Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса

7
2
Материал опубликован 12 July 2016 в группе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по изобразительному искусству для 4 класса на 2015-16 уч. год

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями

федерального государственного образовательного стандарта

начального общего образования второго поколения

 

 

Всего: 34 часа

1 час в неделю

Учитель: Купрякова Л. А..

 

 

Пояснительная записка

                 Соответствие Государственному образовательному стандарту

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для 4 класса составлена на основе авторской программы (авторы Т.Я. Шпикалова и др .).

/ Министерство образования и науки Российской Федерации. .Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М., «Просвещение», 2010.

Общая характеристика учебного предмета

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных— живопись, графика, скульптура; конструктивных— архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных про­странственных искусств:

— изобразительная художественная деятельность;

— декоративная художественная деятельность;

— конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цельдуховное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Художественная деятельность школьников на уроках, находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках: изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности— форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция— осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выра­зительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

Место учебного предмета в учебном плане

Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 1 — 4 класса начальной школы.

На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс — 135 ч.

Предмет изучается: в 1 классе — 33 ч в год, во 2—4 классах — 34 ч в год (при 1 ч в неделю).

I – 8 ч., II- 8 ч., III – 9 ч., IY- 8 ч.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Приоритетная цель художественного образования в школе —духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирова­ние у него качеств, отвечающих представлениям об истинной че­ловечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в вос­питании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повсед­невном его бытии, в жизни общества, значение искусства в раз­витии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт.На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

Планируемые результаты освоения программы:

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета

Личностные результаты освоения курса ИЗО:

а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

г) формирование духовных и эстетических потребностей;

д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Предметные результаты:

а) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;

в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;

в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;

г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой. Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс. Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

• Проговаривать последовательность действий на уроке.

• Учиться работать по предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД

• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства: донести свою позицию до собеседника; оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников,уметь выразительно пересказывать содержание текста.

• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса

В результате изучения изобразительного искусства научатся:       

- рисовать цветными карандашами с переходами цвета и передачей формы предметов;

- рисовать простым карандашом, передавать объём предметов с помощью градаций светотени;

- разрабатывать и выполнять композицию на заданную тему;

- да­вать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;

- научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи

России (и своего региона)

- получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстника­ми,

- научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значи­мых явлений жизни и искусства;

организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой, ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой;
   - правильно определять, рисовать, исполнять в материале форму простых и комбинированных предметов, их пропорции, конструкцию, строение, цвет;
    - применять способы смешения акварельных, гуашевых красок для получения разнообразных оттенков в соответствии с передаваемым в рисунке настроением;
 

В результате изучения у обучающихся:

- будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художест­венном творчестве и в общении с искусством;

- начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;

- сформируются основы духовно-нравственных ценностей лич­ности, будет проявляться эмоционально-ценностное отно­шение к миру, художественный вкус;

- появится способность к реализации творческого потенциа­ла в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;

- установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни род­ного края, наполнятся конкретным содержание понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций много­национального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный взгляд на мир;

- будут заложены основы российской гражданской идентич­ности, чувства гордости за свою Родину, появится осозна­ние своей этнической и национальной принадлежности, от­ветственности за общее благополучие.

УМК « Школа России»

Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. Рабочая программа. Предметная линия учебников под ред. Т. Я. Шпикаловой. 1-4 классы / Т. Я. Шпикалова и др. - М.: Просвещение, 2012.

Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. 4 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. - М. : Просвещение, 2013.

Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 4 класс : пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Т. Я. Шпикалова [и др.]. - М. : Просвещение, 2013.

Шпикалова Т. Я. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство». 4 кл -М. : Просвещение, 2014

Н. А. Горяева.Учебник Изобразительное искусство «Искусство вокруг нас» 4 класс, - М., Просвещение, 2013

Т.Я.Шпикалова. Творческая тетрадь Изобразительное искусство 4 класс, - М., Просвещение, 2012

Интернет-источники http: //www.edu.ru (Российское образование. Федеральный портал)

http://www.ug.ru (Учительская газета) , http://www.lessons.irk.ru (Нестандартные уроки)

http://www.intergu.ru (Интернет-государство учителей) , http://www.ed.gov.ru (МО РФ)

 

 

Тематическое планирование по изобразительному искусству 4 класс 34 часа ( 1 раз в неделю)

п/п

Дата по плану

Дата факт.

Тема

Вид контроля

Характеристика деятельности учащихся

Приме

чание

1 четверть

1/1

   

Введение. Пейзаж: пространство, композиционный центр.

текущий контроль

Характеризовать и эстетически оценивать разные виды предметов и материалы из которых они сделаны. Организовать своё рабочее место, пользоваться кистью, акварельными и гуашевыми красками, палитрой.

 

2/2

   

Древо жизни- символ мироздания. Наброски, зарисовки: линия, штрих, пятно, светотень.

самоконтроль

Овладевать композиционными и оформительскими навыками при создании образа

Выполнять зарисовки и наброски деревьев с натуры и по представлению.

 

3/3

   

Мой родной край. Пейзаж.

самоконтроль

Иметь представление о разных жанрах изобразительного искусства. Уметь выполнять рисунок акварелью, гуашью, фломастера.

 

4/4

   

Цветущее дерево- символ жизни. Декоративная композиция.

текущий контроль

Владеть первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, навыками работы графическими материалами. Находить и наблюдать линии в природе. Оценивать результаты освоения темы, проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

 

5/5

   

Птица- символ света, счастья и добра. Декоративная композиция.

самоконтроль

Овладевать первичными навыками работы с гуашью, экспериментировать, исследовать возможности краски. Уметь  выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера бумаги;

 

6/6

   

Конь- символ солнца, плодородия и добра. Декоративная композиция

текущий контроль

Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях

 

7/7

   

Связь поколений в традициях Городца. Городецкие мотивы.

самоконтроль

Уметь выполнять рисунок акварелью, гуашью, фломастерами.

Знать:  отдельные произведения выдающихся художников, основы орнамента

 

8/8

   

Знатна Русская земля мастерами и талантами. Портрет: пропорции лица человека.

самоконтроль

Овладевать первичными навыками работы с гуашью. Соотносить цвет с ассоциациями к нему , экспериментировать, исследовать возможности краски.

 

2 четверть

9/1

   

Вольный ветер- дыхание земли. Пейзаж: линии, штрихи, точки, пятно.

текущий контроль

Понимать простые основы симметрии. Видеть ритмические повторы узоров в природе. Видеть соотношение больших и мелких форм в узоре.

 

10/2

   

Движение- жизни течение. Наброски с натуры.

самоконтроль

Иметь представление о разных жанрах изобразительного искусства.

 

11/3

   

Осенние метаморфозы. Пейзаж: колорит, композиция.

взаимо-

контроль

Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях. Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать свое мнение

 

12/4

   

Родословное дерево- древо жизни. Групповой портрет: пропорции лица человека, композиции.

 

Прогнозировать содержание раздела.

Самостоятельно выбирать сюжет темы, соблюдать пропорции; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов,.

 

13/5

   

Двенадцать братьев друг за другом бродят…Декоративно-сюжетная композиция.

самоконтроль

Учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя; применять основные средства художественной выразительности в рисунке.

 

14/6

   

Год не неделя- двенадцать месяцев впереди.

текущий контроль

Знать:  отдельные произведения выдающихся художников, основы орнамента (символика орнаментальных мотивов, ритмические схемы композиции, связь декора с материалом, формой и назначением вещи)

 

15/7

   

Новогоднее настроение. Колорит: гармоническое сочетание родственных цветов.

самоконтроль

Знать: традиции, праздники своего народа.

Уметь: организовать своё рабочее место, пользоваться кистью, акварельными и гуашевыми красками, палитрой.

 

16/8

   

Твои новогодние поздравления. Проектирование открытки.

самоконтроль

Понимать простые основы симметрии. Видеть ритмические повторы узоров в природе. Видеть соотношение больших и мелких форм в узоре.

 

3 четверть

17/1

   

Зимние фантазии. Наброски и зарисовки.

текущий контроль

Последовательно работать красками над декоративными фигурками орнаментальной полосы (от общего к деталям, от раскраски полоски фигурок к декоративной разделке и украшению фигурок узорами).

 

18/2

   

Зимние картины. Сюжетная композиция.

самоконтроль

Собирать и классифицировать информацию. Оценивать ход и результат работы. Знать приёмы письма красками, пастелью, мелками. Уметь  выполнять эскиз.

 

19/3

   

Ожившие вещи. Натюрморт.

текущий контроль

Знать доступные памятники культуры и искусства в связи с историей и жизнью своего народа Уметь самостоятельно выбирать сюжет темы, соблюдать пропорции; применять основные средства художественной выразительности в рисунке.

 

20/4

   

Выразительность формы предметов. Декоративный натюрморт.

самоконтроль

Повторять и закреплять полученные знания Собирать и классифицировать информацию. Оценивать результат работы.

 

21/5

   

Русское поле. Бородино. Портрет.

 

Анализировать свои действия и управлять ими. Собирать и классифицировать информацию. Оценивать ход и результат работы.

 

22/6

   

«Недаром помнит вся Россия про день Бородина…» Сюжетная композиция.

текущий контроль

Анализировать свои действия и управлять ими. Собирать и классифицировать информацию. Оценивать ход и результат работы.

 

23/7

   

Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома.

самоконтроль

Уметь самостоятельно компоновать сюжетный рисунок; передавать в тематических рисунках пространственные отношения; правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски;

 

24/8

   

Народная расписная картинка-лубок. Декоративная композиция.

самоконтроль

Иметь представление о разных жанрах изобразительного искусства. Оценивать результаты освоения темы, проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

 
 

25/9

   

Народная расписная картинка- лубок. Декоративная композиция.

текущий контроль

Знать доступные памятники культуры и искусства в связи с историей и жизнью своего народа. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях. Работать в паре.

 

26/10

   

Вода- живительная стихия. Проект экологического плаката.

самоконтроль

Оценивать результаты освоения темы, проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

 

4 четверть

27/1

   

Повернись к мирозданию. Проект экологического плаката.

самоконтроль

Прогнозировать содержание раздела.

Знать понятие пейзаж холодные цвета; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства; использовать художественные материалы.

 

28/2

   

Русский мотив. Пейзаж: композиция, колорит, пространство.

текущий контроль

Рисовать кистью без предварительного рисунка элементами повтора по мотивам цветочной композиции павловских узоров, придерживаться последовательности исполнения росписи,.

 

29/3

   

Русский мотив. Пейзаж, цветовая гамма, пространство.

самоконтроль

Знать  доступные сведения о истории своего народа, понятие декоративно-прикладное искусство. Видеть декоративную красоту фактурных поверхностей в природных узорах. Видеть ритмические соотношения пятна и линии в узоре.

 

30/4

   

Всенародный праздник- День Победы.

текущий опрос

Делать зарисовки, участвовать в создании коллективной работы. Владеть навыками коллективной творческой работы.

 

31/5

   

«Медаль за бой, за труд из одного металла льют»

 

Знать  основы символики, доступные сведения о гербах городов Золотого кольца России. Уметь правильно определять, рисовать, использовать конструкцию, строение, цвет.

 

32/6

   

Орнаментальный образ в веках

самоконтроль

Знать: понятие орнамент, отдельные произведения выдающихся художников, основы орнамента(символика орнаментальных мотивов, ритмические схемы композиции, связь декора с материалом, формой и назначением вещи

 

33/7

   

Орнамент народов мира

текущий контроль

Знать: понятие орнамент, отдельные произведения выдающихся художников, основы орнамента(символика орнаментальных мотивов, ритмические схемы композиции, связь декора с материалом, формой и назначением вещи

 

34/8

   

Орнаментальный образ в веках. Искусство объединяет народы

самоконтроль

Знать: понятие орнамент, отдельные произведения выдающихся художников, основы орнамента(символика орнаментальных мотивов, ритмические схемы композиции, связь декора с материалом, формой и назначением вещи

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ  ИСКУССТВО, 4 КЛАСС

ОСНОВЫ  ХУДОЖЕСТВЕННОГО  ИЗОБРАЖЕНИЯ

      Развитие эмоционально-эстетического восприятия произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, отражающих единство и многообразие мира, сходство мотивов, сюжетов, приемов художественной обработки материалов в искусстве России и других народов мира.
      Формирование эстетических представлений и художественных умений в работе:
      с цветом как основным выразительным средством живописи. Возможности цвета в передаче своеобразия природы (цветов, плодов, ландшафтов) в разных местах Земли. Продолжение знакомства с приемами работы акварелью, гуашью, тушью, фломастерами. Возможности нюансных и контрастных цветовых сочетаний в создании определенного эмоционального настроя в живописных и декоративных композициях. Продолжение знакомства с использованием теплых и холодных цветов (в тени и на свету) для передачи освещенности предметов, пространства. Приемы работы раздельным удлиненным мазком (по форме, в разных направлениях, мазки плоские и заостренные). Экспериментирование с цветом: тональная и цветовая гармония при передаче многоцветности, освещения, объема предметов, плавное и ступенчатое растяжение цвета по сухой и сырой бумаге;
      с графическими средствами выразительности. Роль линии в различных видах изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура). Черно-белые и цветные силуэты. Способы получения силуэтных изображений (заливка контура тоном, цветом; штамп, трафарет, набойка и т. д.). Передача объема с помощью света и тени. Отражение в рисунке характерных особенностей формы (округлость, плоскостность, удлиненность, наклон и т. д.); передача пропорций частей и целого в изображении предметов комбинированной формы. Передача глубины пространства на плоскости картины с элементами линейной и воздушной перспективы (горизонт, уровень зрения, изменение тона по мере удаления предметов от зрителя);
      по составлению станковой композиции (на примерах натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетно-тематической композиции). Продолжение знакомства со средствами композиции: зрительный центр, статика, динамика, ритм, равновесие;
      по составлению декоративной композиции (декоративный натюрморт, сюжетно-тематическая, орнаментальная, абстрактная композиция). Средства декоративной композиции. Приемы декоративного обобщения природных форм и предметов: выделение главных признаков, упрощение или усложнение второстепенных деталей, укрупнение, уменьшение деталей, условность цвета, условное размещение элементов композиции, условное размещение на плоскости, силуэт, ритм, симметрия и асимметрия, условность форм.
      Опыт художественно-творческой деятельности:
      изображение объектов природы по памяти и представлению живописными, графическими и декоративными средствами: («Земля одна, а цветы на ней разные», «Сиреневые перезвоны»), объектов архитектуры («Чьи терема ушли под небеса...»), пейзажа («Живописные просторы Родины», «Как красивы русские зимы»). Отражение своеобразия природы своего края. Передача ближних и дальних планов с помощью темных и светлых оттенков, изменения насыщенности цвета; передача цветовой гаммы морского пейзажа («Глубокая вода не мутится»);
      изображение натюрморта с натуры, по памяти и представлению. Выполнение зарисовок отдельных предметов (цветов, овощей, фруктов, новогодних игрушек, гирлянд). Рисование натюрморта с использованием сближенной или контрастной цветовой гаммы («Каждый художник урожай своей земли хвалит»). Отражение местного разнообразия форм плодов, цветовой окраски. Передача цветовых различий тени и света, колорита, соответствующего искусственному освещению («Каждая изба удивительных вещей полна»);
      изображение человека, птиц, животных. Выполнение акварельных набросков и зарисовок птиц по сырой бумаге. Передача красоты оперения, движения («Каждая птица своим пером красуется»). Создание портретного женского образа («Дорогие, любимые, родные») с отражением в рисунке пропорций, выражения лица, прически, костюма; образа воина на поле битвы («Чужой земли не хотим, а своей не отдадим»), создание карнавальной маски с передачей в ней образа матушки-зимы;
      составление сюжетно-тематических и декоративных композиций. Выполнение композиций на темы сказок («То ли терем, то ли царев дворец», «Ни в сказке сказать, ни пером описать...», «Мои любимые герои из сказки»), новогоднего карнавала («Зима за морозы, а мы за праздники»). Передача в композиции праздничных или сказочных (народных) костюмов ритма, величавости в движениях фигур человека, смысловой связи между ними. Создание эскиза композиции «Широкая Масленица» с последующим выполнением ее в материале на уроках труда в технике обрывной мозаики. Выполнение композиции «Салют Победы» с передачей радости, торжества победного дня. Применение разнообразных приемов изображения цветом праздничного салюта.

ОСНОВЫ  НАРОДНОГО
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО  ИСКУССТВА

      Развитие эмоционально-эстетического восприятия произведений народного декоративно-прикладного искусства, отражающих общность представлений разных народов России и мира о красоте природы, человека, предметного окружения. Сходство и национально-региональные различия художественно-образного языка традиционного зодчества, керамики, подносов, игрушки, одежды.
      Формирование представлений о символике народного орнамента. Искусство орнамента в украшении жилища русского крестьянина. Образы-символы неба, солнца, воды, земли, птиц, животных. Особенности орнамента деревянной резьбы (в декоре избы), жостовского подноса (каймы и центральной части), гжельской керамики, павловских шалей, лоскутного шитья, вышивки в русском костюме. Ритмические схемы построения орнамента: ярусное расположение орнаментальных мотивов (в японском искусстве воздушных змеев), кайма, зеркально-симметричный, сетчатый орнамент; характер элементов (геометрический, растительный и зооморфный).
      Опыт художественно-творческой деятельности:
      ознакомление с русской деревянной и каменной архитектурой. Символика орнаментов в декоре крестьянского дома Русского Севера: повтор традиционной схемы узоров фасада (причелины, полотенце, наличники). Выполнение импровизаций по мотивам деревянного зодчества («Двор, что город, изба, что терем»), создание красоты образа древнего города («Город чудный...»), могущества крепостей-монастырей («Россия державная»). Отражение в рисунках регионального своеобразия памятников архитектуры;
      ознакомление с белгородской резной игрушкой. Сравнительные особенности игрушек из дерева — токарной, топорно-щепной, резной. Своеобразие, пластичность форм белгородской игрушки, специфика приемов резьбы. Отражение в забавном образе игрушки представлений о семейном ладе, труде и разных профессиях, любви к природе, уважения к воинству. Выполнение зарисовок (повтор, вариации) белгородских игрушек, составление эскиза собственной игрушки с последующим конструированием (имитация на основе импровизаций) на уроках труда;
      ознакомление с искусством жостовских подносов. Своеобразие форм подносов, мотивов и приемов росписи (послойное кистевое письмо). Упражнения по освоению этапов росписи (замалевка, тенежка, бликовка, чертежка) на основе повтора и вариаций. Разновидности композиции (букет, ветка с угла, венок и т. д.). Создание цветочного узора (импровизация) на поверхности силуэта подноса («В жостовском подносе все цветы России») с последующим его конструированием (имитация) на уроках труда и росписью;
      ознакомление с искусством гжельской майолики. Своеобразие форм и росписи майоликовых сосудов. Цветовая гамма (охристый, коричневый, желтый, зеленый, малиновый цвета), мотивы росписи (растительные, архитектурные, зооморфные). Приемы кистевого письма, использование приема плавного растяжения цвета (экспериментирование с акварелью). Выполнение упражнений по освоению приемов гжельской росписи (повтор, вариации). Самостоятельное составление узора (импровизация) для росписи майоликовой тарелки («Родные края в росписи гжельской майолики»);
      ознакомление с народным костюмом народов России (Сибири) и мира (Финляндии, Латвии). Знакомство с традиционной зимней одеждой народа саами (лопари, лапландцы), нахождение общего в одежде из меха у разных народов мира. Связь мотивов орнаментального украшения одежды (из меха, бисера) с окружающей природой. Мотивы орнамента вязаных вещей (варежки, перчатки). Композиционные схемы сетчатых орнаментов. Создание эскиза украшения из бисера (импровизация);
      продолжение знакомства с русским народным костюмом. Выявление общего и различного в северном и южном костюмном комплексе, регионального своеобразия в костюме разных регионов России («В каждом посаде в своем наряде»). Упражнения на освоение орнаментальных мотивов русской вышивки. Рисование отгадок на загадки о русском народном костюме;
      знакомство с особенностями театрального исторического костюма — княжеские, царские одежды, костюм русских дружинников. Создание эскиза театрального костюма для постановки сказки, былины или спектакля на историческую тему («Жизнь костюма в театре»);
      ознакомление с искусством павловских шалей. Плат — головной убор в костюме русской крестьянки. Зарубежные истоки русских шалей. Творческое освоение орнаментального строя заграничных шалей русскими мастерами. Отражение в цветочных узорах на платках многоцветия родной земли (роза, шиповник, незабудки, ромашки и т. д.). Восточные мотивы — «огурец», «перец», «опахало». Цветовая гамма (контрастная, нюансная; с включением основного цвета, светлого и темного оттенков). Упражнения по рисованию цветов по мотивам узоров павловских платков. Композиционные схемы ритмического строя узоров для шали. Создание варианта орнаментальной композиции для украшения платка;
      ознакомление с искусством лоскутного шитья. Особенности композиции, характер орнаментальных мотивов (геометрические — квадрат, треугольник, прямоугольник). Модуль лоскутного шитья — квадрат — символ дома. Композиционные схемы узоров лоскутных ковриков: «изба» или «колодец», «елочки», «мельница», «грядки». Цветовая гамма в лоскутном шитье (монохромная — со ступенчатым растяжением цвета от темного к светлому и от светлого к темному; контрастная — с подбором лоскутков контрастных оттенков). Создание эскиза орнамента для лоскутного коврика («То дорого, что доброго мастерства») с дальнейшим исполнением в материале на уроках художественного труда.

Комментарии

Спасибо за материал.

16 July 2016

Спасибо, пользуйтесь!

16 July 2016