Рабочая программа по изобразительному искусству в 5 классе
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
для 5 класса
Хатненок Эллы Валерьевны
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета
* отражают социализацию личности, формирование чувства гордости за свою Родину , российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
* развитие интереса и уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
* формирование понятий о национальной культуре и представление о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира;
* мотивация к творческой и учебной деятельности, формирование личностного смысла учения;
* развитие личной ответственности и самостоятельности за принятое решение в рисунке, творческой работе;
* развитие навыков сотрудничества и сотворчества в художественной деятельности;
* бережное отношение к духовным ценностям;
* развитие творческого потенциала ученика в условиях активизации фантазии и воображения;
* развитие эстетических и этических потребностей, эмоциональной отзывчивости на восприятие окружающего мира;
* воспитание интереса подростков к самостоятельной творческой деятельности, развитие желания привносить в окружающую действительность красоту.
Метапредметные результаты:
освоение способов решения проблем поискового характера, развитие творческого потенциала личности, развитие продуктивного проектного решения, способности самостоятельно решать творческие задачи и мыслить оригинально;
формирование целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;
развитие визуально-образного мышления, сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности;
развитие способности понимать причины неуспеха учебной и творческой деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха на основе объективного самоанализа и анализа;
формирование умения контролировать, планировать и оценивать учебные действия в соответствии с познавательной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы решения;
воспитание готовности и умения вести посильный диалог по поводу искусства и на языке искусства, способности принимать различные точки зрения, умения аргументировано излагать свое мнение, накапливать знания и представления об искусстве и его истории.
Предметные результаты:
сформированности представлений о роли искусства в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
проявление эмоциональной отзывчивости на красоту природных форм и произведений искусства;
сформированности основ изобразительного искусства с опорой на особенности и своеобразие культуры и традиций родного края;
развитие фантазии и воображения детей;
проявление эмоциональной отзывчивости на красоту произведений искусства и природных форм;
использование в собственных творческих работах разнообразия фантазий, объемов, форм, ритмов, образов и композиционных решений;
развитие устойчивого интереса к изобразительному творчеству;
способность адекватно возрасту понимать, воспринимать, ценить и переживать произведения изобразительного искусства и других видов искусства.
2. Содержание учебного предмета
5 класс
Тема 1. Человек, природа, культура как единое целое - 4 ч.
Природа и человек. Природа и художник. Человек — природа — культура Пространство и время. Многомерность мира.
Деятельность учащихся:
Изучать и наблюдать окружающий мир природы, природные явления. Различать характер и эмоциональные состояния в природе и искусстве, возникающие в результате восприятия художественного образа (связь изобразительного искусства с природой). Создавать цветовые композиции, передавая особенности изображаемого пейзажа с учётом региона, климата. Овладевать приёмами работы красками и другими художественными материалами.
Тема 2. Художественные средства в архитектуре и изобразительном искусстве -7 ч.
Зодчество. Образы старинной архитектуры. Конструктивные особенности архитектуры. Объёмные формы в изобразительном искусстве. Штрих в изобразительном искусстве.
Рисуем натюрморт (передача объёма и светотени в рисунке). Перспектива в открытом пространстве.
Деятельность учащихся:
Развивать способность наблюдать и замечать разнообразие форм и цвета в городе, селе, деревне.
Передавать в форме и цвете разное настроение. Выполнение зарисовки старинного архитектурного сооружения.
Создание эскизов (образа здания, площади, улицы) по описанию города (села) старожилами.
Графические импровизации по материалам старинной архитектуры (черты старой архитектуры в новом градостроительстве). Использовать элементарные правила композиции. Выделять цветом и формой главный элемент в композиции.
Тема 3. Путешествие в мир искусства Древней Греции- 5 ч.
Идём в музей: виртуальное путешествие по залам искусства Древнего мира. Мифы Древней Греции. Скульптура Древней Греции. Рисуем человека по древнегреческим канонам. Чернофигурные вазы Древней Греции.
Деятельность учащихся:
Воспринимать искусство рассматриваемого периода и высказывать своё суждение о нём. Познакомиться с греческими канонами изображения человека.
Передавать характерные позы и динамику фигуры. Наблюдать, воспринимать и эмоционально оценивать картину, рисунок, орнамент, украшающие изделия прикладного искусства.
Тема 4.Былинная Русь и следы язычества в русской культуре- 8 ч
Славянские мифы о сотворении мира. Мифологическая картина Русской земли. Мать сыра земля и человек. Былинный образ Русской земли. Илья Муромец и Соловей-разбойник. Народный костюм. Головной убор. Народный костюм. Одежда. Народные праздники. Святки. Масленица.
Деятельность учащихся:
Уметь передавать в композиции характерные черты героев русских былин. Передавать в изображении пейзажа его характерные особенности, описанные в тексте литературного произведения.
Использовать в изображении природы и богатыря их описание в былине.
Уметь представлять в собственной графической работе региональную принадлежность созданного костюма. Создавать несложный орнамент из элементов, заимствованных в природе (цветов, листьев, травы, насекомых, жуков и др.).
Тема 5. Народное декоративно-прикладное искусство- 10 ч.
Этнографический музей. Печные изразцы. Расписывание изразцов. Прядение — вид народного ремесла. Прялка. Кукла как часть народной культуры. Делаем куклу-«закрутку». Ткачество как вид народного искусства. Вышивка. Лоскутное шитьё
Деятельность учащихся:
Передавать с помощью цвета характерные черты народного промысла конкретного региона. Создавать художественный образ игрушки, используя характерную для региона форму, цвета, элементы костюма и украшения. Понимать, что в облике куклы, в её костюме отражены черты конкретного исторического периода. Создавать несложные декоративные композиции для рисунка ткани. Уметь наблюдать и замечать цветовое разнообразие окружающей жизни и природы, её отображение в народном искусстве. Создавать графические цветовые композиции изделий декоративно-прикладного искусства с помощью разнообразных линий и их сочетаний. Отображать в эскизе национальные особенности народного творчества. Самостоятельно составлять рисунок для вышивки крестом. Передавать в работе определённый колорит декоративной композиции.
3. Тематическое планирование
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
Дата проведения |
|
по плану |
фактически |
|||
Глава 1. Человек, природа, культура как единое целое (4 ч) |
||||
1 |
Природа и человек |
1 |
||
2 |
Природа и художник |
1 |
||
3 |
Человек –природа – культура. |
1 |
||
4 |
Пространство и время. Многомерность мира. |
1 |
||
Глава 2. Художественные средства в архитектуре и изобразительном искусстве (7ч) |
||||
5 |
Зодчество |
1 |
||
6 |
Образы старинной архитектуры. |
1 |
||
7 |
Конструктивные особенности архитектуры. |
1 |
||
8 |
Объемные формы в изобразительном искусстве. |
1 |
||
9 |
Штрих в изобразительном искусстве. |
1 |
||
10 |
Рисуем натюрморт (передача объема и светотени в рисунке) |
1 |
||
11 |
Перспектива в открытом пространстве |
1 |
||
Глава 3. Путешествие в мир искусства Древней Греции (5ч) |
||||
12 |
Идем в музей: виртуальное путешествие по залам искусства Древнего мира. |
1 |
||
13 |
Мифы Древней Греции. |
1 |
||
14 |
Скульптура Древней Греции. |
1 |
||
15 |
Рисуем человека по древнегреческим канонам |
1 |
||
16 |
Чернофигурные вазы Древней Греции. |
1 |
||
Глава 4. Былинная Русь и следы язычества в русской культуре (7ч) |
||||
17 |
Славянские мифы о сотворении мира. |
1 |
||
18 |
Мифологическая картина Русской земли. Мать сыра земля и человек. |
1 |
||
19 |
Былинный образ русской земли. |
1 |
||
20 |
Илья Муромец и Соловей-разбойник. |
1 |
||
21 |
Народный костюм. Головной убор. Одежда. |
1 |
||
22 |
Народные праздники. Святки. |
1 |
||
23 |
Масленица |
1 |
||
Глава 5. Народное декоративно-прикладное искусство (11ч) |
||||
24 |
Этнографический музей |
1 |
||
25 |
Печные изразцы |
1 |
||
26 |
Расписывание изразцов. |
1 |
||
27 |
Прядение – вид народного ремесла. |
1 |
||
28 |
Прялка. |
1 |
||
29 |
Кукла как часть народной культуры. |
1 |
||
30 |
Делаем куклу-«закрутку» |
1 |
||
31 |
Ткачество как вид народного искусства. |
1 |
||
32 |
Вышивка. |
1 |
||
33 |
Лоскутное шитье. |
1 |
||
34 |
Великие имена в искусстве. |
1 |
||
35 |
Творческий проект. |
1 |