Рабочая программа по изобразительному искусству в 3 классе
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:
Личностные результаты
- Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
Познавательные:
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами
Регулятивные:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Коммуникативные:Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предметные результаты обучения
Предметными результатами обучающихся являются:
– в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
– в ценностно-эстетической сфере – умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношений к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;
– в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
– в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Мир изобразительных (пластических) искусств
Образное содержание искусства. Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств, идей, отношений к природе, человеку и обществу на примере произведений отечественных и зарубежных художников.
Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью. Жанры изобразительных искусств: портрет (на примере произведений Леонардо да Винчи); пейзаж (на примере произведений И. А. Шишкина, И. К. Айвазовского); натюрморт и анималистический жанр (в произведениях русских и зарубежных художников – по выбору). Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино.
Богатство и разнообразие художественной культуры России (образы архитектуры, живописи, декоративно-прикладного народного искусства) и мира (образы архитектуры и живописи). Патриотическая тема в произведениях отечественных художников (на примере произведений А. А. Дейнеки и др.).
Художественный язык изобразительного искусства
Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, объем, композиция, пропорции. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); скульптуры (объем, ритм, фактура); архитектуры (объем, соотношение частей, ритм, силуэт); декоративно-прикладного искусства и дизайна (обобщение, роль ритма и цвета) на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.
Расширение кругозора: восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства на основе представлений о языке изобразительных (пластических) искусств.
Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью
Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий) и художественно-конструктивной (бумагопластика) деятельности.
Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов, таких как: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина, подручные и природные материалы.
Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента, конструирования(на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства, дизайна). Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.
Роль изобразительных (пластических) искусств в организации материального окружения человека (вторая природа), его повседневной жизни (архитектура зданий, планировка парков, оформление интерьера квартиры, школы; дизайн одежды, мебели, посуды, игрушек, оформление книг, роспись тканей и др.).
Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.
Тематическое планирование
Тема раздела |
Кол-во часов |
||
1. |
Основы художественного изображения. |
17 часов |
|
2. |
Основы народного декоративно-прикладного искусства. |
17 часов |
|
Итого: |
34 часа |
Календарно – тематическое планирование по изобразительному искусству« 3 «Б» класс ( По учебному плану- 34 ч., по КТП – 33 ч.)
№ п/п |
Разделы учебной программы. Темы уроков; контрольных, практических работ |
Количество часов |
Основные виды учебной деятельности |
Материально-техническое обеспечение |
Формы контроля на уроке |
Дата проведения урока |
|||
По плану |
По факту |
||||||||
ОСЕНЬ.«Как прекрасен этот мир, посмотри…» |
|||||||||
1. |
Земля одна, а цветы на ней разные. Натюрморт: свет, цвет, форма. |
1 |
Ориентироваться в учебнике и творческой тетради, организовывать своё рабочее место в соответствии с правилами работы на уроках изобразительного искусства, составлять простейшие композиции из цветов, приёмам работы кистью в передаче образа осенних цветов. |
С. 10-13
|
УО Работа с материалами учебника |
04.09 |
|||
2. |
В жостовском подносе все цветы России. Русские лаки: традиции мастерства. |
1 |
Применять технические приёмы работы кистью, выполнять роспись по мотивам жостовских узоров; распознавать суть терминов: замалёвка, тенёжка, прокладка, чертёжка. |
С. 14-17 |
УО |
11.09 |
|||
3. |
О чём может рассказать русский расписной поднос. Русские лаки: традиции мастерства. |
1 |
Применять технические приёмы работы кистью, выполнять рисунок – вариацию по мотивам цветочной росписи Жостово; устанавливать связь между формой подноса и цветочной композицией,; знать об узорах золотой каймы. |
С. 18-19 |
ПДЗ Работа с материалами ученика |
18.09 |
|||
4. |
Каждый художник урожай своей земли хвалит. Натюрморт: свет и тень, форма и объём. |
1 |
Распознавать суть терминов: свет, тень на предмете, падающая тень, блик; строить композиционные схемы натюрморта; выполнять натурную постановку натюрморта в соответствии с предложенной композиционной схемой и выполнять рисунок натюрморта с натуры с передачей иллюзии объёма. |
С. 20-23 |
ФО |
25.09 |
|||
5. |
Лети, лети бумажный змей. Орнамент народов мира: традиции мастерства. |
1 |
Знакомиться по учебнику с понятиями: зеркальная симметрия; создавать эскиз воздушного змея и орнамент для его украшения. |
С. 24-25 |
УО Работа с материалами учебника |
02.10 |
|||
6. |
Чуден свет – мудры люди, дивны дела их. Лоскутная мозаика: традиции мастерства. |
1 |
Создавать орнаментарные композиции; композиционно мыслить на основе творческих принципов народного искусства ( вариация, импровизация), различать в разных изделиях вид орнаментальной композиции, создавать свой вариант орнаментального узора. |
С. 26-27 |
Взаимо- проверка |
09.10 |
|||
7. |
Живописные просторы Родины. Пейзаж: пространство и цвет. |
1 |
Распознавать суть терминов: линия горизонта, воздушная перспектива, тёплые и холодные тона; рисовать пейзаж по одной из предлагаемых композиционных схем с передачей пространства на плоскости. |
С. 28-30 |
ПДЗ Работа с материалами учебника |
16.10 |
|||
8. |
Родные края в гжельской майолики |
1. |
Знать суть терминов: майолика, фарфор, кумган, квасник, керамика; использовать на практике палитру гжельской майолики; сравнивать работы, выполненные на данном уроке и предыдущем и посвящённых образу родной природы; выполнять декоративную композицию по мотивам росписи гжельской майолики. |
С. 31-33 . |
ФО Работа с материалами учебника |
23.10 |
|||
9. |
«Двор, что город, изба, что терем». В мире народного зодчества: традиции русского мастерства. |
1 |
Распознавать суть терминов и понятий: причелина, полотенце, красные окна, оконный наличник, охлупень; выполнять декоративную композицию по мотивам резного убранства фасада избы. |
С. 34-37 |
УО |
13.11 |
|||
10. |
«То ли терем, то ли царёв дворец». В мире народного зодчества: традиции народного мастерства. |
1 |
Выполнять зарисовку отдельных элементов конструкции дома-терема, рисовать сказочный терем с соблюдением пропорций, цветовой гаммы. |
С. 38-39 през учителя |
УО Взаимо- проверка |
20.11 |
|||
11. |
Каждая птица своим пером красуется. Живая природа: форма и цвет, пропорции. |
1 |
Выполнять быстрый акварельный набросок птиц по памяти и представлению в технике « по сырому»; обсуждать рисунки, выявлять наиболее выразительные, точные по форме, цвету, лёгкие по живописному исполнению работы; видеть характерные особенности пернатых. |
С. 40-42 . |
ПДЗ |
27.11 |
|||
ЗИМА.«Как прекрасен этот мир, посмотри…» |
|||||||||
12. |
Каждая изба удивительных вещей полна. Натюрморт: свет и тень, объём и пропорции. |
1 |
Рисовать натюрморт с передачей светотеневых эффектов, выявлением объёма предметов; овладеть приёмами подбора цветовых оттенков для передачи освещённой и теневой поверхностей предметов при искусственном освещении. |
С. 48-49 |
ФО |
04.12 |
|||
13. |
Русская зима. Пейзаж в графике: чёрный и белый цвета. |
1 |
Создавать в самостоятельных творческих работах образы зимних растений графическими средствами; овладеть графическими и композиционными навыками ( в передаче ажурности, декоративности заснеженных, заиндевевших деревьев, трав, кустов). |
С. 50-51 СД№537 |
ПДЗ |
11.12 |
|||
14. |
Зима не лето, в шубу одета. Орнамент народов мира: традиции мастерства. |
1 |
Создавать эскиз украшения из бисера с использованием колорита и элементов орнамента традиционной зимней одежды и украшений; овладеть живописно-декоративными навыками в эскизе украшения из бисера. |
С. 52-54 СД№537 |
УО Работа с материалами учебника |
18.12 |
|||
15. |
Зима за морозы, а мы за праздники. Карнавальные новогодние фантазии: импровизация. |
1 |
Различать сюжетно-тематические композиции среди других жанров изобразительного искусства; овладеть живописно-графическими навыками в передаче необычного, празднично-приподнятого настроения, яркости, блеска ёлки, в изображении персонажей карнавального шествия. |
С. 55-56 СД№537 |
ПДЗ |
25.12 |
|||
16. |
Всякая красота фантазии да умения требует. Маски – фантастические и сказочные образы, маски ряженых. |
1 |
Выполнять эскиз матушки – зимы с использованием разнообразных материалов. |
С. 57-58 СД№537 |
ФО Работа с материалами учебника |
15.01 |
|||
17. |
В каждом посаде в своём наряде. Русский народный костюм: узоры – обереги. |
1 |
Работать в группе со словарём терминов – элементов русского народного костюма; проводить сравнительный анализ главных частей северорусского и южнорусского костюмов; выполнять творческую работу, связанную с завершением орнаментов, украшающих народный костюм. |
С. 59-62
|
УО |
22.01 |
|||
18. |
Жизнь костюма в театре. Сценический костюм героя: традиции народного костюма. |
1 |
Выделять отличительные особенности старинного русского костюма; распознавать суть терминов: сценический костюм, костюмер; самостоятельно работать над эскизом сценического костюма. |
С. 63-65
|
ПДЗ Работа с материалами презентации |
29.01 |
|||
19. |
Россия державная. В мире народного зодчества: памятники архитектуры. |
1 |
Гармонично подбирать цветосочетания; выполнять творческое задание по цветовому решению изображения архитектурного ансамбля. |
С. 66-69 |
УО Работа с материалами учебника |
05.02 |
|||
20. |
«Город чудный…» Памятники архитектуры: импровизация. |
1 |
Владеть декоративно – живописными, графическими и композиционными навыками в создании сказочного образа древнего города; |
С. 70-71 |
ПДЗ |
12.02 |
|||
21. |
Защитники земли Русской. Сюжетная композиция: композиционный центр. |
1 |
Пространственно видеть пропорциональныецветоотношения; владеть живописно – графическими и композиционными навыками в создании тематической картины с изображением человека в движении. |
С. 72-74 |
ФО Работа с материалами презентации |
19.02 |
|||
ВЕСНА.«Как прекрасен этот мир, посмотри…» |
|||||||||
22. |
Дорогие, любимые, родные. Женский портрет: выражение и пропорции лица. |
1 |
Рисовать портрет; читать схемы изображения головы; владеть графическими и живописно-декоративными навыками в создании портрета. |
С. 80-82 |
ПДЗ |
26.02 |
|||
23. |
Широкая Масленица. Сюжетно декоративная композиция: композиционный центр и цве т. |
1 |
Выполнять декоративную композицию в технике бумажной (обрывной) аппликации; владеть живописно – декоративными и композиционными навыками в передаче образа весеннего праздника; знать суть понятий и терминов: ярмарка, петрушка, Масленица, вертеп, балаган, аттракцион. |
С. 83-84 |
УО взаимопроверка |
05.03 |
|||
24. |
Красота и мудрость народной игрушки. Русская деревянная игрушка: развитие традиций мастерства. |
1 |
Определять виды деревянных игрушек; отличать игрушки по технике художественной обработке дерева; изображать пропорции, образ игрушки; выполнять зарисовки понравившихся народных деревянных игрушек. |
С. 85-87 |
ПДЗ |
12.03 |
|||
25. 26. |
Герои сказки глазами художника. Сюжетная композиция: композиционный центр и цвет. |
2 |
Выстраивать композицию,; самостоятельно решать поисковые и творческие задачи, выполнять иллюстрации к сказкам в технике аппликации. |
С. 88-90; |
ФО Работа с материалами учебника |
19.03 |
|||
ЛЕТО.«Как прекрасен этот мир, посмотри…». |
|||||||||
27. |
Водные просторы России. Морской пейзаж: линия горизонта и колорит. |
1 |
Подбирать цветовую гамму для изображения воды, читать композиционные схемы, рисовать воду, морские или речные пейзажи. |
С. 96-99 |
УО |
09.04 |
|||
28. |
Цветы России на павловопосадских платках и шалях. Русская набойка: традиции мастерства. |
1 |
Рисовать отдельные цветочные мотивы русских шалей по мотивам цветочной композиции павловопосадских узоров на платках. |
С. 100-101 |
ПДЗ |
16.04 |
|||
29. |
Всяк на свой манер. Русская набойка: композиция и ритм. |
1 |
Сочинять узоры для павловопосадских платков; овладеть композиционными навыками. |
С. 102-104 |
УО Работа с материалами учебника |
23.04 |
|||
30. |
В весеннем небе – салют Победы! Патриотическая тема в искусстве. Декоративно – сюжетная композиция: цвет. |
1 |
Подбирать цветовую гамму, передавать радость в своих рисунках; владеть живописно – декоративными и композиционными навыками: в создании образа праздничного фейерверка; создавать декоративно – сюжетную композицию с изображением образа победного салюта на фоне города с его памятниками архитектуры на тему «Салют Победы». |
С. 105-106
|
ПДЗ |
28.04 |
|||
31. |
Гербы городов Золотого кольца России. Символические изображения: состав герба. |
1 |
Выполнять творческую работу: придумать герб того места (села, города), где будешь отдыхать летом, где родились родители. |
С. 107-108 |
ФО |
07.05 |
|||
32. |
Сиреневые перезвоны. Натюрморт: свет и цвет. |
1 |
Рисовать цветущую сирень с передачей ощущения освещённости; владеть навыками образного видения, цветовидения, живописно- декоративными и композиционными навыками в исполнении натюрморта- образа. |
С. 109-110 |
ПДЗ |
14.05 |
|||
33. |
У всякого мастера свои затеи. Орнамент народов мира: традиции мастерства. |
1 |
Создавать декоративный сказочный образ зверя или птицы в орнаментальном мотиве. |
С. 111-112 . |
УО |
21.05 |
« СОГЛАСОВАНО»
30.08.2018 г.
зам. директора по УВР
________________________
Коррекция планирования
Дата непроведённого урока |
Причина |
Коррекция |