Рабочая программа по курсу «Информатика и ИКТ» для 8–9 класса

0
0
Материал опубликован 10 February 2016

Рабочая программа по курсу «Информатика и ИКТ» для 8-9 класса

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике для 8-9 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004г №1089), примерной программы по информатике.

Изучение информатики и ИКТ в 8–9 классах направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);

организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результанты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дельнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Необходимо решить следующие задачи:

систематизировать подходы к изучению предмета;

сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;

научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;

показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;

сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.

Для организации проверки, учета и контроля знаний учащихся по предмету предусмотрена промежуточная аттестация в виде рубежной и завершающей, а также итоговая аттестация.

Формы рубежной и завершающей аттестации: устный ответ с использованием иллюстративного материала, итоговые контрольные работы по следующим темам: «Информация», «Системы счисления», «Аппаратная часть компьютера», «Создание и обработка текстовых документов на компьютере. Текстовый процессор», «Компьютерная графика»; письменный ответ по индивидуальным карточкам-заданиям, тестирование, индивидуальные работы учащихся (защита проектов).

Итоговая аттестация в конце учебного года у учащихся проводится в форме: итогового тестирования; разработки, создания и защиты проекта.

 

Общая характеристика учебного предмета.

Для изучения информатики (информатика и ИКТ) используется УМК:

Учебник «Информатика» для 8 класса. Авторы:Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.

Учебник «Информатика» для 9 класса. Авторы:Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.

Учебники обеспечивают возможность разноуровневого изучения теоретического содержания наиболее важных и динамично развивающихся разделов курса. В каждой книге, помимо основной части, содержащей материал для обязательного изучения, имеются дополнения к отдельным главам под заголовком «Дополнение к главе…»

Большое внимание в содержании учебников уделяется обеспечению важнейшего дидактического принципа – принципа системности. Его реализация обеспечивается в оформлении учебника в целом, где использован систематизирующий видеоряд, иллюстрирующий процесс изучения предмета как путешествие по «Океану Информатики» с посещением расположенных в нем «материков» и «островов» (тематические разделы предмета).

В методической структуре учебника большое значение придается выделению основных знаний и умений, которые должны приобрести учащиеся. В конце каждой главы присутствует логическая схема основных понятий изученной темы, раздел «Коротко о главном»; глоссарий курса в конце книги. Присутствующие в конце каждого параграфа вопросы и задания нацелены на закрепление изученного материала. Многие вопросы (задания) инициируют коллективные обсуждения материала, дискуссии, проявление самостоятельности мышления учащихся.

Важной составляющей УМК является комплект цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), размещенный на портале Единой коллекции ЦОР. Комплект включает в себя: демонстрационные материалы по теоретическому содержанию, раздаточные материалы для домашних и практических работ, контрольные материалы (тесты, интерактивный задачник); интерактивный справочник по ИКТ; исполнителей алгоритмов, модели, тренажеры и пр.

 

Описание места учебного предмета в учебном плане.

В соответствии с учебным планом школы на 2015-2016 учебный год для изучения курса «Информатика и ИКТ» в 8-9 классе выделено всего 102часа (8класс – 1 час в неделю, 9 класс – 2часа в неделю).

 

Результаты освоения «Информатика и ИКТ».

В результате освоения курса «Информатики (Информатики и ИКТ)» в 8 классе учащиеся должны знать/уметь/понимать:

Знать основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;

Знать принципы измерения и кодирования информации;

Знать принципиальное устройство персонального компьютера, назначение и характеристики его устройств;

Знать меры по защите личной информации в персональном компьютере;

Знать основные принципы создания текстовых и графических проектов;

Знать назначение и функции операционных систем;

Знать интерфейс изученных офисных приложений;

Знать приемы организации и самоорганизации работы при создании проекта.

оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;

распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;

работать с файловой структурой OC Windows и AltLinux, работать с основными, встроенными в неё приложениями;

воспроизводить с помощью компьютера мультимедийные данные (видео, графику, звуки);

находить информацию из различных источников, систематизировать и представлять необходимую информацию в требуемой форме для решения учебной задачи;

иллюстрировать учебные работы с использованием различных средств ИКТ;

создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;

соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;

ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;

автоматизации коммуникационной деятельности;

соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;

эффективной организации индивидуального информационного пространства.

В результате освоения курса «Информатики (Информатики и ИКТ)» в 9 классе учащиеся должны знать/уметь/понимать:

сущность понятия «информация», её основные виды:

виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком;

единицы измерения количества и скорости передачи информации;

программный принцип работы компьютера:

основные виды программного обеспечения компьютера и их назначение;

назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

назначение и принципы работы компьютерных сетей;

основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

программный принцип работы компьютера;

назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий:

назначение и виды моделей, описывающих объекты и процессы;

области применения моделирования объектов и процессов;

использовать возможности локальной и глобальной сети для обмена информацией и доступа к периферийным устройствам и информационным банкам;

представлять числа в различных системах счисления;

выполнять и строить простые алгоритмы;

использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации, скорость передачи информации;

создавать информационные объекты, в том числе:

  • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
  • создавать и использовать различные формы представления информации: формулы графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
  • создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
  • создавать записи в базе данных;
  • создавать презентации на основе шаблонов;
  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой);
  • следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

 

Содержание учебного предмета.

8 класс

1. Человек и информация (4 ч.)

Введение в предмет информатики. Роль информации в жизни людей.

Информация. Информационные объекты различных видов.

Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.

Роль информации в жизни людей.

Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации.

 

2. Первое знакомство с компьютером (6 ч.)

Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память).

Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.

Программный принцип работы компьютера.

Программное обеспечение, его структура.

Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.

Данные и программы. Файлы и файловая система.

Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).

 

3. Обработка текстовой информации (10 ч.)

Кодирование текстовой информации.

Структура текстового документа. Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов).

Размеры страницы, величина полей. Проверка правописания.

Параметры шрифта, параметры абзаца.

Включение в текстовый документ списков, таблиц и графических объектов.

Компьютерные словари и системы перевода текстов.

 

4. Технология обработки графической информации (5 ч.)

Области применения компьютерной графики.

Аппаратные компоненты видеосистемы компьютера.

Кодирование изображения.

Растровая и векторная графика.

Интерфейс графических редакторов.

Форматы графических файлов.

 

5. Технология мультимедиа (5 ч.)

Что такое мультмедиа. Звуки и видеоизображения.

Технические средства мультимедиа.

Компьютерные презентации.

Дизайн презентации и макеты слайдов.

Повторение (4ч)

Решение задач по теме "Измерение информации"

Повторение темы "Обработка текстовой информации"

Повторение темы "Обработка графической информации"

Повторение темы "Технология мультимедиа"

 

9 класс

Повторение (3 ч.)

Передача информации в компьютерных сетях (11 ч.)

Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.

Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет. WWW – Всемирная паутина. Поисковые системы Интернета. Архивирование и разархивирование файлов.

Информационное моделирование (5 ч.)

Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.

Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.

Хранение и обработка информации в базах данных (11 ч.)

Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.

Проектирование и создание однотабличной БД.

Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.

Табличные вычисления на компьютере (11 ч.)

Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.

Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.

Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.

Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.

Управление и алгоритмы (9 ч.)

Кибернетика. Кибернетическая модель управления.

Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы.

Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.

Программное управление работой компьютера (11 ч.)

Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.

Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурированный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов.

Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка задачи, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.

 

7. Информационные технологии и общество (6 ч.)

Предыстория информационных технологий. История ЭВМ и ИКТ. Основы социальной информатики. Решение задач по теме "Алгоритмизация и программирование". Повторение темы "Базы данных".

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

8 класс

п/п

Тематический блок

Вид деятельности

1

Информация и информационные процессы

Слушание новых тем, объяснения учителя, выполнение практических работ

2

Компьютер как универсальное средство работы с информацией

Слушание новых тем, объяснения учителя, выполнение практических работ

3

Обработка графической информации

Слушание новых тем, объяснения учителя, выполнение практических работ

4

Обработка текстовой информации

Слушание новых тем, объяснения учителя, выполнение практических работ

5

Технология мультимедиа

Слушание новых тем, объяснения учителя, выполнение практических работ, контрольных работ

 

9 класс

п/п

Тематический блок

Вид деятельности

1

Передача информации в компьютерных сетях

Слушание новых тем, объяснения учителя, выполнение практических работ

2

Информационное моделирование

Слушание новых тем, объяснения учителя, выполнение практических работ

3

Хранение и обработка информации в базах данных

Слушание новых тем, объяснения учителя, выполнение практических работ

4

Табличные вычисления на компьютере

Слушание новых тем, объяснения учителя, выполнение практических работ

5

Управление и алгоритмы

Слушание новых тем, объяснения учителя, выполнение практических работ

6

Программное управление работой компьютера

Слушание новых тем, объяснения учителя, выполнение практических работ

7

Информационные технологии и общество

Слушание новых тем, объяснения учителя, выполнение практических работ, контрольных работ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Материально-технического обеспечения образовательного процесса

Аппаратные средства:

Персональный компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности.

Проектор, подсоединяемый к компьютеру (видеомагнитофону); технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

Принтер – позволяет фиксировать информацию на бумаге.

Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – обеспечивает работу локальной сети, даёт доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести электронную переписку.

Устройства вывода звуковой информации – аудиоколонки и наушники для инди­видуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители для озвучи­вания всего класса.

Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования эк­ранными объектами – клавиатура и мышь.

Программные средства:

Операционная система.

Файловый менеджер.

Антивирусная программа.

Программа-архиватор.

Текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы.

Программа разработки презентаций.

Браузер.

 

Литература:

  1. Учебник «Информатика» для 8 класса. Авторы:Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
  2. Учебник «Информатика» для 9 класса. Авторы:Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
  3. Задачник-практикум (в 2 томах) под редакцией И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний. 2011
  4. Методическое пособие для учителя (авторы: Семакин И.Г., Шеина Т.Ю.). Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011
  5. Комплект цифровых образовательных ресурсов (далее ЦОР), помещенный в Единую коллекцию ЦОР (http://school-collection.edu.ru/).
Комментарии
Комментариев пока нет.