Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся 1 класса по ФГОС
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Иркутской области
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 24» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БРАТСКА
МБОУ "СОШ № 24" МО г. Братска
РАССМОТРЕНО МБОУ «СОШ №24» | СОГЛАСОВАНО МБОУ «СОШ № 24» Зам. директора по УВР | УТВЕРЖДАЮ МБОУ «СОШ № 24»
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 713493)
учебного предмета
«Изобразительное искусство»
для 1 класса начального общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Бычкова Елена Анатольевна
учитель изобразительного искусства
первой квалификационной категории.
Братск2022г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся 1 класса на уровне начального общего образования составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. Содержание программы распределено по модулям с учётом проверяемых требований к результатам освоения учебного предмета, выносимым на промежуточную аттестацию. Цель преподавания предмета «Изобразительное искусство» состоит в формировании художественной культуры учащихся, развитии художественно-образного мышления и эстетического отношения к явлениям действительности путём освоения начальных основ художественных знаний, умений, навыков и развития творческого потенциала учащихся. Преподавание предмета направлено на развитие духовной культуры учащихся, формирование активной эстетической позиции по отношению к действительности и произведениям искусства, понимание роли и значения художественной деятельности в жизни людей. Содержание предмета охватывает все основные вида визуально-пространственных искусств (собственно изобразительных): начальные основы графики, живописи и скульптуры, декоративно-прикладные и народные виды искусства, архитектуру и дизайн. Особое внимание уделено развитию эстетического восприятия природы, восприятию произведений искусства и формированию зрительских навыков, художественному восприятию предметно-бытовой культуры. Для учащихся начальной школы большое значение также имеет восприятие произведений детского творчества, умение обсуждать и анализировать детские рисунки с позиций выраженного в них содержания, художественных средств выразительности, соответствия учебной задачи, поставленной учителем. Такая рефлексия детского творчества имеет позитивный обучающий характер. Важнейшей задачей является формирование активного, ценностного отношения к истории отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека. Учебные темы, связанные с восприятием, могут быть реализованы как отдельные уроки, но чаще всего следует объединять задачи во сприятия с задачами практической творческой работы (при сохранении учебного времени на восприятие произведений искусства и эстетического наблюдения окружающей действительности). На занятиях учащиеся знакомятся с многообразием видов художественной деятельности и технически доступным разнообразием художественных материалов. Практическая художественно-творческая деятельность занимает приоритетное пространство учебного времени. При опоре на восприятие произведений искусства художественно-эстетическое отношение к миру формируется прежде всего в собственной художественной деятельности, в процессе практического решения художественно-творческих задач. Рабочая программа учитывает психолого-возрастные особенности развития детей 7—8 лет, при этом содержание занятий может быть адаптировано с учётом индивидуальных качеств обучающихся, как для детей, проявляющих выдающиеся способности, так и для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. В урочное время деятельность обучающихся организуется как в индивидуальном, так и в групповом формате с задачей формирования навыков сотрудничества в художественной деятельности.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в предметную область «Искусство» и является обязательным для изучения. Содержание предмета «Изобразительное искусство» структурировано как система тематических модулей и входит в учебный план 1 —4 классов программы начального общего образования в объёме 1 ч одного учебного часа в неделю. Изучение содержания всех модулей в 1 классе обязательно.
При этом предусматривается возможность реализации этого курса при выделении на его изучение двух учебных часов в неделю за счёт вариативной части учебного плана, определяемой участниками образовательного процесса. При этом предполагается не увеличение количества тем для изучения, а увеличение времени на практическую художественную деятельность. Это способствует качеству обучения и достижению более высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения. На изучение изобразительного искусства в 1 классе отводится 1 час в неделю, всего 33 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль «Графика»
Расположение изображения на листе. Выбор вертикального или горизонтального формата листа в зависимости от содержания изображения.
Разные виды линий. Линейный рисунок. Графические материалы для линейного рисунка и их особенности. Приёмы рисования линией.
Рисование с натуры: разные листья и их форма. Представление о пропорциях: короткое — длинное.
Развитие навыка видения соотношения частей целого (на основе рисунков животных).
Графическое пятно (ахроматическое) и представление о силуэте. Формирование навыка видения целостности. Цельная форма и её части.
Модуль «Живопись»
Цвет как одно из главных средств выражения в изобразительном искусстве. Навыки работы гуашью в условиях урока. Краски «гуашь», кисти, бумага цветная и белая.
Три основных цвета. Ассоциативные представления, связанные с каждым цветом. Навыки смешения красок и получение нового цвета.
Эмоциональная выразительность цвета, способы выражение настроения в изображаемом сюжете.
Живописное изображение разных цветков по представлению и восприятию. Развитие навыков работы гуашью.
Эмоциональная выразительность цвета.
Тематическая композиция «Времена года».
Контрастные цветовые состояния времён года.
Живопись (гуашь), аппликация или смешанная техника.
Техника монотипии.
Представления о симметрии. Развитие воображения.
Модуль «Скульптура»
Изображение в объёме. Приёмы работы с пластилином; дощечка, стек, тряпочка.
Лепка зверушек из цельной формы (черепашки, ёжика, зайчика, птички и др.). Приёмы вытягивания, вдавливания, сгибания, скручивания.
Лепка игрушки, характерной для одного из наиболее известных народных художественных промыслов (дымковская или карпогольская игрушка или по выбору учителя с учётом местных промыслов).
Бумажная пластика. Овладение первичными приёмами над- резания, закручивания, складывания.
Объёмная аппликация из бумаги и картона.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Узоры в природе. Наблюдение узоров в живой природе (в условиях урока на основе фотографий).
Эмоционально-эстетическое восприятие объектов действительности.
Ассоциативное сопоставление с орнаментами в предметах декоративно-прикладного искусства.
Узоры и орнаменты, создаваемые людьми, и разнообразие их видов.
Орнаменты геометрические и растительные. Декоративная композиция в круге или в полосе.
Представления о симметрии и наблюдение её в природе. Последовательное ведение работы над изображением бабочки по представлению, использование линии симметрии при составлении узора крыльев
Орнамент, характерный для игрушек одного из наиболее известных народных художественных промыслов: дымковская или каргопольска я игрушка (или по выбору учителя с учётом местных промыслов).
Дизайн предмета: изготовление нарядной упаковки путём складывания бумаги и аппликации. Оригами — создание игрушки для новогодней ёлки. Приёмы складывания бумаги.
Модуль «Архитектура»
Наблюдение разнообразных архитектурных зданий в окружающем мире (по фотографиям), обсуждение особенностей и составных частей зданий. Освоение приёмов конструирования из бумаги.
Складывание объёмных простых геометрических тел. Овладение приёмами склеивания, надрезания и вырезания деталей; использование приёма симметрии.
Макетирование (или аппликация) пространственной среды сказочного города из бумаги, картона или пластилина.
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного и эмоционального содержания детских работ.
Художественное наблюдение окружающего мира природы и предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной
аналитической и эстетической задачи наблюдения (установки).
Рассматривание иллюстраций детской книги на основе содержательных установок учителя в соответствии с изучаемой темой. Знакомство с картиной, в которой ярко выражено эмоциональное состояние, или с картиной, написанной на сказочный сюжет (произведения В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и другие по выбору учителя).
Художник и зритель. Освоение зрительских умений на основе получаемых знаний и творческих практических задач — установок наблюдения. Ассоциации из личного опыта учащихся и оценка эмоционального содержания произведений.
Модуль «Азбука цифровой графики»
Фотографирование мелких деталей природы, выражение ярких зрительных впечатлений. Обсуждение в условиях урока ученических фотографий, соответствующих изучаемой теме.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В центре программы по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС начального образования находится личностное развитие обучающихся, приобщение их к российским традиционным духовным ценностям, а также социализация личности. Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов: уважения и ценностного отношения к своей Родине — России; ценностно-смысловые ориентации и установки, отражающие индивидуально-личностные позиции и социально значимые личностные качества; духовно-нравственное развитие обучающихся; мотивацию к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в социально-значимой деятельности; позитивный опыт участия в творческой деятельности; интерес к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах нравственности и гуманизма, уважительного отношения и интереса к культурным традициям и творчеству своего и других народов.
Патриотическое воспитание осуществляется через освоение школьниками содержания традиций отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве. Урок искусства воспитывает патриотизм не в декларативной форме, а в процессе восприятия и освоения в личной художественной деятельности конкретных знаний о красоте и мудрости, заложенных в культурных традициях. Гражданское воспитание формируется через развитие чувства личной причастности к жизни общества и созидающих качеств личности, приобщение обучающихся к ценностям отечественной и мировой культуры. Учебный предмет способствует пониманию особенностей жизни разных народов и красоты национальных эстетических идеалов. Коллективные творческие работы создают условия для разных форм художественнотворческой деятельности, способствуют пониманию другого человека, становлению чувства личной ответственности.
Духовно-нравственное воспитание является стержнем художественного развития обучающегося, приобщения его к искусству как сфере, концентрирующей в себе духовно-нравственного поиск человечества. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира обучающегося и воспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы. Занятия искусством помогают школьнику обрести социально значимые знания. Развитие творческих способностей способствует росту самосознания, осознания себя как личности и члена общества. Эстетическое воспитание — важнейший компонент и условие развития социально значимых отношений обучающихся, формирования представлений о прекрасном и безобразном, о высоком и низком.
Эстетическое воспитание способствует формированию ценностных ориентаций школьников в отношении к окружающим людям, в стремлении к их пониманию, а также в отношении к семье, природе, труду, искусству, культурному наследию. Ценности познавательной деятельности воспитываются как эмоционально окрашенный интерес к жизни людей и природы. Происходит это в процессе развития навыков восприятия и художественной рефлексии своих наблюдений в художественно-творческой деятельности. Навыки исследовательской деятельности развиваются при выполнении заданий культурно-исторической направленности.
Экологическое воспитание происходит в процессе художественно-эстетического наблюдения природы и её образа в произведениях искусства. Формирование эстетических чувств способствует активному неприятию действий, приносящих вред окружающей среде. Трудовое воспитание осуществляется в процессе личной художественно-творческой работы по освоению художественных материалов и удовлетворения от создания реального, практического продукта. Воспитываются стремление достичь результат, упорство, творческая инициатива, понимание эстетики трудовой деятельности. Важны также умения сотрудничать с одноклассниками, работать в команде, выполнять коллективную работу — обязательные требования к определённым заданиям по программе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1.Овладение универсальными познавательными действиями
Пространственные представления и сенсорные способности: характеризовать форму предмета, конструкции; выявлять доминантные черты (характерные особенности) в визуальном образе; сравнивать плоскостные и пространственные объекты по заданным основаниям; находить ассоциативные связи между визуальными образами разных форм и предметов; сопоставлять части и целое в видимом образе, предмете, конструкции; анализировать пропорциональные отношения частей внутри целого и предметов между собой; обобщать форму составной конструкции; выявлять и анализировать ритмические отношения в пространстве и в изображении (визуальном образе) на установленных основаниях; абстрагировать образ реальности при построении плоской композиции; соотносить тональные отношения (тёмное — светлое) в пространственных и плоскостных объектах; выявлять и анализировать эмоциональное воздействие цветовых отношений в пространственной среде и плоскостном изображении.
Базовые логические и исследовательские действия: проявлять исследовательские, экспериментальные действия в процессе освоения выразительных свойств различных художественных материалов; проявлять творческие экспериментальные действия в процессе самостоятельного выполнения художественных заданий; проявлять исследовательские и аналитические действия на основе определённых учебных установок в процессе восприятия произведений изобразительного искусства, архитектуры и продуктов детского художественного творчества; использовать наблюдения для получения информации об особенностях объектов и состояния природы, предметного мира человека, городской среды; анализировать и оценивать с позиций эстетических категорий явления природы и предметно-пространственную среду жизни человека; формулировать выводы, соответствующие эстетическим, аналитическим и другим учебным установкам по результатам проведённого наблюдения; использовать знаково-символические средства для составления орнаментов и декоративных композиций; классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в жизни людей; классифицировать произведения изобразительного искусства по жанрам в качестве инструмента анализа содержания произведений; ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания.
Работа с информацией: использовать электронные образовательные ресурсы; уметь работать с электронными учебниками и учебными пособиями; выбирать источник для получения информации: поисковые системы Интернета, цифровые электронные средства, справочники, художественные альбомы и детские книги; анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в произведениях искусства, текстах, таблицах и схемах; самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему и представлять её в различных видах: рисунках и эскизах , электронных презентациях; осуществлять виртуальные путешествия по архитектурным памятникам, в отечественные художественные музеи и зарубежные художественные музеи (галереи) на основе установок и квестов, предложенных учителем; соблюдать правила информационной безопасности при работе в сети Интернет.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Обучающиеся должны овладеть следующими действиями: понимать искусство в качестве особого языка общения — межличностного (автор — зритель), между поколениями, между народами; вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления; находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта интересов в процессе совместной художественной деятельности; демонстрировать и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта; анализировать произведения детского художественного творчества с позиций их содержания и в соответствии с учебной задачей, поставленной учителем; признавать своё и чужое право на ошибку, развивать свои способности сопереживать, понимать намерения и переживания свои и других людей; взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к своей задаче по достижению общего результата.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Обучающиеся должны овладеть следующими действиями: внимательно относиться и выполнять учебные задачи, поставленные учителем; соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания; уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты сформулированы по годам обучения на основе модульного построения содержания в соответствии с Приложением № 8 к Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, утверждённому приказом Министерства просвещения Российской Федерации.
Модуль «Графика»
Осваивать навыки применения свойств простых графических материалов в самостоятельной творческой работе в условиях урока.
Приобретать первичный опыт в создании графического рисунка на основе знакомства со средствами изобразительного языка.
Приобретать опыт аналитического наблюдения формы предмета, опыт обобщения и геометризации наблюдаемой формы как основы обучения рисунку. Приобретать опыт создания рисунка простого (плоского) предмета с натуры. Учиться анализировать соотношения пропорций, визуально сравнивать пространственные величины.
Приобретать первичные знания и навыки композиционного расположения изображения на листе.
Уметь выбирать вертикальный или горизонтальный формат листа для выполнения соответствующих задач рисунка. Воспринимать учебную задачу, поставленную учителем, и решать её в своей практической художественной деятельности.
Уметь обсуждать результаты своей практической работы и работы товарищей с позиций соответствия их поставленной учебной задаче, с позиций выраженного в рисунке содержания и графических средств его выражения (в рамках программного материала).
Модуль «Живопись»
Осваивать навыки работы красками «гуашь» в условиях урока.
Знать три основных цвета; обсуждать и называть ассоциативные представления, которые рождает каждый цвет.
Осознавать эмоциональное звучание цвета и уметь формулировать своё мнение с опорой на опыт жизненных ассоциаций.
Приобретать опыт экспериментирования, исследования результатов смешения красок и получения нового цвета.
Вести творческую работу на заданную тему с опорой на зрительные впечатления, организованные педагогом.
Модуль «Скульптура»
Приобретать опыт аналитического наблюдения, поиска выразительных образных объёмных форм в природе (облака, камни, коряги, формы плодов и др.). Осваивать первичные приёмы лепки из пластилина, приобретать представления о целостной форме в объёмном изображении.
Овладевать первичными навыками бумагопластики — создания объёмных форм из бумаги путём её складывания, надрезания, закручивания и др.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Уметь рассматривать и эстетически характеризовать различные примеры узоров в природе (в условиях урока на основе фотографий); приводить примеры, сопоставлять и искать ассоциации с орнаментами в произведениях декоративно-прикладного искусства.
Различать виды орнаментов по изобразительным мотивам: растительные, геометрические, анималистические. Учиться использовать правила симметрии в своей художественной деятельности.
Приобретать опыт создания орнаментальной декоративной композиции (стилизованной: декоративный цветок или птица). Приобретать знания о значении и назначении украшений в жизни людей.
Приобретать представления о глиняных игрушках отечественных народных художественных промыслов (дымковская, каргопольская игрушки или по выбору учителя с учётом местных промыслов) и опыт практической художественной деятельности по мотивам игрушки выбранного промысла.
Иметь опыт и соответствующие возрасту навыки подготовки и оформления общего праздника.
Модуль «Архитектура»
Рассматривать различные произведения архитектуры в окружающем мире (по фотографиям в условиях урока); анализировать и характеризовать особенности и составные части рассматриваемых зданий.
Осваивать приёмы конструирования из бумаги, складывания объёмных простых геометрических тел.
Приобретать опыт пространственного макетирования (сказочный город) в форме коллективной игровой деятельности.
Приобретать представления о конструктивной основе любого предмета и первичные навыки анализа его строения.
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Приобретать умения рассматривать, анализировать детские рисунки с позиций их содержания и сюжета, настроения, композиции (расположения на листе), цвета, а также соответствия учебной задаче, поставленной учителем.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата изучения | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | |||
всего | контрольные работы | практические работы | |||||||
Модуль 1. Восприятие произведений искусства | |||||||||
1.1. | Восприятие детских рисунков. Навыки восприятия произведений детского творчества и формирование зрительских умений. | 0 | 0 | 0 | | Наблюдать, рассматривать, анализировать детские рисунки с позиций их содержания и сюжета, настроения; | Устный опрос; | Презентации для начальной школы - Начальная школа - Учительский... | |
1.2. | Первые представления о композиции: на уровне образного восприятия. Представление о различных художественных материалах. | 0 | 0 | 0 | | Объяснять расположение изображения на листе и выбор вертикального или горизонтального формата; | Устный опрос; | | |
1.3. | Обсуждение содержания рисунка. | 1 | 0 | 1 | | Рисовать, выполнить рисунок на простую, всем доступную тему, например «Весёлое солнышко», карандашами или мелками; | Практическая работа; | | |
Итого по модулю 1 | 1 |
| |||||||
Модуль 2. Графика | |||||||||
2.1. | Линейный рисунок. | 1 | 0 | 1 | | Осваивать навыки работы графическими материалами; | Практическая работа; | Презентации для начальной школы - Начальная школа - Учительский... | |
2.2. | Разные виды линий. | 0 | 0 | 0 | | Наблюдать и анализировать характер линий в природе; | Устный опрос; | | |
2.3. | Линии в природе. Ветки (по фотографиям): тонкие — толстые, порывистые, угловатые, плавные и др. | 1 | 0 | 1 | | Создавать линейный рисунок — упражнение на разный характер линий; | Практическая работа; | | |
2.4. | Графические материалы и их особенности. Приёмы рисования линией. | 1 | 0 | 1 | | Выполнять с натуры рисунок листа дерева; | Практическая работа; | | |
2.5. | Рисунок с натуры: рисунок листьев разной формы (треугольный, круглый, овальный, длинный). | 1 | 0 | 1 | | Рассматривать и обсуждать характер формы листа; | Практическая работа; | | |
2.6. | Последовательность рисунка. | 1 | 0 | 1 | | Приобретать опыт обобщения видимой формы предмета; | Практическая работа; | | |
2.7. | Первичные навыки определения пропорций и понимания их значения. От одного пятна — «тела», меняя пропорции «лап» и «шеи», получаем рисунки разных животных. | 0 | 0 | 0 | | Анализировать и сравнивать соотношение частей, составляющих одно целое, рассматривать изображения животных с контрастными пропорциями; | Устный опрос; | | |
2.8. | Линейный тематический рисунок (линия-рассказчица) на сюжет стихотворения или сюжет из жизни детей (игры во дворе, в походе и др.) с простым и весёлым повествовательным сюжетом. | 1 | 0 | 1 | | Приобретать опыт внимательного аналитического наблюдения; | Практическая работа; | | |
2.9. | Пятно-силуэт. Превращение случайного пятна в изображение зверушки или фантастического зверя. Развитие образного видения и способности целостного, обобщённого видения. Пятно как основа графического изображения. | 1 | 0 | 1 | | Использовать графическое пятно как основу изобразительного образа; | Практическая работа; | | |
2.10. | Тень как пример пятна. Теневой театр. Силуэт. | 1 | 0 | 1 | | Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений; | Практическая работа; | | |
2.11. | Навыки работы на уроке с жидкой краской и кистью, уход за своим рабочим местом. | 1 | 0 | 1 | | Приобрести знания о пятне и линии как основе изображения на плоскости; | Практическая работа; | | |
2.12. | Рассмотрение и анализ средств выражения — пятна и линии — в иллюстрациях художников к детским книгам. | 0 | 0 | 0 | | Приобрести новый опыт наблюдения окружающей реальности; | Устный опрос; | | |
Итого по модулю 2 | 9 |
| |||||||
Модуль 3. Живопись | |||||||||
3.1. | Цвет как одно из главных средств выражения в изобразительном искусстве. Навыки работы гуашью в условиях урока. | 1 | 0 | 1 | | ; | Практическая работа; | Презентации для начальной школы - Начальная школа - Учительский... | |
3.2. | Три основных цвета. Ассоциативные представления, связанные с каждым из цветов. Навыки смешения красок и получения нового цвета. | 1 | 0 | 1 | | Обсуждать ассоциативные представления, связанные с каждым цветом; | Практическая работа; | | |
3.3. | Эмоциональная выразительность цвета. | 1 | 0 | 1 | | Экспериментировать, исследовать возможности смешения красок, наложения цвета на цвет, размывания цвета в процессе работы над разноцветным ковриком; | Практическая работа; | | |
3.4. | Цвет как выражение настроения, душевного состояния. | 1 | 0 | 1 | | Осознавать эмоциональное звучание цвета, то, что разный цвет «рассказывает» о разном настроении — весёлом, задумчивом, грустном и др.; | Практическая работа; | | |
3.5. | Наш мир украшают цветы. Живописное изображение по представлению и восприятию разных по цвету и формам цветков. Развитие навыков работы гуашью и навыков наблюдения. | 1 | 0 | 1 | | Объяснять, как разное настроение героев передано художником в иллюстрациях; | Практическая работа; | | |
3.6. | Тематическая композиция «Времена года». Контрастные цветовые состояния времён года. Работа гуашью, в технике аппликации или в смешанной технике. | 1 | 0 | 1 | | Выполнить гуашью рисунок цветка или цветов на основе демонстрируемых фотографий или по представлению; | Практическая работа; | | |
3.7. | Техника монотипии. Представления о симметрии. Развитие ассоциативного воображения. | 1 | 0 | 1 | | Рассуждать и объяснять, какого цвета каждое время года и почему, как догадаться по цвету изображений, какое это время года; | Практическая работа; | | |
Итого по модулю 3 | 7 |
| |||||||
Модуль 4. Скульптура | |||||||||
4.1. | Изображение в объёме. Приёмы работы с пластилином; дощечка, стек, тряпочка. | 1 | 0 | 1 | | Наблюдать, воспринимать выразительные образные объёмы в природе: на что похожи формы облаков, камней, коряг, картофелин и др. (в классе на основе фотографий); | Практическая работа; | | |
4.2. | Лепка зверушек из цельной формы (черепашки, ёжика, зайчика и т. д.). Приёмы вытягивания, вдавливания, сгибания, скручивания. | 1 | 0 | 1 | | Осваивать первичные навыки лепки — изображения в объёме; | Практическая работа; | | |
4.3. | Бумажная пластика. Овладение первичными приёмами надрезания, закручивания, складывания в работе над объёмной аппликацией. | 1 | 0 | 1 | | Овладевать первичными навыками работы в объёмной аппликации и коллаже; | Практическая работа; | | |
4.4. | Лепка игрушки по мотивам одного из наиболее известных народных художественных промыслов (дымковская, каргопольская игрушки или по выбору учителя с учётом местных промыслов). | 1 | 0 | 1 | | Рассматривать и характеризовать глиняные игрушки известных народных художественных промыслов; | Практическая работа; | | |
4.5. | Объёмная аппликация из бумаги и картона. | 1 | 0 | 1 | | Осваивать приёмы создания объёмных изображений из бумаги; | Практическая работа; | | |
Итого по модулю 4 | 5 |
| |||||||
Модуль 5. Декоративно-прикладное искусство | |||||||||
5.1. | Узоры в природе. | 1 | 0 | 1 | | Рассматривать и эстетически характеризовать различные примеры узоров в природе (на основе фотографий); | Практическая работа; | Презентации для начальной школы - Начальная школа - Учительский... | |
5.2. | Наблюдение узоров в живой природе (в условиях урока на основе фотографий). Эмоционально-эстетическое восприятие объектов действительности. Ассоциативное сопоставление с орнаментами в предметах декоративно-прикладного искусства. | 1 | 0 | 1 | | Приводить примеры и делать ассоциативные сопоставления с орнаментами в предметах декоративно-прикладного искусства; | Практическая работа; | | |
5.3. | Представления о симметрии и наблюдение её в природе. Последовательное ведение работы над изображением бабочки по представлению, использование линии симметрии при составлении узора крыльев. | 1 | 0 | 1 | | Приобретать опыт использования правил симметрии при выполнении рисунка; | Практическая работа; | | |
5.4. | Узоры и орнаменты, создаваемые людьми, и разнообразие их видов. Орнаменты геометрические и растительные. | 1 | 0 | 0 | | Рассматривать орнаменты в круге, полосе, квадрате в соответствии с оформляемой предметной поверхностью; | Устный опрос; | | |
5.5. | Декоративная композиция в круге или полосе. | 1 | 0 | 1 | | Выполнить гуашью творческое орнаментальное стилизованное изображение цветка, птицы и др. (по выбору) в круге или в квадрате (без раппорта); | Практическая работа; | | |
5.6. | Орнамент, характерный для игрушек одного из наиболее известных народных художественных промыслов. Дымковская, каргопольская игрушка или по выбору учителя с учётом местных промыслов. | 1 | 0 | 1 | | Рассматривать и характеризовать орнамент, украшающий игрушку выбранного промысла; | Практическая работа; | | |
5.7. | Оригами — создание игрушки для новогодней ёлки. Приёмы складывания бумаги. | 1 | 0 | 1 | | Осваивать технику оригами, сложение несложных фигурок; | Практическая работа; | | |
5.8. | Форма и украшение бытовых предметов. | 0 | 0 | 0 | | Узнавать о работе художника по изготовлению бытовых вещей; | Устный опрос; | | |
5.9. | Приёмы бумагопластики. Сумка или упаковка и её декор. | 1 | 0 | 1 | | Осваивать навыки работы с бумагой, ножницами, клеем, подручными материалами; | Практическая работа; | | |
Итого по модулю 5 | 8 |
| |||||||
Модуль 6. Архитектура | |||||||||
6.1. | Наблюдение разнообразия архитектурных построек в окружающем мире по фотографиям, обсуждение их особенностей и составных частей зданий. | 0 | 0 | 0 | | Рассматривать и сравнивать различные здания в окружающем мире (по фотографиям); | Устный опрос; | Презентации для начальной школы - Начальная школа - Учительский... | |
6.2. | Освоение приёмов конструирования из бумаги. Складывание объёмных простых геометрических тел. Овладение приёмами склеивания деталей, надрезания, вырезания деталей, использование приёмов симметрии. | 1 | 0 | 1 | | Выполнить рисунок придуманного дома на основе полученных впечатлений (техника работы может быть любой, например с помощью мелких печаток); | Практическая работа; | | |
6.3. | Макетирование (или создание аппликации) пространственной среды сказочного города из бумаги, картона или пластилина. | 0 | 0 | 0 | | Осваивать приёмы склеивания деталей, симметричного надрезания, вырезания деталей и др., чтобы получились крыши, окна, двери, лестницы для бумажных домиков; | Практическая работа; | | |
Итого по модулю 6 | 1 |
| |||||||
Модуль 7. Восприятие произведений искусства | |||||||||
7.1. | Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного и эмоционального содержания детских работ. | 0 | 0 | 0 | | ; | Устный опрос; | Презентации для начальной школы - Начальная школа - Учительский... | |
7.2. | Художественное наблюдение окружающего мира (мира природы) и предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи наблюдения (установки). | 0 | 0 | 0 | | Приобретать опыт художественного наблюдения предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи (установки); | Устный опрос; | | |
7.3. | Рассматривание иллюстраций к детским книгам на основе содержательных установок учителя в соответствии с изучаемой темой. | 1 | 0 | 1 | | Осваивать опыт восприятия и аналитического наблюдения архитектурных построек; | Устный опрос; | | |
7.4. | Знакомство с живописной картиной. | 0 | 0 | 0 | | Осваивать опыт восприятия художественных иллюстраций в детских книгах в соответствии с учебной установкой; | Устный опрос; | | |
7.5. | Обсуждение произведений с ярко выраженным эмоциональным настроением или со сказочным сюжетом. Произведения В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и других художников (по выбору учителя). | 0 | 0 | 0 | | Приобретать опыт специально организованного общения со станковой картиной; | Устный опрос; | uchportal.ru›load/47-2 | |
7.6. | Художник и зритель. Освоение зрительских умений на основе получаемых знаний и творческих установок наблюдения. | 0 | 0 | 0 | | Приобретать опыт зрительских умений, включающих необходимые знания, внимание к позиции автора и соотнесение с личным жизненным опытом зрителя; | Устный опрос; | uchportal.ru›load/47-2 | |
7.7. | Ассоциации из личного опыта учащихся и оценка эмоционального содержания произведений. | 0 | 0 | 0 | | Рассказывать и обсуждать зрительские впечатления и мысли; | Устный опрос; | uchportal.ru›load/47-2 | |
7.8. | Произведения И. И. Левитана, А. Г. Венецианова И. И. Шишкина, А. А. Пластова, К. Моне, В. Ван Гога и других художников (по выбору учителя) по теме «Времена года» | 0 | 0 | 0 | | Знать основные произведения изучаемых художников; | Устный опрос; | https://prowmeste.ru/raznoe/uroki-izo-1-klass-nemenskij-s-prezentaciej.html | |
Итого по модулю 7 | 1 |
| |||||||
Модуль 8. Азбука цифровой графики | |||||||||
8.1. | Фотографирование мелких деталей природы, запечатление на фотографиях ярких зрительных впечатлений. | 1 | 0 | 1 | | Приобретать опыт фотографирования с целью эстетического и целенаправленного наблюдения природы; | Практическая работа; | Презентации для начальной школы - Начальная школа - Учительский... | |
8.2. | Обсуждение в условиях урока ученических фотографий, соответствующих изучаемой теме. | 0 | 0 | 0 | | Приобретать опыт обсуждения фотографий с точки зрения цели сделанного снимка, значимости его содержания, его композиции; | Устный опрос; | | |
Итого по модулю 8 | 1 |
| |||||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 33 | 0 | 32 |
|
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Виды, формы контроля | ||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||
1. | ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ. ВСЕ ДЕТИ ЛЮБЯТ РИСОВАТЬ | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
2. | ИЗОБРАЖЕНИЯ ВСЮДУ ВОКРУГ НАС (урок-игра) | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
3. | МАСТЕР ИЗОБРАЖЕНИЯ УЧИТ ВИДЕТЬ (урок-путешествие) | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
4. | ИЗОБРАЖАТЬ МОЖНО ПЯТНОМ (урок-сказка) | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
5. | ИЗОБРАЖАТЬ МОЖНО В ОБЪЕМЕ | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
6. | : ИЗОБРАЖАТЬ МОЖНО ЛИНИЕЙ | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
7. | ИЗОБРАЖАТЬ МОЖНО ЛИНИЕЙ. РИСОВАНИЕ НА ТЕМУ «РАССКАЗ ПРО СЕБЯ» | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
8. | РАЗНОЦВЕТНЫЕ КРАСКИ | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
9. | ИЗОБРАЖАТЬ МОЖНО И ТО, ЧТО НЕВИДИМО (НАСТРОЕНИЕ) (урок-фантазия) | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
10. | ХУДОЖНИКИ И ЗРИТЕЛИ (урок-путешествие) | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
11. | ПОСЕЩЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
12. | МИР ПОЛОН УКРАШЕНИЙ | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
13. | КРАСОТУ НАДО УМЕТЬ ЗАМЕЧАТЬ | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
14. | УЗОРЫ НА КРЫЛЬЯХ | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
15. | КРАСИВЫЕ РЫБЫ | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
16. | УКРАШЕНИЯ ПТИЦ | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
17. | УЗОРЫ, КОТОРЫЕ СОЗДАЛИ ЛЮДИ | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
18. | КАК УКРАШАЕТ СЕБЯ ЧЕЛОВЕК | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
19. | МАСТЕР УКРАШЕНИЯ ПОМОГАЕТ СДЕЛАТЬ ПРАЗДНИК | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
20. | ПОСТРОЙКИ В НАШЕЙ ЖИЗНИ | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
21. | РИСУЕМ ДОМИКИ ДЛЯ СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
22. | ДОМИКИ, КОТОРЫЕ ПОСТРОИЛА ПРИРОДА | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
23. | ДОМ СНАРУЖИ И ВНУТРИ | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
24. | СТРОИМ ГОРОД | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
25. | ВСЕ ИМЕЕТ СВОЕ НАСТРОЕНИЕ | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
26. | ПОСТРОЙКА ПРЕДМЕТОВ (УПАКОВОК) | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
27. | ГОРОД, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
28. | СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ТРЕХ БРАТЬЕВ-МАСТЕРОВ | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
29. | ПРАЗДНИК ВЕСНЫ. КОНСТРУИРОВАНИЕ ПТИЦ ИЗ БУМАГИ | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
30. | РАЗНОЦВЕТНЫЕ ЖУКИ | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
31. | СКАЗОЧНАЯ СТРАНА | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
32. | ЭКСКУРСИЯ В ПАРК | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
33. | «ЗДРАВСТВУЙ, ЛЕТО!» ОБРАЗ ЛЕТА В ТВОРЧЕСТВЕ ХУДОЖНИКОВ | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 33 | 0 | 33 |
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Изобразительное искусство. 1 класс/Неменская Л.А.; под редакцией Неменского Б.М., Акционерное общество «Издательство «Просвещение
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы (с методическими рекомендациями)/ Под руководством и ред.Б.М. Неменского(Просвещение 2006
Неменская Л.А. Искусство и ты. Ты изображаешь, украшаешь и строишь: Учебник по изобразительному искусству для 1 класса / Под ред. Б.М. Неменского (Просвещение 2006
Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений – М. : Просвещение, 2011
.Изобразительное искусство. Методическое пособие. 1-4 классы.
Словарь искусствоведческих терминов.
Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство»
Коллекции электронных образовательных ресурсов
1. «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»- http://windows.edu/ru
2. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru
3. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» -http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru
4. Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школыhttp://katalog.iot.ru/
5. Библиотека материалов для начальной школыhttp://www.nachalka.com/biblioteka
6. Mеtodkabinet.eu: информационно-методический кабинетhttp://www.metodkabinet.eu/
7. Каталог образовательных ресурсов сети «Интернет» http://catalog.iot.ru
8. Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru
9. Портал «Российское образование http://www.edu.r
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Методическая разработка урока изобразительного http://kopilurokov.ru/izo/
Шедевры русской живописи. Включает 33 интерактивных видеоурока – М: «Кирилл и Мефодий».
Презентации для начальной школы - Начальная школа - Учительский...
uchportal.ru›load/47-2
Уроки изо 1 класс Неменский с презентацией. Мультимедийное...https://prowmeste.ru/raznoe/uroki-izo-1-klass-nemenskij-s-prezentaciej.html
ИЗО 1 класс: презентации для уроков рисования, изобразительного...
klassnye-chasy.ru›prezentacii-prez..
www. Cd-izo.narod.ru – «Комплекс уроков по ИЗО» - готовые уроки, презентации и др.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
проекционная аппаратура
учебно-методические пособия.
видеоаппаратура,
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
оборудование для учеников: баночки для воды, альбом, кисти, ластик, карандаши, цветная бумага
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
натурный фонд: предметы народно творчества, художественные промыслы, предметы быта, муляжи.