Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса 8 вида

0
0
Материал опубликован 3 March 2022



Государственное казенное образовательное уреждение «Тверская школа №1»



.

Рабочая программа


по учебному курсу «Изобразительное искусство»


5 класс








Учитель: Шарова Анастасия

Викторовна











2021-2022 учебный год














ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Настоящая программа по изобразительному искусству создана для 5 класса на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и базисного учебного плана ОУ. Обучение ведётся по типовой программе специальной (коррекционной) школы VIII вида: «Программа специальной (коррекционной) школы VIII вида 5 – 9 классы». Сборник 1 под редакцией В.В.Воронковой.- М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2001.

Рабочая программа по изобразительному искусству представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку; календарно-тематический план; перечень учебно-методического обеспечения; требования к уровню подготовки учащихся; перечень контрольно-измерительных материалов. Программа по изобразительному искусству является компенсаторно-адаптационной. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом.

Программа для 5 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные сведения во время уроков изобразительного искусства в 1-4 классах и рассчитана на 34 часа учебного времени.


Класс

Количество

часов в неделю

Количество часов в четверть

Количество часов в год

I

II

III

IV

34

5

1

9

7

10

8


В программу включены следующие разделы:

Рисование с натуры.

Декоративное рисование.

Рисование на тему.

Беседы об изобразительном искусстве.

Каждый раздел состоит из нескольких тем (4 - 6) и содержания работы по каждой из них. Время, отведённое на изучение темы, может варьироваться в зависимости от степени её усвоения учащимися и материально-технического обеспечения кабинета. Содержание учебной программы предусматривает обучение учащихся по 1-2 и 3-4 уровням в соответствии с возможностями каждого ребёнка.

Курс изобразительного искусства направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к ИЗО.

Цель – формирование эстетического отражения действительности, овладение техническими и изобразительными навыками и коррекция недостатков развития обучающихся с ограниченными возможностями.

Задачи:

корректировать недостатки развития познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;

развивать у учащихся аналитико-синтетической деятельность, деятельность сравнения и обобщения; совершенствовать умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении рисунка;

улучшать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;

формировать элементарные знания основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;

развивать у учащихся эстетические чувства, умения видеть и понимать красивое, высказывать оценочное суждение о произведениях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;

знакомить учащихся с лучшими произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна;

расширять и уточнять словарный запас детей за счет специальной лексики, совершенствовать фразовую речь;

развивать у школьников художественный вкус, аккуратность, настойчивость и самостоятельность в работе; содействовать нравственному и трудовому воспитанию.


Коррекционная работа включает следующие направления.

Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

- коррекция - развитие восприятия, представлений, ощущений;

- коррекция - развитие памяти;

коррекция - развитие внимания;

развитие пространственных представлений и ориентации.

Развитие различных видов мышления:

развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словесно-логического мышления.

Развитие основных мыслительных операций:

- развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий;

- умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность.

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:

развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;

формирование адекватности чувств;

формирование умения анализировать свою деятельность.

Коррекция - развитие речи:

- коррекция монологической речи; диалогической речи; обогащение словаря.

Коррекция мелкой моторики.


Основное оборудование.


Акварельные краски.

Цветные карандаши.

Гуашь.

Мелки восковые.

Художественные кисти №2-№10.

Альбомы для рисования.

Бумага рисовальная.

Палитра.











ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ.


Грошенков И.А. Уроки рисования в I-VI классах вспомогательной школы.- М., Просвещение, 1975.

Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. -М., Педагогика, 1974.

Мозговая В.М. Основы олигофренопедагогики. - М., ACADEMA, 2006.

Павлинов П.Я. Каждый может научиться рисовать. М., Совхуд, 1966.

Платонова Н.И., Синюков В.Д. Энциклопедический словарь юного художника. М., Педагогика, 1983.

Народно-художественные промыслы под общ. ред. Поповой О.С. М., Легкая и

пищевая промышленность, 1984.

Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в школе. М., Просвещение, 1984.

Кузин B.C., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь. М.,

Дрофа, 2008.

9. Времена года. Пейзаж в творчестве русских художников XIX- начала XX века.

М., Просвещение, 1983.

10. Пикулев И.И. Русское изобразительное искусство.М.,1977.

11. Художники Ленинграда в годы Блокады. Ленинград, 1965.




ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПО В.В.ВОРОНКОВОЙ.


(Метод наблюдение.)

I группа. Это ученики, успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания они выполняют, как правило, самостоятельно. Программный материал усваивают сознательно. Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.

П группа. Это ученики, также успешно обучающиеся в классе. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, запоминают изучаемый материал, но затрудняются сделать элементарные выводы и обобщения. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ.

III группа. Это ученики, которые с трудом усваивают программный материал и нуждаются в помощи учителя. Для учащихся характерно недостаточное понимание вновь изучаемого материала. Они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных ко второй группе. Значительно снижены у школьников данной группы способности к обобщению.

IV группа. Это ученики, которые овладевают программным материалом специальной (коррекционной) школы VIII вида на самом низком уровне. Знания усваиваются ими механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объём знаний и умений, чем остальные школьники.



ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ


В системе учёта знаний используются следующие виды контроля:

Выполнение самостоятельных практических работ;

Тестирование для 5-7 классов (предполагает выявление знаний учащихся за год).


Контроль и учёт теоретических знаний учащихся по отдельным разделам осуществляется учителем путём бесед, устного опроса, практических навыков и умений осуществляется путём наблюдения.





ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ И ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ


РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ (12 часов)

Рисование простого натюрморта (яблоко и керамический стакан). Рисование с натуры объёмного предмета симметричной формы (ваза керамическая). Рисование с натуры дорожных знаков треугольной формы («Крутой спуск», «Дорожные работы»). Рисование с натуры объёмного предмета конической формы (пирамидка). Рисование с натуры фигуры человека. Рисование с натуры цветочного горшка с растением. Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета (телевизор). Рисование с натуры объёмного прямоугольного предмета (чемодан). Рисование с натуры объёмного прямоугольного предмета, повёрнутого к учащемуся углом (аквариум с рыбками). Рисование с натуры предмета, расположенного выше уровня глаз (скворечник). Рисование с натуры игрушки. Рисование с натуры весенних цветов несложной формы.


Основные требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны знать:

Для 1-2 группы

Речевой материал 1 – 5 класса;

Тёплые и холодные цвета, называть их;

Способы передачи глубины пространства (уменьшение величины удалённых от наблюдателя предметов).

Для 3-4 группы

Речевой материал 1 – 5 класса* (***);

Тёплые и холодные цвета, называть их*;

Способы передачи глубины пространства (уменьшение величины удалённых от наблюдателя предметов)***.

Учащиеся должны уметь:

Для 1-2 группы

Анализировать объекты изображения (определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей);

Сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой;

Устанавливать последовательность выполнения рисунка;

Передавать в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов;

При рисовании предметов симметричной формы использовать средней (осевой) линии;

Передавать объём предметов доступными средствами, ослабление интенсивности цвета путём добавления воды в краску.

Для 3-4 группы

Анализировать объекты изображения (определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей*;

Сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой*;

Устанавливать последовательность выполнения рисунка*(***)

Передавать в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов**;

При рисовании предметов симметричной формы использовать средней (осевой) линии**;


ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ (9 часов)

Рисование узора в полосе из повторяющихся (или чередующихся) элементов (стилизованные ягоды, ветки, листья). Рисование геометрического орнамента в круге. Рисование симметричного узора по образцу. Изобразительный узор в круге из стилизованных природных форм. Оформление новогоднего пригласительного билета. Рисование в квадрате узора из растительных форм с применением осевых линий. Декоративное рисование плаката «8 Марта». Декоративное рисование узора из растительных декоративно переработанных элементов в геометрической форме (по выбору учащихся). Составление узора в круге с применением осевых линий и использованием декоративно переработанных природных форм (например: стрекозы и цветка тюльпана).

Основные требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны знать:

Для 1-2 группы

Речевой материал 1 – 5 класса;

Способы построения предметов в круге, квадрате, полосе;

Для 3-4 группы

Речевой материал 1 – 5 класса*(***);

Способы построения предметов в круге, квадрате, полосе*;

Учащиеся должны уметь:

Для 1-2 группы

Составлять узор из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии;

Соблюдать последовательность при рисовании узоров;

Ровно выполнять закраску элементов орнамента с соблюдением контура.

Для 3-4 группы

Составлять узор из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии**(***);

Соблюдать последовательность при рисовании узоров**(***);

Ровно выполнять закраску элементов орнамента с соблюдением контура**.


РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ (8 часов)

Волшебный мир красок. Форма и цвет предметов. Рисование новогодних карнавальных очков. Лес зимой. Зимние развлечения. Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (2 часа). Рисование симметричных форм (насекомые).

Основные требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны знать:

Для 1-2 группы

Речевой материал 1 – 5 класса;

Способы передачи глубины пространства (уменьшение величины удалённых от наблюдателя предметов).

Для 3-4 группы

Речевой материал 1 – 5 класса*(***);

Способы передачи глубины пространства (уменьшение величины удалённых от наблюдателя предметов)**.

Учащиеся должны уметь:

Для 1-2 группы

Отражать свои наблюдения в рисунке;

Передавать сравнительные размеры изображаемых предметов, правильно располагая их относительно друг друга (ближе - дальше);

Передавать в рисунке зрительные представления, возникающие на основе прочитанного;

Выбирать в прочитанном наиболее существенное, то, что можно показать в рисунке;

Работать акварельными и гуашевыми красками.

Для 3-4 группы

Отражать свои наблюдения в рисунке*;

Передавать сравнительные размеры изображаемых предметов, правильно располагая их относительно друг друга (ближе - дальше)**;

Передавать в рисунке зрительные представления, возникающие на основе прочитанного**;

Работать акварельными и гуашевыми красками**.


БЕСЕДЫ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ (5 часов)

Беседа «Декоративно-прикладное искусство (керамика: посуда, игрушки, малая скульптура)». Беседа « Народно-декоративное искусство (Богородская деревянная игрушка)». Беседа « Картины художников о школе, товарищах и семье». Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин на тему «Мы победители».

Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин на тему о Вов.

Учащиеся должны знать:

Для 1-2 группы

Речевой материал 1 – 5 класса;

Виды изобразительного искусства;

Понятие о художественных средствах, развивая чувство формы и цвета.

Для 3-4 группы

Учащиеся должны уметь:

Для 1-2 группы

Высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства;

Определять эмоциональное состояние изображённых на картинах лиц;

Чувствовать красоту и своеобразие декоративно-прикладного искусства.

Для 3-4 группы

Высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства*;

Определять эмоциональное состояние изображённых на картинах лиц*;

Чувствовать красоту и своеобразие декоративно-прикладного искусства*.


Примечание: Для 2-го уровня градация помощи учителя при актуализации знаний и умений учащихся представлена в программе в виде условных обозначений:

* - обозначены те знания и умения, которые учащиеся способны использовать (актуализировать) с помощью наводящих вопросов учителя, применение наглядности;

** - обозначены те умения, которые учащиеся способны осуществлять после дополнительного индивидуального показа способа изображения, использования метода дорисовывания начатого учителем изображения;

*** - обозначены изобразительные умения учащихся, которые актуализируются в совместной деятельности с учителем. Когда он поэтапно демонстрирует способ наблюдения и изображения, а ученик его повторяет.




УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Учебно – тематическое планирование составлено с учётом возможностей учащихся по уровням педагогической дифференциации.

1 уровень (для учащихся 1-2 группы) – это базовый, предполагает реализацию требований к ученику в объёме программного материала.

2 уровень (для учащихся 3-4 группы) – скорректирован по отношению к базовому в сторону уменьшения объёма материала и его содержательного материала.

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 5 классе.

34 часа (1 час в неделю)


урока

ТЕМА УРОКА

Дата проведения

1-я четверть ( 9 ч.)

1

Рисование на свободную тему.

2.09

2,3

Рисование узора в полосе из повторяющихся (или чередующих­ся) элементов (стилизованные ягоды, ветки, листья).

8.09

15.09

4

Беседа на тему: «Произведения мастеров народных художественных промыслов и искусство родного края»

19.09

5

Рисование с натуры: листья дуба, клена

26.09

6

Осенний лес.

3.10

7

Рисование геометрического орнамента (построение 4-х овалов-лепестков на осевых линиях круга)

10.10

8

Рисование по представлению. Сказочные персонажи (жар-птица, петушок – золотой гребешок)

17.10

9

Рисование простого натюрморта (яблоко и керамическая кружка)

24.10

10

Беседа на тему: «декоративно-прикладное искусство» (Керамика: посуда, игрушки, малая скульптура)

31.10

2-я четверть ( 7 ч.)

1

Рисование с натуры дорожных знаков треугольной формы («Крутой спуск», «Дорожные работы»).


2

Рисование с натуры объемного предмета конической формы (детская раскладная пирамидка разных видов).


3

Беседа на тему «Народное декоративно-прикладное искусство» (богородская деревянная игрушка: «Кузнецы», «Клюющие куроч­ки», «Вершки и корешки», «Маша и медведь» и др.).


4

Декоративное рисование — оформление новогоднего пригласи­тельного билета (формат 7 х 30 см).


5

Рисование новогодних карнавальных очков (на полоске плот­ной бумаги размером 10 х 30 см).


6,7

Рисование на тему «Лес зимой»


3-я четверть ( 10 ч.)

1

Беседа об изобразительном искусстве «Картины художников о школе, товарищах и семье» (Д. Мочальский. «Первое сентября»; И. Шевандронова. «В сельской библиотеке»; А. Курчанов. «У больной подруги»; Ф. Решетников. «Опять двойка», «Прибыл на каникулы»).

Рисование с натуры фигуры человека (позирующий ученик).


2

Рисование с натуры фигуры человека (позирующий ученик).


3

Рисование на тему «Зимние развлечения»


4

Рисование с натуры цветочного горшка с растением.


5

Рисование в квадрате узора из растительных форм с применени­ем осевых линий (например, елочки по углам квадрата, веточки — посередине сторон).


6

Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета (теле­визор, радиоприемник, часы с прямоугольным циферблатом).


7

Декоративное рисование плаката «8 Марта».


8

Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета (че­модан, ящик, коробка).


9

Рисование с натуры объемного предмета, расположенного выше уровня зрения (скворечник).


10

Рисование с натуры объемного

прямоугольного предмета, по­вернутого

к учащимся углом (коробка с тортом,

перевязанная лен­той;

аквариум с рыбками).


4-я четверть ( 9 ч.)

1

Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (по выбору учителя с учетом возможностей учащихся).


2

Рисование с натуры игрушки (грузовик, трактор, бензовоз). Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (по выбору учителя с учетом возможностей учащихся).


3

Декоративное рисование. Самостоятельное составление узора из растительных декоративно переработанных элементов в геометри­ческой форме (но выбору учащихся).


4

Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукции картин на тему о Великой Отечественной войне против немецко-фашистских захватчиков (А. Пластов. «Фашист пролетел»; С. Ге­расимов. «Мать партизана»; А. Дейнека. «Оборона Севастополя»; Кукрыниксы. «Потеряла я колечко» — карикатура).


5

Рисование симметричных форм: насекомые — бабочка, стреко­за, жук — по выбору (натура — раздаточный материал).


6

Рисование с натуры весенних цветов несложной формы.


7-8

Составление узора в круге с применением осевых линий и ис­пользование декоративно переработанных природных форм (напри­мер, стрекозы и цветка тюльпана)










в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.