Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса 8 вида
Государственное казенное образовательное уреждение «Тверская школа №1»
.
Рабочая программа
по учебному курсу «Изобразительное искусство»
5 класс
Учитель: Шарова Анастасия
Викторовна
2021-2022 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа по изобразительному искусству создана для 5 класса на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и базисного учебного плана ОУ. Обучение ведётся по типовой программе специальной (коррекционной) школы VIII вида: «Программа специальной (коррекционной) школы VIII вида 5 – 9 классы». Сборник 1 под редакцией В.В.Воронковой.- М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2001.
Рабочая программа по изобразительному искусству представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку; календарно-тематический план; перечень учебно-методического обеспечения; требования к уровню подготовки учащихся; перечень контрольно-измерительных материалов. Программа по изобразительному искусству является компенсаторно-адаптационной. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом.
Программа для 5 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные сведения во время уроков изобразительного искусства в 1-4 классах и рассчитана на 34 часа учебного времени.
Класс | Количество часов в неделю | Количество часов в четверть | Количество часов в год | |||
I | II | III | IV | 34 | ||
5 | 1 | 9 | 7 | 10 | 8 |
В программу включены следующие разделы:
Рисование с натуры.
Декоративное рисование.
Рисование на тему.
Беседы об изобразительном искусстве.
Каждый раздел состоит из нескольких тем (4 - 6) и содержания работы по каждой из них. Время, отведённое на изучение темы, может варьироваться в зависимости от степени её усвоения учащимися и материально-технического обеспечения кабинета. Содержание учебной программы предусматривает обучение учащихся по 1-2 и 3-4 уровням в соответствии с возможностями каждого ребёнка.
Курс изобразительного искусства направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к ИЗО.
Цель – формирование эстетического отражения действительности, овладение техническими и изобразительными навыками и коррекция недостатков развития обучающихся с ограниченными возможностями.
Задачи:
корректировать недостатки развития познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
развивать у учащихся аналитико-синтетической деятельность, деятельность сравнения и обобщения; совершенствовать умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении рисунка;
улучшать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;
формировать элементарные знания основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;
развивать у учащихся эстетические чувства, умения видеть и понимать красивое, высказывать оценочное суждение о произведениях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
знакомить учащихся с лучшими произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна;
расширять и уточнять словарный запас детей за счет специальной лексики, совершенствовать фразовую речь;
развивать у школьников художественный вкус, аккуратность, настойчивость и самостоятельность в работе; содействовать нравственному и трудовому воспитанию.
Коррекционная работа включает следующие направления.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- коррекция - развитие восприятия, представлений, ощущений;
- коррекция - развитие памяти;
коррекция - развитие внимания;
развитие пространственных представлений и ориентации.
Развитие различных видов мышления:
развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления.
Развитие основных мыслительных операций:
- развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий;
- умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
формирование адекватности чувств;
формирование умения анализировать свою деятельность.
Коррекция - развитие речи:
- коррекция монологической речи; диалогической речи; обогащение словаря.
Коррекция мелкой моторики.
Основное оборудование.
Акварельные краски.
Цветные карандаши.
Гуашь.
Мелки восковые.
Художественные кисти №2-№10.
Альбомы для рисования.
Бумага рисовальная.
Палитра.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ.
Грошенков И.А. Уроки рисования в I-VI классах вспомогательной школы.- М., Просвещение, 1975.
Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. -М., Педагогика, 1974.
Мозговая В.М. Основы олигофренопедагогики. - М., ACADEMA, 2006.
Павлинов П.Я. Каждый может научиться рисовать. М., Совхуд, 1966.
Платонова Н.И., Синюков В.Д. Энциклопедический словарь юного художника. М., Педагогика, 1983.
Народно-художественные промыслы под общ. ред. Поповой О.С. М., Легкая и
пищевая промышленность, 1984.
Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в школе. М., Просвещение, 1984.
Кузин B.C., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь. М.,
Дрофа, 2008.
9. Времена года. Пейзаж в творчестве русских художников XIX- начала XX века.
М., Просвещение, 1983.
10. Пикулев И.И. Русское изобразительное искусство.М.,1977.
11. Художники Ленинграда в годы Блокады. Ленинград, 1965.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПО В.В.ВОРОНКОВОЙ.
(Метод наблюдение.)
I группа. Это ученики, успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания они выполняют, как правило, самостоятельно. Программный материал усваивают сознательно. Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.
П группа. Это ученики, также успешно обучающиеся в классе. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, запоминают изучаемый материал, но затрудняются сделать элементарные выводы и обобщения. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ.
III группа. Это ученики, которые с трудом усваивают программный материал и нуждаются в помощи учителя. Для учащихся характерно недостаточное понимание вновь изучаемого материала. Они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных ко второй группе. Значительно снижены у школьников данной группы способности к обобщению.
IV группа. Это ученики, которые овладевают программным материалом специальной (коррекционной) школы VIII вида на самом низком уровне. Знания усваиваются ими механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объём знаний и умений, чем остальные школьники.
ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
В системе учёта знаний используются следующие виды контроля:
Выполнение самостоятельных практических работ;
Тестирование для 5-7 классов (предполагает выявление знаний учащихся за год).
Контроль и учёт теоретических знаний учащихся по отдельным разделам осуществляется учителем путём бесед, устного опроса, практических навыков и умений осуществляется путём наблюдения.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ И ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ
РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ (12 часов)
Рисование простого натюрморта (яблоко и керамический стакан). Рисование с натуры объёмного предмета симметричной формы (ваза керамическая). Рисование с натуры дорожных знаков треугольной формы («Крутой спуск», «Дорожные работы»). Рисование с натуры объёмного предмета конической формы (пирамидка). Рисование с натуры фигуры человека. Рисование с натуры цветочного горшка с растением. Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета (телевизор). Рисование с натуры объёмного прямоугольного предмета (чемодан). Рисование с натуры объёмного прямоугольного предмета, повёрнутого к учащемуся углом (аквариум с рыбками). Рисование с натуры предмета, расположенного выше уровня глаз (скворечник). Рисование с натуры игрушки. Рисование с натуры весенних цветов несложной формы.
Основные требования к знаниям и умениям.
Учащиеся должны знать:
Для 1-2 группы
Речевой материал 1 – 5 класса;
Тёплые и холодные цвета, называть их;
Способы передачи глубины пространства (уменьшение величины удалённых от наблюдателя предметов).
Для 3-4 группы
Речевой материал 1 – 5 класса* (***);
Тёплые и холодные цвета, называть их*;
Способы передачи глубины пространства (уменьшение величины удалённых от наблюдателя предметов)***.
Учащиеся должны уметь:
Для 1-2 группы
Анализировать объекты изображения (определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей);
Сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой;
Устанавливать последовательность выполнения рисунка;
Передавать в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов;
При рисовании предметов симметричной формы использовать средней (осевой) линии;
Передавать объём предметов доступными средствами, ослабление интенсивности цвета путём добавления воды в краску.
Для 3-4 группы
Анализировать объекты изображения (определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей*;
Сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой*;
Устанавливать последовательность выполнения рисунка*(***)
Передавать в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов**;
При рисовании предметов симметричной формы использовать средней (осевой) линии**;
ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ (9 часов)
Рисование узора в полосе из повторяющихся (или чередующихся) элементов (стилизованные ягоды, ветки, листья). Рисование геометрического орнамента в круге. Рисование симметричного узора по образцу. Изобразительный узор в круге из стилизованных природных форм. Оформление новогоднего пригласительного билета. Рисование в квадрате узора из растительных форм с применением осевых линий. Декоративное рисование плаката «8 Марта». Декоративное рисование узора из растительных декоративно переработанных элементов в геометрической форме (по выбору учащихся). Составление узора в круге с применением осевых линий и использованием декоративно переработанных природных форм (например: стрекозы и цветка тюльпана).
Основные требования к знаниям и умениям.
Учащиеся должны знать:
Для 1-2 группы
Речевой материал 1 – 5 класса;
Способы построения предметов в круге, квадрате, полосе;
Для 3-4 группы
Речевой материал 1 – 5 класса*(***);
Способы построения предметов в круге, квадрате, полосе*;
Учащиеся должны уметь:
Для 1-2 группы
Составлять узор из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии;
Соблюдать последовательность при рисовании узоров;
Ровно выполнять закраску элементов орнамента с соблюдением контура.
Для 3-4 группы
Составлять узор из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии**(***);
Соблюдать последовательность при рисовании узоров**(***);
Ровно выполнять закраску элементов орнамента с соблюдением контура**.
РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ (8 часов)
Волшебный мир красок. Форма и цвет предметов. Рисование новогодних карнавальных очков. Лес зимой. Зимние развлечения. Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (2 часа). Рисование симметричных форм (насекомые).
Основные требования к знаниям и умениям.
Учащиеся должны знать:
Для 1-2 группы
Речевой материал 1 – 5 класса;
Способы передачи глубины пространства (уменьшение величины удалённых от наблюдателя предметов).
Для 3-4 группы
Речевой материал 1 – 5 класса*(***);
Способы передачи глубины пространства (уменьшение величины удалённых от наблюдателя предметов)**.
Учащиеся должны уметь:
Для 1-2 группы
Отражать свои наблюдения в рисунке;
Передавать сравнительные размеры изображаемых предметов, правильно располагая их относительно друг друга (ближе - дальше);
Передавать в рисунке зрительные представления, возникающие на основе прочитанного;
Выбирать в прочитанном наиболее существенное, то, что можно показать в рисунке;
Работать акварельными и гуашевыми красками.
Для 3-4 группы
Отражать свои наблюдения в рисунке*;
Передавать сравнительные размеры изображаемых предметов, правильно располагая их относительно друг друга (ближе - дальше)**;
Передавать в рисунке зрительные представления, возникающие на основе прочитанного**;
Работать акварельными и гуашевыми красками**.
БЕСЕДЫ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ (5 часов)
Беседа «Декоративно-прикладное искусство (керамика: посуда, игрушки, малая скульптура)». Беседа « Народно-декоративное искусство (Богородская деревянная игрушка)». Беседа « Картины художников о школе, товарищах и семье». Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин на тему «Мы победители».
Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин на тему о Вов.
Учащиеся должны знать:
Для 1-2 группы
Речевой материал 1 – 5 класса;
Виды изобразительного искусства;
Понятие о художественных средствах, развивая чувство формы и цвета.
Для 3-4 группы
Учащиеся должны уметь:
Для 1-2 группы
Высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства;
Определять эмоциональное состояние изображённых на картинах лиц;
Чувствовать красоту и своеобразие декоративно-прикладного искусства.
Для 3-4 группы
Высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства*;
Определять эмоциональное состояние изображённых на картинах лиц*;
Чувствовать красоту и своеобразие декоративно-прикладного искусства*.
Примечание: Для 2-го уровня градация помощи учителя при актуализации знаний и умений учащихся представлена в программе в виде условных обозначений:
* - обозначены те знания и умения, которые учащиеся способны использовать (актуализировать) с помощью наводящих вопросов учителя, применение наглядности;
** - обозначены те умения, которые учащиеся способны осуществлять после дополнительного индивидуального показа способа изображения, использования метода дорисовывания начатого учителем изображения;
*** - обозначены изобразительные умения учащихся, которые актуализируются в совместной деятельности с учителем. Когда он поэтапно демонстрирует способ наблюдения и изображения, а ученик его повторяет.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Учебно – тематическое планирование составлено с учётом возможностей учащихся по уровням педагогической дифференциации.
1 уровень (для учащихся 1-2 группы) – это базовый, предполагает реализацию требований к ученику в объёме программного материала.
2 уровень (для учащихся 3-4 группы) – скорректирован по отношению к базовому в сторону уменьшения объёма материала и его содержательного материала.
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 5 классе.
34 часа (1 час в неделю)
№ урока | ТЕМА УРОКА | Дата проведения | ||
1-я четверть ( 9 ч.) | ||||
1 | Рисование на свободную тему. | 2.09 | ||
2,3 | Рисование узора в полосе из повторяющихся (или чередующихся) элементов (стилизованные ягоды, ветки, листья). | 8.09 15.09 | ||
4 | Беседа на тему: «Произведения мастеров народных художественных промыслов и искусство родного края» | 19.09 | ||
5 | Рисование с натуры: листья дуба, клена | 26.09 | ||
6 | Осенний лес. | 3.10 | ||
7 | Рисование геометрического орнамента (построение 4-х овалов-лепестков на осевых линиях круга) | 10.10 | ||
8 | Рисование по представлению. Сказочные персонажи (жар-птица, петушок – золотой гребешок) | 17.10 | ||
9 | Рисование простого натюрморта (яблоко и керамическая кружка) | 24.10 | ||
10 | Беседа на тему: «декоративно-прикладное искусство» (Керамика: посуда, игрушки, малая скульптура) | 31.10 | ||
2-я четверть ( 7 ч.) | ||||
1 | Рисование с натуры дорожных знаков треугольной формы («Крутой спуск», «Дорожные работы»). | | ||
2 | Рисование с натуры объемного предмета конической формы (детская раскладная пирамидка разных видов). | | ||
3 | Беседа на тему «Народное декоративно-прикладное искусство» (богородская деревянная игрушка: «Кузнецы», «Клюющие курочки», «Вершки и корешки», «Маша и медведь» и др.). | | ||
4 | Декоративное рисование — оформление новогоднего пригласительного билета (формат 7 х 30 см). | | ||
5 | Рисование новогодних карнавальных очков (на полоске плотной бумаги размером 10 х 30 см). | | ||
6,7 | Рисование на тему «Лес зимой» | | ||
3-я четверть ( 10 ч.) | ||||
1 | Беседа об изобразительном искусстве «Картины художников о школе, товарищах и семье» (Д. Мочальский. «Первое сентября»; И. Шевандронова. «В сельской библиотеке»; А. Курчанов. «У больной подруги»; Ф. Решетников. «Опять двойка», «Прибыл на каникулы»). Рисование с натуры фигуры человека (позирующий ученик). | | ||
2 | Рисование с натуры фигуры человека (позирующий ученик). | | ||
3 | Рисование на тему «Зимние развлечения» | | ||
4 | Рисование с натуры цветочного горшка с растением. | | ||
5 | Рисование в квадрате узора из растительных форм с применением осевых линий (например, елочки по углам квадрата, веточки — посередине сторон). | | ||
6 | Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета (телевизор, радиоприемник, часы с прямоугольным циферблатом). | | ||
7 | Декоративное рисование плаката «8 Марта». | | ||
8 | Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета (чемодан, ящик, коробка). | | ||
9 | Рисование с натуры объемного предмета, расположенного выше уровня зрения (скворечник). | | ||
10 | Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета, повернутого к учащимся углом (коробка с тортом, перевязанная лентой; аквариум с рыбками). | | ||
4-я четверть ( 9 ч.) | ||||
1 | Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (по выбору учителя с учетом возможностей учащихся). | | ||
2 | Рисование с натуры игрушки (грузовик, трактор, бензовоз). Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (по выбору учителя с учетом возможностей учащихся). | | ||
3 | Декоративное рисование. Самостоятельное составление узора из растительных декоративно переработанных элементов в геометрической форме (но выбору учащихся). | | ||
4 | Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукции картин на тему о Великой Отечественной войне против немецко-фашистских захватчиков (А. Пластов. «Фашист пролетел»; С. Герасимов. «Мать партизана»; А. Дейнека. «Оборона Севастополя»; Кукрыниксы. «Потеряла я колечко» — карикатура). | | ||
5 | Рисование симметричных форм: насекомые — бабочка, стрекоза, жук — по выбору (натура — раздаточный материал). | | ||
6 | Рисование с натуры весенних цветов несложной формы. | | ||
7-8 | Составление узора в круге с применением осевых линий и использование декоративно переработанных природных форм (например, стрекозы и цветка тюльпана) | | ||
| | |||
| |