Рабочая программа по изобразительному искусству в 3 классе
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:
Личностные результаты
- Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
Познавательные:
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами
Регулятивные:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Коммуникативные:Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
 
Предметные результаты обучения
Предметными результатами обучающихся являются:
– в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
– в ценностно-эстетической сфере – умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношений к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;
– в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
– в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
 
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Мир изобразительных (пластических) искусств
Образное содержание искусства. Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств, идей, отношений к природе, человеку и обществу на примере произведений отечественных и зарубежных художников.
Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью. Жанры изобразительных искусств: портрет (на примере произведений Леонардо да Винчи); пейзаж (на примере произведений И. А. Шишкина, И. К. Айвазовского); натюрморт и анималистический жанр (в произведениях русских и зарубежных художников – по выбору). Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино.
Богатство и разнообразие художественной культуры России (образы архитектуры, живописи, декоративно-прикладного народного искусства) и мира (образы архитектуры и живописи). Патриотическая тема в произведениях отечественных художников (на примере произведений А. А. Дейнеки и др.).
Художественный язык изобразительного искусства
Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, объем, композиция, пропорции. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); скульптуры (объем, ритм, фактура); архитектуры (объем, соотношение частей, ритм, силуэт); декоративно-прикладного искусства и дизайна (обобщение, роль ритма и цвета) на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.
Расширение кругозора: восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства на основе представлений о языке изобразительных (пластических) искусств.
Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью
Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий) и художественно-конструктивной (бумагопластика) деятельности.
Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов, таких как: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина, подручные и природные материалы.
Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента, конструирования(на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства, дизайна). Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.
Роль изобразительных (пластических) искусств в организации материального окружения человека (вторая природа), его повседневной жизни (архитектура зданий, планировка парков, оформление интерьера квартиры, школы; дизайн одежды, мебели, посуды, игрушек, оформление книг, роспись тканей и др.).
Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.
Тематическое планирование
| 
			 Тема раздела  | 
			
			 Кол-во часов  | 
		||
| 
			 1.  | 
			
			 Основы художественного изображения.  | 
			
			 17 часов  | 
		|
| 
			 2.  | 
			
			 Основы народного декоративно-прикладного искусства.  | 
			
			 17 часов  | 
		|
| 
			 Итого:  | 
			
			 34 часа  | 
		||
 
Календарно – тематическое планирование по изобразительному искусству« 3 «Б» класс ( По учебному плану- 34 ч., по КТП – 33 ч.)
| 
			 № п/п  | 
			
			 Разделы учебной программы. Темы уроков; контрольных, практических работ  | 
			
			 Количество часов  | 
			
			 Основные виды учебной деятельности  | 
			
			 Материально-техническое обеспечение  | 
			
			 Формы контроля на уроке  | 
			
			 Дата проведения урока  | 
		|||
| 
			 По плану  | 
			
			 По факту  | 
		||||||||
| 
			 ОСЕНЬ.«Как прекрасен этот мир, посмотри…»  | 
		|||||||||
| 
			 1.  | 
			
			 Земля одна, а цветы на ней разные. Натюрморт: свет, цвет, форма.  | 
			
			 1  | 
			
			 Ориентироваться в учебнике и творческой тетради, организовывать своё рабочее место в соответствии с правилами работы на уроках изобразительного искусства, составлять простейшие композиции из цветов, приёмам работы кистью в передаче образа осенних цветов.  | 
			
			 С. 10-13 
  | 
			
			 УО Работа с материалами учебника  | 
			
			 04.09  | 
			|||
| 
			 2.  | 
			
			 В жостовском подносе все цветы России. Русские лаки: традиции мастерства.  | 
			
			 1  | 
			
			 Применять технические приёмы работы кистью, выполнять роспись по мотивам жостовских узоров; распознавать суть терминов: замалёвка, тенёжка, прокладка, чертёжка.  | 
			
			 С. 14-17  | 
			
			 УО  | 
			
			 11.09  | 
			|||
| 
			 3.  | 
			
			 О чём может рассказать русский расписной поднос. Русские лаки: традиции мастерства.  | 
			
			 1  | 
			
			 Применять технические приёмы работы кистью, выполнять рисунок – вариацию по мотивам цветочной росписи Жостово; устанавливать связь между формой подноса и цветочной композицией,; знать об узорах золотой каймы.  | 
			
			 С. 18-19  | 
			
			 ПДЗ Работа с материалами ученика  | 
			
			 18.09  | 
			|||
| 
			 4.  | 
			
			 Каждый художник урожай своей земли хвалит. Натюрморт: свет и тень, форма и объём.  | 
			
			 1  | 
			
			 Распознавать суть терминов: свет, тень на предмете, падающая тень, блик; строить композиционные схемы натюрморта; выполнять натурную постановку натюрморта в соответствии с предложенной композиционной схемой и выполнять рисунок натюрморта с натуры с передачей иллюзии объёма.  | 
			
			 С. 20-23  | 
			
			 ФО  | 
			
			 25.09  | 
			|||
| 
			 5.  | 
			
			 Лети, лети бумажный змей. Орнамент народов мира: традиции мастерства.  | 
			
			 1  | 
			
			 Знакомиться по учебнику с понятиями: зеркальная симметрия; создавать эскиз воздушного змея и орнамент для его украшения.  | 
			
			 С. 24-25  | 
			
			 УО Работа с материалами учебника  | 
			
			 02.10  | 
			|||
| 
			 6.  | 
			
			 Чуден свет – мудры люди, дивны дела их. Лоскутная мозаика: традиции мастерства.  | 
			
			 1  | 
			
			 Создавать орнаментарные композиции; композиционно мыслить на основе творческих принципов народного искусства ( вариация, импровизация), различать в разных изделиях вид орнаментальной композиции, создавать свой вариант орнаментального узора.  | 
			
			 С. 26-27  | 
			
			 Взаимо- проверка  | 
			
			 09.10  | 
			|||
| 
			 7.  | 
			
			 Живописные просторы Родины. Пейзаж: пространство и цвет.  | 
			
			 1  | 
			
			 Распознавать суть терминов: линия горизонта, воздушная перспектива, тёплые и холодные тона; рисовать пейзаж по одной из предлагаемых композиционных схем с передачей пространства на плоскости.  | 
			
			 С. 28-30  | 
			
			 ПДЗ Работа с материалами учебника  | 
			
			 16.10  | 
			|||
| 
			 8.  | 
			
			 Родные края в гжельской майолики  | 
			
			 1.  | 
			
			 Знать суть терминов: майолика, фарфор, кумган, квасник, керамика; использовать на практике палитру гжельской майолики; сравнивать работы, выполненные на данном уроке и предыдущем и посвящённых образу родной природы; выполнять декоративную композицию по мотивам росписи гжельской майолики.  | 
			
			 С. 31-33 .  | 
			
			 ФО Работа с материалами учебника  | 
			
			 23.10  | 
			|||
| 
			 9.  | 
			
			 «Двор, что город, изба, что терем». В мире народного зодчества: традиции русского мастерства.  | 
			
			 1  | 
			
			 Распознавать суть терминов и понятий: причелина, полотенце, красные окна, оконный наличник, охлупень; выполнять декоративную композицию по мотивам резного убранства фасада избы.  | 
			
			 С. 34-37  | 
			
			 УО  | 
			
			 13.11  | 
			|||
| 
			 10.  | 
			
			 «То ли терем, то ли царёв дворец». В мире народного зодчества: традиции народного мастерства.  | 
			
			 1  | 
			
			 Выполнять зарисовку отдельных элементов конструкции дома-терема, рисовать сказочный терем с соблюдением пропорций, цветовой гаммы.  | 
			
			 С. 38-39 през учителя  | 
			
			 УО Взаимо- проверка  | 
			
			 20.11  | 
			|||
| 
			 11.  | 
			
			 Каждая птица своим пером красуется. Живая природа: форма и цвет, пропорции.  | 
			
			 1  | 
			
			 Выполнять быстрый акварельный набросок птиц по памяти и представлению в технике « по сырому»; обсуждать рисунки, выявлять наиболее выразительные, точные по форме, цвету, лёгкие по живописному исполнению работы; видеть характерные особенности пернатых.  | 
			
			 С. 40-42 .  | 
			
			 ПДЗ  | 
			
			 27.11  | 
			|||
| 
			 ЗИМА.«Как прекрасен этот мир, посмотри…»  | 
		|||||||||
| 
			 12.  | 
			
			 Каждая изба удивительных вещей полна. Натюрморт: свет и тень, объём и пропорции.  | 
			
			 1  | 
			
			 Рисовать натюрморт с передачей светотеневых эффектов, выявлением объёма предметов; овладеть приёмами подбора цветовых оттенков для передачи освещённой и теневой поверхностей предметов при искусственном освещении.  | 
			
			 С. 48-49  | 
			
			 ФО  | 
			
			 04.12  | 
			|||
| 
			 13.  | 
			
			 Русская зима. Пейзаж в графике: чёрный и белый цвета.  | 
			
			 1  | 
			
			 Создавать в самостоятельных творческих работах образы зимних растений графическими средствами; овладеть графическими и композиционными навыками ( в передаче ажурности, декоративности заснеженных, заиндевевших деревьев, трав, кустов).  | 
			
			 С. 50-51 СД№537  | 
			
			 ПДЗ  | 
			
			 11.12  | 
			|||
| 
			 14.  | 
			
			 Зима не лето, в шубу одета. Орнамент народов мира: традиции мастерства.  | 
			
			 1  | 
			
			 Создавать эскиз украшения из бисера с использованием колорита и элементов орнамента традиционной зимней одежды и украшений; овладеть живописно-декоративными навыками в эскизе украшения из бисера.  | 
			
			 С. 52-54 СД№537  | 
			
			 УО Работа с материалами учебника  | 
			
			 18.12  | 
			|||
| 
			 15.  | 
			
			 Зима за морозы, а мы за праздники. Карнавальные новогодние фантазии: импровизация.  | 
			
			 1  | 
			
			 Различать сюжетно-тематические композиции среди других жанров изобразительного искусства; овладеть живописно-графическими навыками в передаче необычного, празднично-приподнятого настроения, яркости, блеска ёлки, в изображении персонажей карнавального шествия.  | 
			
			 С. 55-56 СД№537  | 
			
			 ПДЗ  | 
			
			 25.12  | 
			|||
| 
			 16.  | 
			
			 Всякая красота фантазии да умения требует. Маски – фантастические и сказочные образы, маски ряженых.  | 
			
			 1  | 
			
			 Выполнять эскиз матушки – зимы с использованием разнообразных материалов.  | 
			
			 С. 57-58 СД№537  | 
			
			 ФО Работа с материалами учебника  | 
			
			 15.01  | 
			|||
| 
			 17.  | 
			
			 В каждом посаде в своём наряде. Русский народный костюм: узоры – обереги.  | 
			
			 1  | 
			
			 Работать в группе со словарём терминов – элементов русского народного костюма; проводить сравнительный анализ главных частей северорусского и южнорусского костюмов; выполнять творческую работу, связанную с завершением орнаментов, украшающих народный костюм.  | 
			
			 С. 59-62 
  | 
			
			 УО  | 
			
			 22.01  | 
			|||
| 
			 18.  | 
			
			 Жизнь костюма в театре. Сценический костюм героя: традиции народного костюма.  | 
			
			 1  | 
			
			 Выделять отличительные особенности старинного русского костюма; распознавать суть терминов: сценический костюм, костюмер; самостоятельно работать над эскизом сценического костюма.  | 
			
			 С. 63-65 
  | 
			
			 ПДЗ Работа с материалами презентации  | 
			
			 29.01  | 
			|||
| 
			 19.  | 
			
			 Россия державная. В мире народного зодчества: памятники архитектуры.  | 
			
			 1  | 
			
			 Гармонично подбирать цветосочетания; выполнять творческое задание по цветовому решению изображения архитектурного ансамбля.  | 
			
			 С. 66-69  | 
			
			 УО Работа с материалами учебника  | 
			
			 05.02  | 
			|||
| 
			 20.  | 
			
			 «Город чудный…» Памятники архитектуры: импровизация.  | 
			
			 1  | 
			
			 Владеть декоративно – живописными, графическими и композиционными навыками в создании сказочного образа древнего города;  | 
			
			 С. 70-71  | 
			
			 ПДЗ  | 
			
			 12.02  | 
			|||
| 
			 21.  | 
			
			 Защитники земли Русской. Сюжетная композиция: композиционный центр.  | 
			
			 1  | 
			
			 Пространственно видеть пропорциональныецветоотношения; владеть живописно – графическими и композиционными навыками в создании тематической картины с изображением человека в движении.  | 
			
			 С. 72-74  | 
			
			 ФО Работа с материалами презентации  | 
			
			 19.02  | 
			|||
| 
			 ВЕСНА.«Как прекрасен этот мир, посмотри…»  | 
		|||||||||
| 
			 22.  | 
			
			 Дорогие, любимые, родные. Женский портрет: выражение и пропорции лица.  | 
			
			 1  | 
			
			 Рисовать портрет; читать схемы изображения головы; владеть графическими и живописно-декоративными навыками в создании портрета.  | 
			
			 С. 80-82  | 
			
			 ПДЗ  | 
			
			 26.02  | 
			|||
| 
			 23.  | 
			
			 Широкая Масленица. Сюжетно декоративная композиция: композиционный центр и цве т.  | 
			
			 1  | 
			
			 Выполнять декоративную композицию в технике бумажной (обрывной) аппликации; владеть живописно – декоративными и композиционными навыками в передаче образа весеннего праздника; знать суть понятий и терминов: ярмарка, петрушка, Масленица, вертеп, балаган, аттракцион.  | 
			
			 С. 83-84  | 
			
			 УО взаимопроверка  | 
			
			 05.03  | 
			|||
| 
			 24.  | 
			
			 Красота и мудрость народной игрушки. Русская деревянная игрушка: развитие традиций мастерства.  | 
			
			 1  | 
			
			 Определять виды деревянных игрушек; отличать игрушки по технике художественной обработке дерева; изображать пропорции, образ игрушки; выполнять зарисовки понравившихся народных деревянных игрушек.  | 
			
			 С. 85-87  | 
			
			 ПДЗ  | 
			
			 12.03  | 
			|||
| 
			 25. 26.  | 
			
			 Герои сказки глазами художника. Сюжетная композиция: композиционный центр и цвет.  | 
			
			 2  | 
			
			 Выстраивать композицию,; самостоятельно решать поисковые и творческие задачи, выполнять иллюстрации к сказкам в технике аппликации.  | 
			
			 С. 88-90;  | 
			
			 ФО Работа с материалами учебника  | 
			
			 19.03  | 
			|||
| 
			 ЛЕТО.«Как прекрасен этот мир, посмотри…».  | 
		|||||||||
| 
			 27.  | 
			
			 Водные просторы России. Морской пейзаж: линия горизонта и колорит.  | 
			
			 1  | 
			
			 Подбирать цветовую гамму для изображения воды, читать композиционные схемы, рисовать воду, морские или речные пейзажи.  | 
			
			 С. 96-99  | 
			
			 УО  | 
			
			 09.04  | 
			|||
| 
			 28.  | 
			
			 Цветы России на павловопосадских платках и шалях. Русская набойка: традиции мастерства.  | 
			
			 1  | 
			
			 Рисовать отдельные цветочные мотивы русских шалей по мотивам цветочной композиции павловопосадских узоров на платках.  | 
			
			 С. 100-101  | 
			
			 ПДЗ  | 
			
			 16.04  | 
			|||
| 
			 29.  | 
			
			 Всяк на свой манер. Русская набойка: композиция и ритм.  | 
			
			 1  | 
			
			 Сочинять узоры для павловопосадских платков; овладеть композиционными навыками.  | 
			
			 С. 102-104  | 
			
			 УО Работа с материалами учебника  | 
			
			 23.04  | 
			|||
| 
			 30.  | 
			
			 В весеннем небе – салют Победы! Патриотическая тема в искусстве. Декоративно – сюжетная композиция: цвет.  | 
			
			 1  | 
			
			 Подбирать цветовую гамму, передавать радость в своих рисунках; владеть живописно – декоративными и композиционными навыками: в создании образа праздничного фейерверка; создавать декоративно – сюжетную композицию с изображением образа победного салюта на фоне города с его памятниками архитектуры на тему «Салют Победы».  | 
			
			 С. 105-106 
  | 
			
			 ПДЗ  | 
			
			 28.04  | 
			|||
| 
			 31.  | 
			
			 Гербы городов Золотого кольца России. Символические изображения: состав герба.  | 
			
			 1  | 
			
			 Выполнять творческую работу: придумать герб того места (села, города), где будешь отдыхать летом, где родились родители.  | 
			
			 С. 107-108  | 
			
			 ФО  | 
			
			 07.05  | 
			|||
| 
			 32.  | 
			
			 Сиреневые перезвоны. Натюрморт: свет и цвет.  | 
			
			 1  | 
			
			 Рисовать цветущую сирень с передачей ощущения освещённости; владеть навыками образного видения, цветовидения, живописно- декоративными и композиционными навыками в исполнении натюрморта- образа.  | 
			
			 С. 109-110  | 
			
			 ПДЗ  | 
			
			 14.05  | 
			|||
| 
			 33.  | 
			
			 У всякого мастера свои затеи. Орнамент народов мира: традиции мастерства.  | 
			
			 1  | 
			
			 Создавать декоративный сказочный образ зверя или птицы в орнаментальном мотиве.  | 
			
			 С. 111-112 .  | 
			
			 УО  | 
			
			 21.05  | 
			|||
« СОГЛАСОВАНО»
30.08.2018 г.
зам. директора по УВР
________________________
Коррекция планирования
| 
			 Дата непроведённого урока  | 
			
			 Причина  | 
			
			 Коррекция  |