12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Наталья105

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы «Изобразительное искусство» (авторы: Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская).

Определяющими характеристиками предмета «Изобразительное искусство» являются интеграция искусств и поли художественное развитие школьника.

Структура, содержание, концептуальные положения творческого развития ребёнка, учебные задачи, виды и формы работы с детьми, а также педагогические подходы и мето­дологические основания программы опираются на концепцию образовательной области «Искусство», разработанную в Учреждении Российской академии образования «Институт художественного образования» Б.П. Юсовым.

Целью уроков изобразительного искусства в начальной школе является реализация фактора развития, формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, активизация самостоятельной творческой деятельности, развитие интереса к природе и потребность в общении с искусством; формирование духовных начал личности, воспитание эмо­циональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и на­родного (изобразительного) искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.

Задачи изучения предмета:

воспитание устойчивого интереса к изо творчеству, уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств детей, формирование способности проявлять себя в искусстве;

развитие творческого потенциала ребенка путем активизации у него воображения и фантазии, формирование способности воспринимать окружающий мир и произведения разных видов искусства на эмоционально-чувственном уровне, развитие желания привносить в окружающий мир красоту, формирование навыка сотрудничества и сотворчества в художественной деятельности;

освоение навыка работы в разных видах пластических искусств: живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, архитектуре и дизайне;

овладение выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения детей, на желания выразить в своем творчестве свои представления об окружающем мире;

развитие опыта художественного восприятия произведений искусства.

Фактор развития реализуется в программе посредством развития дифференцирован­ного зрения, восприятия разных видов искусства, освоения выразительности художествен­но-образного языка изобразительного искусства, приоритетности самостоятельной художе­ственно-творческой деятельности школьника.

Основой педагогического процесса в преподавании изобразительного искусства явля­ется органическое единство учебного и воспитательного процессов в условиях интеграции и взаимодействия с другими образовательными дисциплинами.

На третьем году обучения учащиеся осваивают общие для различных искусств худо­жественно-выразительные особенности образного языка: ритм и настроение, движение, композицию, пространство: раскрывают взаимосвязь элементов композиции (музыкальной, изобразительной, архитектурной, декоративной и др.), получают представление о компози­ционном центре.

У детей формируется понятие культуры как целостного явления: человек - природа - среда (взаимодействие человека и природы, человека и предметной среды); развиваются представления об особенностях родной культуры (региональный компонент), ее роли в ми­ровой культуре (город и село; труд и профессии; социальная основа жизни и национальный колорит).

Третьеклассники знакомятся с темами «Человек, природа, социальная среда. Мир природы и мир человека». Материал вводит ученика в разнообразие природных объек­тов, являющихся основой творчества любого художника: воздушное пространство, вод­ный мир, земная поверхность и подземные недра. Они многообразно, последовательно и логично раскрываются перед учащимися через художественные, профессиональные по­нятия, через их отображение как в живописи, так и в произведениях других видов искус­ства. Раскрывается идея влияния природного окружения на творчество художника. Идет формирование представлений об особенностях родной культуры: город и село; труд и профессии; социальная основа жизни и национальный колорит. Основным направлением работы с детьми в этом возрасте является развитие подвижности (продуктивности) во­ображения и фантазии, композиционного мышления, активизация форм и способов по­рождения замысла.

Развитие пространственного мышления и представлений о пространстве в ис­кусстве и окружающей действительности. Изучение исторического и национального ас­пектов освоения пространства Земли человеком (на основе истории развития искусства разных народов). Рассмотрение движения, ритма в природе и жизни человека (цикличность жизни в природе).

Развитие представлений о форме в искусстве и окружающей действительно­сти. Развитие представлений о форме в декоративно-прикладном искусстве. Знак и его зна­чение в истории разных народов. Красота и целесообразность внешней и внутренней фор­мы в природе.

Развитие представлений о цвете в искусстве и окружающей действительности. Цвет в декоративно-прикладном искусстве. Наблюдения за природой: цветовое разнообра­зие природных ландшафтов, населенных разными народами. Разнообразие видов народно­го творчества.

Освоение композиционных задач в искусстве. Смысловая взаимосвязь элемен­тов в декоративной композиции: ритм пятен, линий. Знакомство с орнаментом: особенности национального колорита, природа его происхождения, специфика. Орнамент в жизни чело­века: оформление костюма, жилища, домашней утвари; изделия декоративно-прикладного искусства.

Задания по ИКТ в данном возрасте направлены на развитие наблюдательности, любо­знательности, интереса к природным объектам. Разнообразие видов компьютерной графики способствует расширению творческой самостоятельной деятельности детей, активному и продуктивному общению по поводу искусства, дает возможность включать в процесс обуче­ния исследовательские задания и проектные формы работы, что развивает способности ар­гументированной защиты своей точки зрения, формирует умение слушать собеседника. По­иск и работа с информацией, полученной в Интернете, расширяет спектр общеобразова­тельных понятий, знаний из различных областей наук и является активным средством само­совершенствования.

Практическая реализация программы предполагает наличие заданий на размышление, усвоение цветоведения и ощущение формы, заданий поисково-экспериментальной направ­ленности, результатом чего является коллективная работа, которая завершает каждый про­блемный содержательный блок.

В соответствии с базисным учебным планом, реализация программы рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Учебно – тематический план

Содержание программного материала

Количество часов

1

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в ху­дожественную форму

17

2

Развитие фантазии и воображения

11

3

Развитие фантазии и воображения

6

 

Итого

34

Содержание программы (34 часа)

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художест­венную форму.

Освоение человеком природного пространства (среды). Знакомство с разнообра­зием, красотой и своеобразием природы.

Форма, ритм, цвет, композиция, динамика, пространство. Величие природы и его отражение в изобразительном искусстве. Природа в разных жанрах изобразительного ис­кусства.

Разнообразие природных объектов в творчестве художника: воздушное простран­ство, водное пространство, земная поверхность, подземный мир (горы, долины, русла рек, озера, моря, поля, леса создают в природе свой особый рисунок).

Ритм и орнамент в природной среде и в искусстве и др. Каждый предмет имеет свое строение (конструкцию). Рассматриваем деревья. Рисунок земной поверхности показан на карте или глобусе (суша, возвышенности, моря, реки, океаны).

Композиционное размещение предметов на листе при рисовании с натуры, созна­тельный выбор формата листа.

Перспектива как способ передачи пространства на картине с помощью планов. Воздушная перспектива.

Образы, построенные на контрасте формы, цвета, размера. Глухие и звонкие цве­та. Главные и дополнительные цвета.

Изображение с натуры предметов конструктивной формы. Натюрморт тематиче­ский.

Передача движения. Работа с натуры и по наблюдению: краткие зарисовки (набро­ски и портрет по наблюдению).

Передача объёма в живописи и графике.

Понятие стилизации. Использование приёма стилизации в создании предметов объемной формы: создать летающий объект на примере насекомого, выделяя характерные особенности.

Контраст и нюанс в скульптуре (форма, размер, динамика, настроение, характер, фактура, материал).

Передача динамики в объемном изображении - лепка по памяти фигуры человека в движении.

Лепка объемно-пространственной композиции из одноцветного пластилина или глины с помощью каркаса из проволоки и палочек.

Создание эскизов архитектурных сооружений с использованием материалов при­родных форм в технике рельефа.

Равновесие в изображении и выразительность формы в декоративном искусстве. Обобщенность, силуэт.

Выявление декоративной формы: растительные мотивы искусства. Кораллы - одно из чудес подводного мира: бурые, зелёные, жёлтые, малиновые, голубые.

Рождение художественной формы по мотивам природных наблюдений. «Одежда жителей цветочного города», «Лесные феи».

Развитие фантазии и воображения

Раскрытие взаимосвязи элементов в композиции (музыкальной, предметной, деко­ративной). Цветовое богатство оттенков в живописи. Отображение природы в музыке и по­эзии.

Зарождение замысла на основе предложенной темы. Поиск индивидуальной мане­ры изображения. Смысловая зависимость между форматом и материалом.

Самостоятельно решать поставленную творческую задачу в разных формах и ви­дах изобразительного искусства (на плоскости, в объеме). Разнообразие художественно­ выразительного языка различных искусств. Заполнение пространства листа.

Взаимосвязь содержания художественного произведения и иллюстрации. Связь урока с внеклассным чтением.

Взаимосвязь содержания литературного произведения с иллюстрацией и шриф­том. Роль и значение буквицы в сказочных и былинных произведениях.

Художник в театре. Заочная экскурсия в театр. Знакомство с организацией и реше­нием необходимых атрибутов сцены, костюмов героев. Цветовое и световое оформление спектакля.

Изменение пространственной среды в зависимости от ситуации (содержание, зву­ковое оформление). Создание необычного сказочного игрового пространства (эскиза): ре­шения уголка в классе, на сцене для проведения художественного события. Освоение раз­нообразия форм в архитектуре (путешествие «Исторические походы» в прошлое и будущее, например: в среду, в которой жил писатель-сказочник (время, архитектура, страна, декора­тивное искусство, одежда)).

Передача настроения в форме. Украшение формы декоративными элементами.

Знакомство с народными художественными промыслами России в области игруш­ки, их связью с природой и особенностями растительного и животного мира. Отображение природных мотивов в орнаменте и элементах декоративного украшения игрушек.

Освоение разнообразия форм в архитектуре. Понимание влияния историческо­го времени и условий жизни художника (архитектора, дизайнера) на его произведения. Цвет и форма в знаковом изображении. Осваивание особенностей работы на небольших форматах.

Разнообразие художественно-выразительного языка в декоративно-прикладном искусстве. Декоративные украшения, как важный элемент народного и современного костю­ма: украшения, броши, бусы, подвески.

Восприятие искусства (музейная педагогика)

Выразительные средства изобразительного искусства (живописи, графики, скульпту­ры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства): форма, объём, цвет, ритм, компози­ция, мелодика, конструкция.

Применение музыкального и литературного материала для углубления и развития образно-эстетических представлений учащихся во время практической деятельности и вос­приятия произведений искусства.

Художественная форма произведения изобразительного искусства (общая конструк­ция произведения: формат, композиция, ритм, динамика, колорит, сюжет). Выражение ху­дожником своего отношения к изображаемому. Художники: Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега, К. Моне, А. Сислей, Чарушин.

Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, анималистический, истори­ческий, бытовой, натюрморт, мифологический. Русский музей, Эрмитаж (Санкт- Петербург), Музей изобразительного искусства им. А.С. Пушкина (Москва), музеи, нахо­дящиеся в регионе.

Красота и своеобразие произведений народного декоративно-прикладного искусст­ва. Символика в народном прикладном искусстве. Юмор в народном искусстве. Функцио­нальность произведений народного искусства.

Красота архитектурных сооружений. Уникальность памятников архитектуры. Связь архитектуры с природой. История возникновения и развития архитектурных ансамблей и рассказ о жизни их создателей.

Требования к уровню подготовки учащихся

Третьеклассник научится:

различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, декоративно – прикладное искусство) и участвовать в художественно – творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;

различать основные виды и жанры пластических искусств;

эмоционально – целостно относиться к природе, человеку, обществу, различать и передавать в художественно- творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к средствами художественного образного языка;

узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны окружающего мира и жизненных явлений;

приводить примеры одного – двух ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно- творческого замысла;

различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно – творческой деятельности;

наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно – творческой деятельности специфику стилистики произведения народных художественных промыслов России;

выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта – природы, человека. Сказочного героя, предмета, явления ит. Д. – в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.

Третьеклассник получит возможность научиться:

воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;

видеть проявление прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д. в природе, на улице, в быту);

высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;

пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно – творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета. При создании живописных композиций на заданные темы;

моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека. Фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства;

видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;

изображать пейзажи, натюрморты, выражая к ним своё отношение;

изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы;

применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно – практических задач, использовать в творчестве различные ИКТ – средства.

Планируемые результаты освоения предмета

Личностные результаты освоения программа по изобразительному искусству.

У третьеклассника продолжится:

формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное т художественное наследие мира;

формирование интереса и уважительного отношения к культурам разных народов, иному мнению, истории и культуре других народов;

развитие творческого потенциала, активизации воображения и фантазии;

развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально – чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусств; пробуждение и обогащение чувств, сенсорных способностей;

воспитание интереса к самостоятельной творческой деятельности; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.

Метапредметные результаты освоения программы по изобразительному искусству.

У третьеклассника продолжатся:

процесс освоения способов решения проблем поискового характера; развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;

развитие визуально – образного мышления, способности откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении, формирование представлений и цикличности и ритме в жизни и в природе;

развитие сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности;

активное использование речевых, музыкальны, знаково - символических средств, информационных и коммуникативных технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных задач, саморазвитие и самовыражение: накапливать знания и представления о разных видах искусства и их взаимосвязи;

формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства а другое); формировать умение накапливать знания и развивать представления об искусстве и его истории; воспитание умения и готовности слушать собеседника и вести диалог;

развитие пространственного восприятия мира; формирование понятия о природном пространстве и среде разных народов;

развитие интереса к искусству разных стран и народов;

становление понимания связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона; представлений об освоении человеком пространства Земли;

освоение выразительных особенностей языка разных искусств; развитие интереса к различным видам искусства;

формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;

воспитание нравственных и эстетических чувств; любви к народной природе, своему народу, к многонациональной культуре;

формирование первых представлений о пространстве как о среде (все существует, живет и развивается в определенной среде), о связи каждого предмета (слова, звука) с тем окружением, в котором он находится.

Предметные результаты освоения программы по изобразительному искусству.

У третьеклассника продолжится:

формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству; способность воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства;

развитие индивидуального чувства формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательного использования цвета и формы в творческих работах;

развитие коммуникативного и художественно- образного мышления в условиях поли художественного воспитания;

воспитание проявления эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения;

формирование умения использовать в собственных творческих работах цветовых фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образов;

формирование представлений о видах пластических искусств, об из специфике; овладение выразительными особенностями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно – прикладного искусства, архитектуры и дизайна);

умение воспроизводить изобразительное искусство и выражать свое отношение к художественному произведению, использование изобразительных, поэтических и музыкальных образов при создании театрализованных композиций, художественных событий, импровизации по мотивам разных видов искусства;

формирование нравственных, эстетических, общечеловеческих, культурных, духовных аспектов воспитания на уроках изобразительного искусства.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.

Критерии оценивания.

Система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижений. Согласно этому подходу, за точку отсчёта принимается необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений Достижение этого уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка, как исполнение им требований нового образовательного стандарта. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрить продвижение учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом ближайшего развития.

В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценкой типа:

«Удовлетворительно /неудовлетворительно», т. е. оценкой, свидетельствующей об освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках диапазона (круга) заданных задач, построенных на опорном учебном материале;

«Хорошо», «отлично» - оценками, свидетельствующими об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов.

Объектом оценки результатов служит в полном соответствии с требованиями нового стандарта способность второклассников решать учебно – познавательные и учебно – практические задачи.

Оценка достижения этих результатов ведётся как входе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполненных детьми с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний курса «Изобразительное искусство».

В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).

Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изучаемого приема или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в группе). Формами подведения итогов реализации программы являются тематические выставки.

Отметим важность того, чтобы комплект работ третьеклассника демонстрировал на­растающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней фор­мируемых учебных действий. Примерами такого рода работ могут быть аудиозаписи, фото- и видеоизображения примеров изобразительной деятельности, иллюстрации к музыкаль­ным произведениям, иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, материалы самоанализа и рефлек­сии, презентации, интерактивные материалы и др.

Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия

Изобразительное искусство: 3 класс; учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская. – 3 изд., дораб. – М.: Вентана – Граф, 2012.

Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь. 3 класс. Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская. – 3 изд., дораб. – М.: Вентана – Граф, 2013.

Учебно-методическая литература

Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А., Протопопов Ю.Н. Изобразительное искусство. Интегрированная программа. 1-4 классы. (+СД). – М.: Вентана – Граф, 2012

Изобразительное искусство: 1-4 классы: методическое пособие для учителя. Л.Г. Савенкова, Н.В. Богданова. – М. :Вентана – Граф, 2012 г.

Материально-техническое обеспечение программы

Специфическое сопровождение (оборудование)

Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы;

Портреты русских и зарубежных художников;

Таблицы по цветоведению, перспективе, построению ориентира;

Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта;

Схемы рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека;

Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно – прикладному искусству;

Открытки и календари с репродукциями художников, фотокалендари с изображением пейзажей, художественные фоткалендари с изображением цветов и натюрмортов, животных и птиц; насекомых;

Стеллажи для хранения художественных материалов, бумаги и детских работ, книг, таблиц;

Электронно – программное обеспечение:

Электронные библиотеки по искусству, DVD фильмы по изобразительному искусству, о природе, архитектуре;

Записи классической и народной музыки;

Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности (компьютерные программы).

Технические средства обучения:

Мультимедийный проектор, DVD плееры, МРЗ плееры;

Компьютер с художественным программным обеспечением;

Демонстрационная доска для работы маркерами;

Цифровой аппарат;

Сканер. Ксерокс и цветной принтер.

Календарно – тематическое планирование по предмету изобразительное искусство. 3 класс

п/п

Тема урока

Кол- во часов

Виды деятельности учащихся

Результаты

Дата

Предметные результаты

Личностные результаты

Метапредметные результаты

План

Факт

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (Изобразительное искусство и окружающий мир) (17 ч)

 

Освоение человеком природного про­странства (среда и населяющие её зве­ри, птицы).

1

Овладевать основами языка живописи и графики. Передавать разнообразие и красоту природы (растения, насекомые, птицы, звери, человек в природе).

Объясняет разнооб­разие и красоту при­роды. Понимает при­родное пространство в творчестве художни­ка: пейзаж, натюр­морт. Выполняет те­матическую компози­цию (примерные те­мы): «Букет из осен­них листьев», «Поля­на с ландышами», «Дом на горе»

Формирование инте­реса и уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других на­родов.

Развитие творческого потенциала ребенка, активизация вообра­жения и фантазии.

Осваивает способы решения проблем по­искового характера. Представляет про­странство как среду (все существует, жи­вет и развивается в определенной среде). Понимает связь каж­дого предмета (слова, звука) с тем окруже­нием, в котором он находится.

   

 

Форма, ритм, цвет, композиция, динами­ка, пространство.

1

Изображать природ­ный пейзаж в жанро­вых сценах, натюр­морте, иллюстрациях к литературным про­изведениям, архитек­турно-ландшафтных композициях. Исполь­зовать в работе впе­чатления, полученные от восприятия картин художников.

Осознает величие природы. Находит изображение природы в разных жанрах изо­бразительного искус­ства. Осваивает кар­тинную плоскость. Отображает содержа­ние художественного произведения в живо­писи и графике сред­ствами изобразитель­ного искусства. Вы­полняет работы на пленэре - этюды.

Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмо­ционально- чувственного воспри­ятия окружающего мира природы и про­изведений искусства. Пробуждение и обо­гащение чувств ре­бенка, сенсорных способностей детей.

Продуктивно мыслит. Испытывает нравст­венные и эстетиче­ские чувства: любовь к народной природе, своему народу, к мно­гонациональной куль­туре.

   

 

Разнообразие при­родных объектов в творчестве художника.

1

Создавать выставки фотографий с уголками природы. Передавать ритмиче­ское своеобразие природного ландшаф­та с помощью средств изобразительного ис­кусства. Создавать цветовые графиче­ские композиции в технике компьютерной графики. Уметь фото­графировать объекты природы (облака, птиц в небе, насекомых и др.). Находить в поис­ковых системах Ин­тернета необычные фотографии природ­ной среды.

Понимает, что воз­душное пространство, водный мир, недра земли, подземный мир (горы, долины, русла рек, озёра, моря, поля, леса создают в природе особый рисунок). Объ­ясняет, что такое «от­крытое» и «закрытое» пространство. Выпол­няет композицию на одну из тем: «Облака и птицы в небе», «Гроза в лесу», «Корабли в мо­ре», «Подводные оби­татели», «Волчица и волчата», «Красные рыбки в пруду», «Ля­гушки в болоте», «Гор­ные вершины». Рабо­тает в технике акварели «по сырому».

Воспитание интереса детей к самостоя­тельной творческой деятельности; разви­тие желания привно­сить в окружающую действительность, красоту.

Развитие навыков сотрудничества в ху­дожественной дея­тельности. Формиро­вание понятия и представления о на­циональной культуре, о вкладе своего на­рода в культурное и художественное на­следие мира.

Способен оригиналь­но мыслить и само­стоятельно решать творческие задачи. Воспринимает мир целостно, гармонично. Эмоционально отзыв­чив к восприятию про­изведений профес­сионального и народ­ного искусства.

   

 

Ритм и орнамент в природе и в искусстве.

1

Понимать и изобра­жать природный ритм (орнамент): горы, ле­са, моря, реки, пусты­ни, равнины. Отделять главное от второсте­пенного. Выделять композиционный центр. Создавать пло­скостные композиции на заданную тему (живопись, рисунок, орнамент). Представ­лять и передавать ус­ловное изображение в географических кар­тах. Находить в Ин­тернете информацию о знаменитых путеше­ственниках и готовить о них небольшие пре­зентации (иллюстра­ции, фото с объясне­ниями).

Рассматривает дере­вья. Понимает, что каждый предмет име­ет своё строение (кон­струкцию). Понимает значение ритма и ор­намента в жизни и в искусстве: день и ночь, времена года, время суток; природ­ный ландшафт: горы, реки, леса, поля, озё­ра. Читает условное изображение карты рельефа, сравнивает с ним художественное отображение ланд­шафта на картине.

Исследует ландшафт родной природы. Соз­дает карты региона с указанием достопри­мечательностей. Исследует рельеф местности (источниковая база - по выбору, в том числе Интер­нет).

Формирование поня­тия и представления о национальной куль­туре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира. Фор­мирование интереса и уважительного от­ношения к иному мнению, истории и культуре других на­родов. Развитие творческого потен­циала ребенка, акти­визация воображения и фантазии.

Осознает цикличность и ритм в жизни и в природе. Способен откликаться на проис­ходящее в мире, в ближайшем окруже­нии. Осваивает выра­зительные особенно­сти языка разных ис­кусств. Проявляет ин­терес к различным видам искусства.

   

 

Композиционное размещение предме­тов на листе при ри­совании с натуры.

1

Выбирать формат в зависимости от темы и содержания. Грамотно подходить к выбору изобразительных ма­териалов.

Использовать вырази­тельные средства изо­бразительного искусст­ва, созвучные содер­жанию. Создавать эс­кизы будущей работы с помощью компьютер­ной графики.

Сознательно выбирает формат листа. Осваи­вает и выбирает фор­мат изобразительной плоскости при созда­нии композиции: верти­кальный, горизонталь­ный, вытянутый, квад­ратный, овальный и др. Выполняет тематиче­скую композицию. Примерные темы ком­позиций: «Гнездо аиста над деревней», «Гро­зовые тучи», «Ночь, метель, улица», «Закат солнца, сумерки», «Весна».

Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмо- ционально-чувствен- ного восприятия ок­ружающего мира природы и произве­дений искусства. Пробуждение и обо­гащение чувств ре­бенка, его сенсорных способностей. Формирование поня­тия и представления о национальной куль­туре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира.

Понимает связь на­родного искусства с окружающей приро­дой, климатом,ланд­шафтом, традициями и особенностями ре­гиона. Представляет освоенное человеком пространство Земли.

   

 

Перспектива как спо­соб передачи про­странства на картине с помощью планов.

1

Передавать графиче­скими средствами воздушную перспек­тиву. Выбирать и ос­ваивать картинную плоскость в зависимо­сти от содержания. Находить и запечат­левать неожиданные явления природы с помощью фотоаппа­рата. Овладевать приёмами коллектив­ного сотворчества. Устраивать в школе выставки творческих работ учащихся. Использовать в рабо­те средства компью­терной графики.

Осваивает понятия «перспектива» и «воздушная пер­спектива». Изобража­ет полёт журавлиной стаи в композиции «Журавлиная стая на восходе солнца». Пе­редает ритмический рисунок журавлиного клина. Работает в смешанной технике.

Воспитание интереса детей к самостоя­тельной творческой деятельности; разви­тие желания привно­сить в окружающую действительность красоту.

Развитие навыков сотрудничества в художественной дея­тельности. Формирование поня­тия и представления о национальной куль­туре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира.

Имеет представления об искусстве и его ис­тории. Готов слушать собеседника и вести диалог. Воспринимает мир пространственно. Сознательно подходит к восприятию эстети­ческого в действи­тельности и искусстве, а также к собственной творческой деятель­ности.

   

 

Образы, построен­ные на контрасте формы, цвета, раз­мера.

1

Экспериментировать с цветом: выполнение растяжек, получение новых неожиданных цветов. Создавать плавные переходы цвета (от красного к синему, от жёлтого к синему, от белого к зелёному и др.)

Осваивает и закреп­ляет понятия контра­ста, нюанса в форме, цвете, размере. Срав­нивает главные и до­полнительные цвета, звонкие и глухие. Ра­ботает в малых груп­пах. Примерные темы композиций: «Яхты в море», «Солнечный день в горах», «Зим­ний пасмурный день в горах», «Дюны», «Прогулка в парке». Передает в пейзаже разные состояния природы - солнечный день и пасмурное утро.

Формирование поня­тия и представления о национальной куль­туре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира. Формирование инте­реса и уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других на­родов.

Развитие творческого потенциала ребенка, активизация вообра­жения и фантазии.

Активно использует речевые, музыкаль­ные, знаково­символические сред­ства, информацион­ные и коммуникацион­ные технологии в ре­шении творческих коммуникативных и познавательных за­дач. Сравнивает, ана­лизирует, обобщает и переносит информа­цию с одного вида ху­дожественной дея­тельности на другой (с одного искусства на другое).

   

 

Изображение с нату­ры предметов конст­руктивной формы.

1

Овладевать приёмами самостоятельного со­ставления натюрмор­та. Изображать с на­туры предметы конст­руктивной формы. Сознательно выби­рать формат, преодо­левать измельчённость изображения.

Улавливать и переда­вать смысловую связь предметов в натюр­морте.

Осваивает понятие «тематический на­тюрморт». Составляет натюрморт и его изо­бражение (живопись и графика). Примерные темы композиций: «Осенний букет», «Морской натюрморт с ракушкой». Композиционно размещает предметы.

Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмо­ционально ­чувственного воспри­ятия окружающего мира природы и про­изведений искусства. Пробуждение и обо­гащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей.

Способен к самораз­витию и самовыраже­нию. Представляет пространство как сре­ду (все существует, живет и развивается в определенной среде). Понимает связь каж­дого предмета (слова, звука) с тем окружением, в котором он находится.

   

 

Передача движения

1

Передавать движение. Уметь работать с на­туры и по наблюде­нию. Выполнять крат­кие зарисовки (набро­ски) с фигуры челове­ка (с натуры и по представлению): сто­ит, идёт, бежит. Рабо­тать в одной цветовой гамме. Находить в Интернете, в фото­альбомах картины ху­дожников, на которых изображён человек.

Работает с натуры и по наблюдению: крат­кие зарисовки (набро­ски и портрет по на­блюдению). Изобра­жает человека в дви­жении, за характер­ными для разных вре­мён года занятиями: весна - изготовление скворечника, посев­ная; лето - сенокос, езда на велосипеде, купание; осень - сбор урожая, начало учеб­ного года; зима - ка­тание на коньках и лыжах, лепка снежной бабы.

Воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности; разви­тие желания привно­сить в окружающую действительность красоту.

Развитие навыков сотрудничества в ху­дожественной дея­тельности. Формирование поня­тия и представления о национальной куль­туре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира.

Накапливает знания и представления о раз­ных видах искусства и их взаимосвязи. Ис­пытывает нравствен­ные и эстетические чувства; любовь к на­родной природе, сво­ему народу, к много­национальной культу­ре.

   

 

Передача объёма в живописи и графи­ке.

1

Овладевать приёмами работы различными графическими мате­риалами. Передавать объём графическими средствами. Переда­вать форму предмета с помощью штриха; материалы: перо, ка­рандаш.

Осваивает разнооб­разные виды штриха. Понимает зависи­мость штриха от ис­пользуемого графиче­ского материала и ха­рактера изображаемо­го предмета. Рисует с натуры предмет ок­руглой формы - ябло­ко, чашку.

Формирование поня­тия и представления о национальной куль­туре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира. Развитие творческого потенциала ребенка, активизация вообра­жения и фантазии.

Сравнивает, анализи­рует, обобщает и пе­реносит информацию с одного вида художе­ственной деятельно­сти на другой (с одно­го искусства на дру­гое).

   

 

Понятие стилизации.

1

Представлять, что та­кое стилизация в изобразительном искусстве. Применять её законы при созда­нии продукта дизайна (технических средств, одежды, мебели).

Использует приёмы стилизации в создании предметов объёмной формы: создать летающий объект на примере насекомого, выделяя его характерные осо­бенности. Осваивает приёмы стилизации объектов живой при­роды в творчестве художников- дизайнеров. Выполня­ет наброски с насеко­мого, создает эскиз летательного аппара­та по выполненным наброскам.

Создает конструкцию летательного аппара­та в технике бумажной пластики.

Пробуждение и обо­гащение чувств, сен­сорных способностей детей.

Формирование поня­тия и представления о национальной куль­туре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира.

Имеет представление об искусстве и его ис­тории. Воспринимает мир целостно, гармонично. Эмоционально отзывчив к воспри­ятию произведений профессионального и народного искусства.

   

 

Контраст и нюанс в скульптуре (форма, размер, динамика, настроение, харак­тер, фактура, мате­риал).

1

Понимать, представ­лять и передавать контраст и нюанс в объёме (лепка из гли­ны или пластилина).

Понимает и объясня­ет, что такое «кон­траст» и «нюанс» в объёмных формах: форму, содержание, динамику в скульптуре отражают материал и фактура. Примерные темы композиций: «Хоккеист и балери­на», «Стойкий оло­вянный солдатик, ки­тайский болванчик и балерина».

Воспитание интереса детей к самостоя­тельной творческой деятельности; разви­тие желания привно­сить в окружающую действительность красоту.

Развитие навыков сотрудничества в ху­дожественной дея­тельности.

Готов слушать собе­седника и вести диа­лог. Представляет пространство как сре­ду (все существует, живет и развивается в определенной среде). Понимает связь каж­дого предмета (слова, звука) с тем окруже­нием, в котором он находится.

   

 

Передача динамики в объёмном изображе­нии.

1

Осваивать профес­сиональную лепку. Создавать объёмно­ пространственную композицию: лепка фигуры человека в движении по памяти и представлению (пластилин). Выполнять зарисовки с вылепленных фигу­рок.

Лепит по памяти фи­гуры человека в движении. Осваива­ет приёмы лепки фи­гуры человека спосо­бами вытягивания де­талей из целого куска и удаления лишнего. Примерные темы ком­позиций: «Артисты на арене цирка»,

«Игры на перемене», «Футбол».

Формирование поня­тия и представления о национальной куль­туре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира.

Развитие творческого потенциала ребенка, активизация вообра­жения и фантазии.

Воспринимает мир пространственно. Сознательно подходит к восприятию эстети­ческого в действи­тельности и искусстве, а также к собственной творческой деятель­ности.

   

 

Лепка объёмно пространственной композиции из одно­цветного пластилина или из глины.

1

Участвовать в коллек­тивном творчестве при создании объём­но-пространственной композиции.

Осваивать технологию лепки с помощью кар­каса.

Передавать ритм и динамику при созда­нии художественного образа.

Работает в малых группах. Осваивает навыки сотворчества при создании крупной композиции. Пример­ная тема: «Детский городок». Использо­вание несложного кар­каса из проволоки и палочек. Предвари­тельно обсуждает эс­киз будущей работы и распределяет обязан­ности.

Понимает, что такое природное простран­ство и среда разных народов. Восприни­мает мир целостно, гармонично. Эмоцио­нально отзывчив к восприятию произве­дений профессио­нального и народного искусства.

Понимает, что такое природное простран­ство и среда разных народов. Восприни­мает мир целостно, гармонично. Эмоцио­нально отзывчив к восприятию произве­дений профессио­нального и народного искусства.

   

 

Создание эскизов архитектурных со­оружений на основе природных форм в технике рельефа.

1

Создавать эскизы ар­хитектурных сооруже­ний на основе при­родных форм (по опи­санию в сказках). Вы­ражать замысел в рельефных эскизах. Работа в группах по 3- 5 человек.

Создает композицию по мотивам литера­турных произведений, например по сказкам Х.-К. Андерсена,

Н.Н. Носова,

Дж. Родари. Примерные темы ком­позиций: «Дома в виде ракушки для подвод­ного царства», «Горо­док, где жил Чиполли- но», «Цветочный го­род».

Формирование поня­тия и представления о национальной куль­туре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира. Фор­мирование интереса и уважительного от­ношения к иному мнению, истории и культуре других на­родов. Развитие творческого потен­циала ребенка, акти­визация воображения и фантазии.

Интересуется искусст­вом разных стран и народов. Понимает связи народного ис­кусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, тради­циями и особенностя­ми региона. Представляет освоен­ное человеком про­странство Земли.

   

 

Равновесие в изо­бражении и вырази­тельность формы в декоративном искус­стве: обобщённость, силуэт.

1

Создавать предметы для интерьера с учё­том его особенностей. Передавать в форме вазы (другого предме­та) стилевые особен­ности интерьера в це­лом. Находить в поис­ковых системах Ин­тернета экспозиции в Государственном му­зее Эрмитаж - вазы, выполненные из камня русскими мас­терами.

Создает вазу из «кам­ня» для конкретного интерьера на основе информации и впе­чатлений, полученных на экскурсии в музей. Лепит из цветного пластилина или рабо­тает с помощью бума­ги и клея.

Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмо­ционально- чувственного воспри­ятия окружающего мира природы и про­изведений искусства. Формирование поня­тия и представления о национальной куль­туре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира.

Понимает связи на­родного искусства с окружающей приро­дой, климатом, ландшфтом, традициями и особенностями ре­гиона.

   

 

Выявление декора­тивной формы: рас­тительные мотивы в искусстве. Кораллы - одно из чудес под­водного мира: бурые, зелёные, жёлтые, малиновые, голубые.

1

Создавать декоратив­ные причудливые формы по мотивам природных, в том чис­ле на основе иллюст­раций, найденных в Интернете. Привно­сить в декоративную композицию свои представления о кра­соте и разнообразии форм в природе. Осваивать технику бумажной пластики. Создавать эскизы одежды по мотивам растительных (в том числе цветочных) форм. Выявлять деко­ративную форму узо­ром и цветом: расти­тельные мотивы на­родного искусства. Находить в Интернете оригинальные, причудливые формы при­родных объектов, соз­давать из них свою коллекцию природных форм.

Создает художествен­ные формы на основе наблюдений за при­родой: «Одежда жи­телей цветочного го­рода», «Лесные феи». Понимает разнообра­зие растительного ми­ра. Создает свой ко­ралловый остров и заселяет его расте­ниями и животными. Выполняет работу в технике бумажной пластики или с помо­щью цветного пласти­лина. Работает в оп­ределённой цветовой гамме: сближенные цвета - мягкая цвето­вая гамма (замутнение цвета чёрным, белым); яркие, чистые цвета - «праздник красок».

Воспитание интереса детей к самостоя­тельной творческой деятельности; разви­тие желания привно­сить в окружающую действительность красоту.

Развитие навыков сотрудничества в ху­дожественной дея­тельности. Формиро­вание понятия и представления о на­циональной культуре, о вкладе своего на­рода в культурное и художественное на­следие мира

Представляет освоен­ное человеком про­странство Земли. Сравнивает, анализи­рует, обобщает и пе­реносит информацию с одного вида художе­ственной деятельно­сти на другой (с одно­го искусства на дру­гое).

   

Развитие фантазии и воображения (11 часов)

 

Раскрытие взаимо­связи элементов в композиции (музы­кальной, предметной, декоративной).

1

Улавливать настрое­ние и ритм музыкаль­ного и поэтического произведения и передавать их гра­фическими средства­ми. Определять и пе­редавать настроение, использовать цвето­вое разнообразие от­тенков. Акцентировать внимание на компози­ционном центре и ритмическом изобра­жении пятен и линий.

Сознает цветовое бо­гатство оттенков в жи­вописи. Находит ото­бражение природы в музыкальных, литера­турных произведени­ях, в живописи, графи­ке. Определяет выра­зительный язык худо­жественного произве­дения, созвучный на­строению, ритму при­роды.

Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмо­ционально­чувственного воспри­ятия окружающего мира природы и про­изведений искусства. Пробуждение и обо­гащение чувств ре­бенка, сенсорных способностей детей. Формирование поня­тия и представления о национальной куль­туре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира.

Активно использует речевые, музыкаль­ные, знаково­символические сред­ства, информацион­ные и коммуникацион­ные технологии в ре­шении творческих коммуникативных и познавательных за­дач. Сравнивает, ана­лизирует, обобщает и переносит информа­цию с одного вида ху­дожественной дея­тельности на другой (с одного искусства на другое).

   

 

Зарождение замысла на основе предло­женной темы.

1

Передавать индиви­дуальную манеру письма. Понимать и передавать контраст­ные отношения в раз­ных пространствах с помощью цвета, ли­нии, штриха, а том числе в технике ком­пьютерной графики.

Понимает смысловую зависи­мость между форма­том и материалом. Создает композицию на передачу контраста в рисунке. Примерные темы композиций: «День и ночь», «Уны­лое и радостное», «Высокое и тонкое, низкое и толстое», «Мягкое и пушистое, твёрдое и колючее», «В гостях у Хозяйки Медной горы», «Дюй­мовочка в жилище по­левой мыши».

Развитие навыков сотрудничества в ху­дожественной дея­тельности. Формирование поня­тия и представления о национальной куль­туре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира.

Способен к самораз­витию и самовыраже­нию. Представляет пространство как среду (все существу­ет, живет и развивает­ся в определенной среде). Понимает связь каждого пред­мета (слова, звука)с тем окружением, в котором он находится.

   

 

Разнообразие худо­жественно­ выразительного язы­ка различных ис­кусств.

1

Определять характер и форму творческой работы на основе предложенной темы. Находить индивиду­альную манеру изо­бражения. Передавать смысловую зависи­мость между элемен­тами изображения: выбором формата, материала изображе­ния.

Заполняет простран­ство листа. Самостоя­тельно решает по­ставленную творче­скую задачу в разных формах и видах изо­бразительного искус­ства (на плоскости, в объёме). Образно оп­ределяет звуки в цве­те и форме. Испыты­вает потребность вы­разить визуальными средствами звуки при­роды.

Формирование поня­тия и представления о национальной куль­туре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира. Развитие творческого потенциала ребенка, активизация вообра­жения и фантазии.

Накапливает знания и представления о раз­ных видах искусства и их взаимосвязи. Ис­пытывает нравствен­ные и эстетические чувства; любовь к родной природе, сво­ему народу, к много­национальной культу­ре.

   

 

Взаимосвязь содер­жания художествен­ного произведения и иллюстрации.

1

Передавать содержа­ние художественного произведения в гра­фической иллюстра­ции. Выделять компо­зиционный центр и содержательный смысл произведения в изображении. Создавать коллектив­ную книжку-раскраску.

Читает художествен­ные произведения (проза, стихи, сказки) с подробным описа­нием (природы, мест­ности, настроения, внешности человека), передает их в графи­ческих образах (иллю­страции).

Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмо­ционально- чувственного воспри­ятия окружающего мира природы и про­изведений искусства. Формирование поня­тия и представления о национальной куль­туре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира.

Сравнивает, анализи­рует, обобщает и пе­реносит информацию с одного вида художе­ственной деятельно­сти на другой (с одно­го искусства на дру­гое).

   

 

Взаимосвязь содер­жания книги (литера­турного произведе­ния) с иллюстрация­ми и художественным оформлением шриф­та текста.

1

Соотносить содержа­ние книги с иллюстра­циями и художествен­ным оформлением шрифта текста. Соз­давать свои буквицы для сказочных произ­ведений; оригиналь­ные заглавные буквы своего имени; переда­вать в образе буквы собственный характер и интересы.

Коллективные творче­ские исследования, связанные с выявле­нием особенностей графического реше­ния заглавных букв (буквиц) разными ху­дожниками в текстах сказок, былин, сказа­ний. Понимает роль и значение буквицы при издании сказочных и былинных произведе­ний. Создает коллек­тивный алфавит из буквиц, найденных в книгах, журналах, Ин­тернете.

Воспитание интереса детей к самостоя­тельной творческой деятельности; разви­тие желания привно­сить в окружающую действительность красоту.

Развитие навыков сотрудничества в ху­дожественной дея­тельности.

Имеет представление об искусстве и его ис­тории. Воспринимает мир целостно, гармо­нично. Эмоционально отзывчив к воспри­ятию произведений профессионального и народного искусства.

   

 

Художник в театре.

1

Создавать сюжетные объёмно­ пространственные композиции по моти­вам театральной по­становки. Оформлять сцену к спектаклю (иг­ровому или кукольно­му). Уметь работать в коллективе, распре­делять обязанности.

Совершает заочную экскурсию в театр. Знакомится с органи­зацией и художест­венным решением атрибутов сцены, кос­тюмов героев, цвето­вым и световым оформлением спек­такля. Создает сю­жетные объёмно­ пространственные композиции по моти­вам театральной по­становки. Создает эс­кизы оформления сцены по мотивам сказок (для кукольного спектакля). Использу­ет большую картон­ную коробку

Формирование инте­реса и уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других на­родов.

Развитие творческого потенциала ребенка, активизация вообра­жения и фантазии.

Готов слушать собе­седника и вести диа­лог. Представляет пространство как сре­ду (все существует, живет и развивается в определенной среде). Понимает связь каж­дого предмета (слова, звука) с тем окруже­нием, в котором он находится.

   

 

Изменение простран­ственной среды (ви­зуальное, звуковое оформление) в зави­симости от ситуации.

1

Коллективно созда­вать необычное (ска­зочное) игровое про­странство (реальное или в эскизе), оформ­ление уголка в классе, сцены. Применять разнообразные худо­жественные материа­лы для осуществле­ния замысла. Рабо­тать в ситуации кол­лективного сотворче­ства. Применять му­зыкальный материал для передачи на­строения и эстетиче­ского образа про­странства.

Создает необычное (сказочное)игровое пространство (эскиз): уголок в классе, сцена для проведения худо­жественного события. Осваивает разнообра­зие форм в архитекту­ре. Совершает вооб­ражаемое путешест­вие в прошлое и будущее: знакомит­ся со средой, в кото­рой жил писатель- сказочник (время, страна, архитектура, декоративное искусст­во, одежда). Пример­ные темы композиций: «Дворец, в котором может жить ветер», «Дождевые облака», «Удача», «Смелость», «Дворец сказок», «Ар­хитектура в стране снов - домик, в кото­ром живёт твой сон».

Выполняет эскизы архитектурных сооружений, элементов украшения.

Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмо­ционально­ чувственного воспри­ятия окружающего мира природы и про­изведений искусства. Пробуждение и обо­гащение чувств, сен­сорных способностей детей.

Формирование поня­тия и представления о национальной куль­туре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира

Воспринимает мир пространственно. Сознательно подходит к восприятию эстети­ческого в действи­тельности и искусстве, а также к собственной творческой деятель­ности.

   

 

Передача настроения в форме.

1

Представлять особен­ности декоративной формы, её условный характер. Передавать в объёмной декора­тивной форме на­строение. Украшать форму декоративными элементами в соответствии с её особен­ностями и назначени­ем предмета.

Украшает форму де­коративными элемен­тами. Объясняет за­висимость формы предмета от его на­значения и материа­ла, из которого он из­готовлен. Создает предметы декоративно-прикпадного искус­ства на темы: «Три кувшина: торжествен­ный, грустный, озор­ной», «Кувшин "По­ющий петух"». Деко­ративная лепка: глина, пластилин.

Развитие навыков сотрудничества в ху­дожественной дея­тельности. Формирование поня­тия и представления о национальной куль­туре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира.

Понимает, что такое природное простран­ство и среда разных народов. Восприни­мает мир целостно, гармонично. Эмоцио­нально отзывчив к восприятию произве­дений профессионального и народного искусства.

   

 

Знакомство с народ­ными художествен­ными промыслами России в области иг­рушки.

1

Понимать особенно­сти и создавать иг­рушки по мотивам на­родных художествен­ных промыслов. При­менять в украшении мотивы растительного и животного мира. Соотносить характер украшения, орнамента и его расположения в зависимости от деко­ративной формы. Создавать коллектив­ную композицию из выполненных игрушек.

Объясняет зависи­мость формы, мате­риала и украшения игрушки от особенно­стей растительного и животного мира того края, где она изготов­лена. Отображает природные мотивы в орнаменте и элемен­тах декоративного ук­рашения игрушек. Со­вершает заочное пу­тешествие вместе с коробейниками по яр­маркам и базарам. Изготавливает игруш­ки (фигурки в нацио­нальных костюмах, в технике бумажной пластики). Применяет в работе пузырьки, бутылочки, коробки для каркаса.

Формирование поня­тия и представления о национальной куль­туре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира. Развитие творческого потенциала ребенка, активизация вообра­жения и фантазии.

Интересуется искусст­вом разных стран и народов. Понимает связи народного ис­кусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, тради­циями и особенностя­ми региона. Представляет освоен­ное человеком про­странство Земли.

   

 

Освоение разнообра­зия форм в архитек­туре.

1

Понимать и переда­вать в символическом изображении его смысл; раскрывать символику цвета и изображений в народ­ном искусстве. Прово­дить коллективные исследования на тему Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмо­ционально­ чувственного воспри­ятия окружающего мира природы и про­изведений искусства. Пробуждение и обо-

Понимает влияние исторической эпохи и условий жизни худож­ника (архитектора, дизайнера) на его произведения. Объяс­няет цвет и форму в знаковом изображе­нии. Осваивает особенности работы на небольших форматах. Знакомится с симво­лами и знаками в ис­кусстве и жизни. При­водит примеры знаков и символов в жизни. Создает знаки в Городе мастеров, указы­вающие на ремесло хозяина дома: «Бу­лочник», «Сапожник», «Портной», «Кузнец» и др. Примерные темы композиций: «Тотем­ное дерево индей­цев», «Древо жизни». Работает на неболь­ших форматах. Вы­полняет декоративную роспись камня узором. Работает фломасте­рами или цветными карандашами.

Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмо­ционально­ чувственного воспри­ятия окружающего мира природы и про­изведений искусства. Пробуждение и обогащение чувств, сен­сорных способностей детей.

Формирование поня­тия и представления о национальной куль­туре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира.

Понимает связи ис­кусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, тради­циями и особенностя­ми региона. Сравни­вает, анализирует, обобщает и переносит информацию с одного вида художественной деятельности на дру­гой (с одного искусст­ва на другое).

   

 

Разнообразие худо­жественно­ выразительного язы­ка в декоративно прикладном искусст­ве.

1

Передавать ритмиче­ский характер повтора слов скороговорки, стихотворения, песни, сказки в декоративном орнаменте с помощью условных изображе­ний. Улавливать и осознавать ритмиче­ские повторы в поэти­ческих и музыкальных произведениях.

Уметь создавать де­коративные элементы из глины и гуаши или бумаги, клея и гуаши.

Понимает украшение как важный элемент народного и совре­менного костюма: броши, бусы, подвески и т.д. Приводит при­меры характера и формы украшений (драгоценные и поде­лочные камни). Изго­тавливает бусы в по­дарок Василисе Пре­мудрой или Царевне- лягушке на основе ритма (чередования форм бусин), созвуч­ных повтору звуков в

скороговорке (по вы­бору) или по сказке (например, «Кот, дрозд, лиса и петух»). Обращает внимание на ритм и проговаривание слов в скороговорке.

Развитие навыков сотрудничества в ху­дожественной дея­тельности. Формирование поня­тия и представления о национальной куль­туре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира.

Сравнивает, анализи­рует, обобщает и пе­реносит информацию с одного вида художе­ственной деятельно­сти на другой (с одно­го искусства на дру­гое). Осваивает выра­зительные особенно­сти языка разных ис­кусств.

Проявляет интерес к различным видам ис­кусства.

   

Художественно – образное восприятие искусства (музейная педагогика) (6 часов)

 

Выразительные средства изобрази­тельного искусства (живописи, графики, скульптуры, архитек­туры, декоративно ­прикладного искусст­ва): форма, объём, цвет, ритм, компози­ция, мелодика, кон­струкция.

1

Понимать и уметь вы­ражать в словесной форме свои пред­ставления о видах изобразительного ис­кусства (их сходстве и различии). Участво­вать в обсуждении содержания и вырази­тельных средств про­изведений изобрази­тельного искусства. Проводить коллектив­ные исследования по данной теме.

Приводит примеры разных видов изобра­зительного искусства (живопись, графика, скульптура, архитек­тура, декоративно прикладное искусст­во). Объясняет выбор художником вырази­тельных средств изо­бразительного искус­ства (цвет, форма, ритм, мелодика, кон­струкция, компози­ция).

Формирование поня­тия и представления о национальной куль­туре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира. Фор­мирование интереса и уважительного от­ношения к иному мнению, истории и культуре других на­родов.

Осваивает способы решения проблем по­искового характера. Представляет про­странство как среду (все существует, жи­вет и развивается в определенной среде). Понимает связь каж­дого предмета (слова, звука) с тем окруже­нием, в котором он находится.

   

 

Использование музы­кального и литера­турного материала.

1

Воспринимать, нахо­дить, объяснять об­щее и различное в языке разных видов искусства.

Выражать в беседе своё отношение к произведениям раз­ных видов искусства (изобразительного, музыкального, хорео­графии, литературы). Понимать специфику выразительного языка каждого из них.

Воспринимает произ­ведения разных видов искусства. Обсуждает, сравнивает, находит общее и особенное в каждом виде искусст­ва. Выделяет эмоцио­нально-образные ха­рактеристики произ­ведений музыки, поэзии, живописи, графики.

Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмо­ционально­ чувственного воспри­ятия окружающего мира природы и про­изведений искусства. Пробуждение и обо­гащение чувств, сен­сорных способностей детей.

Продуктивно мыслит. Испытывает нравст­венные и эстетиче­ские чувства; любовь к родной природе, своему народу, к мно­гонациональной куль­туре.

   

 

Художественная форма произведения изобразительного искусства (общая конструкция: формат, композиция, ритм, динамика, колорит, сюжет).

1

Понимать и объяснять общее и особенное в произведениях живо­писи, графики и худо­жественной фотогра­фии.

Выбирать и использо­вать различные худо­жественные материа­лы для передачи соб­ственного замысла в живописи или графике.

Выполняет этюды, наброски после бесе­ды или посещения музея (выставки). Ос­ваивает выразитель­ные средства живопи­си (цвет, пятно, ком­позиция, форма) и графики (линия, пятно, композиция, форма). Называет виды гра­фики. Приводит при­меры выражения ху­дожником своего от­ношения к объекту изображения. Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега, К. Писсарро, А.А. Дейнека, В.А. Фаворский, Е.И. Чару шин.

Воспитание интереса детей к самостоя­тельной творческой деятельности; разви­тие желания привно­сить в окружающую действительность красоту.

Развитие навыков сотрудничества в ху­дожественной дея­тельности.

Способен оригиналь­но мыслить и само­стоятельно решать творческие задачи. Воспринимает мир целостно, гармонично. Эмоционально отзыв­чив к восприятию про­изведений профес­сионального и народ­ного искусства.

   

 

Жанры изобрази­тельного искусства: пейзаж, портрет; анималистический, исторический, быто­вой; натюрморт; ми­фологический.

1

Группировать произ­ведения изобрази­тельного искусства по видам и жанрам. Участвовать в обсуж­дении, беседах, кол­лективных творческих проектах. Называть ведущие художественные му­зеи России и художе­ственные музеи сво­его региона.

Выполняет творче­скую самостоятельную работу по материалам обсуждений, экскурсий в Русский музей, Эр­митаж, Музей изобра­зительного искусства им. А.С. Пушкина (Мо­сква); музеи, находя­щиеся в регионе, где расположена школа.

Формирование поня­тия и представления о национальной куль­туре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира. Развитие творческого потенциала ребенка, активизация вообра­жения и фантазии.

Осознает цикличность и ритм в жизни и в природе. Способен откликаться на проис­ходящее в мире, в ближайшем окруже­нии. Осваивает выра­зительные особенно­сти языка разных ис­кусств. Проявляет ин­терес к различным видам искусства.

   

 

Красота и своеобра­зие произведений народного декора­тивно-прикладного искусства.

1

Понимать и опреде­лять своеобразие и особенности произ­ведений декоративно прикладного искусства (вышивка, роспись, мелкая пластика, из­делия из камня, гон­чарное искусство) и дизайна (мебель, одежда, украшения). Осознавать и объяс­нять символику в на­родном и декоративно-прикладном искус­стве, функциональ­ность, практическую значимость произве­дений декоративно прикладного искусства.

Выражает свое отно­шение к изображае­мому. Художники: И. Я. Билибин, А. И. Куинджи, М. Васнецов, В.А. Серов, И.И. Шиш­кин, В. Ван Гог, И.К. Айвазовский. На­блюдает за символи­кой в народном при­кладном искусстве. Приводит примеры юмора в народном искусстве. Объясняет, что такое функцио­нальность произведе­ний народного искус­ства.

Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально чувственного воспри­ятия окружающего мира природы и про­изведений искусства. Пробуждение и обо­гащение чувств, сен­сорных способностей детей.

Формирование поня­тия и представления о национальной куль­туре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира.

Понимает связи на­родного искусства с окружающей приро­дой, климатом, ланд­шафтом, традициями и особенностями региона. Представляет освоенное человеком пространство Земли.

   

 

Красота архитектур­ных сооружений. Уникальность памят­ников архитектуры.

1

Представлять и пони­мать связь архитекту­ры с природой. Называть архитектур­ные памятники регио­на, знать их историю.

Объясняет связь ар­хитектуры с природой. Кратко рассказывает историю возникнове­ния и развития архи­тектурных ансамблей. Проводит наблюде­ния, задает вопросы во время экскурсии по архитектурным досто­примечательностям города. Обсуждает полученные сведения. Выполняет зарисовки архитектурных соору­жений своего региона.

Развитие навыков сотрудничества в ху­дожественной дея­тельности. Формиро­вание понятия и представления о на­циональной культуре, о вкладе своего на­рода в культурное и художественное на­следие мира.

Имеет представление об искусстве и его ис­тории. Готов слушать собеседника и вести диалог. Воспринимает мир пространственно. Сознательно подходит к восприятию эстети­ческого в действи­тельности и искусстве, а также к собственной творческой деятель­ности.

   
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.