12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Журавлева Татьяна Анатольевна14919 Стаж педагогической деятельности 33 года, имею высшую квалификационный категорию. Награждена знаком 'Почётный работник образования и воспитания РФ' Достижения: победитель конкурсного отбора "Лучшие учителя 2023г." Россия, Ростовская обл., Каменск-Шахтинский Материал размещён в группе «Рабочие программы учебных дисциплин» |
Рабочая программа по изобразительному искусству
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:
Личностные результаты
- Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
Познавательные:
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами
Регулятивные:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Коммуникативные:Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предметные результаты обучения
Предметными результатами обучающихся являются:
– в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
– в ценностно-эстетической сфере – умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношений к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;
– в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
– в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Мир изобразительных (пластических) искусств
Образное содержание искусства. Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств, идей, отношений к природе, человеку и обществу на примере произведений отечественных и зарубежных художников.
Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью. Жанры изобразительных искусств: портрет (на примере произведений Леонардо да Винчи); пейзаж (на примере произведений И. А. Шишкина, И. К. Айвазовского); натюрморт и анималистический жанр (в произведениях русских и зарубежных художников – по выбору). Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино.
Богатство и разнообразие художественной культуры России (образы архитектуры, живописи, декоративно-прикладного народного искусства) и мира (образы архитектуры и живописи). Патриотическая тема в произведениях отечественных художников (на примере произведений А. А. Дейнеки и др.).
Художественный язык изобразительного искусства
Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, объем, композиция, пропорции. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); скульптуры (объем, ритм, фактура); архитектуры (объем, соотношение частей, ритм, силуэт); декоративно-прикладного искусства и дизайна (обобщение, роль ритма и цвета) на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.
Расширение кругозора: восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства на основе представлений о языке изобразительных (пластических) искусств.
Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью
Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий) и художественно-конструктивной (бумагопластика) деятельности.
Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов, таких как: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина, подручные и природные материалы.
Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента, конструирования(на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства, дизайна). Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.
Роль изобразительных (пластических) искусств в организации материального окружения человека (вторая природа), его повседневной жизни (архитектура зданий, планировка парков, оформление интерьера квартиры, школы; дизайн одежды, мебели, посуды, игрушек, оформление книг, роспись тканей и др.).
Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.
Тематическое планирование
Тема раздела | Кол-во часов | ||
1. | Основы художественного изображения. | 17 часов | |
2. | Основы народного декоративно-прикладного искусства. | 17 часов | |
Итого: | 34 часа |
Календарно – тематическое планирование по изобразительному искусству« 3 «Б» класс ( По учебному плану- 34 ч., по КТП – 33 ч.)
№ п/п | Разделы учебной программы. Темы уроков; контрольных, практических работ | Количество часов | Основные виды учебной деятельности | Материально-техническое обеспечение | Формы контроля на уроке | Дата проведения урока | |||
По плану | По факту | ||||||||
ОСЕНЬ.«Как прекрасен этот мир, посмотри…» | |||||||||
1. | Земля одна, а цветы на ней разные. Натюрморт: свет, цвет, форма. | 1 | Ориентироваться в учебнике и творческой тетради, организовывать своё рабочее место в соответствии с правилами работы на уроках изобразительного искусства, составлять простейшие композиции из цветов, приёмам работы кистью в передаче образа осенних цветов. | С. 10-13
| УО Работа с материалами учебника | 04.09 | |||
2. | В жостовском подносе все цветы России. Русские лаки: традиции мастерства. | 1 | Применять технические приёмы работы кистью, выполнять роспись по мотивам жостовских узоров; распознавать суть терминов: замалёвка, тенёжка, прокладка, чертёжка. | С. 14-17 | УО | 11.09 | |||
3. | О чём может рассказать русский расписной поднос. Русские лаки: традиции мастерства. | 1 | Применять технические приёмы работы кистью, выполнять рисунок – вариацию по мотивам цветочной росписи Жостово; устанавливать связь между формой подноса и цветочной композицией,; знать об узорах золотой каймы. | С. 18-19 | ПДЗ Работа с материалами ученика | 18.09 | |||
4. | Каждый художник урожай своей земли хвалит. Натюрморт: свет и тень, форма и объём. | 1 | Распознавать суть терминов: свет, тень на предмете, падающая тень, блик; строить композиционные схемы натюрморта; выполнять натурную постановку натюрморта в соответствии с предложенной композиционной схемой и выполнять рисунок натюрморта с натуры с передачей иллюзии объёма. | С. 20-23 | ФО | 25.09 | |||
5. | Лети, лети бумажный змей. Орнамент народов мира: традиции мастерства. | 1 | Знакомиться по учебнику с понятиями: зеркальная симметрия; создавать эскиз воздушного змея и орнамент для его украшения. | С. 24-25 | УО Работа с материалами учебника | 02.10 | |||
6. | Чуден свет – мудры люди, дивны дела их. Лоскутная мозаика: традиции мастерства. | 1 | Создавать орнаментарные композиции; композиционно мыслить на основе творческих принципов народного искусства ( вариация, импровизация), различать в разных изделиях вид орнаментальной композиции, создавать свой вариант орнаментального узора. | С. 26-27 | Взаимо- проверка | 09.10 | |||
7. | Живописные просторы Родины. Пейзаж: пространство и цвет. | 1 | Распознавать суть терминов: линия горизонта, воздушная перспектива, тёплые и холодные тона; рисовать пейзаж по одной из предлагаемых композиционных схем с передачей пространства на плоскости. | С. 28-30 | ПДЗ Работа с материалами учебника | 16.10 | |||
8. | Родные края в гжельской майолики | 1. | Знать суть терминов: майолика, фарфор, кумган, квасник, керамика; использовать на практике палитру гжельской майолики; сравнивать работы, выполненные на данном уроке и предыдущем и посвящённых образу родной природы; выполнять декоративную композицию по мотивам росписи гжельской майолики. | С. 31-33 . | ФО Работа с материалами учебника | 23.10 | |||
9. | «Двор, что город, изба, что терем». В мире народного зодчества: традиции русского мастерства. | 1 | Распознавать суть терминов и понятий: причелина, полотенце, красные окна, оконный наличник, охлупень; выполнять декоративную композицию по мотивам резного убранства фасада избы. | С. 34-37 | УО | 13.11 | |||
10. | «То ли терем, то ли царёв дворец». В мире народного зодчества: традиции народного мастерства. | 1 | Выполнять зарисовку отдельных элементов конструкции дома-терема, рисовать сказочный терем с соблюдением пропорций, цветовой гаммы. | С. 38-39 през учителя | УО Взаимо- проверка | 20.11 | |||
11. | Каждая птица своим пером красуется. Живая природа: форма и цвет, пропорции. | 1 | Выполнять быстрый акварельный набросок птиц по памяти и представлению в технике « по сырому»; обсуждать рисунки, выявлять наиболее выразительные, точные по форме, цвету, лёгкие по живописному исполнению работы; видеть характерные особенности пернатых. | С. 40-42 . | ПДЗ | 27.11 | |||
ЗИМА.«Как прекрасен этот мир, посмотри…» | |||||||||
12. | Каждая изба удивительных вещей полна. Натюрморт: свет и тень, объём и пропорции. | 1 | Рисовать натюрморт с передачей светотеневых эффектов, выявлением объёма предметов; овладеть приёмами подбора цветовых оттенков для передачи освещённой и теневой поверхностей предметов при искусственном освещении. | С. 48-49 | ФО | 04.12 | |||
13. | Русская зима. Пейзаж в графике: чёрный и белый цвета. | 1 | Создавать в самостоятельных творческих работах образы зимних растений графическими средствами; овладеть графическими и композиционными навыками ( в передаче ажурности, декоративности заснеженных, заиндевевших деревьев, трав, кустов). | С. 50-51 СД№537 | ПДЗ | 11.12 | |||
14. | Зима не лето, в шубу одета. Орнамент народов мира: традиции мастерства. | 1 | Создавать эскиз украшения из бисера с использованием колорита и элементов орнамента традиционной зимней одежды и украшений; овладеть живописно-декоративными навыками в эскизе украшения из бисера. | С. 52-54 СД№537 | УО Работа с материалами учебника | 18.12 | |||
15. | Зима за морозы, а мы за праздники. Карнавальные новогодние фантазии: импровизация. | 1 | Различать сюжетно-тематические композиции среди других жанров изобразительного искусства; овладеть живописно-графическими навыками в передаче необычного, празднично-приподнятого настроения, яркости, блеска ёлки, в изображении персонажей карнавального шествия. | С. 55-56 СД№537 | ПДЗ | 25.12 | |||
16. | Всякая красота фантазии да умения требует. Маски – фантастические и сказочные образы, маски ряженых. | 1 | Выполнять эскиз матушки – зимы с использованием разнообразных материалов. | С. 57-58 СД№537 | ФО Работа с материалами учебника | 15.01 | |||
17. | В каждом посаде в своём наряде. Русский народный костюм: узоры – обереги. | 1 | Работать в группе со словарём терминов – элементов русского народного костюма; проводить сравнительный анализ главных частей северорусского и южнорусского костюмов; выполнять творческую работу, связанную с завершением орнаментов, украшающих народный костюм. | С. 59-62
| УО | 22.01 | |||
18. | Жизнь костюма в театре. Сценический костюм героя: традиции народного костюма. | 1 | Выделять отличительные особенности старинного русского костюма; распознавать суть терминов: сценический костюм, костюмер; самостоятельно работать над эскизом сценического костюма. | С. 63-65
| ПДЗ Работа с материалами презентации | 29.01 | |||
19. | Россия державная. В мире народного зодчества: памятники архитектуры. | 1 | Гармонично подбирать цветосочетания; выполнять творческое задание по цветовому решению изображения архитектурного ансамбля. | С. 66-69 | УО Работа с материалами учебника | 05.02 | |||
20. | «Город чудный…» Памятники архитектуры: импровизация. | 1 | Владеть декоративно – живописными, графическими и композиционными навыками в создании сказочного образа древнего города; | С. 70-71 | ПДЗ | 12.02 | |||
21. | Защитники земли Русской. Сюжетная композиция: композиционный центр. | 1 | Пространственно видеть пропорциональныецветоотношения; владеть живописно – графическими и композиционными навыками в создании тематической картины с изображением человека в движении. | С. 72-74 | ФО Работа с материалами презентации | 19.02 | |||
ВЕСНА.«Как прекрасен этот мир, посмотри…» | |||||||||
22. | Дорогие, любимые, родные. Женский портрет: выражение и пропорции лица. | 1 | Рисовать портрет; читать схемы изображения головы; владеть графическими и живописно-декоративными навыками в создании портрета. | С. 80-82 | ПДЗ | 26.02 | |||
23. | Широкая Масленица. Сюжетно декоративная композиция: композиционный центр и цве т. | 1 | Выполнять декоративную композицию в технике бумажной (обрывной) аппликации; владеть живописно – декоративными и композиционными навыками в передаче образа весеннего праздника; знать суть понятий и терминов: ярмарка, петрушка, Масленица, вертеп, балаган, аттракцион. | С. 83-84 | УО взаимопроверка | 05.03 | |||
24. | Красота и мудрость народной игрушки. Русская деревянная игрушка: развитие традиций мастерства. | 1 | Определять виды деревянных игрушек; отличать игрушки по технике художественной обработке дерева; изображать пропорции, образ игрушки; выполнять зарисовки понравившихся народных деревянных игрушек. | С. 85-87 | ПДЗ | 12.03 | |||
25. 26. | Герои сказки глазами художника. Сюжетная композиция: композиционный центр и цвет. | 2 | Выстраивать композицию,; самостоятельно решать поисковые и творческие задачи, выполнять иллюстрации к сказкам в технике аппликации. | С. 88-90; | ФО Работа с материалами учебника | 19.03 | |||
ЛЕТО.«Как прекрасен этот мир, посмотри…». | |||||||||
27. | Водные просторы России. Морской пейзаж: линия горизонта и колорит. | 1 | Подбирать цветовую гамму для изображения воды, читать композиционные схемы, рисовать воду, морские или речные пейзажи. | С. 96-99 | УО | 09.04 | |||
28. | Цветы России на павловопосадских платках и шалях. Русская набойка: традиции мастерства. | 1 | Рисовать отдельные цветочные мотивы русских шалей по мотивам цветочной композиции павловопосадских узоров на платках. | С. 100-101 | ПДЗ | 16.04 | |||
29. | Всяк на свой манер. Русская набойка: композиция и ритм. | 1 | Сочинять узоры для павловопосадских платков; овладеть композиционными навыками. | С. 102-104 | УО Работа с материалами учебника | 23.04 | |||
30. | В весеннем небе – салют Победы! Патриотическая тема в искусстве. Декоративно – сюжетная композиция: цвет. | 1 | Подбирать цветовую гамму, передавать радость в своих рисунках; владеть живописно – декоративными и композиционными навыками: в создании образа праздничного фейерверка; создавать декоративно – сюжетную композицию с изображением образа победного салюта на фоне города с его памятниками архитектуры на тему «Салют Победы». | С. 105-106
| ПДЗ | 28.04 | |||
31. | Гербы городов Золотого кольца России. Символические изображения: состав герба. | 1 | Выполнять творческую работу: придумать герб того места (села, города), где будешь отдыхать летом, где родились родители. | С. 107-108 | ФО | 07.05 | |||
32. | Сиреневые перезвоны. Натюрморт: свет и цвет. | 1 | Рисовать цветущую сирень с передачей ощущения освещённости; владеть навыками образного видения, цветовидения, живописно- декоративными и композиционными навыками в исполнении натюрморта- образа. | С. 109-110 | ПДЗ | 14.05 | |||
33. | У всякого мастера свои затеи. Орнамент народов мира: традиции мастерства. | 1 | Создавать декоративный сказочный образ зверя или птицы в орнаментальном мотиве. | С. 111-112 . | УО | 21.05 |
« СОГЛАСОВАНО»
30.08.2018 г.
зам. директора по УВР
________________________
Коррекция планирования
Дата непроведённого урока | Причина | Коррекция |