12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Охрименко Сергей Владимирович107
Чтобы воспитывать другого, мы должны воспитать прежде всего себя. Николай Васильевич Гоголь
Россия, Ленинградская обл., Сосновый Бор

Приложение к ООП ООО (ФГОС ООО)

                                                                              Приказ от _________№______ - ОД

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Курса внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
5-9 классы (ОВЗ)


 

 

г. Сосновый Бор

2018 г

 

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5-9 классов составлена в соответствии с федеральным образовательным стандартом основного общего образования на основе требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и с учетом примерной программы «Основы духовно-нравственной культуры народов России: для 5-9 классов для обучающихся в классах ОВЗ для детей с ЗПР. 

Программа разработана на основе примерной программы курса к учебнику А.Н. Сахарова, К.А. Кочегарова «Основы религиозных культур народов России. Основы религиозных культур народов России», 5 класс, М. Русское слово, 2012 г.

Нормативные документы, на основании которых разработана рабочая программа:

Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (ред. от 07 мая 2013 года) «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010№ 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 г. № 1577 «О внесении изменений федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного общего, среднего общего образования»

Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 января 2016 г. №38, от 26 января 2017г №15, от 5 июля 2017 г. № 629 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253».

Основная общеобразовательная программа основного общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4»

Учебный план МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» на 2018-2019 учебный год


 

Цели:

воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;

воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;

знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;

понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;

формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.

Курс «Основы религиозных культур» является одним из модулей в рамках предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являющаяся методологической основой разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, определяет систему базовых национальных ценностей, к которым относятся религиозные традиции многонационального народа Российской Федерации.

Курс выступает в качестве связующего звена всего учебно-воспитательного процесса, обобщая знания о религиозных культурах России, полученные в начальной школе. В курсе четко проводится мысль о необходимости уважения к собственной культуре и традициям, необходимости понять и принять морально-нравственные ценности, веками составлявшие духовную основу российской цивилизации. Подобный подход способствует формированию таких личностных универсальных учебных действий, как основы гражданской идентичности, основы социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание), а также реализации соответствующих личностных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Содержание курса соответствует возрастным особенностям учащихся. Объемы учебного материала не превышают максимальное количество часов, выделенное на изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5-9 классах.

Общая характеристика учебного предмета «Основы духовно- нравственной культуры народов России».

Учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» носит интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание и развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию. Учебный курс разбивается на следующие основные разделы:

1. Формирование понятия «культура», ознакомление с ролью и значением российской культуры в мировом сообществе (раздел «В мире культуры»).

2. Характеристика общечеловеческих ценностей, их представленность в повседневной жизни народа и особое значение в важные периоды истории страны (разделы «Нравственные ценности российского народа», «Как сохранить духовные ценности», «Твой духовный мир»). Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является частью учебно-воспитательного процесса и тесно связан с содержанием других предметных областей, прежде всего «Обществознания», «Литературы», «Истории», «Изобразительного искусства».

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и конфессионального состава российского общества.

В соответствии со Стандартом на ступени основного общего образования осуществляется дальнейшее формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; духовно-нравственное развитие и воспитание, предусматривающее принятие учащимися моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление духовного здоровья обучающихся.

Среди личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования на первом месте находится «формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества».

В связи с необходимостью реализации очерченных Стандартом целей, задач и основного содержания начального образования в него включена специальная обязательная предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Системность в содержании и методическом наполнении курсов обеспечивается за счет:

• общих принципов структурирования материала, когда в основе структуры лежит тема;

• общей фундаментальной морально-нравственной и методологической основы, раскрывающей универсальные нравственные принципы различными средствами;

• общей методической и дидактической направленности.

Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения предмета ОДНКНР

Предметные результаты – овладение целостными представлениями о том, как складывалась культура общества и каким должен быть человек, чтобы о нем говорили «культурный, духовно богатый», понимание того, что необходимо уважать других людей, терпимо относиться к их культуре и вероисповеданию;

-овладение представлениями о том, какую роль играет семья в жизни человека, что семейные ценности являются неотъемлемой частью духовно-нравственной культуры общества, и о том, какой вклад в духовное величие российской культуры внесли традиционные религии разных народов;

- умение различать основные религии народов России, описывать памятников культуры, используя основные и дополнительные источники информации.

Метапредметные результаты - способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения предмета, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;

- готовность формулировать и высказывать собственное мнение, аргументировать свою точку зрения, выслушивать и обсуждать различные взгляды и оценки, вести конструктивный диалог; работать в коллективе;

- умение проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы;

- способность решать творческие и проблемные задачи, развивать логическое мышление;

- развивать речь; культуру поведения, ответственное отношение к своим поступкам.

Личностные результаты – становление внутренней установки личности обучающихся на то, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу или религиозной конфессии, а его нравственными качествами и поступками;

-воспитание любви к Родине, уважение к народам, населяющим ее, их культуре и традициям. бережное отношение к своей родной культуре

Содержание и примерное тематическое планирование учебного предмета ОДНКНР 5 класс

Раздел 1. Россия-наша Родина

1. Человек – творец и носитель культуры.

2.Россия - наша Родина.

3. Возникновение религий. Религии мира и их основатели.

4. Культура и религия.

5.Милосердие забота о слабых взаимопомощь.

6. Священные книги религий мира

7. Хранители предания в религиях мира.

8. Добро и зло. Понятие греха раскаяния и воздаяния.

9. Человек в религиозных традициях мира.

10. Священные сооружения.

Раздел 2. Труд-всему голова

11. Люди труда. В труде – красота человека.

12. Искусство в религиозной культуре.

13 Семья.

14. Что такое духовные традиции народов.

15. Культурные и религиозные традиции народов России.

16. Многонациональный народ России и его культурные и религиозные традиции.

Раздел 3. Духовная культура общества

17. Вклад жителей в развитие культурных ценностей. Художники. Музыканты. Композиторы. Скульпторы. и т.д.

18. Роль религии в развитии культуры.

19. Культура христианства, ислама, буддизма и иудаизма.

20. Повторительный урок .

21 История религий в России.

22. Забота государства о духовной культуре и ее развитии.

23. Театры, музеи и другие учреждения и их роль в сохранении духовной культуры.

24. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды

25. Памятники духовной культуры Ленинградской области.

26. Долг каждого человека – сохранение культурного наследия своей страны и малой Родины.

27. Хранить память предков.

28. Праздники и календари.

29. Что составляет твой духовный мир.

30. Культура поведения современного человека.

31. Любовь и уважение к Отечеству.

32. Твоя культура поведения.

33. Что такое совесть. Ответственность человека перед родителями, семьей, обществом, государством.

34. Итоговый или повторительный урок по разделу

Содержание и примерное поурочное тематическое планирование

в 6-х классах

Раздел 1. Духовный мир древних жителей нашей страны

1. Первобытный человек – каким он был? Как он отражал время, пространство и движение?

2. Как относился первобытный человек к самому себе?

3. Внутренний мир первобытного человека, его духовность.

4. Восточные славяне в древности и виды их деятельности. Культура земледелие, скотоводство, охота, рыболовство и собирательство.

5. Жители нашего края в древности. Их занятия, взаимоотношения и стремления.

6. Памятники первобытности и их значение для понимания духовного мира первобытных людей.

8. Православие в России.

9. Итоговый или повторительный урок по разделу.

Раздел 2. Люди нашей страны в IX– XII веках, в эпоху раннего феодального государства

10. Человек эпохи перехода от первобытности к феодальным отношениям. Его духовный мир.

11. Образование государства Русь и его влияние на духовное развитие людей.

12. Крещение Руси как историческая необходимость и условие перехода от первобытности к феодальным отношениям.

13. Значение крещения Руси для духовного развития населения.

14. Князь Владимир Святославович и его роль в развитии духовности Киевской Руси.

15. Возникновение и развитие городов и их значение для духовного развития людей.

16. Литература и искусство древней Руси и их влияние на духовность людей.

17. Жители ленинградской области IX-XII веках, их быт, деятельность.

18. Хозяйство, быт, культура и религия славян в IX-XII веках.

19. Сказки, предания и мифы о древних славянах их значение для понимания роли и места человека, жившего в IX-XII веках.

20. Распространение ислама в нашей стране.

21. Итоговый или повторительный урок по разделу.

Раздел 3. Люди нашей страны и региона в XIII-XV веках

22.Образование самостоятельных русских земель и их значение для развития самосознания и духовности людей. Люди в условиях феодальной раздробленности.

23. Монгольское нашествие и Золотоордынское иго и борьба населения страны в условиях гнета. Развитие самосознания у людей.

24. Православие при царях и императорах.

25. Русская православная церковь и ее роль в развитии духовности в обществе в XIII-XV веках.

27. Литература и искусство, их влияние на развитие духовного мира населения страны.

28. Духовный мир человека периода XIII-XV веков.

29.Появление ислама на территории России.

30. Сказки, мифы и фольклор о жизни и деятельности людей XIII-XV веков.

31. Источники и литературы и живописи нашего края

XIII-XV веках.

32. Словарь терминов, связанных с духовностью и культурой людей, проживавших в нашей стране в древности и в начале средних веков.

33. Священные сооружения

34. Итоговое занятие за учебный год.

Содержание и примерное поурочное тематическое планирование

в 7-х классах

Раздел 1. Духовность народов в эпоху создания и развития Московского царства

1. Значение объединения Русских земель вокруг Москвы для развития духовности и самосознания населения.

2. Русская православная церковь в XVI веке. Ее роль в объединении русских земель и укреплении духовности народа.

3. Историческое значение добровольного и поэтапного вхождения различных племен и народов состав Русского государства ..

4. Многовековая дружба между русскими народами.

5.Православие и традиционные ценности.

6. Внутренний мир духовность человека в 16 веке

7. Архитектурные ценности 16 века в России.

8. Русская культура, живопись, архитектура и литература в XVI веке. Начало книгопечатания в России.

9. Наука и техника в XVI веке. Московский Кремль.

10. Основание городов социально экономическое . политическое военное и духовное значение. 11Повторительный урок по разделу.

12. Итоговый или повторительный урок по разделу.

Раздел 2. Культура России в XVII-XVIII веках

1. Смута - как сложный и противоречивый период в истории страны. Ее влияние на духовную сферу.

2. Династические, социальные, международные, экономические и другие причины смуты. Влияние смуты на внутренний мир человека.

3. Причины и условия возникновения восстания под предводительством Ивана Болотникова. Понятие «гулящие люди».

4. Рост самосознания людей. Борьба против внешней экспансии. К. Минин и Д. Пожарский – народные вожди.

5. Сторожевая служба башкир, ее значение для роста менталитета народа.

6. Роль царя Михаила Федоровича Романова и патриарха Филарета в укреплении государственности и духовного единства народов. Шаги к абсолютизму.

7. Народные восстания и их причины.

8.Общественный строй и церковная организация на Руси.

9. Почему современники назвали XVII век «бунташным»?

10. Восстание Степана Разина, его причины и последствия, влияние на сознание людей.

11. Быт и нравы допетровской России. Расширение культурных связей. Славяно-греко-латинская академия.

12. Новые жанры в литературе и зодчестве. Московское барокко в XVII веке.

13. Освоение Сибири и Дальнего Востока, изменение пространственных взглядов людей и открытие новых возможностей для всестороннего развития.

Раздел 3. Духовное развитие страны в эпоху Петра Великого. Российский народ в XVIII веке

1. Реформы Петра I и их роль в развитии населения страны.

2. Северная война и ее значение для укрепления государственности и духовного единства народа.

3. Участие народов России в Северной войне.

4. Феодальные отношения в XVIII веке. Их причины и значение.

5. Просвещенный абсолютизм – «золотой век» русского дворянства.

6. Социальное движение на Южном Урале. Е.И. Пугачев.

7. Пушкин А.С. - «Русский бунт, бессмысленный и беспощадный…».

8.Культурное пространство Европы и культура Руси.

9. Культура в XVIII веке. Устное народное творчество.

10. Итоговый урок за учебный год.

Содержание и примерное поурочное тематическое планирование

в 8-х классах

Раздел 1.Народы России первой четверти XIX века

1. Внутренняя политика Александра I. Указ о вольных хлебопашцах. Попытки реформ и их значение для населения страны.

2. Либерализм, незавершенность реформ, самодержавная власть и их влияние на активность масс.

3. Человек XIXвека – каким он был? Его внутренний мир и духовные ценности.

4. Социально-экономическое и духовное положение населения России в начале XIX века.

5. Массовый героизм во время Отечественной войны 1812 года как духовное состояние населения страны и фактор Победы России над Францией.

6. Великие имена Кутузов М.И., Багратион П.И., Барклай Д’Толли, Давыдов Д.И., и др. Их роль в формировании патриотизма в обществе.

7. Победа в Отечественной войне 1812 года.

8. Бородинское сражение как исторический феномен. Его значение для формирования у населения гордости за исторические прошлые страны.

9. Участие полков заграничных походах в 1813-1814 гг. Русские казаки, представители других национальностей края в заграничных походах России. Их мужество и героизм.

10.Состав населения края в первой четверти XIX века.

11.Декабристы и их подвиг во имя народа. Историко-культурная и духовная оценка их выступления.

12. Итоговый или повторительный урок по разделу.

Раздел 2. Россия в 1825-1855 гг

1. Внутренняя политика Николая I и ее влияние на духовный мир человека. Обстановка в стране.

2. Промышленный переворот и его влияние на общее развитие людей.

3. Население страны в первой половине XIX века. Его численность, состав, территория расселения, религия.

4. Общая характеристика национальной политики правительства страны.

5. Влияние национальной политики Николая I на социально-экономическое и духовное положение народов России.

6. Основные положения теории официальной народности. Либеральные и революционные движения в стране и их влияние на население страны.

7. Университеты – центры образования и духовности. Достижения в области культуры. Вклад народов России в мировую культуру.

8. Учебные заведения , просвещение и печать в первую половину XIX века.

9. Литературные течения: классицизм, сентиментализм, романтизм и реализм и их влияние на духовный мир человека.

10. Поэзия, музыка и фольклор в первой половине XIX века.

11. Социально-бытовые условия населения. российская элита, чиновничество и их роль.

Раздел 3. Российской народ в ходе и после реформ

1. Манифест от 19.02.1861 г. «Об освобождении крестьян» как историческая и социальная необходимость.

2. Социальное расслоение , развитие хозяйственного комплекса и их влияние на развитие человека.

3. Развитие общественного движения

4. Российская империя после реформ. Причина смены политического курса и его влияние на духовную сферу.

5. Распространение марксизма в России

6. Особенности развития России во второй половине 19 века.

7. Развитие промышленности и его влияние на состав, и уровень развития населения.

8. Основные показатели первой Всероссийской переписи населения. Ленинградская область как многонациональный регион России. Национальное движение в регионе.

9. Развитие науки, техники, архитектуры, живописи и географии. Рассвет русской литературы в стране.

10. Просвещение, литература и театральное искусство .

11. Итоговый или повторительный урок по разделу.

Содержание и примерное поурочное тематическое планирование

в 9-х классах

Раздел 1. На пороге нового века: динамика и противоречия социального, экономического, политического и духовного развития общества

1. Российское общество в условиях модернизации. Формирование политических партий и общественных движений. Рост самосознания и активности людей.

2. Революции в России, их причины, роль и значение. Влияние революционных ситуаций на человека.

3. Рабочие, сельхоз работники и интеллигенция, их позиции и социальная активность.

4. Первая мировая война и ее причины и влияние на социальное, психологическое и моральное состояние людей.

5. Человек на войне. Отражение событий глазами современника - участника событий.

6. Гражданская война и поляризация в обществе. Влияние ее на внутренний мир человека.

Раздел 2. Духовный мир людей – строителей социализма в СССР

1. Индустриализация как необходимость развития страны. Внутренние переживания, энтузиазм, стремления и ожидания людей от быстро меняющихся изменений.

2. Индустриализация и ее влияние на духовный мир людей.

3. Коллективизация сельского хозяйства как феномен и перелом в сознании людей. Положительные и отрицательные ее стороны. Особенности коллективизации сельского хозяйства .

4. Духовный мир людей – строителей социализма. Их энтузиазм и одержимость.

5. Человек в условиях культурной революции. Влияние строительства школ, культурных учреждений, библиотек, книгоиздания на сознание людей.

6. Культурная революция в и ее особенности.

Раздел 3. Советский народ в годы Великой Отечественной войны

1. Человек в годы Великой Отечественной войны. Каким он был?

2. Единство и сплоченность советских людей в годы Великой Отечественной войны как фактор победы над фашизмом и милитаризмом.

3. Фашизм как коричневая чума. Сравнительный анализ потерь в войне.

4. Политический плакат Таидзе «Родина Мать зовет», его значение и духовная сила.

5. Вклад Ленинградской области в общую победу как основание гордости за исторические прошлые.

6. Примеры подвигов, мужества, героизма, самоотверженности как проявление высокой культуры и духовности человека на войне. Александр Матросов и его бессмертный подвиг.

7. Героические боевые действия на фронтах.

8. Труженики тыла и их подвиги в годы Великой Отечественной войны.

Раздел 4. Население страны в послевоенные годы

1. Победа в войне как феномен. Ее значение и необходимость.

2. Новые надежды и перспективы, энтузиазм в борьбе за восстановление разрушенного народного хозяйства. Трудовой подвиг народа.

3. Человек послевоенного времени, его внутренний мир.

Раздел 5. Россия на рубеже веков

1. Россия сегодня. Новые надежды и чаяния людей. Борьба на сохранение суверенитета России как объединяющая людей идея.

2. Современная литература и искусство, система образования и их влияние на человека.

3. Интернет и другие современные средства массовой информации, их роль в области влияния на духовный мир человека.

4. Сохранение историко-культурного наследия как условие развития общества и человека.

5. Патриотизм как важнейшее качество российского человека.

6. Человек XXI века – какой он? Его духовный мир.

7. Сосновый Бор – моя малая родина.

8. Россия как государство, Евразийское пространство и локальная цивилизация.

9. Роль и место России в мире, ее духовный вклад в развитие человечества.

10. Роль и место Российской Федерации на мировой арене.

11. Итоговый урок по курсу.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.