Рабочая программа учебного курса по изобразительному искусству (3 класс, УМК «Перспектива»)
Чёркинский филиал
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Сокольниковской средней общеобразовательной школы
Моршанского района Тамбовской области
Рассмотрена и рекомендована Утверждена приказом
методическим объединением МБОУ Сокольниковской СОШ
учителей начальных классов от 30. 08. 2018 г. № 400
Протокол № 1от 27. 08. 2018
Рабочая программа учебного курса
по изобразительному искусству для 3 класса
на 2018 – 2019 учебный год
Составитель
учитель начальных классов
Горбунова Н. А.
Планируемые результаты освоения предметов
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
9) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
6) активное использование речевых средств информации и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
2) сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, декоративно-прикладной деятельности, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).
Содержание учебного предмета.
осень. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» 11 ч
Земля одна, а цветы на ней разные. Натюрморт: свет, цвет,
форма. В жостовском подносе все цветы России. Русские лаки: традиции мастерства. О чем может рассказать русский расписной поднос. Русские лаки: традиции мастерства. Каждый художник урожай своей земли хвалит. Натюрморт: свет и тень, форма и объем. Лети,
лети, бумажный змей. Орнамент народов мира: традиции мастерства. Чуден
свет – мудры люди, дивны дела их. Лоскутная мозаика: традиции мастерства. Живописные просторы Родины. Пейзаж: пространство и цвет. Родные края в росписи гжельской майолики. Русская майолика: традиции мастерства. «Двор, что город, изба, что терем».
В мире народного зодчества: традиции русского мастерства. «То ли терем, то ли царёв дворец». В мире народного зодчества: традиции народного мастерства. Каждая птица
своим пером красуется. Живая природа: форма, цвет, пропорции.
ЗИМА. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» 10 ч
Каждая изба удивительных вещей полна. Натюрморт: свет и тень, объем и пропорции. Русская зима. Пейзаж в графике: черный и белый цвета. Зима не лето, в шубу одета. Орнамент народов мира: традиции мастерства. Зима за морозы, а мы за праздники. Карнавальные новогодние фантазии: импровизация. Всякая красота фантазии да умения требует. Маски – фантастические и сказочные образы, маски ряженых. В каждом посаде в своём наряде. Русский народный костюм: узоры-обереги. Жизнь костюма в театре. Сценический костюм героя: традиции народного костюма. Россия державная. В мире народного зодчества: памятники архитектуры. «Город чудный…». Памятники архитектуры: импровизация. Защитники земли Русской. Сюжетная композиция: композиционный центр.
ВЕСНА. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» 5 ч
Дорогие, любимые, родные. Женский портрет: выражение и пропорции лица. Широкая масленица. Сюжетно- декоративная композиция: композиционный центр и цвет. Красота и мудрость народной игрушки. Русская деревянная игрушка: развитие традиций мастерства.
Герои сказки глазами художника.
ЛЕТО. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» 9 ч
Водные просторы России. Цветы России на павловопосадских платках и шапках. Всяк
на свой манер. Русская набойка: композиция и ритм. В весеннем небе – салют Победы! Патриотическая тема в искусстве. Гербы городов Золотого кольца России. Сиреневые перезвоны. У всякого мастера свои затеи. Орнамент народов мира. Наши достижения.
знать/понимать:
• доступные сведения о памятниках культуры и искусства, связанные с историей, бытом и жизнью своего народа; ведущие художественные музеи России и своего региона;
• понятия: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, портрет, архитектура, народное декоративно-прикладное искусство;
• отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров
• приемы смешения красок для получения разнообразных теплых и холодных оттенков цвета (красный теплый и холодный, зеленый теплый и холодный, синий теплый и холодный), приемы плавного и ступенчатого растяжения цвета;
• основы орнамента (символика орнаментальных мотивов, ритмические схемы композиции, связь декора с материалом, формой и назначением вещи);
• основные правила станковой и декоративной композиции (на примерах натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетно-тематической композиции); средства композиции: зрительный центр, статика, динамика, ритм, равновесие;
• разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа (формат, форма, цвет, линия, объем, ритм, композиция, пропорции, материал, фактура, декор);
уметь:
• организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой, ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой;
• правильно определять, рисовать, исполнять в материале форму простых и комбинированных предметов, их пропорции, конструкцию, строение, цвет;
• применять способы смешения акварельных, гуашевых красок для получения разнообразных оттенков в соответствии с передаваемым в рисунке настроением;
• выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя;
• применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях с учетом замысла;
• рисовать кистью без предварительного рисунка элементы жостовского орнамента, придерживаться последовательности исполнения росписи;
выполнять сюжетно-тематические и декоративные композиции по собственному замыслу, по представлению, иллюстрации к литературным и фольклорным произведениям изобразительными материалами, в технике аппликации из бумаги, ткани
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:
• выражать свое эмоционально-эстетическое отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру; чувствовать гармонию в сочетании цветов, в очертаниях, пропорциях и форме предметов;
• высказывать собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства;
• воспитывать нравственно-эстетическое отношение к родной природе, Родине,
Учебно-тематическое планирование
П/н |
Тема раздела |
Кол-во часов |
Характеристика основных видов деятельности учащихся |
Форма контроля |
1 |
Раздел 1. осень. |
11 ч |
Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками. Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми. Находить, рассматривать красоту в обыкновенных явлениях природы и рассуждать об увиденном. Выявлять геометрическую форму простого плоского тела (листьев). Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости. Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений. Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской Находить выразительные, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды и т. д.). Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен при создании красочных ковриков. Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями. Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников. Участвовать в обсуждении выставки. Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности . Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе. Любоваться красотой природы. |
текущий |
2 |
Раздел 2 ЗИМА. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» |
10 ч |
Находить природные узоры (сережки на ветке, кисть ягод, иней и т. д.) Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях. Осваивать простые приемы работы кистью и графической росписи и т. д. Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы). Придумать, как можно украсить свой класс к празднику Нового года. Рассматривать изображения сказочных героев в детских книгах. Анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их. Изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений (шляпа Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах и т. д.). Рассматривать и сравнивать, различные виды костюмов, предметов современного дизайна с целью развития наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм. Соотносить внешний вид архитектурной постройки с ее назначением. Анализировать, из каких основных частей они состоят Наблюдать постройки в городе, их форму, конструкцию, пропорции. |
текущий |
3 |
Раздел3. ВЕСНА. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» |
5ч |
Придумывать и изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, различных бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри (работа восковыми мелками, цветными карандашами или фломастерами по акварельному фону). Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм. Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги. Приемы работы в технике бумагопластики. Создание коллективного макета. Конструировать(строить) из бумаги (или коробочек-упаковок) разнообразные дома, создавать коллективный макет игрового городка. Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы, их конструкции. Формирование первичных умений видеть конструкцию предмета, т. е. то, как он построен. Составлять, конструировать из простых геометрических форм изображения животных в технике аппликации. |
текущий |
4 |
Раздел 4. ЛЕТО. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» |
9ч |
Анализ формы домов, их элементов, деталей в связи с их назначением. Создание образа города (коллективная творческая работа или индивидуальные работы). Обсуждение работы. Различать три вида художественной деятельности (по цели деятельности и как последовательность этапов работы). Воспринимать и обсуждать выставку детских работ (рисунки, скульптура, постройки, украшения), выделять в них знакомые средства выражения, определять задачи, которые решал автор в своей работе. Анализировать деятельность Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки, их «участие» в создании произведений искусства (изобразительного, декоративного, конструктивного). Создание коллективного панно. Коллективная работа с участием всех учащихся класса Создавать коллективное панно-коллаж с изображением сказочного мира. Наблюдать и анализировать природные пространственные формы. Фантазировать, придумывать декор на основе алгоритмически заданной конструкции. Учиться поэтическому видению мира. Любоваться красотой природы Наблюдать живую природу с точки зрения трёх Мастеров, т.е. имея в виду задачи трёх видов художественной деятельности Умение видеть. Развитие зрительских навыков. |
текущий |
Утверждено приказом МБОУ Сокольниковской СОШ
от 30. 08. 2018 г. № 400
Календарно-тематическое планирование по технологии
№ урока |
Тема раздела, урока |
Количество часов |
Дата по плану |
Дата по факту |
1раздел. осень. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» (11 ч) |
||||
1 |
Земля одна, а цветы на ней разные. Натюрморт: свет, цвет, |
1 |
||
2 |
В жостовском подносе все цветы России. Русские лаки: традиции мастерства. |
1 |
||
3 |
О чем может рассказать русский расписной поднос. Русские лаки: традиции мастерства |
1 |
||
4 |
Каждый художник урожай своей земли хвалит. Натюрморт: свет и тень, форма и объем. |
1 |
||
5 |
Лети, лети, бумажный змей. Орнамент народов мира: традиции мастерства. |
1 |
||
6 |
Чуден свет – мудры люди, дивны дела их. Лоскутная мозаика: традиции мастерства |
1 |
||
7 |
Живописные просторы Родины. Пейзаж: пространство |
1 |
||
8 |
Родные края Русская майолика: традиции мастерства. |
1 |
||
9 |
«Двор, что город, изба, что терем». В мире народного зодчества: традиции русского мастерства |
1 |
||
10 |
«То ли терем, то ли царёв дворец». В мире народного зодчества: традиции народного мастерства. |
1 |
||
11 |
Каждая птица |
1 |
||
2 раздел ЗИМА. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» (10 ч) |
||||
12 |
Каждая изба удивительных вещей |
1 |
||
13 |
Русская зима. Пейзаж в графике: черный и белый цвета. |
1 |
||
14 |
Зима не лето, в шубу одета. Орнамент народов мира: традиции мастерства |
1 |
||
15 |
Зима за морозы, а мы за праздники. Карнавальные новогодние фантазии: импровизация. |
1 |
||
16 |
Всякая красота фантазии да умения требует. Маски – фантастические и сказочные образы, маски ряженых. |
1 |
||
17 |
В каждом посаде в своём наряде. Русский народный костюм: узоры-обереги |
1 |
||
18 |
Жизнь костюма в театре. Сценический костюм героя: традиции народного костюма. |
1 |
||
19 |
Россия державная. В мире народного зодчества: памятники архитектуры |
1 |
||
20 |
«Город чудный…». Памятники архитектуры: импровизация. |
1 |
||
21 |
Защитники земли Русской. Сюжетная композиция: композиционный центр |
1 |
||
3 раздел ВЕСНА. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» (5 ч) |
||||
22 |
Дорогие, любимые, родные. Женский портрет: выражение и пропорции лица. |
1 |
||
23 |
Широкая масленица. Сюжетно-декоративная композиция: композиционный центр |
1 |
||
24 |
Красота Русская деревянная иг-рушка: развитие традиций масленица |
1 |
||
25 |
Герои сказки глазами художни ка. Сюжетная композиция: композиционный центр |
1 |
||
26 |
Герои сказки глазами художника. Сюжетная композиция: композиционные центр |
1 |
||
4 раздел ЛЕТО. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» (9 ч) |
||||
27 |
Водные просторы России. Морской пейзаж: линия горизонта и колорит. |
1 |
||
28 |
Цветы России русская набойка: традиции мастерства. |
1 |
||
29 |
Всяк на свой манер. Русская набойка: композиция |
1 |
||
30 |
В весеннем небе – салют Победы! Патриотическая тема в искусстве. Декоративно-сюжетная композиция: цвет. |
1 |
||
31 |
Гербы городов Золотого кольца России. Символические изображения: состав герба. |
1 |
||
32 |
Сиреневые перезвоны. Натюрморт: свет |
1 |
||
33 |
У всякого мастера свои затеи. Орнамент народов мира: традиции мастерства. |
1 |
||
34-35 |
Наши достижения. |
1 |
||