основных цвета-желтый, красный, синий.
Белая и черная краски.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные способности.
Выразительные возможности аппликации.
Выразительные возможности графических материалов.
Выразительность материалов для работы в объеме.
Выразительные возможности бумаги.
Неожиданные материалы (обобщение темы)
Раздел 2.Реальность и фантазия.
Для изображения реальности необходимо воображение. Для создания фантастического образа необходима опора на реальность. Значение фантазии и воображения для творчества художника.
Изображение реальных и фантастических животных. Изображение узоров, увиденных в природе, и орнаментов для украшения человека. Изображение фантазийных построек.
Развитие духовной и эмоциональной сферы ребенка через общение с природой.
Изображение и реальность.
Изображение и фантазия.
Украшение и реальность.
Украшение и фантазия.
Постройка и реальность
Постройка и фантазия
Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (Обобщение темы).
Раздел 3.О чем говорит искусство.
Важнейшая тема курса. Искусство выражает чувства человека, его понимание и отношение к тому, что он изображает, украшает и строит.
Изображение состояний(настроений) в природе. Изображение доброго и злого сказочного образа. Украшения, характеризующие контрастных по характеру, по их намерениям персонажей. Постройки для добрых и злых, разных по характеру сказочных героев.
Изображение природы в различных состояниях.
Изображения характера животных.
Изображения характера человека: женский образ.
Изображения характера человека: мужской образ.
Образ человека в скульптуре.
Человек и его украшения.
О чем говорят украшения.
Образ здания.
В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы)
Раздел 4.Как говорит искусство.
Средства образной выразительности в изобразительном искусстве.
Эмоциональное воздействие цвета: теплое-холодное, звонкое и глухое звучание цвета. Выразительные возможности линии. Понятие ритма; ритм пятен, линий.
Выразительность соотношения пропорций. Выразительность фактур.
Язык изобразительного искусства и его выразительные средства служат выражению мыслей и чувств художника.
Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.
Тихие и звонкие цвета.
Что такое ритм линий?
Характер линий.
Ритм пятен.
Пропорции выражают характер.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции-средства выразительности.
Обобщающий урок года.
4.Тематическое планирование
№ п\п | Название темы | Количество часов |
1 | Как и чем работает художник | 8 |
2 | Реальность и фантазия | 7 |
3 | О чем говорит искусство | 11 |
4 | Как говорит искусство | 8 |
| Итого: | 34 |